Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Кара » 23 Ноябрь 2013 23:18

Иван Кукушкин пишет:Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в должности командира бомбардировщика ТБ-3; выполнил несколько боевых вылетов.

В период 09.12.39-13.02.40 командовал "Авиагруппой полковника Мазарук", впоследствие переформированной в Отдельную ночную АЭ 8-й А
http://www.bellabs.ru/Fotab/Info/Finland.html
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Кара » 27 Ноябрь 2013 22:02

В этом материале http://slon-76.livejournal.com/6518.html человек пишет, что Отдельная ночная эскадрилья ВВС 8-й А под командованием И.П.Мазурука была сформирована в конце января - начале февраля 1940 и состояла из шести СБ, число которых к концу войны увеличилось до 10. Т.е. за неделю-полторы, до 13.02.1940. Или - в http://www.bellabs.ru/Fotab/Info/Finland.html ошибка, и эта эскадрилья существовала до 13.03., как и все остальные указанные там части?
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Кара » 01 Декабрь 2013 23:28

Снова возвращаюсь к ЖиЖе. Описывая историю 12-й ОИАЭ, в http://slon-76.livejournal.com/7659.html автор упоминает о базировании ОНАЭ 8-й А на аэродроме Пески:
В последние дни января 1940 года эскадрилья была включена в состав ВВС 8-й армии как 12-я оиаэ ПВО с дислокацией на аэродроме Пески возле Петрозаводска. Вместе с эскадрильей там базировались СБ 13-го скоростного бомбардировочного авиаполка и отдельной ночной эскадрильи ВВС 8-й армии.
Т.е, исходя из этого и сообщений, на которые я ссылался в предыдущем пОсте, можно представить перемещения части Мазурука:
Бесовец (середина декабря 1939 - конец января 1940)
Пески (конец января - начало февраля (или марта ?) 1940.
У меня вопрос к коллеге Леспромхозу. На Ваш взгляд, можно доверять изложенному в этой ЖиЖе? На мой - достаточно серьёзное исследование.
И второй вопрос, касающийся авиационной топонимики. Сейчас эти аэродромы официально именуются Петрозаводск (Бесовец) и Петрозаводск (Пески). В рассматриваемый период они именовались только по ближайшим населённым пунктам: Бесовец и Пески?
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Декабрь 2013 10:40

Темой Зимней войны не занимался, поэтому оценивать работу не берусь. Прочитал с интересом.
Хотя "сс" в названии у автора смущает :)
По группе Мазурука - может опечатка? Везде пишут участник финской войны с января по март.
Интересно, что в послужном списке (в наградных документах), этот факт не отражен.

Аэродром Бесовец (изначально военный, с 1939) - по названию ближайшей деревни.
Пески - по названию местечка в черте города (изначально гражданский, с 1935).
По другому по моему не назывались. Покопаю старые материалы, может что найдется.
Между ними всего-то 9-10 км по прямой.

Не в тему.
Бесовец, мой первый аэродром, в 80-м снимал под реконструкцию ВПП.
Были живы участки металлического покрытия, видимо еще финского, военного периода.
Пески снимали в 95-96 г. Если какие детали интересуют, пишите в личку.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Кара » 17 Декабрь 2013 23:37

Леспромхоз пишет:По группе Мазурука - может опечатка? Везде пишут участник финской войны с января по март.

Благодаря Василию Гоголеву, приведшему в ветке об Н170 цитату из М.Маслова, можно с большой уверенностью полагать, что эскадрилья Ильи Павловича существовала действительно по 13 марта.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение avianavigator » 01 Март 2014 16:58

апрель 1938 г.
 апрель 1938 2.jpg
 апрель 1938 3.jpg
 апрель 1938 4.jpg
 апрель 1938 5.jpg
 апрель 1938 5.jpg
 апрель 1938 6.jpg
 апрель 1938 7.jpg
 апрель 1938 8.jpg
 апрель 1938.jpg
avianavigator
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 16 Апрель 2013 21:34

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Адольф Милованов » 13 Март 2014 21:34

И.П. Мазурук в Полярной авиации с конца 1936г. И об этом периоде написано, в т.ч. на нашем сайте, довольно много. Однако, его жизнь и деятельность до этого тоже очень насыщена событиями, о которых выше написано не полно.
Есть такое выражение «Под лежачий камень вода не течёт». Так вот Мазурук сам всего добивался и продвигался по карьерной лестнице. Ему трудно было засиживаться на одном месте, нужна смена места работы, обстановки, впечатлений и обязанностей. Возможно, он прибегал и к нестандартным методам… Он неоднократно писал, в том числе и начальству ГВФ, письма, заявления и рапорты с различными просьбами, и не редко это помогало.
Из более сотни страниц его Личного дела до полярного периода, при внимательном анализе и сравнении видны нестыковки…
Здесь я выписал то что, на мой взгляд, заслуживает внимания.
В школу 7-летку пошёл в 8 лет, но проучился 5 лет с 1914 по 1919гг.
(недостаток в правописании явно виден, когда читаешь его рукописные документы)
Не закончив её, с 13 лет в 1919г. пошёл на работу чернорабочим на железную дорогу, где работал и погиб на южном фронте отец. Мать умерла от тифа в 1920г. Чернорабочим работал до 1923 года, затем, когда исполнилось 17 лет, взяли помощником машиниста (до 1925г). Это уже в г. Липецк Тамбовской губернии. Там же замужем жила и его сестра Александра.
В комсомол вступил в 1919, в члены ВКП(б) – в 1925г. Заполняя Личный листок по учёту кадров, пишет: «г. Орёл, Губком ВЛКСМ. Партийно-пропагандистская работа. 1925-27гг». Вот на общественной работе он, видимо, проявил себя полностью, несмотря на недостаток образования:
    «Неоднократно избирался в члены Уездных Исполкомов как представитель комсомола. Избирался на комсомольские и партийные должности (зав. АПО Райкома, секретаря Уездного Комитета и в члены Укомов и Губкомов)».
В 1926г. в 20 лет, как он сам пишет: «добровольцем ушёл в армию». В Ленинградской Военно-теоретической школе ВВС РККА учился 1 год - 1927/28г. Затем за 2 года 1928-29гг заканчивает 2-ю Лётную Школу ВВС в Борисоглебске. После её окончания должно быть распределение. Но! Не знаю, что произошло, но «по болезни был демобилизован».
Приведу практически без комментариев выписки из нескольких документов. Обращается на Биржу труда, в Общество «Добролёт».
    «В Правление общества «Добролёт». Мазурук Илья Павлович. Авиатехник запаса. Заявление. Имея огромное тяготение к авиационной работе прошу использовать меня на должности (техника зачёркнуто) механика. Подготовку имею достаточную. 15.12.29г. подпись Мазурук.»
    Внизу виза. «Желательно принять в качестве авиамеханика с откомандированием в Ср. Азию или Сибирь для подготовки в бортмеханики».
    Следующий документ (реакция на Заявление) уже из ВО «Добролёт»:
    «Начальнику Средне-Азиатских Воздушных линий г. Ташкент. Одновременно с сим следует в Ваше распоряжение, прибывший из Биржи Труда тов. Мазурук И.П., назначенный приказом по ДОБРОЛЁТУ на должность авиационного механика по III категории с окладом содержания 130 руб. в месяц с 13.1.30г.
    Приказ будет выслан дополнительно. (внизу приписка: пр. 4, s5)
    По сдаче установленного Гр. Инспекцией экзамена, т. Мазурук перевести на должность бортмеханика.
    Директор-распорядитель Погодин.
    Завед. общим отделом Яцкевич».
 1931. 6 Справка.JPG
Следующий документ. «Управление Казакскими Возд. линиями. Отдел Общий. 11.6.1931г. №7/3/1106 гор. Алма-Ата. Справка. Дана настоящая бортмеханику Каз. Воздушных линий тов. Мазурук И.П. в том, что им налётано в Казакстане и Ср. Азии на 10.6.31г 107666 км-758 час. пребывания в воздухе /лётных часов/, без вынужденных посадок и задержек по его вине. Одна вынужденная посадка была по тех. причинам. Нач. ЭТО /подпись/»

В том же году.
«О награждении военнослужащего О.Г.П.У.
Коллегия Объединённого Государственного Управления ПОСТАНОВИЛА!
Бортмеханика Добролёта ПП ОГПУ КАССР тов. Мазурук И.П. наградить пистолетом системы «Маузер» калибра 7,63 с надписью «За успешную борьбу с контр-революцией» от Коллегии ОГПУ.
Справка Приказ ОГПУ №419 от 1.8.1931г.
Зам Председат. Объединн. Политическ. Управл подпись
Секетарь подпись №145256. Москва»

«Борт-техник Мазурук самостоятельно вылетел на сам. У2.
Провозных 1 полёт
Самостоятельно 1 полёт.
Техникой пилотажа и посадки владеет хорошо. Может быть допущен к полётам на У2.
К-р 2 отряда 3 Объед. Шк. ВОГВФ. Л.Крузе
?.10.31. Подпись ком-ра 2 отряда т. Крузе Заверяю. Секретарь Управл. Подпись Круглая печать: 3-я Объединённая Школа Пилотов и Авиатехников Г.В.Ф.»

«Выписка из приказа №237 по Управлению Казакскими в/линиями ГВФ.
От 27 декабря 1931г
S1
Пилот Мазурук Илья Павлович с 27 декабря с/г переводится в пилоты первого класса как выдержавший испытание и прошедший тренировку на пассажирских самолётах.
Основание: рапорт т. Мазурук с рез. Начальника ЭТО и Нач кадров)
(гербовая печать Управления)

«Нач. Кадров ВОГВФ
Пилот Казакского Управл. Мазурук И. Заявление
Прошу перевода в Украинское управление в Харькове моя семья, и в Казакстане я работаю больше 3-х лет. Больше работать там не могу совершенно выдохся до сих пор я работал ударно теперь требуется смена обстановки и без семьи жить больше не могу. Подъёмных не требую.
4.1.32г. пилот Мазурук» (пунктуация сохранена)

10.1.32г в телеграмме из Алма-Аты в Москву категорический отказ об откомандировании Мазурука.

«В Управление Кадров ВОГВФ. Пилот Казакского Упр. Мазурук И. Рапорт. Работая в Казакстане более 3-х лет прошу о переводе меня в Закавказское Управление Мазурук. 7.2.32г.
Виза. В приказ. Дать путёвку Дальне Восточное Упр-е. Сообщите об откомандировании Казакскому упр. 7.2.32г.»

«Табель срочного донесения Д.В. Управления ГРАЖДВОЗДУХОФЛОТА.
Мазурук Илья Павлович. Пилот. Дезертировал 6 марта 1932г. Расследования нет. Зам. Нач. Управления по труду Мурзин. 9.4.32г.»

После этого идёт переписка между Москвой, Алма-Атой и Хабаровском с распоряжением из Москвы зачислить Мазурука 2-м пилотом 4 категории до исправления и объявить в приказе по Д.В.Управлению строгий выговор с предупреждением. А первоначальная реакция из Москвы была такая: «Т. Андрееву. Приказ – увольнение из Г.В.Ф. с направлением дела в прокуратуру». Плюс к этому, Райкомом ему объявлен выговор «За самовольный выезд с Д. Востока без ведома Р.К.»
Видимо, всё это подействовало отрезвляюще…

«Зам. нач. отдела кадров ВОГВФ т. Егорову Рапорт Доношу что самовольно оставил лётную работу в ДВ Управлении по следующим причинам
1) Не начем летать и неправильно распределяется лётная работа, на одном действующем самолёте летает всё время один пилот (Иванов) с перегрузкой и без отдыха, можно было-бы летать спаренным экипажем.
2) Целый месяц я следил за ремонтом прикреплённого ко мне самолёта W-33 №Л-20 (на W-33 я вылетел, закончил тренировку, ознакомился с трассой и один раз ходил в рейс). Приезжает пилот Каноненко в день окончания ремонта моего самолёта (Каноненко на W-33 не летал, трассы не знает) и очевидно по личной симпатии Нач. Э.Т.О. т. Ержова мой самолёт демонстративно передаётся Каноненко в тот же день Каноненко вылетел, сделал 2 тренировочных посадки и не зная трассы ушёл с пассажирами в рейс. Этот случай подорвал мой авторитет как пилота перед техсоставом…»
(Данный Рапорт можно понимать по разному: объяснительная, оправдание, докладная, донос…, который в итоге принёс Мазуруку положительный результат. Фамилия Каноненко в последующих приказах пишется через О)

«Москва Управлению «ТРАНСАВИАЦИЯ»Препровождая акт испытания пилота тов. Мазурук на звание «пилота механика», ходатайствую по существу и о зачислении «пилотом механиком» с 1-го мая с.г. (на штампе 1932г)
Начальник Дальне-Восточного Управления «ТРАНСАВИАЦИЯ» Шляпников
Внизу приписка. Приказом по ГУГВФ оформлено. 20.12 подпись»

 1932.9 Акт.jpg
«А К Т. 2-го сентября 1932г. Начальник ДВ Управления «Трансавиации» пилот т. Шляпников произвёл испытание в воздухе самолёта ЮГ-1 Л-710, пришедшего из Иркутских мастерских для эксплуатации на воздушных линиях ДВ Управления. Всего пилотом тов. Шляпниковым произведено 2 полёта на гидроаэродроме в г. Хабаровске.
После испытания самолёта ЮГ-1 Л-710 пилотом тов. Шляпниковым произведён выпуск на самолёте ЮГ пилота тов. Мазурук, с которым совершено 6 тренировочных посадок.
По окончании тренировки пилотом т. Шляпниковым с пилотом т. Мазурук совершён полёт из Хабаровска во Владивосток (Вторая Речка).
Комиссия считает возможным допустить пилота т. Мазурука к самостоятельным полётам на самолёте ЮГ-1 на поплавках по трассе Хабаровск-Владивосток и Хабаровск-Сахалин.
Председатель Комиссии Начальник ЭТО (Ержов)
Зам. Нач-ка Управления по Кадрам (Захаров)»


 1932.12 Выписка из приказа. Пилот-механик.jpg
- Выписка из Приказа по ГУГВФ №531 от 25.12.32г. о присвоении звания «пилота-механика» Мазурук И.П. ВРИД Нач. ГУГВФ /АНВЕЛЬТ/

В апреле 1933г «распоряжением т. Анвельта пилоту Мазуруку И.П. предоставлено право по окончании летнего сезона 1933г перехода на работу в любое Управление ВЛ ГВФ…». Однако, руководство ДВ Управления его не отпускает.
23.6.1933г – авария самолёта ЮГ-1 по причине штормового состояния моря в Александровске.
3.12.1933г – авария самолёта ПС-4 Л-30 при полёте в снежном буране из Николаевска в Оху…

 1934.3 В ГУСМП.jpg
В марте 1934г, в разгар Челюскинских событий, Нач.Упр. Возд. Службы ГУСМП Волобуев обращается к Начальнику Трансавиации Аэрофлота тов. Кушакову с просьбой «отпустить на время морского лётчика т. Мазурук И.П. как имеющего опыт работы полярных условиях, для участия в экспедиции на о. Врангель с п/х «ЛИДКЕ». Но эта первая попытка перехода в Полярную авиацию не состоялась.

 1935.1-1 Рапорт Одесса-Батум.jpg
 1934.3-3 Справка.jpg
 1935.6-1 Аттестация.jpg

Приказом по ГВФ №198 от 10.5.34г пилот-механик ДВ Управления ВЛ Мазурук И.П. освобождается от занимаемой должности и назначается пилотом-механиком в Закавказское Управление ВЛ на гидро-линию Баку-Красноводск. (Рапорт об этом переводе он подавал ещё 7.2.32г)
Вероятно, Мазурук так и не полетал на этой линии, т.к. узнав об этом приказе, в Москву из Хабаровска идёт радиотелеграмма через Иркутск: «пилот Мазурук член партии без моего согласия переведён другое управление настаиваю возвращения зпт летать некому имеем неиспользованные машины сахалинской камчатской линиях Остапенко»

- 13.1.1935г Рапорт Н-ку ГУГВФ «… Страшно надоело однообразие, устал. … Прошу назначить меня на линию Одесса-Батум или в Особую эскадрилию Люблю морскую авиацию все свои силы и знания отдам на освоение морских линий».

 1935.7-6 Рапорт об освобождении от должности КО.jpg
 1935.7-5 Автобиогр.об..jpg
 1935.7-4 Автобиография.jpg

5.2.1936г. «пилоту Дальне-Восточного Упр. ГВФ Мазурук Илье Павловичу присвоить звание пилота 1-го класса. Председатель комиссии Малиновский».

8.2.1936г. Рапорт Начальнику Политуправления ГВФ тов. Доненко.
«… Пять лет летаю беспрерывно на Сахалинской линии. Эта однообразная обстановка стала действовать на меня сильно угнетающе.
На этой почве не ладится и семейная жизнь.
Очень хочется дальше развиваться, культурно расти, повышать своё политическое образование и ещё более плодотворно работать.
Такая возможность на Дальнем Востоке для меня исключена. …
Убедительно прошу перевести меня на Черноморскую гидролинию.
Там – в новой обстановке я вложу все свои силы и знания в дело освоения этой линии. На Дальнем Востоке я больше, также плодотворно как прежде, работать не в силах. Пилот Мазурук».
Опять в Москву из Хабаровска телеграмма: «переводу Мазурука возражаем мы и возражает край…».

 1936.1-3 Аттестация.jpg
 1935.10 Выписка из приказа. Командир АО.jpg
 1935.8 Контрольный лист.jpg

С 6.2 по 9.4 1936г. «… находясь на курсах Высшей Лётной Подготовки при 1-й Краснознамённой Объединённой авиашколе ГВФ им. П.И. БАРАНОВА … закончил курс теоретического обучения и лётной практики…
Зам. начальника школы /РИВАДИН-зачёркнуто/ Евсюков.
Начальник штаба курсов /Сироткин/

17.4.1936г. приказом по ГВФ №41 Мазурук И.П. награждён нагрудным значком за налёт 300.000 км. Нач. Гл. Упр. ГВФ Комкор /Ткачёв/
26.4.1936г. Мазурук находится ещё в Москве. Предполагаю, что он получил не только УДОСТОВЕРЕНИЕ после окончания Высших курсов и значок «За налёт 300.000 километров», но имел серьёзный разговор с руководством ГВФ и указание поработать ещё в Дальне-Восточном Управлении.
Об этом можно судить по Рапорту на имя Ткачёва И.Ф.
«Ваше распоряжение для меня высший закон. Завтра выезжаю на Дальний Восток. Мобилизую все свои силы и способности для налаживания работы в отряде. Займусь учёбой с лётным составом, передам им всё полученное мной на курсах Высшей Лётной Подготовки. Непосредственно займусь радиофицированием Сахалинской линии, налажу обучение действительным слепым полётом у себя в отряде. Подготовлю двух пилотов-гидристов на С-55.
Прошу Вас, тов. Начальник, и надеюсь на Ваше обещание о переводе меня на Чёрное Море осенью этого года.
Дальне-Восточная обстановка мне тягостна, еду туда на шестой год работы по необходимости. Моя работа в условиях естественного стремления, в новой обстановке, будет несколько раз полезнее Аэрофлоту.
26 апреля 1936г. г. Москва. Мазурук».

 1936.4-2 Рапорт после Курсов.jpg
 1936.4-1 Удостоверение Курсов ВЛП.jpg
 1936.2 Выписка из Проток. 1-й класс.jpg

Казалось бы, всё складывается хорошо. Однако, за то время, пока Мазурук был в Москве на учёбе, в его 13-ом Хабаровском транспортном отряде произошёл ряд тяжёлых лётных происшествий, в т.ч. катастрофа и аварии, а по возвращении он 21 июня и сам попадает в катастрофу на самолёте С-55. Начальник Дальне-Восточного Управления освобождает его от командования отрядом и ходатайствует перед Начальником Аэрофлота о назначении Мазурука рядовым пилотом 13-го отряда.
Через месяц 28 июля во время рейсового полёта из Николаевска на Амуре в Хабаровск, вынужденная посадка на самолёте МП-1 Л-1999 из-за аварии мотора М-17ф, в результате неправильной эксплуатации. За это Мазурук получает выговор, и данное происшествие заносится в его Личное дело.

Не знаю, знал ли все подробности о положении дел в Дальне-Восточном Управлении Начальник ГУГВФ Ткачёв И.Ф.? Скорее всего пока не полностью, т.к. решил исполнить данное Мазуруку обещание о переводе.

 1936.9-2 Выписка из приказа. В рядовые..jpg
 1936.9-1 Выписка из приказа. 10-я категория.jpg
 1936.7 Выписка из приказа. КО Одесса-Батум.jpg

«Приказ №79 от 9 июля 1936г. по ГВФ. S 12.
Мазурук Илья Павлович – пилот 1-го класса Дальне-Восточного Управления ГВФ освобождается от занимаемой должности и назначается Командиром Отряда Гидролинии Одесса-Батум.
Нач. Гл. Упр. ГВФ Комкор – Ткачёв.».

Когда до Ткачёва дошла полная информация о происходящем, он решил действовать более жёстко. Видимо, он вспомнил и прошлогодний Рапорт, написанный Начальником Политотдела Управления, который в то время Вр. Исполнял обязанности Нач. Управления.

«Начальнику Главного Управления Гражданского Воздушного Флота.
Рапорт
Представляя при этом копию рапорта командира 13-го транспортного отряда пилота т. Мазурука И.П. с просьбой об освобождении его от должности с ходатайством об удовлетворении его просьбы доношу, что т. Мазурук действительно, как он выражается в своём рапорте, за последнее время, «тянул эту работу» до тех пор, пока на партийном собрании гарнизона были вскрыты целый ряд недочётов в руководстве отрядом, что и послужило для него основанием к подаче рапорта об освобождении.
Изложенное подтверждает, что тов. Мазурук не может быть руководителем, что при первых трудностях, которые возникают в отряде и в целом всего Управления в связи с пропажей Л-840*, - т. Мазурук теряется в очень нервной обстановке и не желает по большевистски бороться с трудностями.
Кроме всего положительного, не малую роль в желании уйти от руководства сыграло выдвижение т. Мазурука в число кандидатов для работы на линии Москва-Прага.
Вр. Нач. Упр. Остапенко»
* Самолёт С-55 Л-840, к/с Святогоров А.П. пропал 26.6.1935г. при вылете из Александровска на Сахалине. Самолёт нашли спустя десятилетия…

«Выписка из Приказа по ГВФ №980 от 25.9.1936г. S 2. « Об аварийности в Аэрофлоте за 3-й квартал» В отношении виновников безобразных катастроф и аварий ПРИКАЗЫВАЮ:
За катастрофу гидросамолёта С-55:
а) Быв. Командира 13 отряда ДВУ – тов. Мазурук, отстранённого от командования, перевести на работу в качестве рядового пилота.
Отменить приказ по ГВФ №79 от 7.7 с.г. о назначении т. Мазурук командиром Черноморского отряда.
Нач. Гл. Упр. ГВФ Комкор - /Ткачёв/

На этом кончается его работа перед переходом в Управление Полярной авиации.
За всё это время он освоил самолёты: П-1, У-2, Ю-13, Дорнье-Меркурий, Р-1, W-33, ЮГ-1, П-5, Ш-2, ПС-5, ПС-3, С-55.
Для полноты биографии этого периода необходимо добавить его первую (до 1942г) жену Викторию Юрьевну (дев. Беляйкина) – 1917-77гг, впоследствии вышедшую замуж за писателя Вадима Кожевникова и его дочь от первого брака Ирину Мазурук – 1936-85гг.
(Вторая (с 1945г) жена Тамара Августовна (1914-99) похоронена вместе с мужем на Троекуровском кладбище).
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Адольф Милованов » 23 Апрель 2014 11:34

РГАЭ, ф. 9570, оп. 5 (рассекречена). Дело 225. … Переписка лётчика Мазурука с Президиумом ВС СССР и СНК СССР по спецзаданию … 20.7-10.12.1942г.

Л. 42. Копия. Секретно.
Секретарю Президиума Верховного Совета Союза ССР тов. Горкину А.Ф.
26-го июля с.г. при полёте по выполнению задания тов. А.И. Микояна, в Баренцевом море артиллерийским огнём подводной лодки противника – сожжён мой самолёт. При этом погорели находившиеся на моей гимнастёрке в чемодане ордена, мне удалось спастись.
1. Медаль «Золотая Звезда»
2. Орден Ленина
3. Орден «Красное Знамя»
4. Орден «Красная Звезда»
5. Орден «Трудовое Красное Знамя»
6. Депутатский Значок Верховного Совета Союза ССР
Прошу решения Президиума Верховного Совета о выдаче мне дубликатов перечисленных орденов. В связи с необходимостью моего срочного отбытия на выполнение задания Государственного Комитета Обороны, прошу Вас разрешить вопрос об удовлетворении моей просьбы до 20-го августа с.г.
Приложение: Справка СШО ГУСМП от 14.8.42г.
Герой Советского Союза полковник:- (Мазурук)
15 августа 1942г.

Л. 41. Секретно Справка. 14.августа 1942г.
26 июля при выполнении задания тов. Микояна погиб в Баренцевом море от артиллерийского огня противника самолёт Главсевморпути, пилотируемый тов. Мазуруком.
При этом сгорели следующие ордена и документы тов. Мазурука:
1. Депутатский билет №616.
2. Партийный билет №0303148, партстаж с 1925г.
3. Удостоверение личноси СНК СССР.
4. Удостоверение личности Зам. начальника Главсевморпути.
Ордена:
1. Медаль «Золотая Звезда».
2. Орден «Ленина».
3. ,, «Красного Знамени».
4. ,, «Трудового Красного Знамени».
5. ,, «Красной зведы».
6. Депутатский значёк Верховного Совета СССР.
Начальник Секр.-Шифр. Отдела Главсевморпути /П. Попов/

Теперь мне интересно, на каком самолёте он выполнял задание, кто был в составе экипажа и какова судьба экипажа?

Л. 44. Секретно. Экз. №2. Исх. №732/с 17 августа 1942г.
Заместителю Председателя СНК Союза ССР тов. А.И. Микоян.
При полётах в Баренцевом море с целью отыскания рассеянных судов 17-го каравана, а также оказания помощи пострадавшим от действия противника морским союзникам, 8-го июля с.г. мной был найден выбросившийся на берег в заливе Литке на Новой Земле американский транспорт «Винстон-Салем» с грузом танков, автомашин, спецсталей и латуни, продовольствия и пр. На берегу в палатках находились люди.
После совершённой мной посадки около судна и посещения его с переводчиком выяснилось:
1. Транспорт «Винстон-Салем» не подвергался нападению и даже не видел противника, чем вызвано решение выбросится на мель капитан объяснить не мог.
2. Сняты и затоплены замки со всех орудий и пулемётов, а также весь боеприпас в погребе затоплен водой, после посадки судна на мель.
3. Большинство артиллерийской прислуги /военнослужащих/ и часть команды съехали с корабля и жили на берегу, переселение на берег продолжалось.
4. Судно было совершенно исправно кроме пробитой наружной обшивки и среднего танка (водная балластная цистерна). Капитан заявил, что сильно помято днище в котельной и сорвало с фундаментов два котла. При осмотре этого не оказалось. Топки не были погашены и находились под парами.
5. Судно сидело на плоской каменной плите средней частью на глубине 24 фута, при нормальной осадке 23 фута, сразу за кормой были глубины 28 и 32 фута, так что во время полной воды очевидно можно было сняться с мели.
6. Капитан судна отказался завести якоря с носа и кормы, чтобы предотвратить разрушение корабля во время шторма, эта работа была выполнена по моему распоряжению моряками гидрографического бота «Мурманец».
Вся команда весьма неохотно выполняла команды по спасению судна, а старший офицер артиллерист заявил «пускай русские спасают корабль, а нас отправят в Америку, у нас кораблей много и строим мы их быстро».
Для принятия необходимых мер по спасению корабля и наших грузов я срочно вылетел в Архангельск доложил т. Папанину после чего Военно-Морским командованием были приняты меры и корабль приведён в Архангельск.
17 августа 1942г. Полковник /Мазурук/
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение SVF » 23 Апрель 2014 11:50

Да еще и по заданию тов. А.И. Микояна ...Суперинтересно!
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Апрель 2014 12:01

Валентин Аккуратов.
В Арктике сорок второго
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение SVF » 23 Апрель 2014 12:07

У нас ничего не теряется, просто мы не помним, где лежит :)
Вот только с Микояном я не врубился.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Апрель 2014 12:32

Речь про операцию по спасению экипажей судов конвоя PQ-17. Видимо распоряжение исходило от Анастаса Ивановича :)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Апрель 2014 12:44

Хорошо бы в этом эпизоде расставить точки над i. У Мазурука дата 26 июля.
У разных авторов фигурируют разные даты (встречались 16 июля и 27 июля) и число самолетов (один или два),
плюс двое погибших из экипажей, дежурившие на борту.
Что-то на форуме мелькало, но в упор не помню где...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Апрель 2014 21:12

Леспромхоз пишет:Что-то на форуме мелькало, но в упор не помню где...

Что-то с памятью моей стало... :(

Адольф Милованов пишет:Теперь мне интересно, на каком самолёте он выполнял задание, кто был в составе экипажа и какова судьба экипажа?


Разбор полетов трехлетней давности: Н-243 (PBY-1, "Guba") и Козлов Матвей Ильич (1902-1981)

dyz пишет:У Аккуратова ошибка - Федор не ПЕТРОВ, а ПЕРОВ. Мой дед. Второй бортмеханик у Козлова. Ошибку Аккуратов признал, мы списывались с ним после публикации и даже пытались пробить с его помощью разрешение на посещение Малых Кармакул. К сожалению, безуспешно :( На берегу до сих пор лежат остатки самолета, рядом похоронены мой дед и второй погибший пилот.
http://www.rcarktika.ru/ua1ony.html
http://www.rcarktika.ru/warinarctic.htm
Да, и лодка - U-601. Англичане ее утопили в 44-м, но командир, который атаковал нашу полярную станцию, в это время служил в учебном центре, выжил и тихо скончался в 1995 году.

 012-0000005-0222-00000318 Перов.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2014 08:07

© Сергеев А. А.
Германские подводные лодки в Арктике 1941 - 1942.
М: ЗАО «Русский Издательский Дом». - 2003. ISBN 5-9900099-1-7

10. Действия подводной лодки U-601 у Новой Земли

Утром 25 июля 1942 года U-601 подошла к губе Белушья и в 04.56 погрузилась на перископную глубину. Упорное наблюдение за морем и берегом не дало результата. Движения кораблей замечено не было, а в районе бухты Самоед Грау обнаружил лишь 10 примитивных построек. В 08.00 лодка всплыла в надводное положение и обогнув остров Междушарский направилась к южному побережью Новой Земли. Достигнув его, она попыталась проникнуть в губу Черная, но этому помешало большое поле дрейфующего льда. Предположив, что пролив Карские Ворота тоже непроходим для кораблей, немецкий командир ближе к полуночи приказал взять курс на Маточкин Шар. По дороге он собирался уничтожить радиостанцию, расположенную в становище Малые Кармакулы.
Ночь прошла спокойно. Весь следующий день U-601 шла вдоль западного побережья Новой Земли в надводном положении. Вечером 26 июля она достигла Малых Кармакул и в 22.30 погрузилась на перископную глубину. После осмотра рейда лодка легла на грунт, а ее командир в ожидании отлива занимался составлением плана предстоящей атаки.
 схема-191_1942.jpg
Тем временем на берегу никто не догадывался о присутствии германской субмарины. Наблюдение за морем не велось. Личный состав полярной станции и промысловики безмятежно отдыхали после очередного трудового дня. Справедливости ради следует сказать, что в Малых Кармакулах не было артиллерийских батарей или военных судов. Следовательно, даже в случае обнаружения противника, оказать ему сопротивление не представлялось возможным. На рейде находилась лишь шхуна "Мурманец" (капитан П.И. Котцов), вооруженная крупнокалиберными пулеметами и два гидросамолета ГСТ. Все они принадлежали Главному управлению Северного морского пути и уже на протяжении двух недель занимались поиском кораблей конвоя PQ-17 в районе Новой Земли и спасением их экипажей. Руководил этими работами заместитель начальника ГУСМП полковник И.П. Мазурук, лично принимавший участие в каждом вылете самолетов.
В 23.21 U-601 всплыла в надводное положение, открыв огонь по полярной станции из 88-мм орудия и 20-мм зенитного автомата. Первые же залпы превратили стоящие у берега самолеты в горящие обломки. В одном из них находились пилот М.И. Козлов и бортмеханик Серов. Первый успел прыгнуть в воду и благополучно добрался до берега, а вот второму спастись не удалось. Он сгорел вместе с летающей лодкой. В течение следующих 20 минут Грау обстреливал строения на берегу, добившись значительных разрушений. Кроме жилых зданий и складов фактории, ему удалось уничтожить два склада полярной станции с продовольствием, спецодеждой, научным оборудованием и запчастями. Два снаряда угодили в помещение радиостанции, полностью выведя ее из строя. В какой-то момент немцы заметили, что по ним ведется ответный огонь с берега. При этом даже было зафиксировано прямое попадание в ограждение боевой рубки. Грау так и не разобрался, что его подводную лодку обстреливает из пулеметов шхуна "Мурманец", силуэт которой частично скрывал скалистый выступ. Это не слишком мешало его действиям. Завершив разгром полярной станции, U-601 в 23.40 стала отходить в море. Всего ею было выпущено 44 снаряда из 88-мм орудия и 280 из 20-мм зенитного автомата.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения