Н-32 (Р-6)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Январь 2012 11:13

В статье указано "23 марта Куканов вылетел из Москвы"
В это время по тому же маршруту прошли Водопьянов-Линдель http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic ... 376#p14234
Разведка?
 Схема TM-0708-35-103.jpg
 Схема Куканов.jpg

Возможно была авария с Н-32 Куканова и перелет сорвался?
В статье есть фамилии Остальцев, Семенов, Кульпин, Ялозо.
Покопать, может это что-нибудь даст?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-32 (Р-6)

Сообщение Всеволод Куканов » 09 Январь 2012 22:56

ещё вот есть такая вырезка из "неопознанной" газеты:

 perelet_Kukanov.jpg

УЧАСТНИКИ ПЕРЕЛЕТА МОСКВА – ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ В СВЕРДЛОВСКЕ
На снимке командир-краснознаменец тов. Куканов (в центре) рядом слева тов. Морозов (штурман) и спецкор «Правды» тов. Эстеркин. Справа – старший бортмеханик тов. Поклад, рядом тов. Седлецкий (борт-механик).
Третьего дня и вчера тов. Куканов не мог продолжать свой перелет Москва – Свердловск – остров Врангеля, так как наступившая оттепель испортила аэродромы. Сегодня на рассвете тов. Куканов все же попытается стартовать со Свердловского аэродрома.
(Фото В. ТЁМИНА)


то есть получается, что как минимум до Свердловска они долетели..
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Н-32 (Р-6)

Сообщение Всеволод Куканов » 20 Март 2013 16:14

газета «Правда». 6 апреля 1935 г. № 95 (6341).

 Pravda1935-04-06-page6.jpg
МОСКВА — ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ
(От специального корреспондента «Правды» на борту самолёта Куканова)

Свою вынужденную задержку в Арзамасе экипаж самолёта Куканова использовал для тщательного изучения предстоящего пути, для просмотра — в который раз! — всех узлов, всех деталей самолёта.
Самолёт ведет молодой экипаж. Бортмеханики Поклад и Седлецкий, штурман-радист Морозов летят в Арктику впервые. Они расспрашивают Куканова — человека, хорошо знающего Арктику, где будет труднее лететь, где можно садиться, а где нельзя. Поклад и Седлецкий работают у самолёта с пяти часов утра до полуночи. Штурман Морозов расстилает на всех кроватях и на полу нашей комнаты длинные ленты маршрутных карт. На рассвете, когда никому не спится, полуодетые люди окружают эти карты.
Пилоты знают и любят свою страну. Знают, потому что любят, и любят, потому что знают. Вот и сейчас, когда по-деловому изучаются карты полёта, все перебивают друг друга: «Какие озёра на Урале!», «А ты охотился под Красноярском?», «Видел Магнитогорск с самолёта?»
Об Арзамасе Куканов слышал в Арктике. Арзамас — город лука. Отсюда лук уходит во все концы Советского Союза. А ведь в Арктике лук особенно ценен как противоцынготное средство.
Из Арзамаса хотели послать подарок зимовщикам острова Врангеля — несколько ящиков лука. К сожалению, самолёт не может взять этот подарок. Но весь экипаж увезёт в Арктику то, что особенно ярко и сочно ощущается в Арзамасе: весну города, весну полей. Весна разворачивается на наших глазах. Утром порозовевшие туманы обнажают небо и солнце, уходят на восток, подгоняемые порывами тёплого вешнего ветра. Истекая влагой, шумно проваливается и оседает снег, чернеют дороги, оголяются леса, и за городом, за аэродромом призывно чернеют освобождённые от снега поля.
В Арзамасе начинается весна. Самолёт «Н-32» улетает в Арктику.
* * *
Мы вылетели из Арзамаса сегодня утром. Перед самым отлётом Куканову принесли радиограммы из Казани, Янаула, Свердловска, Омска и Кургана. Все города всей трассы Москва — Хабаровск извещают Куканова о состоянии своих аэродромов. Эти сообщения мало утешительны.
В 10 часов утра по московскому времени прилетели в Казань. Через час после того, как Куканов проверил сводки о состоянии погоды над Уральским хребтом, вылетели в Свердловск.
* * *
Несмотря на трудные условия, отлёт из Казани прошёл вполне благополучно. Два тяжёлых аэродрома остались позади. От Казани Куканов идёт над оголёнными от снега полями, над Уральским хребтом. Спокойно и ровно самолёт летит к Свердловску.
В 15 часов 40 минут по московскому времени мы опустились на Свердловском аэродроме.
Отсюда завтра полетим в Омск.

И. МИХАЙЛОВ.

газета «Правда». 13 апреля 1935 г. № 102 (6348).

 Pravda1935-04-13-page6.jpg
Сквозь туман и метель
Лётчик Куканов — в Новосибирске
(От специального корреспондента «Правды»)

По пути от Барабинска до Новосибирска экипаж самолёта впервые на своём пути почувствовал силу сибирских ветров и густоту туманов.
Через полчаса после того, как самолёт поднялся в воздух, мы попали в полосу тумана. Серая, непроницаемая мгла, сырая, как студень, завеса, идущая с востока, поглотила самолёт. Ветер подбрасывал перегруженную машину. Он гнал снежные тучи, застилая и без того туманный горизонт.
С большим хладнокровием Куканов вёл самолёт. Он прорезал туман, лавировал между облаками, то искусно поднимаясь, то опускаясь. Он ощупывал пространство непонятными для нас способами — ведь никто ничего не видел.
Так прошёл час. Туман не уменьшался. Самолёт приближался к Новосибирску.
Над городом метель ещё больше усилилась. В такую погоду посадка невозможна. Самолёт кружился над городом, все на самолёте видели очертания улиц, но аэродром оставался в тумане.
Тогда Куканов повёл самолёт из Новосибирска. Он уходил от тумана, от ветра, искал наиболее видимую, удобную площадку. Через некоторое время самолёт пошёл на снижение, а спустя несколько секунд мы очутились на снегу. Легко и плавно Куканов совершил посадку.
Переждав, пока очистится Новосибирск от тумана, пока стихнет ветер, прибавив бензина в баки, самолёт через час — в девять часов утра по московскому времени — опустился в Новосибирском аэропорте.
Если погода улучшится, 13 апреля вылетим дальше.

И. МИХАЙЛОВ.

газета «Правда». 27 апреля 1935 г. № 116 (6362).

 Pravda1935-04-27-page6.jpg
КУРС НА СЕВЕР!
(По телеграфу от специального корреспондента «Правды» на борту самолёта Куканова)

25 апреля, перед закатом, примерно в 8 часов вечера по местному времени, Куканов прилетел в Хабаровск. Завершон первый этап перелёта, пройдено 8 тысяч километров за 42 лётных часа. Это — не рекорд, но и не так плохо.
Сейчас, когда мы закончили наше движение на восток и поворачиваем на север, к берегам Чукотского моря, следует сказать о том, что мы видели, пролетая над страной.
Экипаж самолёта видел расцвет весны. На наших глазах поля высыхали от вешних потоков, посылая нам ввысь волнующий весенний запах. На Урале, на озёрах, мы видели первую весеннюю охоту на уток. На наших глазах вскрывались реки, заливали луга и прибрежные пастбища. В Западной Сибири с шумом проваливаются зимние дороги, рвы наполняются желтоватой мутью, а в Восточной Сибири уже идёт сев.
Всюду дымят заводы, мчатся поезда. Мы лучше увидели свою страну, многообразие её жизни. В нашем экипаже уже вошло в обычай: после посадки, когда останавливаются мощные моторы и наступает тишина, все, перебивая друг друга, делятся впечатлениями.
— На Байкале уже лёд тронулся.
— Видел, над каким замечательным курортом мы пролетали?
— Очень красивые горы под Красноярском — вот где бы пожить!
Люди воздуха — пилот, штурман, бортмеханики — заняты исключительно землёй. Их волнуют острые шпили Нерчинского хребта, величественная красота пейзажей, зелёные сплошняки тайги, заводы, стройки, города. Внушительная мощь страны вызывает гордость. Родина! Так вот как она прекрасна и захватывающе сказочна наша страна!
Всюду на помощь нашему экипажу приходят сотни людей. Они расчищают специальные площадки для посадки и взлёта нашего самолёта. Во время одной из посадок в Западной Сибири внезапно заболел Куканов. Ночью приехал врач и разрешил есть Куканову только бульон. К утру в наше общежитие потянулись домашние хозяйки с несметным количеством бульонов и всяческой диетической пищи. В Чите нам сказали:
— Это очень почётно помогать людям, летящим в Арктику!
Сегодня мы пролетали над Хинганским хребтом, кружились над монументальным памятником погибшим героям волочаевских битв, видели живописный курорт, построенный в ущелье хребта, богатую красками и разнообразием тайгу. Затем мы впервые встретились с Амуром — нашим спутником, над Амуром мы полетим к Николаевску. Морозов — наш штурман — уже раскрывает большие карты, изучает маршрут.
Из Хабаровска Куканов берёт курс на Север.

И. МИХАЙЛОВ.
Хабаровск.


И всё же получается, что перелёт Ф. К. Куканова на Н-32 весной 1935 года происходил, и СМИ об этом сообщали.
Буду искать, что было дальше...
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Март 2013 16:33

:good: Спасибо, Всеволод!
Дополню, что нашел.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Март 2013 12:13

«Восточно-Сибирская Правда», 1935, №89, Понедельник 17 апреля.

 1935-89-4-КУКАНОВ.jpg
 1935-89-КУКАНОВ.jpg
К прилету тов. Куканова.
В течение ближайшей пятидневки ожидается прилет в Иркутск известного полярного пилота, краснознаменца тов. Куканова, совершающего перелет из Москвы на острое Врангеля.
По последним сведениям тов. Куканов находится сейчас в Новосибирске, где выжидает возможности приема на аэродромы Красноярского края и Восточной Сибири.
Тов. Куканову послан ответ подтверждающие полную готовность наших аэродромов в Улан-Удэ. в Чите круглые сутки принимать самолеты.
Таким образом, если не задержит пролета Красноярский аэродром, прибытие т. Куканова в Иркутск состоится 18-20 апреля.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Март 2013 14:26

«Восточно-Сибирская Правда», № 91 Суббота 20 апреля 1935 г.

 1935-91-КУКАНОВ в Иркутске.jpg
Москва — остров Врангеля.
ЛЕТЧИК КУКАНОВ В ИРКУТСКЕ.
Вчера, в 4 часа 45 минут, самолет «Н-32», на котором полярный лётчик тов. КУКАНОВ совершает перелет Москва — остров Врангеля, опустился на Иркутском аэродроме.
Из Красноярска самолет вылетел в 12 часов по иркутскому времени, покрыв путь от Красноярска до Иркутска за 4 часа 45 минут.
С тов. КУКАНОВЫМ борт-механиками летят т. т. ПОКЛАД и СЕДЛЕДКИЙ и штурманом - радистом тов. МОРОЗОВ. Кроме этого, с самолетом летит специальный корреспондент «Правды» тов. МИХАЙЛОВ.
Весь экипаж, за исключением тов. Куканова, летит я Арктику впервые.
Сегодня утром самолет т. Куканова вылетает в Читу.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Март 2013 16:19

«Красный Север» (Вологда), №70(4746), воскресенье 24 марта 1935 г.

 КС-70-24 марта 1935.jpg
АНТ - 7 ЛЕТИТ НА ЧУКОТКУ
Сегодня, 23 марта, из Москвы вылетает самолет АНТ-7 СССР Н-32 по маршруту Москва— Хабаровск — Ногаево мыс Шмидта. Самолет должен доставить на Чукотку пять пассажиров. В числе пассажиров три парторга, недавно назначенных ЦК партии для руководства партийно-политической работой на главнейших радио-станциях Чукотке.
Командир самолета — известный полярный летчик Ф. К. Куканов, награжденный орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, штурман-радист—комсомолец тов. Морозов и бортмеханики тт. Поклот и Селецкий.*

* Прим. Опечатка, правильно: Поклад и Седлецкий
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Март 2013 17:02

«Красный Север» (Вологда), №86(4762), пятница 12 апреля 1935 г.

 КС-86-12 апреля 1935.jpg
ТЮМЕНЬ, 9 апреля. Вчера полярный летчик Куканов, совершающий перелет по маршруту Москва — остров Врангеля, сменив у самолета колеса на лыжи, в 8 час. 15 минут вылетел из Тюмени на Барабинск.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Март 2013 21:01

«Восточно-Сибирская Правда», № 94 Вторник 23апреля 1935 г.

 1935-94-КУКАНОВ в Чите.jpg
Куканов прилетел в Читу.

ЧИТА, 21 (от cоб. корр.). В 2 часа 15 минут по местному времени здесь опустился самолет Куканова. Байкал и Яблоновый хребет пройдены на высоте 1500 метров. На аэродроме самолет встретили руководитель перелета Москва — остров Врангеля т. Остальцев и парторг одной из северных станций тов. Семенов. Вместе с ними тов. Куканов намерен с утра вылететь дальше.

Получается, что руководитель перелета Москва — остров Врангеля т. Остальцев и парторг одной из северных станций тов. Семенов до Читы как-то иначе добирались.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-32 (Р-6)

Сообщение Всеволод Куканов » 27 Март 2013 14:13

Спасибо, Александр!
Нашёл ещё упоминания о перелёте в "Восточно-Сибирской Правде" за апрель...


«Восточно-Сибирская Правда». № 70. Вторник. 26 марта 1935 г.

 ВСП-26-03-1935.jpg
МОСКВА — МЫС ШМИДТА.
МОСКВА, 23 (ТАСС). 23 марта в 12 часов 5 минут известный полярный лётчик краснознамёнец Куканов, на самолёте типа «АНТ-7», начал перелёт Москва — мыс Шмидта. В 14 часов 15 минут Куканов сделал посадку в Арзамасе. Здесь он сменит колёса самолёта на лыжи, так как после Арзамаса ещё сохранился снежный покров.
Из Арзамаса Куканов вылетит, вероятно, 25 марта.

«Восточно-Сибирская Правда». № 76. Вторник. 2 апреля 1935 г.

 ВСП-02-04-1935.jpg
Москва — остров Врангеля.
Перелёт лётчика Куканова.
23 марта из Москвы вылетел в новый большой арктический перелёт известный полярный пилот орденоносец тов. Ф. Куканов.
Тов. Куканов летит по трассе Героя Советского Союза тов. Водопьянова до мыса Шмидта, а затем дальше до острова Врангеля.
Тов. Куканов, в отличие от тт. Водопьянова и Линделя, летит впервые на большой пассажирской машине типа «АНТ-7».
Общее протяжение маршрута тов. Куканова свыше 17000 километров. Это перелёт, которого не совершал ещё ни один многоместный пассажирский самолёт.
Тов. Куканов, вылетев из Москвы на колёсах, вынужден был в пути в Арзамасе сменить их на лыжи.
По сведениям, полученным здесь, в В. Сибирском управлении главного управления Северного морского пути, прилёт пилота Куканова (если не задержится при прохождении по трассе Великого сибирского пути) в Иркутск ожидается в первой декаде апреля.

«Восточно-Сибирская Правда». № 87. Понедельник. 15 апреля 1935 г.

 ВСП-15-04-1935.jpg
ЛЁТЧИК КУКАНОВ В НОВОСИБИРСКЕ.
Стартовавший из Барабинска полярный лётчик т. Куканов, совершающий перелёт Москва — остров Врангеля, 12 апреля прибыл в Новосибирск. Вылет т. Куканова из Новосибирска задерживается потому, что Красноярский аэродром во время плохой погоды не может принять самолёт.

«Восточно-Сибирская Правда». № 90. Четверг. 18 апреля 1935 г.

 ВСП-18-04-1935.jpg
Москва — остров Врангеля.
Тов. Куканов летит в Иркутск.
Вчера днём было получено сообщение, что в 7 часов утра по московскому времени из Красноярска вылетел в Иркутск самолёт «СССР-Н-32», управляемый известным полярным пилотом краснознамёнцем Кукановым, совершающим перелёт Москва — остров Врангеля.
К моменту ожидаемого прилёта т. Куканова, управление гражданского флота получило телеграмму из Красноярска, в которой сообщается, что в виду плохой погоды, самолёт «СССР-Н-32», недолетев до Нижнеудинска, вынужден был возвратиться обратно.
Если сегодня будет благоприятная погода, то прилёт тов. Куканова в гор. Иркутск надо ожидать в 4-5 часов вечера.

«Восточно-Сибирская Правда». № 92. Воскресенье. 21 апреля 1935 г.

 ВСП-21-04-1935.jpg
Первый пассажирский рейс в Арктику.

Москва — мыс Шмидта — таков точный маршрут большого северного перелёта заслуженного полярного лётчика Фёдора Кузьмича Куканова. Около 14 тысяч километров по великому Сибирскому пути пройдёт мощная двухмоторная пассажирская машина «Н-32», прежде чем от мыса Шмидта начнёт полёты над побережьем Северного Ледовитого океана.
Сейчас на борту самолёта 5 человек: лётчик Ф. К. Куканов, штурман-радист Д. Н. Морозов, бортмеханики — И. П. Поклад и Н. А. Седлецкий и специальный корреспондент «Правды» И. Михайлов. Но по дороге самолёт возьмёт ещё 4 пассажиров. В частности, в Чите к экипажу присоединится заместитель начальника Полярного управления ГУСМП тов. Остальцев. Самолёт «Н-32» повезёт также двух новых парторгов полярных станций: на мыс Шмидта — тов. Семёнова, на Уэллен — тов. Кульпина.
С мыса Шмидта одним из первых полётов, по-видимому, будет перелёт на остров Врангеля.
Перелёт тов. Куканова из Москвы сейчас интересен тем, что совершается впервые на большой пассажирской машине «АНТ-7» во время, так называемого, «мёртвого периода» в авиации, межсезонье, когда зимние полёты окончены, а летние ещё не начаты. На лыжах летать опасно — снег уже тает, сходит. На колёсах же нельзя двигаться — аэродромы ещё не очистились от снега.
Часто приходится пересаживаться с лыж на колёса и наоборот. Наиболее трудным этапом перелёта тов. Куканов, да и весь экипаж, считают участок Москва — Хабаровск, так как он весь во власти «мёртвого периода». Большинство аэродромов на этом участке к приёмке самолёта не было готово.
Новосибирск сообщил Свердловску, что может принять только на лыжах, так как аэродром завален снегом. А в Свердловске снега нет, негде встать на лыжи. Пришлось отклоняться от трассы своего пути, лететь к озерку около Тюмени, чтобы встать там на лыжи. В Новосибирске опять негде было вставать на колёса — аэродром в рыхлом снегу. Пришлось специально очистить его от снега, чтобы дать возможность машине подняться.
Сейчас от Иркутска до Хабаровска самолёт пойдёт на колёсах, а уже в Хабаровске снова сядет на лыжи, сядет окончательно до самой Арктики. Лыжи всё время следуют за самолётом по железной дороге.
Вылет из Красноярска задержался из-за неблагоприятной погоды, была плохая видимость. Из Красноярска до Иркутска машину всё время трепал сильный шквалистый ветер, поэтому полёт затянулся до 4 часов 45 минут.
Вылет из Иркутска задерживается также из-за плохой погоды. При сильной облачности опасно лететь над Байкалом.
Всё это рассказал нам в беседе Фёдор Ефимович Кузьмич Куканов.
* * *
Тов. Куканов летает сравнительно недавно — с 1927 года, а в Арктике — с 1933 года. Но за это время он уже участвовал в походе «Литке» и в спасении челюскинцев. За оба похода тов. Куканов награждён орденами Красного Трудового Знамени и Красной Звезды.
Остальной экипаж, за исключением старшего бортмеханика Ивана Павловича Поклад, летающего с 1915 года, — молодёжь, и все они, за исключением тов. Куканова, в Арктику — летят впервые.
Новый перелёт тов. Куканова это — первый большой пассажирский рейс в Арктику.
Наша советская авиация ещё раз сумеет доказать, что задача организации постоянных воздушных связей с Арктикой, постоянных пассажирских перевозок вполне разрешима.

Вл. ГЕОРГИЕВ.

Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Апрель 2013 14:36

Самолёт «Н-32» повезёт также двух новых парторгов полярных станций: на мыс Шмидта — тов. Семёнова, на Уэллен — тов. Кульпина.


С Е.И. Кульпиным вроде ясно. На мыс Шмидта (не в Уэллен) он попадет только осенью 1935 года, видимо пароходом.

Каминский М. Н.
Своими руками. М., «Молодая гвардия», 1977.


Биография красинца Евгения Кульпина убедительно подтверждает, что в отличие от большинства других профессий полярниками люди становятся не в школе, не на курсах, а только за Полярным кругом. В суровых испытаниях жизненной стойкости и прочности характера круто меняется психология человека, попавшего в Заполярье. Судите сами.
Не имея реального представления об Арктике, осенью 1935 года тридцатилетний обитатель материка Кульпин приезжает на полярную станцию мыса Северного парторгом. Начальник ее Г. Н. Волобуев (по совместительству он и командир авиагруппы) опытный руководитель и волевой человек. Через четыре месяца он погибает в полете через хребет. В авиагруппе его замещает не менее опытный командир Е. М. Конкин. А зимовщики, такие же новички, как и Кульпин, остаются предоставленными самим себе. Новый начальник сможет приехать лишь через восемь месяцев, когда придет пароход.
И, как потом бывало на войне, место убитого командира занимает парторг. У него нет административного опыта, он не знает всей специфики работы специалистов станции, но твердо знает одно: станция должна работать и выполнить свою программу. Кульпин сумел сплотить людей в работоспособный коллектив, и станция работала без срывов до приезда нового начальника, Роберта Карловича Шульца.
После двух нелегких зимовок Кульпину не разрешают уехать с другими зимовщиками. Его переводят замполитом к Белоусову вместо отозванного в Москву Мещерина. Предполагалось, что через три-четыре месяца «Красин» закончит навигацию и вернется во Владивосток. Но пропал Леваневский, и ледокол направили на поиски. В то время когда он пробивался к Полюсу недоступности, на другом конце Арктики — в проливе Вилькицкого — сложилась крайне трудная ледовая обстановка. Ледокол «Ермак» не смог провести транспортные пароходы на запад. Убедившись, что «Красин» помочь Леваневскому не в состоянии, Москва предписала Белоусову на максимальной скорости идти на помощь «Ермаку». Почти три тысячи миль от берегов Аляски «Красин» прошел за пять суток, что было рекордом, и все же опоздал. В октябре ударили морозы, дрейфующие льды смерзлись, и даже два ледокола не смогли бы помочь застрявшему каравану. Белоусов прекратил борьбу, когда угля осталось, только чтобы дойти к месту бункеровки. На зазимовавших пароходах топлива могло хватить лишь для обогрева помещений моряков камельками.
«Красину» дается новое, небывалой трудности задание — пробиться к бухте Кожевникова (возле устья Хатанги). Там была заброшенная угольная шахта, и красинцам предписывалось в течение зимы своими силами добыть две тысячи тонн угля для себя и снабжения пароходов. Ни у Москвы, ни у красинцев не было выбора. Это единственно возможное решение в сложнейшей ситуации.
Легко представить угнетенное состояние команды «Красина». После труднейшей навигации он обречен на тяжкую зимовку у необитаемого берега бухты Кожевникова. Только авторитет Белоусова, умелая работа его замполита Кульпина, их личное участие в добыче угля удержали настроение и работоспособность экипажа на должном уровне.
Моряки превратились в углекопов, саночников и грузчиков. Более двух тысяч тонн угля было добыто, поднято на поверхность и доставлено на борт ледокола. Для моряков это была «чужая» работа, но никто не бузил, как гогда говорили комсомольцы. С наступлением лета «Красин» снабдил суда топливом и вывел их из ледового плена.
Оглядываясь на прошлое, можно сказать, что зимовка во льдах всего полярного флота далеко не светлая страница истории Главсевморпути. Арктика предупредила его руководителей, что обольщаться достигнутыми успехами рано. Ущерб оказался огромным, потому в постановлениях высоких инстанций не было места похвалам даже героическим участникам события. Как бы то ни было, а моряки сохранили корабли, что в тех условиях было непросто. И конечно, в благополучном окончании зимовки каравана огромную роль сыграл комсомольский экипаж «Красина».
Только осенью 1938 года «Красин» вернулся в порт. После всего пережитого сугубо штатскому человеку Кульпину забыть бы дорогу в Арктику. Но он снова, уже по своей воле, отправляется туда и на всю жизнь связывает свою судьбу с Заполярьем. Почетное звание «полярник» добыто им на трудных дорогах.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2013 12:38

Александр Андреев пишет:К сожалению, сведений о таком перелете нет. Когда мы с коллегами начинали поиск по "Н-" номерам УВС(УПА) ГУСМП, одним из отправных источников у нас был архив газетных публикаций, храняшийся в РГМАА. Посты 2008-2009 гг в этом разделе содержат множество цитат из этого архива. В газетах тех лет публиковались данные не только о дальних перелетах, но и и о рядовых полетах самолетов УПА - доставка грузов на станцию или в полярный поселок, участие в зверобойных промыслах и т.д. Упоминаний о "Н-32" не встретилось ни разу. Можно допустить, что какая-то важная информация была не отмечена в СМИ тех лет, однако вероятность этого крайне невелика.


Можно пожалуй подвести промежуточный итог по перелету Ф.К. Куканова на "Н-32" 1935 года «Москва – остров Врангеля».
Раскопки "дуэта" Всеволода Куканова с "леспромхозом" зашли в тупик. Никаких данных о перелете "Н-32" после его прибытия в Хабаровск 25 апреля, найти не удалось. Жаль, что к раскопкам не присоединились спецы по истории ПА.
По косвенным признакам можно предположить, что перелет по каким-то причинам был прекращен в Хабаровске.
Как версия, в конце апреля в Хабаровске с Ф. Кукановым мог пересечься М. Водопьянов (22 апреля его звено ожидало в Охотске вылета на Хабаровск). В итоге могло быть принято некое решение о нецелесообразности продолжения перелета.
Во всяком случае некоторые пассажиры «Н-32» добирались до места назначения другим способом. Е.И. Кульпин (см.пост выше) прибыл на мыс Шмидта только осенью 35-го, а А.В. Остальцев в начале июля был уже в Архангельске на борту «Садко» в качестве участника экспедиции 35 года.(см. Бронтман Л.К., Плавание на ледоколе "Садко" 1935 г.)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-32 (Р-6)

Сообщение Всеволод Куканов » 30 Апрель 2013 03:00

Для "полноты картины" собрал по порядку всё, что публиковалось о перелёте Ф. К. Куканова на Н-32 в газете «Правда» —
— с 23 марта по 27 апреля, от Москвы до Хабаровска.


«Правда». 23 марта 1935 г. № 81 (6327).

 23 марта 1935 г. № 81.jpg
Москва — остров Врангеля.

Известный лётчик Ф. К. Куканов, по заданию Главного управления Северного морского пути, начинает небывалый перелёт: от Москвы до острова Врангеля. Его маршрут проходит через всю страну с запада на восток: Москва — Казань — Свердловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Охотск — Ногаево — Гижига — Каменское — Анадырь — мыс Шмидта.
Отсюда он полетит к острову Врангеля, затем — обратно на мыс Шмидта, облетает зимовки и полярные станции до Медвежьих островов, опять возвратится к мысу Шмидта и пойдёт в облёт зимовок на восток — до Уэллена и бухты Провидения. Перелёт совершается на мощном двухмоторном самолёте «СССР Н-32», оборудованном радиостанцией и новейшими аэронавигационными приборами. Общее протяжение маршрута составит свыше 17.000 километров.
Имя пилота Куканова хорошо известно в лётном мире. В 1933 году он вместе с проф. Обручевым облетал бескрайние тундры Севера, засняв (аэрофотос'ёмка) около 400.000 квадратных километров. В конце того же года он вывез на самолёте в Уэллен с судов Колымской экспедиции, зимовавших в Полярном море, у мыса Биллингса, 96 пассажиров. Вся эта операция была им совершена за 10 дней; был один день, в течение которого Куканов вывез 36 человек.
За работу по спасению челюскинцев и участие в походе ледореза «Литке» тов. Куканов награждён орденами Красной звезды и Трудового красного знамени.

Тов. О. Ю. Шмидт о перелёте.

Какие цели преследует перелёт Москва — остров Врангеля?
На этот вопрос начальник Главного управления Северного морского пути проф. О. Ю. Шмидт ответил сотруднику «Правды» следующее:
— Рейс лётчика Куканова является первым большим транс-арктическим пассажирским перелётом на мощной, многоместной машине. Таким образом, мы сможем испытать самолёт, лётный состав и возможность перевозки пассажиров в условиях беспосадочного полёта на огромное расстояние.
Во время перелёта будет проверена работа полярных станций, предприятий и пушных факторий Главного управления Северного морского пути. До сих пор мы наблюдали их деятельность лишь по окончании зимовки — во время навигации, а зимой были связаны с ними только по радио. Сейчас впервые мы сумеем ознакомиться со всеми их достижениями и недостатками непосредственно в разгар работы, сразу же по окончании длинной полярной ночи.
Одновременно мы предполагаем проверить подготовку основных полярных станций к открытию летней навигации и провести на месте ряд организационных мероприятий, связанных с предстоящими арктическими экспедициями. Выполнение всех этих заданий будет проведено под руководством одного из опытных полярных работников — тов. Остальцева, много раз зимовавшего в Арктике.
Вместе с лётчиком Кукановым и тов. Остальцевым на Дальний Север летят пассажирами парторги полярных станций, утверждённые Центральным Комитетом ВКП(б), тт. Кульпин и Семёнов и инструктор политуправления Главсевморпути тов. Ялозо. Самолёт доставит этих товарищей к месту их работы с тем, чтобы они могли как можно скорее приступить к осуществлению своей прямой задачи — усилению партийно-массовой работы на Крайнем Севере.
* * *
Вчера, в 12 часов 55 минут, тов. Куканов вылетел с территории Московского аэропорта и взял курс на восток. Однако неблагоприятные метеорологические условия на пути к Арзамасу вынудили пилота вернуться обратно в Москву.
В случае хорошей погоды старт перелёта будет дан сегодня, в 11 часов утра.


«Правда». 24 марта 1935 г. № 82 (6328).

 24 марта 1935 г. № 82 (6328).jpg
ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА КУКАНОВА.

Вчера, в 12 часов дня, с территории Московского аэропорта вылетел в большой арктический перелёт Москва — остров Врангеля лётчик Куканов. На борту самолёта — старший механик тов. Поклад, механик Седлецкий, штурман-радист Морозов и специальный корреспондент «Правды» тов. Михайлов. Перелёт совершается на двухмоторном самолёте «АНТ-7».
В Арзамасе Куканов снизился, чтобы сменить колёса на лыжи. При посадке самолёт попал в глубокий снег и повредил винты. Экипаж невредим.
Сменив винты и исправив некоторые мелкие повреждения, Куканов продолжит перелёт.



«Правда». 4 апреля 1935 г. № 93 (6339).

*** скан статьи будет добавлен позже ***

НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ.
(От специального корреспондента «Правды» на борту самолёта Куканова).

Если смотреть на Арзамас с самолёта, город напоминает широкую ладонь. От базарных рядов, от холма, возвышающегося над городом, от древнего собора, стоящего на холме, как самоубийца над пропастью — от центра города уходят к реке пять узких уличных зигзагов.
На окраинах эти зигзаги заканчиваются одинокими, беспорядочно расставленными домиками. Вечерняя заря окутывает город прозрачными пурпурными лучами, и тени домов расстилаются на снежной белизне полей.
Когда самолёт Куканова опустился в Арзамасе, экипаж пошёл в город. Все — и пилот, и бортмеханики, и штурман — начали расспрашивать: что было здесь раньше, чем жили люди, что их волновало? Арзамасцы с большой гордостью начали рассказывать, что в само́м Арзамасе Горький написал рассказ «Городок». Этот рассказ был вечером зачитан вслух.
С потрясающей силой в рассказе показана тёмная, тупая, бесцельная, бессмысленная и жестокая жизнь. Из глубины прошлого вышли, как из забытого мрачного подземелья, придавленные и опустошённые люди, искалеченные повседневными собственническими заботами, драками за место в жизни, за право жить за счёт другого, мещане, «сузившие жизнь».
Об Арзамасе Горький написал в «Городке»: «Сижу, глотая знойный воздух, вспоминаю речи, жесты, лица этих людей, смотрю на город, окутанный горячей опаловой мутью. Зачем нужен город этот и люди, населяющие его?»
Теперь другие люди в Арзамасе.
Арзамас стоит на большой дороге. Арзамас стоит на пути, который связывает центр страны с Сибирью, с Востоком. По большой дороге мимо Арзамаса шли богомольцы на Казань, люди праздные и юродивые, всякие утешители и странники. Эти люди исчезли.
Сейчас ежедневно в Арзамасе садятся и улетают восемь самолётов. Они летят в Иркутск, в Свердловск, в Москву, в Красноярск. Самолёты возят хозяйственников и инженеров, районных работников и учёных. Самолёты возят товары, пушнину, кожу. Сидя в Арзамасе, можно слышать биение пульса страны.
Через его старые и покойные холмы, овеянные легендами, через его поля, несущие по весне несказанно волнующий запах плодородия, сквозь все артерии старого города проходят, как громадного напряжения электрические искры, молодые слова и понятия: трасса, Арктика, аэропорт, остров Врангеля. Молоков, улетая на остров Диксон, сделал несколько кругов над Арзамасом. Весь город его встречал, его приветствовали и долго стояли на холодном и остром ветру, пока не исчез самолёт. Галышев, улетая в бухту Тикси, ночевал в Арзамасе. Сейчас все интересуются судьбой Галышева, результатами его полёта, словно речь идёт о чём-то очень близком и важном для города. Куканова окружили здесь вниманием, которым так щедро привыкла награждать советская страна своих лётчиков.
* * *
За городом Арзамасом, сразу за рекой Тешей начинается старое село Выездное. Село это издавна славится своими сапогами и скорняцкими работами. В селе это был долгое время своеобразный сапожный обычай: ставить под сапоги не кожаные, а картонные подмётки. Делалось это очень искусно. Никто обмана не замечал. Так как сапоги шли для царской армии во время войны, то и поставщикам это было выгодно.
Но сейчас появился другой, более строгий, более требовательный заказчик — Красная Армия. Думали, думали в селе Выездном, как быть с подмётками, — все привыкли на картоне работать.
Когда кустарей-сапожников об'единили в колхоз «Возрождение», дали им земли для огородов и посевов, «подмёточный обычай» умер. О нём даже сейчас вспоминать не хотят:
— Чего уж говорить — было дело.
Славится ещё в Арзамасе кошмоваляльное производство. Сотни кустарей делали кошмы для сёдел. Потом они об’единились, построили фабрику, механизировали валку.
Так была окончательно прекращена вековая вражда между скорняками, сапожниками и кошмоваляльщиками. Вражда эта сопровождалась кровопролитными кулачными боями, а иногда принимала и другие формы — постепенное разорение слабых. (В Арзамасе каждый жил только для себя. В городе не было света, но хозяйчики строили электростанции только для своих нужд. Поэтому сейчас в Арзамасе тридцать маленьких электростанций, а электрической энергии не хватает),
Сейчас изменились экономические связи города. И сапоги, и кошмы, и шубы — всё свозится в один промысловый склад, и всем известны цель и назначение каждой вещи.
И, когда видишь, как люди с одинаковой страстью интересуются задержкой вешних снегов в колхозах, самолётами, сапогами, воздушными трассами и кошмами, вспоминается следующий эпизод.
Во время пуска Челябинского тракторного завода газетные люди спросили американского инженера Тори:
— Какая главная сила, по-вашему, двигает этими людьми и что их отличает от граждан других стран?
Американец ответил:
— Общность перспективы.
В Арзамасе эта сила особенно ярко ощущается, потому что здесь никогда не было ни общности, ни перспективы.
Сейчас есть и то и другое.

И. МИХАЙЛОВ.


«Правда». 6 апреля 1935 г. № 95 (6341).

 06 апреля 1935 г. № 95 (6341).jpg
МОСКВА — ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ
(От специального корреспондента «Правды» на борту самолёта Куканова)

Свою вынужденную задержку в Арзамасе экипаж самолёта Куканова использовал для тщательного изучения предстоящего пути, для просмотра — в который раз! — всех узлов, всех деталей самолёта.
Самолёт ведет молодой экипаж. Бортмеханики Поклад и Седлецкий, штурман-радист Морозов летят в Арктику впервые. Они расспрашивают Куканова — человека, хорошо знающего Арктику, где будет труднее лететь, где можно садиться, а где нельзя. Поклад и Седлецкий работают у самолёта с пяти часов утра до полуночи. Штурман Морозов расстилает на всех кроватях и на полу нашей комнаты длинные ленты маршрутных карт. На рассвете, когда никому не спится, полуодетые люди окружают эти карты.
Пилоты знают и любят свою страну. Знают, потому что любят, и любят, потому что знают. Вот и сейчас, когда по-деловому изучаются карты полёта, все перебивают друг друга: «Какие озёра на Урале!», «А ты охотился под Красноярском?», «Видел Магнитогорск с самолёта?»
Об Арзамасе Куканов слышал в Арктике. Арзамас — город лука. Отсюда лук уходит во все концы Советского Союза. А ведь в Арктике лук особенно ценен как противоцынготное средство.
Из Арзамаса хотели послать подарок зимовщикам острова Врангеля — несколько ящиков лука. К сожалению, самолёт не может взять этот подарок. Но весь экипаж увезёт в Арктику то, что особенно ярко и сочно ощущается в Арзамасе: весну города, весну полей. Весна разворачивается на наших глазах. Утром порозовевшие туманы обнажают небо и солнце, уходят на восток, подгоняемые порывами тёплого вешнего ветра. Истекая влагой, шумно проваливается и оседает снег, чернеют дороги, оголяются леса, и за городом, за аэродромом призывно чернеют освобождённые от снега поля.
В Арзамасе начинается весна. Самолёт «Н-32» улетает в Арктику.
* * *
Мы вылетели из Арзамаса сегодня утром. Перед самым отлётом Куканову принесли радиограммы из Казани, Янаула, Свердловска, Омска и Кургана. Все города всей трассы Москва — Хабаровск извещают Куканова о состоянии своих аэродромов. Эти сообщения мало утешительны.
В 10 часов утра по московскому времени прилетели в Казань. Через час после того, как Куканов проверил сводки о состоянии погоды над Уральским хребтом, вылетели в Свердловск.
* * *
Несмотря на трудные условия, отлёт из Казани прошёл вполне благополучно. Два тяжёлых аэродрома остались позади. От Казани Куканов идёт над оголёнными от снега полями, над Уральским хребтом. Спокойно и ровно самолёт летит к Свердловску.
В 15 часов 40 минут по московскому времени мы опустились на Свердловском аэродроме.
Отсюда завтра полетим в Омск.


«Правда». 7 апреля 1935 г. № 96 (6342).

 07 апреля 1935 г. № 96 (6342).jpg
"МЁРТВЫЙ СЕЗОН"
(По телефону из Свердловска от специального корреспондента «Правды» на борту самолёта Куканова).

Перелёт Куканова совершается в период, который на языке пилотов назван «мёртвым сезоном». Многие аэродромы страны сейчас прекратили приём самолётов. В Казани, Омске, Барабинске аэропорты затихли, рабочие ушли в отпуск, воздушная связь прекратилась.
«Мёртвый сезон» — этим аэропорты об'ясняют всё. Лётные поля ещё покрыты снегом, но на лыжах садиться нельзя: под снегом глубокие водные потоки. Колёса самолётов тоже вязнут в рыхлых аэродромах.
Это положение заставляет Куканова нервничать, вести переговоры отдельно с каждым аэродромом, выжидать, а потом всё-таки садиться на грязную и неподготовленную площадку.
По вине аэродрома был задержан вылет самолёта из Свердловска. Аэропорты Барабинска, Омска и Кургана также не хотят принимать самолёт, на котором летит Куканов.
Пора глубоко изучить проблему сезонности в гражданской авиации и разрешить её, как разрешают более сложные и героические задачи. Самолёты успешно работают в Арктике, а в центре страны подчас не могут найти порядочную площадку!
Советская авиация должна работать в любую погоду, в любое время года!
Завтра на рассвете Куканов снова попытается вылететь из Свердловска.

И. МИХАЙЛОВ.


«Правда». 10 апреля 1935 г. № 99 (6345).

 10 апреля 1935 г. № 99 (6345).jpg
Солнце живых и солнце мёртвых
(По телефону от специального корреспондента «Правды» на борту самолёта Куканова).

Экипаж самолёта Куканова осматривал Свердловск. Вернее, ему были показаны все достопримечательности города.
Уже совсем по-весеннему выглядят улицы. Люди снимают пальто. По вечерам в воздухе носятся пряные весенние запахи.
Экипажу показывают заводы и театры. Свердловск гордится не только своей индустриальной мощью, но и своей театральностью. Вечером экипаж был приглашён в оперный театр на «Сказки Гофмана».
В оперном театре к Куканову подходили зрители, даже те, кто не связан со столь романтической и интересной отраслью, как авиация, и подробно расспрашивали о полёте, о дальнейших этапах, о трудностях.
— Как они нас узнают? — удивлялся бортмеханик Поклад, — ведь город большой...
Действительно, откуда такая слава?
Экипаж самолёта, совершающий трансарктический перелёт, весь экипаж, за исключением Куканова, летит в Арктику впервые. Раньше никакой особой славой, кроме своей заводской и колхозной, эти люди не были окружены. Почему же их так тепло и искренне всюду встречают, отводят места в театре?
Сначала экипаж думал, что всё это внимание к нему населения города подсказано чувством такта — и только. Но потом понял: корни этой теплоты и этого внимания кроются в самой жизненной структуре Советского Союза.
У Бальзака в его «Философских повестях» есть такая классическая для буржуазной культуры фраза: «Слава — солнце мёртвых». Это означает, что подлинная, безыскусственная слава приходит к людям только после смерти. Для буржуазного общества — это почти закон. К тому же для того, чтобы заслужить всеобщее внимание, недостаточно совершить нечто героическое, поразить мир открытием, перелететь из конца в конец страну или просто работать лучше других. Кроме всего этого нужны ещё деньги. Даже такой певец большой и смелой личности, как Джек Лондон, вынужден был к концу своей жизни заявить: «Если деньги со славой придут — пусть приходит слава; если деньги сами придут — пусть приходят деньги».
Это там, где «слава — солнце мёртвых».
Перелетая из конца в конец страну, опускаясь в Казани, Свердловске, попадая в город, нам прежде всего бросается в глаза галлерея портретов, выставленная на главных улицах или на центральной площади. В Казани такая галерея начинается с аэропорта. Это всё рядовые люди, всё богатство которых в том и заключается, что они живут в советской стране, работают лучше других и у них есть жизненная перспектива. Это всё колхозные бригадиры, артельные правленцы, заводские директора, доменщики и артисты, трактористы и писатели. Это люди большой живой славы, люди, которых знает город, область или страна. Сейчас, во время перелёта, мы все особенно остро почувствовали, как много у нас в стране этих рядовых прославленных людей.
Экипаж самолёта Куканова не совершил ничего особенного. Главный его путь впереди. Но так внимательна и чутка страна ко всяким сколько-нибудь значительным поступкам своих людей, так велики и обаятельны творческие силы в нашей стране, что с первых же шагов участников перелёта окружают вниманием. Страна наша щедра любовью, очевидно, потому, что очень много людей, заслуживающих её.
В нашей стране слава — не только солнце мёртвых, но и солнце живых.

И. МИХАЙЛОВ.
Свердловск.
_____________________
КУКАНОВ — В ТЮМЕНИ
СВЕРДЛОВСК. 9 апреля. (Корр. «Правды»). Сегодня, в 6 часов 37 минут утра по московскому времени, самолёт Куканова поднялся со Свердловского аэродрома и вылетел по направлению к Тюмени.
* * *
ТЮМЕНЬ. 9 апреля. (Спец. корр. «Правды»). Самолёт Куканова совершил посадку на льду озера Андреевского, под Тюменью. Здесь ночуем. Утром вылетаем в Новосибирск.


«Правда». 11 апреля 1935 г. № 100 (6346).

 11 апреля 1935 г. № 100 (6346).jpg
КУКАНОВ ВЫЛЕТЕЛ В БАРАБИНСК

Вчера, в 8 час. 15 мин., полярный лётчик Куканов, совершающий перелёт Москва — остров Врангеля, вылетел из Тюмени на Барабинск. Куканов сменил у самолёта колёса на лыжи. (ТАСС).


«Правда». 12 апреля 1935 г. № 101 (6347).

 12 апреля 1935 г. № 101 (6347).jpg
КОНЕЦ ЗВЕРИНОЙ ТРОПЕ
(От специального корреспондента «Правды» на борту самолёта Куканова).

Самолёт опустился на лёд озера Андреевского, среди редкого березняка и камышей — в совершенно фантастическом месте. Рядом с крепким синеющим ледяным массивом началась весна: на берегу озера стояла тёплая, почти летняя погода, камыши оживали, разбухала мшистая лесная земля, пропуская первые поросли травы.
Это недалеко от Тюмени. Здесь начинается трасса Тюмень — Обдорск — Новый порт. На озере Андреевском расположился ледяной аэропорт.
Отсюда, из Тюмени, регулярно уходят самолёты в Тобольск, в Остяко-Вогульский округ, в Обдорск, в Новый порт, на Ямальский полуостров. Воздушная полярная трасса идёт над тундрой, над водами Иртыша, Оби, над богатейшими сокровищницами пушнины.
Вот история этой трассы.
Два года назад лётчик Антюшев впервые пролетел этот путь, доказал возможность и экономическую целесообразность регулярной воздушной трассы.
Как только начала работать воздушная линия, ожил весь край. Районы, богатые рыбой на Обской губе, привыкшие к тому, что полгода они отрезаны от центра, начали получать центральные газеты на пятый день. Когда недавно самолёт задержался и опоздал с доставкой газет на два дня, управление трассы получило радиограмму из Нового порта с запросом: почему опаздывают газеты, это непорядок.
В тундре, в Тобольской тайге, идёт охота на зверя. Здесь водятся горностай, бурая лисица, песец или, как их прозвали за их высокую ценность, золотые зверьки. Веками охотники возили пушнину из лесных и таёжных своих селений на собаках и оленях по звериным тропам. Везли по тайге месяцами, если по пути их не перехватывал предприимчивый купец-скупщик. Сейчас мощные двухмоторные самолёты перебрасывают дорогие меха из тайги в центр в три дня.
От Обской губы, от Ямала до Тюмени — 2.000 километров. Это расстояние казалось огромным, места за ним — недосягаемыми. Самолёт сблизил Обскую губу, Обдорск с Москвой.
В этом году впервые делегаты национального округа прилетели в краевой центр на с'езд советов на самолётах. Раньше на с'езд добирались неделями на собаках и оленях.
В Тюмени, где находится управление трассы, говорят о коммерческой загрузке линии, о доходах, об опозданиях самолётов — делах сугубо будничных, лишённых всякой экзотики. Только за один месяц эта первая регулярная товаро-пассажирская линия, соединяющая страну с одним из секторов Арктики, перевезла 200 пассажиров, несколько тонн пушнины, почты. Самолёт заменил звериную тропу.
Когда самолёт Куканова поднялся над Тюменью и пошёл на Новосибирск, ему повстречались линейные самолёты, летевшие из Обдорска, — они везли учёных, охотников в центр, у всех у них в центре есть свои дела.

И. МИХАЙЛОВ.
Барабинск, 10 апреля.
_______________________________
МОЛОКОВ ПРИЛЕТЕЛ В УСТЬ-ПОРТ
ОСТРОВ ДИКСОН, 11 апреля. (Радио спец. корр. «Правды»). Сегодня Молоков прилетел из Дудинки в Усть-Порт. Завтра он ожидается на Диксоне.


«Правда». 13 апреля 1935 г. № 102 (6348).

 13 апреля 1935 г. № 102 (6348).jpg
Сквозь туман и метель
Лётчик Куканов — в Новосибирске
(От специального корреспондента «Правды»)

По пути от Барабинска до Новосибирска экипаж самолёта впервые на своём пути почувствовал силу сибирских ветров и густоту туманов.
Через полчаса после того, как самолёт поднялся в воздух, мы попали в полосу тумана. Серая, непроницаемая мгла, сырая, как студень, завеса, идущая с востока, поглотила самолёт. Ветер подбрасывал перегруженную машину. Он гнал снежные тучи, застилая и без того туманный горизонт.
С большим хладнокровием Куканов вёл самолёт. Он прорезал туман, лавировал между облаками, то искусно поднимаясь, то опускаясь. Он ощупывал пространство непонятными для нас способами — ведь никто ничего не видел.
Так прошёл час. Туман не уменьшался. Самолёт приближался к Новосибирску.
Над городом метель ещё больше усилилась. В такую погоду посадка невозможна. Самолёт кружился над городом, все на самолёте видели очертания улиц, но аэродром оставался в тумане.
Тогда Куканов повёл самолёт из Новосибирска. Он уходил от тумана, от ветра, искал наиболее видимую, удобную площадку. Через некоторое время самолёт пошёл на снижение, а спустя несколько секунд мы очутились на снегу. Легко и плавно Куканов совершил посадку.
Переждав, пока очистится Новосибирск от тумана, пока стихнет ветер, прибавив бензина в баки, самолёт через час — в девять часов утра по московскому времени — опустился в Новосибирском аэропорте.
Если погода улучшится, 13 апреля вылетим дальше.

И. МИХАЙЛОВ.

«Правда». 19 апреля 1935 г. № 108 (6354).

 19 апреля 1935 г. № 108 (6354).jpg
Куканов вернулся в Красноярск
КРАСНОЯРСК, 18 апреля. (Спец. корр. «Правды»). После тёплых дней в Красноярске началась полоса туманов. Туман закрыл вершины отрогов Саянских гор и растянулся по всей трассе до Иркутска.
Всё же Куканов решил лететь. — Надо обогнать туман, — сказал он.
Это ему не удалось. Самолёт поднялся над Енисеем, сразу набрал большую высоту, но выбраться из тумана всё же не удалось. Куканов то поднимался вверх, то с чудовищной быстротой шёл вниз: туман плотной стеной преградил путь. Куканов повернул самолёт. «Идём назад, — написал мне бортмеханик Поклад, — можно наткнуться на сопки и разбиться».
Самолёт Куканова вернулся после долгих блужданий в тумане назад в Красноярск.


«Правда». 20 апреля 1935 г. № 109 (6355).

 20 апреля 1935 г. № 109 (6355).jpg


КУКАНОВ ПРИЛЕТЕЛ В ИРКУТСК
ИРКУТСК, 19 апреля. (Спец. корр. «Правды»). Пробиваясь сквозь туман, самолёт Куканова на рассвете поднялся над Красноярском. Путь от Красноярска до Иркутска — 1.000 километров — мы прошли в 4½ часа. Утром вылетаем в Читу.


«Правда». 24 апреля 1935 г. № 113 (6359).

 24 апреля 1935 г. № 113 (6359).jpg


КУКАНОВ В НЕРЧИНСКЕ
НЕРЧИНСК, 23 апреля. (Спец. корр. «Правды»). По пути в Бочкарёво лётчик Куканов совершил посадку в Нерчинске. Здесь задержались, так как меняли винты моторов и пополняли запасы бензина.
Нерчинск встретил экипаж самолёта приветливо и радушно. По просьбе местных организаций, участники перелёта выезжают в поле колхоза им. Сталина, чтобы сделать доклад о перелёте в Арктику.


«Правда». 26 апреля 1935 г. № 115 (6361).

 26 апреля 1935 г. № 115 (6361).jpg

БОЛЬШИЕ АРКТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЛЁТЫ
Лётчик Куканов, совершающий перелёт Москва — остров Врангеля, вчера утром прибыл в Хабаровск.
Герой Советского Союза тов. Молоков находится в Гыдоямо. Герой Советского Союза тов. Водопьянов вследствие неблагоприятных метеорологических условий задерживается в Охотске.


«Правда». 27 апреля 1935 г. № 116 (6362).

 27 апреля 1935 г. № 116 (6362).jpg
КУРС НА СЕВЕР!
(По телеграфу от специального корреспондента «Правды» на борту самолёта Куканова)

25 апреля, перед закатом, примерно в 8 часов вечера по местному времени, Куканов прилетел в Хабаровск. Завершон первый этап перелёта, пройдено 8 тысяч километров за 42 лётных часа. Это — не рекорд, но и не так плохо.
Сейчас, когда мы закончили наше движение на восток и поворачиваем на север, к берегам Чукотского моря, следует сказать о том, что мы видели, пролетая над страной.
Экипаж самолёта видел расцвет весны. На наших глазах поля высыхали от вешних потоков, посылая нам ввысь волнующий весенний запах. На Урале, на озёрах, мы видели первую весеннюю охоту на уток. На наших глазах вскрывались реки, заливали луга и прибрежные пастбища. В Западной Сибири с шумом проваливаются зимние дороги, рвы наполняются желтоватой мутью, а в Восточной Сибири уже идёт сев.
Всюду дымят заводы, мчатся поезда. Мы лучше увидели свою страну, многообразие её жизни. В нашем экипаже уже вошло в обычай: после посадки, когда останавливаются мощные моторы и наступает тишина, все, перебивая друг друга, делятся впечатлениями.
— На Байкале уже лёд тронулся.
— Видел, над каким замечательным курортом мы пролетали?
— Очень красивые горы под Красноярском — вот где бы пожить!
Люди воздуха — пилот, штурман, бортмеханики — заняты исключительно землёй. Их волнуют острые шпили Нерчинского хребта, величественная красота пейзажей, зелёные сплошняки тайги, заводы, стройки, города. Внушительная мощь страны вызывает гордость. Родина! Так вот как она прекрасна и захватывающе сказочна наша страна!
Всюду на помощь нашему экипажу приходят сотни людей. Они расчищают специальные площадки для посадки и взлёта нашего самолёта. Во время одной из посадок в Западной Сибири внезапно заболел Куканов. Ночью приехал врач и разрешил есть Куканову только бульон. К утру в наше общежитие потянулись домашние хозяйки с несметным количеством бульонов и всяческой диетической пищи. В Чите нам сказали:
— Это очень почётно помогать людям, летящим в Арктику!
Сегодня мы пролетали над Хинганским хребтом, кружились над монументальным памятником погибшим героям волочаевских битв, видели живописный курорт, построенный в ущелье хребта, богатую красками и разнообразием тайгу. Затем мы впервые встретились с Амуром — нашим спутником, над Амуром мы полетим к Николаевску. Морозов — наш штурман — уже раскрывает большие карты, изучает маршрут.
Из Хабаровска Куканов берёт курс на Север.

И. МИХАЙЛОВ.
Хабаровск.


И, собственно, никаких дальнейших упоминаний о перелёте не встретилось, и (как уже ранее заключил уважаемый "Леспромхоз") - логично предположить, что перелёт по каким-то причинам прервался в Хабаровске после 25 апреля. Возможно, предполагаемые пассажиры почему-то не смогли присоединиться к перелёту, и потому дальнейший полёт потерял смысл...
к слову добавить, что единственный пассажир перелёта - "красноречивый" спец. корр. «Правды» И. Михайлов позже, 18 и 20 мая "был замечен" по публикациям в «Правде» уже будучи в Александровске-на-Сахалине, но о перелёте Н-32 он уже ни словом не упоминает...
 18 мая 1935 г. № 135.jpg
 20 мая 1935 г. № 137.jpg
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Н-32 (Р-6, П-6, МП-6)

Сообщение Адольф Милованов » 06 Август 2013 17:10

Интересно, что Н-31 и Н-32 числится и как Р-6 (с сухопутным шасси) и как П-6 (с Н-28 по Н-32).
В другом деле (1966) первоначальный план на 1934г. Н-32 изменили со 100 часов налёта на 36 час. Маршрут: Таганрог-м. Шмидта. По 2-му варианту: Таганрог-Красноярск.
Далее, в деле 1967 - как перегоночные самолёты значатся Р-6 с Н-29 по Н-32. И там же как П-6.
А за 1935 год в отчёте Ленской АГ (д. 1119) сказано, что Р-6 Н-32 поступил к ним 5.8.1935г. И ниже дополнено: Аварии по м/части: Н-5, Н-35, Н-32 и по необорудованности гидропортов – Н-35.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-32 (Р-6)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Август 2013 19:00

Спасибо!
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения