Н-963 (Ми-4)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-963 (Ми-4)

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Март 2008 09:36

Ми-4 Н-963

Часть: Полярная авиация
Номер: СССР-Н963
Третья советская континентальная антарктическая экспедиция. Ноябрь 1957 г. - январь 1959 г. Обратите внимание на нерегулярный размер цифр регистрационного кода.


Художник: © Василий Золотов ( zolotovma [at] mtu-net.ru )
Источник: Журнал 'Мир авиации'


http://wp.scn.ru/ru/ww3/v/183/1_o/0

 СССР-Н963.jpg


Числится в «Soviet Transports» (http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1554#p1554):
Mi-4A 03 37 CCCP-N963 Polyarnaya Aviatsiya w/o, struck off charge 18jan60
- исключен 18.01.1960
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ми-4 Н-963

Сообщение Александр Андреев » 15 Март 2008 15:56

Что означает, что ряд номеров присваивался вне "порядкового" режима. Вот еще пример.
В 1945-46 годах для ледовой разведки использовался самолет Н-824. Не выяснил какой.
Предположительно Ли-2.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ми-4 Н-963

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Апрель 2008 21:19

Попал в Антарктику предположительно в составе 2-й КАЭ.

Нижепреведенный текст - скорее всего именно про этот борт:

"Летучий гусар", "Труд" № 162 за 12.09.2002 http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200209121621101


После Великой Отечественной войны много демобилизованных летчиков остались не у дел. Однако и желающих летать на только появлявшихся тогда вертолетах было мало. Эта винтокрылая машина, по мнению недавних боевых асов, была "гробом в воздухе", ее при желании можно "шапкой сбить"...


Поэтому поступок молодого полярного летчика Василия Колошенко - добровольно уйти в вертолетчики - товарищи расценили как безумный.

Однако вскоре именно Колошенко поручили перегнать собранный для полярной экспедиции по особому заказу вертолет Ми-4 из Казани в Калининград. Экспедиционное судно уже было готово к отплытию и ждало только прибытия "воздушного разведчика". Колошенко очень торопился, но в Смоленске на промежуточной посадке вертолет вдруг "притормозили". Командир авиаполка изо дня в день переносил дату вылета, ссылаясь на плохую погоду по маршруту. Руководствовался он, видимо, неписаным законом авиации - "если никто не летает, ЧП в воздухе невозможны".

Все доводы Колошенко об его опыте полярного летчика, о том, что в Калининграде его ждут две сотни человек и судно, разбивались, как о гранитную скалу. Более того, летчику не разрешали на военном аэродроме даже воспользоваться связью, чтобы через Москву решить этот, казалось бы, пустяковый вопрос.

Через три дня Василий популярно объяснил часовому, выставленному "на всякий случай" около вертолета, что новая машина нуждается в ежедневной профилактике двигателя. Раскрутил винты и... без всяких разрешений махнул по маршруту.

- Идти сразу к западной границе, в Калининград было нельзя, - рассказывает Василий Петрович.- Подобную самодеятельность тогда могли рассматривать как попытку сбежать вместе с новой машиной за границу. Мы со штурманом не сомневались, что для перехвата будут подняты истребители.

Поэтому вертолет-беглец на максимальной скорости, прижимаясь к земле, по просекам вдоль высоковольтных линий электропередачи, чтобы не попасться локаторам противовоздушной обороны, пошел сначала на север, потом на запад...

- Ориентировались по железным дорогам и рекам, - рассказывает полярный летчик.- Погода, кстати, стояла замечательная. На всем маршруте - ни облачка.

Колошенко повезло - удалось выйти прямо на Калининград. Летчик посадил вертолет на палубу дизель-электрохода "Лена". И в возникшей неразберихе успел сойти на берег. На всякий случай до Москвы Василий добирался на поезде - знал, что его уже разыскивают. Явился к начальнику полярной авиации, объяснил, что руководствовался исключительно интересами дела.

Первая реакция была: "Отобрать свидетельство пилота! Дисквалифицировать! Передать дело в суд!" Однако здравый смысл восторжествовал - Колошенко месяц "отсиделся" в Тамбове, а когда скандальная история порядком подзабылась, вновь приступил к своим служебным обязанностям в Арктике.

...

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА:

Василий Колошенко во время Великой Отечественной войны готовил летчиков- штурмовиков для фронта. После Победы пришел в полярную авиацию. Впервые успешно применил вертолет для ведения ледовой разведки с ледокола "Ермак". Летал на вертолетах на дрейфующей станции "Северный полюс-5", участвовал во Второй континентальной антарктической экспедиции АН СССР.

За испытания новых вертолетов и проявленное при этом мужество и героизм Василию Колошенко присвоено звание Героя Советского Союза.

в 1-й КАЭ "Лена" везла один из двух вертолетов, но они были в разобранном виде и частями на двух судах (Черевичный, "В небе Антарктиды")
в 3-й КАЭ единственный вертолет (Н-963) уже был на континенте.

но 100% уверенности нет.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ми-4 Н-963

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Апрель 2008 21:28

Добавка к предыдущему:

Аннотация к книге: Колошенко В.П.: "Ангел-спаситель." в журнале "Наш современник":
М. Чванов. "Ангел спаситель" http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2002&n=2&id=9

...Был в его биографии и такой случай: дизельэлектроход “Лена” с очередной антарктической экспедицией долгое время не отходил от калининградского пирса в ожидании вертолета, который должен был перегнать Колошенко, а Колошенко якобы из-за нелетной погоды, а больше из-за перестраховки не выпускали в небо на одном из промежуточных военных аэродромов. Уже уходили все благоприятные для экспедиции сроки, а без вертолета экспедиция в Антарктиде оказалась бы беспомощной, и В. П. Колошенко, человек долга и чести, не мог подвести зимов­щиков, а в их лице и всю страну, и потому, вопреки запрету, обманув охрану вертолета, взлетел, и генералы-перестраховщики, посоветовавшись с кем-то наверху, отдали приказ звену истребителей-перехватчиков сбить вертолет, ибо, меряя на свой аршин, они решили, что Колошенко мог нарушить приказ только по одной причине: собрался бежать на Запад. Но Колошенко ушел от аэродрома сначала в противоположную сторону, на восток, затем на север и только потом, по-прежнему на сверхнизкой высоте, как он пишет, “перепрыгивая” через низко натянутые телефонные провода и проныривая под линиями высоковольтных передач, повернул на запад, зная, что все локаторы ПВО Европейской части страны сейчас ищут его. Буквально за несколько минут до швартовки он посадил вертолет на палубу “Лены”, к трапу которой уже бежали пограничники и особисты, но он сумел обмануть их и сесть в московский поезд, чтобы предстать пред спасительные очи М. Л. Миля, который прикажет ему спрятаться на время где-нибудь в деревенской глуши, пока он все утрясет...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ми-4 Н-963

Сообщение Александр Андреев » 16 Апрель 2008 16:27

Изображение
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ми-4 Н-963

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Апрель 2008 01:35

Перетащено из "раскопок":

(alex_andr)

Изображение

Обь 1957 г. Т. е времен 2-КАЭ. На борту вертолет МИ-4, номер не читается.

1. В брошюре "Международный полярный год" эта фотография в большом размере. Весь номер не просматривается, но последняя цифра - тройка.
2. Н-963 в Антарктиду как раз "приплыл" во второй КАЭ
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ми-4 Н-963

Сообщение Александр Андреев » 19 Апрель 2008 01:39

Иван Кукушкин пишет:1. В брошюре "Международный полярный год" эта фотография в большом размере. Весь номер не просматривается, но последняя цифра - тройка.
2. Н-963 в Антарктиду как раз "приплыл" во второй КАЭ

Тот ли это на "Оби"? По предыдущей фотографии, где номер виден, он около "Лены"
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ми-4 Н-963

Сообщение Александр Андреев » 19 Апрель 2008 01:47

Изображение

Тут скорее похоже на 83.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ми-4 Н-963

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Апрель 2008 03:29

alex_andr пишет:
Иван Кукушкин пишет:1. В брошюре "Международный полярный год" эта фотография в большом размере. Весь номер не просматривается, но последняя цифра - тройка.
2. Н-963 в Антарктиду как раз "приплыл" во второй КАЭ

Тот ли это на "Оби"? По предыдущей фотографии, где номер виден, он около "Лены"
...
Тут скорее похоже на 83.

Пака ориентируемся на:
В.В.Лукин,Н.А.Корнилов,Н.К.Дмитриев «Советские и Российские Антарктические экспедиции в цифрах и фактах, 1955-2005», ААНИИ 2006.

2 КАЭ (1956-58): два Ан-2, шесть Ли-2, один Ил-12, три Ми-4.

Где-то проскакивало, что кажется везли только один Ми-4 - два остались от 1-й КАЭ.
Получается Н-86, Н-87, Н-963

А то, что вертолет то у одного д/э, то у другого - скорее в порядке вещей, чем наоборот.
Пример с 1-й КАЭ - везде и повсюду упоминается Н-86, Н-87 носился где-то там у чертей на рогах и просто не встречается в записях...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ми-4 Н-963

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Апрель 2008 03:35

alex_andr пишет:[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080418/fc/fc5b2aa42cdaea512f.jpg[/url]

Тут скорее похоже на 83.

еще: Soviet Transport утверждает:
Mi-4 --- CCCP-N53 Polyarnaya Aviatsiya participated in Arctic expedition in 1956 on board vessel "Ob"

Такое ощущение, что написано по этой фотографии...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ми-4 Н-963

Сообщение Бабай » 10 Январь 2009 19:10

alex_andr пишет:Изображение


В книге А.В. Нудельмана "Советские экспедиции в Антарктику 1955-1959 гг. М., изд-во АН СССР. 1959., приведенная выше фотография имеет подпись: "В районе острова Уайт. Выгрузка вертолета с дизель-электрохода "Лена" на айсберг" и относится к описанию 2-й экспедиции.
Цитата:
"22 января [1957] корабль прибыл в Мирный. ...
Затем дизель-электроход "Лена" принял на борт береговые партии, самолет и вертолет и 11 марта направился в район, где было намечено провести очередные исследования. 18 марта судно подошло к о-ву Уайт, и экспедиция приступила к проведению работ в районе Земли Принца Олафа. 27 марта, закончив работы, корабль направился галсами с промерами в Мирный, куда прибыл 5 апреля."

Таким образом, Н-963 попал на "Лену" в Мирном.
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Ми-4 Н-963

Сообщение Dobrolet » 25 Февраль 2010 05:42

 4-1.jpg
 4-2.jpg
См. книгу В.П.Колошенко "Вертолеты - жизнь и судьба"
viewtopic.php?f=52&t=2434&start=4

Фото Ми-4 Н-963 на т\х "Лена" и во 2-й САЭ. На крайней фотографии в номере просматривается последняя тройка.
 4-3.jpg
 4-5.jpg
 4-4.jpg
 4-6.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-963 (Ми-4)

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Октябрь 2010 23:30

LJ soulim viewtopic.php?f=37&t=3082
:": Из фотоархива деда, Михаила Сулима
Фотографии предположительно сделаны в 3-й КАЭ

 lj-soulim-Н-963-01.jpg
 lj-soulim-Н-963-02.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ми-4 Н-963

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Март 2012 19:34

Фото из семейного альбома Кирилина А.И. 2-я КАЭ
 0035.jpg

бочками видимо ВПП обозначена.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ми-4 Н-963

Сообщение Адольф Милованов » 24 Декабрь 2012 21:24

Вертолёт в Антарктиде. Снятие лопасти : Ми-4 Н-963.jpg
РГАЭ. Фонд 87. Опись 1. ПУГА МГА. Д. 2. Приказы 1-72 УПА ГВФ 3 янв-30 дек 1960. 123л. Л. 7. Приказ Командующего ПА Главсевморпути ММФ №Р-5. 28.1.60.
О списании вертолёта МИ-4 Н-963.
Списать с баланса Московского АО и исключить… в-т МИ-4 Н-963 …вследствие выработки …срока службы и по тех. состоянию не пригодным к дальнейшей эксплуатации и ремонту. В-т и дв. передать в Ленинградский музей Арктики и Антарктики в качестве экспоната.
Основание. Радиограмма из Мирного тт Дралкина, Осипова и Пименова от 15.1.60. №308. Командующий ПА М. Шевелёв.
Последний раз редактировалось Адольф Милованов 27 Январь 2013 17:36, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Добавление фото
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения