Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июнь 2009 02:19

Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Беляков Александр Васильевич
21. 12. 1897 - 28. 11. 1982
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 24.07.1936 ( медаль № 9)

Памятники
В Москве на Новодевичьем кладбище

Беляков Александр Васильевич – штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.

Родился 9 (21) декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области в семье учителя. Русский. Детство и юность провёл в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте.

В армии с 1916. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт).

В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 – преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир – В.П.Чкалов, второй пилот – Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалов) протяжённостью 9374 км.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Белякову Александру Васильевичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва–Cеверный полюс–Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.

В 1936-1939 – флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939-1940 – флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 – заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино, ныне – ВВА имени Ю.А.Гагарина), затем – начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны продолжал руководить Рязанской высшей школой штурманов ВВС. Весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.

В 1945-1960 – начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (Монино). С 1960 года генерал-лейтенант авиации А.В.Беляков – в отставке.

С 1960 – профессор Московского физико-технического института, в 1961-1969 годах возглавлял военную кафедру института. Автор многих научных трудов по аэронавигации.

Жил в Москве. Умер 28 ноября 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-лейтенант авиации (1943), доктор географических наук (1938). Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Депутат Верховного Совета ССР в 1937-1946 годах.

Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве, Могилёве, Мариуполе и других городах.

Сочинения:
В полёт сквозь годы. М., 1982
Валерий Чкалов. М., 1977.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

Источники
Герои Советского Союза и России Северного АО г.Москвы. М., 2001
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение петрович » 15 Май 2014 00:23

ЦГА Московской области
БЕЛЯКОВ А.В.
Ф. 366, оп. 1, 657 ед. хр., 1913-1982

Беляков Александр Васильевич (1897 – 1982) – советский летчик, генерал-лейтенант авиации (1943), Герой Советского Союза (1936), доктор географических наук, профессор, участник беспосадочного перелета на самолете АНТ-25 вместе с В.П. Чкаловым, Г.Ф. Байдуковым, по маршруту Москва – Северный полюс – США в 1937 г.; в 1936 – 1940 гг. был флаг-штурманом дальнебомбардировочной авиации и флаг-штурманом ВВС, в 1940 – 1945 гг. – начальником высшей авиационной школы штурманов, в 1945г. – главным штурманом воздушной армии; в 1945 – 1960 гг. – начальник факультета и профессор Военно-воздушной академии; автор и редактор многих научных трудов по аэронавигации и мемуаров «В полет сквозь годы» (1981). Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды и др.*

Творческие документы:
рукописи научных работ по штурманскому делу и воздушной навигации (рукописные и машинописные варианты с авторской правкой и приложениями: таблицы, географическая сетка, чертежи, фотографии, планы-проспекты работ) (1933 – 1960);
статьи для журналов и газет, НИИ, издательства Военно-воздушной академии, для 2-го издания БСЭ (рукописн. и машиноп. варианты с авт. правкой и приложениями: описи рисунков, рисунки, графики, схемы, фотографии и др.) (1946 – 1980);
лекции и доклады, прочитанные в ВВА им. Жуковского и на Высших командирских курсах в пос. Монино по аэронавигации, самолетовождению и др. (приложение: рисунки), и в МФТИ – по новым видам вооружения, военно-политическим событиям современности и др. (1934 – 1981);
литературные и мемуарные работы: «Ортодромия», «Валерий Чкалов» (подготовительные документы, главы мемуаров, черновые рукописи с авторской правкой, дополнения ко 2-му изданию книги «Валерий Чкалов», вставки, предисловие, переписка по вопросам издания повести «Валерий Чкалов» и др.); военные мемуары «В полет сквозь годы» (рукопись, план-проспект книги, главы, не вошедшие в книгу); «Дети учителя», «Дорога к подвигу (из жизни Валерия Чкалова)», документальная повесть «Молодежь дореволюционная» (рукопись и ее варианты) и др. (1971 – 1981, б/д);
переводы с немецкого языка статей К.Крюгера, Лейба и Нитцме по аэронавигации, сделанные А.В. Беляковым (1933 – 1938);
отзывы А.В. Белякова на диссертации (1952);
рецензии А.В. Белякова на фильм «Вспоминая Чкалова», на рукописи писателя А. Маркуши «Бессмертный флагман», Г.Ф. Байдукова о В.П. Чкалове (имеется рукопись работы), Б.В. Стерлигова «Кормчие неба» (1967 – 1976);
тексты выступлений по радио и телевидению о беспосадочных перелетах 1936 – 1937 гг., об авиации и космонавтике и другими вопросам (1947 – 1981);
документы, собранные А.В. Беляковым для работы над учебником «Воздушная навигация летчика», в том числе введение к учебнику и варианты части «Техника самолетовождения», написанные А.В. Беляковым (1946 – 1949);
отзывы на книгу А.В. Белякова «Валерий Чкалов» (1975, 1977).
Записные книжки: из записной книжки 1919 г. (копия) (1919), о болезни и лечении в госпиталях** (1968 – 1982).
Автобиография (1961).
Документы, собранные Беляковым (в том числе его статьи):
о командарме Я.И. Алкснисе, инженере-адмирале, ученом в области радиоэлектроники и кибернетики А.И. Берге, маршале А.М. Василевском, президенте АПН РСФСР И.А. Каирове, маршале авиации С.А. Красовском, русском летчике, Герое Советского Союза, участнике спасения экипажа парохода «Челюскинец» С.А. Леваневском, полковнике М.Н. Никольском, генерал-лейтенанте авиации И.Ф. Петрове, советском летчике, дважды Герое Советского Союза Я.В. Смушкевиче, И.В. Сталине, генерал-лейтенанте авиации Б.В. Стерлигове, генерал-лейтенанте, начальнике Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского А.И. Тодорском, А.Н. Туполеве, генерал-майоре А.А. Туржанском, летчике В.В. Хрипине, В.И. Чапаеве, В.П. Чкалове, Д.А. Фурманове (черновые тексты докладов, статей с авторской правкой, письма, воспоминания других лиц, автобиографические воспоминания, фотографии, работы, вырезки из газет)( 1941 – 1982);
о сослуживцах и знакомых (служебные характеристики, биографии и автобиографии, фотографии и др.) (1955 – 1981).
Личные документы (1913 – 1982).
Документы летной и штурманской деятельности:
штурманский бортовой журнал самолета АНТ-25 (подлинник); навигационные планы и бортовые журналы самолетов Н-428 и ИЛ-62 (с автографами А.В. Белякова); документы беспосадочных полетов 1936 – 1937 гг. (технический паспорт аэротермометра на АНТ-25, инструкция и схема по развертыванию аварийного матчевого устройства); записка А.В. Белякову от начальника радиослужбы Главсевморпути со сведениями для перелета Москва – Северный полюс – Америка (автограф); тексты выступлений М.Джонсона, Д.Ринлея, Трояновского и др. на обеде в отеле Виндорф-Астория (Нью-Йорк, США) в честь участников перелета (приложение карта о. Земля Франца-Иосифа); документы экспедиции «Север-7» в апреле 1955 г. (сведения об участии А.В. Белякова, схемы маршрутов, навигационные планы, бортовые журналы самолетов Н-1138, ТУ-4); документы летной и штурманской практики (графики, схемы, расчеты и др.); документы к полету С.А. Леваневского из Москвы в США (бортовой журнал тренировочного полета, графики наступления темноты и рассвета, кодовая таблица радиосвязи); документы полета во Францию на 15-ю авиационную выставку в Париже в 1936 г. (материал для отчета, стенограмма выступления по радио); отзывы ученых и исследователей и приветствия в связи с перелетом «чкаловского» экипажа, статьи из американской прессы о перелете (имеются также ксерокопии на английском языке) и «Литературной газеты» (с заметками о «чкаловском» экипаже) (1931 – 1957).
Документы комиссии генерал-лейтенанта А.В. Белякова по изучению немецких радионавигационных систем (1946).
Документы служебной деятельности:
флаг-штурманом АОН и ВВС РККА: документы флаг-штурмана АОН А.В. Белякова; положение о флаг-штурмане и его заместителе; рапорт зам. начальника ВВС РККА Я.В. Смушкевича наркому обороны К.Е. Ворошилову о необходимости создания штурманского отдела в Управлении ВВС РККА; документы по организации Академии командного и штурманского состава ВВС РККА в пос. Монино (1937 – 1980).
начальником 1-й Рязанской высшей авиационной школы штурманов авиации дальнего действия и руководителем секции навигации НТС МО СССР: отчеты о работе 1-го дальне-разведывательного авиаполка, Рязанской высшей авиационной школы в 1941 – 1944 гг. (копии 1971 г.); письмо главному маршалу авиации А.Е. Голованову с дополнительными документами по школе (черновой автограф); документы о проекте создания единой системы навигации для авиации и флота СССР; документы проверки КБ Петракова; проект временного положения о научно-исследовательской лаборатории № 1 и замечания к проекту и др. (1941 – 1971).
Документы преподавательской деятельности:
тетради с рабочими записями; дневник общественной и служебной деятельности; тексты выступлений; документы научно-методической разработки летной и штурманской подготовки офицеров ВВС; документы о деятельности ученого совета и военной кафедры МФТИ; планы лекций, занятий, отчет по курсу «История войн и военного искусства»; методические и служебные записки по учебным вопросам; служебная переписка (1948 – 1980).
Документы общественной деятельности:
в Верховном Совете СССР (1937 – 1940), в Ногинском районном Совете народных депутатов (1952), в Московском областном Совете народных депутатов (1953 – 1971);
в Союзе советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами: тексты докладов и выступлений (в том числе перед американской делегацией в музее-квартире В.П. Чкалова); гранки статей о перелете В.П. Чкалова (имеется фотография самолета АНТ-25 на аэродроме в Ванкувере), документы о деятельности Чкаловского комитета в Ванкувере (статьи в журналы и газеты, вырезки из газет о деятельности комитета, о поездке А.В. Белякова, Г.Ф. Байдукова и И.В. Чкалова в США в 1975 г., о подготовке и проведения празднования 40-летия со дня перелета экипажа В.П. Чкалова через Северный полюс в США; материалы о строительстве и открытии монумента в честь советского трансполярного перелета 1937 г. на англ. яз.) (1972 – 1982);
документы партийной работы (1918 – 1981); о деятельности во Всесоюзном обществе «Знание» (1967); в Московском филиале Географического общества СССР (1955 – 1961).
Переписка:
письма А.В. Белякова: И.Л. Андроникову (советский писатель, литературовед, народный артист СССР), Л.И. Брежневу, генерал-полковнику И.Д. Гайденко (о сооружении памятника В.П. Чкалову) А.А. Гречко, И.С. Козловскому (народный артист СССР), А.Н. Косыгину, генерал-лейтенанту А.А. Никифорову, А.М. Сторожевой (зам. директора Государственного архива Рязанской области), Э.Хонеккеру (генеральный секретарь ЦК СЕПГ), К.У. Черненко (1968 – 1981);
организациям: ЦК ВКП(б), Чкаловский районный комитет КПСС, Государственный комитет по телевидению и радиовещанию, институт советско-америкнских отношений и др. (1939 – 1982);
председателю Чкаловского комитета в Ванкувере Алану Коулу, председателю комитета по сооружению монумента в честь перелета 1937 г. Норманну Смолу и др. (1975 – 1981);
письма, написанные в соавторстве: маршалу авиации К.А. Вершинину, первому секретарю ЦК Грузинской коммунистической партии Э.А. Шеварднадзе, министру культуры УССР С.Д. Безклубенко, министру культуры СССР П.Н. Демичеву, председателю Государственного комитета по телевидению и радиовещанию С.Г. Лапину, министру обороны СССР Д.Ф. Устинову (приложение: перевод письма президента организации «Чкалов интэрнэшнэл Лимитед» С.П. Смута и председателя комитета «Перелет через Северный полюс в Америку» А.Коула), Министерству морского флота СССР о присвоении одному из судов названия «Чкаловск» (1964 – 1981);
письма, адресованные А.В. Белякову: разных лиц, в том числе родственницы командарма Я.И. Алксниса К.К. Алкснис, А.А. Архангельского (председатель НТС Московского машиностроительного завода «Опыт) с просьбой принять участие в выпуске сборника воспоминаний об А.Н. Туполеве, Г.Ф. Байдукове (приложение: биографические данные А.Н. Туполева, Г.Ф. Байдукова), родственников А.В. Белякова (отца, сестры, дочери и др.), О.М. Белоцерковского (академика, члена-корреспондента АН СССР), А.И. Грацианского (полярного летчика, Героя Советского Союза), В.С. Зорина (политического обозревателя, профессора), П.Л. Капицы (академика АН СССР, российского физика, инженера), Норманна Смола (председателя комитета по сооружению монумента в честь перелета 1937 г. на англ. яз.) и др. (1938 – 1982);
краеведов, журналистов по вопросам сбора документов о жизни и деятельности А.В. Белякова, школьников по поисковой работе школьных музеев, неустановленных лиц (1957 – 1982);
издательств, редакций газет и журналов по вопросам публикаций и рецензирования (1950 – 1982);
письма губернатора штата Орегона Т.М. Кола маршалу авиации Б.П. Бугаеву с предложением А.В. Белякову и Г.Ф. Байдукову повторить перелет через Северный полюс в США (копия), председателя комитета по сооружению монумента в честь перелета 1937 г. Н.Смола Г.Ф. Байдукову (на англ. яз. с переводом) (1974 – 1976).
Фотографии:
индивидуальные (1937 – 1979);
семейные (1918 – 1979);
групповые: со слушателями Высшей аэрофотограмметрической школы; с Грацианским и Ляпидевским и др. на кафедре аэронавтики Военно-воздушной академии им. Жуковского; с Г.Ф. Байдуковым и В.П. Чкаловым и др., в том числе во время встречи «чкаловского» экипажа в Ванкувере (имеется негатив); с летчиками на аэродроме в Коврове; с экипажем самолета ПЕ-8 перед боевым вылетом; с преподавателями и студентами Военно-воздушной академии; с космонавтом Г.С. Титовым; с неустановленными лицами и др. (1924 – 1981);
групповые фотографии других лиц: саперной команды 4-го Кавказского стрелкового полка; В.И. Чапаева с Д.А. Фурмановым; преподавателей и слушателей Высшей аэрофотограмметрической школы, в том числе учебных классов школы и авиационных приборов; участников подготовки перелета Москва – Северный полюс – США; С.И. Аллилуевой (с дарственной надписью А.В. Белякову от И.В. Сталина), Н.Е. Жуковского с дочерью; А.В. Барского, А.В. Громова, М.М. Нестерова и др. (1917 – 1979);
самолетов и авиаприборов самолетов (в т.ч. военных) на аэродромах: в городах Новочеркасске, Карши, останков немецких самолетов в Шенефельде (1930 – 1945);
разные фотографии, в том числе сделанные во время перелета экипажа В.П. Чкалова по маршруту Москва – Северный полюс – США (1933 – 1969).
Плакаты, афиши и репродукции: афиши лекций, репродукции с видами г. Ванкувера, театральные афиши, юбилейный художественный конверт, посвященный 40-летию перелета Москва – Северный полюс – Америка, с автографом А.В. Белякова (1967 – 1977).
Карты: географические карты и атласы США и Арктики на англ. яз. (1919 – 1937, б/д); специальные (аэронавигационные, маршрутно-полетные, в том числе на англ. яз., расстояний и азимутов, военно-дорожные, стратегические) (1920 – 1947), специальные карты Европейской части СССР (1921 – 1934), специальные и тематические (изогон магнитного поля, часовых поясов и магнитного склонения СССР и соседних государств, маршрута дрейфа воздушного шара под управлением воздухоплавателя Федосеенко (1932 г., с пометками А.В. Белякова), штурманская карта расположения радиомаяков на Европейской части СССР, составленная А.В. Беляковым, карта СССР с обозначенным на ней маршрутом полета экипажа В.П. Чкалова на самолете АНТ – 25 Москва – остров Удд и др. (1925 – 1962);
Планы городов: Москвы и окрестностей, Праги (1938, 1958).
Документы о награждениях и юбилеях (1936 – 1980).
Имущественно-хозяйственные документы (1946 – 1982).
Документы, отложившиеся в фонде:
специальная литература, используемая А.В. Беляковым в полетах 1936–1937 гг. и в учебном процессе на рус., франц., нем., англ. яз. (1933 – 1944);
вырезки из газет со статьями о беспосадочном перелете 1936 г. Москва – Петропавловск-Камчатский – о. Удд и беспосадочном перелете 1937 г. Москва – Северный полюс – США (имеются статьи на англ. яз.); материалы по истории советской авиации; статьи А.В. Белякова и материалами о нем (1938 – 1980);
материалы по истории 1-й Рязанской гимназии; разгрома немецко-фашистских войск под Москвой; Центрального научно-исследовательского авиационного госпиталя ВВС за 1943 – 1968 гг. и др. (воспоминания, письма, фотографии, биографии выпускников гимназии, печатные вырезки) (1941 – 1977);
рукописи разных авторов по штурманскому делу; документы о военных учебных заведениях ВВС РККА – Советской армии (записки очевидцев, воспоминания, очерки, тексты докладов и выступлений А.В. Белякова, фотографии) (1952 – 1980);
печатные издания: «Наставление по штурманской службе ВВС РККА» (1936); «По Сталинскому маршруту» – сборник статей о беспосадочном перелете Москва – Северный Ледовитый океан – Камчатка – Николаевск- на-Амуре 20 – 22 июля 1936 г., составленный по материалам, опубликованным в газетах «Правда» и «За индустриализацию» 21 – 27 июля 1936 г. с дарственной надписью А.В. Белякова (1936); проспекты бельгийской авиакомпании «Сабена» об эксплуатационных характеристиках самолета типа Дуглас ДЦ-7Ц (1957), к 50-летию самолетостроительного коллектива А.Н. Туполева (1972); журналы: «Огонек» № 26 от 1975 г. со статьей «Маршрут Чкаловской тройки»; «Авиация и космонавтика» № 6 от 1977 г. со статьей А.В. Белякова; «Военно-исторический журнал» № 5 от 1981 г. со статьей А.В. Белякова «Через Северный полюс в Америку»; газеты: «Tiesa» № 131 – 135 за 1973 г. со статьями А.В. Белякова на литовском языке, «Columbian» от 22 декабря 1978 г. о русской православной церкви на англ. языке;
выписки из книг и рефераты статей по аэронавигации из иностранных журналов (1938, 1960 – 1980).
Дарственные надписями А.В. Белякову на книгах (1957 – 1979).
Документы об А.В. Белякове:
статьи; тексты интервью, телепередачи, бесед; газетные вырезки со статьями о А.В. Белякове; отзывы на произведения А.В. Белякова; библиография произведений и книг А.В. Белякова (1937 – 1982).
Документы родственников А.В. Белякова (1938 – 1982).
____________________________
*Документы А.В. Белякова см.: Музей Чкалова, №№1761 – 1770, 403 ед. хр., 1935 – 1937.
**Имеется запись о летчике-космонавте Г.Т. Береговом, запись беседы с чапаевцем М.А. Савенковым.
петрович
 
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 11:09

Фото могилы Белякова http://www.gpavet.narod.ru/Places/photomog/beljakov.JPG
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение ББК-10 » 31 Май 2015 20:50

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение ББК-10 » 31 Май 2015 21:00

 BeliakovAVMon_ND.jpg
 Belyakov_A_V_np.jpg
 Belyakov_AV_md_Mosk.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение fisch1 » 21 Октябрь 2015 00:35

 Радиофронт 1937 г. №14 с.4.png
 Радиофронт 1937 г. №14 с.5.png
Радиофронт 1937 г. №14 с.4-5
ШТУРМАН-РАДИСТ
Ю. Добряков

Штурман Беляков.
С этим славным именем отныне будет неразрывно связана одна ив ярчайших страниц в истории великих человеческих завоеваний. Сталинский питомец и любимый герой своего народа, — он провел краснокрылую птицу из Москвы в США наикратчайшим воздушным путем через Северный полюс.
Александр Васильевич Беляков, сын сельского учителя, становятся национальным героем, гордостью и славой своей родины. Беляков — отличный штурмам, ибо он в совершенстве знает аэронавигационную технику. Беляков — опытный радист, ибо он всегда подчиняет своей воле действие самолетной радиостанции. Он — и отважный путешественник, и талантливый ученый.
Вот его рабочая штурманская кабина. Карта полета, магнитный компас, солнечный указатель курса и радиокомпас. Оптический визир и указатели скорости и высоты. На особой раме — дальнобойная коротковолновая радиостанция. Этими сложными и разнообразными приборами умело управляет закаленный в воздушных боях штурман-радист.
Александру Васильевичу Белякову—40 лет. Но сердце его бьется молодо, а движения по юношески порывисты и энергичны. Ни безрадостная молодость, проведенная в погоне за Грошевыми уроками, ни бессонные ночи над книгами по математике и физике не сломили его упорной воли к борьбе, не утолили ненасытной жажды знаний. С первых же дней Великого Октября он отдает себя революции. Он лично знал легендарного Чапаева, ибо не один месяц сражался под его командой. Он громил Колчака, был на кавказском фронте...
Такие люди, как Беляков, сами отстояли с оружием в руках право на образование и почетный труд. В конце 1920 года, прямо с фронта, он садится за учебу. В аэрос’емочной школе он изучает одну из самых молодых наук — аэронавигацию.
— Аэронавигация — очень молодая наука! — рассказывает штурман. — Она появилась в то время, когда наши самолеты стали летать далеко и высоко, когда летчик уже не смог летать по видимым ориентирам.
Уверенными шагами входит в авиацию Александр Беляков. Он становится видным мастером аэронавигационного искусства, затем летчиком-наблюдателем и пилотом. А когда развивается радиотехника, штурман вновь садится за книги, изучает радионавигацию, тренируется в приеме и передаче азбуки Морзе.
Воздушная биография Белякова необычайна. Он участвует в сотне больших и малых перелетов, облетывая неизведанные и опасные трассы. Он совершает полет по маршруту Москва Пекин. За выдающиеся заслуги в области штурманского дела правительство награждает его орденом Красной Звезды.
А в 1936 г. ликующая страна на руках выносит знатного штурмана-радиста из кабины самолета, только что закончившего беспримерный в истории авиации беспосадочный перелет по сталинскому маршруту.
Итак, самолет взял старт!
Сотни советских радистов от Москвы до дрейфующей станции на Северном полюсе затаили дыхание. Летят! Летят сталинские соколы на ширококрылой машине!
И уже через несколько минут радисты Архангельска, Амдермы, Диксона и других полярных станций принимают знакомый «почерк» Белякова. Медленно, но четко и лаконично выстукивает он свое знаменитое «Все в порядке!» Над Баренцевым морем звучит эта фраза, звучит она и на острове Рудольфа, и в лагере Папанина. Люди шепчут ее и лица их расплываются в счастливые улыбки... «Легкое обледенение...» сообщает дальше Беляков, и не успевают радисты пережить первую смутную тревогу, как уже вновь следует ободряющее «Все в порядке!»
Система радиосвязи во время полета была тщательно продумана еще задолго до старта. Конструкторы завода им. Орджоникидзе дали Белякову удобную дальнобойную станцию. Опытные инструкторы тренировали штурмана в приеме на слух и передаче. Радиокомпас должен был точно регистрировать ориентиры самолета по пеленгам радиомаяков. На каждом этапе пути Беляков имел под руками навигационную карточку, на которой были точно указаны местонахождение ближайшей радиостанции, длина её волны и мощность.
Точный предварительный расчет блестяще оправдал себя в полете. Штурман-радист взял от своей радиоаппаратуры все, что она могла дать. Вплоть до Баренцева моря четкая и непрерывная радиосвязь с береговыми и полярными станциями помогла воздушному кораблю итти по заданному маршруту. Около Земли Франца-Иосифа, когда самолет шел слепым полетом и сигналы станций стали ослабевать, на помощь пришел радиокомпас и маяк на острове Рудольфа. На него-то особенно рассчитывал в этих широтах Александр Беляков!
Когда же АНТ-25 пролетел над Северным полюсом и пошел н-ад полюсом неприступное- сти, сбылись дальнейшие предсказания штурмана-радиста. Радио на некоторый промежуток временя оказалось бессильным, ибо еще по показаниям флаг- штурмана Спирина прохождение радиоволн в районе полюса часто нарушается вследствие неразгаданных пока явлений. Так же спокойно передал Беляков на советскую землю последнюю радиограмму: «Все в порядке,
перехожу на связь с Америкой». Так же отчетливо вел он самолет по солнечному указателю до тех пор, пока не связался с американскими станциями. На другом полушарии сигналы самолета стали принимать рации Форта Смит, Сиэттля и Сан- Франциско. А миновав Сиэттль, Беляков повел самолет по пеленгам радиомаяка в Портланде.
20 июня в 19 ч. 30 м. самолет приземлился на аэродроме Бараке близ Портланда в штате Вашингтон. Героический перелет был закончен, Америка связана со Страной советов новой воздушной магистралью через Северный полюс.
Штурман-радист Беляков не раз говорил, что его прямой обязанностью является вождение воздушных кораблей наикратчайшей дорогой к намеченной цели, какой бы опасной и неизведанной эта цель ни была. Он вправе гордиться плодами своего мастерства. Задача выполнена блестяще во славу родины и мировой науки.
Имена Чкалова, Байдукова и Белякова стали для нас нарицательными. Они олицетворяют в себе мужество, расцвет и молодость нашей родины. Каждый из нас хранит в своем сердце этн имена.
Но как же скромны бывают эти большие люди, герои Советского союза, в обычной, будничной жизни! Как любят вникать они в заботы своих товарищей и интересоваться их большими и маленькими делами!
Советские коротков олновики знают, с какой радостью откликнулся одним из первых Александр Беляков на призыв Эрнеста Кренкеля о развитии коротковолнового движения. В те дни, когда кипела горячая работа по подготовке к перелету, Беляков нашел время и воз можность интересоваться судьбами советских коротковолновиков.
Он-то прекрасно знает, какое значение для авиации имеет радиосвязь!
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение Historik » 22 Октябрь 2018 07:58

 Беляков.jpg

1940-е гг. Автор не известен – МУК «Ногинский музейно-выставочный центр» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13562424
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение fisch1 » 20 Апрель 2019 22:21

 Сталин и Ворошилов с Героями Советского Союза Байдуковым и Беляковым.png
Сталин и Ворошилов с Героями Советского Союза Байдуковым и Беляковым на Щелковском аэродроме.

А. Беляков. По Сталинским маршрутам//Рассказы о Сталине М.—Л.: Детиздат, 1939 с.77-87
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение fisch1 » 16 Май 2019 18:36

Беляков А.По Америке.Записки из дневника//Огонёк №2 1938 с.12-15

 12.jpg
 13.jpg


 14.jpg
 15.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Беляков Александр Васильевич (1897-1982)

Сообщение fisch1 » 21 Май 2019 20:55

 Огонек 1938-03.с.6.jpg

 Огонек 1938-03 с.10.jpg
Огонек № 3 1938 с.6,10
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения