"Алсиб" : потери

Поставки авиатехники по ленд-лизу. Трассы "Алсиб", "Project Zebra", единичные перелеты.
Летчики и самолеты ГУСМП, ГВФ и ВВС.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Алсиб" : потери

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Ноябрь 2009 22:52

slava_zz
танюрер в хорошем разрешении, видны все звания


Антонченко Ю.А. (с-т) -обелиск в Танюрере
Гапонов Ф.(гв.ст. л-т) -обелиск в Танюрере
Злобин В.И. (гв.т. л-т) -обелиск в Танюрере
Золоторевский Б.А. (гв.т. л-т) -обелиск в Танюрере
Карташев И.Д. (гв.ст.т. л-т) -обелиск в Танюрере
Краминский Г.Э. (гв.м-р. т/с.) -обелиск в Танюрере
Кучмин А.В. (гв. с-на) -обелиск в Танюрере
Мельник П.М. (ст. л-т) -обелиск в Танюрере
Осетров И.О. (гв.л-т) -обелиск в Танюрере
Пархоменко Н.Ф. (гв.т. л-т) -обелиск в Танюрере
Радионов А.И. (л-т) -обелиск в Танюрере
Танков В.П. (с-т) -обелиск в Танюрере
Тихомиров В.Д. (гв. с-т) -обелиск в Танюрере
Халевин В.А. (л-т.) -обелиск в Танюрере
Цынгеев А.Э. (л-т) -обелиск в Танюрере

Ни одной фамилии с обелиска в нашем списке нет.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Алсиб" : потери

Сообщение slava_zz » 09 Ноябрь 2009 09:05

post-2970-1257730670_thumb.jpg

Памятник и кладбище на Уэлькале. Летчиков АЛСИБА на нем вроде бы нет. А вот детей и жен наземников хватает. И даты - в основном 1947-49. Фото якутского путешествинника Нюргуна, август 2009.

есть ссылка на Уэлькаль
но фото мелкое- буду уточнять у автора
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

"Алсиб" : потери

Сообщение slava_zz » 09 Ноябрь 2009 13:13

http://www.anadyr.org/page/articles/the ... 9163513922
Дата: 2005/12/09 16:35
В "Крайнем Севере" от 9 декабря опубликован материал "Тайны Воздушных Кораблей".
Если кому-нибудь интересен корявый авторский вариант, привожу изначальный текст.
.......
Видели мы год назад этот самолет во-первых когда было много воды, хотя в такое же время. Тогда в верховьях две недели шли дожди и река наполнилась, и тогда мы "пролетели" над своей главной целью – "Аэрокоброй", место которой точно известно, но она видна из грязи только при такой воде как сейчас. Вот сейчас бы туда! На это нет ресурсов пока… Топлива ровно сколько нужно до Сотченко, и это озеро перед нами. Теперь видно: оно в таком высохшем виде, что можно было только мечтать. И есть кусочек воды для посадки. Наш самолетик шлепается на зеркальную поверхность лужи и по травянисто-илистой грязи подруливаем прямо к обломкам. Теперь видно, что это остов, обломок, а вовсе не фюзеляж, хотя с тридцати метров кажется все по другому. Но смотреть все равно надо, и определить что это такое.
В резиновых бахилах я хожу по щиколотку в иле и можно точно сказать: это гидросамолет, и как нам сначала кажется - "Каталина". Каталины перегоняли по трассе "Ленд-Лиз" наряду с "Митчеллами", "Бостонами", "Аэрокобрами" и "Кинг-Кобрами". Только вот корпус лодки латаный-перелатаный, непохоже на поставки вооружения. Почти весь корпус, не хватает только носа, который лежит метрах в семидесяти южнее, и похоже, что это все разрушено постепенно в такие "удачные" осенние сухие сезоны, как сейчас. Зачем люди разрушают это? Мы наверное не сформулируем, разрушают, и все. Я видел оранжевый бомбардировщик ТБ-1 лет двадцать пять назад, тогда на нем были видны черные буквы на крыльях и фюзеляже "СССР-Н…" номер не помню. Некогда было садиться там, я покрутился метрах на десяти, ребята пофотографировали, и мы пошли работать. Он был слегка общипан, но прекрасен, по сравнению с тем, что лежит там сейчас. Неподготовленный человек (не проведший хотя бы полжизни в авиации) не поймет, что вообще это такое… Поскольку крыло симметрично, двигатели отломаны, в общем кажется, что на пологой горе лежит белое дно корабля. Хвост до крыла был отломан при посадке и лежал рядышком, с той же надписью, а сейчас он пропал совсем. В таком же виде лежит "Кинг Кобра" на полпути от Снежного до Марково, на высыхающем к осени озере. В 1993 году, в самой первой экспедиции, еще можно было понять, что это "Кинг" по четырехлопастному винту, который лежал вместе с редуктором в районе капота. Теперь уже ничего не узнать, а в 1976 году мне рассказывал мой коллега- вертолетчик, которому повезло оказаться по работе в этом месте, что сидел он в кабине этого самолета. Наверное по нему потом поездили трактором, рядом базировалась буровая Р-40, которая так и осталась вечным ориентиром для чукотских навигатроров. Больше повезло тем самолетам, которые садились на вынужденную зимой на лед больших глубоких озер. Самолеты утонули весной, и если глубже двух- трех метров, значит их никто не трогал. Сейчас они покрыты слоем ила, их почти не видно, но по рассказам стариков, которые участвовали в спасательных командах, вывозивших на собачьих упряжках пилота с места посадки и снимавших вооружение с самолетов, таких в озерах лежит не меньше 4-5 штук, только в районе аэродрома Марково......
.
Анадырь – Танюрер – Анадырь, сентябрь 2005 г. Виктор Бурштейн.
victor@anadyr.ru
....
Ответ[10]: Без подписи © 213.24.245.209 2006/01/11 17:53
Буду искать возможность полетать на вертолете 30-40 часов с поиском (приключений и) подлежащей восстановлению Aerocobra в пятистах км от Анадыря, от Марково на Омолон. Если будет эта самая подмога. Финансовая.

его электронка уже не отвечает
Последний раз редактировалось slava_zz 09 Ноябрь 2009 14:02, всего редактировалось 1 раз.
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

"Алсиб" : потери

Сообщение slava_zz » 09 Ноябрь 2009 13:18

там в отзывах есть такое:
На тыльной стороне обелиска погибшим летчикам и техникам, который находится напротив метеостанции на другом берегу протоки, выбита такая надпись:
"Изготовлено силами 314 Арм-1 в/ч 15424 25 июля 1953г.
пос. Танюрер.


так может, список погибших- не времен алсисба?
там и потом часть стояла- оттого и в списке 1 ПАД нет их?
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

"Алсиб" : потери

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Ноябрь 2009 13:37

Проверил бегло список с обелиска в Танюрере по базе ОБД Мемориал.
Не нашел ни одной фамилии с данными которые можно было бы отнести к Алсибу.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Алсиб" : потери

Сообщение slava_zz » 09 Ноябрь 2009 13:57

там аэродром в 70е уже разбирали- снимали перфоплиты
воинская часть ушла наверное вместе с поршневыми- еще раньше
ПВО в Анадыре было уже реактивное.. так что наверное это поздние 200, оттого их нету в 1 ПАД
Последний раз редактировалось slava_zz 09 Ноябрь 2009 15:46, всего редактировалось 1 раз.
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

"Алсиб" : потери

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Ноябрь 2009 15:40

Владимир Ковалев. Секретные поставки для дядюшки Джо // сб. Полеты в вечность. Материалы научно-практической конференции "Трасса АлСиб - вчера, сегодня, завтра...", Красноярск, 2009 viewtopic.php?f=55&t=2059&p=16405#p16405

... Но на следующий день [* судя по тексту - 17 ноября 1942] первую удачу придавила крупная неприятность, если не сказать большего — случилась катастрофа. Транспортный Ли-2, которому предстояло везти эскадрильи летчиков-перегонщиков, авиатехников и мотористов, всего 16 человек, в Киренск к месту базирования, сразу же после взлета рухнул на землю примерно с 200-метровой высоты. Машина вспыхнула — как-никак полная заправка, 3100 литров бензина. Погибли все, включая экипаж Ли-2 из четырех человек.

Их похоронили в Красноярске в братской могиле. На памятнике и сегодня можно увидеть лаконичную надпись: «Погибшим воинам-летчикам, 1941-1945 гг.» Кто погиб, кто здесь захоронен, сколько, когда? Поди-ка, догадайся. Такая «скромность» не удивит, если знать, что перегоночная трасса и все с ней связанное были засекречены аж до 1992 года. Фамилии и имена удалось разузнать лишь недавно, из когда-то секретного письма военного комиссара Якутской АССР полковника Шийка первому секретарю Якутского обкома КПСС Прокофьеву. И все благодаря поисковикам из музея Красноярского 11-го общеобразовательного лицея, где «раскопками» тайн АЛСИБа занимаются не первый год. Вот эти имена и фамилии, которым место не в пыльном архиве, а на памятнике: капитан Петр Агапов, командир авиаэскадрильи; старшина Василий Алексеев, авиамоторист; лейтенант Никита Астахов, летчик; капитан Иван Бобриков, командир звена; младший лейтенант Михаил Борисов, летчик; майор Александр Иванов, командир эскадрильи; старший лейтенант Ермолай Ивакин, авиатехник; старший лейтенант Михаил Константинов, техник звена; старший лейтенант Михаил Криницкий, техник звена; старший сержант Яков Кричевский, авиамоторист; капитан Виктор Кучейко, авиатехник; младший лейтенант Феодосии Люш-няк, летчик; майор Алексей Мартынов, замкомандира эскадрильи; старший сержант Виктор Соколенко, летчик; майор Иосиф Сибекин, старший инженер авиаперегоночного полка; старший лейтенант Анатолий Туваев, борттехник. Самому старшему из этого списка всего 34 года, самому молодому — 22. Возраст членов экипажа разбившегося в Красноярске Ли-2 — командира корабля капитана Дмитрия Баркова, второго пилота лейтенанта Петра Есина, борттехника младшего лейтенанта Николая Дубовицкого и стрелка-радиста Георгия Прохватинова — установить еще не удалось. Как и воинское звание Прохватинова. Архивы пока молчат. К слову: среди пассажиров Ли-2 было еще и десять человек штатских. Среди них - жена и двое детей командира 5-го перегоночного авиаполка Павла Матюшина. Майор посадил их в самолет, чтобы летели в тепле и комфорте. Сам собирался прилететь на другом. Матюшин видел все,что произошло с Ли-2, и поседел прямо на глазах.

Эти 30 человек не первые, кто погиб на АЛСИБе (та самая первая группа, ведомая Мазуруком, потеряла одного летчика — почти сразу после вылета из Фербенкса один истребитель разбился). И не последние.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Алсиб" : потери

Сообщение slava_zz » 09 Ноябрь 2009 15:47

имхо в первой группе еще один погиб в Марково?
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

"Алсиб" : потери

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Ноябрь 2009 15:57

Пока не очень понятно.
У Ковалева (знакомая фамилия) статья "обличительная и срывающая покровы таинственности". Истерики много, настораживает.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Алсиб" : потери

Сообщение slava_zz » 09 Ноябрь 2009 16:18

тот капраз-С.Ковалев.. но фамилия говорящая
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

"Алсиб" : потери

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Ноябрь 2009 21:13

Иван Кукушкин пишет:Пока не очень понятно.
У Ковалева (знакомая фамилия) статья "обличительная и срывающая покровы таинственности". Истерики много, настораживает.


Список погибших в катастрофе 17.11.1943 г. в Красноярске выложен выше в этой же теме viewtopic.php?f=55&t=2040#p15922
16 человек из состава 5 ПАП (все есть в "наших" списках), экипаж -4 человека, видимо 8 ТАП.
Фамилии погибших "гражданских" отсутствуют.
Документы на экипаж есть, но полк там не указан.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Алсиб" : потери

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Ноябрь 2009 18:32

Фотография с сайта Лицея №11 http://www.11y.ru/asp/albom/index.asp?m ... =69&page=1

 243.jpg
Что и где непонятно. Указатель кладбища.
В русском списке есть несколько незнакомых фамилий.
Grave, надо полагать номер могилы?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Алсиб" : потери

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Ноябрь 2009 19:03

Grave, надо полагать номер могилы?

Видимо да, дословно — "могила"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Алсиб" : потери

Сообщение Александр Кот » 09 Январь 2010 15:08

ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА 1-й КРАСНОЗНАМЁННОЙ ПЕРЕГОНОЧНОЙ АВИАДИВИЗИИ ГВФ ЗА 1942 - 1945 гг.
14 октября 1942 г. — катастрофа самолёта А-20 № 13094 при заходе на посадку на аэродром Маркове. Похоронены в пос. Марково, Чукотка:
1. Лейтенант НОВГОРОДСКИЙ Александр Дмитриевич — командир звена 1-го ПАП.
2. Капитан ШВЕДОВ Никифор Анисимович — штурман звена 1-го ПАП.

18 октября 1942 г. - пропал без вести на самолёте Р-40 на участке перелёта Уэлькаль — Сеймчан:
3. Младший лейтенант ФЕДОРЕНКО Алексей Ефимович — командир звена 2-го ПАП.
АКТ
Настоящий акт составлен на авиабазе Перевальной Чукотской авиагруппы УПА ГУСМП при СНК СССР 23 июня 1943 года, нами нижеподписавшимися: начальником р/метеостанции Новородским И.М., инструктором райкома ВКП(б) п. Лаврентия Кондратьевым В.И. и переводчиком Высоцким П. в том, что нами 20 июня с.г. было осмотрено место аварии самолёта Красноярской воздушной трассы, указанное местным населением. Место аварии находится от а/б Перевальной в юго-восточном направлении на расстоянии примерно 80 — 85 км, в верховье притока реки М. Комогин, в 10 км от истоков этого притока.
При осмотре места аварии обнаружено:
1. Остатки самолёта разбросаны на площади длиной 300 метров и шириной 50 метров.
2. В южной части площадки имеется след (борозда) длиной в 15 метров, в направлении с юга на север, сделанный корпусом самолёта при посадке.
3. Части самолёта разбросаны в следующем порядке: в начале площадки части плоскостей и корпуса, и в конце площадки — части мотора, электрорадиооборудования, вооружения, хвостовая часть самолёта и колёса.
Труп пилота не обнаружен. Имеются только остатки форменной одежды, частично обгоревшие, и несколько изгрызенных костей.
4. В основном все части самолёта мелко разбиты. Наиболее сохранились: а) пять штук крупнокалиберных пулемётов, у которых только смяты или обломаны стволы, патронные ящики к ним (не полные) в количестве пяти штук; б) разбитый на отдельные блоки мотор, отдельные детали которого хорошо сохранились (клапаны, пружины клапанов, поршни с коленчатым валом и ряд других мелких деталей; в) электромашины разных размеров.
5. В районе аварии было найдено несколько описаний (на английском языке) отдельных частей самолёта с фотографиями. Все описания были сожжены на месте.
6. Личное оружие пилота не найдено. Найдена лишь пистолетная обойма № ПО 1352 и в ней четыре патрона.
7. Из личных вещей пилота были найдены: три фотографии, обложка удостоверения личности, две частично обгоревшие записные книжки, инструкция Красноярской трассы.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Находки, указанные в пунктах акта № 7 и 8, прилагаются к акту.
2. До нашего прихода на место аварии, мимо него прошло много стойбищ чукчей, переходивших на летние пастбища скота. По разбросанным по дороге к месту аварии разным деталям видно, что местное население осматривало это место и частично растаскивало разные мелкие детали и патроны к пулемётам.
АКТ подписали НОВОРОДСКИЙ, КОНДРАТЬЕВ, ВЫСОЦКИЙ.
Верно:
Начальник штаба Чукотской авиагруппы п/п (Баранов?)
Наиболее вероятно, что в акте идёт речь о месте катастрофы младшего лейтенанта А.Е. Федоренко, так как в этом районе на момент составления акта других лётных происшествий с перегоняемыми самолётами не было.

29 октября 1942 г. - из-за плохого крепления нижнего люка выпал из самолёта А-20 при перелёте на участке Сеймчан — Якутск, похоронен в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):
4. Старший сержант ШАПОВАЛОВ Григорий Александрович — авиамеханик Управления трассы.

17 ноября 1942 г. — катастрофа самолёта Ли-2 на аэродроме Красноярск. Похоронены в Красноярске:
5. Капитан БАРКОВ Дмитрий Александрович — командир корабля.
6. ЕСИН Пётр Петрович — второй пилот.
7. Младший воентехник ДУБОВИЦКИЙ Николай Александрович — бортовой авиатехник.
8. ПРОХВАТИНОВ Георгий Петрович — воздушный стрелок-радист.
9. Капитан АГАПОВ Пётр Ерофеевич — командир авиаэскадрильи 5-го ПАП.
10. Капитан БОБРИКОВ Иван Васильевич — командир звена 5-го ПАП.
11. Старший сержант СОКОЛЕНКО Виктор Андреевич — лётчик 5-го ПАП.
12. Младший лейтенант ЛЮШНЯК Феодосии Никитович — лётчик 5-го ПАП.
13. Младший лейтенант БОРИСОВ Михаил Васильевич — лётчик 5-го ПАП.
14. Майор ИВАНОВ Александр Петрович — командир авиаэскадрильи 5-го ПАП.
15. Майор МАРТЫНОВ Алексей Арсентьевич — заместитель командира авиаэскадрильи 5-го ПАП.
16. Лейтенант АСТАХОВ Никита Васильевич - лётчик 5-го ПАП.
17. Старший техник-лейтенант КОНСТАНТИНОВ Михаил Петрович — техник звена 5-го ПАП.
18. Старший техник-лейтенант КРИНИЦКИЙ Михаил Михайлович — старший техник звена 5-го ПАП.
19. Военный инженер 3-го ранга СИБЕКИН Иосиф Никифорович — старший инженер 5-го ПАП
20. Воентехник 1-го ранга КУЧЕЙКО Виктор Борисович старший авиатехник 5-го ПАП.
21. Старший техник-лейтенант ИВАКИН Ермолай Фёдорович — старший авиатехник 5-го ПАП.
22. Старший техник-лейтенант ТУВАЕВ Анатолий Дмитриевич — бортовой авиатехник 5-го ПАП.
23. Старший сержант КРИЧЕВСКИЙ Яков Миронович —авиамоторист 5-го ПАП.
24. Старшина АЛЕКСЕЕВ Василий Карпович — авиамоторист 5-го ПАП.

20 ноября 1942 г. — при перелёте из Сеймчана в Якутск катастрофа самолёта А-20 в районе Сусумана. Похоронены в пос. Кадыкчан Магаданской области:
25. Капитан КОВЫЛИН Иван Алексеевич – заместитель командира авиаэскадрильи 3-го ПАП.
26. Сержант БОРИСКИН Николай Дмитриевич – воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.
27. Капитан МИХАСЕВ Дмитрий Васильевич – штурман 3-го ПАП (выпрыгнул с парашютом из самолета А-20 при попадании в сложные метеоусловия. Останки обнаружены геологоразведочной экспедицией в районе Оймякона).
20 ноября 1942 г. к моменту вылета из Сеймчана звена самолётов (один Б-25 и два А-20 В) метеостанция давала высоту облачности по маршруту 1500 — 2000 м, местами снегопад с ухудшением видимости до 2 - 4 км. Возможность обледенения при пробивании облачности в метеобюллетене не указывалась.
Расследованием установлено, что фактическая погода по маршруту была хуже указанной в метеобюллетене: в облаках было значительное обледенение.
Лидер - старший лейтенант Соловьёв, получив указание командира 3-го ПАП о пробивании облаков в районе аэродрома Сеймчан, где облачность была наиболее тонкой, эту команду не выполнил, а стал пробивать вверх мощный слой облаков на маршруте в районе Берелёха. Не выдерживая на наборе высоты в облаках прямолинейного направления, Соловьёв потерял контакт с группой.
В облаках началось значительное обледенение. Потеряв связь с ведомыми, Соловьёв произвёл посадку в Оймяконе. Майор Тихомиров самостоятельно дошёл до Якутска, где благополучно приземлился. Самолёт капитана Ковылина был обнаружен сгоревшим в районе Аркагала. Капитан Ковылин и бортрадист Борискин сгорели. Штурман капитан Михасёв на месте катастрофы не найден, видимо, покинул самолёт с парашютом.
Истинную причину катастрофы установить не удалось. Очевидно, что катастрофа произошла при попытке Ковылина произвести вынужденную посадку в условиях плохой видимости при снегопаде в высокогорном районе. По показаниям очевидцев, самолёт не падал, а снижался, но моторы работали с перебоями.
(По сведениям из приказа по Красноярской воздушной трассе ВВС от 23 января 1943 г. "О катастрофе самолёта А-20В, пилотируемого заместителем командира авиаэскадрильи 3-го ПАП капитаном Ковылиным")

23 ноября 1942 г. — при взлете на аэродроме Марково самолет А-20В, набрав высоту 5-6 метров, вследствие отхода сектора газа, потерял скорость, резко развернулся влево и упал в лес. В катастрофе погиб и похоронен в пос. Марково, Чукотский национальный округ:
28. Старший лейтенант КОМАРОВ Андрей Иванович – штурман авиаэскадрильи 3-го ПАП.

6 декабря 1942 г. — катастрофа самолёта Б-25 в Фэрбенксе во время контрольного облёта перед отправкой самолёта в Советский Союз. Погиб вместе с американским экипажем и похоронен на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):
29. Майор КИСЕЛЬНИКОВ Борис Васильевич – инженер.

7 декабря 1942 г. — катастрофа самолёта А-20. Похоронены в дер. Марково Усть-Кутского района Иркутской области:
30. Капитан ДУДИН Александр Иванович — лётчик-лидер 5-го ПАП.
31. Капитан ГУТАФЕЛЬ Николай Иванович — штурман-лидер 5-го ПАП.
32. Старший сержант ИСМАГИЛОВ Тулеин Исмагилович — воздушный стрелок-радист 5-го ПАП.
На маршруте Киренск - Красноярск, из-за недостаточного опыта технического состава в подготовке самолёта к полётам в условиях больших морозов, через образовавшуюся трещину в дюритовом соединении маслосистемы через 40 минут полёта появилась течь масла, которая не была своевременно замечена лётчиком. Течь привела к масляному голоданию и, как следствие, заклиниванию правого мотора. При заходе на вынужденную посадку на реку Лена лётчик не рассчитал и решил пойти на второй круг, но при этом не справился с техникой пилотирования на одном моторе, свалился на правое крыло и столкнулся с землёй.

27 декабря 1942 г. — катастрофа самолёта Р-5 на участке Берелёх — Сеймчан. Похоронены на месте происшествия:
33. Старший лейтенант БОРИСОВ Николай Михайлович — лётчик 2-го ПАП.
34. БАТУРИН Иван Фёдорович — воздушный стрелок-радист 2-го ПАП.

10 января 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 в районе Якутского аэродрома. Похоронен в г. Якутске:
35. Старший сержант ЛОКТИОНОВ Василий Яковлевич — лётчик 4-го ПАП.
"Получив задание на тренировочный полёт по кругу, Локтионов на Р-39 произвёл нормальный взлет. При подходе ко второму развороту были слышны резкие перебои мотора. При подходе к третьему развороту показалось пламя с левой стороны мотора, быстро охватившее весь самолёт. Сбросив аварийно дверку кабины, Локтионов попытался выброситься на парашюте, но застрял, зацепившись ногами за педаль и ручку управления. Самолёт, перейдя в беспорядочное падение, ударился о землю и сгорел вместе с лётчиком...
На сгоревшем моторе найден оборванный шатун шестого цилиндра и следы ударов о части мотора остатками шатуна у кривошипной головки. Кроме того, показанием очевидцев установлено, что после первого разворота на высоте 150 м от самолёта отделялись какие-то детали. Мотор работал на необычайно больших оборотах ("сильно ревел").
Причиной катастрофы явилась раскрутка воздушного винта из-за отказа автомата, вследствие чего произошёл обрыв шатуна, повлекший за собой разрушение картера, что вызвало пожар".
(Из приказа по Красноярской воздушной трассе от 25 января 1943 г.)

22 февраля 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 при посадке на аэродром в Киренске. Похоронен в Киренске:
36. Лейтенант ИВАНОВ Александр Михайлович — лётчик 5-го ПАП.
Группа в составе семи самолётов Р-39 собралась над аэродромом Киренск и легла курсом на Красноярск. Через пять минут лётчик Иванов вышел из строя и пошёл на аэродром вылета. Подойдя к аэродрому, он выпустил шасси и стал заходить на посадку. При этом ему не удалось зайти на укатанную полосу. Он дал газ и пошёл на второй круг. Мотор работал без перебоев, но машина продолжала идти со снижением. Лётчик убрал шасси, но и после этого набора высоты не происходило. Самолёт шёл по прямой на высоте 80 — 90 футов с явно малой скоростью. На левом развороте, вследствие потери скорости, самолёт перевернулся через левое крыло на спину, опустил нос и врезался в землю.
Причиной катастрофы явился отказ автомата воздушного винта. Это подтверждается и свидетельством очевидцев с земли: мотор работал нормально, а тяга была недостаточной. Кроме того, при осмотре разрушившегося самолёта обнаружено, что винт находится на большом шаге.
(Составлено по тексту приказа по Красноярской воздушной трассе ВВС от 5 марта 1943 г. "О катастрофе самолёта Р-39 № 24758")

26 февраля 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 на аэродроме Уэлькаль. Похоронен в пос. Уэлькаль, Чукотка:
37. Лейтенант ПУРИМ Илья Андреевич — лётчик 1-го ПАП.
При заходе на посадку в снегопаде, из-за плохой видимости, лётчик не справился с техникой пилотирования, потерял пространственное положение, свалился в штопор и разбился.
Катастрофа произошла не только из-за слабой подготовки лётчика к "слепому" полёту, но и по причине плохого наблюдения и изучения погоды во время подготовки к вылету и в процессе перелёта со стороны командования полка и метеослужбы.

5 марта 1943 г. — катастрофа из-за отказа двух двигателей самолёта Ли-2 в районе пос. Бердигестях Республики Саха (Якутия). Похоронены в г. Якутске:
38. Лейтенант ЧЕРВЯКОВ Николай Павлович — командир корабля 6-й транспортной авиаэскадрильи.
39. Лейтенант ПИВОВАРОВ Борис Николаевич — старший лётчик 3-го ПАП.
40. Младший воентехник КОЛОМЫТКИН Михаил Фёдорович — авиатехник 6-й транспортной авиаэскадрильи.

14 марта 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 при взлёте в Номе из-за отказа двигателей. Похоронены на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):
41. Старший лейтенант САВИНКИН Александр Иванович — командир авиаэскадрильи 1-го ПАП.
42. Капитан НУРЕЕВ Муберст Нуреевич — штурман авиаэскадрильи 1-го ПАП.
43. Старший лейтенант МУРАВЬЁВ Михаил Кириллович — воздушный стрелок-радист 1-го ПАП.

24 марта 1943 г. — катастрофа |самолёта Р-39 в районе пос. Аллах-Юнь Республики Саха (Якутия). Похоронен на месте происшествия:
44. Капитан КОВАЛЁВ Василий Иванович — заместитель командира авиаэскадрильи 7-го ПАП.
Во время перелета по маршруту Сеймчан – Якутск группы самолетов, пилотируемых летчиками 7-го ПАП, при усложненных метеоусловиях полета, отстал от группы и без вести пропал на самолете Р-39 № 24962 капитан Ковалев.
Обстоятельства происшествия. Лидер группы командир эскадрильи старший лейтенант Лоскутов получил разрешение на вылет 24 марта. Прогноз погоды указывал, что полет придётся длительное время совершать на высоте около 20 тысяч футов. Перед вылетом лидер не потребовал от летчиков доклада о наличии запаса кислорода на самолетах и не занялся расчетом потребного количества кислорода, ограничившись общими указаниями о предстоящем полёте на большой высоте. Вследствие такой бесконтрольной и плохой организации предполётной подготовки часть экипажей, в том числе и капитан Ковалёв, вылетела с недопустимо малым запасом кислорода.
В пути группа летела в течение 2 – 2,5 часов на высоте 19 – 23 тысяч футов. Часть лётного состава ощущала кислородное голодание, вследствие чего было плохое самочувствие. Предположительно, капитан Ковалёв из-за кислородного голодания потерял сознание, и неуправляемый самолет разбился.
(Составлено по приказу начальника Красноярской воздушной трассы ВВС от 19 апреля 1943 г.)

24 марта 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 в 18 км от аэропорта Киренск. Похоронены в г. Киренске Иркутской области:
45. Капитан ЛОБАРЕВ Дмитрий Михайлович — заместитель командира авиаэскадрильи 4-го ПАП.
46. Капитан ЕРШОВ Михаил Константинович — штурман звена 4-го ПАП.
47. НЕЧЕПУРЕНКО Василий Николаевич — воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

25 марта 1943 г. — катастрофа самолёта А-20. Похоронены в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):
48. Капитан САЛОВ Фёдор Павлович — командир авиаэскадрильи 3-го ПАП.
49. Старший лейтенант РАДЬ Иван Фёдорович — штурман-лидер 3-го ПАП.
50. Старший сержант СУХЛЕЦОВ Михаил Дмитриевич — воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.
25 марта звено самолётов А-20 под командованием капитана Салова взлетело с аэродрома Сеймчан для перелёта в Якутск. В районе Берелёха звено встретило полную просвечивающуюся облачность, при которой земля просматривалась, но горизонтальная видимость была ограничена. Отсюда из-за плохого самочувствия один из ведомых самолётов вернулся обратно, остальные продолжали полёт с набором высоты до 17 тысяч футов. На этой высоте горизонтальной видимости тоже не было, и капитану Салову пришлось вести самолёт по приборам. По докладу ведомого лётчика Гродзенского, в районе Верхоянского хребта при скорости 200 миль/час самолёт Салова стал покачиваться, перешёл в пикирование с углом примерно 60° и врезался в землю. Самолёт сгорел, экипаж погиб.
Предположительная причина происшествия: Салов на высоте 17 тысяч футов потерял сознание, и самолёт перешёл в неуправляемое падение.
(Составлено по приказу начальника КВТ ВВС от 13 мая 1943 г.)

18 апреля 1943 г. - катастрофа самолёта А-20 № 13622 в Момском улусе Республики Саха (Якутия). Похоронены в 30 км от села Сасыр Момского улуса Республики Саха (Якутия):
51. Старший лейтенант ЧЕРЕДНИЧЕНКО Яков Яковлевич - лётчик 3-го ПАП.
52. Красноармеец ЖИТИН Иван Яковлевич - воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.

7 мая 1943 г. — катастрофа из-за отказа двигателей самолёта Б-25 № 232519 при взлёте в аэропорту Якутск. Похоронены в г. Якутске:
53. Майор БОРОНЕНКО Александр Маркович — командир авиаэскадрильи 4-го ПАП.
54. Капитан ШЕВЕЛЁВ Василий Андреевич — штурман авиаэскадрильи 4-го ПАП.
55. Инженер-капитан КУДЕЛИН Пётр Васильевич — старший инженер 4-го ПАП.
56. Младший лейтенант ШАБАНОВ Алексей Васильевич — флагманский воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.
57. Сержант НАУМОВ Григорий Тихонович — воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.
58. Старший техник-лейтенант ФЕРЕНС Всеволод Алексеевич — бортовой авиатехник 4-го ПАП.
"Падение самолёта при катастрофе произошло на р. Лене в районе гидроаэропорта Жатай. Определение точного местонахождения самолёта и его состояния в мае было невозможно вследствие наличия вокруг предполагаемого места падения ледохода...из-за чего никаких работ по розыскам самолёта и его подъёма не проводилось.
С 16 мая проводились неоднократные поиски самолёта на катере, но они не увенчались успехом. 5 июня, вследствие незначительного падения уровня воды, были обнаружены на поверхности отдельные детали самолёта, однако сильное течение воды и её большой уровень не позволили приступить к работам по извлечению.
С 15 июня, ввиду дальнейшего падения уровня воды, приступили к подъёму трёхтонными талями, но из-за вязкости грунта и большого течения, а так же увеличения снова уровня воды положительных результатов не достигли. 16 и 17 июня на месте катастрофы работал семитонный плавучий кран, который пытался поднять самолёт. Извлечены: мотор, амортстойка основного шасси с колесом, башня стрелка-радиста и мелкие куски планера.
Из башни было извлечено тело младшего лейтенанта Шабанова. Он был похоронен 18 июня со всеми воинскими почестями в 300-х метрах от берега.
Извлечение самого планера не представилось возможным из-за наполнения его большим количеством ила и песка, а также полной деформации фюзеляжа. Детали, за которые укреплялся трос, отрывались отдельными кусками. С 18 июня, из-за повышения уровня воды и отсутствия второго крана, работы по подъёму были прекращены, но велось наблюдение за поведением самолёта и уровнем воды.
16 июля возобновили работы со вторым краном с привлечением двух водолазов. Они нашли вблизи падения самолёта второй мотор, который был поднят. Попытки водолазов вести раскопки ила и песка положительного результата не дали...
Выводы:
1. В связи с полным разрушением на отдельные части самолёта во время его падения, а так же совпадением времени катастрофы с ледоходом, что усугубило его разрушение и разбрасывание отдельных деталей, быстрым течением, большим заносом внутрь частей самолёта ила и песка, невозможностью извлечения трупов… считать нецелесообразным и невозможным производить дальнейшие работы по извлечению трупов и отдельных деталей самолёта.
2. Для увековечения памяти погибших комиссия считает необходимым поставить памятник всему экипажу на месте захоронения младшего лейтенанта Шабанова.
Акт подписали: майор Медведкин, инженер-майор Сафрончик, инженер-майор Александров, капитан Ваганов и техник-лейтенант Яковлев".
(Из акта комиссии, составленного 21 августа 1943 г.).

21 мая 1943 г. — катастрофа самолёта А-20G в районе Верхоянского хребта. Похоронены в мае 1983 г. в селе Тополиное Томпонского улуса Республика Саха (Якутия):
59. Старший лейтенант ЛЕСНЫХ Владимир Григорьевич – летчик 7-го ПАП.
60. Лейтенант СИВЕЛЬГИН Сергей Акимович – штурман 7-го ПАП.
61. ВЕДМИЦКИЙ Георгий Георгиевич – старший техник авиаэскадрильи 7-го ПАП.

22 мая 1943 г. — при вынужденной посадке в районе пос. Маган близ Якутска из-за отказа двигателей сгорел самолет А-20G № 253625. 24 мая умерли в больнице и похоронены в Якутске:
62. Старший лейтенант ТИМОШЕНКО Иван Алексеевич — летчик 4-го ПАП.
63. Сержант СМИРНОВ Михаил Васильевич — воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

27 мая 1943 г. — катастрофа самолёта А-20В № 13675 из-за отказа одного двигателя во время тренировочного полета в районе пос. Сеймчан. Похоронены в пос. Сеймчан Магаданской области:
64. Майор АРТЮХОВ Михаил Ильич — командир авиаэскадрильи 3-го ПАП.
65. Капитан ФЕДОТОВ Иван Сергеевич — заместитель командира авиаэскадрильи 3-го ПАП.
66. Младший воентехник ТРОШИН Матвей Матвеевич — авиатехник 3-го ПАП.

29 мая 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 в районе пос. Уэлькаль (при снижении в плотной облачности врезался в сопку). Похоронены в пос. Уэлькаль, Чукотка:
67. Старший лейтенант СПИРИДОНОВ Евгений Семёнович — командир корабля 8-го транспортного авиаполка (ТАП).
68. КОЖУХОВ Константин Иванович - бортовой авиатехник 8-го ТАП.
69. ПЕХОТА Александр Митрофанович — бортрадист 8-го ТАП.

6 июня 1943 г. — катастрофа самолёта A-20G № 253721 в районе Верхоянского хребта. Похоронены в пос. Зырянка Республика Саха (Якутия):
70. Старший лейтенант ГРОДЗЕНСКИЙ Иуда Леонтьевич — командир звена 3-го ПАП.
71. Лейтенант МИХАЙЛЮК Александр Артемьевич — штурман звена 3-го ПАП.
72. Красноармеец СУРАНОВ Иван Романович — воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.

9 июня 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 № 223433 в районе аэродрома Магадан. Похоронены в г. Магадане:
73. СМИРНОВ Василий Петрович — командир корабля 8-го ТАП.
74. ЖУКОВ Александр Васильевич — воздушный стрелок-радист 2-го ПАП.
75. ЗАЛОГИН Евгений Михайлович — бортрадист 8-го ТАП.
9 июня 1943 г. экипаж - командир капитан В.П. Смирнов, бортмеханик техник-лейтенант Д.И. Уютное и бортрадист Е.М. Залогин, подготовив вышедший из ремонта в Магаданских полевых авиаремонтных мастерских (ПАРМ-1) самолёт, взяли на борт пять пассажиров из числа технической бригады, производившей ремонт, и в 12 часов произвели нормальный взлёт с Магаданского аэродрома (13-й км). Набрав высоту около 300 метров, С-47 стал резко снижаться по прямой в направлении бухты Гертнера. В долине реки Дукча он, коснувшись правой плоскостью берега реки, взмыл метров на 20 и беспорядочно ударился о левый берег. При ударе самолёт полностью разрушился. Командир корабля Смирнов, бортрадист Залогин и четыре пассажира погибли (один из них стрелок-радист 2-го ПАП А.В. Жуков). Бортмеханик Уютное и борттехник 2-го ПАП Ильин получили тяжёлые ранения.
Причина происшествия. При ремонте борттехник Ильин неправильно подсоединил тросы управления триммером руля высоты, а приёмочная комиссия под председательством Смирнова этот дефект не выявила. После взлёта, при наборе высоты, лётчик почувствовал давление на штурвал и пытался уменьшать его триммером. Но так как триммер работал в обратном направлении, то давление на штурвал ещё больше увеличивалось. Самолёт пошёл на снижение. Пробовали приостановить этот процесс взятием штурвала на себя, но не хватило сил двух человек. Положение не удалось исправить до столкновения с землёй.
Виновники происшествия - борттехник Ильин, который, не зная материальной части, допустил при сборке неправильную постановку триммеров руля высоты, а также командир корабля Смирнов и бортмеханик Уютное, которые дважды обязаны были проверить органы управления самолётом: при приёмке из ремонта и перед вылетом'.

12 июня 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 в районе аэродрома Ледд-филд (Аляска). Похоронен на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):
76. Младший лейтенант БОКАРЕВ Степан Степанович — лётчик 1-го ПАП.

27 июня 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 при столкновении в воздухе с другим А-20 при подлёте к Ному. Похоронены на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):
77. Капитан МОИСЕЕВ Иван Николаевич — командир авиаэскадрильи 1-го ПАП.
78. Лейтенант ЗАРЕМБА Константин Иосифович — штурман корабля 1-го ПАП.

27 июня 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 при столкновении в воздухе с другим А-20 при подлёте к Ному. Похоронены на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):
79. Младший лейтенант СКОРЕДНОВ Алексей Дмитриевич — лётчик 1-го ПАП.
80. Старший сержант ЩЕКОЧИХИН Степан Иванович — воздушный стрелок-радист 1-го ПАП.

28 июня 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 № 233203: на маршруте Уэлькаль — Сеймчан вошёл в штопор и врезался в землю. Похоронены в пос. Сеймчан Магаданской области:
81. Капитан ОХАПКИН Александр Федотович — заместитель командира авиаэскадрильи 2-го ПАП.
82. Капитан САПРУНЕНКО Борис Захарович — штурман звена 2-го ПАП.
83. Старший сержант СКИРДОНОВ Василий Дмитриевич — воздушный стрелок-радист 2-го ПАП.

12 июля 1943 г. — самолёт A-20G № 253862 пропал без вести при перелёте на участке Киренск — Красноярск; погибли:
84. Старший лейтенант ЗАЛОМИН Иван Иванович — лётчик 5-го ПАП.
85. Старший лейтенант МАКСИМОВ Иван Архипович — штурман корабля 5-го ПАП.

12 июля 1943 г. — катастрофа самолёта A-20G № 254011 в районе пос. Усть-Кут. Похоронены на месте происшествия:
86. Лейтенант ИВАНОВ Георгий Михайлович — лётчик 5-го ПАП.
87. Сержант ШАБУРОВ Георгий Николаевич — воздушный стрелок-радист 5-го ПАП.

23 июля 1943 г. - катастрофа самолёта Р-39 № 19675 на аэродроме Марково: на посадке потерял скорость и свалился в штопор. Похоронен в пос. Марково, Чукотка:
88. Лейтенант СЕЛЮМИНОВ Ефим Иосифович - лётчик 2-го ПАП.

28 августа 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 в 50 км от пос. Эгвекинот (предгорье Золотого хребта): при пробивании облачности на снижении врезались в сопку. Похоронены в пос. Эгвекинот, Чукотка:
89. Старший лейтенант ГЕРАСИМОВ Евгений Фёдорович — командир корабля 8-го ТАП.
90. Младший лейтенант ПЕТУХОВ Николай Фёдорович — второй пилот 8-го ТАП.
91. Младший воентехник КУТИЛИН Никодим Алексеевич — бортмеханик 8-го ТАП.
92. Сержант ОКОНЕЧНИКОВ Пётр Капитонович — бортрадист 8-го ТАП.
28 августа 1943 г. экипаж самолёта С-47 № 25644 имел оперативное задание доставить строителей из Олёкминска в Марково и далее следовать в Уэлькаль. Через полчаса после высадки пассажиров в Марково самолёт в 9 часов 30 минут (мск. вр.) вылетел в Уэлькаль. По маршруту была облачность. Не уточнив своего местонахождения, экипаж, пробивая облачность, стал снижаться и врезался в сопку северной части Ушканьего хребта. Самолёт сгорел. Ввиду непроходимости местности погибший экипаж не удалось вывезти.
Причины происшествия:
Самолёт был выпущен в полёт помощником начальника Марковского аэропорта капитаном Мовчан до получения подтверждения из Уэлькаля о разрешении посадки.
В тот день солнце зашло в Уэлькале в 9 часов 35 минут (мск. вр.), а темнота наступила в 11 часов 18 минут. Следовательно, времени оставалось с момента вылета до наступления темноты в Уэлькале 1 час 43 минуты, а для полёта из Марково в Уэлькаль требовалось 1 час 50 минут. Даже при благоприятном полёте посадку пришлось бы производить при полной темноте, а Герасимов к полётам ночью не был допущен.
Зная о том, что пробивать облачность можно только над аэродромом, Герасимов начал это делать по расчёту времени, а не по имеющимся радиоприводным средствам. Расчёт момента на пробивание облачности оказался неверным, в результате чего и произошло столкновение с лежащими на маршруте горами, о которых лётчик заранее знал.
Виновниками происшествия признаны заместитель начальника аэропорта Марково капитан Мовчан и лётчик лейтенант Герасимов.

12 сентября 1943 г. - катастрофа самолёта Р-39 № 220643: свалился в штопор при заходе на посадку в Оймяконе. Похоронен в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):
93. Старший лейтенант БИОХ Франц Игнатьевич — командир звена 3-го ПАП.

24 октября 1943 г. - самолёт Р-39 № 220519 пропал без вести в районе Нижнеилимска при перелёте из Киренска в Красноярск; погиб:
94. Капитан ЧУЙКО Григорий Петрович — заместитель командира авиаэскадрильи 5-го ПАП.

6 ноября 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 № 220613 (столкновение в воздухе с другим самолётом). Похоронен в г. Олёкминске Республики Саха (Якутия):
95. Майор МОРОЗОВ Павел Фёдорович — заместитель командира авиаэскадрильи 4-го ПАП.
Группа из семи самолётов производила перелёт из Якутска в Киренск. В районе Витима на высоте 3000 футов группа обгоняла, летевший правее и ниже на 150 — 200 метров, пассажирский гидросамолёт "Морской Дуглас", пилотируемый экипажем Б.Н. Агрова. Майор Морозов летел замыкающим в левом пеленге. При пристраивании он на короткое время попал в облачность и, потеряв самолёты из виду, вклинился в строй и столкнулся с самолётом Р-39 лейтенанта Федотова. В момент столкновения самолёт Морозова загорелся и перешёл в беспорядочное падение. Майор Морозов погиб.
Самолёт Федотова перешёл в штопор, и только на высоте 150 — 200 метров лётчик отделился от него, распустил парашют и приземлился, получив при этом ранение.

25 ноября 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 в Ушканьих горах. Похоронены в г. Якутске:
96. Майор ПОНОМАРЕНКО Фёдор Лукич — командир авиаэскадрильи 8-го ТАП.
97. Воентехник 2-го ранга ДЕРИБИН Леонид Александрович — бортмеханик 8-го ТАП.
98. Старшина ПОПОВ Иван Васильевич — бортрадист 8-го ТАП.
25 ноября 1943 г. в 23 часа 20 минут московского времени самолёт С-47 № 223986 при благоприятной погоде вылетел из Уэлькаля в Сеймчан, имея на борту груз и одного пассажира (Хавронин М.И.). В 23часа 33 минуты майор Пономаренко сообщил на вышку, что идёт под облаками на высоте 3500 футов, подходит к Ушканьим горам, видимость неограниченная. После этого связь с самолётом прекратилась. Только 29 ноября 1943 г. после тщательных поисков самолёт был обнаружен с воздуха в 50 — 60 км западнее Уэлькаля. Самолёт разбит. Экипаж погиб.
Причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолёта с землёй произошло вследствие затруднённых условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине4.

30 ноября 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39. Похоронен в г. Олёкминске Республики Саха (Якутия):
99. Старший лейтенант ЕФРЕМОВ Дмитрий Ефремович — лётчик 4-го ПАП.

22 февраля 1944 г. — катастрофа самолёта Б-25. Похоронены в пос. Уэлькаль, Чукотка:
100. Майор ЗОТОВ Пётр Герасимович — заместитель командира 1-го ПАП.
101. Младший лейтенант ЗВОРОНО Константин Константинович — начальник связи 1-го ПАП.
102. Техник-лейтенант ЯШКИН Владимир Харитонович — борттехник 1-го ПАП.

29 марта 1944 г.— катастрофа самолёта Р-39 около деревни Глубокий Ручей Сухобузимского района Красноярского края. Похоронен на месте происшествия:
103. Старший лейтенант САМАРЦЕВ Георгий Иосифович — командир звена 5-го ПАП.

29 марта 1944 г. — катастрофа самолёта Р-39. Обнаружен в 1982 г. в 26 км от дер. Усть-Кан Сухобузимского района Красноярского края. Похоронен 10 сентября 1986 г. на городском кладбище в Красноярске-26:
104. Старший лейтенант МОШКЕЙ Василий Семёнович — лётчик 5-го ПАП.

16 мая 1944 г. — катастрофа самолёта А-20. Самолёт упал в р. Лену на участке Якутск — Киренск, погибли:
105. Лейтенант ГЛУШЦОВ Александр Васильевич — лётчик 4-го ПАП.
106. Старшина ШЕВЧУК Владимир Сергеевич — воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

30 мая 1944 г. — катастрофа самолёта С-47. Самолёт упал в Берингово море (залив Креста), погибли:
107. Младший лейтенант ДАНИЛОВ Пётр Павлович — лётчик 8-го ТАП.
108. Техник-лейтенант ДОБКИН Соломон Маркович — борттехник 8-го ТАП.
109. Старший сержант ГОРДИЕНКО Пётр Филимонович — бортрадист 8-го ТАП.

12 сентября 1944 г. — катастрофа самолёта А-20 на аэродроме Олёкминск (отказ тормозов). Похоронен в г. Якутске:
110. Майор ХУРМАНЕЦ Григорий Григорьевич — заместитель командира авиаэскадрильи 4-го ПАП.

24 декабря 1944 г. — катастрофа самолёта Р-63 на аэродроме Ном. Похоронен в пос. Уэлькаль, Чукотка:
111. Майор СЕНЧЕНКО Николай Маркович — командир авиаэскадрильи 1-го ПАП.

8 июня 1945 г. — катастрофа самолёта Р-63 № 44103 на аэродроме Сеймчан. Похоронен в пос. Сеймчан Магаданской области:
112. Лейтенант ТЕРЕНТЬЕВ Алексей Николаевич — командир звена 3-го ПАП.
7 июня 1945 г. в 13-00 московского времени лётный состав 3-го ПАП под командованием командира полка подполковника Фролова, вылетел на С-47 из Сеймчана в Уэлькаль с задачей перегонки истребителей Р-63 "Кингкобра" из Уэлькаля в Сеймчан. Перед вылетом лётный состав имел шестичасовый отдых в общежитии.
В 19 часов 20 минут (мск) группа в составе Б-25 (лидер подполковник Фролов) и восьми Р-63 вылетела с Уэлькаля и легла на курс. В левом пеленге третьим от лидера шёл лейтенант Терентьев, четвёртым и замыкающим в этом пеленге был командир эскадрильи капитан Жуков.
Погода по всему маршруту была ясная, группа следовала на высоте 8500 футов. В полёте связь работа хорошо. Лейтенант Терентьев жалоб никаких не предъявлял. Группа подошла к Сеймчану в 23-30 (мск) на высоте 2500 футов на скорости 220 миль/час. Подполковник Фролов объявил о порядке и условиях посадки. С его разрешения и по команде с вышки группа стала расходиться, готовясь к посадке. Первым отвалил влево капитан Жуков, вторым по команде лидера вышел из строя лейтенант Терентьев. Он ввёл самолёт в глубокий крен до 120° и с крутым снижением стал разворачиваться на 180°, т.е. фактически произвёл неполный управляемый переворот. При попытке вывода самолёта из пикирования после переворота, вследствие боязни столкновения с землёй, Терентьев резко потянул ручку на себя. Самолёт начал выходить из создавшегося положения, но, вследствие перетягивания ручки, свалился на правое крыло и врезался в землю в 800 м восточнее аэродрома Сеймчан. Самолёт разбит, лейтенант Терентьев погиб".
(Выписка из приказа по 1-й КПАД, подписанного командиром дивизии Мельниковым и начальником штаба Прянишниковым)
"Лейтенант Терентьев — старый опытный лётчик, на трассе перегнал 320 боевых самолётов без лётных происшествий, имея общий налёт 3100 часов. На трассе летал на Р-40, Р-39 и Р-63".
(Из рапорта командира 1-й эскадрильи капитана Жукова)

23 августа 1945 г. — катастрофа самолета С-47 в 50 км севернее г. Гирин (Маньчжурия, Китай). Погиб, место погребения неизвестно:
113. Старшина ЗУБКО Михаил Андреевич – борттехник 8-го ТАП.

В данном списке потерь приведены Ф.И.О. летно-технического состава 1-й КПАД ГВФ, погибшие или пропавшие без вести при выполнении непосредственных служебных обязанностей.
В список не включены покончившие жизнь самоубийством, умершие по болезни или по другим причинам, не связанными с исполнением служебных обязанностей.
Вложения
Памятная доска в честь 50-ти летия открытия трассы АЛСИБ : Памятная доска в честь 50-ти летия открытия АЛСИБ.jpg
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Алсиб" : потери

Сообщение slava_zz » 09 Январь 2010 15:19

вот и все 113!
(фото памятника в Якутске обещают все же прислать)
теперь бы список потерянных машин по типам и с привязкой по месту
явно у нас их больше лежит, чем тут описано- Дугласы могли быть не в те года, но Кобры?

перепостил на Чукотские форумы

по 2 ПАП- обращает на себя внимание впервые названная а/база Перевальная (оз. Риндымрель?)
река М. Комогин- -название мне незнакомо
но современные карты масштаба 1:100000 были составлены в 1956, а названия до сих пор местные и на карте- отличаются

пос Аллах-Юнь на Алдане, южнее Хандыги. Сильно отклонился от курса
Последний раз редактировалось slava_zz 09 Январь 2010 18:03, всего редактировалось 2 раз(а).
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Пред.След.

Вернуться в Перегон



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения