Лопатин Иван Павлович (1922-2014)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

ЛОПАТИН Иван Павлович - капитан капитанов

Сообщение insp2 » 11 Июль 2012 16:13

03 Июля 2012 года, 16:53
Беспредельно предан морю. Сегодня в Мурманском морском пароходстве с 90-летием поздравили капитана Ивана Лопатина

 mvfoto_2012_07_06_2012_07_03_148_ESH4095.jpg
Сегодня в музее истории ОАО «Мурманское морское пароходство» с 90-летним юбилеем поздравляли ветерана пароходства, капитана ММП Ивана Павловича Лопатина.
Иван Павлович Лопатин родился 3 июля 1922 года в Плесецком районе Архангельской области. В 1945 году окончил судоводительское отделение Архангельского мореходного училища, прошел Великую Отечественную войну. В сентябре 1941 года был призван в армию, служил в 295 стрелковом полку. Окончил школу молодых командиров, получил звание сержант, служил в девятом отдельном олене – лыжном батальоне на Карельском фронте. В 1942 году был ранен в ногу.
С 1945 по 1988 год работал в Мурманском морском пароходстве. Трудился на пароходах «Мурманск», «Кама», «Державин». В марте 1950 года стал капитаном на пароходе «Спартак», а в 1952 году Лопатин возглавил экипаж крупнотоннажного парохода «Александр Суворов».
С 1960 года Лопатин работал на берегу: вначале в должности начальника морской инспекции, затем – заместителя начальника пароходства, начальника службы мореплавания. В 1966 году заочно окончил ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова.
За время службы Иван Лопатин был удостоен 87 наград. «В одной из характеристик Ивана Павловича говорится: «Выдержан, вежлив, корректен. Пользуется авторитетом у рядового и командного составов. Беспредельно предан морю». Среди наград, которых был удостоен капитан, можно назвать Орден Ленина, Орден Трудового Красного знамени.
Ему присвоены звания «Лучший капитан», «Почетный работник ММФ», «Почетный полярник» и другие», – отметила Валентина Карепова, хранительница музея ММП.
Юбиляра поздравил Алексей Тюкавин, исполняющий обязанности первого заместителя губернатора. Кроме добрых слов и теплых пожеланий, он передал Ивану Павловичу персональное письмо от президента России Владимира Путина, которое капитан сам прочитает позже.
Ученики и коллеги Ивана Павловича, которые также присутствовали на торжественном вечере, выразили надежду встретиться по тому же поводу через 10 лет.
На вопрос, почему пошел служить в море, Лопатин ответил, что в детстве читал книги о моряках – понравилось. Тогда и стал усердно заниматься, поступил в Архангельский морской техникум. Иван Павлович говорит, что в своей жизни он добился всего, что хотел. Прошел сложный путь, которому рад, а о другом даже и не мечтал.


Это размещено на мурманском сайте http://www.b-port.com
Последний раз редактировалось insp2 31 Август 2013 03:54, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Лопатин Иван Павлович (03.07.22г. - 29.08.2014г.)

Сообщение insp2 » 31 Август 2013 04:02

Капитан капитанов
90 лет исполнилось ветерану Мурманского морского пароходства Ивану Лопатину

Сколько вместе пережито (капитан Иван Лопатин и его корабль «Александр Суворов»).<br />Автор фото: Ещенко С. П. : mvfoto_2012_07_06_2012_07_03_148_ESH4095.jpg
На праздновании в музее ММП юбиляра усадили на ценный экспонат - стул с известного ледореза «Федор Литке». Стулу 102 года, на нем в свое время сиживали знаменитые мурманские капитаны, имена которых сегодня носят ледоколы: Николаев, Драницын, Сорокин. А вот теперь на нем сидит девяностолетний Иван Павлович Лопатин - подтянутый, веселый и разговорчивый, невзирая на годы. Принимает поздравления учеников, которые стоят здесь же с подарками и букетами, в мундирах с золотым капитанским шитьем.
- Все мы приходили на флот юными, безусыми и безрассудными штурманцами, гадкими утятами, - обратился к юбиляру один из его давних учеников - ныне заместитель генерального директора Мурманского транспортного филиала компании «Норильский никель» Вячеслав Коноплев. - Но, учась в той системе безопасности мореплавания, которая была вами создана, становились теми, кто мы сейчас. А самое ценное, по-моему, что вы не только смогли научить всех нас, но и защитить, сберечь. Судьба разбросала нас по разным организациям, однако ваш принцип работы, ваши уроки безопасности мы применяем в тех компаниях, где трудимся.
Если оглянуться назад, то диву даешься: как удалось крестьянскому сыну Ивану Лопатину стать не просто именитым капитаном, но и на долгие годы определять политику безопасности плавания десятков больших и маленьких кораблей ММП в водах Мирового океана? Деревни в глухом лесном Плесецком районе Архангельской области, где он родился и провел детство (она стояла в 30 километрах от нынешнего космодрома «Плесецк»), уже и на свете-то нет. Семья, где Иван был десятым ребенком, была не просто бедной - там хлеба досыта не едали. В 1938 году наш герой поступил в Архангельский морской техникум, однако Великая Отечественная оборвала планы. Воевал в оленье-лыжном батальоне Карельского фронта, после тяжелого ранения (чудом не погиб!) был направлен в батальон по охране Архангельска. Затем, став уже дипломированным штурманом, в 45-м молодой помор приехал в заполярную столицу.
- Ваш самый счастливый день в жизни? - приставали к нему на юбилее журналисты. А Иван Павлович с гордостью отвечал:
- День, когда меня приняли в Мурманское морское пароходство. Счастливее не было!
Кстати, впервые выходить в море он начинал на маленьких слабеньких тихоходных судах, первым был восстановленный после войны пароход «Мурманск». Позже работал какое-то время диспетчером на берегу, рос по службе. Но как-то, будучи уже старшим диспетчером, отказался ехать в командировку в министерство морфлота СССР. И его разжаловали, а в наказание отправили в море вторым помощником капитана. Вот уж точно - не было бы счастья, да несчастье помогло.
Через два года Иван Лопатин стал капитаном маленького тихоходного парохода «Спартак». И этот слабенький пароходик он привел в столь идеальное состояние, что регистр позволил ему работать не только в Балтийском, но и Баренцевом море, ходить в рейсы аж до Шпицбергена. Первый же план по перевозке груза экипажем этого судна был выполнен на 157,9 процента.
- Правда, у нас тогда труба упала от такой переработки, - самокритично вспоминает юбиляр. - В районе острова Медвежий это случилось, когда шли на Шпицберген, в условиях сильного шторма. Но мы дошли благополучно. Там, на Шпицбергене, все заварили, трубу поставили и опять отправились в море.
Уже в 1952 году он стал капитаном крупнотоннажного лайнера «Александр Суворов». Это судно типа «Либерти», модель которого всегда вызывает интерес у американцев, которые приходят в музей пароходства, для Ивана Павловича стало не просто любимым - родным. А когда планировали создать музейный экспонат, именно Лопатин добывал чертежи, рисунки, снимки своего корабля.
Капитаном «Суворова» его назначили в тридцать лет. Невысокий, ладный, худощавый - он выглядел совсем юным пареньком. Неудивительно, что как-то в Уругвае местный лоцман, поднявшись на судно, его за командира вовсе не признал. Тем более что стояла жара, и молодой мастер - так называют капитана за границей - на мостике находился не в кителе, а в обычной легкой одежде. Они тогда шли по заливу в порт, и лоцман, отдавая указания, с недоверием косился на Лопатина. Однако видя, как тот профессионально управляет огромным лайнером и виртуозно вписывается в сложные узкости, успокоился. Признал за мастера. А напоследок даже поблагодарил за отличную работу.
«Выдержан, вежлив, корректен, - было написано в одной из характеристик тех времен на Ивана Лопатина. - Несмотря на свою молодость, пользуется авторитетом у рядового и командного состава...»
А дальше в служебной характеристике слова, которые могли бы стать девизом всей жизни капитана Лопатина: «...И беспредельно предан морю».
Он остался предан морю и когда в 61-м стал заместителем начальника пароходства по безопасности мореплавания. Руководя с берега огромными потоками судов в море, Иван Павлович воспитал целую плеяду блестящих капитанов, умеющих совмещать безмерный риск в схватке со стихией с хладнокровной расчетливостью и безупречной профессиональной грамотностью.
- Мне довелось пятнадцать лет отработать в Мурманском морском пароходстве, - сказал, поздравляя юбиляра, первый заместитель губернатора области Алексей Тюкавин. - Я пришел туда в 1983 году. Не знаю, помните ли вы меня, Иван Павлович, но я хорошо помню, с каким восторгом мы смотрели на таких корифеев, как вы. Ощущение, что вы всегда рядом и постоянно находитесь в самой гуще событий, не покидало, даже когда вы ушли на пенсию.
Алексей Тюкавин вручил имениннику письмо из Кремля от президента России Владимира Путина, а также цветы и подарки от регионального правительства.
Капитан капитанов - так называли Ивана Лопатина, когда он возглавлял службу безопасности мореплавания ММП. «Иван Павлович - отец родной», - характеризовали его моряки. Но ведь отец родной не только пряники раздает, но в случае необходимости может и ремень взять. Лопатин тоже наказывал, если был серьезный повод. Мягких людей на его должности не бывает, да и не должно быть. Море - стихия суровая и безжалостная - ошибок не прощает. Но никогда он не карал несправедливо. Среди капитанов и старпомов, работавших с ним, нет ни одного, кто бы мог обвинить его в предвзятости. А после суровой санкции нарушитель всегда получал от Лопатина добрый совет на будущее. Иван Павлович не загонял человека в угол, в тупик, из которого невозможно выйти, напротив - протягивал руку помощи. При всей своей огромной требовательности Лопатин никогда не забывал похвалить отличившихся.
- Он нес огромную ответственность за нас, за всех, - рассказал один из учеников Ивана Лопатина, председатель Мурманской ассоциации морских капитанов Алексей Марков. - И для нас естественно было сверять по нему свои поступки, ведь мы, по сути, выходили на капитанский мостик с его подачи.
- Алексей Григорьевич, а в чем секрет бодрости и молодости вашего наставника, как считаете?
- Во-первых, думаю, гены - крестьянские, архангельские. Во-вторых, юность, которая пришлась на голодные, полные лишений годы войны, это, несомненно, закалило. И в-третьих, он же не зря сегодня дал совет: берегите здоровье! Здоровая пища, физические нагрузки - у него в семье, где я не раз бывал, это принято. Он сам говорит: выйду утром в магазин, яблок не килограмм куплю, а одно-два, чтобы завтра еще прийти. Каждый день зарядка, активное движение. И еще - ежедневно, по его признанию, необходимо просыпаться с мыслью: что-то надо сделать! Когда не для чего вставать с постели - организм дает обратный ход.
У юбиляра - много наград. Орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, множество медалей. И 87 благодарностей в трудовой книжке. А главное - немало людей на этой планете, которые могут сказать ему: «Спасибо, мастер!»


Нина АНТОНЯН
Опубликовано в "Мурманском вестнике" 06.07.2012 г.
Последний раз редактировалось insp2 29 Август 2014 19:28, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Лопатин Иван Павлович (1922-2014)

Сообщение insp2 » 29 Август 2014 19:19

Из Мурманска сообщили, что 29.08.2014 г. умер Иван Павлович ЛОПАТИН - долгие годы он был Начальником Службы безопасности мореплавания в Мурманском морском пароходстве. Спасибо Вам,ЛЕСПРОМХОЗ. ОН поехал на родину в Архангельскую область, в четверг сходил там в баню,а утром в пятницу умер.
Последний раз редактировалось insp2 29 Август 2014 20:36, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Лопатин Иван Павлович (1922-2014)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Август 2014 19:49

Лопатин Иван Павлович (03.07.1922, д. Гришино Архангельской обл.), капитан, руководитель ММП. Окончил Арх. мор. техникум (1945), Ленингр. высшее инж. мор. училище им. С. О. Макарова по спец. «судовождение» (1966). Участник Вел. Отеч. войны . С 1941 – ком. отд. 295-го стрелк. п. и 9-го отд. бат. Карельского фронта, в 1942–1944 – пом. коменданта 888-го бат. охраны г. Арх-ска, нач. охраны складов Наркомата обороны, с 1945 – 2-й, ст. пом. кап. пароходов «Мурманск», «Державин», «Кама», «А. Суворов», с 1950 – кап. пароходов «Кама», «Спартак», с 1952 – «А. Суворов», с 1960 – нач. мор. инспекции Мурман. гос. арктич. пароходства. С 1961 – зам. нач. ММП – нач. службы мореплавания, с 1987 – зам. нач. ММП по мореплаванию, с 1988 – на пенсии. Дважды избирался деп. Мурман. гор. Совета деп. Награжден орденами Ленина (1960), Трудового Красного Знамени (1976), мед. «Лучший капитан Министерства морского флота» (1957). Почетный работник морского флота (1957). Почетный полярник (1972). Отличник гражданской обороны (1975).
Лит.: Кисляков В. Капитан Лопатин // Аркт. звезда. – 2005. – № 6.

© Кольская Энциклопедия ke.culture51.ru
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ВДОВИН Павел Петрович (31.08.1933-21.10.2004)

Сообщение insp2 » 28 Апрель 2019 14:28

Все годы работы Ивана Павловича ЛОПАТИНА рядом с ним нес службу капитан-наставник Службы безопасности мореплавания Мурманского пароходства ВДОВИН Павел Петрович, 1933 г.рожд.
Вложения
ВДОВИН Павел Петрович - капитан-наставник ММП : image (3).jpg
Последний раз редактировалось insp2 28 Апрель 2019 17:58, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

ВДОВИН Павел Петрович (31.08.1933-21.10.2004)

Сообщение insp2 » 28 Апрель 2019 15:16

ВДОВИН Павел Петрович в Службе мореплавания. : image (3).jpg
ВДОВИН Павел Петрович (31.08.1933 - 21.10.2004). Работал на судах «Механик Бондик», «Зоя Космодемьянская». В 1961-1963 гг. начальник УКП ЛВИМУ им.Макарова.Был капитаном пх «Сухуми» в 1965 г. С 1965 по 1997 гг. - главный штурман ММП и капитан-наставник Мурманского пароходства.

Лет 20-25 назад вряд ли нашелся бы в Мурманском пароходстве человек, не знавший Павла Петровича Вдовина. Капитан-наставник, зам.начальника службы мореплавания, он снискал непререкаемый авторитет и огромное уважение не только среди штурманов. Высочайший профессионализм в сочетании с редкостными душевными качествами располагали к нему абсолютно всех.
Но не только этим был знаменит Павел Вдовин. Судьба распорядилась так, что ему выпало стать последним капитаном ледокола «Ермак» - предшественника ледокола «Красин», построенного на пару десятков лет ранее по чертежам и под наблюдением адмирала Макарова. Полвека назад Павел Петрович вел ледокол «Ермак» в последний рейс. Тогда морской общественности не удалось отстоять первый в мире линейный арктический ледокол от горестной участи пойти «на иголки» - то есть в металлолом. Об этом до сих пор болит душа у ветеранов пароходства, до конца жизни сокрушался об этом и Павел Петрович.
Ниже публикую воспоминания о Павле Петровиче штурмана Левина Михаила:
Эпизод первый. «Начало моей штурманской жизни пришёлся на теплоход «Акоп Акопян». На судно прибыл капитан-наставник Вдовин П.П. и попросил старпома Кислякова В.В. сделать восстановительную прокладку моей приходной вахты в Мурманск. Разобрав с судоводителями мою прокладку, он признал её идеальной, велел всем брать с меня пример и отметил в приказе по службе. С тех пор Павел Петрович всегда здоровался со мной за руку.

Эпизод второй произошёл через много лет и с обратным знаком. Павел Петрович принял чей-то донос в СБМ и пришёл в Ленинграде на ледокол «Мурманск» за скальпом капитана Шестопалова. Валерий Иванович Шестопалов – арктический капитан, почётный полярник. 47 лет в море. Он, как и многие моряки его поколения, прошёл нелегким путем от летних навигаций до высокоширотных экспедиций. Дальше работа в условиях круглогодичной навигации в западном секторе Арктики. С ним, говорят в музее Мурманского морского пароходства, писалась история освоения Арктики и ММП. Капитан Шестопалов В.И. возглавлял экипаж дизель-электрохода «Гижига» в сверх-раннем экспериментальном рейсе с грузами для газодобытчиков Ямала. В 1978 году его перевели на атомные ледоколы. Во время научной высокоширотной экспедиции на ледоколе «Сибирь» он руководил рейсом и отвечал за безопасность мореплавания. В то время лёд набрал самую большую толщину, но «Сибирь» достигла цели.
В дальнейшем Шестопалова В.И., как одного из самых опытных капитанов, назначили начальником службы ледокольного флота. В этой должности он принял атомный ледокол «Вайгач», на котором проработал 10 лет.

Скальпа не добыл, но по дороге снёс животом вахтенного у трапа так, что тот чуть не вылетел через фальшборт на причал и вызвал второго помощника капитана, т.е. меня в каюту капитана. Я был на 100% уверен, что увидев такого красивого меня, Павел Петрович извинится и сменит гнев на милость. Но вместо этого он делает мне прокол-отметку в талоне к диплому! Это был у меня первый и последний прокол в дипломе.
Вот такой был Павел Петрович Вдовин.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения