Н-444 (Ли-2)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Капитан Чайка » 10 Сентябрь 2012 17:17

По данному самолету есть две версии обнаружения его обломков, но обе датируются 1950 годом. И в первом и во втором случае, его обнаружили сотрудники НИИГА (Научно-сследовательского института геологии Арктики (НИИГА) ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии.) По карте места похожи - удлененное озеро, рядом с сопкой (горой).
1 Версия: 17.09.1950 начальник отряда экспедиции №40 НИИГА (Научно-сследовательского института геологии Арктики (НИИГА) ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии.) Главсевморпути вблизи западного берега озера Оче-Ты на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ (высота 1 338 м) обнаружил несколько обрывков документов, кусок дюралюминия и детскую шапку-ушанку. 9 октября комиссия Главсевморпути прибила на место. Ими были обнаружены остатки самолета на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ (143 км севернее пос. Харп) и пять трупов.
2 Версия: 1950 г. База Дальней экспедиции ВСЕГЕИ. Сотрудник Лайба А.А.(очевидец)
Озеро Тохо – полное название Тохорейто, за ним гора (сопка) Тохорейсейда высота 82. Озеро Тохо ручьем впадает в реку Кара. Озеро расположено в 22 км юго-западнее п. Усть-Кара на территории Республики Коми.
Северные зарисовки

А.А. Лайба (Сотрудник НИИГА)

За озером Токо

Стихотворение коллектора ПР
по поводу аварии самолета ЛИ-2
у озера Тохо, что севернее Станового хребта.
К сожалению, имя автора неизвестно.

Далеко-далеко
За озером Тохо
Лежит одиноко ЛИ-2.
Проехал он боком

По кочкам, по моху
И уцелел он едва.
Бедняжка страдает:
Лежит, не летает.

Моторы заглохли. Молчат.
Ни техник не знает,
Ни летчик не знает,
Когда они снова взлетят.

Не так уж далеко
От базы на Тохо —
Но люди там ходят едва.
Крупы так немного,

И рыбы нет с Тохо,
И не летает ЛИ-2:
Далеко-далеко
За озером Тохо
Лежит одиноко ЛИ-2.

Может быть, Лайба А.А. и был начальником отряда, и речь идет об одном и том же, но почему указаны разные районы, и где в действительности лежит самолет?
Вложения
 R-41-29-30 Усть - Кара - оз. Тохорейто.jpg
 Очеты - Ли-2.jpg
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Капитан Чайка » 10 Сентябрь 2012 17:23

Еще несколько документов по Попову.
Вложения
 006.jpg
 007.jpg
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Ольга Бер » 11 Сентябрь 2012 15:43

Вот документы, которые обещала выложить. Спасибо всем за интерес к теме...
Вложения
 телграмма3.jpg
 Телеграмма.jpg
 телеграмма1.jpg
 письмо бабушке стр1.jpg
 назначение пенсии.jpg
 извещение.jpg
 записка Хмельнова.jpg
 страховка.jpg
 сообщение о смерти.jpg
 свидетельство о смерти.jpg
 письмо Козловской.jpg
 письмо бабушке стр2.jpg
Ольга Бер
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2012 08:47

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Ольга Бер » 11 Сентябрь 2012 16:11

Еще фото...

не знаю когда сделан снимок... : 2.jpg
справа налево: Соколов Анатолий Николаевич, Вера Никитична, Наталья - дочка, Василий, брат Веры Никитичны : 1.jpg
Ольга Бер
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2012 08:47

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Адольф Милованов » 12 Декабрь 2012 21:51

Дополню к уже выложенному.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 4, д. 361, л. 21. Приказ Нач. Главсевморпути при СМ СССР №485с от 27.10.1950 года.
Об обнаружении самолёта ЛИ-2 Н-444 МАГОН, потерпевшего катастрофу 7.3.1948г.
7.3.1948г. с-т Магон … п/у к/к Попова В.А. вышел из аэродрома Дудинка в а/п Амдерма и к месту назначения не прибыл.
По моему приказанию с 8 марта по 13 мая 1948г поиски Н-444 производились самолётами с воздуха и наземными партиями. Поиски положительных результатов не дали, в связи с чем 13.5.1948г мною был отдан приказ №255с о прекращении дальнейших поисков самолёта с воздуха и о списании его, как потерпевшего катастрофу.
На борту находились:
1. к/к Попов Владимир Александрович;
2. 2 пилот Кроков Владимир Борисович;
3. штурман Сиваков Василий Романович;
4. б/мех Немытов Григорий Григорьевич;
5. 2-й б/мех. Харитонов Евгений Фёдорович;
6. б/радист Гуков Алексей Михайлович.
Пассажиры:
1. Начальник Тиксистрой Негодяев Викентий Семёнович;
2. Бригадир плотников Тиксистрой Посошков Феоктист Ив;
3. Директор завода «Бодхед» Певзнер Сергей Ефимович;
4. Жена Певзнера Трутикова Зоя Михайловна;
5. Их сын – 5 лет;
6. Главный бухгалтер завода Гупилко Александр Дмитриевич;
7. Нач. Хатангской речной конторы Преловский Николай Мих;
8. Командир Чукотской авиагруппы Телис Александр Николаевич;
9. Бухгалтер Корякской геолого-разведочной экспедиции Громов Валентин Васильевич;
10. Жена Громова Иванова Елизавета Ивановна;
11. Зам. нач. пол/станции Тикси Соколов Анатолий Николаевич;
12. Работник Дальстроя Феонин Михаил Александрович;
13. Его жена Калинина Антонина Тимофеевна;
14. И их грудной ребёнок.

17.9.1950г. начальник отряда экспедиции №40 НИИГА Главсевморпути Нарцов В.В. вблизь западного берега озера Оче-ти на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ обнаружил на земле несколько обрывков документов, кусок дюралюминия и детскую шапку-ушанку, о чём им и было доложено рапортом нач. экспедиции №40 т. Шамину.
9.10.1950г. экспедиция в составе начальника Геолого-разведочного отряда эксп. №40 НИИГА т. Нарцова В.В, ст. авиатехника авиабазы УПА в г. Воркуте т. Яковлева П.С. и Члена Горсовета Воркуты т. Сидорова Д.Ф. – выбыли на предположительное место происшествия…
Путём розысков на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ, были обнаружены и засняты обломки самолёта с опознавательным знаком СССР Н-444. Были произведены мелкие раскопки, в результате которых найден ряд документов, в том числе – формуляры, паспорт на имя Негодяева В.С. и др. документы и, кроме того, предметы одежды.
В нижнем конце снежника обнаружено 5 трупов людей, опознать которых невозможно. Найденные документы и обломки самолёта подтверждают, что потерпевший катастрофу самолёт является самолётом Н-444, по заключению комиссии, имевший лобовой удар о восточный склон горы, при полёте с Востока на Запад.
Для дальнейших розысков останков погибших членов экипажа и пассажиров назначаю комиссию в составе:
Командира Московской АГ Кузнецова – председатель;
Зав. парткабинетом Моск. АГ Звездина;
Нач. а/п Воркута Ефремова;
Ст. авиатехника а/в Воркута Яковлева.
Комиссии в период октября-ноября 1950 года продолжить розыски погибших в авиакатастрофе. По окончании розысков собрать обнаруженные останки в общий гроб и похоронить во временную могилу. Все обнаруженные части самолёта закопать на месте. В августе 1951 года, после таяния снега, вновь тщательно обследовать всю прилегающую местность, собрать все останки трупов, после чего вскрыть временную могилу и всё доставить в Москву для похорон.
Командиру Московской АГ полковнику Кузнецову А.И. обеспечить фиксирование всех расходов по розыску и раскопкам самолёта и трупов погибших, а также доставку и похороны в Москве.
Начальник Главсевморпути при СМ СССР А. Кузнецов.

Мне интересно, привезли ли погибших в Москву и где похоронили. Я бы посетил.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-444 (Ли-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 13 Декабрь 2012 09:34

Огромное спасибо, Вам Адольф, за выложенную иформацию! Я давно занимаюсь поиском этого самолета и его экипажа. Все началось в 2005 году, с обнаружения в местном архиве поисковых работ по этому самолету (выложены в начале). Оставалось найти только место захоронения и полные имена экипажа и пассажиров. Но архивы на мои запросы молчат. Я уже было собрался сделать мемориальную доску по этому экипажу и пассажирам, с установкой ее на нашем мемориальном комплексе "Обелиск Полярным летчикам". Даже предварительно, согласовав с Нарьян-марским объедененным авиаотрядом. Но ждал ответы из архивов, по рашифровке имен. И тут Ваше письмо! Это просто подарок к Новому году. Теперь подготовлю несколько писем в архивы Москвы, Воркуты, Питера. Может быть успею получить информацию до майских праздников.
Уважаемый Адольф, незнаю Вашего отчества, может быть у Вас имеются копии или сканы этих документов, не могли бы Вы выложить их на этом сайте.
Еще раз огромное спасибо за помощь, краевед-поисковик Ненецкого АО Козлов Сергей Вячеславович.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Адольф Милованов » 13 Декабрь 2012 20:04

К сожалению сканов нет. Я пробовал заказывать ксероксы некоторых документов, но в этом архиве их делают очень долго.
Ещё надо обратить внимание на некоторые не совпадения в этом и в приказе №225с. Выдержки из него прилагаю.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 4, д. 227, л. 9, Пр. №225с. 13.5.1948г. О прекращении поисков с-та МАГОН ЛИ-2 Н-444.
... Произведённые с 8 марта по настоящее время поиски, результатов не дали. ...
Приказываю: 1. Считать самолёт ... погибшим при катастрофе и дальнейшие поиски с воздуха прекратить.
4. а) оповестить членов семей экипажа и пассажиров о гибели самолёта Н-444;
б) представить к назначению персональных пенсий членов семей работников Главсевморпути, находившихся на борту и имевших особые заслуги перед Родиной, а также оказать содействие в назначении пенсий членам других работников, находящихся на с-те;
в) оказать содействие членам семей экипажа и пассажиров с-та Н-444 в получении страховых премий.
ИО Нач. Главсевморпути Бурханов.
Приложение №1...
Список экипажа: (пропускаю, т.к. полностью совпадает)
Пассажиры: 1. Начальник Тиксистроя - Негодяев Викентий Семёнович;
2. Стахановец-бригадир плотников Тиксистроя - Посошков Феоктист Иванович;
3. Директор завода "Богхед" - Певзнер Сергей Ефимович;
4. жена Певзнер - Трутникова Зоя Михайловна;
5. Гл. бухгалтер завода "Богхед" - Чупилко Александр Дмитриевич;
6. Нач. Хатангской речной конторы - Преловский Николай Михайлови;
7. Начальник Чукотской авиагруппы - Телис Алексей Николаевич; (ошибка, правильно -Александр)
8. Бухгалтер Корякской Геолого-разведочной экспедиции - Громов Валентин Васильевич;
9. жена Громова - Иванова Елизавета Ивановна;
10. Зам. начальника по научной части п/станции Тикси - Соколов Анатолий Николаевич.
Начальник УПА Главсевморпути Чибисов.

Как видите, не указаны ещё 4 человека, из них двое детей.
Разночтения в названии завода. Это легко уточняется. Далее в пр. 1950г не указали, что Посошков является Стахановцем. Там же, фамилия Трутниковой изменена на Трутикову, Чупилко на Гупилко. Там же не указали, что Соколов зам. начальника по научной части.
В дополнение к этому даю Вам выписку из
Дела №255, л. 34-29 (Письма отдельно: Заместителю Председателя СМ СССР - тов. Берия Л.П.; Зам. Предс. СМ СССР - тов. Молотову В.М.; Секретарю ЦК тов. Жданову А.А. - 26.3.1948г.). О поиске с-та ЛИ-2 Н-444 и решении о прекращении полётов.

В дополнение к моему письму №698с от 9 марта докладываю: поиски ... начали 8 марта и продолжаются по настоящее время. В поисках принимают участие 11 с-тов, совершивших на 26 марта 32 дневных и 2 ночных полёта. Общий налёт составил 200 часов. Кроме того - попутными рейсовыми самолётами.
Обследованы районы Обской губы, Ямальского полуострова, Байдарацкой губы, Югорского полуострова, юго-восточной части Новой Земли, восточной части о. Вайгач и отроги Уральского хребта. Полёты проводились в условиях хорошей видимости на высоте 400-600м галсами шириной 10 км. Поисками руководил нач. УПА полковник Чибисов.
В состав экипажа Н-444 входили: к/к Попов, пилот 1 класса, летающий в Арктике с 1935 года ...
В с-те находились пассажиры: ... всего 12 взрослых и 2 детей (до 5 лет). На с-те имелся 10-дневный неприкосновенный запас продовольствия из расчёта полётной нормы на 15 человек и необходимое снаряжение для полётов в Арктических условиях. Матчасть с-та была в удовлетворительном состоянии. ...
К/к летает в этом р-не 7 лет, знает его отлично и считается опытным и осторожным лётчиком. Специалисты УПА и лётчики, участвовавшие в поисках высказывают лишь одно предположение: с-т пошёл на вынужденную посадку или упал в разводье и затонул.
Коллегия Главсевморпути на заседании 26.3 с.г. обсудив доклад комиссии по поискам с-та ЛИ-2 Н-444 приняла решение о прекращении массовых поисков самолётами, о продолжении поисков оленьими и собачьими упряжками и об оставлении одного с-та ЛИ-2 для полётов по проверке сообщений, поступивших от населения и для более тщательного просмотра отдельных пунктов.
Доклад комиссии по поискам с-та ЛИ-2 Н-444 и решение Коллегии представляю.
Начальник Главсевморпути А. Афанасьев.

Знакомясь с делами по катастрофе и поиску этого самолёта, невольно возникает мысль - почему были так заинтересованы в поиске высшие лица государства. Ведь лётные происшествия не раз случались и в ПА, ГВФ и армии, а тут... Более продолжительные и обширные поиски, по моему, были только по Леваневскому. Видимо, всё-таки на борту были какие-то секретные документы или образцы по заводу "Богхед". Почему сначала не указали работника Дальстроя (с женой)? Дальстрой, как и Главсевморпути также называли государством в государстве с необъятными полномочиями и правами.
Как видно, приказом 225с от 13.5.48. поиски были прекращены. После этого выходит приказ Нач. УПА: РГАЭ, ф. 9570, оп.2, д. 2982 Приказы УПА Главсевморпути 1948г. 62л. Л. 38. Пр. Р-42. По личному составу.
… исключить с 13.5.48г. из списков работников МАГОН УПА следующих тов: …
7. Телис Александра Николаевича – бывшего командира Чукотской АГ. Нач УПА Чибисов.
(я выписал только Телис, т.к. занимаюсь в основном Чукотской АГ, но, видимо, в этом же приказе указаны все члены экипажа. Надо полагать, с этого дня родственникам перестали начислять зарплату погибших членов экипажа)
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-444 (Ли-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 17 Январь 2013 08:08

Адольф Милованов, вы занимаетесь Чукотской АГ, может быть у Вас есть какая - либо информация по
Телис Александру Николаевичу – бывшего командира Чукотской АГ. В интернете о нем ничего нет. Я делал запрос в архив Росавиации, они ответили что такой у них не проходит, есть информация по Телешу Евгению Валентиновичу - командир отряда Средне-Азиатского, Южно-Казахского управлений ГВФ в 1934 - 1937 г. Т.е. намекают на то, что может быть неправильно указана фамилия?
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-444 (Ли-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 15 Март 2013 13:39

Получил из РГАЭ копию Приказ Нач. Главсевморпути при СМ СССР №485с от 27.10.1950 года. (РГАЭ, ф. 9570, оп. 4, д. 361, л. 21. ) выписка из него приведена выше Адольфом Миловановым. На запросы которые сделал в аэропорт Воркуту и в его вышестоящую организацию в Сыктывкаре ответов пока не получал.
По этому самолету осталось найти только место, где захоронен экипаж с пассажирами. Я думаю вести поиск по двум направлениям: 1. Искать братскую могилу экипажа и пассажиров самолета захороненых в Москве или в Воркуте в 1951 году; 2. Искать членов назначенной комиссии по перезахоронению и их родственников, может, кто то что то знает? Это в первую очередь - председатель комиссии - Командир Московской авиагруппы, полковник Кузнецов А.И. (расшифровка нициалов ???). затем члены комиссии: Зав. парткобинетом Московской авиагруппы Звездина, начальник аэропорта Воркута Ефремов и старший авиатехник аэропорта Воркута Яковлев П.С.

Может быть на форуме Полярной почты, есть кто-то с Воркуты или с Коми Республики, занимающийся авиацией и могущий оказать помощь в этом вопросе.
Что касаемо кладбищ Москвы, то может быть имеются списки похороненных на них летчиков и желательно за 1951 г.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Адольф Милованов » 18 Март 2013 17:13

Вполне возможно они похоронены в Москве на Донском кладбище. Там похоронено много авиаторов, в том числе и в братских могилах. В прошлом году 29 сентября я в первый раз был там на ежегодном (22-й год) Дне поминовения гражданских лётчиков. В этом году, когда растает снег и подсохнет постараюсь специально сходить туда по поиску этого захоронения. Возможно помогут в конторе кладбища, где имеются данные о захоронениях...
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Ольга Бер » 18 Март 2013 18:14

Еще раз спасибо всем не равнодушным к этой теме и подобным. Я даже и не надеялась на то что хотя бы приближусь к разгадке гибели этого самолета. После гибели деда моя бабушка осталась жить в селе Синское в Якутии и ничего не знала о том что обломки самолета были найдены и люди перезахоронены. Ей об этом ничего не сообщали. Мама помнит, как будучи маленькой лежала в кровати и притворялась спящей, а бабушка вслух читала подруге письмо в котором говорилось о гибели деда и плакала. Я очень надеюсь что могила будет найдена и я успею привезти туда свою маму, которой сейчас уже 73 года.
Спасибо.
Ольга Бер
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2012 08:47

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Адольф Милованов » 14 Май 2013 18:23

 CIMG3285.JPG
 CIMG3289 - копия.JPG
 CIMG3290.JPG
 CIMG3291.JPG
 CIMG3292.JPG
 CIMG3294.JPG
 CIMG3295.JPG
 CIMG3296.JPG
 CIMG3298.JPG
 CIMG3297.JPG
 CIMG3300.JPG
История поиска захоронения.
Выполняя своё обещание попробовать найти братское захоронение погибшего экипажа и пассажиров самолёта Ли-2 Н-444, я в начале мая побывал на 6 наиболее известных московских кладбищах. Обратился в их конторы к руководителям с просьбой о помощи, вручив каждому распечатку последнего документа, в котором говориться о том, что погибших должны привезти и похоронить в Москве… Но отовсюду мне был отрицательный ответ. Что делать? И тут меня осенило. Через сайт "Одноклассники", где я зарегистрирован, в поиске решил найти однофамильцев Телиса А.Н. (к-р Чукотской АГ), людей в возрасте. Однофамильцы оказались не только в России, но и в Германии, Израиле и США. На следующий день из Нью-Йорка (США) приходит сообщение от пожилой женщины, где она пишет, что Телис Александр Николаевич являлся младшим братом её деда. К сожалению, на данный момент она знает не больше моего, но обещала помочь. На следующий день новое от неё сообщение. Её брат связался с дочерью Телиса А.Н., 1939 г.р., которая сейчас проживает в Москве. В этом же сообщении сказано, что захоронение на Донском кладбище, от входа налево… В тот же день (вчера) нашёл и сфотографировал могилу. Обнаружил некоторые расхождения в написании фамилий в последнем документе и на памятнике и в количестве человек.
Судя по документу, всего 20 человек (6-экипаж и 14-пасажиры). На памятнике – 19. Видимо, грудному ребёнку работника Дальстроя не успели даже дать имя. (я не удивляюсь, т.к. мне подбирали имя 3 месяца). Пятилетний ребёнок директора завода «Богхед» записан как Певзнер Л.С.
Далее, по присланному телефону я связался с дочерью Телиса и всё ей рассказал. Она была очень разволнована этими сообщениями из США и от меня. У нас намечается в конце недели встреча у неё. К этому времени её сын, который очень занят, должен достать с антресолей архив и кое-что показать мне. Сегодня, 14 мая сама позвонила и решила порадовать меня, сообщив, что архив достали и кое что нашли.
Так что нас ожидают ещё новости. Чутьё и интуиция меня не подвели - на Донском... А пока размещаю фото надгробия. Оно не выделяется ни размерами, ни художественным исполнением. Видно, что первоначально был поставлен только нижний камень, а позже сверху добавили приставку с фотографиями. Справа в нижнем ряду раннее фото Телиса А.Н.? Вверху 4 члена экипажа: к/к, 2п, 1-й б/м и б/р.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Ольга Бер » 14 Май 2013 21:08

Уважаемый Адольф, сегодня зайдя на страницу увидела Ваше сообщение. Трудно передать то что чувствую сейчас и с каким трепетом сообщила о том что могила деда найдена своей маме. В июне буду в Москве и обязательно поеду на Донское кладбище, постараюсь и маму взять с собой. Слов не хватит чтобы выразить нашу благодарность Вам и всем тем кто занимался этим поиском. Спасибо.
Последний раз редактировалось Ольга Бер 14 Май 2013 21:18, всего редактировалось 1 раз.
Ольга Бер
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2012 08:47

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Ольга Бер » 14 Май 2013 21:13

Подскажите, на Ваш взгляд, можно ли добавить фото на надгробье.
Ольга Бер
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2012 08:47

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Kirindas » 14 Май 2013 21:20

Адольф Милованов пишет: Пятилетний ребёнок директора завода «Богхед» записан как Певзнер Л.С.

подозреваю, что речь идет об угледобывающем предприятии, т.к. боГхед - разновидность углей
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения