1955-57: 1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция АН СССР

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.

1955-57: 1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция АН СССР

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Март 2009 16:15

Саватюгин Л.М., Преображенская М.А., Российские исследования в Антарктике. Том I // СанктПетербург, Гидрометеоиздат, 1999

ПЕРВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1955-1957 ГГ.)

Основными задачами Первой комплексной антарктической экспедиции были организация береговой (главной) базы - южно-полярной обсерватории Мирный; рекогносцировка и выбор места для создания внутриматериковых станций Восток и Советская, а также проведение комплексных океанологических исследований в Индийском секторе антарктических вод.

Всего в экспедиции (вместе с экипажами судов) участвовало 425 человек, из них на зимовку осталось 92 человека, сезонный состав включал 83 человека, морская часть экспедиции - 48 человек, экипажи судов - 202 человека.

Материковая часть экспедиции состояла из следующих отрядов: аэрометеорологического (9 человек, начальник Г.М.Таубер), геофизического (5 человек, начальник П.К.Сенько), геолого-географического (9 человек, начальник Е.С. Короткевич), аэрофотограмметрического (3 человека, начальник М.Г.Бурлаченко), радиоотряда (7 человек, начальник И.М.Магницкий), авиационного отряда (21 человек, начальник И.И.Черевичный) и вспомогательного персонала. Начальниками созданных на материке станций были М.М.Сомов (Мирный), А.М.Гусев и Н.П.Русин (Пионерская), П.Д.Целищев (Оазис).

В морскую часть экспедиции входили семь отрядов: аэрометеорологический (5 человек, начальник Л.Г.Соболев), гидрологический (9 человек, начальник К.В.Морошкин), гидрохимический (6 человек, начальник А.Н.Богоявленский), геологический (6 человек, начальник А.П.Лисицин), геофизический (5 человек, начальник А.Г.Гайанов), гидрографический (5 человек, начальник И.П.Кучеров), биологический (7 человек, начальник В.А.Арсеньев).

Экспедицию возглавил доктор географических наук, Герой Советского Союза М.М.Сомов, он же руководил ее материковой частью. Заместителем начальника экспедиции по научной работе был доктор географических наук В.Г.Корт, который одновременно руководил и морской частью экспедиции.

Флагманом антарктической экспедиции являлся дизель-электроход «Обь» (капитан И.А.Ман), специально переоборудованный под экспедиционное судно. В свой первый рейс дизель-электроход вышел из Калининградского порта 30 ноября 1955 г.

5 января д/э «Обь» подошел к берегам Антарктиды и пришвартовался к краю узкого припая бухты Фарр. Советские люди впервые высадились на антарктический материк. Это была группа членов экспедиции во главе с профессорами А.М.Гусевым и П.А.Шумским.

14 января наземными отрядами и с воздуха была найдена площадка для строительства первой советской научной станции на шестом континенте - обсерватории Мирный. Она представляла собой четыре скалистых выхода коренных пород на побережье моря Дейвиса к югу от острова Хасуэлл. На следующий день началась разгрузка д/э «Обь» на береговой барьер.

Кроме д/э «Обь» в экспедиции участвовали однотипный с ней д/э «Лена» (капитан А.И.Ветров) и рефрижераторное судно № 7 (капитан М.А.ЦыганРис.1. Маршрут первого рейса д/э «Обь» (1955-1956 гг.)20 ков). На этих судах в Антарктиду было доставлено 8345 т различных грузов (оборудование, снаряжение, стройматериалы, транспортные средства, продовольствие), в том числе на д/э «Обь» - 3782 т; на д/э «Лена» - 4250 т; на рефрижераторе № 7 - 313 т.

Для проведения аэрофотосъемки и воздушной разведки на материке экспедиция располагала четырьмя самолетами в лыжном и колесном варианте и двумя вертолетами МИ-4 (начальник летного отряда Герой Советского Союза И.И.Черевичный).

Основные итоги экспедиции

Кроме создания основной научной и материально-технической базы экспедиции - геофизической обсерватории Мирный Первая советская комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ) получила следующие результаты:

1. Произведено общее географическое, геологическое, геофизическое, гляциологическое и биологическое обследование побережья Антарктиды от 76 до 111° в.д. протяженностью около 2000 км, сопровождавшееся аэромагнитной съемкой и аэрофотосъемкой.

2. Выполнен ряд разведывательных полетов вдоль побережья к востоку и западу от Мирного, а также в глубь материка. При этом, в частности, были осмотрены оазисы Бангера, Грирсона и Вестфолль, обследован район Южного геомагнитного полюса и подступы к Полюсу относительной недоступности Антарктиды, давшие первые представления об этих районах. 25 февраля 1956 г. М.М.Сомов на самолете ИЛ-12 (командир И.И.Черевичный) выполнил первый дальний рекогносцировочный полет в район Южного геомагнитного полюса. 3 марта тот же самолет совершил полет в район Полюса относительной недоступности. 6 марта летчик А.А.Каш на самолете АН-2 совершил первую посадку во внутренних районах материка (70°10\ ю.ш., 95°40\ в.д.), где в течение шести дней метеоролог А.М.Гусев производил регулярные метеорологические и снегомерные наблюдения.

3. Осуществлен первый санно-тракторный поход в глубь материка на расстояние 375 км от Мирного до высоты 2700 м над уровнем моря (поезд вышел из Мирного 2 апреля 1956 г.). В походе участвовало 11 человек под руководством начальника экспедиции М.М.Сомова. Поезд состоял из двух гусеничных тракторов С-80 и шести прицепных саней. На одних санях был сооружен вмещающий 10 человек балок, в котором были установлены радиостанция РСБ-70, радиокомпас, астрокомпас, телефон, связывающий балок с кабиной трактора, сейсмическая акустическая станция для измерения толщины ледникового покрова. На вторых санях половина площади была занята камбузом с газовой плитой и столом на 6 человек. Кроме того,21 на санях находились газогенераторы, запас химикатов и аэростатная лебедка. На третьих санях был холодный балок-склад со снаряжением, продовольствием и топливом. Трое саней были нагружены 30 т горючего и разборными пирамидальными знаками, которыми для последующей аэрофотосъемки маркировалась трасса через каждые 50 км.

Участники похода на протяжении всего пути проводили метеорологические, астрономические и актинометрические наблюдения.

На базе санно-гусеничного поезда в конечной точке маршрута (69°44\ ю.ш., 95°30\ в.д.) была создана первая советская внутриконтинентальная станция Пионерская. 27 мая 1956 г. состоялось ее официальное открытие. Первую смену полярников из четырех человек возглавил А. М. Гусев.

Создание станции Пионерской было первым шагом на пути организации советских научных исследований в глубине континента по программе МГГ.

4. 15 октября 1956 г. в центральной части оазиса Бангера на расстоянии 370 км от Мирного была организована, не предусмотренная программой МГГ, стационарная метеорологическая станция, получившая название Оазис (начальник П.Д.Целищев). Все необходимые для ее строительства грузы были доставлены на самолете из Мирного.

5. Для более детального изучения гидрометеорологического режима в районе Мирного в период с 31 июля по 3 августа 1956 г. вдоль 93 меридиана были организованы 4 временные выносные станции (ВВС), на которых проводились метеорологические и гляциологические наблюдения. Одной из них руководил геолог П.С. Воронов. В августе географ и геоморфолог А.П. Капица произвел сейсмоакустические измерения толщины льда при помощи взрывов.

6. Морская экспедиция на д/э «Обь» провела комплексные океанографические исследования в прибрежных районах Восточной Антарктиды в секторе от 91 до 162° в.д. на океанографических разрезах от островов Баллени до Новой Зеландии, через Тасманово море, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива.

В общей сложности с дизель-электрохода было выполнено 147 океанографических станций и 13 000 миль эхолотного промера. Кроме того, получены ценные материалы по геологии, гляциологии, аэрометеорологии, геомагнетизму и гравиметрии, собраны большие биологические коллекции. В результате работ в прибрежном районе между 96 и 117° в.д. установлена ошибочность обозначенных на изданных ранее картах глубин на большей части маршрута и неправильность нанесения берегового контура22 Берега Нокса и Берега Сабрина. В районе Мирного на карту было положено 25 новых островов и скал.

Выполненные с судов работы положили начало развернутому гидрографическому обследованию побережья ледяного континента.

7. Первая КАЭ заложила основы деловых и дружеских контактов со своими иностранными коллегами. Во время ее работы осуществлялась связь по радио с французскими и американскими станциями, был установлен регулярный обмен метеоданными, осуществлялись научные консультации по ряду вопросов. 30 января 1956 г. строящийся поселок Мирный посетили участники австралийской экспедиции во главе с Ф. Лоу


Изображение Изображение
Десант в Антарктиду
Страна: Россия
Жанр: документальный
Продолжительность: 00:38:20
Режиссер: А.Кочетков
Описание: Документальный фильм 2006 года, смонтированный из кадров кинохроники участика 1-й КАЭ Александра Кочеткова, воспоминаний полярников и дневников.
Организация экспедиции, зимовка, первый СГП и организация станции Пионерская и многие другие подробности из хроники первой КАЭ.
Формат: AVI, 367 MB
http://www.polarpost.ru/video/desant.v.antarktide.avi прислал: VicSer
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: 1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Александр Матросов » 16 Июль 2009 20:05

Связь эпох.
Изображение
Посмотреть на Яндекс.Фотках
На яндексе смотреть оригинал снимка 2436 Х 1658
Александр Матросов
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 11 Июль 2009 00:57
Откуда: Санкт-Петербург

Re: 1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июль 2009 23:05

Спасибо! :tnxman:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: 1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Август 2009 15:26

 NIZ-1255_KAE-01.jpg
«Наука и жизнь», 1955, №12.
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i ... 1955_.html

В краю ледяного безмолвия
Л. Д. ДОЛГУШИН, кандидат географических наук.

ВЗГЛЯНИТЕ на карту Южного полушария. Там, где линии меридианов градусной сети сходятся в одной точке, среди обозначенных синей краской без­брежных просторов океана вы увидите большое белое пятно. Оно занимает почти все пространство от Юж­ного полярного круга до Южного полюса. Это Ан­тарктида— шестая часть света, единственный из материков нашей планеты, где царит вечный холод и где нет ни одной реки, ни одного деревца, ни од­ного постоянного жителя.

По своему рельефу Антарктида представляет под­нятое на 2—3 «тысячи метров над уровнем моря высокое плоскогорье, местами расчлененное отдель­ными горными хребтами. Словно гигантский ледяной панцырь толщиной в 1—2 километра сковывает всю поверхность континента, площадь которого равна 14 миллионам квадратных километров. Это основной ледяной массив земного шара.

Антарктида — самое холодное место на земле.

Средняя годовая температура воздуха на большей части ее территории составляет минус 25 градусов.

На этом материке находится так называемый полюс ветров. Он расположен на побережье Земли Адели, где средняя годовая скорость ветра составляет около 80 километров в час. Большую часть года в Антарк­тиде свирепствуют жестокие снежные бури и штор­мовые ветры. Суровость климата Антарктиды объ­ясняется не только ее высоким положением над уровнем моря. С ее огромной, ослепительно бело­снежной поверхности почти полностью отражается в мировое пространство тепло, посылаемое солнеч­ными лучами.

Почти на всем протяжении Антарктического побе­режья край ледяного панцыря Антарктиды обры­вается к морю отвесными ледяными стенами высо­тою от нескольких десятков до сотни и более метров.

Ее ледяной покров обладает текучестью и медленно сползает в океан. Так рождаются айсберги — блу­ждающие ледяные горы. Айсберги и пловучие мор­ские льды окружают Антарктический материк сплош­ным кольцом шириною до нескольких сот километ­ров, сильно затрудняя доступ к его берегам. По­стоянные туманы, снежные метели и жестокие штор­мы еще более увеличивают трудности плавания в антарктических водах.

Еще в глубокой древности ученые предполагали на­личие обширной земли у Южного полюса, но все попытки пробраться в этот район оказались тщет­ными.

В конце XVIII века английский мореплаватель Джемс Кук впервые проник за Южный полярный круг и в 1774 году достиг широты 71° 10', но даль­нейший путь ему преградили тяжелые льды. До берегов Антарктиды он не дошел, и это привело его к ложному выводу, что южного материка вообще не существует. В своем отчете он заявил: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и отверг возможность существования материка!, кото­рый, если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Я сме­ло могу сказать, что ни один человек никогда не ре­шится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы...» Вековую загадку южной земли удалось решить рус­ским исследователям. В начале прошлого столетия замечательный русский мореплаватель И. Ф. Крузенштерн, не полагаясь на авторитет Кука, писал: «Чрезвычайное множество находимого в странах Южного полюса льда простирается на 10° далее к северу, чем лед Северного полюса к югу... Происхо­ждение его быть может только от великой матерой земли, находящейся в близости Южного полюса».

Предположение И. Ф. Крузенштерна вскоре было блестяще подтверждено.

В 1819—1821 годах русская экспедиция на шлю­пах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева исследовала высокие широты Южного полушария, проникла дале­ко за Южный полярный круг и открыла шестой кон­тинент земного шара — Антарктиду. Экспедиция пять раз подходила к Антарктическому материку в разных его частях. Датой открытия этой земли считается 16 января 1820 года, когда корабли экспедиции впер­вые подошли к южнополярному материку в районе Берега принцессы Марты. Экспедиция Беллинсгаузе­на — Лазарева дала богатейшие научные результа­ты. Она впервые осветила гидрологические и клима­тические условия этого материка и положила на кар­ту многие вновь открытые острова. Географические координаты были определены настолько точно, что ими пользуются до настоящего времени.

Впоследствии в Антарктике побывало немало экспедиций, организованных разными странами.

Однако, несмотря на ряд важных сведений, которые были получены особенно за последние десятилетия, этот материк и теперь, спустя 135 лет после его от­крытия, все еще изучен очень слабо. Более 10 тысяч километров береговой линии континента и подавля­ющая часть его внутренних территорий даже не по­ложены на карту. Отсутствуют круглогодичные кли­матические и гляциалогические наблюдения во внут­ренних частях материка. До сих пор даже еще нельзя с уверенностью сказать, что же представляет собой антарктическая суша, единый ли материк или же группу островов, погребенную под толщей льдов и снегов.

Между тем всестороннее изучение Антарктического материка и прилегающих к нему территорий пред­ставляет огромный научный и практический интерес.

Гигантский ледниковый щит, покрывающий Антарк­тиду, порожденный суровыми климатическими усло­виями южного Заполярья, сам, в свою очередь, яв­ляется колоссальным природным холодильником, рас­пространяющим свое влияние далеко за пределы вы­соких широт Южного полушария и оказывающим значительное влияние на климат всего земного ша­ра. Всестороннее изучение метеорологических усло­вий и климатообразующих процессов в Антарктиде позволит значительно более точно прогнозировать погоду не только в южных, но и в умеренных широ­тах обоих полушарий.

Огромный интерес также представляет изучение ле­дяного покрова Антарктики, его мощности и строе­ния, температурного режима и движения льда, про­цессов образования айсбергов и т. п. Исключительная прозрачность воздуха в высоких широтах позволяет вести здесь наиболее точные астрономические наблю­дения. Геологические исследования помогут уточнить общие представления о геоструктурах земного шара и могут привести к открытию месторождений ценных полезных ископаемых. Антарктические воды являются крупнейшим в мире районом китобойного промысла.

Комплексные океанографические исследования не только осветят рельеф дна, характер морских тече­ний, ледовый режим, фауну и флору Южного океана, но и позволят более рационально организовать кито­бойный промысел, который вот уже ряд лет ведет в южных полярных водах советская китобойная флоти­лия «Слава».

Учитывая огромное значение изучения Антарктиды для более глубокого познания природы земного шара, Комитет по проведению III Международного геофи­зического года (который будет проводиться с 1 июля 1957 по декабрь 1958 года) постановил включить в число основных объектов исследования и комплекс­ное изучение Антарктиды.

Как известно, в научных исследованиях райо­на Антарктиды примут участие экспедиции многих государств: США, Англии, Франции, Бельгии, Аргентины, Японии, Новой Зеландии, Чили, Австра­лии.

 NIZ-1255_KAE-02.jpg
Начальник Антарктической экспедиции доктор гео­графических наук М. М. Сомов докладывает началь­нику Главного управления Северного Морского Пути, заместителю министра Морского Флота СССР В.Ф. Бурханову о ходе подготовки экспеди­ции.
Наша страна направила к берегам шестого конти­нента большую комплексную экспедицию Академии Наук СССР, возглавляемую доктором географиче­ских наук М. М. Сомовым, бывшим начальником дрейфующей станции «Северный полюс-2». В течение 1955—1956 годов участники экспедиции должны про­вести подготовительные работы к началу широких исследований в районе Антарктиды и создать на ма­терике три научные базы. Первая из них — береговая — будет образована в восточном секторе матери­ка, между 80° и 105° восточной долготы, вторая — в районе Южного геомагнитного полюса и третья — в районе так называемого «Полюса относительной недоступности» Антрактического материка.

Советская экспедиция направляется в Антарктиду на мощном дизельэлектрическом ледокольном кораб­ле «Обь» водоизмещением в 12 600 тонн, который со­провождает однотипное вспомогательное судно «Ле­на». На борту «Оби» имеется несколько научно-исследовательских лабораторий, установлены лебед­ки для взятия проб грунта с больших глубин и специальные приборы для изучения температурного режима и химического состава вод на разных глу­бинах и ловли морских растений и животных. Для обслуживания экспедиции снаряжен авиационный от­ряд, состоящий из нескольких транспортных самоле­тов и вертолетов. При снаряжении антарктической экспедиции, решении вопросов сооружения домов, связи, транспорта, выбора одежды и продуктов пита­ния, а также методов ведения научной работы в су­ровых антарктических условиях был широко исполь­зован богатейший опыт наших полярников — участ­ников экспедиций на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана. Это позволило отобрать для экс­педиции материалы, обладающие повышенной проч­ностью и усиленными теплоизоляционными свойства­ми. Дизельэлектроходы перевезут на главную базу экспедиции сборные дома, конструкции которых пред­усматривают наилучшие удобства для жизни и ра­боты наших ученых, аппаратуру и оборудование для научно-исследовательских лабораторий, широкий ас¬ сортимент питательных консервированных продуктов, удобной и теплой одежды.

Антарктической экспедиции предстоит выполнить обширную программу научных работ как на самом материке, так и в прилегающих к нему районах океа­на. Поэтому было решено включить в состав экспе­диции два отряда — сухопутный и морской.

 NIZ-1255_KAE-03.jpg
Дизель-электроход «Обь».
На морской отряд возложена обязанность провести широкий комплекс океанографических и геофизи­ческих наблюдений, изучить влияние вод Южно­полярной области на общую циркуляцию в Мировом океане. Ученые проведут всесторонние наблюдения над особенностями связанных с морскими течениями атмосферных явлений и соберут материалы для со­здания новых навигационных пособий и лоций раз­личных районов Антарктики.

Сухопутная часть экспедиции состоит из трех групп: геолого-географической, аэрометеорологиче­ской и геофизической. В задачу этих отрядов входит выполнение всего комплекса проблем, предусмотрен­ных на время проведения Международного геофизи­ческого года. В районах материковых баз будут про­изводиться работы по комп­лексному геолого-географиче­скому изучению, описанию и картографированию террито­рии Антарктиды. С помощью совершенных приборов и обо­рудования метеорологи бу­дут вести исследования пере­мещения воздушных масс и ряд других важных метеоро­логических и аэрологических наблюдений. Гляциологи зай­мутся изучением структуры, свойств, температурного и газового режима снега и льда на разных глубинах. Специ­альным сейсмическим зонди­рованием будет произведено определение мощности ледни­кового покрова. Будут из­учаться характер и скорость движения льда в различных частях ледникового купола, а также процессы образования айсбергов. На отдельных уча­стках суши, свободных ото льда, будут проводиться геоморфологические и геологические исследования.

Большую важность представит изучение полярных сияний, космических лучей ионосферы, солнечной ра­диации и т. д.

В течение Международного геофизического года в Антарктиде будет работать около 20 научных стан­ций различных стран. Нашими ближайшими сосе­дями будут американские и австралийские ученые.

Успех одновременных исследований, которые пред­стоит выполнить ученым в Антарктике, может быть обеспечен только при наличии согласованности в их совместной работе. На прошедшей недавно Брюссельской сессии специального комитета по прове­дению III Международного геофизического года бы­ли окончательно согласованы программы научных наблюдений антарктических экспедиций, найдены формы совместной работы радиостанций, службы погоды, взаимопомощи экспедиций.

Пожелаем же отважным исследователям счастли­вого плавания и успехов в их работе!
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: 1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Август 2009 00:01

 56_1.jpg
Обложка журнала "Знание-Сила" 1/1956
http://www.znanie-sila.ru/covers/1956.html
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Август 2010 15:14

Архангельск 13 ноября 2004 (211)
© Геннадий ЗАХАРОВ.
http://www.arhpress.ru/arkhangelsk/2004/11/13/1.shtml

Мы были так молоды...

В Северодвинске живет участник первой советской антарктической экспедиции Василий Денисович Щур. Нам было интересно расспросить этого человека о том, как шло изучение шестого континента в далеких пятидесятых.

- Василий Денисович, как вам удалось стать участником первой антарктической? Ведь желающих было много...

- Да, намного больше, чем требовалось: несколько человек на одно место. Мне, очевидно, повезло: в 1950 году окончил в Северодвинске школу ФЗО и имел удостоверение тракториста и машиниста экскаватора. Немаловажным фактором явилось и то, что я уже прошел испытание Арктикой - служил на Диксоне, получил там звание сержанта.

- 30 ноября 1955 года экспедиция вышла из Калининграда. Когда дизель-электроход "Обь" достиг берегов Антарктиды? Какое впечатление произвел на вас южный материк?

- 16 декабря мы пересекли экватор, устроив традиционный праздник Нептуна. Затем, сделав остановку в Кейптауне, отправились к берегам Антарктиды. 5 января 1956 года мы приблизились к ним. Сколько волнующих чувств испытали моряки, увидев айсберги, а затем отвесные ледяные стены материка, открытого русскими путешественниками! Антарктида встретила нас необычно ярким солнцем и, конечно, пингвинами. В первый же день они окружили теплоход со всех сторон. Позднее один из островов был даже назван Пингвиньим.

- Какие задачи стояли перед экспедицией и, в частности, перед монтажно- строительным отрядом, в состав которого вы входили?

- Я был рядовым механизатором, в обязанности которого входило строительство в летний сезон жилых и служебных помещений, а также монтаж радиостанции, метеостанции и электростанции - энергетического сердца Мирного. Для этого необходимо было разгрузить суда "Обь" и "Лена". Задача была очень трудной. Нам приходилось совершать десятки рейсов на тракторах и вездеходах к месту, выбранному для мирнинской обсерватории. Монтаж домов и других объектов необходимо было закончить до наступления полярной зимы. Работали по 12 часов. Официальное открытие первой советской научной станции Мирный состоялось 13 февраля 1956 года.

- Наверное, было трудно не только работать, но и приспосабливаться к суровым условиям Антарктиды?

- Конечно. От солнца обгорала кожа лица, губы трескались и распухали. Невозможно было ходить без темных очков. А контейнер, где находились очки, был на теплоходе "Лена", пришедшем после "Оби". Пришлось вместо темных очков применять засвеченную фотопленку.

Но люди привыкали ко всему - ведь мы были молоды. Труднее было привыкнуть к постоянной опасности попасть в одну из многочисленных трещин во льдах. От их бездонной глубины становилось не по себе.

- Вашим другом был тракторист Иван Хмара, погибший в Антарктиде. Расскажите о нем.

- Подружились мы еще на Диксоне, где вместе служили. Родился он на Полтавщине, а жил и работал в Низовском лесопункте Шенкурского района, откуда призван в армию. Иван был активным во всех делах. Хорошо пел. Был одним из тех, на кого можно положиться, кто никогда не оставит товарища в беде. Мы здорово обрадовались, когда узнали, что он утвержден в состав первой экспедиции. За два дня до отхода "Оби" мы сфотографировались вместе. И на теплоходе, и в Антарктиде жили в одном кубрике. Однажды, когда мой трактор застрял, Иван буквально перелетел через трещину и сумел вытащить машину.

До сих пор в памяти трагический день 21 января 1956 года. При выгрузке с "Оби" трактор с прицепленными санями прорезал левой гусеницей лед и застыл над проломом. Двигатель заглох. Тракторист выскочил из кабины. Мы бросились к машине. Хмара успел первым. Он за-прыгнул в кабину, завел двигатель и включил передачу. Но тут раздался треск - и Ивана не стало.

Ему было всего 20 лет. Мы пытались зацепить трактор, но безрезультатно. Глубина моря в том месте достигала 72 метров. На следующий день мы дали салют на месте гибели Ивана. Это была первая утрата наших полярников в Антарктиде. По чистой случайности корреспондент "Комсомолки" Павел Барашев в этот момент производил киносъемку и заснял момент гибели. До сих пор, когда я вижу по телевидению эти кадры, щемит сердце. Огромная гранитная глыба с пятиконечной звездой наверху, установленная на скалистом мысе, названном именем Хмары, стала ему памятником.

- В Антарктиде вы отметили день рождения. А запомнился ли вам день отъезда?

- Произошло это в марте 1956 года. Расставаться с теми, кто остался зимовать, было тяжело. В первой экспедиции их было 92 человека. Зимовщики совершили смелый внутриконтинентальный поход на тракторах и в 375 километрах от Мирного на высоте 2700 метров над уровнем моря создали первую внутриконтинентальную станцию, назвав ее Пионерской. В октябре того же года, уже при помощи самолетов и вертолета, организовали еще одну - Оазис. Все это я узнал уже из газет.

Меня постоянно тянуло в Антарктиду. Я был даже утвержден в составе одиннадцатой экспедиции машинистом автокрана, но по ряду причин поездка не состоялась. А сейчас уже возраст и здоровье не позволяют. Может быть, внуки когда-нибудь передадут мой привет Антарктиде?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Август 2010 19:18

Правда Севера
3 сентября 2004 (163)

© Геннадий ЗАХАРОВ.

Горит звезда на мысе Хмары


В этом году в Антарктиде построен православный храм в память о 60 полярниках, которые погибли, осваивая шестой континент

Первым советским полярником, погибшим в Антарктиде, был тракторист Низовского лесопункта Шенкурского района, уроженец Полтавщины Иван Хмара. Погиб он на глазах своего друга Василия Щура - тоже участника первой советской экспедиции на ледяной континент.

Василий Денисович Щур сейчас живет в Северодвинске. Вот что поведал он мне о том времени:

- С Иваном Хмарой мы подружились во время армейской службы, которую проходили на Диксоне. Он шофер и бульдозерист, я - тракторист и машинист экскаватора. (Эти специальности я получил в 1950 году в Северодвинской школе ФЗО). Иван был очень энергичным и жизнерадостным, хорошо пел. Помню, как мы обрадовались, когда узнали, что нас берут в первую полярную экспедицию. На радостях сфотографировались (это было за два дня до нашего отъезда из Калининграда). Мы с Иваном вошли в состав монтажно-строительного отряда. В период летнего антарктического сезона отряду предстояло смонтировать жилые дома и другие объекты для первой советской научной станции "Мирный".

30 ноября 1955 года наш дизель-электроход "Обь" вышел из Калининграда, и 5 января следующего года мы приблизились к берегам Антарктиды. Она встретила нас айсбергами, отвесными ледяными стенами, пингвинами и необычайно ярким солнцем. ... Без темных очков было невозможно ходить, и мы пользовались засвеченной фотопленкой. Так получилось, что контейнер с очками находился на теплоходе "Лена", который пришел позднее "Оби".

Ко всем бытовым неудобствам привыкли быстро, ведь мы были молоды. Труднее было привыкать к постоянной опасности попасть в многочисленные трещины, которыми был изрезан ледяной материк. От их бездонной глубины становилось не по себе. Однажды, когда мой трактор застрял в трещине, Иван на своем тракторе буквально перелетел через нее и вытащил мою машину.

Но однажды случилось непоправимое. Произошло это 21 января 1956 года. При выгрузке строительно-монтажного оборудования с "Оби" один из тракторов с прицепленными санями прорезал левой гусеницей лед и с заглохшим двигателем застыл над проломом. Тракторист выскочил из кабины. Мы с Хмарой бросились к попавшему в беду трактору. Иван успел первым. Он запрыгнул в его кабину, завел двигатель и направил трактор назад, к теплоходу. Но тут раздался треск льда и... Ивана Хмары не стало. Мы пытались зацепить тонувший трактор, но не смогли: глубина в том месте достигала 72 метров.

До той поры я много видел смертей, поскольку всю войну пережил в оккупированной фашистами Белоруссии, много испытал потрясений, но гибель Ивана была для меня самым сильным потрясением... Моему другу было всего 20 лет. Огромная гранитная глыба, увенчанная пятиконечной звездой, установлена на скалистом мысе, названном мысом Хмары, стала памятником отважному трактористу. Дома у него остались жена и сын. Вернувшись на родину, я отправил вещи Ивана Хмары его жене в Низовский лесопункт.

В марте 1956 года наш сезонный отряд, выполнив запланированные работы, на теплоходе "Лена" отправился домой. А оставшиеся зимовать члены первой антарктической экспедиции совершили смелый поход на тракторах и в 375 км от "Мирного" создали первую внутриконтинентальную станцию "Пионерская".

P.S. Василий Денисович надеется, что после этой публикации откликнутся родственники Ивана Хмары и напишут ему письмо.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Январь 2011 21:46

Журнал "Смена" №16 1956 г.
Е. Рябчиков. Штурм "Земли тайн".
 16-1956-20.jpg
 16-1956-21.jpg
 16-1956-22.jpg
 16-1956-23.jpg

На карте прибрежной части Антарктиды появилось новое название - Комсомольская солка. Так участники Антарктической экспедиции назвали высоту, расположенную среди ледников, вблизи советского городка науки - Мирного.
...Бело-голубые, синие, даже фиолетовые громады ледников, родившихся в таинственной глубине шестого континента, тяжело сползают к океану, стирая и перепахивая все на своем пути. И, только достигнув берега, льды рушатся, трещат, дыбятся и с ревом валятся в студеную воду. Они перестают быть ледниками и становятся пловучими горами - айсбергами. По воле ветров и течений белые гиганты исчезают в туманной дали "сороковых ревущих" широт. Но есть место, где среди хаоса взломанных ледников, на берегу океана одиноко стоят гранитные, словно проржавевшие от времени, скалы. Они принимают каменной грудью напор миллионнотонных масс льда, всю его тяжесть и, выдержав удары, отводят ледники в стороны, заставляют их идти другой дорогой.
В этом единоборстве гранитной тверди с дикими льдами Антарктиды есть нечто символическое. Вот так же отважные сыны Страны Советов - моряки и строители, ученые и связисты - приняли грудью удары бурь и пурги, беды и несчастья в краю "белой смерти". Они выдержали, выстояли, победили, и слава о подвиге комсомольцев, о молодежи Антарктической экспедиции выражена теперь в кратком названии солки - Комсомольская.
...Корабли стояли в припайном плоском морском льду, словно прилипшем к берегу. Берег представлял отвесную ледяную стену- ледяной барьер. Нужно было проложить от борта корабля тракторные дороги, прорубить в ледяном барьере траншеи и навести бревенчатые мосты через трещины, чтобы по ним перевозить машины, горючее, разборные дома на строительную площадку Мирного.
Коммунисты показали пример комсомольцам, и бесстрашные парни начали взрывать ледяной барьер, строить мосты, выгружать на лед тракторы. И вот взревели стальные машины. Водители-комсомольцы Иван Хмара, Василий Щур, Николай Коноплев, Лев Крылов, Николай Кудряшев и их товарищи повели тракторные поезда к безыменной сопке. Мерное движение машин продолжалось недолго- налетела свирепая буря, раскрошила около кораблей льды, сорвала и сбросила в океан-бревенчатые мосты. Исчезла с нечеловеческим трудом построенная дорога. И когда стих ураган, пришлось все начинать сначала.
Коммунисты Владимир Сомов, Алексей Тихомиров, Константин Жидков, Михаил Зимин повели комсомольцев на новый штурм Антарктиды. Опять взрывали ледяной барьер, опять настилали через трещины бревна, прокладывали тракторную трассу. Грубели ладони, неистово палящее солнце обжигало лица, слепило глаза. Люди ходили с распухшими губами, воспаленными веками, потрескавшимися щеками.
Но вот налетела буря. Опять исчезла дорога. И снова ее построили сильные молодые руки.
Океанская зыбь, жгучее солнце и бури разрушали припайный лед, били его и кромсали. Обстановка для разгрузки кораблей ухудшалась и наконец стала на редкость трудной и опасной. Но комсомольцы не дрогнули: они выходили снова и снова на лед. Опять слышались взрывы. Кирки и ломы били лед, топоры обтесывали бревна. На авральной работе заняты были все комсомольцы - и студент МГУ Сергей Ушаков, и монтажник Павел Шиян, и матрос Иван Тучков, и строитель Иван Беэрученко, и плотник Николай Лавров, и бурильщик Владимир Смирнов, и слесарь Александр Михайлов, и мастер на все руки Иван Царев.
Антарктида словно испытывала силу, волю и решимость советских людей. Их беспощадно палило солнце, со всех сторон грозно надвигались то айсберги, то обвалы с ледяного берега. В упорной и жестокой борьбе со стихией погиб комсомолец-тракторист Иван Федорович Хмара. Погиб, как герой, на боевом посту, во имя науки, во имя торжества человека над злыми силами природы. Лед проломился под его трактором, и могилой храброго, мужественного юноши стала морская бездна.
В скорбном молчании собрались участники Антарктической экспедиции на траурный митинг. Светлой памятью друга-героя они поклялись с честью выполнить свой долг перед Родиной, перед Коммунистической партией. Утес, около которого проходил митинг, был назван в тот день утесом Ивана Хмары.
Гибель отважного тракториста не поколебала комсомольцев экспедиции. С новой силой принялись они штурмовать Антарктиду.
Однажды Льва Крылова, водителя вездехода, застигла в пути буря. Померкло небо. Подул жестокий ветер. Исчезла дорога, проложенная по льду. Крылов включил фары. Тускло светились огни в слепящем снегу. Под машиной дрогнула и качнулась льдина, ветер взломал припай, и огромный кусок белого поля стал расползаться по трещинам. Крылов вез с берега на "Лену" бригаду строителей и понимал, какой опасности подвергаются его товарищи, машина, да и он сам. Зародилась шальная мысль - бросить вездеход и бежать с бригадой с обломившейся льдины. Но куда бежать? Вокруг тьма, буря... Крылов дал полный газ и вывел вездеход к трещине, смело перемахнул через нее. Едва подвел он машину к кораблю и ее подняли лебедкой на палубу, как вся масса льда ожила, глухо застонала и, гонимая бурей, тронулась прочь от "Лены". Через несколько минут на том месте, где только что прошел вездеход, чернели волны с белыми гребнями пены.
Бури вконец разрушили припайный лед, а дизель-электроход "Лена" все еще не был разгружен: в его трюмах оставались тысячи тонн строительных материалов, горючего, детали электрической станции. Не разгрузить "Лену" - значит сорвать строительство поселка. И вот коммунисты на открытом партийном собрании постановили вести "Лену" к ледяному барьеру и разгружать ее там, как в порту у стенки. Все понимали, что такой маневр очень опасен, что барьер может обломиться и раздавить корабль. Но коммунисты призывали не просто к риску, а к обдуманному, тщательно проверенному и подготовленному наступлению, к победе.
Знаменитый советский ледовый капитан А. Ветров вместе с начальником экспедиции Героем Советского Союза М. Сомовым, учеными Н. Кучеревым, В. Закопайло, А. Гусевым, П. Шумским обследовал барьер, пролетел над ним на вертолете, изучил расположение подводных камней и решился вести "Лену" к стене изо льда.
Прежде всего нужно было приготовить на берегу "мертвые якоря" для швартовки судна. Эту опасную и ответственную работу поручили молодым морякам - инженеру-судоводителю Владимиру Ходыреву и матросу-комсомольцу Ивану Тучкову. Пять часов пробивались они в жестокую пургу не катере к берегу, хотя до него было всего лишь полторы мили. Буря швыряла суденышко, тщилась утопить его или разбить о подводные скалы. Но вот показался обледенелый берег. С кошачьей ловкостью перебрались моряки на камни, поднялись по веревочной лестнице на ледник и пошли к трактористам. Вместе с бригадой строителей Ходырев и Тучков привезли к участку ледяного барьера бревна, стальной швеллер и тросы. Во тьме, в пургу нужно было вырубить в леднике глубокие траншеи и заложить в них скрещенные, прочно скрученные тросом бревна. Они-то, эти бревенчатые крестовины, и должны были стать "мертвым якорем" для швартовки океанского корабля.
Снег засыпал траншею, и ее приходилось закрывать то брезентом, то фанерой. Вдруг послышался грохот, и у самых ног смельчаков внезапно обрушилась часть барьера. Перевернувшись, глыба весом в тысячи тонн бухнула в океан и вскоре исчезла во мгле.
Пришлось вновь прорубать траншеи для "мертвых якорей". А тут еще выяснилось, что после обвала на барьере образовался огромный козырек из льда,- если не уничтожить его, корабль не сможет подойти к необычному пирсу. Тогда профессор, заслуженный мастер спорта СССР А. Гусев вместе с молодым ученым А. Капицей, студентом МГУ Сергеем Ушаковым и своими помощниками-взрывниками провели головокружительную операцию: отважные люди по веревке спустились на "козырек", пробурили в нем шурфы и взорвали ледяную массу.
"Лена" подошла к барьеру. Сто девять часов продолжалась разгрузка океанского судна. Нависшие ледяные глыбы грозились обвалиться на корабль. Весь барьер был испещрен глубокими трещинами, и тракторы не могли подходить к обрыву, полому приходилось тракторные сани спускать к краю ледника на длинном тросе. Корабельные лебедки извлекали из трюмов дизель-электрохода груз, подавали его вверх - на ледяной барьер и дальше на сани. Тракторы тянули сани в гору через бесконечные трещины; недалеко от судна их перецепляли с тросов на тракторные крюки. Эту операцию выполняли самые ловкие помощники трактористов. Пурга, мороз, ночная тьма и усталость не раз давали о себе знать, и бывало, во время перецепки сани срывались, набирая скорость, мчались под уклон. Груженные листовым железом, они однажды сорвались с крутизны на палубу дизель-электрохода. Каким-то чудом уцелели люди работавшие в трюме. Другие сани свалились в пропасть между ледяным барьером и бортом корабля. Наконец сорвались и пошли к "Лене" сани с авиационным бензином. Тревожно загудела сирена. Комсомолец-тракторист Николай Кожемякин заметил беду. Недолго думая, он развернул свой трактор "С-80" и повел его наперерез саням. Вот они ближе, уже совсем рядом,- раздался удар, сани врезались в трактор и остановились. Комсомолец Николай Кожемякин предотвратил смертельную опасность для экспедиции.
Стойкость, мужество и отвагу проявляли комсомольцы всюду - не разгрузке кораблей, на строительстве Мирного. Бригада Николая Лепешкина начала возводить первое здание на скале Радио - передающую радиостанцию. Через несколько дней на противоположной горке - на сопке Комсомольской - принялась за работу бригада Станислава Авраменко. Соревнуясь друг с другом, строители с поразительной быстротой воздвигали здания радиоцентра. И вот поднялись они на гранитных высотах, за ними выросли жилые дома, лаборатории. И тогда над Комсомольской сопкой взвился государственный флаг Страны Советов. В торжественной обстановке его поднял начальник экспедиции Герой Советского Союза М. М. Сомов.
Красный флаг над Мирным - значит окончена разгрузка судов, завершены главные строительные работы в поселке. От сопки Комсомольской к скале Радио протянулась улица имени Владимира Ильича Ленина. В начале ее видна мощная дизельэлектрическая станция, жилые дома, ремонтные мастерские и склады. А дальше, когда идешь по улице Ленина, видишь широко открывающийся городок науки с лабораториями, домами ученых и летчиков, с кают-компанией, радиостанциями и раскинувшимся на леднике аэродромом. И все эти здания на аэродроме и скалах возведены молодыми строителями и моряками. В бурю, в темень, я жестокую пургу они поднимали на своих руках тяжелые щиты, одевали плоские крыши в железо, прикрепляли стальными цепями и тросами дома к граниту.
И когда в Мирном все было сделано и пришел день расставания строителей и моряков с зимовщиками - с теми, кто мужественно работает сейчас на берегу шестого континента,- все решили как-то ознаменовать самоотверженный труд комсомольцев и молодежи экспедиции. Но как? Решено было самой большой высоте, господствующей над Мирным, присвоить имя Комсомольской.
Мирный - уже не мечта и не смелый план: он занесен на карты, он живет, существует, работает. В антарктическом поселке, созданном молодыми строителями, перенесли первую суровую зиму девяносто два советских зимовщика. Во тьме полярной ночи, когда бушевали неистовые ураганы и трещали жестокие морозы, они много и хорошо работали.
Сейчас готовится вторая Антарктическая экспедиция. Корабли доставят в Мирный смену зимовщикам и привезут все необходимое для успешного проведения Международного геофизического года. Среди участников второй экспедиции тоже будет много молодых ученых, монтажников, строителей, водителей тракторов и вездеходов, авиаторов. Они с честью выполнят свой долг перед Родиной, умножат и разовьют замечательные традиции, созданные комсомольцами - молодыми моряками, строителями, учеными, связистами и авиаторами - в далеком и суровом краю!
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Январь 2011 02:50

Ээээ.. а вертолеты то - двух разных окрасок.
Интересно кто какой.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Dobrolet » 15 Январь 2011 15:36

В 1-ой САЭ участвовали Н-86 и Н-87. Оба имели одинаковую красную окраску.
В чем разница окраски на фото? На черно-белом фото на странице 17 красный цвет воспринимается как темный, что характерно для ортохромной фотопленки.
 цвета оригинал.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Январь 2011 16:51

... На черно-белом фото на странице 17 красный цвет воспринимается как темный..

Скорее это черно-белая фотография подкрашенная в разворот. Добавленный зеленый оттенок вертолета различим весьма четко.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Dobrolet » 04 Февраль 2011 16:03

На шестом континенте
И. Денисов / Советское Фото №6 1957

 сф1.jpg
 сф2.jpg
 сф3.jpg
 сф5.jpg
 сф6.jpg

Пятнадцатого октября 1956 года в жизни первых советских зимовщиков на антарктическом континенте произошло волнующее событие.
У каменистого берега Фигурного озера, среди первобытных, свободных ото льда и снега скалистых холмов оазиса Бангера, открылся новый центр научных исследований — южнополярная станция Оазис. На торжество поднятия государственного флага СССР сюда, в этот суровый и неприветливый край голубых озер и девственных скал, прибыло на самолете ИЛ-12 около двух десятков жителей Мирного во главе с начальником экспедиции Михаилом Сомовым. Никогда до этого Оазис одновременно не посещало столько людей...
«Снимать будет один!»
Стояла чудесная безветренная погода начала антарктической весны. По достоинству оценив большой и нелегкий труд создателей станции, гости после полудня собрались у флагштока.
Приближалась торжественная минута официального открытия станции. Кинооператор Александр Кочетков занял облюбованную им заранее позицию, чтобы запечатлеть момент подъема флага Он уже направил камеру на живописную группу зимовщиков, облаченных в полярные одежды, прильнул к визиру и был готов к съемке. Но тут случилось нечто непредвиденное. Все участники церемонии, вооруженные фотоаппаратами, разбрелись по сторонам для... съемки. У флагштока же остались только два человека — Сомов и начальник станции Оазис Петр Целищев.
Кочетков взмолился:
— Товарищи, я же не могу работать идите на место...
Все рассмеялись, но никто не изъявил ни малейшего желания покинуть свою «точку». Каждый надеялся, что это сделает другой и только ему одному удастся получить редкий снимок.
Никакие уговоры не помогали, и тогда Сомов употребил власть:
— Снимать будет один Кочетков!
Этот трагикомический эпизод был, пожалуй, единственным случаем за всю четырехсотдневную зимовку, когда начальнику экспедиции,— кстати сказать, тоже страстному фотолюбителю,— пришлось прибегнуть к власти, в противном случае съемка важного эпизода для нового документального фильма об Антарктиде была бы сорвана.
50 объективов нацеливаются на четырех
Александр Гусев, Николай Кудряшов, Леонид Долгушин и Евгений Ветров были участниками первой в истории Антарктиды зимовки, расположенной в глубине континента. 17 ноября они возвращались на главную экспедиционную базу.
Легко представить радостное возбуждение, царившее в этот день среди зимовщиков Мирного: Гусев и Кудряшов провели на безжизненном ледниковом плато, где властвуют только морозы и ветры, 228 дней, а Долгушин и Ветров — 161 день.
Все мы очень хотели поскорее увидеть дорогих наших товарищей, которым так трудно, так тяжело пришлось на Пионерской...
И, когда самолет АН-2, пилотируемый Алексеем Кашем, приближался к Берегу Правды, над зданиями обсерватории, как в большой праздник, взвились алые флаги. Все «население» поселка, за исключением оставшихся на вахте, спустилось мимо скалистого мыса Хмары на морской лед, где должен был приземлиться Каш.
Нетерпение нарастало с каждой минутой. Вот в пасмурном небе возник силуэт самолета, и, как только ярко-красная машина подрулила к встречающим, ее мгновенно окружили десятки людей. Открылась дверца кабины, и на лед вышли «пионеры». На их счастливых лицах лежали следы тяжелой жизни в ледяной пустыне, там, где никогда еще не ступала нога человека.
Мы видели волнение и, к чему скрывать, слезы радости на глазах прибывших. Волновались и мы. Но заметить это наши друзья не могли: в этот радостный момент наши лица были закрыты фотоаппаратами — пятьдесят объективов были направлены на четырех отважных...
У Леонида Долгушина, снимавшего киноаппаратом встречу персонала станции
Пионерская, есть такой кадр: на фоне айсбергов толпа фотолюбителей. Они расталкивают друг друга, пытаясь завоевать лучшую, наиболее выгодную «точку» съемки...
На помощь приходит фотография
Все, что фотолюбители снимали в Антарктиде, представляет необыкновенный интерес.
Сказочные пейзажи и повадки забавных пингвинов, бездонные трещины во льду и поля темных лишайников, растущих на камне, неповторимые краски закатов и утренних зорь, неправдоподобные световые эффекты — разве вое это можно когда-нибудь забыть!
Мы не переставали удивляться красоте наших мест и снимали. Снимали много и на цветную и на черно-белую пленку. Некоторые фотолюбители, особенно ученые, сняли и проявили сотни катушек. Они говорят, что эти фотодокументы гораздо ценнее иных научных дневников.
Иногда фотография использовалась у нас в чисто практических, если можно так выразиться, в хозяйственных целях. В июне, когда над Мирным чуть ли не каждый день проносились свирепые циклоны и в воздухе от непрестанных снежных штормов стояла густая белая мгла, почти все сооружения поселка оказались занесенными снегом до самых крыш. Их оцинкованные прямоугольники были вровень со снежной поверхностью, и мы постепенно стали забывать, что в жилище входят через двери. Проникать в дома приходилось через люк и узкие траншеи, вырубленные в фирновом льду.
Но это было полбеды.
Настоящая беда заключалась в том, что сотни тонн снаряжения, оставшегося под открытым небом, снег похоронил под собой. Чтобы извлечь из-под него нужную вещь, мы были вынуждены прорывать целую сеть траншей.
Сколько времени, сколько сил затрачивалось на поиски пачки фанеры или ящика с приборами! И вот тут на помощь приходила фотография. Мы снимали поселок до того, как он оказался заметенным снегом. По снимкам удавалось совершенно точно обнаруживать местонахождение того или иного предмета, погребенного под снегом, толщина которого достигала пяти метров.
Документы пятисот героических дней
О том, как работали фотолюбители на советской антарктической зимовке, можно рассказывать бесконечно долго и бесконечно много. Мне хочется заключить эти заметки отдельными, может быть, не связанными между собой впечатлениями о фотографии на шестом континенте.
В Мирном, на Пионерской, в Оазисе в руках фотолюбителей находилось примерно полсотни аппаратов. А когда в декабре 1956 года к нам вновь пришла «Обь», обладателями собственных камер стали почти все зимовщики.
Многие из тех, кто во время зимовки не имел своих аппаратов — и среди них прежде всего трактористы и вездеходчики Лев Крылов, Феликс Шеркунов, Николай Коноплев и Василий Дешевых,— учились снимать, пользуясь камерами своих товарищей. Опытные фотолюбители свидетельствуют, что молодежь добилась немалых успехов и в технике и в композиции.
Андрей Капица, младший научный сотрудник геолого-географического отряда, привез на зимовку лондонское издание книги Герберта Понтинга, фотографа британской экспедиции Роберта Скотта. У меня же была брошюра Сергея Кузьмича Иванова-Аллилуева, моего учителя фотографии, брошюра о том, как снимать пейзаж. И, хотя С. К. Иванов-Аллилуев почти не говорит в своей книге о снеге, а Понтинг рассказывает о работе фотографа среди льдов и снегов Антарктиды,— обе книжки в равной мере пользовались у нас огромным успехом: они учили молодых фотолюбителей.
Интерес к фотографии в экспедиции был настолько велик, а желающих печатать было так много, что по воле любителей в конструкцию жилых домов было внесено одно не предусмотренное проектами изменение: в каждом доме была построена фотолаборатория. Пришлось, правда, немного потесниться, но на что не пойдет фотолюбитель ради того, чтобы получить хорошую фотографию!
Участники экспедиции испытали чувство гордости, узнав в Роттердаме, Кейптауне и в других иностранных портах, что нашу советскую фотоаппаратуру считают за границей первоклассной. С завистью смотрели наши собеседники в этих городах на новейшие модели «Зоркого» и «Киева». Продавцы в фотомагазинах единодушно восклицали:
— Exelent! Великолепно!
Да, наши аппараты с честью выдержа¬ли сложное испытание в Антарктиде. В 30—40-градусные морозы отлично действовали затворы, а если по недосмотру начинающего фотолюбителя в камере что-нибудь нарушалось, на выручку приходили механик по научным приборам Владимир Травин и «полярный Кулибин» — Михаил Комаров.
Вспоминаются горячие споры о применении светофильтров для съемок на фоне ослепительно-белого снежного покрова, споры, закончившиеся тем, что фильтры мы вообще убрали. Вспоминаются интересные беседы в фотокружках и нелицеприятный разбор качества снимков. Вспоминаются фотографические выставки, эти своеобразные творческие отчеты фотолюбителей. Можно, не боясь впасть в преувеличение, сказать, что эти выставки могли бы с честью украсить любой столичный Дворец культуры.
Полтысячи дней, проведенных участниками экспедиции на шестом континенте и в океанском плавании, были замечательной школой, воспитавшей квалифицированных фотолюбителей.
... Кто-то, кажется, известный на зимовке острослов бортмеханик Василий Мякинкин, в шутку заметил:
— В словаре следовало бы сказать, что Антарктида населена пингвинами и фотолюбителями...
Мякинкин, конечно, склонен к гиперболизации. Но в его словах есть доля правды: советская фотографическая общественность может гордиться отрядом фотолюбителей, работавших в Антарктике. Они доставили на родину великолепные документы пятисот героических дней.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Dobrolet » 17 Февраль 2011 17:04

Техника-молодежи №7 1957
Н. НОГИНА
Фото А. КАПИЦЫ и А. КОЧЕТКОВА

Молодежь шестого континента
 1.jpg
 2.jpg
 3.jpg

Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР во главе с известным полярным исследователем доктором географических наук Героем Советского Союза Михаилом Михайловичем Сомовым была направлена в Антарктиду для создания материально-технической базы, строительства поселка и проведения научных исследований в течение Международного геофизического года. Мощные ледоколы дизель-электроходы «Обь» и «Лена» в январе 1956 года доставили экспедицию в Антарктиду.
Здесь, на шестом континенте, остались 92 полярника на длительную зимовку. Среди дружного коллектива полярников отлично работали наши комсомольцы и молодежь: трактористы Ф. Шеркунов, В. Дешевых, Л. Крылов, Н. Коноплев, Н. Кудряшов, пекарь В. Смелов, плотник Г. Худобченок; молодые научные работники: ионосферщик Г. Букин, аэрологи С. Зотов и А. Станиславский, сейсмолог А. Поликарпов. Неустанно день за днем, несмотря даже на ураган, Вели они кропотливые научные наблюдения. Комсомольцы механик Н. Комаров и электрик Л. Олейник следили за работой электростанции. Полярники отлично выдержали экзамен на выносливость, выдержку и упорство.
А. КАПИЦА, секретарь комсомольской организации южнополярной обсерватории Мирный, научный сотрудник.

Может быть, от ярких весенних лучей, а может быть, от того, что бури, шестидесятиградусные морозы всевозможные опасности и тревоги уже в прошлом, воспоминания молодых участнииов первой советской антарктичесиой экспедиции кажутся как-то особенно романтичными, полными героизма и мужества.
Эти еще не все бреющиеся юноши, с которыми встретились мы в Главсевморпути после их возвращения на Родину, не выставляют себя на показ, а без похвальбы, с улыбкой рассказывают о смешных и трагических эпизодах из своей жизни на суровом шестом континенте нашей планеты.
Воспоминания начали с горячего спора о том, что интересного может быть в профессии пекаря в условиях Антарктики. Сам пекарь Валентин Смелов, которому еще всего двадцать лет, сожалел, что ему, плотнику, почти у Южного полюса пришлось осваивать другую профессию. Однако Николай Кудряшов не согласен с ним и утверждает, что он никогда в жизни не ел такого вкусного хлеба и пирогов, какие выпекал Валентин, и напоминает ему:
— Ты расскажи, как нас пирожными кормил, помнишь, в тот самый сильный ураган,
— Не мог же я тогда не угостить вас сладким, — и, обращаясь к нам, добавляет: — В тот день у нас шесть именинников было. А ящик с яйцами лежал на складе. Пришлось идти за ним. И вдруг, когда я шел обратно, налетел ураган и понес меня от столовой. Ящик я бросить не мог — в такую пургу его потом не найдешь. Прилег на снег и пополз, ящик за собой тащил, — знаете, как патроны на фронте подтаскивали. Ну и дотащил. Представьте, ни одно яичко не разбилось, — И Валентин с недоумением разводит руками.
Да, только во имя большой» настоящей дружбы Валентин рисковал жизнью, чтобы чем-то порадовать в день рождения своих товарищей. Неудивительно, что эти пирожные запомнились им навсегда.
— Теперь я кое о чем расскажу, — начал Николай Кудряшов. — Только я подойду к этому не сразу, а исподволь. — Он откашлялся и продолжал: — Наш санно-тракторный поезд двигался в глубь Антарктики. Состоял он из двух тракторов и пяти саней. На санях у нас были и спальни, и кухня, и лаборатории. Искали место для новой станции. Путь был не длинный — всего триста семьдесят пять километров, а двигались мы тридцать два дня. Чего только не было во время путешествия: и снежном плену оказались по самые крыши, по семь дней на месте стояли из-за пурги. А морозы были такие, что стальные пружины на машинах лопались от холода. Расстояние от вагона до вагона в два метра можно было пройти, только если держишься за канат. Откапывать поезд из-под снега было очень трудно. Снег в Антарктике не московский, который дворники метелкой метут — ветер его спрессовывает так крепко, что лопата в него входит всего сантиметра на два. Вот тут и откопайся. Бульдозеры выручали. В солнечные дни снег от солнца так блестит, что больно глазам. Очки надоедают, потеют стекла. А в пургу глаза страдали от колючего снега. И вот однажды глаза у меня заболели. От этой же болезни страдал и мой начальник транспорта Михаил Семенович Комаров. Вы думаете, он пустил меня на работу? Нет. Сам вместо меня пошел. Когда вернулся, ему стало хуже, — взволнованно закончил Николай.
Некоторое время в кабинете было тихо. Каждый из нас, старался представить этого отзывчивого человека.
— Расскажи, как к седьмому ноября подарки получали, — попросил Николая Лев Крылов.
На хорошем, полном лице Николая появилась улыбка.
— Слышим мы перед праздником позывные из Мирного,а потом голос нашего хозяйственного бога — Константина Михайловича Якубова: «Мужики, дорогие мои мужики. Посылаем вам подарки. Ловите. В снежном тумане загудел мотор. Парашют мелькнул в воздухе и полетел в сторону от нас. Мы за ним. Да тринадцать километров и топали. Когда вернулись, вчетвером выпили бутылочку шампанского и раскисли. Но все-таки вместе со своей Родиной встретили праздник, слушали по радио приветы родных и знакомых, Чувствовали на краю света заботу всей Родины о нас. Вы ведь, наверное, тоже прислушивались к этим передачам?
Конечно, все мы с интересом слушали не только передачи для антарктической экспедиции, но с интересом читали каждую строчку о рейсе дизель-электрохода «Обь», о его разгрузке у берегов шестого континента, о строительстве поселка Мирный. И вот перед нами свидетели всех этих замечательных дел.
Григорий Худобченок сооружал в Мирном улицу Ленина, строил домики на санях для участников похода. Ни один домик не развалился ни от ветра, ни от пурги.
— Мы не могли плохо строить. У нас были самые строгие контролеры. Как встанут где-нибудь поблизости, смотрят — и ни с места по нескольку часов — И Григорий показывает нам снимок серьезных и важных пингвинов. — Забавные птицы. Мы в колонию к пингвинам в гости ходили. И они к нам. Как заберутся в дом, потом их не выгонишь — упираются, не хотят выходить на мороз. А если побегут — не догонишь. Не бегут они, — на живот лягут, ногами отталкиваются, по снегу как пуля летят.
— Намного быстрее, чем Левушка Крылов гонялся за бочкой, — замечает кто-то.
Раздался смех.
Оказывается, эта смешная погоня за бочкой произошла еще при разгрузке дизель-электроходов «Обь» и «Лена». Самолет сбросил на парашюте бочку с бензином. Ветер понес ее. Лев Крылов, работающий на вездеходе, погнался наперерез бочке по настоящей нетронутой испокон веков снежной целине. Бочку несло через скалу, по замерзшему морю Девиса, через остров. Три километра гнался Лев за бочкой. Догнал. Гусеницами оборвал стропы парашюта, прицепил ее к вездеходу, а когда на стоянке оглянулся — бочки нет. Вообще же у Льва Крылова на роду написано, что в Антарктиде с ним ничего не случится, хотя жизнь его не раз подвергалась смертельной опасности.
Трещины во льдах Антарктиды очень коварны. Их сверху заносит снегом. Иногда и не подозреваешь, что под ногами во льду глубочайшая пропасть. Однажды на своем тракторе Лея Крылов ехал пятьдесят метров по трещине, и вдруг трактор как-то странно качнулся и полетел вниз.
— Хорошо, что мы провалились на этом месте, — рассказывает Лев. — Чуть подальше— и каюк: глубина была уже семьдесят метров. А в другой раз только успели выскочить из вездехода, как он исчез в ледяной пропасти.
А разве мало трудностей испытал сейсмолог Алексей Поликарпов? Из проведенных экспедицией 400 дней в Антарктиде 280 дней были штормовыми. Каждый день три раза он должен был ходить за триста метров к сейсмологической станции: есть ураган или кет его, есть видимость или нет ее. Алексея и с ног валило, и ветром относило, и по снегу катало.
А разве не проявил смелости и находчивости Ф. Шеркунов, который ночью вывел вездеход из торосов по звездам?
Много по-настоящему героических эпизодов произошло в жизни молодых полярников. Каждый проведенный день в Антарктиде требовал мужества, выносливости, твердости характера и силы воли. Если не все эти качества души у них были до путешествия на шестой континент, то теперь они их наверняка имеют, О героизме молодых полярников можно судить и по этим фотографиям кинооператора Александра Кочеткова, которые сделать в ураган и пургу тоже было не так-то просто.

На фотографиях: 1. В снежном плену по самые крыши. Вход в кают-компанию через люк. 2. Санно-тракторный поезд двигался в глубь Антарктиды. 3. Строгим контролерам до всего есть дело. 4. Каждый день надо делать наблюдения за приборами, есть ветер или нет его. 5. Сбор на демонстрацию 7 ноября на площади Ленина в поселке Мирный. 6. Стар» ший техник сейсмологической станции Алексей Поликарпов у аппарата, регистрирующего землетрясения. 7. Сегодня трактористы Лев Крылов и Феликс Шеркунов — артисты. 8. Научный сотрудник южнополярной обсерватории Мирный Андрей Капица. Он же без бороды до отъезда на шестой континент
(фото в кружке).
В заголовке: так четко падает тень крыла на снежное поле шестого континента. Вертолет приземляется.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Александр Матросов » 19 Март 2011 20:56

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/daz1971/view/332341/
Связь эпох.
Нет Сомова и Черевичного.
Александр Матросов
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 11 Июль 2009 00:57
Откуда: Санкт-Петербург

1-я Комплексная Антарктическая Экспедиция Академии Наук СССР

Сообщение Dobrolet » 23 Июнь 2011 19:15

Огонек 15 января 1956 г.

 огонек 15 01 1956 (1) копия.jpg
Евгений РЯБЧИКОВ специальный корреспондент Огонька
К БЕРЕГАМ АНТАРКТИДЫ


Плавание к берегам Антарктиды окончилось. Флагманский корабль «Обь» завершил большой переход через моря и океаны вдоль берегов Европы и Африки к шестому континенту. После мыса Доброй Надежды исчезла в жарком мареве Африки последняя скалистая полоска земли. Покинув Атлантический океан. «Обь» вышла в Индийский океан. За кораблем летели ширококрылые гиганты-альбатросы, «Обь» сопровождали черные буревестники, носились стаями за кормой прожорливые капские чайки. Но чем дальше на юг уходил флагманский корабль, тем меньше оставалось птиц. Температура воды падала, повеяло осенью, все окрест стало серый, мглистым, туманным. И вдруг в океане показались киты. Высоко взлетающие фонтаны воды привлекали внимание обитателей экспедиционного корабля. На палубах только и слышались возгласы: «Кит! Кит!».
Наступили белые ночи с тем таинственным мерцаю¬щим светом в небе, который кружит голову, лишает сна. Только зайдет солнце, как в разлившемся над океаном тумане заструится легкий серебристый свет.
Белой ночью я поднялся в рулевую рубку. Капитан-дублер Андрей Федорович Пинежанинов стоял с бинок¬лем в руках и всматривался в белесую туманную мглу. Видны были лишь во¬локнистые скопления тумана, откуда-то сыпалась снежная крупа. Пинежанинов от¬ложил а сторону бинокль и подошел к черному раструбу радиолокатора. Наклонившись к экрану радиолокатора он внимательно посмотрел и сказал: — Впереди чисто, но скоро должны встретиться айсберги. И вот памятный день. Вечером второго января судовое радио оповестило моряков и полярников: - Слева по борту виден первый айсберг!
Вбежав на мостик, я увидел в дымчатой дали просвеченную таинственным голубовато-зеленым светом ледяную гору. Она была далеко от нас и казалась фантастической игрой света над пепельной дымкой океана.
— Входим о царство айсбергов, —сказал Андрей Федорович —это первые вестники льдов.
Бинокли, какие были на корабле, нацелились на ледяную громаду. Она будила воображение, казалось, что это сияющий остров света, блуждающий в океане, что вот-вот от него отойдут корабли встречать наше судно. Но холодная бело-голубая глыба, отколовшаяся неведомо когда от антарктического ледника, оставалась в стороне, студеные волны бились об отвесные голубоватые края айсберга. К утру взору открылись бесконечные стада айсбергов. Голубые, синие, белые, даже зеленые, они выплывали, подходили к кораблю, и тогда начиналась трескотня фотоаппаратов, жужжание кинокамер.
Можно часами смотреть на ледяные горы — ни одна из них не похожа на другую. Каждая поражает своими причудливыми гротами, башнями, зубчатыми стенами, пещерами, сказочными очертаниями городов с высокими шпилями и виадуками. Но ко всему привыкаешь. Мы уже спокойно взирали на айсберги. И только ученые-гляциологи — исследователи льдов и ледников—профессора Г. А. Авсюк и Л. Д. Шуйский, вооружившись биноклями, подолгу не покидали палуб, приходили в салон или кают-компанию взволнованные и радостные.
Как только корабль очу¬тился среди айсбергов, на нем вся изменилось. Боль¬шие перемены обнаруживаешь на только в чисто внешних приметах — в том, что все напеди теплые зеленые куртки, черные меховые шапки, яловые сапоги, или в том, что наглухо закрыли в каютах и салонах окна,— а в той внутренней собран¬ности и озабоченности, которые охватили моряков и полярников. До «земли тайн» оставались мили, и на карте Антарктиды, вывешенной у входа в судовой клуб, был отмечен циркулем последний участок до острова Дригальского, к которому шла «Обь».
И. И. Черевичный отдал приказ готовить и полетам вертолет. На специальной площадке, надстроенной поверх кормы, собрались авиаторы. Там на площадке находятся два больших зеленых ящика с деталями вертолета. Вмиг разобрали задние стенки ящиков, и показались детали красного вертолета с черной надписью: «СССР Н-69». Нужно было сочленить длинный трубчатый хвост с фюзеляжем, поставить на место вертикаль¬ный винт, А ветер, резкий, порывистый ветер с мелким снегом, бил в лицо, тщился свалить с ног.
Руководство экспедиции решило не только пустить вертолет, но при первом удобном случав высадить авиационный отряд для обследования побережья моря Дэвиса и поисков места высадки экспедиции. Началась подготовка транспортного самолета «Ли-2» и зеленокрылого биплана «АН-2», горючего, палаток, продовольствия.
В это же время радисты берегового радиоотряда под руководством И. М. Магницкого занялись подготовкой радиотелефонных станций для связи с береговой партией, которая высадится на землю с корабля.
Заглядываем в каюту, где живет доктор физико-математнчесних наук А. М. Гусев. Около письменного стола, заполненного нартами, книгами, стоят лыжи с при крепленными к ним башмаками. Тут же видны альпинистская веревка и горные ботинки с громадными стальными шипами для хождения по крепчайшему антарктическому льду. Профессор Гусев не только ученый, но и опытный альпинист. Он будет зимовать на материке, вести научные наблюдения, проверять теоретические расчеты в области атмосферной циркуляции. Профессор собирает вещи, книги, карты. Он готов сойти на «землю тайн».
В каюте № 15 я живу с третьим механиком корабля Л. Н. Гавриловым и начальником радиоотряда береговой партии И. М. Магницким. Он утвержден начальником отделения связи в Мирном — так будет называться поселок на материке. Как начальник отделения связи, Магницкий получил в министерстве печать, штампы, бланки для приема телеграмм, писем, бандеролей. Мой заботливый сосед в день Нового года в виде шутки прислал мне новогоднюю открытку, погасив на ней марку своей металлической печатью, на которой вырезано: «Антарктическая экспедиция». Это была первая операция будущего отделения связи. Первая почта будет отправлена из поселка Мирный не с флагманским кораблем «Обь», на котором мы идем первыми к заливу Депо в море Дзвиса, а на дизель-электроходе «Лена», следующем за «Обью». На «Лене» плывут зимовщики, но по прибытии и месту все они примут участие в разгрузке тысяч тонн грузов. Затем «Лена» отправится на родину вместе с рефрижератором № 7, а флагманский корабль «Обь» уйдет в большое плавание для ведения комплексных исследований в океане. «Обь» придет на родину позже «Лены» месяца на два—три.
Через сутки после встречи с первым айсбергом «Обь» вошла во льды. Серые и белые ледяные поля заполнили
океан, скрывались за горизонтом в тумане. Началось маневрирование среди льдин, машина то ускоряла ход, то замедляла. «Обь» обходила тяжелые глыбы, выбирала разводья, осторожно раздвигала промороженные
плиты. Белой ночью на одной из льдин мы увидели первого пингвина. Около голубовато-зеленого среза льдины стоял одинокий белобрюхий, с темной спиной, хохлатый пингвин и удивленно смотрел на корабль, ломавший льды. Вдруг пингвин опустился на ласты и, смешно извиваясь, вздрагивая, пополз по снегу, потом вскочил, распрямился и посмотрел снова на судно. А на следующий день, когда «Обь» вошла в сплошной лед и стальной форштевень принялся колоть, рубить и ломать ледяные массивы, пингвины встречались почти непрерывно.
...Четвертое января — хмурый студеный день. Весь день корабль рушит льды, раздвигает и рубит их, гонит прочь от себя пингвинов и тюленей. А к вечеру каюты и салоны облетает радостная весть: тяжелые льды пройдены, форсирование ледяного пояса заканчивается. До острова Дригальского остается несколько миль...
Утром пятого января, миновав остров Дригальского, «Обь» вошла в залив Депо моря Дэвиса.
Борт дизель электрохода «Обь».



Информация о участии Н-69 в 1 КАЭ - видимо ошибка автора - спутал с Н-86.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

След.

Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения