Молодых Иван Федорович (1897 - 1940)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Молодых Иван Федорович (1897 - 1940)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Август 2014 20:20

 0.jpg
МОЛОДЫХ Иван Федорович
(1897 - 1940)
Кандидат географических наук (1936 г.), профессор Иркутского университета. Род в г. Тулуне Иркутской обл. Окончил 3 курса Петербургского политехнического института и Дальневосточный политехнический институт. Работал в ИГУ с 1923 г. - научным сотрудником Биолого-географического института и ассистентом кафедры общего землеведения. В 1928 - 1933 гг. руководил гидрографическими экспедициями Наркомвода - Колымской, Индигирской и Восточной, был консультантом проектно-изыскательской конторы Наркомвода. В ИГУ читал курс гидрологии, участвовал в открытии гидрологической станции в Голоустном. В 1937 г. утвержден в должности профессора ИГУ. В том же году арестован по ложному обвинению.
Автор более 40 научных работ. Один из авторов Сибирской советской энциклопедии.

Соч.: Задачи транспортного строительства на северо-востоке Якутии // Известия БГИ при ИГУ. – Иркутск, 1931. – Т. 5. – Вып. 4.
Методы рекогносцировочных исследований рек. Л., 1928.
Отчет Монгольской экспедиции 1919. – Иркутск, 1921.
Некоторые результаты изысканий в 1926-1927 гг. дорожного направления с Охотского побережья в систему Маи // Известия БГИ при ИГУ. – Иркутск, 1928. – Т. 4. – Вып. 1.
Топографические и геодезические работы 1928 и 1929 гг. Колымская экспедиция НКПС.(краткое содержание доклада начальника партии НКПС по исследованию р. Колымы инж. И.Ф. Молодых, сделанного им в Государственном институте геодезии и картографии 17 апреля 1930г.) Журнал "Геодезист", 1930, №10, стр.57-67
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

МОЛОДЫХ Иван Федорович (1897 - 1940)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Август 2014 20:25

МОЛОДЫХ, Иван Федорович

— гидрограф. Р. в 1897, в Тулуне. Учился в Пб. Политехническом Ин-те, был доцентом Иркутского Университета. Исследовал реки Ленского бассейна, а затем сист. Селенги в пределах Монголии (1919, 1923/24), в результате чего осуществлен водный путь из СССР в Монголию по pp. Селенге и Орхону. В качестве начальника Гидрологического отряда Якут. комиссии Акад. Наук исследовал в 1921 и 1925 гг. Алдан, Олекму и Тунгир. В 1920, 1926, 1927 изучал дорожное направление с Охотского побережья в Якут. Р.; итогом этих работ явился проект дорожной линии: бухта Эйкан—Нелькан—Якутск. В 1928—29 под его руководством работала экспедиция Нар. Ком. Путей Сообщ. по исследованию р. Колымы и ее бассейна; результатом экспедиции были совершенно новые данные о географии реки и об ее использовании. Гл. раб.: Отчет Монгольской экспедиции 1919, Иркутск, 1921; Методы рекогносцировочных исследований рек, Иркутск, 1921, и Л., 1928; Навигационные и сборные географические карты по pp. Мае, Алдану, Селенге и Орхону, Иркутск, 1923, 1924, 1925; «Пути сообщения Якутии» в сб. «Якутия», Л., изд. Акад. Наук, 1927; Атлас р. Алдана, текст и планы, т. XIV «Тр. Якут. Комиссии Акад. Наук», Л., 1930, и др.

Сибирская Советская Энциклопедия — 1929 год
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

МОЛОДЫХ Иван Федорович (1897 - 1940)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Август 2014 09:09

ВСП 1935 № 187 (15 августа.)

 ВСП 1935 № 187 (15 авг.) Реконструкция судоходства на Лене.jpg
Реконструкция судоходства на Лене.

Наш корреспондент беседовал с главным инженером Иркутской проектно - изыскательной конторы Наркомвода СССР тов. И. Ф. Молодых.
Выполняя постановление Совета Труда н Обороны об обеспечении северных перевозок, — сказаал тов. Молодых, — мы на реке Лене изыскиваем и проектируем базу капитального судоремонта. В проектируемом выходе Ленской жел. дор. Усть-Кут — Осетрово намечается и строительство судосборочной верфи. Судоремонтные мастерские будут в год ремонтировать 250 пароходов и металлических барж. Капитальный и восстановительный ремонт судов будет производиться вплоть до отливки валов и цилиндров.
Объем капиталовложений в оба предприятия намечен в 30 миллионов рублей. Начало строительства — в 1936 году. Сейчас в районе Усть-Кут — Осетрово ведутся топографические работы, гидрологические исследования, и изыскания по инженерной геологии. Собираются материалы по экономическому обоснованию. Проект мастерских и верфи будет готов первого декабря 1935 г.
Второй важнейший объект нашей работы — составление проекта реконструкции судоходных условий Лены на участке Качуг — Усть-Кут. На основе материалов трехлетних изысканий бригадой инженеров. под руководством В. А. Бородзич, составлен комплексный транспортно-энергетический проект реконструкции хозяйства Верхней Лены.
При устройстве водохранилища за плотиной, около деревни Бирюльки (50 километров выше Качуга) и с проведением но реке от Качуга до Усть-Кута выправительных и землечерпательных работ, обеспечиваются регулярное судоходство и энергетическая установка мощностью в одиннадцать тысяч киловат. Разрешив реконструкцию Верхней Лены мы полностью изживаем затруднения с северными перевозками через Качуг.
Естественная глубина Лены между Качугом и Усть-Кутом в среднем 50 сантиметров. После реконструкции глубина Лены здесь будет не менее одного метра. Таким образом ликвидируется убыточный для государства самосплав грузов на карбазах и устанавливается регулярное судоходство на всем протяжении Лены от Качуга до Усть-Кута. т. е. осваивается новый водный путь в 500 километров.
Кроме этого, после сооружения плотины и выправительных работ полностью изживается угроза катастрофических наводнений, подобных наводнению 1934 года.
Энергетическая установка даст дешевую энергию, (три копейки киловатт-час). Затраты же на все сооружения окупаются в два с половиной года только одним снижением себестоимости перевозок с пятнадцати до шести копеек за тонно-километр. Если в ближайшие месяцы проект правительством будет утвержден то в 1936 году начнется реконструкция Верхней Лены.
Третья наша работа на Лене — уже за пределами края, около Якутска. Город Якутск стоит в пятнадцати километрах от судоходной протоки. Задача состоит в том, чтобы около самого города создать судоходную протоку и построить на ней порт и затон для обслуживания судов Главного управления Северного морского пути. Проект должен предусмотреть и разрешение вопросов водоснабжения Якутска.
Большие изыскания мы проводим для создания транзитного водного пути вверх по реке Ангаре от пристани Макарьевской через озеро Байкал.
На все проектно-изыскательные работы в 1935 году мы затрачиваем 1700 тысяч рублей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Молодых Иван Федорович (1897 - 1940)

Сообщение ББК-10 » 04 Январь 2015 12:05

Власть труда 1923 № 164 (1104), 25 июля.

 Власть труда 1923 № 164(1104) (25 июля) Эксп. МОЛОДЫХ по Селенге.jpg
Исследование новых водных путей.

ПРОБНЫЙ РЕЙС ПО РЕКЕ СЕЛЕНГЕ.

Плавание по реке Селенге выше нашей границы давно уже интересовало русских, как удобный и дешевый путь для нашей торговли с Монголией.
В данный момент этот вопрос получил сугубый интерес в связи, с возможностью использования р. Селенги, как важного звена транзитного пути для экспорта Монгольского сырья через Николаевский на Амуре порт за гpaницу.
Маршрут экспорта: В-Удинск — Сретенск — Николаевск на Амуре.
В 1919 году изыскательская партия, во главе с Иваном Федоровичем Молодых произвела исследования монгольской части реки Селенги и составила судоходную карту этого участка.
В текущую навигацию партия по исследованию рек Ленско-Байкальского бассейнов водопути удалось организовать пробный рейс по реке Селенге в пределах Монголии. 19 июля с. г. заведывающий партией Ив. Фед. Молодых на предоставленном ему Дальне-Восточным Округом П. С. парохoдe "Кооператор" вышел из B-Удинска вверх по реке Селенге в пределах Moнголии. В случае удачного окончания рейса прибавится еще 300 верст водного пути, по которому до сего времени не проходил ни один пароход.


Бурят-Монгольская правда № 2, среда 5 сентября 1923 г.

 BMP_002_1923 Экспедиция инженера Молодых.jpg
Экспедиция инженера Молодых.

20 августа в Троицкосавск прибыла экспедиция инженера Молодых, произведшая исследование реки Селенги от слободы Усть-Кяхты и выше, в пределах северной Монголии.
Экспедиции удалось на пароходе "Кооператор" от пристани "Устъ Кяхта" подняться вверх по Селенге на 400 верст, в пределах Монголии, и произвести обследование не только общего состояния бассейна реки Селенги, на предмет установления постоянного пароходного сообщения, но и прилегающих районов к верховьям Селенги в экономическом отношении.
Несмотря на мелководье, пароход "Кооператор" значительные затруднения преодолевал только в 30— 35 верстах от слободы Усть Кяхты, ввиду больших перекатов.
По мнению инженера Молодых, пароходное сообщение по Селенге в пределах Монголии может быть организовано без особых затруднений и затрат, установление пароходного сообщения в верховьях Селенги весьма поднимет экономическое значение прилегающих скотоводческих районов северной Монголии.
П. Б.
Последний раз редактировалось ББК-10 09 Март 2015 12:29, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Молодых Иван Федорович (1897 - 1940)

Сообщение ББК-10 » 25 Февраль 2015 21:01

ВСП 1934 № 198, 28 августа.

 ВСП 1934 № 198 (28 авг.) Гидрографические работы на Лене.jpg
ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА ЛЕНЕ.

На реке Лене, от деревни Бирюльки и до Усть-Кута, Управлением по изысканию рек Востока (ведутся большие работы по составлению проекта улучшения судоходства.
В районе Жигалово — Усть - Кут производятся изыскания перекатов, у д. Бирюльки — топографические, гидрографические и геологические исследования.
После теоретических обоснований всех вопросов, связанных с эксплоатацией верховьев Лены, предполагается осуществить улучшение судоходного движения на участке Качуг - Жигалово путем постройки плотины выше д. Бирюльки.
При помощи плотины и созданного ею водохранилища, можно будет регулировать поток воды Лены от Бирюльки до Жигалово. Плотина же явится мощным средством предотвращения наводнений и впоследствии будет использована для гидроэлектрической установки.
С превращением верховьев Лены в пригодную для судоходства реку тысячи и миллионы тонн грузов будут грузишься в Качуге, в Жигалово и в Усть-Куте на большие пароходы и отправляться в Якутию и во все районы Ленского бассейна.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Молодых Иван Федорович (1897 - 1940)

Сообщение ББК-10 » 14 Март 2015 21:21

В 1920, 1926, 1927 изучал дорожное направление с Охотского побережья в Якут. Р.; итогом этих работ явился проект дорожной линии: бухта Эйкан—Нелькан—Якутск.


Власть труда 1927 № 296 (2401), 25 декабря.

 Власть труда 1927 № 296(2401) (25 дек.) МОЛОДЫХ. Тракт Эйкан-Нелькан.jpg
ДОРОГА К ОХОТСКОМУ МОРЮ.

ПОИСКОВАЯ ПАРТИЯ ВЕРНУЛАСЬ.
— ТРАКТ ЭЙКАН - НЕЛЬКАН.


Из Якутии возвратилась поисково-разведочная партия, работавшая под руководством доцента нашего университета И. Ф. Молодых. В задачу партии входило изыскание пути, который должен связать Якутию с побережьем Охотского моря.
Первоначально предполагалось проложить тракт Аян - Нелькан, а теперь намечено повести колесную дорогу от бухты Эйкан до урочища Нелькан.
Длина нового тракта 210 километров. По предварительной смете на сооружение тракта потребуется 2.800.000 рублей.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Молодых Иван Федорович (1897 - 1940)

Сообщение ББК-10 » 14 Март 2015 21:24

Власть труда 1927 № 299 (2404), 30 декабря.

 Власть труда 1927 № 299(2404) (30 дек.) МОЛОДЫХ. Год в краю глухом.jpg
ГОД В КРАЮ ГЛУХОМ

ИЗЫСКАТЕЛИ ЕДУТ В АЯН.

Сто лет идут разговоры и необходимости связать Якутию хорошей дорогой с морским побережьем. Про изводились изыскания, но дороги все еще нет.
Недавно в Иркутск возвратился начальник разведочной партии, доцент Иркутского университета И. Ф. Молодых, производивший дорожные изыскании в Якутии по заданию Дальомес'а НКПС.
— Наша партия, — говорит тов. Молодых. — выполнила рекогносцировочные исследовании по двум направлениям: от бухты Эйкан до урочища Нелькан и от порта Аян до Нелькана.
С последним пароходом из Николаевска на Амуре партия выехала в Аян, откуда должны были начаться изыскания.

В БАРАКЕ БЫЛЫХ ХИЩНИКОВ.

Техник Гриценко через «Казенный» перевал отправился на оленях в Нелькан, чтобы произвести маршрутную опись, определить высоты и профили местностей. Кроме того, он должен был нанять в Нелькане оленей для всей партии.
Отряд благополучно дошел до Нелькана, сделав в четырнадцать дней 207 километров, а оставшиеся в Аяне начали готовиться к зимним работам и приступили к ремонту барака построенного еще Северо Американской котиковой компанией.
У жителей Аяна очень мало оленей: их главное занятие — морские промыслы. И пришлось потратить много труда и энергии. чтобы на-
нять транспорт — до ста рабочих нарт.

ВСЕ СМЕЛ ЖЕСТОКИЙ ШТОРМ.

Партия вздохнула свободно. Отряды стали готовиться в путь, но внезапно жестокая беда разразилась над изыскателями: над маленьким портом пронесся жестокий шторм, разрушивший пять зданий и причинивший смерть одиннадцати обитателям Аяна. Между прочим, погибло шесть членов семей работников партии. Бурей были сметены склады. Почти весь провиант погиб.
Целый месяц сотрудники партии откапывали из под гальки, льда и снега инструменты и продукты.

НА ЧЕРЕПАХАХ, ХОТЯ И С ОЛЕНЯМИ.

Два лыжника отправились "вестниками бедствия" в Нелькан, до которого шли двадцать пять суток. В пути они встретили и обогнали транспорт Дальгосторга, застигнутый бурей на перевале Джугджур.
Из Нелькана телеграмму повезли в Якутск другие нарочные уже «на протяжных» (бессменных) лошадях.
И только в феврале с. г. начальник партии получил телеграмму о бедствии, а 6 апреля он был уже в Нелькане, затратив на переезд от Иркутска 65 дней.

ПО ГОРНЫМ ХРЕБТАМ И ТАЙГЕ.

Два отряда, приступившие к работе с конца января успели к тому времени выполнить стоящие перед ними задачи. Первый обследовал
путь от Эйкана на Нелькан, второй — из Аяна на Нелькан через Тюгюрнинский (Тангинский) перевал.
С апреля приступили к изысканиям от бухты Эйкан. Мысль о проведении тракта от Аяна пришлось оставить, так как проложить дорогу через Становой хребет (Джугджур) в направлении на Аян было признано технически трудной.
Работа протекала в трудных условиях: партия испытывала острый недостаток во вьючных животных и лошадях. Население оказывало мало помощи. Партия имела только четырнадцать лошадей, а до получения их из Нелькане — пятьдесят вьючных оленей.

ОБРАТНО МОРСКИМ ПУТЕМ.

Все же к сентябрю удалось закончить изыскания и партия 30 сентября из Аяна отравилась на пароходе обратно в Хабаровск через Владивосток, морским путем.
Начальник партии И. Ф. Молодых полагает, что шоссированную дорогу от бухты Эйкан можно провести до Нелькана и далее на реку Маю в двух—трехлетний срок. Новая дорога должна на три четверти обслуживаться механическим транспортом (автомобилями). На сооружение дороги потребуется около двух миллионов восьмисот тысяч рублей.
В настоящее время партия выполняет в гор. Иркутске обработку материалов изысканий и составление проекта дороги.
К. Щегловский.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Молодых Иван Федорович (1897 - 1940)

Сообщение ББК-10 » 04 Апрель 2015 20:49

Власть труда 1927 № 150(2255), 5 июля.

 Власть труда 1927 № 150(2255) (5 июля) Тракт Аян Молодых.jpg
ЧЕРЕЗ ДЕБРИ, СНЕГА И ГОРЫ

ТРАКТ ЭЙКАН — НЕЛЬКАН — ШИПИЦЫНО
Золотом и пушным ценным зверем богата Якутская республика. На Охотском море есть кой-какие слабо оборудованные порты, но внутри республики пути сообщения самые первобытные. Почти непроезжие тропы. По ним вьюками на оленях возят товары. Пока не будет в Якутии хороших дорог— страна останется мертвой.
Далькрайисполком и правительство Якутской республики это учитывают. В первою очередь решено провести хорошую грунтовую дорогу с побережья Охотского моря от бухты Эйкан до поселка Нелькан, а затем на реку Маю до быв. станции Шипицыно, откуда Мая (приток Алдана) становится судоходной.

«ДОБРОВОЛЬЦЫ ПОНЕВОЛЕ»
Мысль о постройке тракта — мысль не новая. Когда-то от порта Аяна через Нелькан до г. Якутска был проложен «зимник» (зимняя дорога). Начало устройству «зимника» положила в 30-х годах 19 столетия российско-американская торговая компания, а окончательно он был проложен при бывш. генерал-губернаторе Муравьеве-Амурском. В порядке «добровольно-принудительном» Муравьев в 50 годах того же столетия поселил на станках («ямах») около 200 семей ямщиков. Тракт просуществовал до 90-х годов, а потом закрылся.
Станки опустели, потомки «добровольцев поневоле» разбрелись по золотым приискам, ушли на Амур и в другие места. От станков остались только поляны.
Мосты и гати сгнили. Но все же по малопроходимым тропам вплоть до 1921 года продолжалась переброска на оленях чаев для Якутии. В год перебрасывалось от 50 до 70 тысяч пудов (от 7.000 до 12.000 мест).
Изыскания по проведению тракта ведутся полным ходом. Начались они зимой прошлого гада. На изыскательские работы отпущено 72.000 рублей, а весь тракт протяжением в 276 километров, по ориентировочной смете, обойдется в 3 мил. 400 тысяч рублей.
Изыскательская партия состоит из 10 человек технического персонала и 20 рабочих. Всеми работами руководит гидрограф И. Ф. Молодых.

ПОЧЕМУ АЯН ОСТАЛСЯ ЗА ШТАТОМ?
Во времена царизма изыскательские партии, посылаемые министерствам путей сообщения и министерством торговли и промышленности, имели задачу проложить обязательно тракт Аян — Нелькан. Молодых в этом вопросе была предоставлена широкая инициатива.
Он отыскал более удобную бухту Эйкан, от которой и пойдет тракт. Аян «останется за штатом».
Бухта Эйкан в 3 раза больше бухты Аян, и судов в ней поместится больше. Местность вокруг бухты удобна для будущих портовых сооружений и жилых строений.
Главное затруднение преодолено: перевал через Становой хребет по направлению Эйкан — Нелькан лежит выше уровня моря, всего лишь на 724 метра. Все ранее наследованные перевалы имеют высоту, большую в 1 1/2 - 2 раза.

КРЫЛЬЯ ТАЙФУНА
Гидрограф изыскательской партии Александр Гриценко рассказывает:
— Вести работы приходилось в весьма трудных условиях: по побережью Охотского моря пронесся небывалой силы тайфун (ураган). Под порывами ветра амбар, в котором находились наши продовольственные запасы и техническое оборудование, разлетелся, как карточный домик.
Если бы не помощь, оказанная факторией Дальгосторг, пришлось бы работы прекратить. Тайфун причинил нам убытков на 11.619 рублей по хабаровским заготовительным ценам, а по местным на 35.000 рублей.
Пришлось покупать новые инструменты, и изыскания обойдутся не в 72.000 рублей, а несколько дороже.

ЗИМНЯЯ ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ «СТРАДА»
Снега на пути достигали толщины в два метра, свирепствовала пурга ураганной силы, морозы доходили до 64° по Цельсию. На нарту вместо 10 пудов можно было грузить только 5.
Транспорты Дальгосторга тащились из Аяна в Нелькан целых 70 дней. «Зимник» протаптывали с громадным трудом.
Питалась экспедиция впроголодь Главной пищей служили сухари и не совсем доброкачественное мясо. Рабочие руки стоили дорого. Поденный рабочий обходился 10 рублей в день. Натурой расплаты производить было невозможно.
По целым месяцам партия не имела связи с внешним миром.

* * *

На-днях тов. Гриценко из Иркутска выехал в Хабаровск. Он везет на утверждение ориентировочные сметы на постройку дороги. Другая его задача — получить деньги для окончания летних изысканий и составления исполнительного проекта постройки тракта Эйкан— Нелькан.
Значение новой дороги громадно. Дорога даст выход сырью Якутии на внешний рынок и оживит глухой край. Заинтересованные торговые организации должны оказать моральную поддержку Далькрайисполкому в его начинаниях.
К. Щегловский.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения