Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение Kirindas » 02 Январь 2014 05:50

Кастанаев Николай Георгиевич
1904-1937
летчик-испытатель, участник перелета Н-209
http://www.testpilot.ru/base/2010/04/kastanaev-n-g/

Родился 17 (30) апреля 1904 года в Москве. С 1913 работал разнорабочим. В 1916 окончил 2-е городское начальное училище, в 1919 – 2 класса 32-й единой трудовой школы. С 1918 работал чернорабочим в железнодорожных мастерских Курского вокзала в Москве, разнорабочим.
В армии с апреля 1919. В 1919-1920 – помощник шофёра и подручный слесаря на автобазе Совета народных комиссаров РСФСР. В 1920-1921 – слесарь по ремонту и сборке автомобилей автосекции при губсовнархозе в Казахстане. В 1921 в должности шофёра на бронепоезде участвовал в ликвидации банд в Казахстане. С конца 1921 – в запасе.
В 1922-1923 работал нарядчиком-регистратором на Госвинскладе №3 (г.Москва).
С августа 1923 вновь в армии. В 1924 окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, в 1925 – Борисоглебскую ВАШЛ, в 1926 – Серпуховскую высшую военную авиационную школу воздушного боя. Служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация). В 1927-1928 – лётчик-инструктор Серпуховской высшей авиационной школы воздушного боя, в 1928 – лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ.
С января 1929 по июль 1931 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС.
С июля 1931 по 1935 – лётчик-испытатель НИИ морской авиации (г.Севастополь). Поднял в небо самолёт ОСГА-101 (лето 1934). Провёл испытания гидросамолётов МДР-2 (АНТ-8) (1931), МБР-2 (1932).
С 1935 – лётчик-испытатель авиазавода №22 (г.Москва). Поднял в небо (2.05.1935) и провёл испытания самолёта ДБ-А. Испытывал серийные ТБ-3 (1935-1937), СБ (1936-1937).
В 1937 в качестве второго пилота установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на самолёте ДБ-А (Скорость полёта на 2.000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг – 280,25 км/ч).
Погиб 13 августа 1937 года при выполнении трансполярного перелёта из Москвы в США через Северный полюс на самолёте ДБ-А (командир экипажа – С.А.Леваневский).
Жил в Москве.
Награждён орденом Красной Звезды. Его именем названа улица в Москве.

Источники информации:

Биография, составленная А.А.Симоновым
Биографии экипажа самолета “СССР Н-209″ / “Вечерняя Москва”, 13 августа 1937 г. /
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение pilpav » 23 Декабрь 2022 14:52

В № 2 за 1966 год журнала «Наука и жизнь» был опубликован очерк О. Строганова «Где-то там, за полюсом...». Этот номер журнала можно найти через поисковые системы. Например, номер можно скачать на этой странице. Как сообщает редакция журнала на первой странице обложки:
Очерк «Где-то там, за полюсом...» сообщает новые подробности о полном героике и драматизма полете Леваневского и его товарищей


Это действительно так, в очерке много интересной информации и есть несколько уникальных фактов (которые не публиковались ранее и почти забыты сейчас). Автор очерка — журналист-«известинец» Олег Алексеевич Строганов. Среди полярников Олег Алексеевич известен как участник Первой комплексной научно-исследовательской экспедиции в Антарктиду 1955 года. Он был вообще единственным журналистом, которого послали с этой экспедицией. Строганов остался на зимовку и соответственно стал первым журналистом на советской зимовке в Антарктиде. Это известная информация, подробности можно прочитать например в этой заметке.

Менее известно, что Олег Алексеевич Строганов был родственником Николая Георгиевича Кастанаева (в очерке об этом напрямую не говорится). Однако Андрей Олегович Строганов (сын полярного журналиста) подготовил и опубликовал материал «Семейные хроники одного среднерусского рода». Насколько я знаю, это единственная публикация с информацией о предках Кастанаева.

Клавдия Степановна вышла замуж за армянина Георгия Христофоровича Кастанаева. У них родились два сына (Николай и Христофор) и две дочери (Нина и Наталья). Николай стал известным летчиком-испытателем. В экипаже Сигизмунда Леваневского, совершавшего на транспортном самолете конструкции Болховитинова Н-209 перелет через Северный полюс в Америку, он был вторым пилотом. Самолет, как известно, пропал или погиб. Именем Николая Кастанаева в Москве названа улица - Кастанаевская в Кунцевском районе столицы.
...
Приход Алексея Ивановича Аджубея на должность главного редактора «Известий» изменил газету, она стала боевой увлекательной, любимой многомиллионной аудиторией. Отец пришел в «команду» Аджубея, разделяя его стремления и усилия, стал первым ответственным секретарем первого тогда приложения к центральной газете - еженедельника «Неделя». Из печати выходят его книги «Рукопожатие полюсов», «Коллекционер из Норильска» о собирателе репродукций советских и зарубежных художников Рехлове, который не только коллекционировал репродукции, но и устраивал по всему Красноярскому краю передвижные тематические выставки, «Четверо в океане» о советских моряках Зиганшине, Крючковском, Поплавском и Федотове, которые оказались на барже, оторвавшейся от берега во время шторма на Камчатке, повесть «Где-то там за полюсом» об истории полета С.Леваневского, где вторым пилотом был Николай Кастанаев.


В публикации напрямую не называется родство Кастанаева и Строганова. Но по моим подсчётам, Олег Строганов был сыном двоюродной сестры Николая Кастанаева. Из общих предков звали Степан Степанович и Аграфена Исаковна Трунаковы. Для Николая Георгиевича это были дед и бабка по материнской линии. А для Олега Алексеевича это были прадед и прабабка по материнской линии. Вероятно, в разговорах 7-летний Олег (1930 года рождения) был для орденоносца Николая Кастанаева просто племянником:
Он расцеловал сестер, обнял младшего брата, а дочке и многочисленным племянникам и племянницам дал потрогать орден Красной Звезды и покатал нас на новенькой «эмке», подаренной наркомом.


Вероятно, этот очерк Строганова стал первой публикацией родственников экипажа Н-209. По крайней мере, я не знаю более ранних публикаций. Однако Строганов опубликовал очерк не как родственник, а как авторитетный «полярный журналист».
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение pilpav » 26 Декабрь 2022 16:05

С очерком Строганова «Где-то там, за полюсом...» связано несколько интересных краеведческих тем. Как я написал в предыдущем сообщении, журналист Строганов был довольно близким родственником лётчика Кастанаева (двоюродный племянник). Поэтому в очерке особый интерес представляет информация, связанная с Кастанаевым и его семьей.

Известно, что Кастанаев с 1935 года работал заводским лётчиком-испытателем на авиазаводе в Филях. Однако при этом Кастанаев не порывал связей с ВВС. Известно, что Кастанаев прошёл переаттестацию на персональное звание и летом 1937 года был майором. Это важная информация, так как переаттестацию проходили не все лётчики (например, у Леваневского никогда не было персонального звания). Также над отметить, что типичное персональное звание для лётчика-испытателя в 1937 году было старший лейтенант или капитан. Например, Байдуков стал капитаном только после большого перелёта 1936 года, а майором только после перелёта в США.

В известных мне биографиях Кастанаева не поясняется, почему обычный заводской лётчик-испытатель (даже не первый пилот ДБ-А) получил столь высокое звание. Также я не нашёл информации, когда конкретно и с какой формулировкой Кастанаев был награжден орденом Красной Звезды. Строганов на эти вопросы тоже не отвечает, но дает пару небольших намёков:
...дочке и многочисленным племянникам и племянницам дал потрогать орден Красной Звезды и покатал нас на новенькой «эмке», подаренной наркомом


Речь идёт от событиях августа 1937 года. Если «эмка» новенькая, то её могли подарить за рекорд скорости на ДБ-А в мае 1937 года. Награждение орденом также может относится к 1937 году (намекается, что дети раньше не видели ордена).

Звание майора в принципе тоже могло быть подарком от наркома Ворошилова за рекорд скорости. Известно, что Ворошилов лично контролировал присвоение званий знаменитым лётчикам. Но тогда непонятно, почему Кастанаев стал майором до перелёта в США. Байдуков был командиром экипажа при установлении рекорда скорости, но стал майором только после перелёта в США.
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение ББК-10 » 26 Декабрь 2022 17:08

pilpav пишет:Речь идёт от событиях августа 1937 года. Если «эмка» новенькая, то её могли подарить за рекорд скорости на ДБ-А в мае 1937 года. Награждение орденом также может относится к 1937 году (намекается, что дети раньше не видели ордена)..

В феврале 1937 года Кастанаев уже был орденоносцем 8)
"Известия" 1937 №40 (6202), 15 февраля
 Известия 1937-040 (6202)_15.02.1937.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение ББК-10 » 26 Декабрь 2022 17:14

А на фото со скоростного перелета он уже с орденом Красной Звезды 8)
"Известия", 1937, №113 (6275), 15 мая
 Известия 1937-113 (6275)_15.05.1937.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение pilpav » 26 Декабрь 2022 17:19

Ещё одна интересная тема: место жительства Николая Георгиевича. В очерке написано:
С этой мыслью Николай уснул в своей новой просторной квартире, выделенной ему заводом, в новом доме на новой улице, конечно, ещё не зная, что ее назовут в его честь и память.


Это важная информация. По советским правилам, завод мог выделить «заводскую» квартиру только своему работнику. Командировочный или совместитель мог рассчитывать максимум на койку в общежитии.

Википедия в [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Кастанаевская_улица]статье о Кастанаевской улице[/url] даёт другой взгляд на проблему:

Происхождение названия и история
В конце 30-х годов XX века на месте будущей улицы был построен посёлок Кастанаева, состоящий примерно из 30 двухэтажных домов барачного типа. Своё название он получил в честь лётчика Кастанаева, который входил в состав экипажа самолёта С. А. Леваневского, бесследно пропавшего при попытке перелёта из Москвы в США через Северный полюс в 1937 году. В 50-е годы прошлого века во времена массового строительства здания посёлка были снесены и заменены более современными, кроме того, была снесена и соседняя деревня Мазилово, возник общий проект Фили-Мазилово, по которому и пролегла Кастанаевская улица.
По разным источникам, название Кастанаевской улице было дано либо в 1958 году, либо ранее, ещё 17 декабря 1948 года. До этого она называлась Главной улицей. Старое название (части улицы): 2-й Фильский проезд


По версии этой статьи, майору Кастанаеву выделили квартиру в доме «барачного типа» на окраине заводского посёлка. Дома оказались настолько некачественными, что были полностью снесёны уже через двадцать дел. Расположение улицы при масштабной смене застройки в 50-х тоже скорее всего изменилась. Однако хронология в Википедии нечёткая, посёлок могли назвать в честь Кастанаева только после гибели лётчика. А первоначальное название посёлка не указано.

Викимапия скорее подтверждает версию Википедии. В Викимапии есть объект [url=https://wikimapia.org/15532756/ru/Памятная-доска-«Кастанаевская-улица»]Памятная доска «Кастанаевская улица»[/url] с фотографией:
Улица находится на территории бывшего пос. им. Кастанаева, названного по фамилии жителя этого поселка Николая Георгиевича Кастанаева. Он входил в состав экипажа самолета С. А. Леваневского, бесследно пропавшего при попытке перелета из Москвы в США через Северный полюс в 1937 г. Название улице дано в 1958 г.
Этот объект привязан к объекту Кастанаевская ул., 3


В статье Викимапии об объекте [url=https://wikimapia.org/21563300/ru/Кастанаевская-ул-3]Кастанаевская ул., 3 (Москва)[/url] подтверждается, что современная застройка улицы появилась не ранее конца 50-х годов:
Пятиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом серии I-511/25БИ.
Построен в 1962 году.
Количество квартир: 32.
В этом здании расположены следующие объекты
Памятная доска «Кастанаевская улица»


Я нигде не нашёл информации о том, почему памятную табличку повесили именно на этот дом (действительно дом Кастанаева стоял на этот месте или место для таблички выбрали случайно). Текст на самой табличке очень короткий и обтекаемый:
КАСТАНАЕВСКАЯ УЛИЦА
НАЗВАНА В 1958 ГОДУ В ПАМЯТЬ ЛЕТЧИКА ИСПЫТАТЕЛЯ НИКОЛАЯ ГЕОРГИЕВИЧА КАСТАНАЕВА

Ничего не сказано даже о том, что Кастанаев действительно жил на этой улице и работал на местном авиазаводе.

Есть вероятность, что старый дом Кастанева 30-х годов попал в известные воспоминания лётчика Туманского. Туманский тоже был заводским лётчиком и наверняка бывал в новых заводских домах:
Николай Кастанаев был невероятно силен; думаю, что любой скулыптор с удовольствием взялся бы лепить с него Геркулеса: ему не пришлось бы, на мой взгляд, использовать силу воображения, а оставалось просто копировать. Между тем, по словам самого Николая, он никогда не занимался физкультурой и спортом. Когда, бывало, Моисеев и Юнгмейстер, весившие вдвоем не менее 180 килограммов, в шутку набрасывались на Кастанаева, он без всякого труда и напряжения разбрасывал их как малых котят.
У крыльца его дома лежал огромный камень, поднять который было под силу, пожалуй, четырем — пяти человекам. Камень этот не позволял подгонять автомашину к самому крыльцу. Однажды я сказал Николаю
— Убери ты его! Позови рабочих и убери! Он же мешает тебе!
— Зачем мне рабочие? Я и сам уберу.
— Один? Ну, брат, это слишком.
— А вот посмотрим...
Обхватив камень и слегка поднатужившись, он поднял его и, взвалив на грудь, отнес за угол дома. Я остолбенел.
— Жаль, что не поспорили мы с тобой, — сказал Николай. Я не видел на его лице никаких признаков утомления.
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Кастанаев Христофор Георгиевич

Сообщение pilpav » 27 Декабрь 2022 17:11

Есть большая вероятность, что младший брат лётчика Николая Кастанаева был известным в своё время бухгалтером. Причём Христофор специализировался на бухгалтерском учёте крупных машиностроительных предприятий и работал на авиазаводах. История получается такая.

В публикации «Семейные хроники одного среднерусского рода» упоминается брат Христофор:
Клавдия Степановна вышла замуж за армянина Георгия Христофоровича Кастанаева. У них родились два сына (Николай и Христофор) и две дочери (Нина и Наталья). Николай стал известным летчиком-испытателем.


В очерке «Где-то там, за полюсом...» упоминается, что Христофор был младшим братом
Он расцеловал сестер, обнял младшего брата, а дочке и многочисленным племянникам и племянницам дал потрогать орден Красной Звезды и покатал нас на новенькой «эмке», подаренной наркомом.


А дальше на помощь приходят поисковые системы. Христофор Георгиевич Кастанаев очень редкое ФИО. С учётом ограничений по времени и месту (Москва 40-х годов) ФИО можно считать уникальным. Тем более что из семейной хроники мы знаем, что отец братьев Кастанаевых был приезжим в Москве. Год рождения Христофора неизвестен, но верхней датой можно считать 1913 год. Есть информация, что в 1913 году Николай начал работать, то есть отец к этому времени уже умер.

В Интернете есть как минимум одна страница, на которой собраны книги автора КАСТАНАЕВ Христофор Георгиевич. По подсчётам автора этого сайта, есть 14 книг этого автора с 1940 по 1962 год.

Поиск по электронному каталогу Российской Государственной Библиотеки дат похожий результат: 13 книг с 1943 по 1963 год. Причём одна книга была переведена на венгерский язык, а одна книга является записью лекций автора. То есть автор серьёзным и уважаемым в своем деле специалистом. Следует отметить, что несколько книг имеют прямое отношение к авиационной промышленности.
Кастанаев, Христофор Георгиевич.
Учет материалов [Текст]. - Москва : Госпланиздат, 1943. - 44 с., без тит. л.; 22 см. - (Пособия по планированию и учету).
СССР. Народный ком. авиац. пром.. Центральная бухгалтерия.
Указания по заполнению форм периодической бухгалтерской отчетности [Текст] : [Гл. упр-ниям, предприятиям и орг-циям НКАП] / Сост. Х. Г. Кастанаев ; НКАП СССР. Центр. бухгалтерия. - Москва : изд. и тип. Оборонгиза, 1945. - 50 с.; 20 см.
Седов, Г. П.
Типовая корреспонденция счетов текущего учета основной деятельности промышленных предприятий [Текст] / Составители: Г. П. Седов, Х. Г. Кастанаев ; Нар. ком. авиац. пром. СССР. Центр. бухгалтерия. - Москва : изд. и тип. Оборонгиза, 1945. - 108 с.; 26 см.
Кастанаев, Христофор Георгиевич.
Руководство по организации и проведению документальных ревизий на предприятиях Министерства авиационной промышленности [Текст] / Х. Г. Кастанаев ; Министерство авиац. пром-сти СССР. Центр. бухгалтерия. - [Москва] : изд-во и тип. Оборонгиза, 1946. - 23 с.; 20 см.
Кастанаев, Христофор Георгиевич.
Баланс и анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия [Текст] : Краткий курс лекций, чит. в Акад. в 1948 г. / Х. Г. Кастанаев ; МАП СССР. Акад. авиац. пром-сти. - Москва : тип. газ. "Сталинский сокол", 1948. - 63 с.; 20 см.
Кастанаев, Христофор Георгиевич.
Учет результатов хозрасчета цехов предприятий авиационной промышленности [Текст] / Х. Г. Кастанаев ; М-во авиац. пром-сти СССР. Центр. бухгалтерия. - Москва : изд-во и тип. Оборонгиза, 1949. - 32 с.; 22 см.
Кастанаев, Христофор Георгиевич.
Учет производства в цехах машиностроительного завода [Текст] / Х. Г. Кастанаев. - Москва : изд-во и 1-я тип. Машгиза, 1950 (Ленинград). - 128 с.; 19 см.
Нормативный учет и калькуляция продукции в машиностроении [Текст] : [Сборник статей] / Под ред. Г. Г. Бочарова и Х. Г. Кастанаева ; Дом инженера и техника им. Ф. Э. Дзержинского. - Москва : Машгиз, 1951. - 260 с.; 23 см.
Кастанаев, Христофор Георгиевич.
Termelési elszámolások a gépgyár műhelyeiben [Текст] / H. G. Kasztanajev ; Fordította Szakara György. - Budapest : Nehézipari könyv- és folyóiratkiadó vállalat, 1951. - 127 с.; 20 см.
Загл. оригинала: Учет производства в цехах машиностроительного завода
Кастанаев, Христофор Георгиевич.
Учет вспомогательных производств машиностроительного завода [Текст]. - Москва : Машгиз, 1954. - 152 с.; 22 см.
Учет расхода и использования материалов на машиностроительных заводах [Текст] : [Сборник статей] / Отв. ред. М. Х. Жебрак, Х. Г. Кастанаев ; Дом инженера и техника им. Ф. Э. Дзержинского. - Москва : Машгиз, 1954. - 264 с.; 23 см.
Кастанаев, Христофор Георгиевич.
Учет вспомогательного производства на промышленном предприятии [Текст]. - Москва : Госфиниздат, 1962. - 70 с.; 20 см. - (Б-ка бухгалтера).
Кастанаев, Христофор Георгиевич.
Учет работы основных производственных цехов и участков машиностроительных предприятий [Текст]. - Москва : Машгиз, 1963. - 140 с.; 20 см.


Конечно, нет прямых доказательств того, что бухгалтер Кастанаев это родной брат лётчика Кастанаева. Но косвенных совпадений много (очень редкое ФИО, время, город, авиазавод).

Путеводитель по архиву подтверждают, что Кастанаев Христофор Георгиевич работал в авиационной промышленности.
Также есть информация, что Кастанаев Христофор Георгиевич был награждён медалью «За трудовую доблесть».
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Родители Николая Кастанаева

Сообщение pilpav » 28 Декабрь 2022 16:17

По семье родителей Николая Кастанаева известна только основная информация.

В публикации «Семейные хроники одного среднерусского рода» упоминается имена родителей и девичья фамилия матери

Софья Степановна происходила из многодетной семьи Трунаковых, жившей в Боровичах Новгородской области. У Степана Степановича и Аграфены Исаковны Трунаковых было четыре дочери (Мария, Клавдия, Елена, Софья) и два сына (Степан и Григорий).
...
Клавдия Степановна вышла замуж за армянина Георгия Христофоровича Кастанаева. У них родились два сына (Николай и Христофор) и две дочери (Нина и Наталья). Николай стал известным летчиком-испытателем.


Известно, что отец Кастанаева рано умер, но год смерти неизвестен (информация была в газете «Вечерняя Москва» 13 августа 1937). А мать умерла не раньше 1947 года, информация об этом есть в очерке Строганова. В этом очерке «Где-то там, за полюсом...» упоминается, что последний раз Николай Кастанаев встречался с родственниками за несколько дней до перелёта:
Несколько дней назад Николай приезжал прощаться.
— Коленька, очень прошу, летите пониже, пожалуйста, — прижав к себе сына, шептала ему мать Клавдия Степановна. А он, улыбаясь, отвечал рассудительно:
— Низко, мама, лететь нельзя. Внизу опасней, чем в вышине.
Он расцеловал сестер, обнял младшего брата, а дочке и многочисленным племянникам и племянницам дал потрогать орден Красной Звезды и покатал нас на новенькой «эмке», подаренной наркомом.


О младшем брате Христофоре я написал в предыдущем сообщении, подробной информации по сёстрам я не нашел.

Интересное направление поисков это «армянская» фамилия Кастанаев. Вероятно, это действительно армянская фамилия. Например, по армянским источникам в начале 20 века были купец КастанаЕВ Матевос Мартирисович в Нахичевани-на-Дону и врач КастанаЯН Эммануил Мартынович в Ростове-на-Дону. Поэтому есть вероятность, что «Кастанаев» это русифицированный вариант какой-то армянской фамилии (Кастанаян или какой-то похожей). В пользу армянского происхождения отца говорит необычное отчество отца (имя Христофор совершенно нехарактерно для русских). Но подробного исследования о возможных армянских корнях Кастанаева я не нашёл.
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение pilpav » 28 Декабрь 2022 16:34

ББК-10 пишет:А на фото со скоростного перелета он уже с орденом Красной Звезды 8)
"Известия", 1937, №113 (6275), 15 мая


Большое спасибо за скан газеты!!! Про фотографии 15 мая Кастанаева с орденом я «знал, но забыл». Я читал статьи о рекорде 15 мая в газете «Правда» на «Электронекрасовке» и видел фотографии экипажа. Но совершенно забыл об ордене Кастанаева на фотографии. Фотографии в «Правде» и «Известиях» интересно сравнить между собой. Фотографии сделаны с разных направлений, на одной фотографии Кербер фас, на другой профиль.

Также я вспомнил, что в газете «Вечерняя Москва» за 13 августа 1937 года есть формулировка награждения Кастанаева. Но год награждения всё равно не указан:
И Леваневский не ошибся, остановив свой выбор на Кастанаеве — этот скромный человек, большевик, награжденный за отличное овладение авиационной техники орденом «Красной Звезды», с честью оправдает возложенное на него доверие.


Кстати сказать, если у вас есть сканы любых газет за 13-15 августа 1937 года по перелёту Леваневского, то для меня это очень интересно. Я хотел бы составить список фотографов, которые провожали Н-209 (и соответственно список фотографий экипажа). Каждая крупная газета послала своего фотографа, но сейчас легко найти только газету «Правда» на «Электронекрасовке». Я пока нашёл фамилии 4 фотографов. Но это скорее всего неполный список и непонятно распределение фотографов по газетам.
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2022 17:22

pilpav пишет:Кстати сказать, если у вас есть сканы любых газет за 13-15 августа 1937 года по перелёту Леваневского, то для меня это очень интересно. Я хотел бы составить список фотографов, которые провожали Н-209 (и соответственно список фотографий экипажа). Каждая крупная газета послала своего фотографа, но сейчас легко найти только газету «Правда» на «Электронекрасовке». Я пока нашёл фамилии 4 фотографов. Но это скорее всего неполный список и непонятно распределение фотографов по газетам.

Пожалуйста:
Известия, 1937, №189 (6351)_14.08
Фотограф В. Мусинов.
 Известия 1937-189 (6351)_14.08 - 0001.jpg
 Известия 1937-189 (6351)_14.08 - 0002.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2022 17:27

"Красный Север" (Вологда), 1937, №185, 14.08
Фото Кислова (Союзфото):
 1937-185-14-08 - 0001.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2022 17:33

"Советская Сибирь", 1937, № 186 (1937-08-14)
Фото Ф. Кислова (Союзфото):
 Советская Сибирь, 1937, № 186 (1937-08-14) фото Кислова.jpg
 Советская Сибирь, 1937, № 186 (1937-08-14) Н-209 Леваневский перелет - 0001.jpg
 Советская Сибирь, 1937, № 186 (1937-08-14) Н-209 Леваневский перелет - 0002.jpg
в этом же номере:
Фото Белянина Г. А. (Союзфото)
 Советская Сибирь, 1937, № 186 (1937-08-14) Н-209 Леваневский перелет - 0003.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кастанаев Николай Георгиевич (1904-1937)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2022 17:42

"Правда", 1937, №222, 13 августа
Фото Н. Кулешова:
 Правда-1937-222 13 августа.jpg
 Правда-1937-222 13 августа - 0002.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Семья Николая Кастанаева

Сообщение pilpav » 29 Декабрь 2022 15:54

Я совершенно не нашёл информации о жене Николая Кастанаева. Как ни странно, даже в очерке Строганова ни разу не упоминается жена. Хотя в очерке есть две сцены, где очень уместно вспомнить жену. В самом начале очерка есть сцена семейного прощания в деревне Мякинино. В этой сцене упоминается мама Клавдия Степановна и неназванная дочка. А затем есть сцена последней ночи перед вылетом в квартире в Филях. Но в этой сцене не упоминаются ни жена, ни дети. Если я ничего не пропустил, то жена Николая Кастанаева ни разу не упоминается в очерке. А дочка упоминается только одна и только вместе с Клавдией Степановной:
Несколько дней назад Николай приезжал прощаться.
— Коленька, очень прошу, летите пониже, пожалуйста, — прижав к себе сына, шептала ему мать Клавдия Степановна. А он, улыбаясь, отвечал рассудительно:
— Низко, мама, лететь нельзя. Внизу опасней, чем в вышине.
Он расцеловал сестер, обнял младшего брата, а дочке и многочисленным племянникам и племянницам дал потрогать орден Красной Звезды и покатал нас на новенькой «эмке», подаренной наркомом.
...
Для матери Кастанаева, русской рабочей женщины, которая, как и мать Леваневского, рано овдовела и одна вырастила двух сыновей и двух дочерей, решение о прекращении поисков не было извещением о смерти ее Николеньки. Мать верила и ждала, что над Москвой, над улицей Горького, над новым красивым домом, где ее поселили с внучкой, вот-вот прошумит моторами краснокрылый большой самолет, и Коля с аэродрома позвонит ей по телефону: «Мама, я прилетел...»

В других известных мне источниках я тоже не нашёл никакой информации о жене Николая Кастанаева. Нигде не упоминаются имя жены или год свадьбы, нет ни одной подписанной фотографии Николая Кастанаева с женой.

О детях Николая Кастанаева тоже известно мало. Самая подробная информация есть в Википедии в статье о Николае Кастанаеве.
Дочь, Светлана Николаевна Кастанаева (ум. 1998). Работала на авиазаводе № 22.
Ольга Николаевна Гродская (ум. 2007), была преподавательницей языка бенгали в МГИМО.

Другой информации в Википедии нет. Поэтому неизвестно, кто из двух дочек жил в деревне Мякинино и получил квартиру с бабушкой.
Более подробной информации о дочках я не нашёл. Только на одной странице в Интернете упоминается «Кастанаева Ольга Николаевна 1932» Страница похожа на распознанный старый телефонный справочник, поэтому год рождения может быть правильный. Но никаких доказательств достоверности информации нет, сайт вообще странный.

По информации Википедии одна из дочерей работала на авиазаводе в Филях (где два с половиной года работал сам Николай Кастанаев). Есть вероятность, что младший брат Христофор тоже работал на этом заводе бухгалтером. Но проверенной информации на тему трудовой династии Кастанаевых я не нашёл.

Из следующего поколения известна внучка Николая Кастанаева Ольга Михайловна Воинова Она интересуется перелётом Н-209, участвует во встречах родственников и даже подготовила две интересные публикации о Николае Кастанаеве:
[url=https://доблесть.рус/serpukhov-moskva/no2-32-mart-2021/prervannyy-polet-letchika-nikolaya-kastanaeva]Прерванный полёт лётчика Николая Кастанаева[/url]
Внучка аса авиации не теряет надежды, что имя ее деда увековечат в Серпухове
Статьи интересны подбором фотографий. Возможно, что одна-две этих фотографии из семейного архива (по крайней мере, эти фотографии редко публикуются).

С вопросом о семье пересекается вопрос о причинах перехода Николая Кастанаева на завод в Филях. Из публикации в газете «Вечерняя Москва» известно, что Кастанаев перешёл на авиазавод в начале 1935 года
...До 1931 года он работает по испытанию легких самолетов, а с конца года летчиком-испытателем гидросамолетов.
С февраля 1935 года Кастанаев работает в авиационной промышленности опять же по испытаниям новых конструкций.

Однако непонятно, почему не старый и успешный лётчик решил поменять службу в престижном НИИ ВВС на работу рядового лётчика-испытателя авиазавода. Возможных объяснений много. Может быть, семейный человек захотел получить заводскую квартиру (Туманский честно написал, что для него это была одна из основных причин перехода). Также может быть, что Кастанаева специально перевели на авиазавод в Филях под проект ДБ-А (который разрабатывало фактически заводское конструкторское бюро).
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Партийность Николая Кастанаева

Сообщение pilpav » 29 Декабрь 2022 16:16

Информацию о партийности Николая Кастанаева найти тоже непросто, но всё таки я нашёл пару публикаций.

В газете «Вечерняя Москва» 13 августа 1937 года сообщалось, что Николай Кастанаев был большевиком.
В 1919 году Кастанаев вступает в комсомол.
...
И Леваневский не ошибся, остановив свой выбор на Кастанаеве — этот скромный человек, большевик, награжденный за отличное овладение авиационной техники орденом «Красной Звезды», с честью оправдает возложенное на него доверие.


А в краеведческой книге 1980 года был опубликован точный год:
Кастанаев
Николай Григорьевич (1904—1937), лётчик-испытатель. Член Коммунистической партии с 1926. Окончил к 1925 три лётные школы. Служил в ВВС, с 1935 работал при Главном управлении авиационной промышленности. Входил в экипаж самолёта (командир С. А. Леваневский), пропавшего без вести при попытке перелёта через Северный полюс в Америку. Именем Кастанаева в 1958 названа улица (Кастанаевская улица, в Филях).


Обе публикации ничего не сообщают о жене и детях Николая Кастанаева. Это по-своему символично: для советских журналистов и краеведов информация о партийности была гораздо важнее информации о семейной жизни.

Если даты в этих публикациях указаны правильно, то Николая Кастанаева можно назвать убежденным коммунистом. 1919 года это самое начало истории комсомола, членство в комсомоле в то время было совершенно необязательным (тем более что Николай не занимал никаких особых должностей). Да и в партию Николай вступил очень быстро, сразу после окончания лётных школ, всего в 22 года. По моим подсчётам, по партийному стажу Кастанаев был вторым в экипаже Н-209. Причём Кастанаев вступил в партию в самом молодом возрасте.
    Годовиков - партийный стаж с 1923 года;
    Годовиков - партийный стаж с 1926 года;
    Побежимов - партийный стаж тоже с 1926 года, но по возрасту он страше Кастанева;
    Левченко - партийный стаж с 1930 года;
    Леваневский - партийный стаж с 1934 года;
    Галковский - кандидат на момент перелёта.
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения