Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Bills Bons » 20 Сентябрь 2008 15:41

В.И.Аккуратов

родился в 1909г.

Заслуженный штурман СССР,один из старейших исследователей Арктики. Еще в 1936г. совместно с Героем Советского Союза М.В.Водопьяновым Аккуратов совершил высокоширотный полет на ЗФИ-о.Рудольфа. Вместе с другими авиаторами участвовал в высадке на дрейфующие льды-"СП-1",а потом участвовал в поисках самолета С.А.Леваневского. С Героем Советского Союза летчиком И.И.Черевичным весной 1941г. на самолете АНТ-6-АвиаАрктика-Н-169 штурмовал в Арктике "Полюс относительной недоступности".

В годы Великой Отечественной войны вел поиски вражеских подводных лодок в морях Арктики,сопровождал караваны судов,служил во фронтовой дальней бомбардировочной авиации на самолете ТБ-7 (ПЕ-8).

После войны Валентин Иванович Аккуратов-главный штурман полярной авиации,участник многих высокоширотных экспедиций. Общий налет более 20.000 часов.

В различные годы в СССР и за рубежом вышли его книги "В высоких широтах","Покоренная Арктика","Истина ложных мередианов","Самолеты штурмуют льды","Право на риск (Записки штурмана)" и другие.Его статьи печатались в журналах "Вокруг света","Искатель","Техника-молодежи".

В эпизодической роли снялся в многосерийном художественном фильме "Два капитана" (по роману В.Каверина).

Умер в 1993г. в Москве.

http://ilp-p.narod.ru/n209/akk.htm
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Bills Bons » 23 Сентябрь 2009 21:02

В этом году В.И.Аккуратову было бы ровно 100 лет.Эту дату нужно как-то хорошо отметить!
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Сентябрь 2009 20:20

Надо бы, но поздно...
100 лет 1 мая было.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Сентябрь 2009 20:26

 pp-akkuratov-cvr.jpg
Авиаторов делали на бегу/лету и потому без анонсов и прочего. По этим причинам кстати много чего не анонсировалось.
Живые сканы будут после чинки сканера.
А в доступе и рассылке - наверное после починки "стола заказов", но этот вопрос уже не ко мне а к ВР.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Bills Bons » 27 Сентябрь 2009 19:46

Спасибо! Возможно,что в ближайшее время старший сын легендарного полярного авиационного штурмана Валентина Ивановича Аккуратова - Георгий (Егор) здесь откликнется и выложит на всеобщее обозрение раритетные легендарные арктические фото и документы. Лично просил его об этом недавно. Учитывая,что он человек серьёзный, занятой, нужно немного подождать... Терпение,друзья!
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Сентябрь 2009 20:19

Возможно получится и его порадовать новыми снимками отца, который не так давно получили из архива семьи Черевичных. Что-то еще нашлось в фондах РГМАА.

Вобщем, материал есть - надо разобрать.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Bills Bons » 27 Сентябрь 2009 21:12

Говорят,что в интернете это не принято,тогда нарушу эту традицию...Хочу сердечно поблагодарить редакцию (модераторов и админов) данного сайта и форума за проделанную работу!Так держать!Молодцы,ребята!Если бы все такие везде,как Вы были бы!Уважаю!Серьезным делом занимаетесь-это прекрасно!
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Военная Разведка » 02 Октябрь 2009 19:56

 Oct02269.JPG
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2411
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Александр Андреев » 05 Октябрь 2009 11:07

 37_Mazuruk_Accur.jpg
"Садко", 1937 г. "сверхранний" рейс на ЗФИ. На палубе - Аккуратов и Мазурук, прилетели на "Н-36"
( См. В. Аккуратов "В высоких широтах", с. 86-87. )
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2009 11:12

 V-22_cr.jpg
Скан из архива семьи Черевичных, видимо из какого-то издания.
В.И. Аккуратов перед уходом на "Зимнюю войну"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2009 11:54

 TM3-93_Akkuratov.jpg
"Техника-Молодежи" 1993 №3
http://ilp-p.narod.ru/n209/akk.htm

В.И.Аккуратов
(1.5.1909 - 15.1.1993)

Его смерть окружена легендами, как и его жизнь. Когда по Центральному радио и телевидению срочно сообщили - только что в автокатастрофе погиб В. И. Аккуратов, его друзья уже расходились с похорон, которые состоялись по прежнему воинскому ритуалу - под Гимн Советского Союза и прощальные залпы, под прохождение строя солдат с Красным знаменем...

Землепроходцем надо родиться. Да, есть люди, которых еще в ранней юности неодолимо тянет к неизведанным землям и которым сама судьба предопределила быть первыми. Вот и далекое Заполярье стало мечтой владимирского школьника Валентина Аккуратова. Ночами напролет, при свете "керосинки", он зачитывался дневниками участников арктических экспедиций, книгами Ф. Нансена и Р. Амундсена. Однако стремление походить на них всегда требует самопроверки и ставит неотвратимый вопрос: "А на что способен я?" Юный Валентин Аккуратов вместе с приятелем на самодельной яхте "Скиталец" проходит из Рязани до Астрахани, а потом через штормовой Каспий до форта Шевченко. Таким был дебют...

Но окончательно судьба В. И. Аккуратова определилась после встречи с полярным летчиком Б. Г. Чухновским, участвовавшим в спасении экспедиции У.Нобиле. Окончив в 1934 году воздушный факультет Ленинградского транспортного института, Валентин Иванович приходит в полярную авиацию. Работает геодезистом, аэрофотосъемщиком на изыскании новых авиатрасс, потом становится штурманом, специалистом по ледовой разведке. Пилоты ценили его за умение досконально вникать в сложнейшие, кажущиеся подчас неразрешимыми задачи навигации, за исключительную точность и надежность.

Вполне закономерным становится участие Аккуратова в первом высокоширотном полете на Землю Франца-Иосифа в 1936 году (когда летчики "учили" машину садиться на арктический лед), а в следующем году - в высадке четверки папанинцев на Северный полюс. В 1941 году Аккуратов ведет четырехмоторную машину И. И. Черевичного в совершвнно неизведанный район "полюса относительной недоступности".

Война... Первое время Валентин Иванович числится в полярной авиации, но обеспечивает перевозки военных и народнохозяйственных грузов по Северному морскому пути, 59 раз совершает рискованные рейсы в блокадный Ленинград, доставляя туда продовольствие и эвакуируя горожан, выполняет особое правительственное задание - летит через Арктику в США с советской военной делегацией. И вновь ледовые разведки, охота за вражескими субмаринами и рейдерами.

А в 1943 году Валентин Иванович втайне от начальства... бежит на фронт, в авиацию дальнего действия. 195 раз выводит он четырехмоторный Пе-8 на бомбежку военных обьектов в глубоком тылу "третьего рейха" и его союзников, высаживает разведчиков. И вновь отправляется за океан, теперь чтобы перегонять из США, через Атлантику и Африку, закупленные летающие лодки.

Кончилась война. И уже в 1945 году Аккуратов совершает первый ночной полет к Северному полюсу, с 1949 года становится флаг-штурманом полярной авиации, участвует в высадках дрейфующих станций "СП", исследует Ледовитый океан в "прыгающих отрядах". В 1967 году его удостаивают почетного звания "Заслуженный штурман СССР" - еще бы, ведь он провел в воздухе 26 тыс. часов!

Валентин Иванович написал ряд книг - учебники по самолетовождению, разработал метод определения координат в высоких широтах. Оставил и мемуары, вот только не дождался выхода в свет последнего тома.

Он был нашим близким другом и добрым наставником. На страницах "ТМ" регулярно появлялись статьи Аккуратова. Это - рассказы о его приключениях в небе, о поисках арктических островов, военные воспоминания. Бессменно участвовал он и в организованных журналом пробегах самодельных автомобилей, выступал перед читателями в выездных агитбригадах "ТМ". Именно в нашей редакции он разрабатывал маршрут уникального кругосветного перелета на винтокрылых машинах. К сожалению, это предприятие так и не состоялось.

До последнего дня, уже будучи тяжело больным, Аккуратов думал о новых маршрутах, экспедициях. Очень надеемся, что их осуществят его ученики - такие же, из рода и племени первопроходцев.

...А автокатастрофа все же была, за несколько месяцев до его смерти. Но - с другими, и Аккуратов, в числе немногих бросившихся на помощь, приподнимал и оттаскивал полуторатонный автомобиль.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2012 21:18

Орден КЗ:
Приказ № 287/н 13.06.1943 АДД КА
ЦАМО фонд 33 опись 682526 дело 682
№ записи в БД 16434838

 033-0682526-0682-00000131.jpg
 033-0682526-0682-00000132.jpg

 033-0682526-0682-00000133 Аккуратов.jpg
 033-0682526-0682-00000134 Аккуратов.jpg
 033-0682526-0682-00000135 Аккуратов.jpg

За период отечественной войны против немецких оккупантов совершил 139 боевых вылетов, из них: на с-те ЛИ-2 ночью 20, днем 60, на самолете "Консолидейшен" ночью 2, днем 24 и на с-те Пе-8 33 ночных боевых вылетов, из которых 25 успешно выполнено и подтверждено штабом АДД. До прибытия в 890 АП ДД с октября м-ца 1941 года по январь м-ц 1943 года в составе Московской авиагруппы Особого назначения совершил 106 боевых вылетов, из них: 84 дневных и 22 ночных. С 6 по 22 февраля совершил 48 дневных вылетов на самолете ЛИ-2, в окруженный Ленинград по доставке боеприпасов, медикаментов и вывозке из Ленинграда раненых. Согласно постановления Военного Совета Ленфронта - считаются боевыми полетами. В морях Барецево и Карское по заданию Командования Северного фронта разведать корабли противника - выполнил 16 дневных боевых вылетов на самолете КОНСОЛИДЕЙШЕН в составе экипажа полковника МАЗУРУК и майора ОРЛОВА. Совершил на выброску парашютных десантов в тыл противника в районе Смоленска - 4 ночных боевых вылета на самолете ЛИ-2 с командиром экипажа майором ОРЛОВЫМ, 20 дневных боевых вылетов и 5 ночных б/вылетов на доставку вооружения, боеприпасов, медикаментов окруженным нашим частям в районе Туапсе и Петрозаводска на самолетах КОНСОЛИДЕЙШЕН и ЛИ-2 с командиром экипажа ЧЕРЕВИЧНЫМ и майором ОРЛОВЫМ. 13 ночных боевых вылетов выполнено в тылу противника с посадкой в районе ДРОГОБУЖ, из них две посадки на территории генерала БЕЛОВА и три посадки у партизан. Остальные семь посадок сделаны на Черноморском побережье ГЕЛЕНДЖИК НОВОРОССИЙСК с командиром экипажа майором ОРЛОВЫМ. Имеет один перелет в сентября месяце 1941 года по маршруту Москва - С.Ш.Америки - Москва по заданию Правительства, командир экипажа ЧЕРЕВИЧНЫЙ на с-те ГСТ-7.
С января месяца 1943 года во 2 АЭ 890 АП ДД - штурман корабля на с-те Пе-8 в составе экипажей с командирами кораблей майоров: Абрамова, Кондратьева, Архарова выполнил 33 ночных боевых вылетов на бомбардирование: - Один полет в Западную Украину г.Львов на сбрасывание листовок, разведка с фотографированием и бомбардирование, один полет в Эстонию г.Тарту на сбрасывание листовок и попутным бомбардированием г.Псков. За полет 26.1.1943 года в Западную Украину от ЦК ВКП/б/ Украины экипаж получил приветственную телеграмму. При выполнении боевого задания 7.3.1943 года бомбардирование ж.д.узла Гомель вызвал врыв с пожаром зеленого отсвета, уничтожено 54 вагона с боеприпасами и живой силой, разрушены станционные пути и другие объекты.
Майор АККУРАТОВ обладает высокой авиационной культурой и все свои знания и умения отдает боевой работе. В полетах смел, находчив и инициативен. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине - предан. Все 139 б/вылетов совершил после предыдущего награждения.
Достоин награждения орденом "ЛЕНИНА"

КОМАНДИР 890 АП ДД
ПОДПОЛКОВНИК подпись /ПУСЭП/
"29" мая 1943
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Январь 2012 08:59

Штаб авиации дальнего действия. Отдел кадров.
№ 1033411с от 29 марта 1944 г.
 394.jpg

Орден Ленина:
Указ Президиума ВС СССР № 216/346 13.03.1944
ЦАМО фонд 33 опись 686043 дело 32
 395.jpg
 399.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Январь 2012 09:11

ЦАМО фонд 33 опись 686043 дело 32
Наградной лист.
 033-0686043-0032-2B003-0030-00000465 Аккуратов.jpg
 033-0686043-0032-2B003-0030-00000466 Аккуратов.jpg

Из наградного листа:

В действующей Красной Армии с августа 1942 г. За это время в составе Московской группы «ОН» совершил 86 дневных и 20 ночных вылетов по переброске грузов и эвакуации гор. Ленинграда.
С января месяца 1943 г. в 890 АП ДД на самолете Пе-8 совершил 78 ночных боевых вылетов. За успешное выполнение заданий награжден орденом «Красное Знамя». После награждения, в составе экипажа: командира корабля – майора ОТКИДАЧ, летчика – лейтенанта ВАУЛИНА, стрелка-бомбардира – мл.лейтенанта СЕЛЕЗНЕВА, борттехника – инженер-капитана ПЕТРОВА, помборттехника – ст.лейтенанта ШУСТОВА, радиста – ст.сержанта ТИШКОВА, стрелков: ГУРОВА, ВАСИЛЬЕВА, НЕВЕЧЕРЯ, ТУМАШОВА – совершил 40 ночных боевых вылетов на бомбардирование военных объектов в тылу противника в пределах временно оккупированной территории СССР и 2 боевых вылета на столицу Финляндии – гор.ХЕЛЬСИНКИ – 6.2.44г. и 26.2.44г.
Летает, как правило, в голове колонны кораблей, производя освещение и наводку остальных кораблей на цель. Задание выполняет отлично. Так например: 8.9.43г. при бомбардировании жел.дор.станции Хозяйственная гор.Гомель попал в эшелон, груженный боеприпасами и взорвал его, 12.10.43г. при бомбардировании жел.дор.узла Орша, несмотря на наличие сильного заградительного зенитного огня, попал в склады боеприпасов, вызвав взрыв большой силы.
Штурман, имеющий высокую теоретическую подготовку и практические навыки в дневном и ночном самолетовождении на технически предельном расстоянии. Обладает высокой авиационной культурой. Все свои знания умело передает подчиненному ему составу. Сам лично не имел ни одного случая потери ориентировки, а также и его подчиненные штурмана.
Имеет общий налет: днем – 3945 часов, ночью – 903 часа.
Политически развит хорошо, идеологически выдержан, морально устойчив, партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине предан.
Достоин правительственной награды – орден «Л Е Н И Н А».

КОМАНДИР 890 АП ДД
ПОДПОЛКОВНИК: подпись /ПУСЭП/
«29» ФЕВРАЛЯ 1944 Г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Николай Дмитриевич » 10 Март 2012 19:32

Хочется, чтобы посетители форума не только посмотрели фото Валентина Ивановича, но и услышали его голос.
Вот фрагмент радиоочерка Юрия Визбора для журнала "Кругозор". Здесь рассказ В.И.Аккуратова о ЗФИ.
При нажатии на вложение звуковой файл в формате mp3 загружается в ваш комп. Ищите его в папке "загрузки" в "моих документах"

Аккуратов-Визбор.mp3 [9.9 МБ Скачиваний: 553]
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 20

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения