ГУЛАГ на Таймыре

Место для любых тем и любых разговоров, трепа, флуда и общения вообще.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение account-892 » 08 Июль 2010 19:41

Комаров на Зимовке нет.
account-892
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение Kirindas » 09 Июль 2010 06:25

но про сахар возражений нет?
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 844
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение Dmitriy » 30 Июль 2010 11:15

 999.jpg
Для интересующихся. Только-только вышла книжка. Авторы сборника еще весной про нее рассказывали в приватной беседе, обещали новый материал.
Сергей Ларьков
Федор Романенко
12.06.2010
Сборник статей о репрессиях, советской лагерной инфраструктуре и деяниях советской власти в Арктике в период с начала 30-х до середины 50-х годов прошлого века своим необычным содержанием заинтересует даже самого неподготовленного читателя. Открывший эту книгу, узнает о том, какое ожесточенное сопротивление советской власти оказывали некоторые народы Крайнего Севера, узнает о репрессиях среди полярников и членов их семей. Скорее всего, немалое удивление читателя вызовут невероятные мифы о лагерях смерти, находившихся на Земле Франца Иосифа или острове Врангеля, об арктических лагерях на берегу Северного Ледовитого океана, где заключенные занимались ловлей рыбы, о корабле-близнеце знаменитого «Челюскина» со странным названием «Пижма», полным заключенных, о тайных урановых рудниках, где безо всякой защиты от радиации трудились обреченные на медленное угасание смертники.

http://www.paulsen.ru/catalogue/books/193
Dmitriy
 
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Июль 2010 13:07

Любопытно, что за новый материал по сравнению с этим изданием 2007 г.
Враги народа.pdf [6.55 МБ Скачиваний: 766]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение Александр Кот » 31 Июль 2010 10:07

В продолжение темы....
Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 3 (Д-И) http://www.memorial.krsk.ru/Articles/KP/3/03.htm

М.Г.Волкова. Несостоявшееся покушение
В начале 30-х годов началось активное освоение Севера, Арктики с целью изучения и использования в народном хозяйстве их природных богатств. В Москве было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП), возглавляемое ученым-полярником, академиком О.Ю.Шмидтом, а в регионах, водные магистрали которых были связаны с Севером, организованы территориальные управления ГУСМП.

Появилось такое управление и в Красноярске. Енисей, важнейшая водная артерия Восточной Сибири, считался прямой дорогой к сердцу Арктики. Успешное освоение Северного морского пути стало возможным только благодаря использованию полярной авиации. В Москве при ГУСМП было создано Управление полярной авиации (УПА), а в Красноярске в 1932 г. открыта Енисейская авиалиния. Трасса её проходила вдоль Енисея и осваивалась постепенно: Стрелка, Енисейск, Туруханск, Игарка, Дудинка, Диксон...

Самолетов, способных летать в условиях Севера, промышленность не выпускала, к тому же Енисейская авиалиния не имела (кроме Красноярска) сухопутных аэродромов, поэтому для полетов на Север использовались небольшие гидросамолеты, у которых летом шасси заменялись поплавками, зимой - лыжами. В народе их называли "летающими лодками", взлетной и посадочной полосой служила Абаканская протока Енисея.

В 1934 г. на острове Телячьем (впоследствии о.Молокова) ударными темпами начала строиться главная гидроавиабаза авиалинии. В деле освоения Северного морского пути её строительству придавалось большое значение. Полярные летчики вообще считали Красноярск "воротами Крайнего Севера".

Были построены: ангар, бетонные гидроспуски, два плота-причала для приводнения гидросамолетов, складские помещения и другие сооружения. В двухэтажном бревенчатом доме с верандой на первом этаже разместились: радиорубка, диспетчерская, служебные помещения, на втором — уютная гостиница для летного состава.

Возвращающимся с Севера гидросамолетам требовался ремонт, замена моторов. Нужен был завод, который бы занимался ремонтом и, кроме того, приспосабливал обычные самолеты к работе на Севере. Такой завод было решено построить в Красноярске, в составе гидроавиабазы. Строительство завода требовало времени, поэтому в январе 1934 г. временно были открыты небольшие авиамастерские на левом берегу Енисея (ул. Дубровинского, 20). Все производство разместилось в двух деревянных ангарах и жилом доме, переоборудованном под производственные нужды. Штат составлял всего 30 человек.

Мастерские, конечно, не удовлетворяли растущие потребности, поэтому уже в марте 1935 г. их перевели на о. Телячий — в ангар, барак и складские помещения гидроавиапорта. С августа этого же года они стали называться авиаремонтным заводом (КАРЗ), со штатом в 150 человек, хотя техническое оснащение оставалось на уровне мастерских.

Но и здесь условия работы оставляли желать лучшего. В неотапливаемых помещениях теснились по нескольку цехов, неделями производство не работало из-за наводнений и ледохода, не было регулярного снабжения металлом, мешала работе и неукомплектованность оборудованием, и т.д. Поэтому было принято решение строить завод отдельно от гидроавиабазы, на правом берегу Енисея.


Началось строительство, и в июле 1938 г., когда был сдан в эксплуатацию первый ангар, в него перебазировалась часть цехов. В 1940 г. были сданы второй ангар и заводоуправление, и завод полностью переехал на правый берег.

Полеты на Север требовали от летчиков высокого профессионализма и мужества. Они летали на примитивных машинах через необжитые пространства, зачастую не имея ни достоверных карт, ни метеообеспечения, ни радиосвязи.

30-е годы были годами замечательных длительных беспосадочных перелетов, полетов в Арктику, годами многих мировых рекордов, устанавливаемых нашими летчиками. Большинство рекордных авиатрасс проходило через Красноярск, где на КАРЗе готовили для этих перелетов материальную часть. В нашем городе побывали многие знаменитые летчики того времени: Чкалов, Громов,Водопьянов, Леваневский, Алексеев и другие.

Но самый заметный след оставили два человека: В.С. Молоков и Г.Т. Побежимов. Оба летали на Енисейской авиалинии с начала ее организации, открывали новые трассы, перевозили людей, продукты, оборудование и прочие грузы. В 1934 г. Молоков за участие в спасении челюскинцев получил звание Героя Советского Союза.

В 1936 г. экипаж, пилотируемый Молоковым и бортмехаником Побежимовым, совершил многочасовой облет Арктики. Их встречали как героев. Побежимов был награжден орденом Ленина. Он вообще считался одним из лучших бортмехаников полярной авиации, его называли «полярным Левшой». Светлый, общительный, неутомимый человек, он часто бывал на заводе, помогал рабочим осваивать новые профессии.

Последний свой полет он совершил с экипажем С.А. Леваневского. Их четырехмоторный самолет Н-209 в августе 1937 г. должен был совершить перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Произошла катастрофа, связь с самолетом была потеряна. Длительные поиски самолета и экипажа ничего не дали. Имя Г.Т. Побежимова посмертно было присвоено Красноярскому авиаремонтному заводу.

Судьба Молокова сложилась успешно. В августе 1938 г. он был переведен в Москву и назначен начальником управления ГВФ, в состав которого вошла и полярная авиация.

***

Наступил 1937 год. В стране начались массовые аресты. И в системе ГУСМП также нашлось немало «врагов народа». Начавшись в Москве (там были арестованы почти все руководящие работники, кроме Шмидта), репрессии продолжились в территориальных управлениях. Красноярск не стал исключением — были арестованы многие работники различных служб ГУСМП.

Начальник 2-го отд. Красноярского УНКВД Анастасенко писал в донесении, что хорошо почистил ГУСМП, арестовал 336 чел. И просил увеличить лимит на 200 чел. Впоследствии его за грубое нарушение законности посадили на 4 года. Дешево же ценились сотни жизней «врагов народа», им загубленных!

В этой публикации речь пойдет только о репрессиях на авиаремзаводе и Енисейской авиалинии ГУСМП.

Ход репрессий среди летного состава целиком зависел от воли одного человека — Сталина. В этой связи следует отметить одно немаловажное обстоятельство. Считалось, что Сталин летчиков любил, и поэтому в их среде аресты были немногочисленными. Это так, но, думаю, не любовь была тому причиной. Примером может служить судьба Валерия Чкалова. В 30-е годы он был в стране самым знаменитым летчиком. Был хорошо знаком со всеми членами правительства, но ближе всего со Сталиным, с ним он встречался часто, они даже были на «ты».

Профессионал высокого класса, ас, мужественный, бесстрашный порой до безрассудства человек, он был любим народом, о нем много писали в газетах. Растущая популярность Чкалова начала раздражать Сталина. Малорослый, сухорукий, трусливый человек попросту завидовал. Когда Чкалов погиб при испытании самолета при весьма странных обстоятельствах, ходили слухи, что к его гибели приложил руку Сталин. После изучения архивных материалов, связанных с гибелью Чкалова, сомнений в этом не осталось.

Так что о любви Сталина к летчикам говорить не приходится. Но он был прагматиком, понимавшим значение авиации в народном хозяйстве и обороне страны. Кроме того, всемирные рекорды наших летчиков, широко освещаемые зарубежной прессой, как бы подтверждали преимущества социалистического строя.

Профессиональных летчиков в те годы было немного, поэтому с их арестами повременили. Зато во время войны и после нее это «упущение» было исправлено. Если летчик из-за поломки приземлялся на вражеской территории и попадал в концлагеря, он считался предателем и после освобождения советскими войсками отправлялся в лагеря ГУЛАГа.

АВИАРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД.
В 1934 г. управление полярной авиации направило в Красноярск на работу в авиаремонтные мастерские Б.Г. Крутского. Молодой, энергичный человек, прекрасно знающий конструкции самолетов, он подходил для этой работы как никто другой.

Крутский Борис Григорьевич. Родился в 1900 г. в Воронежской губернии, в семье волостного писаря. Из следственного дела удалось выяснить некоторые детали его биографии. Он получил общее и начальное техническое образование. Служил в РККА до 1925 г. Закончил девятимесячные курсы авиамотористов. В 1930 г. работалв Севастополе, на заводе № 45 бортмехаником по приемке самолетов. Там же вступил в ВКП(б). В 1933 г. участвовал в экспедиции С. Леваневского в Америку, на Аляску, для оказания помощи американскому летчику Джемсу Маттерну, совершавшему скоростной кругосветный перелет и потерпевшему аварию над бухтой Анадырь.

По возвращении работал в Москве инженером по ремонту самолетов, потом был направлен в Красноярск, где занимался организацией авиаремонтных мастерских. В 1935 г. почему-то переведен на должность инженера авиалинии. Работал успешно, за досрочное открытие зимней навигации был награжден крайкомом и крайисполкомом. На время его отсутствия на должность директора завода был назначен П.Ф. Зуев.

Зуев Павел Филиппович. Родился в 1906 г. в Орловской губернии. Образование среднее. Член ВКП(б) с 1926 г. До 1932 г. работал слесарем по вооружению самолетов на Севастопольском заводе № 45, затем в Москве на заводе «Арматура» начальником спецсектора. С 1935 г. директор Красноярского авиаремзавода.

В эти годы завод испытывал большие трудности. Только началось формирование коллектива инженерно-технических работников, некоторых из них Зуев пригласил из других городов, нужно было обучать рабочих… Тесные, неудобные цеха, простаивавшие по нескольку недель из-за наводнения, нехватка оборудования и в особенности — металла, способного выдерживать низкие температуры Севера. Завод нес убытки.

Искали виноватого. В сентябре 1936 г. Зуев был исключен из партии как троцкист, передающий важные сведения в Москву племяннику Троцкого Бронштейну. Его уволили с завода, и он уехал из Красноярска. На его место снова был назначен Крутский. Он пользовался большим уважением коллектива, был прекрасным организатором. Благодаря его усилиям положение завода начало выправляться.

В июне 1936 г. завод начал подготовку к полету гидросамолета Н-2, на котором, вылетев из Красноярска 22 июля, Молоков и Побежимов совершили круговой облет Арктики. В начале октября экипаж вернулся в Красноярск. На заводе был торжественный прием, летчики тепло благодарили заводчан за хорошую подготовку самолета к перелету.



Но идиллия продолжалась недолго. В июле 1937 г. на заводе начались аресты инженерно-технического персонала, рабочих, служащих. Органы НКВД «вскрыли» контрреволюционную троцкистскую организацию, якобы созданную Зуевым и переданную им Крутскому при увольнении (они работали вместе еще в Севастополе).

Мне хотелось выстроить логическую цепочку следовавших один за другим арестов. Но, увы, во-первых, не со всеми материалами следствия удалось познакомиться, во-вторых, искать логику там, где ее нет — бесполезно. Людей арестовывали по доносам, потом выбивали из них признания в несовершенных преступлениях и фамилии соучастников. Так и рождалась контрреволюционная банда.

По одному следственному делу проходила группа из 8 человек. Руководство якобы осуществлял Крутский. Он был арестован 08.10.37 г. На допросах, с учетом показаний «соучастников», которые из них выбивались «незаконными методами», ему предъявили много серьезных обвинений:

руководя контрреволюционной организацией завода, давал ее членам указания на участках, где они работают, выпускать брак, собирать самолеты с дефектами;
во время командировки на Аляску познакомился с «врагом народа» переводчиком Солоненко, через него получал из Москвы соответствующие указания (даже ходил с ним в ресторан один раз!);
увольнял с завода комсомольцев и членов партии, набирал штаты в основном из кулаков и прочих недовольных советской властью людей;
работал в тесном контакте с главным инженером авиалинии Суровицким, принимавшим с завода после ремонта самолеты с браком;
сведения о планах и оснастке завода передавал в Москву через агента снабжения авиалинии М.А. Бачинского.
Но самое главное обвинение — покушение на жизнь Молокова и его экипажа. В самолете Н-2, готовившемся к полету на заводе, имелись якобы скрытые дефекты, которые во время полета должны были привести к катастрофе.

Абсурдное обвинение — аварии-то ведь не было. К тому же Молоков и Побежимов сами участвовали в подготовке самолета и просмотреть дефекты не могли, а наоборот, вернувшись из полета, благодарили коллектив завода за хорошую подготовку самолета.

Впрочем, удивляться нечему. О том, какие безобразия, фальсификации, жестокости творились в стенах НКВД в те годы, теперь известно всем. Методы ведения следствия быль столь эффективны, что отсидевший 10 месяцев в тюрьме, без конца вызываемый на допросы и очные ставки Борис Григорьевич написал покаянное письмо с признанием своих преступлений и просьбой честным трудом искупить свою вину.

Первыми в этой группе были арестованы Сычев и Жданов. С них-то все и началось. Измученные на допросах, они сознались в несовершенных преступлениях и назвали остальных членов контрреволюционной организации завода, в том числе и директора Б.Г. Крутского.

Сычев Михаил Федорович. Родился в 1906 г. в Московской губернии. Сведений об образовании нет. Отец его, арестованный как кулак, умер в тюрьме в 1931 г. Сычев, работавший в это время в Москве на военном заводе № 22, в 1932 г. был уволен за то, что скрыл свое соцпроисхождение. В 1935 г. он был приговорен по ст. 74 УК РСФСР к 6 месяцам принудработ. В 1936 г. приехал в Красноярск и был принят Зуевым на авиаремзавод сборщиком самолетов.

19.07.37 г. был арестован, взят под стражу при оперпункте НКВД на пристани Красноярск, потом переведен в тюрьму. «Признался», что в контрреволюционную организацию был вовлечен Зуевым, по его заданию умышленно затягивал ремонт самолетов, выводил их из строя, принося заводу огромные убытки. В 1936 г., готовя теракт против Молокова, перед полетом тайком перевел тросы штурвала с роликов на ограничительные болты, чтобы они быстрее перетерлись.

Однажды, когда его вновь вели на допрос, встретил Альянова, который крикнул ему, что не выдержал, смалодушничал. В камере (где было нечем было дышать, т.к. там сидело 50 человек) он под влиянием сокамерников 11.09.37 г. написал письмо прокурору, в котором отказался от некоторых своих показаний. Но это никак не облегчило его участь.

Жданов Федор Иосифович. Родился в Челябинском уезде в 1882 г. Сведений об образовании нет. В 1931 г. раскулачен, от выселения скрылся. На заводе работал комендантом.

Арестован 27.07.37 г. Обвинялся в том, что занимался вербовкой членов в контрреволюционную организацию, антисоветской агитацией среди рабочих, заявляя, что не согласен с линией партии, что разделяет взгляды Троцкого. На работу принимал исключительно кулаков, например, отца и сына Анциферовых.

Весной 1936 г. по заданию Крутского поставил самолет Л-790 у воды, и он во время ледохода был сломан льдами.

По невыясненным причинам приговор Сычеву и Жданову вынесли раньше, чем остальным членам группы. тройкой УНКВД КК 03.11.37 г. они были приговорены к ВМН. Расстреляны 04.11.37 г.

Руднев Григорий Гаврилович. Родился в г. Харькове в 1891 г. Сведений об образовании и работе до авиаремзавода найти не удалось. Член ВКП(б) с 1924 по 1931 гг., выбыл по заявлению. На заводе работал мастером механического цеха, дружил с Альяновым.

Арестован 27.07.37 г. Обвинялся во вредительстве, антисоветской агитации, в подрыве дисциплины в цехе. На следствии долго отрицал участие в контрреволюционной организации, но в конце концов его вынудили признать «вину».

Альянов Алексей Иосифович. Родился в Донбассе в 1896 г. Сведений об образовании нет. В 1918—1926 гг. служил в РККА в оперативном отделе Якира, его личным секретарем. С 1931 г. на Севастопольском заводе № 45 (одновременно с Зуевым и Крутским) работал бригадиром по сборке самолетов. В 1936 г. Зуев пригласил его на работу в Красноярск.Работал мастером самолето-сборочного цеха.

Арестован 03.08.37 г. На допросах признался, что в контрреволюционную организацию был вовлечен Крутским, дававшим ему указания производить сборку самолетов с дефектами, что относился к работе халатно, поручал нивелировку самолетов ученикам, из-за чего в воздухе происходили аварии (например, с самолетом Н-109).

Кроме того, высказывал недовольство правительством, сожалея о расстреле Якира и Тухачевского. Всячески потворствовал бракоделам.

Брозинский Николай Григорьевич. Родился в Курляндской губернии в 1908 г. Имел высшее образование, окончил авиаинженерный институт и дирижаблестроительный учебный комбинат ГВФ в Тушино. На авиаремонтном заводе работал начальником отдела технического контроля.

Арестован 09.12.37 г. О том, как проходили допросы и в чем его обвиняли, можно узнать из статьи «Где мои сыновья?» («Книга памяти», том I) и из статьи «Реквием по духовному генофонду» («Книга памяти», том II). Следует только добавить, что жена Брозинского отнесла его письмо с жалобами (он передал его через барьер во время свидания) в военную прокуратуру, которая провела передопрос 13.09.37 г. Тут же на имя прокурора Брозинский написал жалобу, где описал все, что ему пришлось пережить во время допросов Дмитриева. В частности, указал, что тросы с роликов на болты перевести невозможно, что они изнашиваются только в процессе длительной работы, что он сам вместе с Побежимовым проверял готовность самолета к полету.

Но, несмотря на то, что прокуратура убедилась в правильности его показаний (стрелки ВОХРВода дали письменные показания, подтверждающие его жалобы) все наказание Дмитриева свелось к тому, что он был отстранен от ведения этого дела. И только. А судьба Брозинского, несмотря на все хлопоты жены и зятя, уже была предрешена.

Гробовский Константин Иванович. Родился в Харьковской губернии в 1904 г. Образование среднее, где работал до Красноярска — неизвестно.

На авиаремзавод поступил по приглашению Крутского. Работал начальником отдела подготовки производства. Арестован 27.11.37 г.

Кузьмин Иван Васильевич. Родился в г. Москве в 1895 г. Сведений об образовании и работе до авиаремзавода нет. На завод приехал по предложению Крутского. Работал главным бухгалтером завода.

Арестован 29.12.37 г. Обвинялся в том, что, стараясь вызвать недовольство рабочих, вычитал из зарплаты за брак очень большие, не положенные по закону суммы. Задерживал зарплату, приурочивая это к праздникам. Перед Октябрьским праздником 1936 г. рабочие даже выдвинули делегатов, требовавших в крайисполкоме выплаты заработанных денег. Видимо, эти задержки были связаны с тяжелым финансовым положением завода.

В итоге, 19.07.38 г., Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Крутского, Альянова, Брозинского и Гробовского к ВМН. В тот же день они были расстреляны. Кузьмин и Руднев были приговорены к 15 годам ИТЛ и к 5 годам поражения в правах.

Красной нитью через все следственные дела этой группы проходило обвинение — подготовка покушения на Молокова. Если бы вредительские действия, приписываемые «членам группы», имели место, от самолета остались бы рожки да ножки, а он преспокойно вернулся в родные пенаты.

Сам же Василий Сергеевич Молоков прожил в Москве долгую благополучную жизнь, дожив до 87 лет. Интересно, знал ли Молоков, в чем обвиняют людей, работавших с ним когда-то в тесном дружеском контакте? У него были большие связи, ведь он не только летал, но и занимался общественной работой, был членом Красноярского крайкома ВКП(б) первого состава.

А если знал, почему не выступил в защиту? В следственных материалах я не нашла ни одного документа с его показаниями, а ведь кто лучше его знал, как протекал полет, жертвой которого он должен был стать? Наверное, просто побоялся. Время было страшное, жизнь человеческая гроша ломаного не стоила.

Была арестована еще одна группа из 5 человек. К сожалению, каких-либо сведений о них собрать не удалось, известны только фамилии и номер следственного дела — 21165.

Карлов Степан Митрофанович. Родился в Тобольской губернии в 1908 г. Начальник административной части.

Кучинский Василий Иванович. Родился в Омской губернии в 1910 г. До авиаремзавода работал в конструкторском бюро Военной академии им. Жуковского. На заводе — начальник самолетосборочного цеха.

Попов Борис Владимирович. Родился в Енисейской губернии, в с. Сухобузимское в 1910 г. Плановик в плановом отделе завода.

Виленчик Израиль Семенович. Родился в Белоруссии в 1909 г. Начальник сектора тарифного нормирования.

Григорьев Иван Федорович. Родился в Оренбургской губернии в 1907 г. Образование высшее. Работал инженером гидроавиапорта, но проходил по одному следственному делу с работниками авиаремзавода. Какое-то время работал начальником отдела подготовки производства. Якобы из-за его небрежности детали терялись, расхищались.

Коллектив завода лихорадило. Были арестованы еще несколько сотрудников разных служб.

Аншмидт Артур Петрович. Родился в Енисейской губернии в 1910 г. На заводе работал инспектором. Арестован 17.12.37 г. Комиссией НКВД и Прокурором СССР 02.02.1938 г. приговорен к ВМН. Расстрелян 17.02.38 г.

Будкевич Юрий Павлович. Родился в Польше в 1909 г. Образование среднеспециальное, знал языки. Работал старшим комплектовщиком отдела подготовки к производству. Арестован 17.01.38 г. Комиссией НКВД и Прокурором СССР 25.05.1938 г. приговорен к ВМН. Расстрелян 22.11.38 г.

Арестовывали и рабочих разных цехов, например, 07.07.37 г. были арестованы отец и сын Анциферовы. Оба родились в с. Шало Енисейской губернии, были людьми малограмотными.

Отец, Степан Евгеньевич, работал плотником. Приговорен тройкой УНКВД КК 23.08.37 г. к ВМН. Расстрелян 24.08.37 г.

Сын, Александр Степанович, работал дюральщиком. тройкой УНКВД КК 04.09.37 г. приговорен к 8 годам ИТЛ. Срок отбывал в Норильлаге, освободившись, жил в Норильске. Умер в 1961 г.

Я не ставила целью перечислить всех, кто был арестован на заводе в те страшные годы. Их было немало, и, возможно, не обо всех «Мемориал» пока собрал сведения. Люди эти не будут забыты, и на страницах «Книги памяти» каждый из них найдет свое место. Ни одному из них не довелось поработать в новых цехах. Крутский и его подельники были расстреляны в июле, как раз в те дни, когда часть завода переезжала на правый берег.

Работники НКВД успешно справились с «разгромом контрреволюционной банды». Интересно, что они инкриминировали сторожу завода Константину Семеновичу Аксенову, приговоренному тройкой УНКВД КК 04.09.37 г. к ВМН и расстрелянному 05.09.37 г. Может быть, он под покровом ночи, вместо того чтобы сторожить, собирался угонять самолеты?

Не заботило карательные органы то, как завод будет заделывать образовавшуюся брешь, ведь специалистов в этой области было очень мало. Нимало не заботила их и судьба жен и детей расстрелянных, в одночасье ставших изгоями общества.

Не оставили в покое и бывшего директора Зуева, хотя он и уехал из Красноярска. Он был арестован в Бердянске, этапирован сначала в Москву, потом 02.03.39 г. в Красноярск. К этому времени все члены якобы созданной им контрреволюционной организации были расстреляны или отправлены в лагеря. Дело Зуева было пересмотрено, политические статьи заменены уголовной — бесхозяйственность, халатность, и 19.07.39 г. он был освобожден.

ЕНИСЕЙСКАЯ АВИАЛИНИЯ
Енисейская авиалиния с самого зарождения предназначалась не только для обычных транспортных перевозок, но и для решения разнообразных задач огромного региона. На ее счету много заслуг в открытии воздушных линий, научных исследованиях, освоении природных богатств, развитии арктического судоходства, спасении челюскинцев, высадке папанинцев на Северный полюс и т.д.

Открытая в 1932 г., она успешно развивалась — прокладывались новые трассы, строились различные объекты для обслуживания полетов: гидроавиапорт в Красноярске, Енисейскую авиабазу, авиабазы в Туруханске, Игарке, Дудинке, Гольчихе, Диксоне и т.д. Там, где вначале были небольшие авиабазы, вырастали поселки.

Все строительство велось в основном силами спецпереселенцев, раскулаченных, заключенных. В невероятно тяжелых условиях Севера, живя в холодных бараках, не имея достаточного обеспечения питанием и одеждой, в тайге и тундре, эти люди закладывали фундамент Енисейской авиалинии. Все было построено буквально на их костях.

Известный красноярский полярный летчик С.К. Фрутецкий рассказывал, как на его глазах в Игарке появилась спецкомендатура, как наспех сколоченные бараки заселялись спецпереселенцами, которых семьями привозили на баржах по Енисею. «Я думал, наверное, так надо. Молодой был, не шибко грамотный. Хотя, конечно, сочувствовал спецпереселенцам, при случае помогал. Да что говорить, тогда вся страна Сталину верила безгранично!»

Судя по сведениям, которые удалось собрать, аресты на Енисейской авиалинии производились выборочно, не группами, как, например, на авиаремзаводе. К сожалению, не удалось познакомиться со следственными делами арестованных и представить картину в целом.

Бросалось в глаза, что в 1937—38 годах наблюдалась чехарда в руководстве авиалинии. Документов, дающих возможность проследить, в какие месяцы работал каждый из арестованных руководителей, найти не удалось, но что они были арестованы — факт.

Минин Анатолий Петрович. Родился в г. Новгороде в 1897 г. Сведений об образовании нет, неизвестно также, где он работал до Красноярска. В воспоминаниях Молокова «Родное небо» есть такие строки: «Все службы помещались на первом этаже, на втором — гостиница для авиаторов, паровое отопление, ковровые дорожки — уют, которым справедливо гордился начальник базы Анатолий Петрович Минин, бывший авиатор, краснознаменец Гражданской войны». По-видимому, в 1934—1935 гг. он был начальником гидроавиабазы на о. Телячьем, а в 1936—1937 гг. командиром авиагруппы.

03.04.39 г. Особым совещанием НКВД СССР за участие в правотроцкистской организации он был приговорен к 8 годам ИТЛ. Срок отбывал в Краслаге. Освободился в 1946 г.

Его заместителем в те годы был А.Г. Робуш.

Робуш Андриан Григорьевич. Родился в г. Минске в 1896 г., в дворянской семье. До 1917 г. служил офицером Черноморского флота. Во время Гражданской войны был личным адъютантом Колчака.Окончил школу военных летчиков. Жил в Красноярске, работал заместителемкомандира авиагруппы.

Арестован 03.09.37 г. Обвинение — участие в контрреволюционной диверсионно-вредительской организации правых,разрушение хозяйства авиалинии, недовольство политикой ВКП(б) и советского правительства.

Военной коллегией Верховного суда СССР 22.07.38 г. Робуш был приговорен к ВМН, расстрелян в тот же день.

В сентябре, после ареста Робуша, командиром авиагруппы стал полковник Ванюшин Сергей Петрович. Сведений о нем, его судьбе найти не удалось, за исключением следующего: «26.08.38 г. краевым прокурором Любашевским (кстати, впоследствии он был тоже арестован. — М.В.) дана санкция на арест гр-на Ванюшина С.П., 1898 г.р., русского, члена ВКП(б), работающего в Енисейской авиагруппе ГУСМП. Ванюшин достаточно изобличается в том, что является активным участником а/с заговора. Следствие по признакам ст. 58—6, 8, 7, 11 ведет XI отдел УГБ УНКВД КК. Обвиняемый Ванюшин находится под стражей в Красноярской тюрьме». И еще короткая справка: «Ванюшин этапирован в УССР».

Главным инженером авиагруппы в те годы был А.Н. Суровицкий.

Суровицкий Аркадий Никифорович. Родился в Белоруссии в 1902 г. Член ВКП(б) в 1924—1935 гг. (исключен как троцкист). Образование высшее, окончил Военно-воздушную академию ВВС. Работал на авиаремзаводе в Липецке, с 1935 г. — на Енисейской авиалинии.

Был арестован одним из первых, 11.04.37 г. Его обвинили в том, что, являясь участником антисоветской троцкистско-террористическо-диверсионной организации, он занимался вредительством на своем участке работы. Якобы по договоренности с Крутским принимал с завода после ремонта самолеты с дефектами, которые должны были привести к катастрофам в воздухе, вынужденным посадкам. Принимал участие в подготовке теракта против Молокова.

Крутский на допросе показал, что Суровицкий специально поставил 15 моторов самолетов в склады, заливаемые водой, из-за чего они вышли из строя.

Военной коллегией Верховного суда СССР 19.07.38 г. Суровицкий был приговорен к ВМН, расстрелян в тот же день (проходил по одному следственному делу с Крутским).

Жена писала Сталину, Калинину — безответно. На работу устроиться не могла и вынуждена была уехать из Красноярска.

Кроме руководства, арестовывались работники различных служб авиалинии.

Антик Лука Владимирович. Родился в г. Москве в 1907 г. Работал начальником связи авиагруппы в г. Енисейске. Арестован 04.12.37 г. Приговорен 22.07.38 г. Военной коллегией Верховного суда СССР к ВМН, расстрелян в тот же день.

Бачинский Михаил Алексеевич. Родился в г. Гродно в 1902 г. Работал ответственным исполнителем авиагруппы в Красноярске. Арестован 27.06.37 г. Комиссией НКВД и Прокурором СССР 01.10.37 г. приговорен к ВМН, расстрелян 10.10.37 г.

Волосюк Василий Данилович. Родился в Польше в 1904 г. В 1921 г. нелегально перешел из Польши в СССР. Член ВКП(б), при чистке в 1929 г. был исключен. Пилот Енисейской авиагруппы. За антисоветскую агитацию с должности пилота снят и переведен в группу снабжения. Арестован 17.07.37 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 22.07.38 г. приговорен к ВМН, расстрелян в тот же день.

Дисс Дмитрий Григорьевич. Родился в г. Каменец-Подольске. Образование среднее. Работал ответственным исполнителем отдела снабжения авиагруппы. Арестован 15.03.37 г. Осужден Красноярским крайсудом за антисоветскую агитацию, приговорен к 5 годам ИТЛ.

Еременко Филипп Трофимович. Родился в г. Краснодаре в 1906 г. Образование средне-специальное. Пилот. Летал на Енисейской авиалинии. Арестован 04.11.38 г. 23.03.39 г. по реабилитирующим обстоятельствам дело было прекращено, и Еременко освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна.

Тихлер Петр Францевич. Родился в г. Москве в 1903 г., по национальности чех. Был призван в РККА, в 1925 г. закончил в Киеве курсы авиамотористов, затем в 1933 г. — Ленинградское авиационно-техническое училище, инженерный факультет. В 1925 г. по Ленинскому призыву вступил в ВКП(б). По окончании училища работал на строящемся самолеторемонтном заводе в Хабаровске. В 1935 г. уволен из ВВС РККА и исключен из партии за связь с Чехословакией. В Красноярск прибыл в 1936 г. на должность старшего инженера транспорта гидроавиабазы.

Талантливый авиаинженер, знавший конструкции всех летавших в те годы самолетов, занимался их усовершенствованием, приспосабливая к полетам на Север, участвовал в подготовке к полетам самолетов Молокова и Леваневского.

Санкция на арест дана 03.11.38 г. Дата ареста неизвестна. На момент ареста он работал старшим авиатехником авиалинии. Обвинялся в том, что, являясь активным членом контрреволюционной организации правых, на протяжении ряда лет систематически занимался вредительством, направляя свою деятельность на разрушение авиалинии.

Неизвестно, сколько времени Тихлер находился в тюрьме, и когда его освободили из-под стражи. Трудно сказать, почему Петра Францевича не расстреляли или не загнали в лагеря. То ли попал в полосу временного послабления с приходом к власти Берии, то ли потребовался как специалист высокого класса? Во всяком случае, в гражданской авиации края он отработал 50 лет, выйдя в отставку в 1985 г. За заслуги получил ордена Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны I степени.

Дарищев Петр Васильевич. Родился в 1901 г. в Саратовской губернии. Окончил 4 класса училища и школу летчиков-наблюдателей экстерном. Член ВКП(б) в 1920—1935 гг. Жил в Игарке, работал начальником Игарского авиагидропорта ГУСМП.

Арестован 04.08.38 г. Игарским ГО НКВД. Обвинялся в том, что, являясь участником контрреволюционной организации правых, вскрытой и ликвидированной в системе ГУСМП, проводил подрывную деятельность в гидропорту (задержка самолетов, перевозки пассажиров и срочных грузов, иногда на целый месяц, перерасход авиационного бензина и т.д.). 20.07.39 г. дело было прекращено по реабилитирующим обстоятельствам и Дарищев из-под стражи освобожден.

Потев ВладимирСтепанович. Родился в Киевской губернии в 1909 г. Окончил военную школу авиатехников. Член ВКП(б) в 1932—1936 гг., исключен за сокрытие соцпроисхождения (отец служил городовым). Работал авиатехником Игарского авиагидропорта. Арестован 08.08.38 г. Игарским ГО НКВД. Обвинение — будучи враждебно настроенным против политики партии и советской власти, проводил в порту вредительскую, разрушительную работу. 20.07.39 г. дело было прекращено (проходил по одному делу с Дарищевым) и Потев из-под стражи освобожден.

История полярной авиации края в 30-е годы — это не только светлые страницы — покорение Севера, Арктики, освоение необжитых территорий, мужество летчиков, о чем в те годы много и восторженно писали. Но это еще и трагические судьбы людей, работавших в этой системе и ставших жертвами террора. Об этом не писали, разве что иногда упоминали вскользь.

В этой публикации я и попыталась восполнить этот пробел, рассказать о людях, имена которых надолго были вычеркнуты из памяти людской, людях, ставших безвинными жертвами жестокой, безнравственной политики большевиков, утвердившей их во власти на долгие годы.

ОТ АВТОРА
В первые годы работы «Мемориала» мы в основном занимались сбором сведений о репрессиях в Красноярском крае и заполняли карточки на репрессированных для нашей картотеки. Тогда мне и попался небольшой материал о репрессиях на авиаремзаводе.

Возможно, все бы и закончилось заполнением каточек на этих людей, если бы не одно обстоятельство. Я тогда прочитала «Архипелаг ГУЛАГ», и мне там попалась одна знакомая фамилия — полярный летчик Махоткин, с которым Александр Исаевич Солженицын, видимо, встречался в годы заключения.

Я заинтересовалась. В институте на одном со мной курсе учился Глеб Махоткин. Ходили слухи, что отец его, полярный летчик Махоткин, был репрессирован. Глеб отцом гордился и очень переживал. Дети репрессированных боялись говорить о своих отцах, возможно, поэтому Глеб был замкнут, ни с кем в институте особенно не общался. После окончания института он уехал и связи с сокурсниками не поддерживал.

В.М. Махоткин был, несомненно, отцом Глеба. Известный в 30-е годы полярный летчик знал Арктику прекрасно: занимался обследованием арктических территорий Карского моря, вместе с Водопьяновым облетал архипелаг Земли Франца Иосифа и т.д. Работал он и на Енисейской авиалинии. В 1935 г. вместе с Молоковым обслуживал линию Дудинка-Норильск. Я думала, что и арестован он был у нас в крае в 1937 г.

Поиски людей, работавших в те годы в полярной авиации края, привели меня к встрече с Петром Францеввичем Тихлером. Он хорошо знал Махоткина. Тот готовился к обследованию побережья Северного Ледовитого океана с посещением полярных станций, и Тихлер готовил к полету его самолет "Сталь-3". Там впервые был применен обогрев кабин бензиновыми лампами. Через два месяца самолет Махоткина вернулся в Красноярск без повреждений.

Об аресте Махоткина он знал немного. Арестован он был во время войны, когда занимался перевозками в блокадный Ленинград. Какой был приговор, и в чем его обвиняли, Тихлер не знал. Но, во всяком случае, расстрелян Махоткин не был. Тихлер много лет спустя встретил его в Москве, но расспрашивать об аресте постеснялся.

Я встречалась с Тихлером всего один раз, и разговор шел в основном о Махоткине. Как я жалел впоследствии, что не расспросила его о репрессиях на авиаремзаводе и авиалинии! Сейчас Петра Францевича давно уже нет в живых.

Шли годы. Уже не осталось живых свидетелей, которые могли бы рассказать полярной авиации края в те далекие 30-е. Однако интерес к этой теме у меня не пропал, все эти годы я по крупицам собирала материалы о репрессиях на авиаремзаводе и авиалинии. И когда появилась возможность, решила эти материалы обобщить и опубликовать в Книге памяти.

P.S. Прочитала написанное. Скупые, сухие сведения: родился, работал, арестован, приговорен. А ведь это были живые люди со своими радостями и печалями, интересами, увлечениями. Только близкие могли бы рассказать об этой стороне их жизни. Но поиски родственников, друзей, знакомых не дали результатов. Время неумолимо, быстротечно. Пришлось довольствоваться малым.

И еще я думала о том, сколько физических и нравственных страданий выпало на долю этих людей в застенках НКВД. Почему-то с особой болью представляла страшные минуты, когда арестованного выводили из камеры то ли на допрос, то ли на расстрел, а оставшиеся, глядя вслед, думали: "Скоро моя очередь". Среди них был и мой отец.
Марина Волкова.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 606
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение Polarstern » 20 Сентябрь 2010 19:27

 salehard-igarka.jpg


Фотографии из музея железной дороги 503, можно посмотреть на сайте города Игарка:

http://igarka.ru/tur.htm
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение Dmitriy » 14 Июнь 2012 13:40

Наконец-то друзья закачали фильм "Рыбак" в интернет.Теперь желающие могут смотреть здесь http://www.kznexp.ru/video_ke/
Всем интересных походов и экспедиций летом.
Dmitriy
 
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение slava_zz » 12 Ноябрь 2013 22:43

так какие координаты у Рыбака?
В одних текстах он на Ждановой, в кино на Тихой
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение Dmitriy » 18 Ноябрь 2013 20:53

"так какие координаты у Рыбака?
В одних текстах он на Ждановой, в кино на Тихой"

N 76*30,500’ E104*06,00’
Подробнее http://www.kznexp.ru/nashi_ekspeditsii/2008/ там можно скачать текст отчета
Dmitriy
 
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение slava_zz » 18 Ноябрь 2013 21:25

интересно получается
смотрим на карту:

- по Ларькову
База экспедиции разместилась на правобережье р.Жданова, правом притоке р.Ленинградской, к югу от горы Октябрьской, на южной периферии плато Лодочникова.
В 1950 г. геодезисты экспедиции определили координаты базы: 76 град. 40 мин. с.ш. и 103 град. 40 мин. в.д.

знак1 Жданова-- юго- запад приводимой карты
но по координате точка получается (знак2, Кельха)- это 45 км на СВ от г Октябрьская, и водораздел-Кельхи- Гольцовая, реки нет
- южнее Октябрьской - там сама Жданова широтная, а на плане лагеря от метеорологов- вроде она субмеридиональная и узкая и течет на юг
меридионального куска русла я у Ждановой вообще не нашел, но маленький правый ее приток течет на юг и похож по конфигурации- есть два правых овражка
- потом кто то пишет, что само месторождение не на Ждановой, а 10-15 севернее, на Тихой- (видимо верховья). Тихая течет на юг
недалеко от ее устью на левом берегу озеро Московское и мыс Угольный
(та история с углем для отопления Рыбака, с Азой и Равичем- и там поминалось, что Рыбак на правом берегу Ленинградской- То есть река мешала доступу к углю)

А в итоге- то место, где база геологов и в 2008 снимали туристы (знак3 туристы) -
тут и на карте "развалины"- все это в верховьях Широкой,а она течет на север
она в промежутке между этими вариантами Октябрьская- Кельхи

а как узнали, что эта база геологов и старые развалины в верховьях Широкой - именно Рыбак?
на картинках- я не могу отличить бесконвойную зону от поселка геологоразведки :)
На Зимовочной хоть остатки колючки есть
дурят нашего брата, ой дурят :)
Вложения
 рыбак.png
Последний раз редактировалось slava_zz 25 Ноябрь 2013 09:34, всего редактировалось 2 раз(а).
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение Адольф Милованов » 19 Ноябрь 2013 13:13

Не знаю относится ли это к теме, но очень похоже...
Приказ по УПА №6с. 7.4.1950г. Об оформлении организации аэродрома в т. №21.
По заданию Начальника Главсевморпути в Арктике небольшой группой людей под командованием бывшего начальника а/п Эклипс тов. Бухтиярова Г.В. в период 28.12.1949 года по 26.2.1950 года был создан зимний аэродром для приёма самолётов ПА, выполняющих задание Правительства СССР по перевозке грузов и людей МВД СССР. Приказываю: 1. Бывшего начальника а/п Эклипс Бухтиярова Г.В. перевести из МАГОН в Игарскую АГ и назначить начальником аэродрома точки №21 с 28.12.1949г. и установить оклад 1125 руб. в месяц с сохранением %-й надбавки на Крайнем Севере и выслугу лет в УПА.
2. Аэродром в т. №21 … передать со дня организации в Игарскую АГ.
3. Благодарность: командиру Игарской АГ Погорелому Ю.С., начальнику авиабазы Усть-Таймыр Ананьеву В.В., начальнику связи Игарской АГ Хорину, бывшему начальнику а/п Эклипс Бухтиярову.
ИО Начальника УПА Кузичкин.

Д. 3828. Доклад УПА о работе с кадрами и отчёты УПА, Игарской и Московской АГ по кадрам за 1950 год. 122л. Л. 15-16. По Игарской АГ. …
Необходимо также отметить безупречную, самоотверженную работу в тяжёлых и сложных условиях экипажей самолётов к/к Майорова, Лапина, Дмитриева при выполнении последними Правительственного задания по перевозкам на Таймырский п/о для Управления №21 МВД СССР.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1227
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение slava_zz » 19 Ноябрь 2013 22:22

да, точка 21
эта система названий продержались у нас до начала 90х :)
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение Dmitriy » 21 Ноябрь 2013 11:23

Координаты нам дали геологи в Хатанге, на них и шли, то, что увидели- на фото и в фильме. С Ф.Романенко когда общались на эту тему, он тоже был уверен, что "она". Собственно, наиболее подробно этой темой занимался именно Романенко. Освежу вечером в памяти. Что-то про 21 точку у него тоже было, см "Враги народа..."
Dmitriy
 
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение slava_zz » 21 Ноябрь 2013 15:19

то, что ее вам дали геологи- спору нет- у них там база :)
но все несбивки от того не исчезли
можно предположить, что координату точки 21 исказили намеренно
но ведь там и план поселка снимали- и река течет на юг, наиболее похоже на самое первое описание- на карте точка1, южнее г.Октябрьская
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

ГУЛАГ на Таймыре

Сообщение Dmitriy » 25 Ноябрь 2013 19:45

- Номер объекта "Рыбак"- 31 (Мирошников, Ларьков), 21- номер управления
- По нескольким источникам объект располагался на краю плато Лодочникова. р.Жданова довольно далека от него, там "Рыбак" располагают лишь в одном из попавшихся нам в и-нете документов, по мнению Романенко, не вызывающем сильного доверия.
-Про самую северную из отмеченных точек ничего сказать не можем- не были.Возможно.
-Истоки Широкой и Тихой расположены довольно близко, по сути стекают с одного заболоченного плато. Собственно, как только поднимаешься от устья Тихой, оно и начинается. В Долине Широкой на подходе к указанной точке были видны еще к-то емкости или остатки строений, но они были в стороне от курса, мы к ним не подходили. Думаю, что в данном случае, расположение "в верховьях Тихой" и " в верховьях Широкой" могли быть одним и тем же.
- В фильме имеются остатки здания из дикого камня без цементного р-ра. Не понятно, зачем бы геологам было его строить. Геологи предпочитают обходиться деревом, а не выкладывать стены из подножного камня.
- Не понятны в свете только "геологического" происхождения объекта остатки одной, по крайней мере, стороны периметра из двух рядов колючей проволоки
- Полагаю, историю той базы, что мы снимали, может знать "Севморгеология", чьи вездеходы там сегодня ржавеют.
- Судя по размеру фундаментов помещений барачного типа и набору остатков зданий, геологическая партия должна была быть довольно большой. Если она была создана параллельно, или после "Рыбака", то о ней и о ее материалах должно много чего быть известно в той же "Севморгеологии" или ее предшественниках. Возможно, среди посетителей форума найдутся знающие люди...
- Из известных нам людей, этим вопросом профессионально занимался Ф.Романенко. Могу в личку дать контакты, если кому с проф. точки зрения.
- Аналогично могу дать контакты геологов в Хатанге, спросив у них согласия, если для дела...
- Будет случай, обязательно проверим другие координаты.
- Если выяснится, что снятая нами точка не имеет отношения к "Рыбаку", будем считать, что у нас оказались удачные декорации. Сам текст фильма был основан на статье "В середине века...", что и упомянуто в титрах. На научное исследование не претендуем. Если кто претендует- всячески готовы помочь, чем сможем.
- Если сложится, мы тут летом думаем по р.Лене до Хатанги проехаться. Если у кого есть к-то мысли что на этом маршруте нужно посмотреть по теме и не только - будем признательны.
Dmitriy
 
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Пред.След.

Вернуться в Кают-компания



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения