Атомный ледокол «Советский Союз»

От ладьи и коча до атомохода.

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июнь 2008 15:33

«Советский Союз»

Ледокол модернизированного проекта «Арктика» (проект 10521). Заложен на Балтийском судостроительном заводе (№ 189) в Ленинграде. Спущен на воду 31.10.1986 г. Введен в эксплуатацию в 1989 г. Приписан к Мурманскому морскому пароходству. Порт приписки Мурманск. Спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер. Часть такого оборудования находится на борту в законсервированном виде, часть - на береговых складах. В 1991, 1992 г. совершал арктические рейсы по доставке на Северный полюс иностранных туристов. В марте 2002 г. во время стоянки у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для энергоснабжения береговых объектов. В 2004 г. был одним из трех ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике. В 2008 г. на ледоколе заменены судовые парогенераторы.

Водоизмещение около 21120 т (максимальное 25800 т), длина 147,9 и, ширина 29,9 м, высота борта 17,2 м, осадка 11 м, мощность АЭУ 75000 л.с, скорость около 20,8 узлов. Экипаж 145 чел.
Капитаны: СБ. Шмидт (-2009-10-) и др.

источник: Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские -М: РИЦ «Кавалеръ», 2010.


2006 год

20 лет назад был спущен на воду «Советский Союз»
01.11.2006


31 ноября 1986 года - 20 лет назад был спущен на воду атомный ледокол «Советский Союз». Он был, как и все другие ледоколы, построен на Балтийском заводе. Только спустя три года – в 1989 году – после доводки и достройки - на «Советском Союзе» был поднят флаг, и атомоход начал свою трудовую деятельность.

Именно день поднятия флага принято отмечать у моряков как начало эксплуатации судна, пояснил Николай Бабич, начальник штаба морских операций ледокольного флота Мурманского морского пароходства. День спуска на воду отмечают кораблестроители. Однако поводов для оптимизма и веселья эта дата, по словам собеседника, не дает. Прискорбно, но ледокольный флот стареет. Срок службы атомного ледокола – 25 лет. А это значит, что через 5 лет «Советский Союз», кстати, не самый старый атомный ледокол ММП, будет списан на иголки. Именник и сегодня находится в длительном ремонте. Хотя в биографии атомохода «Советский Союз» много ярких страниц, например, он несколько раз с туристами на борту совершал международные круизы на Северный полюс. А в марте 2002 года при стоянке у причала ремонтно-технологического предприятия «Атомфлот» в Мурманске его силовая энергетическая установка впервые в практике была использована для обеспечения электроэнергией портальных кранов и других береговых объектов. Таким образом было доказано, что после незначительного переоборудования электроэнергетической системы с ледокола можно получать электроэнергию мощностью около 50 тысяч киловатт.

А это значит, что сфера эксплуатации гражданского атомного флота может быть расширена, сообщили ИТАР-ТАСС в администрации Мурманского морского пароходства, в доверительном управлении которого находится государственный атомный ледокольный флот. Эксперимент с использованием атомохода в качестве плавучей электростанции вызвал большой интерес ученых страны, занимающихся проектированием небольших по мощности плавучих атомных электростанций для электрификации труднодоступных населенных пунктов арктического побережья России.

Кстати, самый молодой атомный ледокол «Ямал» был введен в эксплуатацию в 1992 году, «Вайгач» начал работать в 1990 году, «Севморпуть» на год старше «Советского Союза» и начал эксплуатироваться в 1988 году, вместе с «Таймыром», атомоход «Россия» начал эксплуатироваться в 1985 году, «Сибирь» - в 1978 году.

Еще один ледокол – «50 лет Победы», строящийся с 18-летним разрывом, ждут в ММП в следующем году. Новых проектов постройки атомных ледоколов пока нет. Так что 20-летие спуска на воду атомного ледокола «Советский Союз» - повод к размышлению о судьбе атомного ледокольного флота России.

http://www.fishres.ru/news/print.php?id=3619
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Июнь 2008 22:27

Фотография одной из интереснейших операций в Арктике - буровые работы на Северном полюсе.

Изображение

"Советский Союз" ведет шведский "Оден" и норвежский "Видар Викинг" в буровой установкой
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Бабай » 20 Июнь 2008 23:19

Иван Кукушкин пишет:Фотография одной из интереснейших операций в Арктике - буровые работы на Северном полюсе.

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/3_sovetskiy-soyuz-oden-vidar_viking.jpg[/url]

"Советский Союз" ведет шведский "Оден" и норвежский "Видар Викинг" в буровой установкой

Буровые работы осуществлялись не на Северном полюсе, а в точке 87 52,4´ с.ш., 136 12´ в.д., в районе хребта Ломоносова. На Полюс суда зашли после окончания работ - 7 сентября 2004 г.
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Александр Андреев » 20 Июнь 2008 23:27

Иван Кукушкин пишет:Фотография одной из интереснейших операций в Арктике - буровые работы на Северном полюсе.

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/3_sovetskiy-soyuz-oden-vidar_viking.jpg[/url]

"Советский Союз" ведет шведский "Оден" и норвежский "Видар Викинг" в буровой установкой

Целый диск фотографий этой экспедиции нам подарил Андрей Массанов. Если он будет не против, то на днях выложу кой-чего.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июнь 2008 00:20

Бабай пишет:Буровые работы осуществлялись не на Северном полюсе, а в точке 87 52,4´ с.ш., 136 12´ в.д., в районе хребта Ломоносова. На Полюс суда зашли после окончания работ - 7 сентября 2004 г.

Спасибо за поправку.

Постараюсь найти и выложить текст "Как мы бурили Северный полюс".
Экспедиция малоизвестная, но очень примечательная.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Бабай » 21 Июнь 2008 00:48

Иван Кукушкин пишет:
Бабай пишет:Буровые работы осуществлялись не на Северном полюсе, а в точке 87 52,4´ с.ш., 136 12´ в.д., в районе хребта Ломоносова. На Полюс суда зашли после окончания работ - 7 сентября 2004 г.

Спасибо за поправку.

Постараюсь найти и выложить текст "Как мы бурили Северный полюс".
Экспедиция малоизвестная, но очень примечательная.

Не за что, всегда рад поделиться информацией, если ее имею.
Экспедиция малоизвестная у нас (организована была шведами), а на Западе она хорошо освещалась.
Кстати мои друзья, коллеги-геологи, говорили, что результаты бурения любимого хребта Чилингарова :), шведы до сих пор не опубликовали. Наверное убедились, что горки то континентального происхождения.
А "Сов. Союз" выполнял в работах роль кувалды - его задача состояла в дроблении крупных льдин в районе бурения, а "Оден" - подчищал.
Рассказывали, что Станислав Борисович Шмидт утверждал, что он через свой ледокол пол-Арктки пропустил.
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Александр Андреев » 21 Июнь 2008 00:55

Бабай пишет:
Иван Кукушкин пишет:
Бабай пишет:Буровые работы осуществлялись не на Северном полюсе, а в точке 87 52,4´ с.ш., 136 12´ в.д., в районе хребта Ломоносова. На Полюс суда зашли после окончания работ - 7 сентября 2004 г.

Спасибо за поправку.

Постараюсь найти и выложить текст "Как мы бурили Северный полюс".
Экспедиция малоизвестная, но очень примечательная.

Не за что, всегда рад поделиться информацией, если ее имею.
Экспедиция малоизвестная у нас (организована была шведами), а на Западе она хорошо освещалась.
Кстати мои друзья, коллеги-геологи, говорили, что результаты бурения любимого хребта Чилингарова :), шведы до сих пор не опубликовали. Наверное убедились, что горки то континентального происхождения.
А "Сов. Союз" выполнял в работах роль кувалды - его задача состояла в дроблении крупных льдин в районе бурения, а "Оден" - подчищал.
Рассказывали, что Станислав Борисович Шмидт утверждал, что он через свой ледокол пол-Арктки пропустил.

Здравствуйте, у нас тут тесная компания. Я работаю в РГМАА (заканчивал ЛГМИ, работал во второй половине 80-х в ААНИИ). Очень интересно, откуда Вы. Особенно при упоминании волн Росби. :)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Военная Разведка » 21 Июнь 2008 01:00

Первый штемпель атомного ледокола «Советский Союз»
Изображение Изображение
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2411
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июнь 2008 01:03

Военная Разведка пишет:Первый штемпель атомного ледокола «Советский Союз»

Это еще с ходовых испытаний получается?
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Военная Разведка » 21 Июнь 2008 01:04

Иван Кукушкин пишет:
Военная Разведка пишет:Первый штемпель атомного ледокола «Советский Союз»

Это еще с ходовых испытаний получается?

Точно так :)
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2411
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июнь 2008 01:35

Обещанное: "Как бурили Северный Полюс"

Пост из дневника alfa_ridge http://alfa-ridge.livejournal.com/44694.html :

Пожалуй, что бурение 428 м скважины на подводном хребте Ломоносова, рядом с Северным Полюсом, является самым крупным Арктическим проектом, из когда-либо совершенных. Произошло это в 2004 году. В успех мало кто верил. Сами понимаете - удержать судно в точке бурения, когда идет постоянный дрейф мощнейших паковых льдов, крайне сложно. Во всем этом участвовали атомный ледокол "Советский Союз" и два дизельных ледокола "Oden" (Швеция) и "Vidar Viking" (Норвегия). Буровая установка была вмонтирована в маленький "Vidar Viking". "Советский Союз" и "Оден" постоянно утюжили ледовые поля, в результате чего до бурового ледокола доходили лишь относительно мелкие "осколки". При этом глубина океана в точке бурения составляла около километра. Мне посчастливилось принять участие в этом проекте.

На этой картинке собственно сам подводный хребет Ломоносова.
Изображение


Это Оден.
Изображение

Изображение

А вот Советский Союз.
Изображение


Видар Викинг.
Изображение

Изображение

Такие вот полярники там встречались. Справа Хайко Палике, сейчас он стал довольно известным.
Изображение

Изображение

Это шведские ВВС свежие йогурты доставили )).
Изображение


На таких пепелацах мы перелетали с одного ледокола на другой.
Изображение


Это капитан и старпом Одена, в корабельном баре по случаю дня рождения поварихи. Наливали блин)
Изображение


И вот такие бескрайние поля со всех сторон.
Изображение


Буровое судно кажется просто мелкой щепкой в этой Арктической стихии.
Изображение


Пробурив скважину решили зайти на Северный Полюс, собственно сама точка. Кстати, первым дизельным ледоколом, достигшим самостоятельно СП, был как раз шведский Оден, в 1991 году. Немецкий Поларштенр опоздал на несколько часов и был вторым.
Изображение


Надеюсь чувак ничего себе не отморозил на СП, хотя круто конечно, теперь наверняка стал национальным героем Шотландии.
Изображение


Капитан атомного ледокола "Россия" (Давыдянц) , классный мужик.
Изображение


Это шведский прикол - тухлая селедка. Эх, много шведского Аквавита тогда ушло.
Изображение


Ничего, ел как миленький :)
Изображение


Встреча на Эльбе - Ямал и Советский Союз. Ямал занимается перевозкой туристов на Северный Полюс. Как раз туда и отправлялся
Изображение


Финальная точка - норвежский порт Тромсе. На заднем фоне Оден двинул в сторону Швеции.
Изображение



Ледовитый Океан был единственным, где не было скважин, то есть не было прямого геологического материала. Соответственно - это был океан-загадка. Цель - получить этот самый материал и попытаться более или менее надежно расшифровать историю развития Арктики.

... в сети у нас действительно очень мало информации про то бурение, но оно и понятно - к сожалению наши Академия наук и Мин. науки прое...ли этот супер проект, и мы по большому счету остались вне игры. Эти ребята из IODP просили хотя бы Советский Союз оплатить, ну в общем это копейки по сравнению с бонусами от полноправного участия в проекте, но наши "молодцы" увы отказались... Не понимаю, чем они думали. В итоге практически все прошло мимо нас. Ну мне повезло просто, что я там поучаствовал на птичьих правах и кое-какие материалы отбил... Но это все крохи...

http://alfa-ridge.livejournal.com/44694.html
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Бабай » 21 Июнь 2008 01:39

alex_andr пишет:Здравствуйте, у нас тут тесная компания. Я работаю в РГМАА (заканчивал ЛГМИ, работал во второй половине 80-х в ААНИИ). Очень интересно, откуда Вы. Особенно при упоминании волн Росби. :)

Приветствую Вас, уважаемый.
Да все мы из одного котла, метеорологи-океанологи-геологи-геоморфологи. Универ, Гидромет, Макаровка - пересекались неоднократно и, наверняка, еще пересечемся. По Вашим постам вижу, что у нас есть общие знакомые. Закончил геофак универа давным-давно, продолжаю заниматься полярной природой. На вашем сайте отдыхаю душой, поскольку полярная история это часть и моей личной истории. Пока не буду светиться, а то у вас тут много разведки .. :)
Байку про рассеяного профессора (дай ему Бог здоровья) рассказывали братья-океанологи много лет назад.
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение Александр Андреев » 21 Июнь 2008 01:48

Бабай пишет:Приветствую Вас, уважаемый.
Да все мы из одного котла, метеорологи-океанологи-геологи-геоморфологи. Универ, Гидромет, Макаровка - пересекались неоднократно и, наверняка, еще пересечемся. По Вашим постам вижу, что у нас есть общие знакомые. Закончил геофак универа давным-давно, продолжаю заниматься полярной природой. На вашем сайте отдыхаю душой, поскольку полярная история это часть и моей личной истории. Пока не буду светиться, а то у вас тут много разведки .. :)
Байку про рассеяного профессора (дай ему Бог здоровья) рассказывали братья-океанологи много лет назад.

Ну тогда и Вам того же.:) С дружеским приветом! Приятно поговорить виртуально, наверняка встречались и очно. А если нет, то все впереди!
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Август 2008 00:32

В Мурманском морском пароходстве чествуют капитана атомного ледокола «Советский Союз» Станислава Шмидта
25 августа 2008, 17:54

В Музее Мурманского морского пароходства сегодня состоялось чествование капитана атомного ледокола «Советский Союз» Станислава Шмидта.

Станиславу Борисовичу Шмидту сегодня исполнилось 60 лет. Ветерана-капитана пришли поздравить его друзья и коллеги. «Я не могу сказать, что мне 18 или 19 лет, но я чувствую себя отлично и в своем возрасте. Спасибо пароходству, что не забывает нас», - сказал Станислав Шмидт.

Первой прославленного капитана поздравила Валентина Карепова, специалист по связям с общественностью Мурманского морского пароходства – хозяйка музея. Она отметила, что морская карьера капитана Шмидта развивалась очень стремительно. «У него были прекрасные учителя, теперь и он сам прекрасный учитель для молодого поколения моряков», - отметила Валентина Карепова.

«Сегодня я нахожусь в кругу своих друзей и коллег. Дома я буду отмечать свой юбилей только через три месяца, так как моя семья живет в Подмосковье, - поделился своими планами Станислав Шмидт. - У меня двое замечательных детей и шестеро прекрасных внуков. Я уже получил много поздравлений от всех них. Обычно в выходной день в нашем доме за столом собирается от 12 до 16 человек – мне с семьей повезло! Отмечу день рожденье в кругу семьи хорошим застольем».

«Ваш след в Мурманском морском пароходстве просто замечательный. Спасибо вам за вашу работу, - с этих слов начал свое поздравление юбиляра Александр Медведев, генеральный директор ОАО «ММП». - Стоит отметить, что на этого человека всегда можно положиться. Все экипажи, которыми вы руководили, выполняли все задачи просто на отлично. От правления ММП и от всех моряков мы поздравляем вас с 60-летием! Это красивая дата, вообще это классный возраст. Это возраст, когда уже много сделано и есть чем гордиться, но еще многое впереди. Удачи, здоровья и всего самого лучшего!»

После официальных поздравлений юбиляру-капитану вручили памятные подарки и грамоты. Почетную грамоту с поздравлениями Станиславу Шмидту направил и Михаил Савченко, мэр города Мурманска
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Атомный ледокол «Советский Союз»

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Сентябрь 2008 01:21

Капитан «Советского Союза»

Если бы у французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери не родилось знаменитое высказывание, капитан Станислав Шмидт, пожалуй, сформулировал бы его сам. Помните? «Самая большая ценность в жизни - это роскошь человеческого общения».
Об Экзюпери мы не говорили, но дух его витал в каюте. - Большая удача, что имел честь и удовольствие жить, работать с замечательными людьми в прекрасном крае, на атомном флоте! - убежденно, даже страстно говорил капитан атомохода с внушительным названием «Советский Союз», которым он гордится. И продолжал: - Это же так повезло: из полунищей семьи, безотцовщины попасть в место, где не надо было блата, знакомств, «локтей»… Человек - он с первых слов виден. Один на судьбу жалуется, другой благодарит ее. Вот отсюда, наверное, и берет начало то, что называют линией жизни. И никакой мистики, предопределенности свыше. Каждый - плохой ли хороший - хозяин своей судьбы.

ВЫНУЖДЕННЫЙ ДОБРОВОЛЕЦ
Восемь классов школы, ФЗУ, завод - типичный в ту пору путь. А каким еще он мог быть у подростка, рано потерявшего отца и жившего с мамой на ее мизерную зарплату санитарки и такую же социальную пенсию? Тут выбирать не приходилось. Пошел Станислав на завод, а не берут - четырнадцать лет, года не хватает. Перешел через улицу и подал документы в электротехнический техникум. Когда приняли, радости не было конца:20 рублей стипендии платили, они с матерью просто разбогатели…
А потом по распределению попал в знаменитое ныне, а тогда сверхсекретное ракетное конструкторское бюро Челомея. Да еще и с отсрочкой от армии. Улыбка судьбы? Как посмотреть. Юный Шмидт начал обивать порог военкомата - добивался призыва на военную службу. Рассуждал проще простого: все надо делать своевременно в жизни, в том числе и в армии отслужить. Эта логика в конечном счете его и в море привела, а отнюдь не романтика, на которую любят ссылаться, рассказывая о времени 60-70-х годов. Но во всякой закономерности всегда есть место случайности.
Как-то, еще в армии, заикнулся сверстник-сослуживец о морском училище имени адмирала Макарова в Ленинграде. Но всплыл в памяти тот разговор уже «на гражданке», когда Станислав, глядя на товарищей, поступивших в вузы, решил: голова на месте, самое время получать высшее образование. А моряки, по слухам, и зарабатывают приличнее, чем береговые… Судно же он впервые увидел, уже учась в мореходке, во время экскурсии в Ленинградский торговый порт. И по сей день не может объяснить, почему пошел именно на судоводительский факультет. Может, потому, что двери в училище были широко открыты - поступал вне конкурса. Впрочем, льгота не пригодилась. Единственная «четверка» на вступительных экзаменах уже ничего не могла подпортить… Так же складывалось и на выходе из училища: распределяться предстояло седьмым из 153 выпускников. Это было широкое право выбора места работы в огромной стране.
В Латвийском пароходстве обещали скорое жилье, заграничные рейсы… От добра добра не ищут. Позвонил в отдел кадров - уточнить, все ли его документы дошли. А ему в ответ: все дошло, все у вас замечательно, но извините за отказ. От внезапности случившегося, от неясности ситуации он оторопел. Объяснять же в то время причины отказа было не принято. Да, впрочем, на поверхности они: секретный завод до армии, глубоко скрытое от посторонних глаз и ушей манипулирование рычажками пультов на подмосковных комплексах противовоздушной обороны… Куда уж больше. Родина, безопасность которой он добросовестно обеспечивал, видела ее залог и в том, чтобы изолировать от внешнего мира своих «секретных» людей.
Не случись разговор с повидавшей всякое секретаршей факультета, еще неизвестно, где сегодня был бы Станислав Шмидт. Та посоветовала: иди прямо к начальнику отдела кадров училища. И вот она, другая правда жизни того времени. Рассказав армейскому отставнику, фронтовику-ветерану о своей неурядице, услышал в ответ: «Это разве беда! Да твою фотографию с доски почета училища не снимали, здесь же и в партию приняли…» Затем кадровик позвонил в Мурманское пароходство коллеге: «Хорошего парня, но без визы к себе возьмете?»
Теперь выходило наоборот: в случайности этих встреч и звонков была своя закономерность.
Четыре учебные практики прошел курсант Шмидт на суденышках-снабженцах Северо-Восточного управления морского флота в арктическом Тикси.
- Хорошая практика! Она оморячивала, - вспоминает Станислав Борисович. - Трое суток переход, неделя - разгрузка на «точке». 400 тонн брала на борт «Алга». Вот их - на горб и пошел…
В учетных карточках отдела кадров управления после практики напротив фамилий курсантов делалась одна из трех пометок: «Не приглашать», «Привлекать», «Постараться привлечь». Каждую из них обозначали цифрой, соответственно. Шмидт заработал четыре «тройки», и напоследок ему предложили: давай к нам, с хорошей перспективой роста. Остановило одно: активная работа в два с половиной летних месяца укладывалась, а потом болтайся на берегу, как болтались встречавшиеся ему в рейсах бичи, работавшие на снабженцах по сезонному набору. В общем, было с чем сравнивать… А вышло, что так и не отпустила Арктика.
В первой инструктажной встрече выпускников «макаровки», получивших направления в Мурманское пароходство, Шмидт участвовал, по его же собственному выражению, в качестве вынужденного добровольца. Тогда заместитель начальника пароходства Иван Павлович Лопатин, человек уважаемый и авторитетный, сказал им: «Все будете в лед ходить, не ищите лучшей жизни на других судах…»
С этим напутствием и попал Шмидт в мае 1977 года на атомоход «Арктика», через три месяца ставший знаменитым на весь мир. Но судьба распорядилась так, что и во время легендарного рейса на Северный полюс, и после новый четвертый помощник капитана сидел и дожидался работы - в общей сложности 11 месяцев, пока не появилась хотя бы временная вакансия. Называлось это «работать по ЛПК» - линии подготовки кадров, а проще говоря, числиться дублером по своей должности, поскольку штатное расписание на ледоколе было заполнено. Но недаром говорят - русские долго запрягают, да быстро едут. Вступив в должность, Станислав уже через месяц стал на «Арктике» третьим помощником, через два года - вторым, еще через два - старпомом. Последний шаг - до капитана - был и продолжительнее, и сложнее. Прошел основательную школу на атомоходе «Россия», включавшую в себя и постройку ледокола в Ленинграде, и его испытания, и выход на трассу Севморпути. А затем в той же последовательности события повторились на атомоходе «Советский Союз», куда он не сразу согласился перейти. Старпомом на новый ледокол планировался сверстник и друг Александр Сивков, а жизненная позиция Шмидта такова: «Своих не топят и своим дорогу не переходят». Но обстоятельства сами разрешили ситуацию без потерь для обоих. Иначе и быть не могло.
Есть такая статистика: в среднем 15 лет требуется судоводителю, чтобы вырасти до капитана атомохода. Станислав Шмидт в эти сроки уложился с опережением на два года.

ДЕНЬГИ В КОСТРЕ
В анкетную биографию далеко не всегда вписываются события, по-настоящему важные для человека, откладывающие отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Большинство таких событий в судьбе Станислава Шмидта пришлись на годы руководства экипажем атомохода «Советский Союз», начиная с первого рейса в этой должности в 1991 году.
Надо же такому случиться: первый неформальный экзамен на капитана в реальной ледовой обстановке Станислав Борисович сдавал самому любимому, самому интеллигентному своему учителю - капитану Василию Александровичу Голохвастову, который с восточного района Арктики подвел на ледоколе «Арктика» к проливу Вилькицкого теплоход «Капитан Чухчин». А с запада, навстречу, подошел «Советский Союз». Ветровой нажим в проливе спрессовал лед в плотную непроходимую перемычку, моряки ее называют ледовой рекой. Настолько неприступна была преграда, что за восемь часов новейшему атомоходу «Советский Союз» не хватило мощности, чтобы хотя бы носом воткнуться в это «снежно-бетонное» поле. Пришлось уходить вдоль гряды в обратную сторону. Муторная мысль не покидала капитана Шмидта: по радио-то любимый учитель его успокаивал, но кто знает, что при этом думал? Может, скажет при встрече - слабак…
Встретились ледоколы в проливе Матиссена. Шмидт пригласил Голохвастова к себе на борт, тем более что сын того был уже третьим помощником капитана на «Союзе». Когда «посчитали раны», Василий Александрович спокойно подвел итог: «Не переживай. Все правильно сделал. Я в такую ситуацию последний раз попадал в 1968 году…»
Арктика с ее экстремальным и коварным климатом потом еще не раз преподносила молодому капитану нештатные ситуации. Не было рядом учителя, но вспоминались его слова. Единственный раз в жизни Голохвастов употребил непечатное слово, зато какой вес обрела мысль, ставшая руководством или, даже сказать, фирменным стилем мурманских арктических капитанов: «Если ты поднимаешь шум на мостике, если ты поднимаешь шум в караване, если ты поднимаешь шум в экипаже - значит, тебе здесь «нечего» делать!»
Надо уметь учиться у разных людей, даже у тех, кто тебе не очень симпатичен, считает Шмидт. У кого-то брать лучшее, в отношениях с иными можно почерпнуть понимание того, как не надо поступать. Впрочем, сама жизнь порой учит вернее всяких назиданий и правил. Не забыть никогда Станиславу Борисовичу тот трагический день. Хоть они шли на всех парах, не верил он, что кого-то с разбившегося вертолета удастся найти и спасти. Слишком много времени, около двух суток, прошло с момента трагедии, а оставшихся в живых (если они остались) не то что час, каждая минута приближала к гибели. Теперь уже от мороза и ветра…
Поначалу судьба улыбнулась. Уже в первом разведочно-поисковом полете командир вертолета доложил: вижу людей, живые… Он был наполовину прав. Вторая половина правды оказалась черной - восемь человек, находившихся на борту вертолета, погибли, живыми вывезли на борт ледокола только десятерых. Среди них и человека, о котором Станислав Борисович сказал так: «Он изменил мои представления о людях». Это был командир погранзаставы, он до последнего момента боролся за каждого из оставшихся в живых после катастрофы. Одну за другой вытаскивал пачки денег своей многомесячной зарплаты и пытался ими поддержать гаснувшее на ветру пламя костра. А рядом лежало застывшее тело его жены… Потом врачи удивлялись, как этот майор мог двигаться с такими переломами ребер.
- На чужом горе я стал известным человеком, - грустно подытоживает свой рассказ Шмидт. За спасательной операцией на арктическом побережье тогда следила вся страна, а позже капитана наградили орденом Почета.

ДЫРКА НА ПИДЖАКЕ ИЛИ ВЕРЕВКА В САЛОНЕ
Впрочем, в Арктике, как на войне, награда порой «находит» героя спустя много лет. Провожая Шмидта в самый, пожалуй, трудный и памятный рейс, Вячеслав Рукша, тогда генеральный директор Мурманского пароходства, пошутил: «Сможете пройти, вернетесь - крути на пиджаке дырку…» Капитан отреагировал мрачноватой шуткой: «Какой орден, веревку в салоне на случай провала держать буду…»
Ноябрь 1998 года. На грани замерзания от недостатка топлива далекий от Мурманска арктический городок Певек и поселки у золотых приисков. Зима уже вовсю свирепствовала, ледовой броней покрылись арктические моря… На протяжении нескольких тысяч километров ледовой трассы мрак полярной ночи рассекали одинокие огни прожекторов всего двух судов. «Советский Союз» вел сквозь льды финский танкер «Уйкку» - вопреки всем прогнозам и правилам навигации. Никто в ноябре сквозь льды Восточной Арктики не ходит, себе может быть дороже… Они шли, потому что надо было спасать людей, попавших в беду из-за, мягко говоря, нерасторопности чиновников, проваливших северный завоз нефтепродуктов.
За 200 миль до Певека лед стал стеной. До сих пор Шмидт убежден: им повезло. «Уйкку» оказался хорошим маневренным судном. С другим бы не пройти. А ведь еще предстоял обратный путь. Драматизм тех дней никто не передаст лучше, чем сам капитан.
- Жить мне пришлось практически на мостике, - вспоминает Станислав Борисович.- Часа на полтора уходил подремать, когда на вахту заступал дублер Александр Лембрик. Он-то и нашел «дырку» в ледяном барьере, у которого мы застряли на трое суток, выйдя из Певека. До того, честно скажу, у меня зашевелилась мыслишка: а не придется ли зимовать во льдах?.. Помните те времена: ничего не хватало. В пароходстве нам выдали двухмесячный запас продовольствия. Да еще хорошо, что в Певеке глава администрации под гарантию пароходства, в кредит и не задирая цены продал нам немного рыбы и крупы. Тогда ведь только наличные были в ходу… Ночью прошли ледяной барьер. Успокоился. А оказалось, рано. Утром поломали лопасть винта, а ведь еще пилить и пилить через всю Арктику. Мороз за тридцать. Никакими инструкциями не разрешено в такую стужу водолаза спускать. Сам он ко мне подошел, напросился… Попробовали - безуспешно. Клапан воздушный мгновенно замерзает… Так и шли до Мурманска без лопасти. Добрались в порт 31 декабря в 16 часов, но настроение было совсем не новогоднее. Выяснилось: не только лопасть обломана, еще и вкладыш подшипника провернулся.
Награды членам экипажа последовали гораздо позже, хотя капитан сразу ходатайствовал за моряков. А заготовленная капитаном веревка так и лежала на видном месте в салоне капитана. Лишь три года спустя отметили и его самого. В 2002 году Станислав Борисович Шмидт получил только что учрежденный российский орден «За морские заслуги» - под регистрационным номером 2. На одном из собраний экипажа капитан сказал людям: «Меня наградили орденом, за что вам спасибо!»
В эти дни капитан Шмидт отмечает свое 60-летие. Поинтересовался у него: что удерживает на флоте в столь солидном возрасте? Станислав Борисович на мгновение задумался и произнес:
- Когда возвращаешься из отпуска на ледокол, многие с тобой здороваются с улыбкой. Это дороже денег стоит!
23.08.2008
Владимир БЛИНОВ
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200808231759
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения