Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Ноябрь 2009 19:31

Купецкий В.jpg
Купецкий Валерий Николаевич
12.11.1929 — 11.09.1999

В библиотеке: В Арктику мы вернемся http://www.polarpost.ru/Library/Kupetsk ... tskiy.html
Автор: Валерий Николаевич Купецкий, составитель М.А.Ильвес.
Источник в сети: —
Выходные данные: "В Арктику мы вернемся" [сб.ст.]/Валерий Купецкий, [сост. и ред. М.А.Ильвес], Магадан, ООО «Новая полиграфия», 2005 -299 с. ББК 26 89(00)
© Составитель М.А.Ильвес

Аннотация: «Автор этой книги Валерий Николаевич Купецкий много лет возглавлял оперативную группу Штаба морских операций Восточного сектора Арктики в Певеке. В его задачу входила проводка морских судов по одной из самых тяжких транспортных магистралей планеты - Северному морскому пути.
Опираясь на труды выдающихся полярных исследователей он разработал собственную методику ледового прогноза воплотив тем самым усилия своих предшественников в практику арктического судоходства. Здесь он увлекательно рассказывает и о своей методике и о тех благодаря кому она родилась.

Идея издания этой книги принадлежит Калерии Николаевне Купецкой - сестре автора.
В подготовке материалов также участвовали И.А.Суслова, О.Н.Семенова, Л.С.Калесник, А.В.Дорофеев».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Ноябрь 2009 19:32

из сборника «В Арктику мы еще вернемся»
http://www.polarpost.ru/Library/Kupetsk ... tskiy.html

Его солнце, его льды
Михаил Ильвес.

Как вы думаете, трудно ли составить прогноз погоды? Вот несколько авторитетных мнений по этому поводу.

«Чтобы предсказать погоду на сутки, надо собрать сведения с метеостанций в радиусе минимум тысяча километров. Для более долгосрочного прогноза необходимо исследовать целое полушарие, а то и весь земной шар». Так считает руководитель Госкомгидромета. А вот что говорит директор Гидрометцентра страны: «Чтобы создать прогноз на срок от одного до трех суток, мы обрабатываем данные, поступившие примерно от 10 тысяч гидрометеорологических станций».

Тут речь идет, как вы заметили, о днях. Но может быть, легче обстоит дело, когда рассматривается прогноз на годы? Ничего подобного, оказывается. Участники международной научной конференции в Женеве, например, пришли к выводу, что к 2030 году среднегодовая температура на нашей планете повысится на 4,5 градуса. А ученые Кильского университета, рассмотрев периодичность 26 глобальных похолоданий последних трех миллионов лет, определили, что сейчас Земля находится на пороге нового оледенения. Вот так! Наверное, все-таки прав был президент Академии наук СССР С. И. Вавилов, когда сказал однажды: «После расщепления атомного ядра самой трудной задачей для человечества станет прогнозирование погоды».

Конечно, он был прав — эта на взгляд простенькая задачка не решена еще и сейчас. Но вот что поразительно: есть люди, которые все же делают точные прогнозы. Например, еще в 1980 году прогноз ледовой обстановки для всего Северного морского пути сделал географ из чукотского города Певека Валерий Николаевич Купецкий. Причем на целых 30 лет вперед!

А надо сказать, что Валерий Николаевич был не просто географ, а начальник оперативной группы Штаба морских операций Восточного сектора Арктики и за прогнозом, который он выдавал морякам, стояли огромные ценности — пароходы вместе со всеми их грузами, ледоколы, самолеты ледовой разведки и жизнь сотен и сотен людей. За все это он в полной мере отвечал. И ни разу -ни разу (!) по большому счету не ошибся. Как удавалось ему сочетать такую точность при столь высокой ответственности? Мы с ним много говорили об этом — и у него в Певеке, когда я попадал туда в командировку, и у меня в Магадане, когда он приезжал сюда по делам службы. И я постепенно начал понимать, что в основе успеха его предсказаний лежали два момента: во-первых, он быстро осознал огромное значение солнечно-земных связей и умело использовал эту новую методику, а во-вторых, сама природа его мышления позволяла ему на основе, казалось бы, незначительных частностей делать глобальные обобщения.

Больше тридцати лет водил Купецкий суда по Северному морскому пути, но потом его сердце не выдержало, и врачи потребовали, чтобы он вернулся туда, где родился и где ждала его квартира, — в Петербург. Он подчинился им и переехал. Но письма, которые я получал оттуда, говорили о полной его растерянности -оставшись один на один со своим больным сердцем, он оказался без любимого дела. И совершенно не знал, где можно было теперь приложить ему свой могучий мозг. В какой-то момент я заметил, что писем от Валерия Николаевича давненько нет — месяца три, наверное. Но и после этого должно было пройти еще какое-то время (как мы все-таки невнимательны бываем друг к другу!), чтобы я собрался наконец позвонить в Петербург. И узнал, что он недавно скончался. Обширный инфаркт — увы, нередкий исход для тех, кто возвращается домой после долгой жизни на Севере.

Для меня это был тяжелый удар. Но я убежден, что еще большую потерю понесла наша наука. А еще больше — практика северного судовождения. И сейчас я хочу отдать его памяти должное. Я просто обязан это сделать. Потому что хорошо знал этого выдающегося человека. Потому что и многие магаданцы знали его. И еще потому, что вряд ли кому-то здесь известно, что с нами его уже нет.

Купецкий окончил географический факультет Ленинградского университета, там же защитил кандидатскую диссертацию и сразу после этого поехал на работу в Певек. У всех других этот процесс обычно проходит в обратном направлении: диссертация делается в глубинке, а после этого человек переезжает в благословенные края и уже в комфорте и спокойствии безбедно доживает вторую половину своей жизни. Но, чтобы выбрать именно такой банальный вариант, совсем не нужно было быть Купецким.

Купецкому повезло с учителями. Лекции в университете ему читал Визе — легендарный полярник, выдающийся ученый, еще сподвижник Седова по его борьбе за покорение Северного полюса. Работал он с Евгеновым — научным руководителем знаменитой экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», одним из авторов последнего на Земле большого географического открытия — в 1913 году он нашел архипелаг Северная Земля. Учился он на работах Оля — безвестного геофизика, выстроившего 11-летние солнечные циклы в систему, которой подчинены, как выясняется сейчас, все природные явления. Но это только кажется, что Купецкому с учителями повезло. На самом же деле он выбирал их сам, и выбор этот оказывался правильным. Так он обеспечивал то, что мы называем сейчас преемственностью поколений.

Сила, которая вела Купецкого по жизни, именуется радостью удивления. Как-то в руки ему попалась научная работа, которая называлась так: «Уровень африканских озер и условия плавания в Арктике». Прямо-таки в огороде бузина, а в Киеве дядька. Но статья потрясла его и заставила задуматься. Он начал искать связь в столь далеких, казалось бы, по отношению к Земле явлениях природы. Так он пришел к осмыслению роли, которую на Земле играет Солнце. Так вышел на собственную дорогу в науке. И оказалось она невероятно удачной.

Он обожал свою невообразимо трудную работу. Он говорил: — Вот откроется навигация, и начнется праздник!

Как вы думаете, где льды Северного океана достигают наибольшей мощности? Логика подсказывает, что это должно быть в его центре. Однако, изучив работу системы воздействия циклонов и антициклонов над Арктикой, Купецкий пришел к выводу, что как раз в районе полюса льды должны быть разреженными — ветры прижимают их с одной стороны к берегам Чукотки, а с другой — к берегам Гренландии, где образуются труднопроходимые для судов ледовые массивы. И предложил морякам проложить кратчайший путь из Северной Европы в Северную Америку именно через полюс. Это было давно. Сначала по этой дороге несмело прошел один корабль. Потом второй. Потом десятый. Сейчас это уже хорошо проторенный маршрут — его используют даже путешествующие к полюсу туристы. А начинался он с гениальной догадки Купецкого. И таких открытий у него много. Потом в Петербурге он защитил и докторскую диссертацию, и я уверен, что он мог бы сделать это десять раз и каждый раз на новую тему.

Это был человек, рабочими инструментами которого были солнце и ледокол, а рабочим местом — целый океан.

Купецкий еще в 1982 году предупредил о тяжелых ледовых условиях следующего года, но мы, как известно, часто умны бываем задним числом. В результате теплоход «Нина Сагайдак» льдами был раздавлен, а многие другие суда покалечены. Валерий Николаевич находился тогда в некотором раздвоении: с одной стороны, правильное предсказание, с другой же — такие потери. Навигацию 1984 года он ожидал тоже нелегкой и не ошибся, но потерь удалось все же избежать. Любопытно, что одна из уважаемых газет, опубликовавшая его прогноз, получила тогда анонимку (что тоже небезынтересно: если прогноз удостаивается и этого жанра, то он чего-нибудь да стоит!) — ее автор язвил: обещали тяжелые льды, а все прошло хорошо. Он просто не знал, что причиной успеха был не легкий лед, а более тщательная подготовка к навигации. И это тоже была победа Купецкого.

Как все-таки богата многострадальная земля российская на таланты! И сколько таких вот людей уходит от нас в несправедливую безвестность. Почему так происходит? От обилия талантливых людей в стране? Или от обилия несправедливости в государстве? «Почему, — спрашивал я его, — солнечная методика Оля до сих пор не получила признания, несмотря на очевидные подтверждения практикой?» «Для этого, — отвечал Купецкий, — автор идеи сначала должен умереть». И я знал, что сам он поздравляет старика Оля с каждым днем его рождения, одновременно утешая его: «Примите глубокую благодарность за Ваши открытия, которые помогают нам в борьбе со льдами».

Прогнозист всегда представляет собой очень удобный объект для критики. И совсем другое дело судовые капитаны -они просто рождены для славы и орденов. А было их в те времена множество — целое созвездие. Тем не менее в нашей Арктике не было человека более уважаемого и более яркого, чем Купецкий. И более невзрачного одновременно. Я помню, что однажды с трудом уговорил его сфотографироваться. И теперь этот единственный сохранившийся снимок украшает обложку учебника по географии Чукотки, который Купецкий подарил школам этого округа и по которому племя младое учится теперь любить и понимать свой суровый край.

Кстати, еще в советские времена Купецкий умудрился опубликовать отчет об одной из самых успешных экспедиций в Северном Ледовитом океане — экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Она замалчивалась у нас десятки лет только из-за того, что одним из ее руководителей был будущий белый адмирал Колчак. Издав научный отчет об этом историческом событии, Купецкий, по сути, воздвиг ему достойный памятник. Я уверен, что памятника достоин и он сам. И об этом его друзьям стоит подумать. Как-то Купецкий прислал мне свою статью. В ней говорилось о катастрофах самолетов ледовой разведки. Он перечислял эти трагические события и называл погибших товарищей: 1959 год — о скалу мыса Шалагского разбивается Ли-2, 1963 год — на ледник Земли Франца-Иосифа падает Ил-14, 1981 год — катастрофа на Шантарских островах в Охотском море, 1989 год — авария на Чукотке... В статье Купецкий ставил вопрос об устаревшей авиационной технике, на которой гидрологам приходилось выполнять ледовую разведку. И вот 6 июля 1990 года терпит бедствие последний в Арктике Ил-14. А вместе с ним — и Купецкий, на борту которого он летел. Но удача на этот раз сберегла его. Как оказалось, на целых 10 лет.

Передо мной лежит отпечатанный на машинке и никогда не опубликованный труд Купецкого — прогноз ледовой обстановки всего Северного Ледовитого океана до 2010 года. Его предисловие открывается такими словами: «Этот прогноз составлен из личного любопытства, а также по просьбе начальника администрации Северного морского пути и начальника Штаба морских операций Восточной Арктики».

Купецкого уже нет, а по его прогнозу еще будут плавать в океане корабли. Целых несколько лет. А могли бы и 100. Просто он не все успел...

Я сказал — могли бы... Но тут я, кажется, был не совсем точен Дело в том, что к тому времени, когда Валерия Николаевича не стало, Севморпуть уже не был «магистралью века» — они умирали почти одновременно...

Вот печальная статистика: если в 1987 году, самом продуктивном для Ледовитого океана, в его порты было завезено 6,6 млн тонн грузов и задействовано 331 судно, совершившее за навигацию 1306 рейсов, то спустя 10 лет объем перевозок уменьшился почти впятеро, число судов — почти в семь раз, а количество рейсов — в девять. Все это стало результатом неумелой политики. Но ведь еще Ломоносов говорил, что могущество России будет прирастать Сибирью. А Севморпуть — одна из ее составляющих...

— Но мы еще вернемся туда, — сказал мне недавно бывший начальник администрации Северного морского пути В. В. Михайличенко. — Обязательно вернемся. Жизнь заставит!

Этой мыслью и обоснован заголовок книги. Публикации Купецкого, я уверен, помогут нам и здесь.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Ноябрь 2009 19:34

"Регионы", выпуск от 28 ноября 2000 г.
http://regions.ng.ru/time/2000-11-28/7_issledovat.html

Талантливый ледовый исследователь
У Валерия Купецкого было свое дело, которому он служил всегда и везде - география
Евгений Рожков
Анадырь

Известия бывают самые разные. Узнав от встреченного в октябре в Анадыре начальника "Чукоткгидромета" Александра Некрасова, что Купецкого больше нет, я испытал шок. Он умер 11 сентября 1999 г. в родном Питере. До своего семидесятилетия не дожил без одного дня два месяца.

Валерия Николаевича я знал более двух десятков лет. Сначала шапочно, затем было несколько неофициальных встреч в кругу общих знакомых. Мои симпатии к нему все время крепли. Я не пропустил ни одной из его многочисленных статей, опубликованных в газетах, а дома складывал их и хранил.

Я думаю, дело ученых-коллег Купецкого - оценить его научные достижения. Я же лишь очень коротко обозначу их. "Стационарные полыньи в замерзающих морях" - тема его кандидатской диссертации, "Ландшафты замерзающих морей" - докторской. Кроме газет его статьи публиковались в "Справочниках по гидрометеорологическому режиму морей Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского", в руководствах по составлению краткосрочных прогнозов для арктических морей и многих других. Его считали непревзойденным мастером прогнозов. Не случайно с самых разных континентов, где только работали отечественные суда, его просили дать погоду на предстоящую навигацию.

Еще академик Вавилов говорил, что "...после расщепления атомного ядра долгосрочные прогнозы - это самая трудная вещь". Еще в начале 80-х по просьбе тогдашнего руководителя администрации Севморпути Чебакова и начальника штаба морских операций Восточной Арктики Жеребятьева Валерий Купецкий составил прогноз до 2012 года.

Доктор географических наук, действительный член Географического Общества, почетный полярник, лауреат Государственной премии им. Шокальского Валерий Николаевич Купецкий более 20 лет возглавлял научно-оперативную группу Восточного штаба морских операций. На самолетах ледовой разведки он налетал свыше 6 тыс. часов, на ледовых вертолетах - более 500 часов. В 1990 г. один из его полетов едва не закончился трагически.

Рассказывая о Купецком, невозможно обойтись без исторических параллелей. Создателем самого штаба в Певеке был Николай Иванович Евгенов - крупный ученый и полярник, руководитель зимовавшей в 1932 г. в Чаунской губе первой северо-восточной экспедиции Наркомвода. Поразительно, но так сложилось, что Валерий Купецкий всю свою жизнь шел по тому пути, по которому ранее прошел Николай Евгенов.

Судьба свела этих людей еще в 1957 г. Выпускник Ленинградского отделения Государственного океанографического института, кандидат наук Купецкий оказался самым надежным и верным помощником профессора Евгенова, уже несколько лет занимавшегося сбором и обработкой материалов знаменитой экспедиции 1911-1915 гг. на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач", участником которой он был. Значение материалов этой экспедиции в освоении Севморпути уже тогда трудно было переоценить. И этот бесценный опыт, руководство по мореплаванию, пылился в кабинетах чиновников. Полярники, в том числе и Купецкий, убеждены, что умолчание об этой экспедиции минимум на полвека задержало развитие северного мореплавания. Не исключено, что главной причиной молчания был командир одного из ледоколов - адмирал Колчак. В 30-е годы пострадал и Николай Евгенов. В течение восьми лет ему пришлось испытать лагерную жизнь.

В 1985 г. совместная книга Николая Евгенова и Валерия Купецкого "Научные результаты экспедиции на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в 1911-1915 годах" вышла в Ленинградском отделении издательства "Наука". Именно за эту книгу авторы стали лауреатами Государственной премии им. Шокальского.

Валерий Николаевич Купецкий родился в Ленинграде 12 ноября 1929 г. В Великую Отечественную войну находился в блокадном Ленинграде. В 1953 г. окончил Ленинградский государственный университет по специальности географ. Работал в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте, всю жизнь посвятил изучению Арктики. С 1954 г. его жизнь была связана с городом Певек, куда он прибыл в качестве судового гидролога на теплоходе "Лена".

Он был счастливым человеком. Не раз мне приходилось слышать от него, насколько важно найти человеку свое дело и всю жизнь заниматься им. У Купецкого было свое дело, которому он служил всегда и везде. Благодаря своим научным трудам, практической деятельности доктор Валерий Купецкий, по мнению многих, органично вписывается в строй выдающихся российских полярников: Шокальского, Оля, Буйницкого, Визе, Евгенова, Анжу, Вилькицкого.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Ноябрь 2009 19:43

Николай Андреевич Шлиппенбах, "Путешествие во времени, далеком и близком."

    Эта книга повествует о многих известных личностях - военных, общественных деятелях, учёных, охватывая период с начала 18 века до конца 20-го. Много места уделено воспоминаниям о выдающихся артистах оперы и балета, а также другим интересным людям нашего времени. Книга рассчитана на широкий круг читателей
http://www.shlippenbah.narod.ru/k2part7-4.htm

Валерий Николаевич Купецкий


Стихами гордый сын эфира
Во льды радировал судам
В какой высокой точке мира
Возможен путь по полыньям,
К какой стремится параллели
Массив непроходимых льдов.
Прогноз в стихах - на две недели,
В расчетах - на года готов.

Н. Нижний."Валериада"



Примерно в те годы, на которых я остановился в рассказе о Косте Полякове то есть в конце 70-х, Валерий Купецкий, к тому времени признанный ученый в области долгосрочных прогнозов ледовой обстановки в Арктике и заслуженный полярник, сказал мне при встрече, что страна наша катится вниз по наклонной плоскости под углом в 45 градусов. Процесс этот необратим, и развал экономики приведет страну к краху.

Его политический прогноз оказался точен, как и долгосрочные ледовые. В 1991 году мы в этом убедились. Никакая перестройка уже не могла спасти страну от развала. Спад навигации ощутил на себе и Певек, самый северный порт азиатского материка, где находится штаб морских операций восточной Арктики, и где долгие годы работает ученый и практик доктор географических наук Валерий Николаевич Купецкий.

Но подлинная наука не может быть подвержена спаду. Об этом свидетельствует и Вавин неувядающий оптимизм. 91-й год по восточному календарю - год Козы. Возвращают нас к нему оптимистичные строки Вавиного письма к Вите Сморкачеву.

    Специалисты по морозу,
    Перелопативши азы,
    Предупредят погод угрозы
    В грядущий Новый год Козы.
В Арктике, как отмечал вернувшийся оттуда журналист Юрий Тепляков, "...стихам особый почет и уважение. Почти каждое событие имеет свой стихотворный памятник. Пишут, тут же подшучивая друг над другом". Радиограммы Вава посылал рифмованные. И, как правило, ответы от капитанов ледокольных судов тоже получал в стихах. Как-то по случаю удачного высвобождения каравана судов из ледового плена Вава радировал:

 kupezki1-s.jpg

Валерий Николаевич Купецкий
    Весь мир в восторге, как красиво
    Вы проломали два массива!
И тут же получил ответ капитана:

    Прогнозы точные давали.
    Они нам очень помогали.
    Науку высоко ценю.
    Иду домой. Благодарю!
Подобной "радиопереписки" в штабе морских операций за годы набралось на целые тома. Юмор, взаимная поддержка в тяжелые минуты - как универсальное лекарство. А тяжелых минут в штабе морских операций и на кораблях предостаточно.

Если караван судов не сумеет преодолеть отмеченный на карте участок пути в указанный штабом морских операций срок, положение может осложниться. Плотная масса движущихся льдов станет не только непроходимой, но и опасной. Тогда в борьбу за спасение судов из ледового плена вступает гидрометеослужба и ледовая разведка в лице Купецкого.

Обширность его научных знаний была прямо-таки энциклопедической. Она не ограничивалась метеорологией и океанографией, а распространялась на физику и биологию. Он хорошо владел гидрологическими знаниями о процессах планетарного масштаба. Недаром одна из его работ посвящена тепловому режиму Мирового океана.

Глубинные атлантические воды, сделал вывод Купецкий, влияют на особенности полярного климата в равной мере, как глубины Индийского океана влияют на атлантические. Применив эти научные данные к разработанной им матрице зависимости погодных условий от 22-летнего цикла солнечной активности, Валерий Купецкий добился хорошей оправдываемости ледовых прогнозов. Круглогодичное "дыхание"Северного Ледовитого океана за годы работы в Певеке изучено им досконально. Именно его прогнозам безоговорочно верили мореплаватели. И ни шагу - без рекомендаций Купецкого.

 kupezki2-s.jpg

Что сталось с Россией!? Его давний политический
прогноз оправдался, как и долгосрочные ледовые
Но вот нагрянули сложные 90-е годы. Давний Вавин политический прогноз оправдался. Мощная когда-то промышленная держава оказалась у разбитого корыта. Навигация на Севморпути значительно сократилась. Промышленность постепенно разваливающаяся в годы "развитого" социализма, впоследствии названного "годами застоя", ныне рухнула в одночасье. Гайдаро-чубайсовские рыночные отношения приняли криминально-грабительские формы. Термин "прихватизация" стал идиомой, вошедшей в язык наравне с длиннобородыми, как, скажем, "Сизифов труд" и "Прокрустово ложе".

В "Прокрустовом ложе", наряду с купленными за бесценок круп-нейшими заводами, с проданной в частные руки нефтяной и газодобывающей промышленностью, дававшей основной доход государству, оказался и экономически выгодный Севморпуть.

Но не в натуре полярников пасовать перед трудностями. Когда трудно, на помощь приходит юмор. Стихотворение Вавы, по поводу наступившего года Козы заканчивалось так:

    Судьбе смотрели мы в глаза,
    Когда сулила нам грозу.
    Дай Бог, чтоб новая Коза
    Нам не "заделала козу".
Стихотворение, адресованное Вите Сморкачеву, не осталось без ответа. Тут я позволю себе небольшое лирическое отступление. Витя, как мне казалось, был с молодости далек от общения с музами. И вдруг... Мне ничего иного не остается, как пропеть Вите слова Томского из оперы "Пиковая дама": - "Приятель, поздравляю с разрешеньем столь долгого поста!..". Витя, по примеру капитанов ледовых трасс, разразился стихотворным ответом. Стихи полны язвительного юмора, и отражают ситуа-цию того времени. Да и сами рифмы кое-где будто склянки на корабле отбивают.

    Желаю здравствовать, и быть
    Как прежде, оптимистом.
    Гранит науки смело грызть
    И не ходить к дантистам.
    Не доверять вождям и их
    Подручной своре-братии,
    Когда поют нам акафист
    О пользе автократии.
    Нужны ли будут своре сей
    Ледовые прогнозы?
    Вопрос не праздный, ей-же-ей!
    Где деньги - там и "козы".
Не знаю, может и пора,
Учтя все перемены,
Сказать как в детстве - чур-чура!
И двинуть в бизнесмены.
Глядишь, загонишь полынью
С моржами и тюленями,
Или откроешь бар-ладью
С медвежьими пельменями.
Хоть иногда, но вспоминай
"Державное теченье",
У нас пока не полный рай,
Но будет, без сомненья.
А вдруг, хоть верится с трудом,
Уставши от певекских пург,
Взглянуть захочешь в наш содом,
И явишься в Санкт-Петербург.


Витя, воодушевленный посещением музы, так разошелся, что ответ его пришлось дать в сокращении, и уговорить поставить в тексте возвращенное историческое наименование нашего города, дабы не нарушать временных рамок повествования. А они важны, так как Вава, завершив в Певеке долгосрочный научный прогноз, вернулся в Петербург.

В конце 90-х годов мы виделись часто. Его, как и меня, возмущала ничем не оправданная потеря Крыма, связанного с героическим прошлым России. Несправедливо отошли Казахстану и бывшие целинные земли, не говоря уже о Байкануре под Семипалатинском. Всё это исконно русские земли, притом - на весьма значительной территории. И главное, страну развалили сами же коммунисты. Все теперешние президенты были первыми секретарями партии этих республик. "Союз нерушимый" оказался ими же растасканным на куски, невзирая на проведенный при Горбачеве референдум, где народ высказался за единство Союза.

-Народ и партия едины! - Съязвил Вава, вспоминая затасканный лозунг коммунистов,- Мы-то знали, что он фальшивый, теперь коммунисты сами расписались в том. В Арктике я был далек от политики, занимался делом и наукой по мере сил. Отдушиной была возможность публиковать на страницах местных газет "Полярная звезда", "Чукотская правда" и реже в"Крайнем Севере" материалы по истории освоения Северного морского пути. И заодно пропагандировать научную и практическую важность дол-госрочных ледовых прогнозов.

Вырезки из этих газет Вава мне регулярно высылал. Статьи его были познавательны и интересны.

-Правда, - продолжал Вава, - иной раз политика создавала препоны и здесь. Полярная экспедиция Колчака замалчивалась, как и плавание на пароходах "Таймыр" и "Вайгач". А они очень важны для науки. О значимости долгосрочных прогнозов по солнечной матрице, дающих положительный результат, тоже распространяться не смей. Тут непрошибаемая стена.

Вава вспомнил случай, примерно десятилетней давности, связанный с такой стеной при обстоятельствах, которые, казалось бы, позволяли ее обойти. В 85-м году были с помпой объявлены 27 ударных декад для достойной встречи ХХVII съезда КПСС. Появился реальный повод откликнуться на этот призыв своеобразным подарком съезду, решил Вава, и тем самым доказать общественности точность долгосрочных прогнозов. Для начала, хотя бы на 9 месяцев вперед.

Подарок заключался в том, чтобы опубликовать в местной газете прогноз температуры воздуха в Певеке на каждую из 27 декад , что для подготовки ударного труда в суровом северном порту немаловажно. Газета охотно согласилась. Но недаром говорят: "Москва слухами полнится". Москва быстро пополнилась этим слухом, и столь же быстро отчеканила: - "нет". Так запрет и живет по сию пору.

Частые наши встречи очень приятны, разговоры интересны. Они примечательны тем, что имеют поступательный характер... в обратную сторону, как бы приближая прошлые события к дням сегодняшним. Даже школьные годы вспоминали иногда. Для Вавы они хороши были своей беззаботностью. Годы веселой беспечности казались маленьким затерянным островком в бескрайнем для каждого по-своему бурлящем море. Как было не вспомнить и наблюдаемые смерчи в Сочи, засасывающие огромные столбы воды, и наш тихий островок в Финском заливе, куда мы всей компанией отправлялись в выходные дни.

Островок примечателен тем, что находился в трех шагах от берега и в тридцати километрах от города по сестрорецкой железнодорожной ветке. На нашем островке мы "керосинили" под"шашлык" из грибов, а если не было таковых - то под печеную картошку, вылавливая кильки из томатного соуса.

Такие воспоминания склонили меня и здесь продолжить поступательное движение повествования по нисходящей, чтобы затем, уж не столь скоропалительно, снова подниматься вверх. Подобная синусоида повествования пусть явится хотя бы слабым отражением свойственного Ваве юмора. Итак, направим перо на самое начало, то есть на "докеросинный" период, минуя времена наших первых дружеских застолий.

    Купецкий родился. Еще сам с вершок,
    Но властным "а-а" уже просит горшок.
    Тут случай такой: пролетели года,
    А он всё твердит нам "АА", да "АА".
    С той разницей только, что вместо "пи-пи"
    К "АА" прибавляет он слово "НИИ".
Между двумя этими событиями в "пролетевших годах" были блокадная зима, и нелегкая эвакуация летом 1942 года в городок Южа неподалеку от Шуи в Ивановской области, и веселые юношеские годы учебы в школе, в университете, в аспирантуре, когда Вава жил с родителями на Среднем проспекте.

    Нам Средний проспект тоже дорог и мил.
    Там Вавочка фигой мента одарил.
    Уверен, что Средний тоскует доселе
    По водке с калошами в пухлом портфеле.

Вавины визиты ко мне в первые годы его учебы в университете также не обходились без неотъемлемого атрибута - набитого книгами портфеля. В нем калоши не всегда бывали в наличии, но бутылка водки выуживалась из портфеля обязательно.

Позднее, когда я вернулся из армии, а Вава работал в институте Арктики и Антарктики, былое содержимое портфеля стало преданием, увековеченным в стихах. Институт тогда занимал помещение дворца Шереметьевых. А Вава с Даной жили уже на Тихорецком проспекте. Часто туда не поездишь. Потому встречались мы с ним на Фонтанке в те дни, когда я бывал в типографии. От здания Лениздата не более 15 минут ходьбы до дворца.

    В дворце разместился НИИ, что АА.
    Я помню прекрасные те времена,
    Когда торопился к Фонтанке
    Распить в подворотне полбанки.
    До дома далеко, а здесь - в самый раз.
    Купецкий сказал мне: "Давай! Понеслась!.."

И разве возможно не чтить Тихорецкий,
Где мы за столом "керосиним" с Купецким.
Когда б воедино горючее слить,
Им в Арктике можно все льды растопить!


Стихи эти взяты из поздравительных тостов, написанных по случаю тех или иных памятных событий. В эти годы Вава всерьез занимается наукой, готовится к защите кандидатской диссертации , но шутка всегда оставалась стержневой в его общении с друзьями.

    Вавочка и в чуме,
    И дома за столом
    Весел, остроумен,
    В нем юмор бьет ключом.
    Смешных забав зачинщик,
    Веселый керосинщик,
    Он нараспашку весь.
    Хвала ему и честь!
В навигацию 54-го года он впервые побывал в Арктике. Как аспиранта и сотрудника ААНИИ, его направили в научно-оперативную группу при штабе морских операций в Певеке. Возвращение Вавы оттуда совпало с моей демобилизацией. Мне хорошо запомнились его восторженные рассказы. В ту навигацию он впервые принимал участие в ледовой разведке.

С самолета открывались живописные просторы Северного Ледовитого океана и снежных вершин чукотских гор. Вава подробно рассказывал, как он плавал гидрологом, кажется, на корабле "Лена", по всему Северному морскому пути от Певека до Архангельска. Столь дальний путь с востока на запад даже в летние месяцы был нелегок.

Картина постоянно менялась. Когда начинали дуть северные ветры, ледяные массы надвигались на берег. Тут всё время приходилось быть начеку. Плотные льды не шутка. Либо обходи их севернее, подальше от берега, либо жди изменения направления ветра. А раз так, значит там, на севере, в более высоких широтах, должна быть свободная вода.

Наличие свободной воды, или полыньи, как принято ее называть, стало темой Вавиной диссертации. Несмотря на довольно резкие выступления оппонентов, посчитавших ненаучной ссылку на то, что атмосферная циркуляция и климат определяются солнечной активностью, триумфом кандидата географических наук Валерия Купецкого явилось личное участие в проводке ледокола "Владивосток" в высоких широтах по заприпайным полыньям из Мурманска в Певек. Тем самым молодой ученый доказал, что сроки навигации могут быть значительно раздвинуты.

Быть первопроходцем - всегда риск. Купецкий был настолько убежден в своей правоте, что смело пошел на него. Невыполнимый по мне-нию некоторых влиятельных ученых путь был пройден за три недели. Если бы не постоянные препоны, идея о высокоширотном круглогодовом транзите могла быть реализована значительно раньше.

Со дня защиты диссертации до экспериментального рейса "Владивостока" прошло десять лет. Практически, ледокол отплывал в Певек не из Мурманска, а из Ленинграда, огибая Скандинавский полуостров. Но руководство ААНИИ в ходатайстве визы Купецкому отказало, сославшись на необходимость его присутствия на работе в данный момент. Так что ему, по прибытии ледокола в Мурманск, пришлось лететь самолетом. Но это мелочь в сравнении с неприятием его метода прогнозирования по солнечной матрице, давно применяемом им на практике и дающем положительные результаты. Практикой многолетнего труда им была установлена закономерность влияния циклов солнечной активности на климатические процессы Земли. В основе его метода долгосрочного прогнозирования лежит еженедельная повторяемость смены знаков с плюса на минус межпланетного магнитного поля, так называемого "солнечного ветра".

Геофизические данные свидетельствуют также, что через каждые 14 дней изменяется форма водно-воздушной оболочки Земли. Это, как мне объяснил Вава, позволило выявить закономерности в образовании циклонов и антициклонов. С учетом 22-х летнего цикла солнечной активности не трудно просчитать состояние погодных условий в давно прошедшие времена.

Составленная схема подтвердила идентичность годовых температур в избранных регионах с метеорологическим календарем минувших времен. А раз так, схему можно использовать ив обратном направлении, то есть в сторону будущего.

Отсюда вывод: солнечная матрица должна лечь в основу долгосрочных прогнозов. И Вава стал усиленно работать над совершенствованием своего метода. Прогнозы его оправдывались. Капитаны судов первые воздали им должное. В штаб морских операций Певека постоянно поступали радиограммы о благополучном завершении рейса. "Благодарим за точный прогноз предстоящей ледовой обстановки".

Ободренный такими отзывами, Вава приступил к регулярному составлению долгосрочных прогнозов. В ААНИИ к ним отнеслись скептически. Не приняли всерьез и поданный им прогноз на предстоящий год с ожидаемой тяжелой навигацией. Взяли и положили в стол. Через год составили свой, как всегда на основании данных счетно-вычислительной техники. Прогноз не сулил никаких опасностей.

Раз поступило официальное "добро" на продолжение рейса, ледокол продолжал прокладывать путь каравану. И вдруг в институт поступает сообщение о гибели судна "Нина Сагайдак". Оно затонуло, раздавленное льдами. Идентичный случай произошел также с сухогрузом "Витимлес". Судно, только что построенное и спущенное на воду, затонуло опять-таки по вине поклонников математики, взявших за основу численное моделирование природы.

    Когда б на труды твои раньше взглянули,
    Суда бы сегодня во льдах не тонули.
    Твоих познаний сила
    Всё в корне изменила.
    В плену ледовом корабли
    Науки силу обрели.
    Твои прогнозы капитанам
    Во льдах не сыпят соль на раны.
    Наоборот, спасают их
    В опасности от бед лихих.
Этот стихотворный отрывок взят из "Валерианы", как и все остальные строфы, включая эпиграф.

Подтверждением тому, как капитаны, проводящие суда в сложных условиях Арктики оценивают его работу, служит также радиограмма из Дальневосточного пароходства: "Благодарим совместную работу, качественные прогнозы! Желаем коллективу Певекгидромета здоровья и благополучия". Радиограмма эта была опубликована в газете "Крайний Север". Как же тут было не откликнуться и мне.

    Купецкий прогноз дал на годы вперед,
    Взяв смело активность светила в расчет.
    Когда б институт здесь не ставил подножки,
    Суда шли во льдах как по гладкой дорожке.
    Приятно узнать, что полярные маки
    Отлично цветут в ледяном буераке.
    Ах, если б я мог хоть один этот мак
    Тебе подарить в дружелюбия знак!
Вот как о маках рассказывает сам Купецкий в беседе с корреспондентом газеты "Смена" В. Стругацким. Интервью так и называлось: "Цветы среди льдов".

    "В 1963 году на атомоходе "Ленин" мы рубились в Таймырском массиве. Лед и лед кругом, даже зеленого цвета всё лето не видели. А у капитана ледокола Бориса Макаровича Соколова день рождения.

    Говорю командиру вертолета: "Давай упросимся в ледовую разведку и нарвем цветов". А мне все доказывают: да откуда в этой ледяной пустыне цветы? Но залетели мы на остров Бегичева, в распадочках набрали целую шапку цветов и в день рождения преподнесли их капитану."

Хотя Купецкий добился, наконец , права осуществить высокоширотный рейс, всё же для подстраховки столь необычной экспедиции на случай отсутствия ожидаемой свободной воды, вместе с ледоколом "Владивосток" шел атомоход "Ленин". На нем находился опытный мореплаватель Владимир Константинович Кочетков.

У Новосибирских островов он заметил моржей. Зная, что Купецкий связывает их появление со свободной от льдов водой, радировал на "Владивосток" о наличии целого стада моржей. Значит Купецкий прав - впереди действительно полынья.

Тяжелые льды, скопившиеся у берегов океана, остались позади.

Так были доказаны на деле теоретические доводы Вавиной диссертации о возможности продления сроков навигации. И она действительно со временем была значительно продлена. Раньше начиналась и позднее заканчивалась. Необходимы лишь точные прогнозы. "Нельзя лезть напролом, всегда утверждал Купецкий, надо переждать, зная когда северные ветры сместят ледяные массивы к югу, и наоборот, когда и где южные ветры откроют путь вдоль побережья". А знания эти дает наука, которой Вава целиком посвятил себя.

    Если бы мы подводили итоги
    Дел, уходящей с годами дороги,
    То у Купецкого этот итог
    Затмил бы всю даль и годов и дорог.
    Он свои знанья в расчеты вложил
    И "Арктике" к полюсу путь проложил.
    Трудами Купецкого, это же факт -
    Российский взметнулся на полюсе флаг!
    Часы от министра - достойный итог
    Освоенных новых ледовых дорог.

Это произошло 17 августа 1977 года. Атомный ледокол "Арктика" впервые в истории в свободном плавании достиг вершины планеты.

По предварительным расчетам путь к полюсу предполагалось проложить по прямой линии с запада. Вава категорически возражал против такого маршрута, доказывая, что на пути к северу с западного направления в это время года ледоколу преградят путь непроходимые льды. Тогда как из восточной части моря Лаптевых ледовая обстановка позволяет без риска выйти на простор Великой Сибирской полыньи.

Его поддержали капитаны. Весомыми посчитал его доводы и министр морского флота Юрий Михайлович Вольмер. И маршрут было поручено разработать Купецкому.

Спустя 10 лет атомоход "Сибирь" под командованием капитана Кочеткова, того самого, который когда-то радировал Купецкому о вестниках свободной воды - моржах, вторично достиг Северного полюса. На сей раз в небывало раннее время - 25 мая. Столь ранний срок тоже вписан в историю мореплавания, как достижение, осуществленное впервые. Кочетков откровенно признался, что прогнозам Арктического института, составленным на основе математического моделирования, нельзя полностью доверять. Подлил "масла в огонь" и министр морского флота. Сотрудникам ААНИИ, предлагавшим свои услуги, он возразил, зачем, мол, мне ваш институт, когда у меня Купецкий есть.

Если это была шутка, она все равно обострила Вавины отношения с институтом. И без того метод его прогнозирования в ААНИИ не находил поддержки.

В новом огромном здании неподалеку от устья речки Смоленки, куда переехал институт, что ни шаг - сплошная вычислительная техника. Ее надо как-то оправдывать. Но не годами же гомологами, уместившимися у Купецкого в одной тетради. Тетрадь открывалась эпиграфом из стихотво-рения Тютчева:

    Невозмутимый строй во всем,
    Созвучье полное в природе:
    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею сознаем.
Разлада в подходе к методам прогнозирования могло бы не быть, если б ученые, отбросив амбиции, обратились к трудам опального геофизика Чижевского, который утверждал, что земной жизнью командует Солнце. Тогда бы перечень годов "от Ромула до наших дней", как они посмеивались, приобрел бы научное значение. Года - гомологи однородны по состоянию температурных и погодных режимов от далеких столетий до наших дней. Потому и названы так.

Однородность их и занесена в Вавину рабочую тетрадь. Естественно, это всего лишь метод, а в составление прогнозов входит множество других параметров, связанных с научными наблюдениями и конкретными условиями. Вот какая это интересная тетрадь. В ней имеются и записи народных примет, и редких природных явлений, и сведения о животных, населяющих воды Арктики.

    Пока ходил ты кандидатом,
    Льды сокрушал могучий атом.
    Но корабли шли только летом,
    Ломая руль и винт при этом.
    Отныне доктору наук
    Подвластен весь Полярный круг.
    Сквозь скрытых трещин паутину
    Морскую видишь ты пучину.
    В плену ледовом корабли
    Науки силу обрели.
    Продлил ТЫ сроки навигации.
    Тем самым заслужил овации
    Первопроходцев - капитанов,
    И звона поднятых стаканов
    Уже в компании своей -
    Со школы преданных друзей.
Именно потому, что общение с Вавой личное и в постоянной переписке берет начало с юношеских лет, я не будучи ни географом, ни уче-ным, знаю многие подробности Вавиной научной деятельности. О подготовке и самой защите докторской диссертации в том числе. Не претендуя на участие в научных дискуссиях, просто пишу о том, что видел, что знаю, о чем читал в многочисленных Вавиных популярных статьях и в нескольких научных.

 kupezki3-s.jpg

Валерий выступает с лекцией на Сестрорецком
инструментальном заводе.
Как-то Вава попросил меня помочь ему в изготовлении приспособления для механического изменения скорости вращения оси электромото-ра. Я тогда редактировал газету Сестрорецкого инструментального завода и был в добрых отношениях с начальниками цехов.

"Зачем тебе это нужно?"- удивился я. Оказалось, для того, чтобы вращать зимой на балконе таз с водой. У электромотора для этого слишком большая скорость.

Многих удивила его затея. В институте для этого имеются специальные приборы. Но идея только зародилась. Обращать на нее общее внимание Вава считал преждевременным. Он сам еще полностью не был уверен в результативности подобного опыта. А эксперимент оказался важным, приведшим в конце концов к значимому открытию, которое и легло в основу его докторской диссертации.

-Дело в том,- пояснил мне Вава, - что удалось обнаружить общие черты трещиноватости земной геологической среды и водной. Ледовыми линеаментами я их назвал. На первый взгляд - бред! Так и посчитали не-которые ученые из ААНИИ. Поживем - увидим. Мне главное установить направленность трещин на ледяной поверхности. Как ни как Земля - матушка вращается со времен Коперника. А это уже не бред! - Полушутя заключил Вава.

И уже серьезно в автореферате диссертации на соискание ученой степени доктора географических наук "Ландшафты замерзающих морей" он писал:

"В кандидатской диссертации 1959 года соискатель доказывал, что в замерзающих морях есть ландшафты открытой от льдов воды, которые можно использовать для круглогодичного ледового мореплавания. Автор удовлетворен, что при его личном участии высокоширотные, ранние, транзитные и зимние походы по полыньям начались с 1971 года и ныне осуществляются ежегодно. Ледовые линеаменты, пересекаясь между собой, создают блоковую структуру ледовых ландшафтов. Постоянство формы ледовых блоков в разных морях свидетельствует об общепланетарном характере их генезиса."

Это означает, что открытие стационарных трещин позволяет не только ускорить продвижение судов по ледовым просторам океана, но и проложить кратчайший путь к берегам Канады через Северный полюс.

Защищать диссертацию Купецкий решил в своей Alma mater. В университете Вава унаследовал знания своих великих учителей - акаде-мика Владимира Юльевича Визе, легендарных ученых Виктора Харлампиевича Буйницкого и Николая Ивановича Евгенова, первооткрывателя Северной Земли и основателя Певека.

Напутствие в науку получил и от академика Станислава Викентьевича Калесника, президента Географического общества, отца его будущей жены Ванды Станиславовны Калесник. Это она помогала Ваве в подготовке реферата. В нем показана научная новизна исследования ледового мореплавания в комплексе достижений отраслевых наук, изучающих ландшафтную оболочку Земли, то есть океанологии, метеорологии, геологии, климатологии, геофизики, биологии.

От одного этого перечня приверженцы электронно-вычислительной практики прогнозирования способны прийти в бешенство. И похоже, пришли.

Накануне защиты оппонент, официально представляемый ААНИИ вдруг заболел. Защита диссертации срывалась. Выручил заведующий кафедрой географического факультета профессор Виктор Робертович Фукс. Он лично взялся оппонировать. Это тоже был достаточно смелый поступок с его стороны - подготовиться к теме за столь короткий срок.

    Не ройте яму... суть такая.
    В ней скрыта истина простая.
    Но, к сожаленью, институт
    Не сделал выводов и тут.
    И потихоньку, шито-крыто,
    Чуть Ваве не сорвал защиту.
    Но не сорвался доктораж!
    Здесь моя муза входит в раж.
    Зовет в Канаду через полюс.
    И я тогда лишь успокоюсь,
    Когда российские суда
    В рейс прямиком пойдут туда.

    Ноябрь, 1989 г.
В августе 92-го такой рейс состоялся. Ледокол "Капитан Хлебников" проделал путь от Чукотского моря до Баффинова залива всего за 10 дней. Эти данные почерпнуты мной из статьи В. Купецкого "Во льдах Канады". Не исключено, что номера газеты "Полярная звезда" с этой статьей присланы Вавой из Певека в надежде вновь взбудоражить мою музу. Для затравки в статье даже был приведен текст его стихотворной радиограммы на ледокол.

    Следим мы с пристальным вниманьем
    За вашим редкостным деяньем.
    Сдается нам: в такие дали
    Суда еще не заплывали.
Возможно и "взбудоражилась" бы моя муза, да наступивший в стране хаос помешал. Добрался он и до Певека. Зато хорошо сказал о происходящем в той же газете "Полярная звезда" журналист Михаил Ильвес. Он давно знаком с практической работой Купецкого, и вот в 95-м году написал о нем подробную статью. Статья начиналась так:

:": "ДУРНОЕ ВРЕМЯ, в котором мы сейчас живем, должно пройти, как проходит болезнь.

Пещерная борьба человека за выживание в конце ХХ века, нищета народная при изобилии природных богатств, вражда в обществе - все это язвы на теле истории, которых быть не должно. Ото всюду хлещет плохое: тут обокрали, там избили, где-то взорвали...

Сейчас газета публикует такие объявления: "Певекгидромет располагает возможностями сделать для заинтересованных организаций прогнозы нужной заблаговременности". Но денег на эту роскошь ни у кого уже нет.

Господи, почему Ты устроил Россию так, что если чего-то у нас нет, то мы это ищем в муках, если нашли, то оно уже не нужно? Почему мы одновременно голы в роскоши и богаты в нищете? Наградил Ты нас нашей державой или наказал? Я убежден, что многострадальная страна наша, разодранная политиками в низменных и корыстных целях на части, соберется снова..."


Далее автор этой статьи выражает надежду, что навигация по Севморпути возродится, прогнозы штаба морских операций в Певеке будут востребованы, и он, Михаил Ильвес, опять сядет вечерком с Валерием Николаевичем и поднимет тост за составленный им прогноз на 20 лет вперед, всеми по достоинству оцененный, как оценена его работа по завершению и публикации трудов Н. И. Евгенова, совершившего последнее на Земле великое географическое открытие в полярной экспедиции 1910 - 1915 годов. За эту работу Купецкий получил премию имени академика Шокальского - высшую награду Российского Географического общества.

Но обстоятельства сложились так, что желание автора большой обстоятельной статьи о научной и практической деятельности Купецкого - встретиться с ним и поднять за премию тост предвосхитила моя муза, не дожидаясь пока базарный разгул в стране, разбазаривший всё и вся, превратится в нормальные рыночные отношения.

Вот мы и вернулись к тому времени, с которого я начал свое повествование о Купецком. Муза моя ожила в связи с возвращением Вавочки в Санкт-Петербург.

    Хоть первым лезть мне не по нраву,
    Я поднимаю тост за Ваву.
    Живем мы в сложном времени,
    Награда высшей премией
    Сулит конец распутью нам
    С приходом к власти Путина.
    И вновь линеаменты
    Послужат аргументом
    Для реорганизации
    Ледовой навигации.
    Открытие твое по праву
    Всемирную готовит славу.
    Что это факт -

Порукой Вакх,
Что это так,
Поведал ВАК
Давно своим решением.
Мой тост - за вдохновение
Науки и поэзии!
Нельзя ходить по лезвию
Осколков перестройки
Столь долго! Как ни горька
Обида за державу,
Всё ж весточку в Оттаву,
Твоим вверясь прогнозам,
Послал листок березы
Кленовому листу.
Так выпьем за мечту!
Чтоб устремились корабли,
Чрез шапку Матушки-Земли
Без ледяных объятий,
В обход прибрежных сжатий
В неведомые дали!
И чтоб в обход печали,
Как в дни забот былых,
Курсировало рвенье.
Мой тост - за дум твоих
Высокое стремленье!


12 ноября 1997 г.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Ноябрь 2009 19:46

Виктор Конецкий. Дневник рейса 1986 года
http://www.konetsky.spb.ru/about/stories/tom-6/4-3/

19.09. На диспетчерской встретил Купецкого, рухнули друг другу в объятия. Пошли к нему в барак, барак типично зековский.

Валерий Николаевич подарил мне свою книгу с автографом: «Не судите колко историю только: осталась от елки гладкая палка… В. Н.».

Называется книга «Научные результаты полярной экспедиции на ледоколах “Таймыр” и “Вайгач” в 1910—1915 годах».

Показал Купецкий и статью М. Ильвеса в «Магаданской правде» — «Его величество Ледовый прогноз». Журналист написал очень точно о том, что Купецкого по жизни ведет «радость удивления».

«Когда-то ему в руки попалась научная работа, которая называлась так: “Уровень африканских озер и условия плавания в Арктике”. Прямо-таки “в огороде бузина, а в Киеве дядька”. Но статья потрясла его и заставила задуматься. Он начал искать связь между льдами Северного океана, которые были делом его жизни, и другими явлениями природы, а это были уже поиски собственного пути. Так постепенно Купецкий пришел к осмыслению роли, которую на Земле играет Солнце. Он понял, что в основе тех изменений, которые происходят в атмосфере и гидросфере нашей планеты, тоже лежат солнечно-земные связи…

— Человек давно бьется над проблемой солнечно-земных связей, — говорит Валерий Николаевич, — уж больно много нитей тянется к нам от этого светила. Известно ведь, что даже цены на пшеницу на мировом рынке колеблются в соответствии с изменениями солнечной активности. Доказана связь ее с творчеством. Пора уже со всей серьезностью отнестись и к ее влиянию на природные процессы».

Свой первый ледовый прогноз для востока Арктики Купецкий дал в 1969 году на год вперед. В 1980 году он завершил работу над прогнозом ледовой обстановки для всего СМП до 2010 года!

Попрощались скомканно, ибо я торопился.

Много раз за мою морскую жизнь мы встречались с Валерием Николаевичем. Свои письма мне он всегда подписывает «АНГО Купецкий». АНГО — означает арктическая научная группа, оперативная.

(Тогда я, конечно, не знал, что в 1989 году у северных берегов Чукотки разобьются два самолета ледовой разведки Ил-14 и Ан-26 Колымско-Индигирского авиаотряда. В первой аварии люди уцелели, во второй — нет. Среди чудом уцелевших окажется Купецкий.

    Безучастная немилость
    Не была тому виной.
    Техника пообносилась:
    Вечен с Арктикою бой…
6 июля через четыре минуты после взлета с мыса Шмидта отказал правый, затем левый двигатель, и самолет Ил-14 с полной заправкой упал в лагуне восточнее этого мыса.

Спасло Валерия Николаевича и еще четверых человек лишь искусство командира Ил-14 Ю. Н. Гордиенко, который дотянул до мелководья, скользнул, смягчив удар, и остановился на мели в двухстах метрах от берега лагуны. Экипаж отделался ушибами, кровоподтеками и ранениями. Прилетевший со Шмидта вертолет перевез пострадавших в санчасть аэропорта.

А 19 июля на базу не вернулся Ан-26 — из-за ошибки в счислении, не имея визуального обзора, самолет разбился о скалы мыса Кибера около острова Шалаурова и взорвался. Погибло десять человек.

Валерий Николаевич скажет: «Если раньше эта работа без ложной скромности граничила с героизмом, то нынче она приобретает характер самопожертвования…»
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Ноябрь 2009 19:48

Летающий моряк (Николай Бабич )
"Мурманский Вестник"
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200711172370

Уроки Купецкого и Капицы

Известный и уважаемый в пароходстве капитан Федосеев сентиментальностью характера не отличался и завышенных оценок никому не давал. Но в отношении Николая Бабича у него колебаний не было: этот станет судоводителем. Капитан был готов назначить его сразу вторым помощником. У самого же специалиста складывалось несколько иное представление о своем будущем. Ему хотелось в небо, потому что "летать - это сказка..." Впрочем, не только романтика руководила молодым гидрологом. За полетные часы прилично платили, а у Бабича к тому времени уже появилась семья.
И он летал, "наматывал" мили и часы, искренне считая, что получая удовольствие и хорошие деньги за работу, незачем еще напрягаться. Однажды ему довелось отправиться на ледовую разведку с человеком, которого сегодня называют легендой Арктики.

Сорок с лишним лет Валерий Николаевич Купецкий был начальником научно-оперативной группы штаба морских операций Восточного района Арктики. В обыденные представления эта жизнь не укладывается. Бросил в молодости все: ленинградскую квартиру, дачу и уехал в Певек, посвятив себя Арктике и науке. Причем пошел на столь решительные шаги, когда усилиями тогдашнего директора Института Арктики и Антарктики Трешникова его, по сути, выгнали из института - за приверженность прогнозам ледовой обстановки с использованием методики солнечно-активных связей. Еще легко отделался: в те годы за эту методику в "психушку" сажали, а "еретик" Купецкий развил ее до совершенства.

При разборе результатов воздушной ледовой разведки и состоялся с ним у Бабича примечательный диалог:

- Вы в своем деле академик и должны описывать увиденное и закрепленное вашим личным опытом, - начал полярный исследователь, доктор наук.

- А зачем? - отреагировал Бабич. - Я и так на ледовой разведке зарабатываю не меньше капитана.

- Коллега, поймите меня правильно. Вы обязаны писать, ведь то, что знаете вы, не знает никто.

Вспоминая об этом эпизоде, Николай Григорьевич делится своими мыслями: "До меня вдруг начало доходить, насколько он прав. Во всем огромном Советском Союзе лишь я в это время и в этом месте веду ледовую разведку и принимаю решения по обеспечению работы флота. И только я отдаю себе отчет, как это делается. Тогда-то и стал немного теоретизировать, а уж потом въехал в процесс с головой. Купецкий затащил меня в науку ненавязчиво, будто заколдовал..."

Впрочем, завела Бабича в науку и проза жизни. Сослуживец как-то остановил его в коридоре пароходства: чего зря время теряешь. Там вон Шемарин всем квартиры раздает...

Геннадий Евгеньевич Шемарин был назначен директором только что созданного Мурманского филиала ЦНИИМФа. Разговор с ним был коротким.
- Хотите к нам на работу? Пишите заявление, - сказал Шемарин, ознакомившись с документами Бабича.

- Я напишу, - замялся Николай Григорьевич, - поверх ордера на квартиру...

- Вижу, кто-то вас подучил, - засмеялся Шемарин. - Хорошо, раз так - вот вам первая научная тема. Раскроете ее, там посмотрим.

Через две недели Бабич принес исписанную тетрадь, в которой изложил результаты своих собственных исследований и выводов по предложенной теме. И тут перед ним выложили аналогичный реферат, написанный другим соискателем на должность. Попросили оценить. Николай Григорьевич без напряжения определил, что текст представляет собой незакавыченные цитаты из различных научных трудов, и назвал их авторов. Там им была добыта первая научная победа.

За десять лет работы в институте Н. Г. Бабич обрел заметное и прочное положение в научных кругах. К настоящему времени за ним числится более 70 научных работ и публикаций, в том числе четыре книги по вопросам тактики ледового плавания, организации и управления арктическим судоходством, проектирования перспективных судов и ледоколов для работы во льдах.. На кафедре управления судном в ныне Государственной морской академии имени Макарова Н. Г. Бабича назвали основоположником современной тактики ледового плавания. Более высокую оценку специалистов трудно заслужить. И еще одна важная деталь. Две книги Бабича под грифом "Для служебного пользования" и одна под более серьезным грифом прошли утверждение коллегией ММФ и по настоящее время служат официальными руководствами для плавания во льдах.

Но пришло время расставаться и с институтом. Один за другим стали входить в строй мощные атомные ледоколы второго поколения. В кабинетном уединении понять возможности их применения было трудно. И Бабич отправился в Ленинград, на приемку атомного ледокола "Россия", да так и проработал на нем 10 лет, день в день. Он прочно усвоил завет гениального ученого академика Петра Капицы: нельзя заниматься больше 10 лет одним направлением деятельности. Надо изменять его. И себя тоже. Авиационная ледовая разведка стала для него лабораторией по изучению льдов. Всего в небе Арктики налетал 8500 часов. Пережил семь серьезнейших летных происшествий и катастроф вертолетов. Никогда по этому поводу не комплексовал. Присылали новый вертолет, и опять в небо - прокладывать маршруты проводки судов во льдах Арктики.

Так море и небо прочно переплелись в судьбе и работе Николая Бабича. Кроме морского министерства тогдашнее авиационное также высоко оценило его заслуги именно как своего специалиста. Звание "Отличник аэрофлота" было присвоено ему через несколько лет после получения звания "Почетный работник морского флота".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Август 2010 15:10

"Магаданская правда", сентябрь 1986 г.
 prognoz1-2.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Август 2010 16:43

В сборнике ( http://www.polarpost.ru/Library/Kupetsk ... tskiy.html ) такой нету.
Здорово :good:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Август 2010 20:05

Это отсюда http://maximov.pevek.ru/
По страницам газеты "Полярная Звезда" и других.Возвращение в прошлое!!!
Фотографии,статьи,выдержки из Чаунской прессы 70х-80-90х годов прошлого века!!!!
Спасибо Сергею и Людмиле Спириным,а также А.Ф.Блотнеру и Людмиле Малых!!!
http://maximov.pevek.ru/arhiv/arhiv2/Sp ... irin5.html
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Август 2010 10:32

 vt-1.jpg
 vt-2.jpg
 vt-3.jpg
ПОСЛЕДНИЙ РАЗВОРОТ...
Ледовой авиаразведке исполнилось 95 лет

Заинтересовал меня ледовой разведкой — этим уникальным видом авиационных работ мой большущий друг, журналист и коллега Михаил Александрович Ильвес. Помню, как вдохновенно рассказывал он о полётах над Ледовитым океаном: «Ты только представь — вот он перед тобой! Человеку трудно охватить его своим взором. Лишь с высоты птичьего полёта можно увидеть его бескрайность, фантастические разломы льдов, огромные, непроходимые торосы и не-замерзающие полыньи"...

"А еще представь, как с одного из прибрежных аэродромов поднимается в небо небольшой самолётик ледовой разведки. На малой высоте, прижатый к торосам туманом, он уходит все дальше и дальше в океан, выполняя сложную и опасную, но такую необходимую морякам и науке работу. Двенадцать часов без посадки утюжит он суровое арктическое небо. Вот этот-то самолетик—и есть легендарный ледовый разведчик Ил-14. Тот самый. всепогодный, который доверено водить лишь летчикам высочайшего класса — полярным асам. В нем не бывает случайных, праздных пассажиров. Рабочие места в салоне воздушного корабля занимают профессионалы ледовой авиационной разведки — гидрологи".
У визуальной ледовой разведки в нынешнем году — не круглая, но солидная дата - 95 лет с того дня, когда Ян Иосифович Нагурский, первый полярный летчик, выполнил ледовую разведку для парохода "Андромеда" 22 августа 1914 года это и есть день ее рождения.

У океана от него не было тайн...

Впервые попасть в Певек мне посчастливилось через 16 лет работы на Севере. В1983 году я познакомился с этим удивительным людским творением в Арктике, на берегу Ледовитого океана.
Встретил меня в аэропорту начальник морского порта Борис Федорович Абакумов, с которым мы дружили полтора десятка лет. Для него самым никчемным и пустым являлось бездарно прожитое, проведённое время. Зная эту особенность друга, я не удивился, когда он сразу предложил познакомить меня с удивительным и единственным, по его словам, человеком, от которого у океана не было тайн и секретов. И вот мы в пятиэтажке Певекгидромета. В кабинете начальника научно-оперативной группы Штаба морских операций восточного района Арктики. Заочно я, конечно, был знаком с ним, наслышан, знал его как человека, смыслом жизни которого давно уже стали ледовый прогноз и разведка льдов.
Сложнейшая, интереснейшая работа, требующая особых человеческих качеств.
Пожатие руки Купецкого было энергичным и сильным, глаза и голос хозяина кабинета располагали к спокойной беседе. Те, кто знал Купецкого, не дадут покривить душой: это был замечательный человек - умный и добрый, твердый и внимательный, чуткий и требовательный к себе. И ещё, как мне всегда казалось, он был истинным философом.
"Вот придет навигация и начнется праздник настоящей работы" - говорил Валерий Николаевич
Знания и опыт, накопленные ранее, находят максимальное применение именно в этот период короткого арктического лета, когда караваны судов выходят на трассу Северного морского пути.
Моряки высоко ценили труд учёного. "Если прогноз дает Купецкий, ему можно верить. Да и разведчик он неординарный",. "Прогнозистов в Арктике много, а верный прогноз дает только Купецкий», — единодушное мнение капитанов ледоколов. Тяжелое окончание навигаций 1983 было предсказано им намного раньше того как теплоход «Нина Сагайдак" раздавили полярные льды.
Позже мы ене раз встречались с Валерием Николаевичем, и всегда я открывал в нем что-то такое, что вносило в его душевный портрет новые и обязательно самые теплые краски.
Много удивительного, интересного, захватывающего воображение и, признаюсь, даже леденящего душу поведал мне Валерий Николаевич в дни моего пребывания в Певеке.
Правильно говорят люди: "Разделённая радость - две радости, разделенное горе—полгоря", "Вот я и хочу поделиться со всеми своей болью", — сказал как-то Валерий Николаевич. Речь шла о бедственном положении, сложившемся в стране с самолётами ледовой разведки.
Своего особого расцвета разведка достигла в послевоенные годы. Помните «Каталину" —замечательный гидросамолет? и его биографии был такой эпизод: за сутки, вылетев из бухты Певек, самолёт без посадки облетел Ледовитый океан до берегов Гренландии и Аляски и благополучно возвратился в Певек на стоянку у Штаба морских операций. Вот какая это была машина!

Дальше, ниже и... медленнее

Но я вернусь к проблеме: в нашей авиации не стало самолётов, способных проводить в Арктике ледовую разведку. В разные годы разные самолёты летали в суровом арктическом небе, но на разведке не прижились. Сегодня лишь с одним самолётом ассоциируется эта работа — с великолепным Ил-14. Валерий Николаевич показал мне страшный список с именами людей и самолетов, погибших в Арктике.
Через четверть века в очерке о Певеке "Прикосновение к шраму" я писал: "..Арктика заковывала во льды и душила в своих объятиях теплоходы, топила их в океанских глубинах, ломала крылья самолётам полярной авиации, и те, как раненые птицы, падали в звенящую от морозов белую тундру, отнимая жизни у отважных лётчиков. Эти места помечались на географических картах и оставались шрамами на теле Арктики". Трагические потери, о которых рассказывал Купецкий, я и имел ввиду.
Пришло время, в конце 50-х годов в моду вошел девиз авиастроителей - "дальше, выше, быстрее". Но он не подходил ледовой разведке. Ей нужен был самолет, летающий не просто дальше, а обязательно ниже и... медленнее. Чудеса: страна восторгалась тяжелыми и скоростными самолётами, а на них невозможно было вести визуальную разведку с малых высот.
Двухмоторный трудяга Ли-2, способный работать в высоких широтах, выпускать перестали в начале 50-х годов. Кстати, канадские самолеты С-47 (аналог Ли-2) 1949 года выпуска, прошедшие модернизацию, и сейчас летают в Антарктиде. В 60-х эту же участь разделил с ним легендарный Ил-14, бороздивший просторы Арктики на малых высотах и в любую погоду. Как же так? Самолёты уходили, а авторитет ледовой разведки, наоборот, рос. Это понятно: в период навигации проводка судов по Северному морскому пути приобретала стратегическое значение Зимовка во льдах считалась чрезвычайной катастрофой. А раз так, значит особая ответственность ложилась на плечи ледовой разведки и лишь дилетанты признавали ее приложением к гидрологии и океанологии. Нет, нет и нет! Это была профессия, которая требовала от человека особых качеств - специальных знаний, сообразительности, хорошем зрительной памяти, умения быстро принимать единственно правильное решение в сложившихся ледовых условиях по ходу полета.
В августе 1959 года на мысе Шелагском в Чаунской губе в ясную погоду сбросовым ветром к скалистой горе был притянут Ли-2 №4242. В числе погибших членов экипажа был и гидролог Певекской гидрометобсерватории А. Фёдоров С тех пор воздушные суда обходят это место на значительном расстоянии, чтобы не попасть в струи орографических возмущений воздуха.
В ноябре 1963 года на Земле Франца Иосифа самолёт ледовой разведки, потеряв ориентацию в узких проливах архипелага, врезался в ледник острова Греем Белла. В составе погибшего экипажа были гидрологи Арктического института Н.П. Ирецкий и Д. З. Муратов.
1 августа 1981 года в Охотском море при выполнении термосъемки вместе с Певекским экипажем погибли гидрологи Колымского управления гидрометслужбы Н.С. Шульгин. Ю.М. Малышев и А. А. Висневский.
В конце 70-х годов у ЮжноСахалинска при заходе на посадку погиб ледовый разведчик Ил-14 Сахалинского управления гидрометслужбы.
Давно отмечено: человек, профессионально связавший свою жизнь с небом, с авиацией, никогда не посмеет непочтительно отозваться о самолете, на котором работает. Обидеть грубым словом своего крылатого друга - плохая примета. С любовью назовет его "ласточкой", с уважением —"лайнером" или просто "машиной".
А вот среди обывателей найдётся немало таких людей, кто видит в самолете лишь груду металла. Несправедливо! Есть у самолета и душа, и сердце, и кровь, и пульс. Лишь говорить он не умеет. Думать может, а говорить - нет.

Холодный июль 1989 года

...6 ИЮЛЯ 1989 года он ушел в свой последний полёт. Оторвавшись от взлётной полосы мыса Шмидта, борт № 61788, несмотря на свой практически истекший ресурс, уверенно набрал рабочую высоту и взял курс в Чукотское море. Предстояла обычная прибрежная разведка до кромки льдов, но случилось непоправимое. Через 4 минуты полета у него отказывает правый, а через несколько секунд -и левый двигатель...
О чем думал старый разведчик Ил, теряя последнюю в своей жизни высоту? «Эх, подвели «жучки" - моторы!".
А может, он думал так, мысленно обращаясь к Юрию Николаевичу Гордиенко: «В море нельзя - утонем, на косу тоже - взорвемся, до полосы не дотянуть... Командир, планируем в лагуну...".
И Гордиенко, будто услышав голос своего старого друга, и, имея в распоряжении уже не секунды, а лишь мгновения, использовал единственный из всех возможных шанс. Он мастерски отвернул машину в лагуну.
От удара о воду в щепки разлетелась правая плоскость, разломился надвое фюзеляж. Взметнув фонтан брызг, всепогодный корабль замер на мелководье в 200 метрах от берега лагуны. Люди остались живы.
Экипаж Ил-14 № 61788 в составе командира Ю.Н. Гордиенко, второго пилота В.Я. Горшенина, штурмана Н.Ю. Павлова, механика Г.Г. Арчебасова. радиста И.И. Горбаня, гидрологов В.Н. Купецкого, В.П. Тарасенко и С.А. Спирина, а также начальника Штаба морских операций Ф.Х. Полунина вертолетом был доставлен на Мыс Шмидта.
Так завершилась работа славных Илов на ледовой разведке.
Годом раньше день в день, 6 июля, из-за отказа двигателя на припайные льды острова Айон упал вертолет ледокола "Капитан Хлебников". Гидролога Г.Э. Акулича с множественными переломами оперативно доставили в Певекскую районную больницу.
Но то, что произошло у острова Шалаурова 19 июля 1989 года вызвало пронзительную душевную боль. О скалы разбился еще один борт ледовой разведки - на сей раз Ан-26 с бортовым номером 26685 Колымо-Индигирского объединённого авиаотряда Якутского управления гражданской авиации, вылетевший из аэропорта Мыс Шмидта. Через 3 часа после взлета борт вышел на связь последний раз. В тот же день обломки самолета были найдены в 80 километрах восточнее Певека на мысе Кибера. Погибли 10 человек.
Надо признать, что еще в 1980 году сотрудники ААНИИ, исследуя возможности использования для ледовой разведки Ан-26. сделали категоричный вывод: "непригоден". Особенно в условиях преобладающих туманов и отсутствия локатора кругового обзора. Использование его для разведки является вынужденной мерой. Беда была в том, что гидролог на АН-26 практически лишен визуального обзора вперёд в отличие от Ил-14, где обзор был хорошим.

Никто не забыт

Человечно и по-христиански поступил Штаб морсов операций восточного района Арктики, рекомендуя в знак памяти о безвременно ушедших людях и печальных событиях 1989 года, воздержаться от полетов именно 6 и 19 июля.
8 августе 1989 года на месте авиакатастрофы работала группа сотрудников «Певекгидромета», Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ), Штаба морских операций и моряков с ледокола "Владивосток". На склоне сопки, который хорошо виден с моря и воздуха, группа установила фундаментальный памятник. Это—гурий с лакированным 5-метровым крестом из лиственницы, в основании которого положен самолетный винт. Памятник служит хорошим навигационным ориентиром.
На латунной доске навеки вписаны имена тех, кто ушел тогда из жизни: командир Е.В. Борисов, второй пилот А.М. Верчук, штурман О. В. Кузьмичёв. радист В. Б. Чайка, механик В.Т. Павлюк. бортоператор А.Ф. Малюков, гидрологи Певекгидромета В.И. Марьинский, Ю. А. Шарыгин, гидролог ААНИИ А.Е. Кожевников и капитан-наставник ДВМП В. И. Глушак.

Известно, что ещё 20 лет назад руководство Певекгидромета и научно-оперативной группы Штаба морских операции Восточного района Арктики обращалось с ходатайством к начальнику Гидрографического предприятия морского флота об определении точных координат памятника и нанесения его на навигационные карты Восточно-Сибирского моря. Не сомневаюсь: это доброе дело было сделано и сегодня помогает мореплавателям.
...Когда океанские суда, получив современную спутниковую информацию, идут на штурм океанских ледовых твердынь, они с тоской вспоминают золотой век ледовой авиационной разведки, когда с борта ледового разведчика самолета или вертолёта капитан получал крупномасштабную ледовую карту с подробным указанием характеристик льда или устную рекомендацию пути следования. И не было таких причин или условий, из-за которых ледовая разведка не выполнялась. Основной смысл самолётной визуальной ледовой разведки — летать в тумане и находить дорогу кораблям тогда, когда другие средства наблюдения за льдами бессильны. Есть мнение, что Её Величество авиационная ледовая разведка умерла и с развитием космических средств наблюдения надобность в ней отпала. По этому поводу хочется заметить: никакая, даже самая совершенная техника не способна заменить глаз человека. И пока на мостике ледоколов и судов будут находиться люди, необходимость в визуальном наблюдении за льдами не отпадет. Я уверен, ледовая авиаразведка еще возродится и жертвы, связанные с ней, не были напрасны
Вечная память всем, кто отдал себя без остатка изучению и освоению Арктики.


Юрии СТАРОДУБЦЕВ.
член Союза журналистов СССР,
г. Белореченск,
Краснодарского края.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Мурат Валиев » 01 Апрель 2011 15:22

Благодарим всех авторов за трогательно тёплые слова о В.Н.Купецком. В 1948 году Валерий Николаевич закончил в Ленинграде 5-ую среднюю школу (наследницу знамениттой гимназии Карла Мая). Благодаря Вашим материалам мы подготовили и выставили на сайте информационную страничку о нашем знаменитом однокашнике.
Адрес странички http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=10151
Рады будем дополнениям и замечаниям. Пишите на адрес сайта k.may$mail.ru $=@
Мурат Валиев
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 Апрель 2011 15:04

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Мария Дукальская » 01 Апрель 2011 21:33

Мурат Валиев пишет:Благодарим всех авторов за трогательно тёплые слова о В.Н.Купецком. В 1948 году Валерий Николаевич закончил в Ленинграде 5-ую среднюю школу (наследницу знамениттой гимназии Карла Мая). Благодаря Вашим материалам мы подготовили и выставили на сайте информационную страничку о нашем знаменитом однокашнике.



Спасибо за Ваш интерес к В. Н. Купецкому. Наш музей (музей Арктики и Антарктики) ведет постоянную работу со школьными музеями и кружками. Мы всегда готовы помочь школьникам в их научной работе в области полярных исследований. Приходите в музей, постараемся помочь.

М. В. Дукальская, зам. директора РГМАА по научной работе.
Аватара пользователя
Мария Дукальская
Российский государственный музей Арктики и Антарктики
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 26 Ноябрь 2008 15:44
Откуда: Санкт-Петербург

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение Георгий Паруирович » 19 Июнь 2014 15:27

Похоронен Ленинградская область, кладбище пос. Кузьмолово, Березовый участок. Фото могилы http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... tskmog.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Купецкий Валерий Николаевич (1929-1999)

Сообщение АНГО » 09 Июль 2014 14:29

 Банка Купецкого.jpg
110336.pdf [38.31 КБ Скачиваний: 406]
В память о нём...От ал "50 лет Победы"(КМ Лобусов Д.В.) и Чукотгидромета.
АНГО
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 31 Март 2012 13:09


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения