Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июнь 2009 02:26

Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

 Alexeev_A_D.jpg
Алексеев Анатолий Дмитриевич
4. 1. 1902 - 29. 1. 1974
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 27.06.1937 ( медаль № 38)

Алексеев Анатолий Дмитриевич - пилот Управления полярной авиации Главсевморпути.

Родился 4 января 1902 года в польском городе Ломжа, ныне Подляского воеводства. Русский. Жил с родителями в городе Сергиев Посад, здесь в 1918 году окончил гимназию.

В Красной Армии с 1920 года. В 1921 году окончил курсы подготовки при Военной электротехнической школе комсостава РККА и был назначен инструктором по радио в Севастопольскую военную школу морских лётчиков. В 1928 году в составе экипажа Б.Г. Чухновского участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле. В 1930 году овладел лётным делом и стал лётчиком полярной авиации Севморпути. В 1936 году участвовал в проводке Северным морским путем эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» на Тихий океан.

Под руководством А.Д. Алексеева экипаж самолёта Н-172 участвовал в высадке экспедиции И.Д. Папанина на Северный полюс в 1937 году. 21 мая в 11.35 М.В. Водопьянов впервые в мире посадил самолет на Северный полюс. 25 мая с острова Рудольфа к полюсу вылетели три оставшихся самолета. Но достичь его благополучно, с первой попытки, удалось только В.С. Молокову. Алексеев вынужден был посадить самолёт в семнадцати километрах от полюса. Он пережидал непогоду два дня и смог прилететь на полюс только два дня спустя. На обратный путь бензина не хватало, однако Алексеев отказался бросить машину. Он совершил посадку на льдину недалеко от 84-й параллели. Вскоре с о. Рудольфа прилетел П.Г. Головин и привез ему бензин.

За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные мужество и героизм Алексеев Анатолий Дмитриевич 27 июня 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 38.

В дальнейшем Алексеев А.Д. продолжал работать пилотом Севморпути. Осенью 1937 года принимал участие в поисках самолёта ДБ-А (бортовой номер Н-209) Сигизмунда Леваневского. В 1938 году возглавлял авиационный отряд по спасению экипажей судов "Сибиряков", "Малыгин" и "Седов" в северной части моря Лаптевых. Был награждён орденом Красной Звезды. Алексеев является одним из основоположников новых методов ледовой разведки. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.

С 1939 года работал летчиком-испытателем на авиационном заводе № 22 имени С.П. Горбунова (город Казань). Провёл заводские и государственные испытания опытного дальнего бомбардировщика ДБ-240, запущенного в серию под индексом Ер-2. В начале 1941 года совершил перелёт Москва-Омск-Москва без посадки в Омске со сбросом там 1000 килограммов условных бомб.

Участник Великой Отечественной войне с июля 1941 года. Был откомандирован из Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР в тяжело-бомбардировочную авиационную группу. Служил в составе 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Был командиром эскадрильи. На ТБ-7 совершил двадцать семь боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника, в том числе в Кенигсберге и Вильно.

С 1944 года вновь на лётно-испытательной работе. Испытал семьдесят два типа военных самолетов. С 1958 года - в запасе.

Жил в городе-герое Москве. Работал в Управлении полярной авиации и в аэропорту Шереметьево (Москва). Скончался 29 января 1974 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

В 1965 году имя полярного лётчика Алексеева было присвоено горе в Антарктиде (Земли Эндерби). Нанесена на карту советской антарктической экспедицией в 1962 году (67 градусов южной широты, 50 градусов восточной долготы).

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем

Источники
Бадигин К. С. Три зимовки во льдах Арктики. М., 1950
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Октябрь 2009 11:45

Официальный сайт Сергиево-Посадского городского Совета депутатов http://www.sovetsp.ru/history_1_press_274.html
с ссылкой на источник: «Вперед» №58 от 01.06.2004 года.

Улица героя Алексеева
Александр Луневский.

28 мая на обратном пути с Северного полюса потерпел аварию дирижабль «Италия». На его борту находилась полярная экспедиция во главе с Умберто Нобиле. На трагедию откликнулся весь мир. Советское правительство сразу после катастрофы предложило свои услуги.
«Какую помощь могут оказать нищие Советы?» - пожимали плечами на Западе. Итальянская газета «Паэзе Сера» поместила рисунок: в лаптях, прыгая с льдины на льдину, на помощь Нобиле бегут «русские мужики». Газета «Ла Стампа» писала: «Россия выбыла из арктической игры. От былой славы у русских остались неплохой ледокол, названный по имени их комиссара, и безутешная вдова известного полярного исследователя Жоржа Седова. Где кадры?»

А «кадры» росли. В российской глубинке.

В маленьком городке жил парнишка. Городок назывался Сергиевский Посад, а его юного жителя звали Анатолий Алексеев. Как это ни странно, но в эпоху великих потрясений люди не только совершают великие подвиги, но и просто нормально учатся. И мечтают овладеть интересной профессией. А если в твоем городе расположены Электромеханические командные курсы, и кумиры подростков, молодые краскомы, не только распевают «Эй, комроты, даешь пулеметы», но и произносят всякие мудреные слова вроде «акустика» или «электромагнитный процесс», то выбор ясен. И стал Анатолий курсантом, а закончив обучение, сам сделался инструктором по радиоделу в военно-морском училище вдалеке от дома. В марте 1924 года он уже стал красвоенлетом - красным военным летчиком.

В 1928 году штурман Анатолий Дмитриевич Алексеев был среди тех, кто пришел на помощь Умберто Нобиле и его товарищам. Советские самолеты обнаружили экспедицию и «навели» на нее ледоколы. «Русские дали европейской цивилизации первый урок. Мы смотрели на Россию широко раскрытыми глазами», - писали иностранные газеты.

К 1933 году А. Алексеев стал признанным теоретиком и практиком воздушной разведки полярных льдов. В 1934 году вместе со своим бессменным товарищем по арктическим полетам Б. Чухновским он консультировал правительственную комиссию во главе с В.В. Куйбышевым, которая руководила спасением экипажа «Челюскина».

21 мая 1937 года на «макушку Земли» высадились члены экспедиции «Северный полюс-1» И. Папанин, Е. Федоров, Э. Кренкель, П. Ширшов и пес Веселый. А уже через пять дней мощные АНТ-6, пилотируемые нашим героем А. Алексеевым, И. Мазуруком и В. Молоковым, отправились на полюс с необходимым для работы экспедиции оборудованием.

27 июня 1937 года командиру экипажа дальнего бомбардировщика Н-172 Анатолию Дмитриевичу Алексееву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением «Золотой Звезды» (медаль № 38, книжка Героя № 29).

Впереди у летчика было еще много трудных дорог. В 1938 году он руководил экспедицией по оказанию помощи кораблям, зазимовавшим во льдах. Среди отважных капитанов того трагического рейса - А. Печуро, тоже наш земляк! Потом - поиски пропавшего самолета знаменитого Леваневского, непростая работа летчика-испытателя. И годы войны, когда Анатолий Дмитриевич служил в дальнебомбардировочной авиации. 27 ночных боевых вылетов! Три ордена Ленина, четыре - Боевого Красного Знамени, ордена Трудового Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды - признание заслуг полковника А.Д. Алексеева.

Но тогда, летом 1937-го, нашего героя ждало «самое-самое». Встреча с родным городом.

28 июня, сразу по получении известия о присвоении А.Д. Алексееву звания Героя, исполком Загорского горсовета собрался на экстренное заседание. В повестке дня стоял вопрос «Об организации общегородского праздника в честь Героя СССР, командира корабля Н-172 Анатолия Дмитриевича Алексеева, гражданина города Загорска». Были приняты решения: 6 июля организовать массовое гуляние в лесопарковом хозяйстве; переименовать улицу Соловьевскую в улицу тов. Алексеева; срочно отремонтировать дом отца героя, Д.А. Алексеева; организовать из ведущих работников администрации комиссию по проведению праздника.

Сроки поджимали. Не обходилось без курьезов. Так, ответственный за приведение в порядок места торжеств тов.Щербаков за нерасторопность получил выговор, а некий тов.Васильчиков получил возможность поближе познакомиться с прокурором из-за того, что «присвоил сено, накопленное на площадке, предназначенной для гуляния».

И вот, наконец, все приготовления были закончены, герой приехал в родной город. Предоставим слово свидетелю событий - журналисту-международнику Ю. Хрунову, нашему земляку, жителю Красюковки: «Летчик сдернул с лица огромные очки, расстегнул под подбородком кожаный шлем и улыбнулся самоуверенной и простоватой улыбкой. Он оказался взрослым, но все же очень молодым, с обыкновенным, даже немного некрасивым лицом». Анатолий Дмитриевич, естественно, говорил с людьми о самолетах, но именно этого от него и ждали. А в летнем саду близ клуба железнодорожников состоялась лекция об авиации. Ее читал лектор из Москвы.

В 1958 году Анатолий Алексеев уволился из армии и вышел в отставку. Жил в Москве, в Первом доме полярников на Суворовском бульваре. Летчик не забывал свой родной город. Газета «Ленинское знамя» в октябре 1967 года поместила заметку о праздновании 90-летия загорской школы №3. В ней - теплые слова, произнесенные летчиком на торжестве: «Именно в средней школе я получил главное: здесь были сделаны первые шаги к пониманию жизненных принципов, здесь сформировался характер».
Умер Анатолий Дмитриевич 29 января 1974 года.

А теперь - несколько слов об «улице тов. Алексеева». В очерке С. Бурова «Русские в плен не сдаются» (о судьбе Героя Советского Союза А.П. Сурикова), опубликованном в сборнике «Загорчане в боях за Родину» (Сергиев Посад, 1995), читаем: «Глубоко символично, что эта улица (то есть улица Сурикова. - А. Л.) является как бы продолжением улицы Алексеева. Герой Советского Союза летчик Алексеев как бы проложил дорогу к подвигу героя войны Сурикова».

А вот книга «Подвиг. Труд. Талант. Творчество» (Сергиев Посад, 2000). В статье об Анатолии Дмитриевиче Алексееве нет ни слова об улице его имени, но говорится об улице, названной в честь Героя Советского Союза Александра Ивановича Алексеева, погибшего в конце 1943 года.
Наверное, в этом случае лучше всего процитировать слова ветерана войны В.С. Сарайкина. В очерке о летчике Алексееве он пишет: «...героев по фамилии Алексеев два: Анатолий Дмитриевич и Александр Иванович. Одни признавали одного, другие - другого, не обращая внимания на имя и отчество, Алексеев - и все тут».

Два Героя с хорошей русской фамилией как бы слились для наших земляков в одного «героя Алексеева». Смелого человека, который созидал, открывал, защищал.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение Dobrolet » 29 Декабрь 2009 16:16

Испытания головной машины ЕР-2-0Н № 8003901 прошли успешно. Был выполнен весь комплекс наземных и лётных испытаний. По дополнительной программе было выполнено несколько полётов на дальность.
В начале апреля 1945 года все работы завершены, и самолёт был подготовлен к беспосадочному перелёту по маршруту: Иркутск-Москва.
Полёт выполнялся без пассажиров, но с грузом в 500 кг, и прошёл в штатном режиме. При подлёте к Москве экипаж получил информацию о том, что центральный аэродром закрыт туманом. Пришлось ещё кружить в воздухе 45 минут, дожидаясь улучшения погоды, после чего самолёт произвёл посадку. Всего самолёт ЕР-2-ОН пробыл в воздухе 15 часов 15 минут. За 14,5 часов самолёт преодолел расстояние в 4500 км со средней скоростью 312 км/час, при этом после посадки в баках оставалось 500 кг горючего. Во время перелёта все системы ЕР-2-ОН работали без сбоев.
Это была большая победа конструкторов, инженерно-технических работников, мастеров, рабочих завода, чьим умом и руками был спроектирован и изготовлен самолёт. Приказом народного комиссара авиационной промышленности СССР и заместителя командующего Военно-воздушных сил Красной Армии № 184/091 от 29 апреля 1945 года была объявлена благодарность личному составу 18-й воздушной армии и работникам завода № 39 НКАП за успешное проведение заводских испытаний, организацию и отлично выполненный беспосадочный перелёт самолёта ЕР-2-ОН, в том числе:
- командиру экипажа, гвардии полковнику, Герою Советского Союза А.Д.Алексееву;
- второму пилоту самолёта, капитану КГ Трифонову;
- штурману самолёта, гвардии майору - КК Колесниченко;\
- бортмеханику завода Л. А. Забшуеву
- бортрадисту, старшине Ю.А. Передня


из книги С.Н.Аксенов "Иркутский авиационный завод. История становления. 1932-1956" Иркутск, 2009
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Август 2010 21:26

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение Кара » 20 Октябрь 2010 23:30

Командир Морского отряда Енисейской АЛ ГУ СМП
(Пр. по УПА при СНК СССР № 47 от 25.03.1937)
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Март 2012 15:47

 Алексеев А.Д. акв_Михаленко КФ.jpg

Акварель Михаленко К.Ф.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 13 Март 2012 10:46

Хочу разместить две его фотки, не знаю от куда взял.
Алексеев А.Д. 1924 г..jpg
 Алексеев.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение Александр Кот » 01 Январь 2015 13:58

 Личный листок по учету кадров один.JPG
 Личный листок по учету кадров два.jpg
 Личный листок по учету кадров три.JPG
 Личный листок по учету кадров четыре.jpg

Некоторые документы из личного дела А.Д. Алексеева. Собственноручно заполненный личный листок по учету кадров.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение Александр Кот » 01 Январь 2015 14:02

 Доп к Приказу.jpg
 Приказ НИИ ГВФ.jpg
 Направление.jpg

Приказы и справки об командировании А.Д. Алексеева из НИИ ГВФ во вновь формируемую авиаслужбу "Комсеверпуть".
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение Historik » 16 Январь 2015 12:35

Спасибо, уважаемый Александр Кот! С Вашей помощью удалось существенно уточнить биографию Анатолия Дмитриевича Алексеева. В частности, важно заметить о дате рождения -1897 г. (анкета заполенена самим А.Д.Алексеевым, хотя характерно, что на могильной плите дата рождения у него отсутствует). Разница с имеемыми сведениями на целых 5 лет! Просьба к редакторам изменить дату рождения в разделе "Персоналии".
И хотя есть ряд нестыковок по периоду военной службы, в целом можно скорректировать биографию известного полярного лётчика, Героя Советского Союза:
alexeev_a_d.jpg

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1897-1974). Герой Советского Союза (27.06.1937).
Родился в г.Ломжа (ныне - Подляского воеводства) в Польше в семье железнодорожного служащего. Русский. Позже вместе с родителями переехал в подмосковный г.Сергиево-Посадский (в 1930-1991 гг. – г.Загорск, ныне – г.Сергиев Посад), где в 1918 г. окончил гимназию (ныне – средняя школа №3).
В Красной Армии с марта 1920 года. В декабре 1921 г. окончил 1-е электротехнические курсы комсостава РККА (Московская обл.) по радиоспециальности. Служил радистом в пехоте, принимал участие в подавлении крестьянского восстания А.С.Антонова в Тамбовской губернии. С апреля 1924 г. по апрель 1925 г. – преподаватель Школы спецслужбы ВВС РККА. В апреле 1925 г. – феврале 1926 г. - инструктор по радио 1-го разряда Севастопольской Военной школы морских лётчиков, затем руководитель лаборатории Школы спецслужб ВВС РККА. В мае 1928 г. служил лётчиком-наблюдателем аэ Морских сил Чёрного моря. В 1928 г. – декабре 1929 г. старший инспектор наблюдатель, в декабре 1929 г. - мае 1930 г. - старший инженер НИИ ВВС РККА. В июне-октябре 1928 г. находился в командировке в Норвегии, где в составе экипажа Б.Г.Чухновского - начальника авиачасти ледокола «Красин» участвовал в поисках итальянской экспедиции генерала У.Нобиле. В июле-августе 1929 г. летнабом в экипаже первой летающей лодки Дорнье «Валь» «Комсеверпуть-1» (Н-1) АО «Комсеверпуть» принял участие в Карской экспедиции. В мае 1930 г. уволен в резерв РККА и перешёл на работу старшим лётчиком-наблюдателем, врид начальника радиочасти НИИ ВО ГВФ. В 1930 г. в течение трёх месяцев в качестве приёмщика импортных гидросамолётов находился в командировке в Германии, Швейцарии и Италии.
17 марта 1931 г. откомандирован для постоянной работы в Отдел связи (с 20.03.1932 г. - Авиаслужба) - прообраз Полярной авиации России - Всесоюзного экспортно-импортного и транспортно-промышленного объединения «Комсеверпуть». В декабре 1932 г. – июне 1933 г. прошёл обучение на пилота в Пушкинской Центральной школе лётчиков ОСОАВИАХИМа. В июле 1933 г. перегнал из Италии в СССР вторую летающую лодку Дорнье «Валь». В 1933-1937 гг. - командир корабля, командир морского отряда Енисейской авиалинии УВС (УПА) ГУСМП при СНК СССР. С 3 июня 1936 г. входил от УПА в состав Совета при начальнике ГУСМП при СНК СССР О.Ю.Шмидте.
В марте-июне 1937 г. в должности командира экипажа АНТ-6 «Авиаарктика» Н-172 участвовал в первой в мире ВВЭ «Север» и высадке на Северный полюс полярников во главе с И.Д.Папаниным. За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные мужество и героизм 27 июня 1937 г. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия вручена медаль «Золотая Звезда»
(№ 38). В 1937-1938 гг. участвовал в поисках пропавшего самолёта полярного лётчика Героя Советского Союза С.А.Леваневского. В 1938 г. назначен заместителем начальника ГУСМП при СНК СССР. Возглавил спасательную экспедицию по выводу из ледового плена и эвакуации экипажей судов «Сибиряков», «Малыгин» и «Седов», затертых льдами.
С 1939 г. - лётчик-испытатель на авиационном заводе №22 им.С.П.Горбунова НКАП СССР (г.Казань). В то же году вступил в члены ВКП(б). Провёл заводские и государственные испытания опытного дальнего бомбардировщика ДБ-240, запущенного в серию под индексом Ер-2. В начале 1941 г. совершил беспосадочный перелёт Москва-Омск-Москва со сбросом 1 т условных бомб.
С началом Великой Отечественной войны откомандирован из НКАП в ВВС Красной Армии. Воевать начал в составе 432-го бап 81-й ад дд (с 03.12.1941 г. - 746-й ап дд 3-й ад дд). В феврале 1942 г. – полковник, командир корабля. Позже – командир аэ. На ТБ-7 совершил 27 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов, расположенных в глубоком тылу противника, в т.ч. в г.Кёнигсберге, г.Вильно.
В 1944 г. – гвардии полковник, на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Всего испытал 72 типа военных самолётов, в т.ч. Ер-2, Ту-91, Ил-12Д - буксировщик транспортно-десантных планеров Ц-25 и Як-14. 16 апреля 1945 г. на Ер-2ОН (пассажирский вариант серийного бомбардировщика с дизелями АЧ-30Б) совершил успешный перелёт без пассажиров, но с грузом 500 кг по маршруту Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Свердловск-Казань-Москва протяженностью 5350 км, затратив на это 15 час. 30 минут. В марте-апреле 1954 г. участвовал в ВШЭ «Север-6», проводившейся УПА ГУСПМ при СМ СССР совместно с Вооружёнными Силами СССР с применением аэропоезда из самолётов Ил-12Д с планерами Як-14.
В 1956 г. вернулся в Полярную авиацию, где по февраль 1959 г. служил заместителем командующего по лётной службе. Затем работал начальником аэронавигационного отдела УПА и в аэропорту Шереметьево (г.Москва).
С 1958 г. - в запасе. Лётчик-испытатель 1-го класса. В Вооружённых Силах прослужил 37 лет и 10 мес. (54 года в льготном исчислении) и налетал около 4500 часов.
Жил в г.Москве.
Награждён тремя орденами Ленина, пятью - Красного Знамени, тремя - Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й ст., медалями.
Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища г.Москвы.
В честь Героя 28 июня 1937 г. в г.Загорске была названа улица. В 1965 г. имя Героя присвоено горе в восточной части Антарктиды (Земля Эндерби), которая нанесена на карту САЭ в 1962 г. (67 градусов южной широты, 50 градусов восточной долготы).
 АлексеевАД.jpg
Последний раз редактировалось Historik 16 Январь 2015 18:46, всего редактировалось 2 раз(а).
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение ББК-10 » 16 Январь 2015 13:16

Орден Красного Знамени
Алексеев Анатолий Дмитриевич 1902г.р.
Звание: полковник
в РККА с 1920 года
№ записи: 47003458
Указ Президиума Верховного Совета от: 20.02.1942
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 682524 ед.хранения: 543
№ записи: 47003442

 5.jpg
 6.jpg
 7.jpg
 55.jpg
 56.jpg
 57.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение Historik » 16 Январь 2015 18:33

Интересные документы по войне, спасибо коллега! Но вот, что любопытно: опять в представлении дата рождения - 1902 год. Чему верить? :no:
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение SVF » 26 Март 2015 16:33

Полярная правда 29 июля 1936 г., №174(2939):
 1936-07-01-24.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение ББК-10 » 26 Май 2015 23:30

16 апреля 1945 г. на Ер-2ОН (пассажирский вариант серийного бомбардировщика с дизелями АЧ-30Б) совершил успешный перелёт без пассажиров, но с грузом 500 кг по маршруту Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Свердловск-Казань-Москва протяженностью 5350 км, затратив на это 15 час. 30 минут.


Ер-2ОН : er-2on.jpg
Секретный самолет

Иркутяне построили для Верховного главнокомандующего машину особого назначения.

Про бомбардировщик Ер-2 написано много. До сих пор историки и просто любители авиации спорят, чем он был в советских ВВС: самолетом несбывшихся надежд или все-таки воином-работягой. И в одном спорщики сходятся: «Ермолаев-второй» в конструктивном отношении — интересная и перспективная машина. Три замечательных конструктора — Роберто Бартини, Владимир Ермолаев, Павел Сухой — последовательно вкладывали в свое детище талант и любовь.

Как известно, любая война — это яростное соперничество инженерной мысли. Противник создал скоростной самолет. Значит, мы своему должны придумать более мощные двигатели, чтобы не только быстрее летал, но и при этом поднимал больше бомб. И все же главные характеристики — скорость, грузоподъемность и дальность — не засверкают во всю силу, если у самолета не будет еще одного качества: конструкция при обязательной прочности должна быть еще предельно проста и легка в управлении.

Ер-2 был необычным. Треугольного сечения сварной фюзеляж, скошенное крыло типа «обратная чайка», дизельные двигатели, смещенная на левый борт пилотская кабина и — множество технических новшеств в «начинке».

Созданный еще до Великой Отечественной войны, самолет через полтора месяца после ее начала уже бомбил Берлин. Самолет воевал (враг-то не ждет!), а разработчики, учитывая замечания испытателей и фронтовых летчиков, продолжали вносить изменения в производство. И когда в 1944 году Иркутский имени И.В. Сталина завод № 39 получил заказ на строительство Ер-2, для заводчан это стало настоящим трудовым подвигом.

Разбирать техническую документацию «Ера» невозможно без ужаса и… восхищения. Потрясают многочисленные проблемы и трудности. Вот пять тысяч гаек для одного экземпляра — это еще можно понять, этот выпуск иркутяне освоили на месте. Но когда недостает главных комплектующих деталей — телефон бессилен, а письмо в Москву идет долго, а НКВД — вот он, рядышком, зорко и чутко бдит, нет ли саботажа. И в таких условиях наши земляки все-таки строили самолеты!

Действительно, самолет всем давался трудно. Приходилось на ходу устранять дефекты, заменять однопилотную кабину на двухпилотную, трехлопастный винт — на четырехлопастный, бензиновый двигатель — на дизель. И с 1944-го по 1946-й год иркутяне построили 391 боевую единицу, плюс 71 самолет был выпущен до войны в Воронеже. Но вдруг в разгар этой напряженной работы появился секретный заказ — на самолет ОН (особого назначения)…

Общеизвестно, что И.В.Сталин по-отечески опекал летчиков, любил самолеты, а вот летать опасался (все знают про его единственный прилет в Тегеран, но и тот воздушный вояж сегодня кое-кто ставит под сомнение). Итак, вождю, да и всему высшему руководству страны и крупным военачальникам, нужен был самолет — скоростной, желательно высотный, хотя бы минимально комфортабельный, а главное — надежный.

Создавать принципиально новый не было ни времени, ни возможностей. Выдвинули мудрую идею: взять готовый самолет и усовершенствовать его.

Таких «кандидатур» подобралось несколько. Вот четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 (на нем в начале войны бомбили Берлин, на нем же В.М.Молотов летал в Англию и США). Переделали пару экземпляров, но увы — к тому времени машина конструктивно устарела.

Был в войсках замечательный американский бомбардировщик Б-25 «Митчелл», но о комфорте тут говорить не приходилось: 5—8 человек в фюзеляже едва помещались, да и то пригибая головы. Был транспортный Ли-2 (ПС-84), но почти по всем показателям он уступал своему прототипу — американскому Си-47 «Скайтрейн» (в СССР почему-то вместо «небесного поезда» его упорно звали «Дугласом»).

Эта машина (кстати, именно на ней Сталин прилетел в Тегеран; она появилась в небе в 1935 году и кое-где в мире летает до сих пор) по меркам того времени и в сравнении с Ли-2 была верхом технического совершенства. Возьмем лишь несколько деталей навскидку.

Радиовысотомер, комплект слепой посадки, радиокомпас-автомат, три (!) радиостанции (у радиста своя рубка вне зоны шума винтов), резиновые антиобледенители на передних кромках плоскостей, омывание спиртом винтов и лобовых стекол, калориферное отопление. На замену двигателей вместе с моторамой уходило 10 человеко-часов (на Ли-2 — до 62), ресурс работы винта — 750 часов (на «Лисунове» всего 50). Моторы нашего на морозе перед запуском прогревали около часа, а в движках «Дугласа» масло разжижалось специальной смесью.

Словом, всем хороша машина, один только недостаток: не отечественная, и это сильно бьет по престижу…

Итак, остановились на бомбардировщике Ер-2, оснащенном двумя 1500-сильными дизелями конструкции Чаромского: солярка менее горюча, нежели бензин, а дизели, несмотря на постоянные доводки, были признаны самыми надежными. Коренным переделкам подвергся фюзеляж.

Убрали вооружение. Увеличили гаргрот. Вместо грузового отсека, где размещались бомбы, и вместительных топливных баков сделали два пассажирских салона с мягкой звуконепроницаемой обивкой и туалетную комнатку. По бортам появились квадратные иллюминаторы, а справа еще и дверца.

И взору предстала новая машина. Масса пустой — 10 820 кг, максимальная взлетная — 19 тонн. Максимальная скорость на высоте — 436 км/ч, максимальная у земли — 380. Практический потолок — 6000 метров. Дальность полета без дозаправки 5200 км. Пассажиров — 9, экипаж — 5 человек (два пилота, штурман-радист, бортмеханик, бортпроводник-стюард).

Авиаконструктор Владимир Ермолаев скончался от тифа в Иркутске в последний день 1944 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. : 2_1677.jpg
Заканчивался 1944 год. Главный конструктор Владимир Григорьевич Ермолаев был измотан неурядицами, чувствовал себя нехорошо, но твердил, что ему необходимо быть в Иркутске.

По приезде его свалил тиф. Узнав об этом, Сталин нахмурился: «Срочно запросите, нужна ли какая помощь». Из Иркутска сообщили: лучшие врачи борются за жизнь конструктора, нужные медикаменты есть.

Две недели длился поединок с недугом, но начались осложнения, менингит… 31 декабря 35-летний генерал-майор скончался. (Смерть эта обросла слухами и домыслами. Еще будучи молодым журналистом, я мечтал, что когда-нибудь раскрою тайну и, возможно, разыщу в Иркутске могилу авиаконструктора. Со временем надежда таяла. И сравнительно недавно инженер нашего авиазавода, ученый и историк авиации Геннадий Иннокентьевич Хвощевский меня окончательно разуверил. В 2010 году он встречался с сыном Ермолаева и тот подтвердил: 5 января 1945 года отец с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве…)

Работы по «особому» возглавил Павел Осипович Сухой. К апрелю наземные и летные испытания головной машины были успешно завершены — ее перегнали на аэродром Белая близ Усолья-Сибирского. Напомню: во время войны это была крупная перевалочная авиабаза перегонки самолетов из Комсомольска-на-Амуре и Иркутска на фронт. Этим занималась 73-я вспомогательная авиадивизия, укомплектованная опытными гражданскими летчиками, имевшими опыт полетов в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь же фронтовые экипажи облетывали новые самолеты, осваивали бомбометание, пулеметно-пушечную стрельбу.

Перегоночный экипаж (слева направо): командир — Герой Советского Союза (высокое звание получил еще до войны — за арктические подвиги), гвардии полковник Анатолий Дмитриевич Алексеев (медаль «Золотая Звезда», три ордена Ленина, пять орденов Красного Знамени, три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, много медалей); бортмеханик Иркутского авиазавода Л.А. Заболуев; второй пилот капитан И.Г.Трифонов, штурман гвардии майор И.И.Колесниченко, бортрадист старшина Ю.А.Передня. : 3_1502.jpg
 1_2157.jpg
17 апреля 1945 года самолет Ер-2ОН (заводской № 8003901) стартовал с Белой и взял курс на Москву. Командир экипажа — гвардии полковник А.Д.Алексеев, второй пилот — капитан И.Г.Трифонов, штурман — гвардии майор И.И. Колесниченко, бортмеханик завода Л.А.Зоболуев, бортрадист — старшина Ю.А.Передня.

По понятным причинам полет выполнялся без пассажиров, но с грузом в 500 кг. Никаких нештатных ситуаций и сбоев систем за полет на борту не возникло. Через 14 часов 30 минут вышли на подмосковный аэродром Тушино. И здесь уставший экипаж ожидал неприятный сюрприз: земля под крылом оказалась плотно закрытой низкой облачностью.

Разумеется, можно было уйти на другой аэродром, но в Тушино борт ожидало высокое начальство. Пришлось кружить в воздухе еще 45 минут.

И едва в тучах появилось «окно», самолет нырнул туда. После приземления подсчитали: самолет провел в небе 15 часов 15 минут, расстояние в 4540 км (при встречном ветре 40 км/ч) преодолел со средней скоростью 312 км/ч, а в баках осталось еще 500 кг топлива.

Это была победа! За выполнение специального задания экипаж, руководство завода и большая группа заводчан были поощрены благодарностями и денежными премиями.

А недавно в архивных фондах 18-й воздушной армии удалось разыскать два уникальных снимка, сделанных сразу после приземления (сейчас они публикуются впервые). Интересно, что фотограф не «захватил» весь самолет: государственная тайна…

Всего иркутяне построили четыре «ОНа». Их перегнали в Москву, и там следы обрываются. Весной 1946 года полки получили приказ подготовить все «Еры» к перелету. Экипажи меняли агрегаты, подкрашивали фюзеляжи, заправляли оружие и баки. И когда 233 исправных бомбардировщика собрали в Белой Церкви, их выстроили в ряд и приказали убрать шасси. Летчики возмущались, но приказ выполнили — самолеты плюхнулись на бетон. И тут же по ним пошли танки. Возможно, они раздавили и машины «особого назначения».

А Дом культуры Иркутского авиазавода долго украшал забор из стальных шпангоутов Ер-2, странного и интересного самолета — сколько обруганного, столько же и прославленного…

© Михаил Денискин
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

Сообщение Адольф Милованов » 27 Май 2015 08:32

В Москве в Доме Полярников на Никитском бульваре 9 свято сохраняют память о первых полярниках, живших в этом доме. В фойе на стене размещен фото-стенд посвящённый им. Есть там фото и Алексеева А.Д. (к сожалению, дата смерти на фото не совпадает ...)
 CIMG3573.JPG
 CIMG3603.JPG
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения