"Раскопки"

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

"Раскопки"

Сообщение Добролет » 09 Июнь 2008 19:55

Н-да, понять что-то довольно сложно…
В более удобочитаемом виде, но без последних обновлений, можно посмотреть по ссылке
http://www.polarpost.ru/GVF_22-05-08.xls с 1-го листа («ГВФ») по ссылке «Агитэскадрилья» или на листе «Прочие» с 21 строки.
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Июнь 2008 20:51

Иван Кукушкин пишет:Siebel Si.204D-1 СССР-Н-35[?] из книги "UNDER THE RED STAR" by Carl-Fredrik Geust, "Airlife"

Изображение

У нас зибелей числится пока только семь: Н-370 Н-376 Н-379 Н-398 Н-408 Н-409 Н-414
Из них как видно - ни одного Н-35_

Видимо оригинал этой фотографии:

Изображение

Фотография из архива Г.Ф. Петрова [ http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml ]

Как умудрились рассмотреть номер Н-35[?] — не очень понятно.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Матвей Глухарь » 12 Июнь 2008 00:01

Оригинал нужно отзеркалить, и тогда сразу становится видна буква Н и первая цифра - 3. Вторая - сильно напоминает восьмерку, но может быть и "шесть" и даже "пять".

И что это за тёмные пятна на крыле, возле мотогондолы? Чехлы так натянуты? Или это часть какой-то нетиповой окраски? - принимая во внимание эмблему с крыльями во всю ширину лобового остекления.
Матвей Глухарь
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 09 Апрель 2008 18:29

"Раскопки"

Сообщение Александр Андреев » 13 Июнь 2008 01:43

Вечерняя Красная газета, 25 февраля, 1934 г



СПАСЕНИЕ ЛЕТЧИКА КОШЕЛЕВА

17 февраля в 13 в. 36 мин. на земле Франца Иосифа — Бухта Тихая летчик Кошелев, поднявшись на самолете <У-2>, начал брать высоту. Через 30 минут самолет исчез в облаках. Нчальником зимовки на Земле Франца Иосифа—Бухта Тихая Можненко была организована спасательная экспедиция.

Сегодня редакция «Вечерней Красной газеты» получила, следующую радиограмму с Земли Франца,-Иосифа от своего специального корреспондента.

ЗЕМЛЯ ФРАНЦА ИОСИФА, 22 ФЕВРАЛЯ
В 16 часов 20 февраля возвратилась санная экспедиция, искавшая Кошелева в районе острова Королевы. Экспедицией ничего не обнаружено.
Сегодня утром погода улучшилась, и началось снаряжение двух партий: первая на
гору-Чурляниса, вторая — на остров Мертвого тюленя. В 11 часов 30 мин. Безгинский возвращался с Магнитного павильона и заметил на льду бухты, километрах в двух, черную точку, оказавшуюся через бинокль бредущим человеком. Зимовщики на нартах бросились навстречу. Это был Кошелев. Истощенный, обессиленный четырьмя сутками мороза и отсутствием пищи, Кошелев упал, держа в руках авиационный компас и молоток. Он был доставлен на нартах в базу с отмороженными пальцами на обеих ногах. Немедленно была оказана врачебная помощь. Тов. Кошелев окружен всеми заботами, здоровье удовлетворительное. Подробности завтра.


Безбородов



Вечерняя Красная газета, 26 февраля 1934 г.

В СОВЕТСКОЙ АРКТИКЕ
РАССКАЗ ЛЁТЧИКА КОШЕЛЕВА


ПО РАДИО ОТ СПЕЦКОРА

БУХТА ТИХАЯ, 25.

Состояние здоровья летчика Кошелева хорошее: пальцы обморожены только слегка.
Кошелев рассказывает, - что, поднявшись на высоту 3.000 метров, он внезапно обнаружил, что бухта закрыта облаками, туманом. Видны были только дальние острова и купол ледника Купера. Попав в снежную пургу, он решил сесть на лед. При посадке ошибся в направлении ветра и наскочил лыжней на ледовый торос. Самолет перевернулся.


Почти четверо суток дул сильный ветер. Не было видимости. Кошелев отсиживался в самолете. Продуктов не было, и только случайно оказавшаяся среди кучи камней банка консервов была единственной пищей.

Ранним утром, 21 февраля, он покинул самолет и пошел на удачу. В 11 ч. 30 мин. он вышел к скале Рубин и, замеченный из базы, был доставлен на нартах домой.

БЕЗБ0Р0Д0В
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Раскопки"

Сообщение В.Марков » 15 Июнь 2008 19:20

Добрый день !!!

Возможно это фотка Ли-2 Н-579 . Снято на СП-3 в 53-54 гг.

Изображение

С Ув. В.Марков
В.Марков
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 30 Апрель 2008 11:25
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июнь 2008 03:01

В.Марков пишет:Возможно это фотка Ли-2 Н-579 . Снято на СП-3 в 53-54 гг.

Спасибо!
Мы его уже "разобрали", вплоть до координат и имени пса :)
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=536
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июнь 2008 18:55

Попалось интригующее:

...Девушка из собеса, оформлявшая мое дело, с уважением сказала, возвращая мою трудовую книжку:

— Славный путь вы прошли, Николай Львович. Тридцать лет только в Полярной авиации. Завидую.

Я пришел домой под впечатлением этого разговора и вновь открыл трудовую книжку. Да, девушке было чему завидовать. В 1932 году я пришел в авиацию. Запись первая в трудовой книжке: Полярная авиация Главсевморпути ММФ. Год 1932, 4 июня. Зачислен бортовым механиком в УВС Комсеверпути — Московская авиагруппа. Запись вторая: В связи с реорганизацией Комсеверпути в Главсевморпуть зачислен бортовым механиком I класса Московской авиагруппы. Приказ по УВС № 53.

Так я и остался сидеть на углу стола, с раскрытой на первой записи трудовой книжкой. Передо мной вставали картины далекого детства. Воскресный утренний чай на террасе подмосковной дачи с окрашенными в желтый цвет перилами и столбиками. Отец читает сообщения о первых полетах графа Цеппелина, о неудачах Латама, о первом перелете через Ла-Манш Блерио. Мое мальчишеское сердце не выдержало и на всю жизнь было отдано авиации...

[ Кекушев Н. Л. Звериада. - М. : Юрид. лит., 1991. - 176 с. http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages.xtmpl?Key=13519&page=158 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Июнь 2008 19:12

Иван Кукушкин пишет:Попалось интригующее:

[ Кекушев Н. Л. Звериада. - М. : Юрид. лит., 1991. - 176 с. http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages.xtmpl?Key=13519&page=158 ]

там же:

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Кекушева Николая Львовича

Родился в 1898 году в семье архитектора, учился в Реальном училище г. Москвы, после смерти отца был принят на казенный счет в Московский кадетский корпус. По окончании корпуса в 1916 году был назначен в Сергиевское артучилище. В 1917 году по собственному желанию был переведен на фронт в 60-ю артбригаду. В декабре .1917 года был демобилизован, а в сентябре 1918 года призван в Красную Армию, где прослужил по май 1921 года (участвуя в походах против Деникина и белополяков).

С 1921 по 1923 год учился в Электротехническом институте. По основании общества «Дооро-лет» оставил институт и тотчас поступил на курсы бортмехаников, окончив которые уехал в Среднюю Азию, где участвовал в открытии Среднеазиатских линий общества «Добролет».

За освобождение г. Хивы от восставших банд Джунаид-хана в 1924 году был награжден орденом Красного Знамени ХССР — первым в гражданской авиации.

В 1929 году во время аварии самолета К-4 за спасение пассажиров из затонувшего в море самолета был награжден денежной премией и благодарностью в приказе по Уквоздухпути.

В 1930 году был награжден именными часами от РВС УВС за выполнение спецзаданий.

В 1931 году совершил первый зимний перелет Москва — Сахалин с летчиком М. В. Водопьяновым. Перелет был совершен при —52,° без навигационных приборов, без аэродромов, без связи.

В марте 1931 года был арестован ОГПУ. \ /XI 1—1931 г. постановлением ЦИКа СССР был освобожден.

В 1932 году поступил бортмехаником в Глав-севморпуть, где и работал до момента ареста, т. е. до августа 1948 года.

В 1937 году участвовал в 1-й экспедиции на Северный полюс на самолете-разведчике летчика Головина — Героя Советского Союза и был в числе первых советских людей, достигших полюса, за что был награжден орденом Ленина и денежной премией в 15000 руб.

В 1937—1938 гг. участвовал в поисках летчика Леваневского.

В 1938 году получил значок за полет 1 000 000 км и значок Почетного полярника.

В 1939 году был награжден денежной премией за восстановление самолета «Локхид», потерпевшего аварию в Усть-Пуре, при 40° мороза мне удалось отремонтировать лонжерон крыла, что дало возможность спасти самолет ввиду приближающегося вскрытия рек и довести его до Архангельска.

В 1939 году во время финской войны работал по проводке судов в Белое море.

В 1931 году совершил более 70 боевых вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени.

В 1942 году за эвакуацию жителей из осажденного Ленинграда награжден грамотой Почетного полярника.

В 1943 году работал в Авиации дальнего действия на должности инженера отряда в борьбе с подводными лодками.

В 1944 году работал инженером авиагруппы особого назначения.

По окончании войны работал в Германии на заводе по ремонту и перегонке трофейных самолетов.

В 1946 году при осмотре самолета по возвращении с Севера упал с крыла самолета и разбил локоть левой руки, чем был выведен из строя на два года.

После 2-летнего лечения в 1948 году участвовал во второй полюсной экспедиции.

Общий налет за время летной службы около 10 000 летных часов и почти 2 000 000 километров.

В августе 1948 года был арестован органами МГБ.



ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ СССР

Товарищу РУДЕНКО

от Кекушева Николая Львовича,

1898 года рождения,

дело № 1492 от 26.02.49 г.



ЗАЯВЛЕНИЕ



В августе 1948г. я был арестован органами МГБ и 26 февраля 1949 г. приговорен Особым Совещанием к 10 годам лишения свободы по ст. ст. 19-586, 58 (ч. 11) и 58й с конфискацией имущества.

Постановлением Прокуратуры СССР, МВД СССР и Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР от 27 сентября 1954г. срок был снижен до 6 лет и я был освобожден, причем ст. ст. 19-58'б и 58" были исключены из обвинения с оставлением ст. 5810 (ч. II).

После освобождения я был направлен в ссылку в г. Балхаш и только по разъяснению Прокуратуры СССР о неправильном применении ко мне ссылки 27 января 1955 г. мне наконец был выдан паспорт и разрешен выезд.

Ст.58'б (ч. II), оставленная в моем обвинении, столь же не соответствует действительности, как и ст. ст. 19-58'б и 58", уже исключенные из обвинения. Обвинение по этой статье было сформулировано в самом общем виде, без применения какого-либо конкретного содержания.

По ходу следствия мною были подписаны все обвинения. Подобное признание было вызвано тяжелыми и непозволительными, с точки зрения советского законодательства, условиями следствия. В данном заявлении мне не хотелось бы ни описывать, ни вспоминать методы ведения следствия, но если это потребуется — готов доложить о них. Все вместе взятое привело к полной потере самозащиты с моей
стороны, и я подписал все, в чем меня хотели сделать виновным органы следствия.

Вынесение приговора в 1949 году и пересмотр его 29/IX—1954 г. были произведены заочно, и я не имел возможности доказать несостоятельность обвинений.

Лучшим доказательством всей нелепости предъявленных мне обвинений служит моя многолетняя трудовая деятельность, которая протекала в советское время и нередко была сопряжена с риском и опасностями.

Не считая себя виновным в предъявленных мне обвинениях по ст. 5810 (ч. II), убедительно прошу пересмотреть мое дело, если возможно — в моем присутствии, восстановить в гражданских правах и дать возможность снова работать по своей специальности, отдавая все силы и многолетний опыт для умножения славы и мощи нашей Родины.

Ответ прошу направить по адресу сестры моей Екатерины Львовны Кекушевой: Москва, Скатертный пер., д. 10, кв. 7, тел. Б-1-40-60.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Раскопки"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Июнь 2008 19:24

Кекушев еще летал с Грацианским на Н-150
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=261
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Раскопки"

Сообщение Alexander Belov » 16 Июнь 2008 20:08

В 1929 году во время аварии самолета К-4 за спасение пассажиров из затонувшего в море самолета был награжден денежной премией и благодарностью в приказе по Уквоздухпути.

- это же авария К-4 в которой погиб герой гражданской войны, командарм Фабрициус:

http://www.airwar.ru/enc/cw1/k4.html :

" ... при выполнении рейсовых полетов на линиях УВП произошли две катастрофы К-4. Первая случилась в конце июня в Сухуми. Вскоре после взлета на самолете с бортовым обозначением СССР-219 отказал двигатель. Машина упала в море в 400-х метрах от берега. От полученных при ударе о воду ранений по дороге в больницу скончались два пассажира. Вторая катастрофа произошла 24 августа в Сочи. Вскоре после взлета самолет СССР-217, пилотируемый летчиком Каланом, стал быстро снижаться. Как и в сухумском случае, садиться пришлось на море. Фюзеляж ушел под воду, но деревянное крыло удержало К-4 на плаву. В пассажирском салоне находились женщина с маленькой дочкой и командующий Кавказской Краснознаменной армией Я.Ф. Фабрициус, который, преодолевая сопротивление воды, стал помогать выбраться наружу своим спутницам. Пилота и механика выбросило из кабины при ударе, но они подплыли к самолету и также пытались помочь пассажирам. Случившееся наблюдали с пляжа отдыхающие. От них до терпящих бедствие было каких-нибудь 200 м, и нашлось немало добровольных спасателей, но пока они доплыли до самолета, то порядком устали и прежде всего взобрались на крыло отдохнуть. Этого К-4 выдержать уже не смог и быстро затонул. Фабрициус так и не успел его покинуть.

Естественно, гибель легендарного красного командира не могла остаться без последствий. Комиссия, расследовавшая катастрофу, признала, что случившееся произошло исключительно по вине пилота, который ╚оставил стабилизатор в посадочном положении. Тем не менее в адрес правления УВП были выдвинуты обвинения в халатности и бесхозяйственности... "
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июнь 2008 20:58

Видимо трудовая книжка Кекушева восстанавливалась после реабилитации, иначе шапку "Полярная авиация Главсевморпути ММФ" 32-м годом — не обьяснить. А сами записи уже шли "дословно"

- Год 1932, 4 июня. Зачислен бортовым механиком в УВС Комсеверпути — Московская авиагруппа.
- В связи с реорганизацией Комсеверпути в Главсевморпуть зачислен бортовым механиком I класса Московской авиагруппы. Приказ по УВС № 53.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Александр Андреев » 16 Июнь 2008 21:08

http://militera.lib.ru/memo/russian/zaborsky_ma/index.html

Заборский Михаил Александрович
Голубые «разговоры»: Рассказы аэронавигатора





За бокалом ацидофилина

В последние годы мне всегда хотелось написать что-нибудь волнующее со слов бывалых людей, участников авиационных событий, так стремительно уходящих в историю. Какой-нибудь яркий рассказ, освеженный памятью очевидцев.

Я пригласил домой двух авиационных ветеранов под предлогом отметить праздник авиации. Всегда найдется, о чем потолковать в этот знаменательный день, думалось мне. Главное, не отвлекаться на посторонние темы, направляя разговор в нужное русло, а затем исподволь выудить из словесного потока отважный поступок, необычайную ситуацию, эпизод [156] высокого мужества, все, чем, бесспорно, была насыщена деятельность этих много повидавших и испытавших людей. Общеизвестно, жизнь нередко оказывается интереснее и увлекательнее самой богатой авторской фантазии.

...Итак, сегодня у нас именитые гости. Что за беда, если доказательства их былой популярности — лишь пожелтевшие вырезки из очень старых газет да орденские планки на скромных стариковских пиджачках.

Вот он, Фарих, небрежно расположившийся на широком диване. Разве этот человек не стоял у истоков становления полярной авиации? Фабий Фарих — верный спутник легендарного Маврикия Слепнева и сам живая легенда, рыскавший над безбрежными, туго спрессованными снегами мыса Северного в поисках пропавших добытчиков пушнины — американских пилотов, а затем эскортировавший трагический груз через безлюдье Чукотки и дальше, в Соединенные Штаты Америки. Слепнев, Фарих — вторые после Шестакова советские летчики, побывавшие на американской земле. А год это был тысяча девятьсот двадцать девятый... Давненько!

Меня всегда брала досада, что книжка Фариха «Над снегами», до предела насыщенная истинной полярной романтикой, давно исчезла и является библиографической редкостью. Как оказалась бы она поучительна и полезна для сегодняшнего молодого читателя.

Фабия я помню еще с гимназических лет. «От юности своея» он сохранил мощный квакающий голос и манеру обидчиво оттопыривать нижнюю губу, под которой ныне угнездился седенький клинышек бородки. С годами Фарих обзавелся внушительным шарообразным животом, на котором любит, посиживая [157] в кресле, скрещивать пальцы, напоминая в эти минуты католического монаха со старинных гравюр в новеллах Декамерона. Я давно собирался подарить ему четки, но так и не нашел этой счетной машинки ни в одной из московских комиссионок.

Против Фариха на краешке гнутого венского стула примостился старинный приятель его Николай Львович Кекушев , с лицом, напоминающим индейскую ритуальную маску, полуопущенными глазами и скорбно сникшими уголками рта, вроде бы бесстрастный и равнодушный ко всему окружающему. Но не следует доверяться первому впечатлению. Стоит Львовичу чем-то заинтересоваться, и веки его не спеша поднимаются, а в глубине сонных зрачков начинают мельтешить юркие озорные чертики.

Кекушев — авторитетнейший бортинженер, бортмеханик высокого класса, деливший риск и заботы своей многотрудной профессии с известными полярными асами: Водопьяновым, Слепневым, Мазуруком, Головиным. Архивы отечественной авиации свидетельствуют, что экипаж Головин — Кекушев первым в нашей стране совершил облет Северного полюса.

Итак, три старика восседают за круглым столом в квартире девятиэтажной новостройки Чертанова. В раскрытые окна вливается скрежет и подвывание МАЗов, ЯЗов и иже с ними. С голубого августовского неба слышен гул «илов» и Ту. Отсюда не так уж далеко и до Внукова. Но механические шумы не беспокоят, мы привычны к ним с молодых годов. А рокот самолетов несколько даже и в тон, он напоминает о значимости нынешнего дня.

Супруга моя, видимо, оценила некоторую специфичность приема дорогих гостей. Яства в застолье преимущественно молочнокислые: кефир, ряженка, ацидофилин, простокваша. [158]

В глубокой тарелке млеют бледные ломти диетической докторской колбасы. Никаких селедок и острых приправ! Из напитков представлены «Московская минеральная» и еще расположившаяся несколько в сторонке в массивном графине чешского хрусталя золотистая лечебная настойка на калгановом корне.

На графинчик мы поглядываем хотя с некоторой алчностью, но взоров долго не задерживаем. Из предварительного обмена информацией установлено, что у нас на троих две заслуженные язвы желудка и один вполне кондиционный гастрит.

— Было время! — шумно вздыхает Фарих. — На спирту летали!

— Было, — меланхолически соглашается Николай Львович. — Ты еще, помню, вечно с актами вокруг начальства ошивался. Перерасход по горючему списать... Как же, не забыл.

— И никто тебя не обнюхивал, — словно не замечая реплики, продолжает брюзжать Фабий. — Это уж потом манеру взяли. Чего с водителями нынче только не делают?! Совестно сказать, с женским полом и с тем стесняться перестали. Другой инспектор будто целоваться лезет. Бывает, и при живом муже. Словом, ГАИ!

Разговоры с шутливой дружеской подначкой текут, не умолкая. Прав поэт, «болтливость старости сестра». Поворошить прошлое, порыться в воспоминаниях кому из нас не охота? Тем более с такими экзотическими биографиями, как у моих собеседников.

— Рассказал бы, Фабий, чего позанятнее, — прошу я.

— Не признаю нынешних репортажей, — в своей обычной, несколько скептической манере начинает он и тычет пальцем в свежий номер «Известий». — [159] Вот пожалте — опять про парашютистов. Дескать, рванул в манящую бездну с чувством восторга. Ведь все чушь это! Трепется беззастенчиво товарищ журналист. Тем более не сам прыгает. Когда над люком стоишь — поджилки трясутся. Особенно попервоначалу.

— А ты стоял? — неторопливо, уставив на друга круглые глаза, спрашивает Кекушев.

— Я не над люком. Я, брат, хуже, на плоскости стоял. На крыле. Оттуда и сигал. Какой тебе люк? Тогда их и в помине не было!

— Ну ты поподробнее, — прошу я.

Но Фарих аккуратно складывает газету в одну восьмую листа, наклоняется и, кряхтя, подсовывает ее под ножку стола.

— Не терплю, когда стол ходуном ходит! Этак и кефир недолго расплескать, — ворчливо замечает он. — Так вот, я тогда еще в Аэрофлоте работал. И помню, поступает распоряжение всему летному составу совершить по прыжку с парашютом. В добровольно-принудительном. порядке. Ну сам понимаешь, вроде прививки против малярии. Бумаженцию соответственную прислали, и каждому под расписку. Куда денешься? Я хоть и пятую тысячу уже разменял, по тем временам для воздуха цифра солидная, а все едино: ежели груздь, то полезай в „кузов. Прибыл ранним утречком. На Быковском аэродроме дело происходило. В барак зашел, смотрю, весь народ уже в сборе, припоздал я маленько, и по этой причине инструктор на меня зверем смотрит. Забыл вот его фамилию... небольшого росточка, коренастый, и еще глаза у него — это я уж точно запомнил, как у грифа, когда тот добычу терзает, — красные такие, с прожилками. Ну, думаю, вот она и моральная поддержка обеспечена! А тут и к машине. Втроем полетели: [160] впереди пилот, потом этот красноглазый и сзади всех аз грешный. У-2 поначалу для этого дела приспособили. Между прочим, универсальная машина: чего только на ней не выкамаривали! Набрали восемьсот, вылез я, за стойку ухватился и словно прилип к фюзеляжу. Ну, никак не отдерусь! Будто эпоксидной смолой задницу приклеило. Рявкнул тут на меня инструктор: смотри — орет — тра-та-та! Аэродром промажешь! Ну, я отпустил левую руку и вниз рыбкой. Зажмурился, просчитал до трех, за кольцо дернул. И за морду сразу схватился. В горячке этой пряжкой от лямки веко царапнул. А парашют, ничего не скажешь, точно сработал. Тогда на котельниковских больше прыгали — хорошие были парашюты. Завис на стропах, вокруг поглядываю, окрестности обозреваю — все в полном порядке, или, как нынче принято выражаться, нормально! А потом сразу правый глаз стало застилать. «С чего, — думаю, — вспотел, что ли?» Разобрался внимательнее, а это кровь. Вот еще Художественный театр!

Рассказчик, не угадав, обмакивает бородку в стакан с ацидофилином и, привычно стряхивая с нее капельки, продолжает:

— Да-а! Однако приземлился как следует. Хотя и на самом краю аэродрома. А ко мне уже на «пикапе» чешут. Первым этот красноглазый. Бежит, руки раскинул, обнимает:

— Ну, Фабий, со святым крещением! Сподобился-таки! Давай скорее на машину, и в барак. Другие очереди ждут.

А потом присмотрелся ко мне да как ахнет:

— Ты что, кабана резал, что ли? Кровищи-то! Куда тебя такого в барак? Подавайся отсюдова!

— А чего? — спрашиваю.

— А того, — отвечает, — что с такой фотогеничной [161] личностью только за парашютизм и агитировать. Из тебя, как бы поаккуратней выразиться, получается наглядный экспонат... А у меня и так некомплект. Двое не явились. Один, между прочим, заслуженный. Привези я тебя сейчас в таком виде — последний народ разбежится.

Ну, разжился я у них водицей, в бачке маленько оказалось. Умылся кое-как. Закурил. Платком носовым ссадину прижал покрепче. Все едино с собой не берут ни в какую. Парашют забрали, комбинезон, а сам, говорят, топай на полусогнутых. А к бараку и близко не думай подходить!

Так я и поковылял мимо ихнего дома с песнями. И с тех пор больше не прыгал. Хорошенького понемножку. Да по совести сказать, особо и не жалею. Значок, однако, заработал. Такие синенькие значки, маленькие, тогда давали после первого прыжка.

— Один значок-то? — уставив на рассказчика равнодушный взгляд, спрашивает Кекушев.

— Один... А сколько же?

— Зря! Я бы на твоем месте обязательно два потребовал. Так бы и объяснил — это, мол, мой первый и последний прыжок! Получается два.

Приспособив к случаю этот когда-то широко распространенный анекдот, Львович с самым серьезным видом тянется к докторской колбасе.

Что ни говори, случай, бесспорно, забавный. Но сегодня я предпочел бы другой, более значимый эпизод... Может быть, для начала найдется что-нибудь у Кекушева? По-моему, сейчас он несколько оживился и готов перехватить эстафету... Так и есть!

В противовес Фариху, Николай Львович начинает тихо, слегка выпячивая губы, я бы сказал, несколько воркующе. Речь его напоминает сейчас журчание уютного лесного ручейка. [162]

— Мы тогда в Тикси задержались, — не спеша разворачивает он свое повествование. — Вроде зимовки получилось, только хуже, потому что неожиданно. После небольшой аварии. Ну какая там обстановка? Два домика, одна машина, и на той не разлетаешься — лыжа поломана. Тоска, но только не зеленая, а другого цвета. Белая. Да вы уж про Арктику не один раз, наверно, читали. Хотя бы вот у этого классика (выразительный жест в сторону козлиной бородки). Очень реалистическое произведение! С Головиным я тогда летал, с Пашей. А чаще даже и не летал, а вот так, в помещении отсиживался. Погоду все думали обмануть, а она, видимо, нас. Муторно этак-то без дела сидеть, одно радио маленько и отвлекает. Радистам, думается, вообще легче — у них всегда свежая информация: кто еще прилетает, кого начальство вызвало, кто с белым медведем стакнулся. Из каких консервов нынче на соседней метеостанции суп варят. Может, отморозил кто чего. У кого на Большой земле супруга родила.

На сей раз, по какому уж случаю, сейчас точно не вспомню, но кто-то из ребят про часы разговор завел. Тогда наш Сердобский завод часы с кукушкой выпускал. Они, между прочим, и сейчас у Фариха дома сохранились. Любит он всякий мусор собирать, барахольщик известный. Каждый час выскакивала эта кукушка из корпуса и откуковывала, который час. Весьма занятно. Особенно для неприхотливого интеллектуала.

А я возьми да и сболтни кому-то из ребят — нас ведь двенадцать гавриков на этой зимовке загорало, — мол, точно известно, что завод переходит на новую технологию и вместо кукушки будет теперь из ящичка появляться Отто Юльевич Шмидт, собственной персоной, а метроном при этом будет выбивать склянки, [163] как на всамделишном судне. И как-то это так удачно к слову легло, что все и поверили. Даже обсуждать взялись, как он одет будет. Кто говорит — не иначе, как в форменном кителе, кто — в малице, кто — в простом пиджаке. А некоторые сказали, что один, мол, шут, у него бородища пошире лопаты и любой костюм закроет.

Еще я добавил, что, мол, очень трудно будет такие часы выбить потому, что партия опытная, экспериментальная и все их, само собой, расхватают по начальству. Дожидайся, когда до тебя очередь дойдет! Так что если уж добиваться, то лучше всего коллективно и поскорее, по особому списку через управление.

Радиста нашего, кажется, больше других заело, и он такую заявку немедленно отстукал. В самую Москву. Список составляли — от желающих отбоя не было. А когда в эфир пошло и окрестные зимовщики об этом узнали, то стали и от себя в этот список народ добавлять. Солидный получился список. Какому же полярнику не лестно такие интересные часы заиметь?

— Ну и чем кончилось? — оживляется вдруг Фарих. — Ты мне про этот случай не рассказывал!

— Чем, чем? — Николай Львович снижает голос почти до шепота. — Когда в Москву прилетел, вызывают в управление. Ведь вспомнили-таки! Сам замполит за меня взялся. Уж он мне мылил холку, мылил! И трюкачество-то это! И легкомысленное отношение к работе пришить собирался. Подрыв авторитета вдруг выкопал. Помню только, когда он меня драил, я все на портрет Шверника глядел. Аккурат над его головой был этот портрет повешен. А потом, когда всю положенную обойму израсходовал, смотрю, улыбается. Как потом оказалось, эта история до [164] самого Шмидта доехала, и он тоже очень смеялся...

Нет, ровно ничего сегодня с героикой не получается! Должно быть, настрой не тот. Мои ветераны на поверку оказываются первостатейными хохмачами. А может, и калган чуток подпортил дело. Вон, несмотря на страшные заклятья, Львович не выдерживает гипнотического присутствия толстостенного графина, хлопает уже третий наперсток бодрящего зелья и с места в карьер начинает вспоминать, как сумел «заколотить баки» одному из столичных корреспондентов, добравшемуся до далекой Андермы в фантастической полярной экипировке, которая и не снилась коренным зимовщикам. В том числе в новехоньких, с иголочки, унтах, обшитых глянцевой шевровой кожей. Бережно накапав на свои старенькие сапоги немного сгущенного молока, неунывающий мистификатор стал тщательно втирать жидкость кусочком замши, конфиденциально сообщив заинтригованному представителю прессы, что это надежнейший способ сохранения обуви в арктических условиях и только ограниченный запас дефицитной смазки не позволяет ему продемонстрировать операцию до конечного результата.

Как известно, для столичных корреспондентов не существует ничего невозможного. И на другой день, обольстив гранитного завхоза, приезжий вылил на свои роскошные унты полную банку крутой сгущенки, превратив их в нечто непотребное и став заодно объектом неослабного внимания со стороны местного собачьего контингента.

А Фарих уже перебивает друга и в лицах начинает изображать, как он сам-шестой вывозил в жестокую пургу на двухместном разведчике Р-5 группу специалистов, торопившихся к месту аварии в отдаленном свинцовом руднике на Вайгаче. Как разместились [165] они в машине, словно в детской сказочке: «дедка за репку, бабка за дедку...» и как, не выдержав чумовой болтанки, один из членов комиссии, маститый представительный старец, посчитав, очевидно, что близится его последний час, во весь голос запел какой-то священный псалом, а другой пассажир, помоложе, устроившись позади Фариха, в ответственнейший момент почти слепой посадки стал лапать его, словно одалиску, и напоследок оторвал пилоту две пуговицы на новом комбинезоне.

Так, вплоть до расставания, беседа течет в этом несколько опереточном ключе. Последним, кажется, поступает сообщение Кекушева о том, как начальство, объявив на, одной из вынужденных зимовок суровый сухой закон, сбилось с ног, разыскивая исчезнувшую бутыль со спиртом, содержимым которой оказался заряжен скромно висевший на стене столовой... огнетушитель.

И когда неугомонные старики разъехались наконец по домам, несколько расчувствовавшись от калгана, а больше размякнув от перетряхнутых воспоминаний, я тщательно процедил свои впечатления.

Что же, у этих ветеранов не нашлось в жизни героических поступков, рискованных положений, случаев самопожертвования, взаимовыручки и многого другого, о чем можно было рассказать? Или события эти не так четко отложились в их памяти?..

Нет, и события запечатлелись, как надо, и героического у этих дедов в свои времена было, как говорится, навалом!

И я вспомнил двадцатипятитысячекилометровый воздушный рейс Фариха по Большому северному кругу, над торосами и разводьями угрюмых студеных морей. Это, между прочим, больше ста взлетов и посадок тяжелой машины на никем не обработанной [166] арктической целине. Разве это не было сенсацией, выплеснувшейся далеко за пределы Страны Советов? Или перелет из Красноярска в Дудинку в неутепленной, открытой кабине субтильного У-2 при пятидесятиградусном морозе со знойким полярным ветерком?

Да и тот самый перелет на Вайгач, когда Фарих почувствовал себя в роли одалиски? Ведь это был рейс не только величайшего мужества, но и возможное перекрытие рекорда на грузоподъемность машины этого класса, не зарегистрированное в ФАИ по той простой причине, что мы еще не входили в эту авторитетную организацию.

А тишайший Коля Кекушев? Этому трудяге знакомы не только полеты над торосами и застругами Севера, но и изнурительная работа в раскаленных песках Туркмении, где шла ожесточенная борьба с фанатичными басмачами и где вынужденная посадка могла оказаться пострашнее арктической. Как же должен был бортмеханик пестовать свой безотказный Ю-13, чтобы спокойно вверить ему жизни друзей по экипажу и свою собственную! Сколько раз оказывался этот невозмутимый человек на грани смертельной опасности!

И тогда я в который раз понял, что дорогие гости, милые мои старики, друзья юности, как и подавляющее число славных советских авиаторов, воспринимают личный героизм как нечто само собой разумеющееся, относясь к нему как к выполнению повседневных обязанностей. Это была благородная скромность, присущая отважным людям, сохранившим и на девятом десятке немеркнущие искорки азартного мальчишества, умение подмечать в жизни юмористическое и этим уберечь свою душевную молодость.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Июнь 2008 15:54

Есть фотография Ант-4 (Г-1) с вымпелами ГУСМП, дата-место - неизвестно.

Пытался найти известные лица - пока не получилось. Может у кого есть какие варианты?

Изображение

Фотография из архива Г.Ф. Петрова ( http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml )
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение В.Марков » 18 Июнь 2008 01:55

Иван Кукушкин пишет:
В.Марков пишет:Возможно это фотка Ли-2 Н-579 . Снято на СП-3 в 53-54 гг.

Спасибо!
Мы его уже "разобрали", вплоть до координат и имени пса :)
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=536

Доброй ночи !!!
О-пс.. Просмотрел.. Прошу прощения... ))))))))

С Ув. В.Марков
В.Марков
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 30 Апрель 2008 11:25
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Июнь 2008 04:59

В.Марков пишет:Доброй ночи !!!
О-пс.. Просмотрел.. Прошу прощения... ))))))))

Доброй, доброй :)

Извинения излишни - уж лучше пусть будет лишнего, чем не будет нужного :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения