Россия отмечает 35-летие покорения Северного полюса

То, что мы считаем интересным, важным или полезным.
Создание новостных сообщений разрешено группе "Редактор"

Россия отмечает 35-летие покорения Северного полюса

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Август 2012 14:18

Юрий Сергеевич Кучиев, капитан а/л "Арктика" © РИА Новости. Роман Денисов : 724676979.jpg
О как:
http://www.pravda.ru/society/fashion/mo ... kuchiev-0/
Фотография: © РИА Новости. Роман Денисов
Фотография: © Александр Еремин

    Под "Арктикой" гуляла подлодка

    29.08.2012 26 августа исполнилось бы 93 года легендарному полярнику Юрию Сергеевичу Кучиеву, капитану ледокола "Арктика", который первым в мире из надводных судов достиг Северного полюса. В его биографии немало и других славных строк. "Правда.Ру" располагает информацией о малоизвестном факте: оказывается, "Арктику" к полюсу сопровождала наша атомная подлодка!

    Юрий Сергеевич Кучиев родился 26 августа 1919 в ауле Тиб ныне Алагирского района Северной Осетии. Осетины по праву гордятся своим знаменитым земляком. Его именем названа одна из школ Владикавказа, а в республиканском музее капитану Кучиеву посвящена интересная экспозиция.

    В 1938 году он с отличием окончил среднюю школу в Орджоникизе. Отец его Сергей Кучиев был народным комиссаром земледелия Северной Осетии, старым коммунистом. Он был репрессирован в конце 1930-х годов, позже реабилитирован. Однако клеймо сына врага народа разрушило заветную мечту Юрия Кучиева о карьере военного летчика. Но о том, что стал моряком-полярником, он не жалел никогда.

    В 1941 году Кучиев был зачислен матросом на буксир "Василий Молоков" порта Диксон. В годы Великой Отечественной плавал в составе конвоев Северного флота. К концу войны окончил курсы штурманов, потом заочно — Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова. С 1944 по 1962 годы он — помощник капитана ледоколов "Ермак", "Малыгин", "Сибиряков", "Илья Муромец", "Красин".

    С 1962 по 1971 годы Юрий Кучиев — капитан ледоколов "Мурманск", "Киев", дублер капитана первого в мире атомного ледокола "Ленин", а с 1964 — капитан этого ледокола. С 1971 года капитан атомного ледокола "Арктика". Звание Героя Социалистического Труда присвоено капитану Кучиеву именно за поход к Северному полюсу, о котором недавно писала "Правды.ру".

    17 августа 1977 года атомный ледокол "Арктика" первым в мире в надводном плавании достиг этой точки планеты. Этот рекорд, принесший заслуженную всемирную славу не только отечественному морскому флоту, но и всей нашей державе, иностранцами был повторен лишь спустя 14 лет -- 7 сентября 1991 года.

    Сбылись пророческие слова известного русского флотоводца и ученого, одного из создателей первого в мире линейного ледокола "Ермак" вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Еще в далеком 1892 году в своей докладной Морскому министерству он писал: "При содействии ледокола можно не только провести торговые суда в Арктике, но и достичь Северного полюса, к которому так стремилось человечество".

    А легендарный полярный капитан ушел из жизни в 2005 году, работая до последних своих дней. Согласно завещанию Юрия Кучиева, его прах и прах его ушедшей из жизни в 1999 году жены торжественно преданы морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола "Ямал" 19 августа 2006 года…

    АПЛ К-438. Баренцево море. Перед погружением. © Александр Еремин http://foto.mail.ru/mail/ufains/564/2.html#2 : y-438__1.jpg
    И есть в славной истории капитана Кучиева страницы, которые почти не известны большинству российских читателей. Оказывается, все время экспедиции к Северному полюсу ледокол "Арктика" под водой, под толстым слоем льда, сопровождала советская торпедная атомная подводная лодка проекта 671 "Ерш" с оперативно-тактическим номером К-438.

    Самое интересное, что на борту "Арктики" знали об этом только капитан Юрий Кучиев и еще два-три человека, по долгу службы имевшие дело с приборами гидроакустики. А на борту подлодки, которой командовал капитан I ранга Алексей Коржев, о целях длительного подводного маневрирования знали только сам командир, да еще герой Советского Союза капитан I ранга Валентин Соколов, который тогда исполнял обязанности заместителя командира дивизии и был старшим на борту во время плавания.

    А цель была непроста. Это длительное подледное плавание с выходом в точку Северного полюса и посвященное (как тогда было принято) очередной юбилейной дате, 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, имело главной задачей обеспечить… покорение полюса атомным ледоколом "Арктика"!

    Об этом рассказывает "Правде.Ру" член того экипажа К-438, ныне капитан I ранга в отставке, почетный ветеран Северного флота Виктор Семенович Лопарев:

    "Тогда я был достаточно молодым офицером и, находясь в том памятном плавании, конечно, не знал, с какой целью мы так долго, целый месяц, ходим под водой разными курсами — ведь лодка установила абсолютный рекорд пребывания подо льдами. Все было строго засекречено. Лишь через несколько лет я услышал полную правду о том плавании от нашего замкомдива Валентина Соколова.

    Итак, наша лодка имела целью находиться под водой, точнее, подо льдами вблизи от ледокола "Арктика", который пробивался к полюсу через льды. Мы как бы охраняли ледокол от возможных "неприятностей" — это был первый такой поход надводного судна, и неизвестно, что его могло ждать.

    В случае аварийных происшествий на борту ледокола мы должны были всплыть и оказать ему помощь. Для "пробивания" толстенных льдов, толщина которых в отдельных местах доходила до трех метров, у нас на борту были две специальные торпеды.

    Дело в том, что этот поход был, так сказать, политическим — в 1977 году отмечалось 60-летие Великого Октября, и никаких сбоев в плавании "Арктики" допустить было нельзя. Во времена СССР все великие рекорды обязательно посвящались каким-нибудь политическим делам…

    К счастью, ни торпедами не пришлось стрелять, ни всплывать. Ледокол достиг Северного полюса успешно, гражданские моряки и ученые установили там флаг, а на дно океана опустили специальную памятную плиту".


    На полюс подводная лодка пришла днем раньше ледокола, 16 августа, и два дня выполняла геофизические работы в приполюсном районе. Лодка всплыла в чистой воде лишь 1 сентября, почти через две недели после покорения капитаном Юрием Кучиевым и его "Арктикой" Северного полюса…

    Андрей Михайлов
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Россия отмечает 35-летие покорения Северного полюса

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Август 2012 14:36

На сайте за "Арктику" голосовал человек написавший, что был в это время неподалеку на ПЛ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Россия отмечает 35-летие покорения Северного полюса

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Август 2012 14:55

О, точно:

22.08.2012
РУДЕНКО И. В., ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (В 1977 БЫЛИ НЕДАЛЕКО ПОД ВОДОЙ) (СЕВАСТОПОЛЬ)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Россия отмечает 35-летие покорения Северного полюса

Сообщение SVF » 29 Август 2012 16:28

Первый раз в окрытой печати про лодку прочитал в книге Вовы Реданского "Во льдах и подо льдами".
Хотя в институте байки про это ходили давно.

Кстати, говорили, что и под "Сибирью" в 1987 г. тоже лодка ходила.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Россия отмечает 35-летие покорения Северного полюса

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Август 2012 21:07

Ага, вот оно:
Реданский В.Г., "Во льдах и подо льдами. (Тайные операции подводных флотов.)" — М.: Вече, 2004.
с. 354

Итак, уже в 1970-е гг. подледные арктические рейды атомных подводных лодок с посещением Северного полюса стали явлени­ем обычным, не вызывающим удивления, хотя о многих из них в свое время из цензурных соображений и не сообщалось.

И все-таки в тот период мир облетела сенсация: впервые в истории мореплавания в свободном плавании достиг Северного полюса надводный корабль. Им был советский атомный ледокол «Арктика» (водоизмещение 23 400 т, длина 148 м, мощность па­ротурбинной атомной энергетической установки 75 тыс. л/с, всту­пил в строй в 1975 г.), построенный, как и первое в мире над­водное судно с ядерной энергетической установкой — ледокол «Ленин», на Балтийском заводе в Ленинграде.

17 августа в 4 ч по-московскому времени ледокол (капитан Ю.С. Кучиев) вышел на Северный полюс, но остановился лишь в 6 ч 57 мин после проведения сетки навигационных изменений для точного определения выхода на полюс и для установки флаг­штока. На борту «Арктики» находились 171 член экипажа и 36 членов экспедиции. С борта ледокола был спущен парадный трап.

И на заснеженном ледяном поле состоялся торжественный ми­тинг. Под звуки государственного гимна на стальной мачте зат­репетал флаг Советского Союза. Прозвучал салют — 21 залп из ракетниц. В 18 ч 36 мин ледокол отправился в обратный путь.

Научно-практический экспериментальный рейс продолжал­ся 3142 часа, или 13,1 суток (ледокол вышел из Мурманска 9 августа и возвратился к исходу суток 22 августа 1977 г.). За это время судно прошло 3891 милю, из них во льдах — 1609 миль.

Сбылась мечта многих поколений полярных исследователей — Северный полюс покорен надводным судном в свободном плавании. И это стало еще одним замечательным завоеванием нашей страны. (В дальнейшем к Северному полюсу совершили рейсы ледоколы «Сибирь» (1987), «Россия» (1990), «Советский Союз» (1991), «Ямал» (1992, 1993, 1994). В 1994 г. российский ледокол «Ямал» встретился на полюсе с американским ледоколом «Поляр Си» и канадским ледоколом «Луи Сен-Лоран».)

На борту «Арктики» в том поистине историческом рейсе был и представитель ВМФ — флагманский штурман флотилии атом­ных подводных лодок, капитан 1 ранга В.В. Владимиров (впос­ледствии контр-адмирал), участник многих походов в Арктику на атомных подводных кораблях. Именно ему было поручено оказать помощь в работе штурманской группы ледокола во вре­мя плавания. По предложению В.В. Владимирова приняли реше­ние переход до 84°30' северной широты осуществлять в обычной географической системе координат, а далее, к полюсу, в квази­географической, как это делалось на подводных лодках при пла­вании в высоких широтах. Им были проделаны занятия с судо­водительским составом «Арктики» по ведению прикладки на квазигеографических навигационных картах.

«В рейсе «Арктики» для уточнения места судна и курсоуказаний, — рассказывал Владимир Владимирович Владимиров, — ис­пользовалась система дальней радионавигации ВМФ, так назы­ваемая система «Маршрут», а также находящаяся в опытной эк­сплуатации космическая навигационная система «Залив» из 4 спут­ников. На ледоколе с этой целью гидрографической службой ВМФ был поставлен приемоиндикатор этой системы.

Все это особенно пригодилось, когда мы достигли полюса, который встретил нас туманом и низкой облачностью».

Дополним рассказ В.В. Владимирова: охранение ледокола «Ар­ктика» осуществляла в этом рейсе многоцелевая атомная подвод­ная лодка Северного флота.

Таким образом, богатый опыт, приобретенный подводника­ми-атомщиками при плавании в Арктике, сыграл немаловаж­ную роль в успешном завершении похода ледокола «Арктика» к Северному полюсу в 1977 г.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Россия отмечает 35-летие покорения Северного полюса

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Сентябрь 2012 10:38

Иван Кукушкин пишет:О, точно:
22.08.2012
РУДЕНКО И. В., ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (В 1977 БЫЛИ НЕДАЛЕКО ПОД ВОДОЙ) (СЕВАСТОПОЛЬ)

Из переписки почтой:
Руденко Игорь пишет:Нет, мы непосредственно не сопровождали "Арктику". Этим занималась другая ПЛА. Но мы были рядом подо льдами (почти месяц) и решали поставленные задачи. Это была К-481. Командир кап. 1 ранга Коржев А Н (но корабль не наш - мы были 2-й экипаж). С уважением И.В. Руденко
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.

Вернуться в Новости "Полярной Почты"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения