1927: Карская экспедиция 1927 года

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1927: Карская экспедиция 1927 года

Сообщение Сергей Шулинин » 14 Июль 2008 11:30

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 204-207.

Карская экспедиция 1927 г. ознаменовалась новыми, значительными достижениями. Эту экспедицию обслуживало уже 14 радиостанций, расположенных в районе Карского моря, Оби и Енисея3. В Маточкином Шаре продолжало работать Бюро ледовой службы, в Новом Порту – Бюро синоптических прогнозов. Все это облегчило проводку судов через льды Карского моря.
Для обслуживания морской операции Комитет Северного морского пути снова зафрахтовал ледокольный пароход, на этот раз «Малыгин», на борту которого находился начальник экспедиции Н. И. Евгенов. В отличие от гидрометеогрупп, проводивших только наблюдения с борта корабля, было образовано плавучее научное бюро погоды и ледовой службы, в задачу которого входило составление прогнозов. Бюро состояло из группы научных работников во главе с Э. П. Пуйше и помещалось на головном ледокольном пароходе.
Некоторые новшества были введены в формирование речных караванов на Оби и Енисее. В навигацию 1927 г. участвовал новый стальной лихтер отечественной постройки «Комсеверопуть № 3», сооруженный на средства, отчисленные от таможенных пошлин. Одновременно был заложен первый для Сибири речной теплоход.
Подготовка экспедиции протекала в условиях усложнившейся международной обстановки.
10 мая 1927 г. английское консервативное правительство Болдуина организовало провокационный налет на англо-советское акционерное общество «Аркос», а затем разорвало дипломатические отношения с СССР. При подстрекательстве реакции 7 июня в Варшаве русским белогвардейцем был убит посол СССР Войков. Были произведены налеты на советские торговые представительства в Берлине, Париже, Шанхае и Тяньцзине.
Решение Совета Труда и Обороны о снаряжении очередной Карской экспедиции случайно совпало с днем провокационного налета лондонской полиции на «Аркос» {4}. Из-за разрыва дипломатических отношений с Англией

{4} См. Доклад о Карской экспедиции 1927 г. (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, д. 254, лл. 1 – ПО). Дневник движения экспедиции 1927 г. (ЦА ММФ, ф. КСМП. оп. I, д. 248, лл. 1–22); Отчет Бюро Северного морского пути о Карской экспедиции 1927 г. (Архив МВТ СССР, ф. Генпредставительство Госторга в Германии, оп. 7190, д. _8).

стало невозможным дальнейшее пребывание Бюро Северного морского пути в Лондоне. В связи с этим, по решению правительства, организационный центр заграничной части Карской экспедиции был перенесен в Германию, в Берлин. Ответственность за проведение экспедиции возложена на Советское торгпредство в Берлине, при котором заново пришлось формировать Бюро Северного морского пути.
Разрыв советско-английских дипломатических отношений повлек за собой ломку оперативного плана Карской экспедиции и полную перестройку всей ее заграничной части. Лишь благодаря ударной работе сотрудников советского посольства в Германии все эти трудности удалось преодолеть.
Всего было зафрахтовано шесть судов: «Двина», «Кереть», «Сорока», «Северолес», «Синглетон Абби» и «Нитс Абби». Они вышли из Гамбурга 29 июля, имея на борту для Нового Порта 9050 тонн и для Усть-Порта 4264 тонны груза, главным образом промышленного импорта. В их числе имелось оборудование лесопильного завода.
Встреча морских судов произошла 8 августа в Тромсе. 10 августа караван прибыл к Новой Земле. За четверо суток до этого из Архангельска вышел «Малыгин». Он прошел в Карское море 10 числа через Маточкин Шар. Разведка показала, что в средней части Карского моря имеется крупнобитый лед. Кромка сплоченного льда лежала на широте 74°. Разведка юго-западной части Карского моря продолжалась до 19 августа {1}.
Тем временем транспортные суда ожидали «Малыгина» в Маточкином Шаре. 19 августа начальник экспедиции, находившийся на ледокольном пароходе, вызвал суда к западной кромке льдов. Пока пароходы продвигались к месту назначения, льды еще больше разредило. Проводка судов через ледовую зону была выполнена благополучно. Далее пароходы шли по чистой воде.
21 августа суда разделились: «Северолес» и «Нитс Абби» направились к устью Енисея, куда прибыли 25 числа, а остальные четыре парохода – в Новый Порт 23 августа. Речные караваны пришли в Усть-Енисейский порт 19 августа, на шесть суток раньше морских судов, а в Новый Порт – 22 числа, почти одновременно с морским отрядом.
Перегрузочная операция продолжалась в Новом Порту – до 8 сентября, в Усть-Енисейском – до 10 сентября. Обратное плавание морские

{1} Сведения о состоянии льдов на морях СССР, вып. 3, 1928, В. Ю. Визе. Сравнение предсказанного в навигацию 1927 г. состояния льдов в Баренцевом и Карском морях с действительно наблюдавшимся. «Известия Центр. Гидромет. Бюро», вып. _8, 1929.

суда совершили на Енисее под проводкой «Инея», который осуществлял лоцмейстерские обязанности во время движения судов к Усть-Енисейскому порту.
На обратном пути суда не встретили льдов. В Баренцевом море они проследовали через Маточкин Шар и 22–23 сентября прибыли в иностранные порты, потратив на весь путь от Оби и Енисея 12.5 – 15 суток. Тем самым экспедиция 1927 г. поставила новый рекорд скорости в прохождении по Карскому пути. До нее рекордными считалось плавание «.Малыгина» летом 1919 г. из Лондона в устье Енисея с заходом в Обскую губу, осуществленное за 14 суток, и плавание парохода «Аркос» в 1925 г., когда расстояние от Нового Порта до Данди (Денди) было покрыто за 13 суток и 2 часа.
Речные суда Карской экспедиции завершили операцию в конце октября.
Последние Карские экспедиции, на судах которых сибирский лес вывозился на мировой рынок, поставили в повестку дня вопрос о создании лесоэкспортной промышленности в Сибири. Необозримые леса Сибири – величайшее богатство страны благодаря Северному морскому пути прочно входили в народнохозяйственный оборот. Резкое снижение стоимости перевозок делало лес одной из самых выгодных статей сибирского экспорта. Раньше перевозка одного стандарта пиленого леса от сибирских баз через Ленинградский порт смешанным железнодорожно-водным путем по подсчетам, применительно к операциям 1927 г., стоила 151 руб. 04 коп. Перевозка стандарта леса Карским путем обошлась в 69 руб. 56 к., т. е. более чем в два раза дешевле {1}.
Более того, стоимость провоза леса по Карскому морскому пути постепенно сокращалась. Если в 1924 г., когда лес впервые вывозился за границу, его доставка обошлась за кубофут 25–27 коп., то в навигацию 1927 г.– только 17 коп. {2}. В то же время стоимость вывоза сибирской пшеницы через Ленинградский порт и Карским морским путем оказалась одинаковой. Незначительная прибыль была получена от перевозки таких традиционных сибирских товаров, как волокно, шерсть и кожсырье. Следовательно, лес мог стать наиболее выгодным грузом для морских: перевозок. Это открывало перед Карским морским путем и всем севером Сибири новые перспективы развития. В 1927 г. за границу было доставлено 2555 стандартов пиленого леса против 757 стандартов в 1924 г. В дальнейшем предстояло расширить лесопильные заводы на Оби и Енисее и построить новый завод, оборудование для которого было доставлено в Усть-Енисейский порт.
Достижением Карской экспедиции 1927 г. явился также вывоз сибирской пшеницы. В Стокгольме, куда ее доставили, она вызвала сенсацию в коммерческом мире. Местные мукомольные заводы высоко оценили ее качество, хотя пшеница и не являлась первосортной.
В целом очередная экспедиция подтвердила, что Карский морской путь, как магистраль массовых перевозок, успешно может выдержать испытание. При известных условиях этот путь мог превратиться в крупнейшее на севере Сибири транспортно-промышленное предприятие.
В 1927 г. произошли некоторые изменения в составе экспортеров. От участия в вывозе асбеста отказался Урал, и незначительное участие принял Казахстан. Зона тяготения к Карскому морскому пути на юге постепенно сокращалась. Эксплуатация этой трассы все больше становилась сибирским делом (доля Сибири в экспорте составила 99% по количеству товаров и 99,5% по ценности). Однако Карские экспедиции

{1} Н. Сибирцев и В. И т и н . Указ. соч., стр. 86.
{2} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I, д. 311, л, 44.


еще обслуживали Урал, Дальний Восток и Казахстан, т. е. радиус их влияния распространялся на всю Азиатскую часть СССР {1}.

{1} Стоимость импорта Карской экспедиции 1927 г. составила 8 560 593 р. 12 коп., из них на долю Сибири приходилось 5 883 089 р. 47 к., на Урал – 1 945 942 р. 37 к., на Казахстан – 683 930 р. 64 к., на Дальневосточный край – 47 630 р. 64 к. В 1927 г. торговые организации Сибири отказались от вывоза курейского графита ввиду неблагоприятной конъюктуры (опечатка – С.Ш.) на европейском рынке.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1927: Карская экспедиция 1927 года

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Октябрь 2014 20:27

Бурят-Монгольская правда № 109. Среда 18 мая 1927 г.

 BMP_109_1927 Среда 18 мая. Принят эксп-импорт. план КЭ.jpg
Принят экспортно-импортный план Карской экспедиции.

Новосибирск. 12. (Сиброста). По данным Комсеверопути, экспортно-импортный план Карской экспедиции текущего года принят Наркомторгом СССР. Намеченный грузооборот составляет около 29 тысяч тонн, из них свыше 15 тысяч тонн экспорта, остальное импорт.
По реке Оби будут вывозиться, обычно, экспортные грузы - жмых, лен и прочее, по Енисею предполагается к экспорту пиленый лесоматериал курейский графит. Участниками Карской экспедиции являются Сибгосторг, Казгосторг, Уралгосторг, Сибкрайсоюз.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1927: Карская экспедиция 1927 года

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 20:57

Власть труда 1927 № 123(2228), 1 июня.

 Власть труда 1927 № 123(2228) (1 июня) АРКОС прекращает работу.jpg
АРКОС ПРЕКРАЩАЕТ РАБОТУ

ОПУБЛИКОВАНО ЗАЯВЛЕНИЕ Т. ХИНЧУКА

ЛОНДОН, 31. Председатель торговой делегации СССР в Англин т. Хинчук опубликовал заявление, в котором говорится:
— В виду расторжения английским правительством англо-советского торгового соглашения, деятельность торгового представительства СССР в Англии прекращается. Дальнейшее размещение заказов в Англии, заключение новых коммерческих соглашений и контрактов советских торговых организаций и Аркоса также прекращается.
Аркос и советские государственные организации, работавшие в Англии, вынуждены ликвидировать свою деятельность, ибо политика английского правительства лишает их всякой возможности продолжать торговые операции на основе общего экономического плана СССР.
Все контракты, заключенные Аркосом и советскими организациями в Англии и английскими фирмами об экспорте и импорте, будут выполнены советскими организациями в точности. Все денежные обязательства упомянутые организаций также будут ними, согласно условиям контрактов в установленные сроки платежа.
Одновременно торговое представительство выражает твердую уверенность, что английские фирмы, заключившие соглашения и контракты с советскими торговыми организациями, также проявят готовность гарантировать выполнение ими обязательств на условия этих соглашений и контрактов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1927: Карская экспедиция 1927 года

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 21:03

Власть труда 1927 № 154(2259), 9 июля.

 Власть труда 1927 № 154(2259) (9 июля) КЭ готовится.jpg
КАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ГОТОВИТСЯ

МОСКВА, 8. Начальник Карской экспедиции тов. Евгенов сообщил, что для экспедиции уже зафрахтовано (заарендовано) три океанских норвежских парохода. В этом году экспедиция впервые будет экспортировать (вывозить за границу) обский лес.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1927: Карская экспедиция 1927 года

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 21:11

Власть труда 1927 № 168(2273), 26 июля.

 Власть труда 1927 № 168(2273) (26 июля) КЭ-1927.jpg
В АВГУСТЕ— ВСТРЕЧА СУДОВ

ПЕРЕГРУЗКА ЗАКОНЧИТСЯ В СЕНТЯБРЕ

НОВОСИБИРСК, 23. По сообщению Комсеверпути встреча судов речной и морской части Карской экспедиции должна состояться в Новом и Усть-Енисейском портах 20 августа.
Взаимная перегрузка судов должна быть закончена 17 сентября, после чего иностранные суда с экспортом отправятся обратно.

ПЛАН ИМПОРТА ПОЧТИ ВЫПОЛНЕН.

К ЭКСПОРТНОЙ ПОГРУЗКЕ УЖЕ ПРИСТУПИЛИ.

НОВОСИБИРСК, 23. Комсеверпути получил из Гамбурга благоприятное сообщение о ходе закупки товаров Карской экспедиции. К 20 июля закупки по импорту (ввоз в страну из-за границы) составляли 13350 тонн, то есть почти полное выполнение импортного плана.
В текущем году с экспедицией прибудут в большом количестве цветные металлы, красители, дубители, медикаменты, сельхозмашины, запасные части и предметы для снабжения вузов.
Также в значительном количестве будет получено фабрично-заводское оборудование в частности машины для оборудования спичечной фабрики и лесопильного завода в Сибири.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1927: Карская экспедиция 1927 года

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 21:28

Власть труда 1927 № 213(2318), 17 сентября.

Власть труда 1927 № 213(2318) (17 сент.) КЭ.jpg
КАРСКАЯ СЛЕДУЕТ БЛАГОПОЛУЧНО

Она достигла Маточкина Шара

АРХАНГЕЛЬСК, 15 сентября.

Енисейская группа Карской экспедиции благополучно достигла Маточкина Шара на Новой Земле. Ожидается Обская группа. Льдов в Карском море и на Маточкином Шаре мало.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1927: Карская экспедиция 1927 года

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 21:35

Власть труда 1927 № 234(2339), 12 октября.

 Власть труда 1927 № 234(2339) (12 окт.) Авария баржи 972 на Енисее.jpg
АВАРИЯ НА ЕНИСЕЙСКИХ ПОРОГАХ

ЯКОРЯ НE СПАСЛИ БАРЖУ

НОВОСИБИРСК, 11 октября.
Баржа енисейского каравана Карской экспедиции «972» потерпела аварию на Казачинских порогах Енисея. На самом быстром месте, между камнями «Модеста» и «Красная плита», где пароходы и баржи поднимаются туэром, буксир, благодаря сильному течению, спружинил и баржу понесло.
Отданные якоря не спасли баржи и она, навалившись на каменистый правый берег, получила пролом в корме и затонула в ста саженях ниже речки Шилки.
Вода не доходит до палубы лишь 40 сантиметров.
Немедленно было приступлено к откачке баржи. На место авария вызван специальный пароход и отправлен специалист по судоподъему.
Заместитель председателя комитета северного морского пути тов. Шольц сообщил корреспонденту Сиброста, что есть полная надежда на спасение не только груза, но и самой баржи.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1927: Карская экспедиция 1927 года

Сообщение fisch1 » 09 Октябрь 2018 10:01

Советская Сибирь № 173 1927
 Советская Сибирь. № 173. 1927.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения