"Раскопки"

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

"Раскопки"

Сообщение Александр Андреев » 19 Июнь 2008 22:51

Г-2 экспедиции "Север-1", 1937г

От С.В. Фролова (ААНИИ)


В свое время на сайте дневников Бронтмана была ссылка на страницу с его фотографиями. Сейчас она недоступна, но фото я скачал. Несколько с еропланами кидаю....


Изображение
Без подписи

Изображение
Без подписи

Изображение
Без подписи.

Изображение

Ристланд и самолет (Н-172?)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Раскопки"

Сообщение Alexander Belov » 20 Июнь 2008 19:11

Коллеги, добавьте, если можно, в "Лед и пепел" Аккуратова вот это фото:

Изображение

Это - Анакуль, эскимос с острова Врангеля. Его разговор с Аккуратовым о Земле Санникова описан в книге. Снимок был сделан в 1933 году.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Июнь 2008 19:16

Alexander Belov пишет:Коллеги, добавьте, если можно, в "Лед и пепел" Аккуратова вот это фото:

Добавлю, постараюсь сегодня вечером.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июнь 2008 03:45

Alexander Belov пишет:Коллеги, добавьте, если можно, в "Лед и пепел" Аккуратова вот это фото:

Это - Анакуль, эскимос с острова Врангеля. Его разговор с Аккуратовым о Земле Санникова описан в книге. Снимок был сделан в 1933 году.

Сделано.
http://www.polarpost.ru/Library/Akkuratov-Led_i_pepel/text-led_pepel-106.html
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Бабай » 21 Июнь 2008 18:08

Из сборника "Двенадцать подвигов" (Л., Гидрометеоиздат, 1965).
Н. Блинов "Комсомольская дрейфующая":
"В один из ясных солнечных дней конца марта 1960 г. в Ленинградском аэропорту ... Наконец звонкий девичий голос произнес: "Объявляется посадка на самолет № 04176, следующий по маршруту Ленинград - Архангельск - Диксон - Северный полюс". ... Ревут моторы. Наш ИЛ-14 с красной полосой на фюзеляже и надписью "Полярная авиация" поднимается все выше и выше."
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

"Раскопки"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Июнь 2008 14:31

Газета "Якутия"
http://www.sitc.ru/smi/gazeta/yakutia/n29479/10-94.htm

"Аннушка"-старушка
Самолёт АН-2: пятьдесят лет в небе Якутии


Однажды, было это в середине 70-х годов, в диспетчерской Маганского аэропорта зашла речь о самолёте АН-2. Кто-то из инженеров высказался, что, мол, "пора старушке на покой". В то время на стоянке уже красовался совершенными обводами, белизной фюзеляжа и крыльев, яркой раскраской хвостового оперения микролайнер Л-410 - заграничный конкурент АН-2. Присутствовавший при разговоре пилот-ветеран П.С. Сурнин, заметил:

-- Попомните моё слово, АН-2 будет летать ещё и после 2000-го года.

С Петром Степановичем спорить не стали. Скорее всего, каждый сам про себя подумал: "Чудит Степаныч". Знали мы и то, что Сурнин влюблен в самолёт АН-2, что с именем Петра Степановича связана значительная часть истории эксплуатации этой машины в небе Якутии.

Когда в августе 1947 г. с аэродрома близ Новосибирска впервые взлетел этот самолёт и начал кружиться над пригородом, на него вряд ли обращали особое внимание, принимали за ПО-2 -- так похож он был на своего младшего брата. Если бы их поставить рядом на земле, то даже не искушённый в авиации человек заметил бы и сходство их -- оба бипланы, и различие -- в первую очередь в размерах. Новый самолёт имел более объёмистый фюзеляж, плавно и изящно переходящий в круглый капот двигателя, фонарь пилотской кабины с хорошим обзором, низкое, "поджарое", а значит, прочное и устойчивое шасси. Поначалу конструктор окрестил своё детище "СХА" -- "сельскохозяйственный Антонова".

Недавно закончившаяся война, казалось бы, навсегда отвергла бипланы, конструктивная схема которых не позволяла развивать большую скорость и обеспечивать нужную маневренность самолёту. На бипланах поставили крест, прочно утвердились монопланы, зарождалась эра реактивной авиации.

И вдруг конструктор О.К. Антонов начал доказывать на самых различных уровнях, что именно такая архаичная конструкция является самой подходящей для самолёта сельскохозяйственного назначения. И доказал свою правоту, хотя в кругах авиационных специалистов на бипланы смотрели как на анахронизм, как на позавчерашний день в развитии авиации.

"Аннушка" -- так ласково стали называть эту неприхотливую, надёжную машину после первых её полётов. Имея отличные лётные качества, она стала незаменимым помощником для самых различных отраслей народного хозяйства. В 1948 г. конструкторское бюро О.К. Антонова обосновалось в Киеве, где было начато серийное производство нового сельскохозяйственного самолёта. И с каждым своим взлётом АН-2 (такое официальное название получил самолёт) осваивал всё новые и новые профессии: от перевозки грузов и пассажиров до ледовой разведки и аэрофотосъёмки, от обработки полей до освоения просторов Арктики и Антарктиды. Создаются всё новые модификации АН-2, их можно насчитать около двух десятков. Самолёт АН-2 поставлялся в 28 стран мира. Его производство было освоено в Польше и Китае. Только в Польше на комбинате WSK в Мельце было построено свыше семи тысяч АН-2, а заводами всех стран выпущено около 30 тысяч этих машин.

...В далёком теперь пятидесятом году в Якутское управление гражданской авиации пришло из Москвы распоряжение направить в Киев пилотов и техников для изучения самолёта АН-2. Для якутских авиаторов это было первое в послевоенное время освоение новой техники. Пилоты Б. Андреев, В. Васильев, Г. Калашников, Л. Русланов, старший инженер П. Родионов, авиатехники Ю. Арапов, И. Бурмистров и Б. Вантропкин прибыли в Киев. Там за два месяца пребывания в учебно-тренировочном отряде якутяне освоили конструкцию и правила технического обслуживания новой машины, получили практические навыки пилотирования. Во второй половине октября экипажи Андреева и Русланова подняли самолёты АН-2 с гостеприимной украинской земли и взяли курс на восток. В дни октябрьских праздников "Аннушки" приземлились в Якутском аэропорту.

В группе якутских авиаторов, посланных в Киев в декабре 1950 г., изучали АН-2 Г. Катюхов и П. Сурнин. Вместе с ними учился пилот из Сыктывкара В. Кузаков. Спустя несколько лет он приедет на работу в Якутию, станет командиром авиаэскадрильи в 140-ом (Маганском) отряде спецприменения. Здесь, на якутской земле, во всей полноте раскроется его талант руководителя, он много лет будет командиром Нюрбинского авиаотряда, а затем станет активным участником формирования Мирнинского авиапредприятия и на первых порах возглавит его.

Новая машина пришлась по душе Сурнину. Уже с середины 1951 г. его экипаж, Катюхова и Андреева выполняли полёты из Якутска в Витим, Булун, Нюрбу, Учур, на золотой Алдан, надёжно связав эти населённые пункты со столицей республики. Перевозили пассажиров, почту и груз. В первые годы летали только по утверждённым трассам вдоль линейных ориентиров и при хорошей погоде: облачности не ниже 300 метров и горизонтальной видимости над местностью не менее двух километров. Уже через несколько месяцев работы на АН-2 Сурнин и Катюхов как лучшие пилоты были назначены внештатными инструкторами.

С каждым годом всё больше самолётов АН-2 поступало в распоряжение якутских авиаторов, осваивались всё новые районы и трассы, всё новые виды работ в народном хозяйстве. Летом 1952 г. Сурнин, получив допуск на внетрассовые полёты, обслуживал аэрологическую экспедицию, участвовал в аэротаксационном обследовании лесов Якутии. Он одним из первых в республике организовал и приступил к выполнению авиахимических работ в сельском хозяйстве, одним из первых летал на гравиметрическую съёмку, совершая многочисленные посадки на подобранные с воздуха площадки. Вместе с лётчиком-испытателем НИИ гражданского воздушного флота Спиваковским он выполнил большую исследовательскую программу полётов АН-2 на лыжном шасси и первым среди якутских пилотов получил допуск к производственным полётам на лыжах. Четверть века провёл Сурнин за штурвалом АН-2, налетал на этом биплане свыше 20 тыс. часов.

Благодаря самолёту АН-2 ширилась география применения малой авиации в Якутии. Не только авиаторы, но и геологи, лесники и охотоведы, медики и геодезисты по достоинству оценили возможности этой неприхотливой машины. Вся республика знала командиров "Аннушек" П.А. Кухто, В.С. Похожаева, А.Ф. Крючкова, И.А. Расновского, Ю.Ф. Туманова и других.

Велика заслуга небесного трудяги в освоении месторождений алмазов, в строительстве Вилюйской ГЭС, в проводке судов в Арктике... всего и не перечислишь. АН-2 стал неотъемлемой приметой якутского неба, вошёл в повседневную жизнь республики.

Полвека летает АН-2 в небе Якутии. Для самолёта это возраст более чем почтенный. Конечно, он уже давно морально устарел и требует замены. Не раз звучали "авторитетные" заявления: найдена, дескать, замена для АН-2. А тут ещё перестройка...

На сегодняшний день, по данным ИАС Регионального управления ВТ РС(Я), в авиакомпаниях республики числится 109 самолётов АН-2, из них исправных более 30. И продолжают в ближних от Якутска населённых пунктах и отдалённых улусах прислушиваться, не слышно ли характерного тарахтенья в небе, всматриваться, не видно ли привычного контура "Аннушки" -- палочки-выручалочки не одного поколения якутян.

И. НЕГЕНБЛЯ.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Раскопки"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Июнь 2008 20:11

Поплавковый Юнкере Ю-13 «Моссовет». С 1926 г. работал на авиалинии по реке Лене Иркутск — Якутск
Изображение
Фото из книги Г.Ф.Петрова "Гидросамолеты и экранопланы России", стр.66

Из статьи "В поисках метеорита" о экспедиции Кулика 1928 года:
"ЗС" №2/1938
http://www.znanie-sila.ru/golden/issue_13.html


На выручку Л. А. Кулику
Изображение



Уходя от Леонида Алексеевича, мы с ним договорились, что по первым заморозкам, когда явится возможность более или менее легко проходить болота, я вернусь к нему и помогу ему выбраться в жилые места, а также вывезу снаряжение.

В Академии наук были выданы требующиеся средства, и в конце сентября я выехал снова в Сибирь, для того чтобы организовать экспедицию на помощь Кулику. Советская общественность и сибирские организации, желая как можно скорее провести это дело, дали мне самолет от Иркутска до Кежмы, так как при перелете на нем сокращался тяжелый восьмидневный путь от Тайшета до Кежмы через тайгу по плохой дороге.

1 октября "Юнкерс" рано утром поднялся с Ангары и понес меня к северу по неизвестному еще совершенно пути. Но перелет полностью совершить не удалось. В семистах километрах от Иркутска, в поселке Братском, не оказалось бензина, и самолет пришлось отправить обратно.


Возможно это и был Юнкере Ю-13 «Моссовет» с фотографии.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Раскопки"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Июнь 2008 20:45

из книги Г.Ф.Петрова "Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999", стр.113

Бартини ДАР

Гидросамолет предназначался специально для длительных полетов в Арк-
тике. Первоначально собирались установить двигатель в кольцевом туннеле,
образованном фермой центроплана крыла и полукольцом над ним (позднее
такой вариант стали называть «импеллером»). Но в итоге в конце 1935 г. на
Адмиралтейском заводе в Ленинграде построили упрощенный вариант обыч-
ной схемы. В апреле 1936 г. Б.Г.Чухновский поднял его в воздух.
Летные характеристики арктического гидросамолета при нормальном взлет-
ном весе 7200 кг оказались весьма неплохими: при полной заправке продолжи-
тельность полета достигала 20 час. Машину можно было эксплуатировать со
снега и льда. Некоторое время самолет использовали на северных авиалиниях
и в Севморпути. Предполагалась постройка серии в пять машин (с кольцевым
центропланом), но в итоге ДАР остался в одном экземпляре.

Изображение
Р.Л.Бартини
Самолет ДАР летчика Б.Г.Чухновского
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Раскопки"

Сообщение Бабай » 24 Июнь 2008 01:40

Из книги Е.И. Толстикова "На льдах в океане" (М., Морской транспорт, 1957)
Экипаж машины боевой на СП-4:

Изображение
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

"Раскопки"

Сообщение Alexander Belov » 24 Июнь 2008 14:25

padsee пишет:из книги Г.Ф.Петрова "Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999", стр.113

Бартини ДАР

Гидросамолет предназначался специально для длительных полетов в Арк-
тике. Первоначально собирались установить двигатель в кольцевом туннеле,
образованном фермой центроплана крыла и полукольцом над ним (позднее
такой вариант стали называть «импеллером»). Но в итоге в конце 1935 г. на
Адмиралтейском заводе в Ленинграде построили упрощенный вариант обыч-
ной схемы. В апреле 1936 г. Б.Г.Чухновский поднял его в воздух.
Летные характеристики арктического гидросамолета при нормальном взлет-
ном весе 7200 кг оказались весьма неплохими: при полной заправке продолжи-
тельность полета достигала 20 час. Машину можно было эксплуатировать со
снега и льда. Некоторое время самолет использовали на северных авиалиниях
и в Севморпути. Предполагалась постройка серии в пять машин (с кольцевым
центропланом), но в итоге ДАР остался в одном экземпляре.

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/4_aead.jpg[/url]
Р.Л.Бартини
Самолет ДАР летчика Б.Г.Чухновского

Для ДАР специально испытывали "клавишное днище" - ступенчатый редан, аналогичный редану Дорнье "Валь" с амортизацией воздушными камерами. Самолет действително мог свододно садлиться на лед, снег, выходить на лед с воды. Испытания проводились на специально оборудованном "Вале", но следов этой машины мне найти не удалось.

Неизвестна и судьба единственного построенного ДАР-а. Не был ли он, как и АРК-2, "заочно" зачислен в УПА ГУСМП?

Схема ДАР в первоначальной конфигурации (с кольцом):

Изображение

Макет ДАР в первоначальной конфигурации:

Изображение

Заметим, что макетирование - обязательное мероприятие в процессе проектирования самолета. На макете отлаживается расположение всех агрегатов, конфигурация приборных панелей, размещение экипажа и грузов и т.д. Результаты утверждаются так называемой МАКЕТНОЙ КОМИССИЕЙ.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Июнь 2008 16:02

http://yakutsk-photo.ru/rubric.php?id=3824
Стальная "птица". Поскольку аэропорта в 1920-х годах в Якутске не было, то в город летали только гидропланы.(Фотоколлекция Арбугина Ярослава).
http://news.ya1.ru/pictures/2856.jpg
Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Раскопки"

Сообщение Александр Андреев » 29 Июнь 2008 19:09

Самолет Ш-2, базировавшийся на борту "Литке" в 1934 г. во время рейса Владивосток-Мурманск.
Капитан Н. М. Николаев.
По книге В. Ю. Визе "Владивосток-Мурманск на "Литке"", изд. ГУСМП, Л., 1936г.

Экипаж: летчик Федор Кузьмич Куканов , бортмеханик Семен Петрович Куква.

Изображение
Этот самолет. На хвосте видна цифра 4. (В книге видна лучше, сомнений не вызывает)

Изображение

С.П. Куква и Ф. К. Куканов
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Раскопки"

Сообщение Александр Андреев » 29 Июнь 2008 19:15

Из книги В. Броунштейн "Ермак во льдах". Изд. ГУСМП - 1938г.
О плавании "Ермака" в 1935 г. Кап. В.И. Воронин.

Идет рассказ о заходе на станцию м. Челюскин.

Мы подошли к серому обелиску. К вершине его прибит пропеллер, радом мемориальная доска с надписью :
"25 сентября 1934 г при катастрофе самолета погибли на боевом посту зимовщики полярной станции мыса Челюскин — летчик Воробьев, род. в 1896 г., и базовый авиаинжененр Шинов, род. в 1903 г. Вечная память героям".
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Раскопки"

Сообщение Александр Андреев » 29 Июнь 2008 19:28

Самолет Ш-2, базировавшийся на борту "Красина" в 1935 г. .
Капитан Д. С. Дуплицкий.

Из книги "Научные работы экспедиции на ледоколе "Красин" в 1935 г."
Л, ГУСМП, 1936 г.


Большую пользу экспедиции принесла также полярная авиация мыса Шмидта, производившая регулярно разведки и дававшая нам необходимые сведения. Находившийся на борту "Красина" самолет-амфибия Ш-2 под управлением летчика Ф. Б. Фариха совершил по заданиям экспедиции несколко полетов, в частности, обследоава восточную оконечность о. Врангеля.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Раскопки"

Сообщение Александр Андреев » 29 Июнь 2008 19:44

По дневнику О. Ю. Шмидта "Экспедиция на "Литке" 1936 г." (Проводка миноносцев Северным морским путем).

Из книги "Избранные труды", изд. АН СССР, М. 1960 г.

Во время экспедиции на "Литке" базировался Ш-2 (пилот М. И. Козлов). 9 августа, вскоре после выхода из Диксона, миноносец номер 47 задел корпусом "Литке", а флагштоком поломал крыло самолета.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения