Люди и годыОдин из первых лётчиков СибириВесной минувшего года на братском кладбище в Иркутске, у входа в Центральный парк культуры и отдыха имени 40-летия Октября, был восстановлен памятник. С лицевой стороны надпись: «Здесь погребены Отто Артурович Кальвица и борт-механик Франц Францевич Леонгардт, погибшие 7 марта 1930 года при исполнении служебного долга во время полета в Якутию в районе Сангарских копей».
Отто Артурович Кальвица родился 1 декабря 1888 года в семье рабочего лесопильного завода Куопиосской губернии в Финляндии. Безотрадным было детство мальчика. Работать начал рано. Сначала разнорабочим лесопильного завода: перетаскивал, как и отец, доски, расчищал снег. Потом стал кочегаром, а затем машинистом портового судна, познакомился с жизнью финских и русских рабочих и моряков Балтики.
...«Был судим за государственные преступления: за государственную измену и «грабеж», — пишет о себе Отто Артурович. — Обвиняли в грабеже за вещи, которые были взяты для обеспечения плавания судов. Обвиняли в том, что у хозяина катушечной фабрики полковника Бонедорфа вскрыли сейф, в котором хранились обвинительные дела и много документов, известных уже и еще не известных суду. Отсидев пять месяцев, я сбежал в 1918 году из Финляндии в Советскую Россию.
В финскую социал-демократическую партию вступил в 1905 году, в ВКП (б) с 1919 года».
В 1920 г. Кальвица окончил авиашколу. За активное участие в подавлении Кронштадтского мятежа в 1921 году награжден орденом Красного знамени, а затем служил в авиаразведотряде на Балтике. Тяжелая катастрофа вывела его из строя, но ненадолго. Здоровый организм быстро справился с травмами.
С 1925 года вместе с первым известным советским арктическим летчиком Борисом Григорьевичем Чухновским. Кальвица участвовал в исследовательской работе по изучению Северного морского пути.
Работая в управлении Сибирских воздушных линий, он первым сделал зимний рейс по Северной трассе и открыл третью авиатрассу в Восточной Сибири: Иркутск—Витим—Бодайбо. Вот как об этом человеке пишет ныне живущий в Одессе пенсионер, старейший бортмеханик Восточной Сибири Яков Георгиевич Савин:
— Первый зимний полет на Ленской линии был осуществлен Кальвица на «Ю-13» на Бодайбо.
Долго мы с ним летали. От Иркутска до Бодайбо и обратно понадобилось 27 дней. Машина малосильная, мороз трескучий (в Витиме дошел до 52 градусов). Все мерзло: мотор, самолет и мы с пилотом. Но мы верили всей душой, что это только начало, что главное начать, проложить, протоптать воздушную дорогу, а там освоимся и дело пойдет как по маслу.
В 1930 году для выполнения специального задания в Якутии был назначен экипаж в составе Кальвица и бортмеханика Леонгардта. Выполняя рейс без прогноза погоды, они попали в сильный снежный буран. Легкую и маломощную одномоторную машину бросало сильным ветром* Управлять самолетом было крайне трудно. Кальвица не в силах был справиться с пилотированием самолета и катастрофа оказалась неизбежной. В марте 1930 года тела отважных летчиков были на самолете доставлены в Иркутск и похоронены с заслуженными почестями на братском кладбище.
...29 марта 1957 года с Иркутского аэропорта взял курс на Якутск самолет ТУ-104. На трассах. по которым 27 лет назад летал их первооткрыватель летчик, коммунист Кальвица, сейчас водят воздушные корабли сотни пилотов нового поколения, последователей и продолжателей первого поколения авиаторов Восточной Сибири.
А. ГЕРАСИМЕЦ.
На снимке: памятник О. А. Кальвица и Ф. Ф. Леонгардту у входа в центральный парк культуры и отдыха.
Фото Д. Коровина.