"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

От ладьи и коча до атомохода.

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Декабрь 2013 15:37

 d55_1.jpg
"Ставрополь" ("Котик")

Пароход грузо-пассажирский
Год постройки: 1907 г.
Место постройки: Германия
Грузовместимость GT (gross tonnage): 1210
В Доброфлоте: 1912-1922 гг.

Одно из судов, перешедших из Доброфлота в ДВМП.
Работало на Северных направлениях, участник Колымских рейсов.
В 1932 году судно было передано Военному Ведомству.
Как минный заградитель "Ворошиловск" погибло от взрыва в 1951 году.

    Технические характеристики:
    Вместимость (в брутто-регистровых тоннах): 1210
    Длина (в метрах): 60,34
    Ширина (в метрах): 10,03
    Осадка (в метрах): 4,57
    Мощность машины (в лошадиных силах): 750
    Скорость (в узлах): 10

Реестр флота ДВМП
2005 © ОАО «Дальневосточное морское пароходство»


ВОРОШИЛОВСК (до 1912 г. "Котик", до 8.06.1935 г. "Ставрополь")
Водоизмещение 2300 т. Размерения 63.5 х 10 х 4.6 м. ГЭУ котломашинная, 750 л.с. Скорость 10.5/6 узлов, дальность 4000 миль. Вооружение: 4 х 76.2 мм, 2 х 4 х 7.62 мм пулемета, 268 мин. Экипаж 155 чел.
Бывший грузопассажирский пароход Доброфлота. Построен в 1907 г. Мобилизован 16.04.1923 г., вооружен и включен в состав Морских сил Дальнего Востока в качестве вспомогательного крейсера. 6.07.1923 г. разоружен и возвращен Главоду. 24.12.1931 г. принят от Совторгфлота и зачислен в состав отряда судов Убеко Дальнего Востока в качестве ГИСУ. 3.05.1932 г. переведен в Морские силы Дальнего Востока, переоборудован и переклассифицирован в минный заградитель. С июля по декабрь 1934 г. числился минным блокшивом. С 11.01.1935 г. входил в составе ТОФ. Прошел кап. ремонт с 1.08.1938 г. по 4.05.1939 г. Во время Великой Отечественной войны использовался как минный заградитель, штабной корабль, самоходная плавбаза и плавказарма. Погиб 30.10.1950 г. от взрыва при выгрузке мин в б. Новик.


http://sovnavy-ww2.ho.ua/minelayers/typ ... htm#vorosh
© Алексей Хоменко, март 2002 г. - июнь 2002 г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Декабрь 2013 20:21

© Шигин В. В., «Спасите наши души! » Неизвестные страницы истории советского ВМФ. — М.: Вече, 2010. — 400 с. — (Морская летопись).




«Котик», ставший «Ворошиловском»

Все началось с того, что в Германии в 1907 году, во времена кайзера Вильгельма, по заказу российского Доброфлота был спущен на воду грузо-пассажирский пароход «Котик». Вплоть до Первой мировой войны пароход этот, переименованный к тому времени в «Ставрополь», совершал регулярные рейсы на Дальний Восток, доставляя туда грузы и переселенцев. После революции команда разбежалась, а пароход поставили на прикол. Во Владивостоке пережил «Ставрополь» Гражданскую войну и интервенцию. Разграбленный пароход с поломанной машиной не привлек внимания ни японцев, ни белогвардейцев. Власть в городе все время менялась, а «Ставрополь» по-прежнему ржавел у причала. О заброшенном пароходе вспомнили лишь после вступления во Владивосток Красной армии. Новой власти были необходимы морские суда, а интервенты, уходя, увели с собой все, что держалось на плаву. Вот тогда-то и вспомнили о «Ставрополе». Пароход был сразу же поставлен в ремонт, и вскоре, вооруженный несколькими пушками, он уже как вспомогательный крейсер вошел в состав морских сил Дальнего Востока. Так будущий минзаг пережил свое первое перевоплощение из грузового парохода в крейсер.
Сразу же по выходе с завода начались боевые будни. Уже в апреле — июле 1923 года «Ставрополь» принимает самое активное участие в уничтожении в Аянском уезде последнего белогвардейского отряда генерала Пепеляева. Затем «Ставрополь» спустил военный флаг и, как в былые времена, занялся перевозкой грузов. Прошло еще восемь лет, и новый поворот судьбы — «Ставрополь» становится гидрографическим судном. 24 декабря 1931 года пароход был зачислен в состав отряда судов управления по безопасности кораблевождения. 3 мая 1932 года на «Ставрополе» торжественно подняли военно-морской флаг. Так началась вторая военная служба судна. Как гидрограф «Ставрополь» трудился в течение двух лет, однако вскоре начальство сочло, что судно со столь вместительными трюмами использовать для замеров глубины и постановки буев нецелесообразно, и «Ставрополь» был переименован в минный заградитель. Затем с июля по декабрь 1934 года он числился минным блокшивом, то есть судном, выполняющим функции плавучего минного склада, а с 11 января 1935 года вошел в состав только что сформированного Тихоокеанского флота.
Конец тридцатых годов — время в истории нашего государства особое. Страна жила в каждодневном ожидании начала большой войны на Востоке, где уже вовсю раскручивался маховик японской агрессии. Хасан и Халхин-Гол — лишь ее пролог. Тихоокеанский флот тех лет был весьма невелик, и тягаться с японскими авианосными армадами ему было явно не по силам. Вся надежда возлагалась на подводные лодки и мины. Именно поэтому «Ставрополь» снова поставили в завод, где его переоборудовали, насколько это было возможно, в минный заградитель. Новому минзагу присвоили и новое, в духе времени, наименование — «Ворошиловск», в честь тогдашнего наркома обороны.

Водоизмещение минного заградителя было 2300 тонн, парадный ход не превышал 10 узлов. Вооружение составляли четыре 76-миллиметровых орудия и две спаренные четырехствольные установки пулемета «максим» (позднее они будут заменены на более современные «Эрликоны»). Просторные грузовые трюмы минзага вмещали теперь без малого 389 мин. Экипаж «Ворошиловска» насчитывал 155 человек.
Зачисленный в состав ОВР Главной базы Тихоокеанского флота, корабль начал свою службу. Годы Великой Отечественной прошли для минзага в постановке учебных минных заграждений и томительном ожидании начала боевых действий. Часть команды, покинув корабельную палубу, ушла в морскую пехоту. Именно они, моряки-тихоокеанцы, устилали своими бушлатами заснеженные подмосковные поля, сражались в руинах Сталинграда, штурмовали Будапешт и Берлин. Из сошедших с «Ворошиловска» обратно не возвратился уже никто...
Незадолго до начала войны с Японией с «Ворошиловском» произошла серьезная неприятность, лишь по воле случая не обернувшаяся трагедией.
Дело в том, что в те дни у дальневосточного побережья командование Тихоокеанского флота уже вовсю ставило оборонительные минные заграждения. Причина столь массированных постановок вполне объяснима: вот-вот должна была начаться война, а боевые возможности малочисленного ТОФа были не так уж велики. Вместе с другими минными заградителями участвовал в этих постановках и «Ворошиловск».
Однако жизнь есть жизнь, и в прибрежных водах продолжали ходить торговые суда. Чтобы не раскрывать тайн, командующий флотом распорядился объявить закрытыми для судоходства целый ряд районов с уже выставленными минами. По оставленным фарватерам приказано было ходить, только подав предварительную заявку и взяв на борт лоцмана. Но запретный плод сладок, и японцы тут же решили проверить плотность советских минных заграждений. Едва же посланный для этой цели лесовоз зашел на минное поле, он тут же подорвался. Судно, правда, спасли, но охоту соваться куда не надо, отбили навсегда. Попадали иногда на мины и свои. Так было, например, со знаменитым ледоколом «Красин». Не миновала сия чаша и «Ворошиловск».
Завершив одну из своих минных постановок, минзаг направлялся во Владимирско-Ольгинскую военно-морскую базу. Именно в этих водах размещалась созданная адмиралом Юмашевым минно-артиллерийская позиция Тихоокеанского флота, опираясь на которую, флот готовился дать бой возможному агрессору.
Незадолго до выхода в море «Ворошиловска» командир дивизиона минных заградителей капитан 2-го ранга А. Я. Ципник (сам в недавнем прошлом командир этого корабля) высказал сомнения командиру базы контр-адмиралу Байкову в правильности решения на маршрут перехода — ведь следовать «Ворошиловску» предстояло, буквально пробираясь среди уже выставленных минных полей.
— Ничего страшного! — отмахнулся Байков. — Я решения менять не буду!
Приказ есть приказ, и корабль вышел в море... Внезапный взрыв буквально подбросил минный заградитель, когда он входил в пролив Стрелок. В образовавшуюся пробоину хлынула вода. Командир «Ворошиловска» капитан-лейтенант Петр Алешин объявил аварийную тревогу. Радист уже стучал ключом радиограмму в адрес командования: «Подорвались на мине. Широта... Долгота... Нуждаюсь в помощи».
В тот раз, однако, кораблю повезло. Мина, на которую напоролся минзаг, была с небольшим количеством взрывчатого вещества и образца 1908 года. Пробоину прибежавшие матросы самоотверженно закрыли своими телами, а затем завели пластырь. К счастью, жертв не было. Лишь несколько человек получили небольшие ушибы и ссадины.
Едва минзаг ошвартовался у Арсенальной пристани Владивостока, как на него уже прибыли представители НКВД. Еще бы! Время военное, а здесь по непонятной причине поврежден боевой корабль! Ни дать, ни взять злой умысел! Однако командир «Ворошиловска» сразу же представил чекистам утвержденный комдивом план перехода. Точка подрыва была как раз на линии маршрута. Изучив план, офицеры НКВД положили его к себе в портфель и молча покинули корабль. Для них было уже ясно, кто
главный виновник, — тот, кто утвердил план. А из Москвы уже вылетела комиссия Наркомата ВМФ.
Вспоминает один из старейших моряков отечественного флота капитан 1-го ранга в отставке Аркадий Яковлевич Ципник: «В местном клубе собрали всех офицеров базы. На сцене в президиуме москвичи. Я навытяжку стою перед сценой. Какой-то адмирал кричит на меня сверху: «Вы понимаете, что именно вы проиграли войну! Ведь сейчас ее генеральная репетиция! Может, вы это сделали преднамеренно, чтобы ослабить нашу морскую мощь? » Что мне говорить? Я отвечаю: «Есть! Виноват! » Сверху кричат: «Знаете, что вам за это будет? » «Знаю, — говорю, — трибунал! » А у самого холодный пот. Зал замер. Все словно окаменели. Такие обвинения, это почти что приговор. «А знаете, что трибунал вам даст! » — кричат сверху. Я молчу. «Расстрел! Расстрел! » — кричит кто-то из москвичей. И тут поднимается со своего места Байков, он тоже сидел на сцене, сходит вниз, подходит ко мне и громко говорит: «Ципник ни в чем не виноват. Он был с самого начала против этого маршрута, но я настоял на выполнении своего устного приказа». Затем Байков при всех крепко меня обнял, расцеловал, говоря: «Спасибо тебе, Аркаша, за порядочность твою, за честь командирскую, за то, что хотел взять мою вину на себя! »
После этого москвичи сразу сникли. Всем велели расходиться. Уехал и уже ждавший меня у входа конвой. Вернулся я домой, напился и всю ночь проплакал. Утром ко мне зашел сосед, председатель трибунала, говорит:
— Чего плачешь, чудак, тебя же оправдали!
Несколько дней мне потом нигде прохода не было. Офицеры наши, как увидят, бегут обниматься, радуются за меня: «Молодец, Аркаша, что уцелел! » Вот так «Ворошиловск» прошелся и по моей судьбе... »
Сам минный заградитель после подрыва на мине поставили в док Владивостокского судоремонтного завода. Спустя несколько недель он уже снова вышел в море.
Ципнику повезло. Другим везло меньше. Так, младшего командира срочной службы минного заградителя «Ворошиловск» А. П. Химинуса приговорили к 7 годам лишения свободы «... за троцкистские разговоры об отрицании авангардной роли партии».
Другой сверхсрочник, В. Н. Звездкин, был осужден на 3 года «... за контрреволюционную агитацию», краснофлотец срочной службы Рассохин на 5 лет «. за агитацию, направленную на подрыв мощи РККА».
С началом войны с Японией минзаг в базе уже не застаивался. Дел у него хватало! Днем и ночью «Ворошиловск» ставил оборонительные минные заграждения, прикрывая подходы к дальневосточному побережью. Ведь совсем рядом базировался огромный японский флот, изрядно потрепанный, но еще вполне боеспособный. Но остатки вражеской армады легли под американскими бомбами на дно бухты Куре, а ударная Маньчжурская армия капитулировала под напором советских танков. Теперь минный заградитель ликвидировал собственные минные поля, освобождая простор для мирного судоходства.

Корабль и его экипаж

Опыт войны подсказал первую послевоенную кораблестроительную программу. В ней наряду с крейсерами, эсминцами и подводными лодками планировалось создание и скоростных современных минных заградителей. Старик «Ворошиловск», разменявший уже пятый десяток своей жизни, доживал последние дни. Ветерана ждал скорый вывод в резерв и медленная смерть под огненным жалом автогена. И снова, в который уже раз, в судьбу корабля вмешалась политика. Грянула корейская война! В дальневосточные воды вошел американский флот. Предсказать ход последующих событий тогда бы не взялся никто. Локальный конфликт мог в любой момент обернуться новой мировой бойней. СССР и Китай поддерживали Пхеньян, американцы со своими союзниками — Сеул. Летчики комкора Кожедуба десятками сбивали американские бомбардировщики, а корабли под звездно-полосатым флагом то и дело рвались на таинственных северокорейских минах, которыми местные рыбаки прямо с джонок усеивали все прибрежные воды. В последнее верится с трудом — ведь минное дело, как никакое другое, требует высочайшего профессионализма и специальных кораблей для выполнения столь важной и масштабной задачи. Ни того ни другого у северокорейских моряков в то время не было. Поэтому вполне можно предположить, что для выполнения столь рискованного предприятия и был задействован «Ворошиловск». Такая версия, кстати, имеется и в немногих воспоминаниях о трагической судьбе корабля, гибель которого многие напрямую связывают с корейскими событиями.
Оговорюсь сразу: никаких документальных подтверждений участия минного заградителя в боевых постановках мин у побережья Северной Кореи автору в ходе работы над повестью найти не удалось. Поэтому, ведя далее рассказ о событиях вокруг «Ворошиловска», я буду придерживаться официальной точки зрения — той, что нашла свое отражение в бумагах, актах и отчетах по трагедии 30 октября 1950 года у острова Русский. Однако, разумеется, корейская война все же сказалась на судьбе «Ворошиловска», пусть даже и косвенно...
Итак, что же представлял собой минный заградитель «Ворошиловск» и его экипаж в преддверии произошедшей трагедии?
В 1948 году корабль был направлен в Порт-Артур, где на местном судостроительном заводе прошел докование и средний ремонт. В следующем, 1949-м, он успешно отработал задачи боевой подготовки, выставив на состязательных минных постановках почти пятьсот мин (!) и получив высшую награду, даваемую кораблям в мирное время, — приз морского министра, став, таким образом, лучшим кораблем своего класса во всем Советском Военно-морском флоте.
Познакомимся поближе с главными участниками трагических событий 30 октября. Командиром «Ворошиловска» в это время являлся капитан 3-го ранга Василий Иванович Корженков. Из служебной характеристики В. И. Корженкова: «Окончил ВМУ в 1939 году. Член ВКП (б) с 1944 года. На ЗМ «Ворошиловск» непрерывно служит 10 лет, из них в должности командира корабля с 1947 года. Начал службу артиллеристом, затем помощником командира корабля. Командовал кораблем умело. Маневрами корабля управлял умело. Организацией и порядком на корабле занимался не систематически. Тактически подготовлен. Авторитетом у личного состава пользовался».

Заместитель командира корабля по политической части — капитан 3-го ранга Николай Иванович Дерипаско. Об этом человеке, пожертвовавшем своею жизнью ради спасения сотен и сотен других, особый рассказ еще впереди.
Помощник командира корабля — старший лейтенант Алексей Сергеевич Савинов. Окончил ВМУ в 1945 году. На корабле с 1948 года. Аттестован положительно.
Командир БЧ-3 — лейтенант Николай Яковлевич Кононец. Окончил ВМУ в 1948 году. Член ВЛКСМ. Из служебной характеристики: «Был командиром группы, с мая 1950 года назначен командиром БЧ-3 минного заградителя. Как командир БЧ-3 подготовлен удовлетворительно. Минную специальность любит. Недостаточно требователен. Исполнителен, дисциплинирован. Пользовался авторитетом среди личного состава корабля. Задачи боевой подготовки в 1950 году выполнил с хорошими и отличными показателями».
Что касается команды «Ворошиловска», то в подавляющем большинстве ее составляли старослужащие матросы, имевшие за плечами по пять-семь лет службы. Документы показывают, что к концу 1950 года на корабле было до 90 % старослужащих и всего лишь 10 % молодых матросов.
Небезынтересны документы, посвященные общим характеристикам экипажа «Ворошиловска», часть которых (положительная) была составлена до произошедшей трагедии, другая (отрицательная) — непосредственно после нее. Один из документов гласит: «... Состояние партийно-политической работы и работы партийной и комсомольской организаций корабля оценивается политическим отделом дивизии ОВР и политическим управлением флота как удовлетворительное и по их заключению выделяется в лучшую сторону среди кораблей ОВРа». В другом картина совершенно противоположная: «... В течение 1950 г. до катастрофы на корабле имели место два чрезвычайных происшествия: случай дезертирства и самовольная отлучка свыше двух часов. В январе 1950 г. на корабле был вскрыт случай извращения дисциплинарной практики (рукоприкладство). Приведенные факты свидетельствуют о том, что состояние воинской дисциплины на ЗМ «Ворошиловск» было явно неудовлетворительное».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение ББК-10 » 28 Апрель 2016 20:48

Дубравин А. И. Колымский рейс парохода "Ставрополь"

 Дубравин - 0015 - копия.jpg
«Ставрополь» строился в Штеттине на заводе «Ниска». На воду он был спущен в 1907 году под названием «Котик», так как предназначался для обслуживания котиковой промысловой кампании в Беринговом море. Это было товаро-пассажирское судно водоизмещением 1900 тонн. Длина его составляла 59, 7 метра, ширина — 10 метров, высота борта — 7 метров, с осадкой при полной загрузке — 4, 7 Метра. В качестве главных судовых механизмов на «Ставрополе» была установлена паровая машина тройного расширения мощностью в 700 лошадиных сил и два цилиндрических котла.
«Ставрополь» являлся двухпалубным судном с полубаком и средней надстройкой. Между полубаком и средней надстройкой располагались два грузовых трюма, а на юте — третий. Это были так называемые твиндечные грузовые помещения.
Угольные бункера занимали отсек перед котельным отделением. Дополнительный уголь принимался в твиндек и носовой трюм, откуда перегружался через палубу. Запасы питьевой и котельной воды размещались в двойном дне, а также в форпике и ахтерпике. Район плавания, при полных запасах топлива и воды„ составлял 3000—4000 миль.
Вначале «Котик» использовался по своему назначению. Затем он был переименован в «Ставрополь», и с 1912 года после частичного переоборудования судно было приспособлено для колымских рейсов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение ББК-10 » 05 Август 2016 21:21

Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.123.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.123 Ставрополь-1930.jpg
ПЛАВАНИЕ ПАРОХОДА „СТАВРОПОЛЬ" В ЧУКОТСКОМ МОРЕ
ЛЕТОМ 1930 ГОДА


Пароход „Ставрополь", вышедший летом 1929 г. из Владивостока в Колыму, на обратном пути был затерт льдами в районе м. Северного на Чукотском побережьи, где „Ставрополь" и зазимовал. Первая подвижка льдов у м. Северного произошла 7 июля 1930 г. Уже на следующий день „Ставрополь" снялся с якоря. Однако, до 13 июля пароход, вследствие неблагоприятного состояния льдов, оставался в районе м. Северного. 14 июля, не доходя 15 миль до м. Ванкарем, был встречен припай, шириной около 10 миль. Между этим припаем и сплоченными льдами в открытом море находилась полоса разреженных льдов (2-3 балла), шириной до 5 миль, которой „Ставрополь" и воспользовался. У м. Онман пароход снова приблизился к берегу. До м. Сердце-Камень, который был пройден 16 июля, „Ставрополь" шел льдом, сплоченностью от 1 до 7 баллов, при чем на горизонте все время виднелась кромка сплоченных льдов. У м. Инцова пароход окончательно вышел из льдов.
В рейсе „Ставрополь" участвовал Г. В. Кречман, командированный Якутской комиссией Академии наук СССР для производства гидрометеорологических наблюдений и гидробиологических сборов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение ББК-10 » 13 Март 2020 17:41

Красный Север, 1930, №89, 18 апреля

 Красный Север, 1930, №89, 18 апреля ПХ Ставрополь зимовка.jpg
ВЛАДИВОСТОК, 15 апреля. Капитан зимующего в Ледовитом океане ледокола «Ставрополь», после долгого перерыва сообщил по радио, что положение судна прежнее. За полярным кругом свирепствуют холода— средняя температура в марте держалась на уровне 30 градусов мороза. Дуют сильные ветры. В средних числах марта пассажиры Кавелин и Горбунов на санях отправились в Уэллен. Несколько пассажиров доставлены в бухту Лаврентия на самолете.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение ББК-10 » 24 Апрель 2020 10:55

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути.
Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 224-228

Первый советский рейс на Колыму в 1923 г.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение ББК-10 » 24 Апрель 2020 10:59

1924 г.
Советская Сибирь, 1924, № 185, 15 августа

 Советская Сибирь, 1924, № 185 (1924-08-15) Ставрополь-Колыма.jpg
Дальний Восток и Якутская Республика
(От нашего владивостокского корреспондента).

Рейс «Ставрополя» в Колымск.

Снабжение продовольствием и товарами наиболее отдаленных пунктов Якутской республики не может происходить иными путями, как только путем посылки специального парохода из владивостокского порта. Поэтому ежегодно назначается рейс парохода «Ставрополь» - единственного парохода, технически надлежаще оборудованного для плавания в Северном Ледовитом Океане.
Крайние точки Якутской республики совершенно не имеют собственного продовольствия и неподвоз его пароходом из Владивостока влечет за собою большие лишения для туземного населения. Правда, в северные воды проникают американские и норвежские скупщики пушнины, но они продают населению продовольствие по таким вздутым ценам, что фактически раздевают туземцев до ниточки, а продовольствием их все же не обеспечивают.
Кроме того, за годы гражданской войны окраины Якутской республики лишились врачей, учителей и большей части административного аппарата. Имевшиеся на побережьи радио станции пришли в полное разрушение, а привезенные для установки метеорологические станции так и оставались неустановленными—приборы погибли, а строительный материал расхищен.
К сожалению, владивостокский порт не имеет другого корабля для посылки на север. «Ставрополь» же не может совершить в лето более одного рейса, но и этот рейс сопряжен с большими трудностями и нередки случаи, когда пароход не может из-за льдов выйти из Ледовитого Океана и вынужден оставаться там на зимовку.
В нынешний рейс «Ставрополя» на нем отправлено для Якутской республики товаров и продовольствия свыше 22.000 пудов. Кроме того, на пароходе уехали пять учителей, два врача и должностные лица административного управления. Для нужд туземного населения отправлены рыболовные принадлежности и охотничье снаряжение.

Значение Охотска для Якутской республики.

Населением Колымского и Охотского округов в текущем году были посланы в Москву уполномоченные по вопросу о присоединении г. Охотска к Якутской республике. Вопрос этот имеет большое практическое значение.
В настоящее время Охотский округ присоединен в административном отношении к Камчатской губернии. Между тем, расстояние Охотска от Петропавловска — 3.840 верст, а от Якутска все го только 1.000 верст. Наиболее оживленные сношения у Охотска имеются с Якутском, а никак не с Петропавловском. Кроме того, большую часть года Охотск не может сообщаться с Камчаткой, в виду замерзаемости Охотского моря и недоступности его для плавания. Объявление порто франко на Охотском побережьи имело в виду улучшить снабжение Якутской республики. По всем данным Охотск должен принадлежать Якутской республике.
С прекращением навигации по р. Лене сообщение с Якутском может происходить только через Охотск.
По ходатайству уполномоченных вопрос о присоединении Охотска в Якутской республике передан на рассмотрение Дальплана, от которого и зависит окончательное решение этого вопроса.

Владивосток - опорная база для снабжения Якутской республики.

Во Владивостоке уже имеется торговое представительство Якутской республики. Целый ряд вопросов, касающихся снабжения последней, практически более целесообразно решать здесь. В этом отношении Владивосток имеет много плюсов по сравнению с другой опорной базой Якутии — Иркутском. Товары и продовольствие для Якутской республики, заготавливаемые в Иркутске, идут гужем до Качуга и часто не бывают вывезены. Здесь же, помимо морского пути, все товары могут следовать по кратчайшему пути через Охотск.
В виду того, что Якутской республикой поднят вопрос о выделении для туземцев части рыбных промыслов с целью обеспечения их продовольствием все детали практического осуществления этого мероприятия можно провести только путем согласованных действий уполномоченных Якутии и Дальрыбоохоты.
В числе мероприятий, намечаемых для проведения в жизнь с целью улучшения быта туземцев Якутской республики и Охотского края, имеются: 1) освобождение в течении ближайших лет инородческого населения от всех налогов, 2) привлечение иностранного капитала для оживления торговли Якутской республики, 3) организация кооперативных артелей для разработки золотых приисков, сейчас служащих местом хищнического расхищения золота. Все эти мероприятия могут быть обсуждены и надлежащим образом согласованы с отделениями центральных учреждений, имеющимися во Владивостоке.
С момента советизации Дальнего Востока у него устанавливаются прочные деловые сношения с Якутской республикой и в самом недалеком будущем мы будем свидетелями необычайного оживления окраин, до сих нор или забытых всеми или же тянувших лямку тяжелого прозябания.
С. Наумов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение ББК-10 » 10 Июль 2020 21:24

1926 г.
Советская Сибирь, 1926, № 154, 8 июля

 Советская Сибирь, 1926, № 154 (1926-07-08) Ставрополь остров Врангеля.jpg
На острове Врангеля.
(От нашего владивостокского корреспондента).


Полярные плавания всегда являлись выдающимися из обыденной жизни событиями, всегда привлекали к себе возбуждённое внимание. общественности.
Медленно, шаг за шагом прокладывается великий Северный морской путь; человек завоевывает льды;. наука обогащается с каждым годом новыми вкладами по изучению полярных стран, казалось бы неприступных, вечно движущихся ледяных гор и охраняемых ими пространств земли... Устанавливается и развивается экономическая связь их со всем остальным миром.
В настоящее время во Владивостокском: порту идут усиленные работы по подготовке к полярным рейсам. Пароходы Совторгфлота «Колыма» и «Ставрополь» готовятся к походам, — первый к устью Колыма, второй — на остров Врангеля.
Рейс «Ставрополя» вызывает особенный интерес.

ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ
открыт в 1823 году и тогда же вошел в состав русских владений. Царским правительством, стремившимся к захвату территорий исключительно в империалистических целях, не сообразуясь ни с экономическими возможностями, ни с интересами самих территорий, остров был предоставлен самому себе. Ведь даже Камчатка, Охотский, Чукотско-Анадырский, Колымский край, не говоря уже о полярных островах, были почти изолированы от России. Большое внимание привлекали они со стороны англо-американского капитала и фактически весь крайний северо-восток экономически зависел от Северной Америки, куда уплывала скупаемая предприимчивыми янки за бесценок вся промысловая добыча края. А эксплоатация туземцев ими из года в год становилась все более прочной и беззастенчивой.
Остров Врангеля расположен на крайнем северо-востоке, на 70-71 гр. северной широты, площадь его 45 миль по меридиану и 65 миль по параллели. Только в течение двух с небольшим месяцев — в августе и сентябре, можно подойти к острову, остальное время года он окружен неприступною стеною льдов.
Пушные богатства острова, сходство его геологической структуры с Аляской, а, следовательно, и возможность наличия на нем золотых месторождений, наконец, стремление захватить к свои руки ключ к неисчерпаемому сырьевому рынку, приобрести станцию на великом полярном пути в Сибирь, — все это не могло не привлечь к себе жадных взоров американского капитала. Известный арктический исследователь Стефенсон, он же агент Ванкуверской меховой компании, высказывал мнение о «будущей ценности острова Врангеля, как радио-станции и воздушной базы».
И, конечно, ничего не было удивительного, когда в 1924 году советский пароход «Красный Октябрь» встретил на острове незванных гостей — агента этого самого Стефенсона — Чарльза Уэльтса с 13 эскимосами, занимавшихся в течение года с лишним незаконным промыслом в союзных водах. Эскимосы, конечно, были здесь лишь слепым орудием в руках предприимчивого «исследователя».
Тогда эта история вызвала много шуму — пойманные с поличным американцы объяснили свое хозяйничанье на советской территории «случайно случившимся случаем», но так или иначе, а факт остается фактом и необходимость более реального закрепления союзного влияния на крайнем северо-востоке стала очевидной.
После посещения острова «Красным Октябрем» там развевается флаг Советского Союза, как неопровержимое доказательство союзного суверенитета над этой территорией. Предстоящий же рейс «Ставрополя» приобретает громадное значение, как практический шаг к фактическому закреплению здесь союзного влияния.
«Ставрополю» предстоит сделать

ОКОЛО 1000 МИЛЬ ВО ЛЬДАХ.
«Ставрополь» — один из самых крепких пароходов нашего флота на Великом океане. В настоящее время он стоит в доке и готовиться к походу.
Стучат молотки, трещит, как пулемет пневматическая пила, шумят горна, раздаются равномерные удары молота... Работа идет полным ходом. Носовая часть парохода подвергается капитальному ремонту. Все, вызывающее хотя бы малейшее сомнение, листы обшивки и шпангоуты, заменяются новыми; устанавливаются дополнительные крепления, деревянные распоры, производится сплошная дублировка обшивки носовой части.
Несмотря на свою крепость, «Ставрополь» все же на плавание во льдах рассчитан не был, идти он может только в рассеянном льде при толчках малого хода. Поэтому вполне понятны те меры, предосторожности, которые принимаются сейчас. Навигационный период в полярных водах очень короток, — всего два месяца, плавание сопряжено с риском быть затертым льдами и в лучшем случае зимовки. Но настроение команды бодрое. Она уверена в условиях плавания.

«НА ОСТРОВЕ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ МЫ БУДЕМ».
— Будем производить промеры пути, изучать льды, течение, — это наша задача. Всю эту работу мы безусловно проделаем, тем более, что необходимыми приборами снабжены в полной мере.
— Нам должно помочь имеющееся между островом и Аляской течение на запад. Им, между прочим, с успехом пользуются и американские китобойные суда. Поможет нам и гидроплан, с ним мы будем «играть» наверняка.
Летчиком на гидроплане идет тов. т. Кальвиц, совершивший в прошлом году полет на Новую Землю.
«Ставрополь» забирает на себя полное снабжение с расчетом на возможность зимовки во льдах, берет с собой и специальное оборудование, необходимое для полярного плавания.
С Чукотского побережья пароход возьмет несколько семей чукчей, переселяющихся на остров. Едет на нем экспедиция, имеющая ряд заданий, по изучению самого острова.
Впереди — колоссальная работа. Предстоит преодолеть огромные трудности, но еще больше то значение, которое будет иметь это плавание. Вся советская общественность бесспорно с неослабным интересом будет следить за успехом похода «Ставрополя».
А. ВИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение ББК-10 » 12 Июль 2020 13:23

Советская Сибирь, 1926, № 168, 24 июля

 Советская Сибирь, 1926, № 168 (1926-07-24) Ставрополь.jpg
На Дальнем Востоке.

Продовольствие на острове Врангеля.

ХАБАРОВСК, 23. (Роста). - Отправившаяся на остров Врангеля экспедиция на пароходе «Ставрополь» захватила с собой продовольственные запаси на три года для снабжения переселяемых на остров чукчей. Экспедиция составит подробную карту острова в произведет наблюдение над движением льдов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение fisch1 » 18 Декабрь 2020 18:59

Христинин Ю.Пароход идет на север//Молодой ленинец,12,16 марта 1976

 Христинин Ю.Пароход идет на Север  Молодой ленинец 1976.16 марта (8433). – С. 4. 1.jpg
 Христинин Ю.Пароход идет на север  Молодой ленинец1976.12 марта (8432) с.2.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение fisch1 » 18 Декабрь 2020 19:04

 01.jpg
Христинин Ю.Н.На рейде "Ставрополь" : [Докум.-ист. повесть] / Юрий Христинин; [Худож. Н. Д. Будников]. - Ставрополь : Кн. изд-во, 1981. - 254 с.

От автора
Трудно сказать, была ли бы написана эта книжка о необычных приключениях парохода Российского добровольного флота "Ставрополь", но случилось несколько лет назад одно событие. Тогда в город Ставрополь прибыла делегация моряков с одного из лучших в Азовском морском пароходстве теплохода "Ставрополь". Возглавил ее Борис Васильевич Быковский - первый помощник капитана. Он-то и рассказал о плавающем "тезке" орденоносного степного города.
Где только не побывал теплоход - в Индии и Индонезии, на Кубе и в Египте, в Тунисе и Алжире, Марокко и Нигерии, Камеруне и Турции, Сирии и Испании... А в самом начале своей биографии "Ставрополь" побывал... на морском дне. Строили его в Германии. Но фашисты развязали войну, и недостроенное судно было затоплено в Балтийском море. Только после второй мировой войны его подняли с небольшой глубины поляки и достроили, назвав "Гдыня". А в 1953 году судно было приобретено нашей страной и получило название "Ставрополь": на флоте по традиции имена отживших свой век судов передаются новым как бы в наследство.
- Такая история произошла и с нашим судном, - рассказывал помощник капитана, - его назвали в честь того "Ставрополя", первопроходца Севера, маленького и немощного, но сумевшего так много сделать за свою довольно долгую морскую жизнь. Жаль только, что мы о нем практически ничего не знаем, даже снимка не имеем ни в московских и ленинградских музеях, ни в архивах. А судно было по-настоящему героическое: принимало участие в спасении экспедиции Амундсена, доставляло первых советских колонистов на остров Врангеля, сражалось с белыми бандами в Охотске. Но подробности неизвестны. А как бы хотелось узнать об этом стареньком пароходе побольше!
С тех пор и не дает покоя история старого парохода. Из всевозможных литературных источников удалось узнать, что своим появлением на свет первый "Ставрополь" обязан известному полярному путешественнику Георгию Седову. Откликаясь на его призыв о создании флота для плавания к покрытому мраком легенд Колымскому краю, ставропольские "граждане и мещане" приняли участие в сборе средств на строительство судов.
Сбор этот шел по всей России, и было объявлено, что суда получат имена городов, которые внесут в казну достаточно средств. Так появился Российский добровольный флот, в составе которого плавали суда "Москва", "Киев", "Петербург", "Кишинев"... Суммы, внесенной жителями крохотного губернского городка, тоже хватило для того, чтобы построить судно.
И представители Доброфлота не замедлили приобрести в Норвегии два однотипных парохода - "Проспер" и "Котик". Первый переименовали в честь края, который предполагалось изучить, - "Колыма", а второй - "Ставрополь". Более того: даже команда второго судна больше чем наполовину была укомплектована моряками, уроженцами Ставропольской губернии, служившими ранее на других судах. Словом, новый пароход оказался не просто "тезкой", но и самым настоящим "земляком" города Ставрополя.
На этом практически и кончалось, что удалось узнать из старых книг и газет. Пришлось писать запросы о все музеи страны - от самых больших московских до самых маленьких, созданных при пароходствах: не знают ли чего о пароходе? Ответы приходили неутешительные...
А ведь должны же где-то храниться документы парохода, его судовые журналы? Только через два года удалось узнать, что журналы эти попали каким-то образом не по адресу - в ...Центральный архив народного хозяйства СССР. Читались эти журналы словно какой-то увлекательный роман: есть, оказывается, чем похвалиться маленькому пароходику!
Но записи - только половина дела. Хотелось найти и снимки, которых нигде в музеях не было, живых людей, помнящих пароход. Пришлось обратиться за помощью к людям со страниц девяти самых крупных газет Сибири и Дальнего Востока, Ставрополья и Севера нашей Родины.
И вот тогда пошли письма, из которых удалось узнать немало интересного. Писали отовсюду: рабочие Владивостокского морского порта, капитаны дальнего плавания, сотрудники далеких полярных станций, школьники с мыса Шмидта... Больше двадцати фотографических снимков принесла почта, каждому из которых, что называется, цены нет.
Отыскался в Москве и старейший из полярников нашей страны, которому было з восемьдесят - Александр Павлович Бочек. В двадцатых годах он плавал на "Ставрополе" помощником капитана.
Так постепенно, шаг за шагом, и накапливался материал для этого документального рассказа.

Hristinin.Na reide Stavropol.epub.fb2.zip [815.25 КБ Скачиваний: 289]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Ставрополь" ("Котик"), пароход грузо-пассажирский

Сообщение fisch1 » 18 Декабрь 2020 19:21

Как «Ставрополь» спас Владивосток

30 октября 1950 года трагически погиб пароход «Ставрополь», который в прошлом веке бороздил моря и океаны.
Рассказывает краевед-любитель Андрей Климов:
– В 1909 году для экспедиции известного полярного исследователя Г. Седова в Норвегии (по другим данным – в Германии в 1907 году) был куплен пароход «Котик». Поскольку судно приобрели на деньги ставропольских купцов, его переименовали в «Ставрополь». Вплоть до первой мировой войны оно совершало регулярные рейсы из Владивостока в Колымский край. После революции пароход поставили на прикол в столице Дальнего Востока, а команда разбежалась.
Только в 1919 году «Ставрополь» вышел в новый рейс на Колыму, жители которой два года не получали ни продовольствия, ни медикаментов. Лето выдалось суровое, пароход попал в сплошные льды и был вынужден остаться на зимовку около мыса Шмидта. Во время зимовки экипаж «Ставрополя» узнал, что у Чаунской губы в критическом положении находится экспедиция норвежца Амундсена. Иностранцы обратились за помощью к русским морякам, но те из-за отсутствия топлива смогли лишь по радио сообщить в Анадырь о надвигающейся беде.
Вернувшийся во Владивосток, где к тому времени уже поменялась власть – городом вместо белогвардейцев с интервентами командовали красные партизаны, пароход был «призван на военную службу». Вооруженный несколькими пушками «Ставрополь» повез в Аянский уезд (Якутия) экспедиционный отряд красногвардейцев, который ликвидировал «белую армию» Пепеляева. После окончания гражданской войны пароход спустил военный флаг и стал перевозить грузы и пассажиров. Именно в его трюмах были доставлены на Колыму первые узники ГУЛАГа и их охранники.
Казалось, что «Ставрополь» так и останется гражданским судном, но обострение обстановки на Дальнем Востоке снова заставило включить пароход в состав Тихоокеанского военно-морского флота СССР. Корабль сначала переоборудовали в гидрографическое судно, затем – в минный блокшив (плавучий склад «адских машин»), а потом в минный заградитель. Его вооружили четырьмя 76-миллиметровыми орудиями и двумя спаренными четырехствольными пулеметными установками «Максим». В трюмах минзага помещались 389 мин. В 1935 году этой боевой единице флота присвоили новое имя – «Ворошиловск» (второго ноября 1935 года Ставрополь переименовали в честь тогдашнего министра обороны СССР). Так корабль в третий раз поменял имя, но остался тезкой краевого центра. Городу потом, в 1943 году, вернули историческое название, а вот минный заградитель так и остался «Ворошиловском».
Во время Второй мировой войны минный за-градитель исправно нес свою службу – выставлял минные заграждения. Причем они были настолько плотные и многочисленные, что на одной из собственных мин корабль и подорвался. Однако «Ворошиловску» было не суждено погибнуть в холодных водах. Мина, на которую напоролся минзаг, оказалась образца 1908 года с малым зарядом взрывчатки, поэтому матросам удалось довольно быстро заделать пробоину, и после непродолжительного ремонта корабль вернулся в строй.
«Холодная война» и конфликт на Корейском полуострове продлили военную службу «Ворошиловска». Тем более что по итогам состязаний по постановке мин в 1949 году корабль был признан лучшим во всем военно-морском флоте СССР. Командование не желало ударить в грязь лицом и на соревнованиях 1950 года, поэтому команде «Ворошиловска» пришлось провести несколько тренировок. Одна из них оказалась роковой.
«В течение двух суток с 23 по 25 октября на «Ворошиловск» было принято 230 боевых мин, – пишет в документальной повести «Непреданные забвению» капитан 2-го ранга Владимир Шигин. – Почему кораблю было приказано ставить боевые мины «АМД – 100», непонятно, ведь на состязаниях 1949 года минзаг ставил лишь учебные мины…».
Выставив в Амурском заливе минные заграждения, корабль, согласно приказу командования флота, «осуществил выборку выставленных мин» и взял курс на базу во Владивосток. В 8 часов 15 минут 30 октября 1950 года «Ворошиловск» прибыл в бухту Новик и отшвартовался у причала мыса Шигина недалеко от минного склада. Часть команды была отпущена в город, а оставшиеся занялись разгрузкой боеприпасов. Причем по непонятным причинам никто из офицеров не следил за работой матросов.
Из-за своеобразной конструкции судна мины выгружали очень медленно, но команде была поставлена задача закончить разгрузку к 18 часам. К трем часам дня морякам удалось разгрузить только одну треть мин, находящихся на судне.
«В это время руководивший работами на верхней палубе старший матрос-минер Василий Чанчиков, – читаем далее в книге В. Шигина, – решил для ускорения работ перед выгрузкой донных мин на пирс отсоединять их от тележки. Мины на металлической палубе укладывали бок о бок прямо у люка кормового погреба… Из люка минного погреба показалась очередная донная мина. Бывшие на палубе сразу же обратили внимание, что, провиснув на стропах, она сильно наклонилась зарядной частью вперед. Но и это никого не остановило. Тысячи раз проделывали участвовавшие в разгрузке эту, казалось, до совершенства отработанную операцию и не сомневались, что все будет благополучно и на сей раз. При попытке стоявшего на лебедке матроса втиснуть ее между двумя соседними минами она своей тяжестью развернула одну из лежавших мин, а затем с силой ударилась головной частью о металлическую палубу…».
Первый взрыв был не очень сильный, и лежавшие рядом мины не сдетонировали, но взрыв сопровождался разбрасыванием горящих кусков взрывчатки. Горящий гексоген падал на надстройки, палубу, буквально засыпал лежавшие на палубе и пирсе мины. Всюду разом вспыхнули языки пламени.
Команда вначале побежала в разные стороны, стала прыгать за борт, но, когда появился командир «Ворошиловска», бросилась тушить пожар. Увы, огонь разгорался все сильнее и сильнее, появилась угроза взрыва лежавших на пирсе мин, от которых на воздух мог взлететь минный склад, а там находилась большая часть боезапаса флота. Тогда капитан 3-го ранга Николай Дерипаско приказал только тушить и оттаскивать лежавшие на берегу мины, а пылающий «Ворошиловск» было решено затопить. К сожалению, матросам и офицерам удалось только первое.
Сила взрыва была огромна, минный заградитель буквально исчез в клубах пламени и дыма. Даже в отделенном небольшим проливом от острова Владивостоке во многих домах вылетели стекла. Капитан 3-го ранга Николай Дерипаско и 19 офицеров и матросов погибли, но эти жертвы были не напрасны. Они спасли сотни жизней во Владивостоке.
* * *
В 1994 году на острове Русский был установлен памятник погибшим при взрыве «Ворошиловска» морякам.

Ставропольская правда 1 ноября 2003 https://yandex.ru/turbo/stapravda.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения