Промысловые суда

От ладьи и коча до атомохода.

Промысловые суда

Сообщение SVF » 04 Апрель 2015 21:56

Полярная правда 20 декабря 1936 г. № 293(3058):
1936-12-08.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Промысловые суда

Сообщение SVF » 04 Апрель 2015 22:13

Полярная правда 21 декабря 1936 г. № 294(3058):
1936-12-11.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Промысловые суда

Сообщение SVF » 04 Апрель 2015 23:01

Полярная правда 29 декабря 1936 г. № 301(3065):
 1936-12-18.jpg
 1936-12-19.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Промысловые суда

Сообщение SVF » 10 Апрель 2015 13:27

Полярная правда 17 февраля 1937 г. № 40(3107):
 1937-02-01-05.jpg



#графика
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Промысловые суда

Сообщение SVF » 13 Апрель 2015 17:01

Карело-Мурманский край, №3-4 1934 г.:
 1934-03-25.jpg
 1934-03-26.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Промысловые суда

Сообщение fisch1 » 16 Апрель 2015 14:48

 Техника - молодёжи 1987-11.jpg
«МАЛ ЗОЛОТНИК...

Издревле поморы промышляли у берегов Баренцева моря рыбу и морского зверя. Ходили они на парусных и весельных карбасах, шняках и елах — судах небольших, беспалубных, открытых ветрам, волнам, дождям и снегу.

Так было до 20-х годов нашего века, когда северяне начали обзаводиться более крупными судами, парусно-моторными ботами и шхунами. Однако построить относительно большое промысловое судно, приобрести для него мотор мощностью 45—65 л. с. рыбаку-одиночке было не по силам. Иное дело — трудовой коллектив. На Севере тогда их было немало — в 1928 году только на Мурмане существовало, к примеру, солидное кооперативное объединение Севпромсоюз, в которое входили крепкие промысловые артели и товарищества «Коммуна», «Малошуйка», «Труженик», «Чайка», «В единении — сила» и другие.
Наиболее распространенным в рыболовецких колхозах был тип парусно-моторного бота. Свои идеи и проекты предлагали и опытные капитаны, хорошо знавшие местные условия и учитывавшие многовековой опыт заполярных мореходов и промысловиков.
Один из них, капитан Н. Я. Васильев, в 1931 году представил на отзыв специалистам проект промыслового бота. После доработки проекта судно было рекомендовано к массовому выпуску под названием малая «Касатка» (в отличие от более крупного судна). Проект оказался удачным еще и потому, что Н. Я. Васильев рассчитывал не только на специализированные судостроительные заводы, но и на сами артели и колхозы.

Правда, первое время дефицитом оставались моторы и главным движителем «Касаток» стали паруса, размещенные на двух мачтах: стаксель площадью 32 м2, грот (74 м2) и бизань (34 м2). Под ними в свежую погоду парус но-моторный бот развивал скорость до 6,5 узла, а то и больше.

Промысловое оснащение малых «касаток» включало кошельковый невод, дрифтерную сеть и крючковую снасть, которые ставили и выбирали с помощью лебедок. Улов укладывали в трюм объемом 20 м2, занимавший центральную часть корпуса судна. При этом бочки с рыбой ставили рядами в несколько ярусов, а при укладке соленой или свежемороженой рыбы разных сортов трюм разделяли на «чердаки» заранее приготовленными «заборными досками».
Немногочисленная команда размещалась в кубриках, устроенных в кормовой и носовой частях; за трюмом, ближе к корме, возвышалась рулевая рубка.
Большие и малые «касатки» стали наиболее распространенными у рыбаков-поморов.
Имена рыбаков-ударников знала вся страна. Ветераны помнят — тогда, в годы первых пятилеток, передовиков рыболовецких колхозов премировали, на наш взгляд, необычно. Так, президиум Мурманского окружного исполкома наградил бригадира кормщиков И. Фофанова «часами, костюмом, ботинками и грамотой», а колхозницу М. Савки-нен — «грамотой и отрезом на платье». Для тех лет — весьма ценная награда.

Впрочем, рыбачки трудились не только на береговых базах, но и наравне с мужчинами служили на промысловых судах. Например, Элина Стольд начинала зуйком (юнгой) на еле — маленьком беспалубном судне. Потом закончила полугодичные курсы в Ростове и получила свидетельство на право командования судами вместимостью до 200 т. Бывалые поморы с явным недоверием встретили капитана в юбке, но первый же рейс на парусно-моторном боте «Ленин» развеял сомнения скептиков — улов оказался больше, чем у других капитанов колхоза «Энергия». Потом Элина Стольд командовала ботом «Сайда».

В 1937 году судно попало в жестокий шторм. Ночью, отправив команду в кубрики, Элина Ивановна вышла на палубу, чтобы проверить сети. И тут неожиданно сильная волна снесла кормовую площадку вместе с капитаном. К счастью, рыбаки быстро отыскали Элину Стольд среди волн. В том рейсе «Сайда» выполнила сразу два квартальных плана! Недаром говорят — мал золотник, да дорог...

Вот так и работали в предвоенные годы малые промысловые суда. И не только на Севере.

...22 июня 1941 года. Так и тянет написать: «Мирный труд рыбаков прервала война». Не прервала, лов рыбы продолжался, и до конца года колхозники выловили в губах Сайда, Долгая, Зеленцы, Порчниха (все — рядом с линией фронта) более 3 тыс. т рыбы. Напомним, что до войны квартальный план для парусно-моторных ботов составлял 75 т.

Нужно учесть, что немало промысловых судов мобилизовали для воинских перевозок. Вот записи в вахтенном журнале «Зенита» только за 23 апреля 1942 года:
«В 1 ч 00 мин свернули в бухту Озерки и попали под обстрел вражеской артиллерии. В 2 ч 00 мин ошвартовались у причала. Артогонь прекратился. Судну причинены небольшие повреждения. В 13 ч 15 мин вражеская артиллерия снова начала обстрел. Нанесены повреждения второй шлюпке правого борта, разбиты два стекла в рулевой рубке, оборвало радиоантенну, повредило такелаж. В 17 ч 30 мин вражеская артиллерия снова начала обстрел...» И так чуть ли не каждый день.

А остальные парусно-моторные боты по-прежнему выходили на промысел. Рыбаки знали, что в любой момент следует ожидать появления вражеской авиации.

«Фашистские стервятники с особым остервенением бомбили и обстреливали малый флот,— рапортовал в январе 1942 года начальник Главсеврыбпрома А. В. Тупиков.— Был случай, когда на один бот... сбросили до 50 бомб. Умело маневрируя, команда бот сохранила».
Недаром же в том году ряд рыбаков-колхозников был удостоен высоких наград. Председателю колхоза «Свободный Мурман» В. А. Клещеву вручили боевой орден Красной Звезды. И этот факт вовсе не был исключением...

...В наши дни на Севере уже не найти маленьких парусно-моторных ботов и шхун, не сохранилось ни одной «касатки». Иным стал труд рыбаков Заполярья, иными стали они сами. Вот только Баренцево море осталось таким же, как и столетия назад. Недаром поморы издавна уважительно называли его «морем студеным»...

Виктор ШИТАРЕВ, инженер-судоводитель
Техника - молодёжи 1987-11
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Промысловые суда

Сообщение SVF » 19 Апрель 2015 13:59

Карело-Мурманский край, №7-8 1934 г.:
 1934-07-06.jpg

 1934-07-07.jpg

 1934-07-08.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Промысловые суда

Сообщение SVF » 19 Апрель 2015 19:07

Карело-Мурманский край, №8-9 1935 г.:
 1935-08-01.jpg

 1935-08-02.jpg

 1935-08-03.jpg

 1935-08-04.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Промысловые суда

Сообщение fisch1 » 27 Апрель 2015 14:46

Шхуна «Лена».jpg
Шхуна «Лена»


шхуна «Зверобой».jpg
Шхуна «Зверобой».
На крыле мостика шхуны во льдах (справа – капитан Виктор Иванович Батраков)
Фото из архива капитана.

http://atf.1mcg.ru/index.php?spy_show&id=1750
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Промысловые суда

Сообщение Kirindas » 07 Август 2015 21:50

Попалась ссылка на издание "Техника Северных промыслов. Сборник" Архангельск. Центральная Типография ОМХ. 1925г. 88 страниц.
В книге раздел с чертежами на вкладке посвященный промысловым судам.
Описаны: шинка, ёл, парусные и моторно-парусные боты, дорки, пашки.
По судам приведена история строительства, варианты конструкций с общим устройством и оснащением, основными элементами. Поведение в море в различную погоду. Указаны наличие и потребность в судах.
Наверное книга интересная и надо искать для сообщества
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Промысловые суда

Сообщение fisch1 » 06 Февраль 2016 16:53

Посещение о-вов Пахтусова зверобойным судном .Нерпа". По сообщению
2-го штурмана г/с „Нерпа" т. Шадрина осенью 1932 г. судно под командой капитана
А. И. Хохлина подходило к становищу на о-вах Пахтусова северным проходом. В августе
1933 г., во время повторения рейса, судно село на каменный риф около острова,на котором стоит изба. Осенью того же года рейс к о-вам Пахтусова был снова повторен.
20 октября г/с „Нерпа" вышло из Маточкина Шара и вновь взяло курс на острова. Плавание проходило в молодом льду. Около м. Пять Пальцев и п/о Крашенинникова,
вследствие увеличения мощности льда, судно было вынуждено подходить почти вплотную к берегу. К полдню 21 октября „Нерпа" остановилась в береговом
припае в 10—15 саж. от берега о-ва Пахтусов, около становища.
При самом конце выгрузки неожиданно налетел с запада шквал, прижавший
судно вплотную к берегу. Под бортом образовался ледяной кранец. Каких-либо повреждений корпуса не произошло, так как в месте разгрузки судна берег оказался приглубый с галечным грунтом.
К полночи шквал, превратившийся в шторм, начал стихать и „Нерпа" получила
возможность под мотором отойти от берега. В проливе лед частично был взломан и
вынесен в море. Вскоре, после полуночи, стихший было ветер вновь начался с силой,
превышавшей наблюдавшуюся накануне. „Нерпа" с трудом удерживалась на месте,
работая полным ходом мотора. Утром судно перешло под противоположный становищу
берег острова и остановилось на двух якорях, не прекращая работу мотора. В 15 ч. 30 м.
западный ветер мгновенно прекратился, а через 5 м. дул с прежней силой с востока.
В 15 ч. 40 м. шквал затих, после чего потянул легкий западный ветерок. Весь лед был вынесен в море. В тот же день вечером „Нерпа" вышла в Маточкин Шар, куда и прибыла 23 октября. Весь обратный путь прошел по чистой воде. „Нерпа" является судном типа „Смольный", построена в Норвегии, имеет осадку 12 фут.

Северный морской путь 4: Сборник статей по гидрографии и мореплаванию / Гидрограф. упр. Главсевморпути при СНК СССР. - Л.: Изд-во Главсевморпути, 1936
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Промысловые суда

Сообщение ЧАЙКА СВ » 22 Июль 2016 11:17

Рыболовецкие суда в Шойне (Ненецкий АО).
Вложения
 Шойна, судно № 415Х (01).jpg
 Шойна, судно (03).jpg
 Шойна, судно (02).jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Промысловые суда

Сообщение ЧАЙКА СВ » 22 Июль 2016 11:21

Еще рыболовецкие суда в Шойне. (Из "Одноклассников") 1951, 1956 годы
Вложения
 Шойна, судно ПТС-225 (2).jpg
 Шойна, судно ПТС-225.jpg
 шойна, строительство причала рыбзавода.jpg
 шойна, 1956 г. шхуна.jpg
 шойна, 1951 г. судно.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Промысловые суда

Сообщение ЧАЙКА СВ » 22 Июль 2016 15:04

Шхуна "Кайра", Архангельск. ф. Виктора Зуева.
Вложения
 шхуна Кайра, Арх. ф. Виктор Зуев.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Промысловые суда

Сообщение ЧАЙКА СВ » 24 Март 2017 11:08

Шхуна "Палтус".Архангельск, у причала Печорского рыбокомбината (Ненецкий АО) из фондов НОКМ (Ненецкого окружного краеведческого музея)., июль 1985 года.
Вложения
 п-д Палтус ф. НОКМ (1).JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения