Н-477 (Ил-12Д) и Як-14

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-477 (Ил-12Д) и Як-14

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Апрель 2008 20:57

Ил-12Д Н-477

Альбом: «В центре Арктики», "Правда", Москва 1955
Фотограф - Я.Рюмкин
"Станция "Северный Полюс - 4"

 н-477.jpg
Слева - виден хвост борта Н-477, характерный для буксировщика планеров Ил-12Т или Ил-12Д.

В ВВЭ "Север-6" были использованы четыре планера Як-14 и соответственно четыре Ил-12Д, часть из которых была из ВВС. а не ПА:

http://www.airwar.ru/enc/glider/yak14.html

...Перелет 1950-го был как бы пробой сил перед еще более сложным и длительным перелетом 1954-го, почти через всю страну с Запада на Восток на более груженых Як-14. Они были единственными летательными аппаратами, способными перевозить в неразобранном состоянии крупногабаритную технику. "При выполнения погрузочно-разгрузочных работ планеры могли приседать, делая это нехотя, как слон. Для этого выпускался сжатый воздух из опор шасси, - рассказывал бывший планерист Ю.А.Фенстер. - Для подъема планера силы сжатого воздуха не хватало, и на помощь приходили с десяток солдат. Они поднимали его за подкосы крыла, поочередно с каждой стороны". Второй перелет выполнялся на четырех Як-14 и Ил-12Д на дрейфующую станцию СП-4. Як-14 позволил доставить на дрейфующую льдину бульдозер в неразобранном виде, что не могли сделать самолеты того времени. При подготовке к перелету на планерах возили артиллерийские самоходные установки весом 3,5 т. Аэропоезда отрабатывали необычный вид посадки - самолет садился вместе с планером "на привязи". В повседневной летной практике этот способ никогда не применялся - на предпосадочной прямой тяжелый «Як» отцеплялся от буксировщика, планировал и после посадки, совершив короткий пробег, отруливал в сторону, освобождая полосу следовавшим за ним планерам. Буксировщик, делая круг, проходил над аэродромом, где сбрасывал буксировочный трос.

На аэродроме Мясново загрузили планеры. Буксировщики при этом должны были лететь пустыми - иначе не полагалось. В "Як", командиром которого был Н.И.Максимов, загрузили взрывчатку и компрессор, а в планер Ю.И.Дудулина - оборудованный под снегоочиститель ГАЗ-69. Подготовкой к перелету и самим перелетом руководил командующий военно-транспортной авиацией Скрипко. Непосредственное руководство осуществлял генерал Логинов, ставший впоследствии министром гражданской авиации. И вот наступило 10 марта 1954-го. Один за другим выруливают на взлетную полосу буксировщики "Илы", к которым цепляют груженные планеры. Командиром головного самолета в обоих экспедициях был Герой Советского Союза А.Н.Харитошкин. Первым отрывается планер М.С.Павлухина и А.И.Алышева. На разбеге планеристу нужно следить, чтобы не оказаться выше "Ила". В противном случае "Як", оказавшись выше буксировщика, не позволит самолету оторвать от полосы носовую опору шасси и оторваться от ВПП. Хорошо, если размеры полосы позволят прервать взлет, а если нет, то трагедии не избежать. Но все заканчивается хорошо, и по близлежащим к аэродрому частным домам волной катится дребезжание оконных стекол от шума вращавшихся на максимальных оборотах винтов. Вслед за ними взлетают аэросцепки командиров экипажей Г.И.Гладкова, и Ю.И.Дудулина, А.И.Леошко и Н.И.Максимова, В.Ф.Родина и Ю.Г.Трещекина.

Построившись, аэропоезда прошли над городом и постепенно растаяли в воздухе. Через четыре часа полета первая посадка в Казани. На следующий день перелетели в Свердловск, а затем и в Омске. Взлетев с Омского аэродрома, аэросцепки вышли на Транссибирскую железнодорожную магистраль, летя над которой, добрались до Новосибирска, и, заправив самолеты горючим, продолжили путь вдоль Транссиба, к вечеру добравшись до Красноярска. На следующий день взяли курс на север, вниз по заснеженному Енисею и через три с половиной часа были в Подкаменной Тунгуске. Участок перелет с Подкаменной в Игарку был самый трудный. В районе впадения Нижней Тунгуски в Енисей попали в облачность. Исчезла видимость как земли, так и соседних аэропоездов. Экипажи аэропоезда, где командиром планера был Дудулин, потеряв ориентировку, приняли решение садиться в Туруханске. Получив об этом известие, на Туруханском аэродроме для обозначения полосы зажгли расставленные вдоль нее бочки с бензином. Остальные экипажи, хотя и с большими сложностями, но все же долетели до поселка Игарка, куда, как только позволила погода, перелетел и отставший экипаж. Мороз в Игарке стоял арктический -49° С. Весна сюда еще не добралась. 20 марта взлетев, взяли курс на Хатангу, но над Енисеем попали в обледенение. Планеры не имели антиобледенительной системы, но все обошлось. Свернув в сторону, выскочили из облачности и, пройдя над таймырской тундрой, благополучно сели в Хатанге, откуда на следующий день перелетели в Мыс Касистый, достигнув моря Лаптевых. Через двое суток перелетели в бухту Тикси к устью Лены.

Через день, пролетев над закрытыми ледовым панцирем, губой Буор-Хая и Янским заливом, а затем искрящейся в солнечных лучах ослепительно-белой снежной равниной якутской тундры, достигли поселка Чокурдах в низовьях реки Индигирки и, заправившись, в этот же день приземлились в Крестах Колымских. Из Певека 26 марта перелетели вдоль скалистой береговой полосы на мыс Шмидта. Здесь планеры оставались до 1 апреля, а экипажи самолетов переключились на другую работу. Перед этим полярный летчик Масленников на Ли-2 разведал льдину, на которую 6 апреля самолетом перебросили роту солдат для подготовки ВПП к приему планеров. Так начала действовать СП-4. Ее начальником был Е.И.Толстиков. 9 апреля была организована высадка на дрейфующую льдину СП-3, а спустя два дня пришла очередь планеров. На планер Первухина погрузили с перегрузкой бульдозер, при этом верхние траки гусениц пришлось снять, уложив их в другой планер, но даже в таком облегченном виде его вес на 700 кг превышал грузоподъемность планера. Пришлось пойти на нарушение.

Бульдозер привезли на Шмидт в разобранном виде по частям четыре самолета, а доставить его на льдину оказалось возможным одним планером. В другие планеры загрузили двигатели с электрогенераторами, буровой станок и РЛС системы посадки. Перед вылетом прицепили новые буксировочные тросы, обвитые вокруг проводами самолетного переговорного устройства для связи экипажей буксировщиков и планеров. Обычно для этого использовали радиостанции, но перед таким ответственным полетом связь для большей надежности решили продублировать. После взлета с Мыса Шмидта, взяли курс на дрейфующую льдину СП-4. Летели над нагромождением торосов. Если бы пришлось отцепляться, трудно было бы избежать неблагоприятного исхода. Через 4 часа 40 мин. планеры произвели посадку на ледовом аэродроме, а буксировщики после отцепки вернулись на остров Врангеля. Всего воздушная экспедиция пробыла в воздухе 109 часов 21 мин. (по времени экипажа Як-14 Трещекина - Курманаева).

 як-14.jpg
Выглядело это примерно так.

Источник: Константин Г.Удалов, Ростислав В.Мараев, "Пассажирский первенец Ильюшина", "Авиация и Время" 5/2000
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-477 (Ил-12Д) и Як-14

Сообщение Александр Андреев » 07 Декабрь 2010 00:51

 n477_1.jpg
 n477_2.jpg
Кадры из фильма "В центре Арктики", ЦСДФ, 1955г.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-477 (Ил-12Д) и Як-14

Сообщение SVF » 08 Январь 2012 13:56

Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1951 г.

Самолет "Н-477".
Пилот К.М. Лебедев. Штурман П.И. Беляков. Гидролог И.П. Романов.

11 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Тадибе-Яга.
13 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - м. Косистый.
15 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
17 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
19 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
20 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
21 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
23 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
24 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
24 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
26 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
27 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
28 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
29 августа. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - о. Диксона.

[Ледовый ежегодник 1950/51 года. Наблюдения над состоянием льда в советских арктических морях зимой 1950/51 года и в навигацию 1951 года. Под ред. Г.А. Баскакова. Л., Морской транспорт. 1956 г.]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-477 (Ил-12Д) и Як-14

Сообщение SVF » 08 Январь 2012 22:44

Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1952 г.

Самолет "Н-477"
Пилот Б.С. Осипов. Штурман В.П. Падалко. Гидролог К.Н. Михайлов.

25 февраля. Место вылета - Амдерма. Место посадки - м. Желания.
26 февраля. Место вылета - м. Желания. Место посадки - о. Диксона.
27 февраля. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.
28 февраля. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Усть-Таймыра.
29 февраля. Место вылета - Усть-Таймыра. Место посадки - б. Тикси.
1 марта. Место вылета - б. Тикси. Место посадки - б. Тикси.
2 марта. Место вылета - б. Тикси. Место посадки - м. Косистый.
4 марта. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - Усть-Таймыра.
6 марта. Место вылета - Усть-Таймыра. Место посадки - Амдерма.
7 марта. Место вылета - Амдерма. Место посадки - Архангельск.

[Ледовый ежегодник 1951/52 года. Наблюдения над состоянием льда в советских арктических морях зимой 1951/52 года и в навигацию 1952 года. Под ред. В.А. Ведерникова. Л., Морской транспорт. 1956 г.]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-477 (Ил-12Д) и Як-14

Сообщение Dobrolet » 07 Май 2013 17:00

Адольф Милованов пишет:
РГАЭ, оп. 2, фонд 9570, дело 3831. 104л.
Приказы 1с-51с нач. УПА за 1951г.
№5с. 24.1.1951г. «О закреплении самолётов ПА за АГ УПА».
В целях упорядочения учёта СМП УПА, - ПРИКАЗЫВАЮ:
Числить на балансе авиагрупп на 1 января 1951 года самолёты в следующем порядке:

П. 1. Московская АГ. Самолёты Ил-12 (Всего 1-12: опозн. знак Н-… - зав. №…)
477-30182
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09


Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения