Н-7 (Р-5 / МР-5)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Александр Андреев » 06 Март 2008 21:45

Изображение
МР-5 (Р-5 - гидроплан). На поплавках и с измененным оперением.

Снимок из альбома "Тикси 1933—1935". Подписей нет, точной даты тоже нет.
Река, очевидно, Лена.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Март 2008 04:43

Григорьев А.Б. "Альбатросы". Машиностроение, 1989
http://www.navy.su/navybook/grigorev_ab/24.html


В 1933 году гидросамолеты интенсивно работали в народном хозяйстве.

Из авиационных событий года выделяется полет летчика М. Я. Линделя на самолете СССР-Н-7 на помощь потерпевшему аварию пароходу «Лена». По окончании спасательных работ Линдель сделал съемку побережья от губы Буор-Хая до реки Оленек. Протяженность полета СССР-Н-7 из Красноярска через Иркутск, Витим, Якутск, Жиганск, Булун в бухту Тикси и обратно составила 15 тыс. км.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Александр Андреев » 07 Март 2008 04:48

Вот куча у нас такого материала - из фондов людей давно умерших. Родственники принесли.
В этом альбоме (про Тикси) много интересных фотографий, но "без окон, без дверей". Т.е без подписей.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Март 2008 04:55

alex_andr пишет:Вот куча у нас такого материала - из фондов людей давно умерших. Родственники принесли.
В этом альбоме (про Тикси) много интересных фотографий, но "без окон, без дверей". Т.е без подписей.

Есть такое, в сети тоже регулярно попадается...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Александр Андреев » 11 Март 2008 05:07

Самолет СССР Н-7 на борту судна (не установленного) Ленская экспедиция, 1933 г.

Изображение
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Март 2008 09:41

Р-5а с сайта airwar http://www.airwar.ru/enc/other1/r5.html в книге Г.Ф.Петров «Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999»

Изображение
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Бабай » 24 Ноябрь 2008 03:28

Фотография "семерки" на палубе парохода меня заинтересовала. Порылся немного и вот чего нарыл. Источниками "раскопок" послужили:

1. М. Зингер. Ленский поход. Л., ЛОИЗ. 1934.
2. С. Морозов. Ленский поход. М., Молодая гвардия. 1934.
3. Л.В. Рузов. На стыке двух морей. Л-М., изд. Главсевморпути. 1940.
4. Л.В. Рузов. На суше и на море в Арктике. М., Морской транспорт. 1957.
5. Посты № 1,2 и 5 на этой ветке.

А.Б. Григорьев пишет, самолет Н-7 в 1933 г. совершил перелет Красноярск - Тикси и обратно. Насчет "обратно" - наверное ошибка. Суда Ленской экспедиции достигли Тикси в первой декаде сентября. В это время в Тикси находились Н-8 и Н-7:

"На следующий день из Тикси в Иркутск вылетал Леваневский. Мы провожали его. В тихой заводи Сого стоял его самолет "СССР Н-8". ...
В другой стороне заводи стоит самолет Линделя "Р-5". Поставленный на поплавки, выкрашенный в зеленый цвет, он похож на неуклюжую болотную птицу." (С. Морозов)

Далее, Н-7 был погружен на борт "Володарского":
"А на палубе заканчиваются уже последние приготовления. Поднят лебедками и установлен на юте самолет Линделя. Распластав зеленые крылья, стоит он, упираясь в палубу костлявыми ногами шасси." (С. Морозов).

После разгрузки, суда Ленской экспедиции ("Володарский, "Сталин" и "Правда") выдвинулись в обратный путь на запад, но были затерты льдами и встали на зимовку у островов Самуила ("Комсомольской правды").

Таким образом, судно с Н-7 на корме - это "Володарский", поскольку только он из судов каравана имел характерную П-образную кормовую мачту, плюс свидетельство С. Морозова. Кроме всего, "Володарский" был флагманом обратного перехода, на нем находился начальник экспедиции Б. Лавров.

В октябре начальник п/ст м. Челюскин Л.В. Рузов обратился к Б. Лаврову с просьбой передать Н-7 на станцию:
"Восточный сосед - начальник зазимовавшей у островов "Комсомольской правды" Ленской экспедиции Лавров - сообщает о намерении лететь на мыс Челюскина. Это обстоятельство весьма радует весь коллектив, так как мы настаиваем перед начальником экспедиции о переброске авиационной базы к нам. Мотивы для этого весьма веские: у нас имеются самолеты, горючее, но нет летного состава. Переброска к нам на мыс Челюскина пилота Линделя и бортмеханника Игнатьева значительно расширила бы радиус действия станции и в известной мере способствовало бы выполнению сложной задачи по изучению ледообразования и состояния льдов в проливе Вилькицкого." (Рузов, 1940).

Н-7 прилетел на станцию, но при возвращении "сломался":
"Самолет поднялся в воздух, но уже через пять минут хмурый и угрюмый экипаж покидал кабинку самолета: с мотором неладно. Просмотр показал, что необходим сложный ремонт. Поршень одного из цилиндров лопнул в нескольких местах. Вопрос с ремонтом осложнялся, так как запасных частей у нас не было." (Рузов, 1940).

Полярники собрали один У-2, на котором Лавров и Линдель вернулись на суда.

"Игнатьев вынужден был остаться у нас, так как ему необходимо было позаботиться об аварийном самолете. Мы подтащили самолет к бане, обшили досками и войлоком. Впереди у мотора устроили специальное помещение, удобное для производства ремонта." (Рузов, 1940).

Изображение
(Рузов, 1957)

Летчики с судов переместились на станцию, где активно включились в работу. В марте, Рузов пишет:
"От начальника зимовки на Северной Земле Нины Демме продолжают поступать тревожные вести. Это заставляет нас усиленно ремонтировать самолет "Н-7". Снег мешает ремонту. Ежедневно приходится отрывать его из снега.":

Изображение
(Рузов, 1940)

В середине марта 1934 г. была предпринята очередная попытка запустить Н-7:
"Все зимовщики, заняв места у крыльев и хвоста, помогли громоздкой машине выбираться из глубокой ямы ...
- По местам! Скомандовал Линдель и дал полный газ.
Мы не смогли удержать самолет. Рывок и машина скапотировала. Винт врезался в твердый снежный наст и большой осколок его отлетел в сторону. ...
Удар для нас был очень тяжел." (Рузов, 1940).
Больше в воспоминаниях о зимовке на станции Н-7 не упоминается.
В описании зимовки в 1935-1936 гг. о нем тоже ни слова.
Скорее всего был вывезен на материк летом 1934 г. при передачи станции И.Д. Папанину.
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Ноябрь 2008 03:33

Бабай пишет:... Больше в воспоминаниях о зимовке на станции Н-7 не упоминается.
В описании зимовки в 1935-1936 гг. о нем тоже ни слова.
Скорее всего был вывезен на материк летом 1934 г. при передачи станции И.Д. Папанину.

Где то мы еще искали самолеты на мысе Челюскина, был такой интерес.
Вот это хто оказывается :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Бабай » 24 Ноябрь 2008 04:03

Иван Кукушкин пишет:
Бабай пишет:... Больше в воспоминаниях о зимовке на станции Н-7 не упоминается.
В описании зимовки в 1935-1936 гг. о нем тоже ни слова.
Скорее всего был вывезен на материк летом 1934 г. при передачи станции И.Д. Папанину.

Где то мы еще искали самолеты на мысе Челюскина, был такой интерес.
Вот это хто оказывается :)

В зимовку 1933/34 там еще находились два У-2, а в зимовку 1935/1936 - кроме двух У-2, были еще Н-124 и Н-125. Плюс в оба года неоднократно прилетал Н-2. Был еще кто-то, на всикдку не помню. Все - у Рузова подробно описано.

Сейчас меня только Н-7 волновал.
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Ноябрь 2008 05:00

Бабай пишет:В зимовку 1933/34 там еще находились два У-2, а в зимовку 1935/1936 - кроме двух У-2, были еще Н-124 и Н-125.

У-2 это Н-12 и Н-13.
Ссылки на того же Рузова
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Ноябрь 2009 20:01

Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

CCCP-H7
11.8.1932
Р-5 / П-5
Заводской №: 5363
В примечаниях: P-5a. получил бортовой Н-7 (тот-же)

CCCP-H7
22.4.1933
Р-5 / П-5
Заводской №: 5363
В примечаниях: бывший бортовой H7 (тот-же). списан 5.1.3(5)


Переназначение номеров "Н" - видимо переоформление самолетов из Комсеверопути в ГУСМП, 22.04.33 заново старые номера получили еще Н-1 и Н-4, Н-2 переоформлен 19.04.33
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Ноябрь 2009 22:54

Орлов М., "Полярная авиация" // "Крылья - приложение к журналу М-Хобби" 2/2008, © ЦЕЙХГАУЗ. 2008 ISBN 978-5-9771-0095-3
Данные приводятся с ссылкой на «Реестр гражданских воздушных судов СССР».

СССР-Н7
П-5, зав. № 5363, мотор - М-17.
Дата присвоения опознавательного знака с литерой «Н» - 11.08.32 г. Первоначальный владелец воздушного судна - Арктический ин­ститут, Комсеверпуть. 22.04.33 г., в связи с ре­организацией Комсеверпути в ГУСМП, самолет перерегистрирован с тем же опознавательным знаком, но на другого владельца: ГУСМП. После аварии списан в начале января 1935 года.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Dobrolet » 14 Июль 2010 13:50

В третьем номере Авиации и Время за этот год напечатана монография Владимира Котельникова по Р-5. Есть глава по использованию в Полярной авиации - в принципе ничего нового, но есть ранее не публиковавшееся фото первого полярного МР-5 - СССР-Н7.
 Н7 МР5 (1).jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Август 2011 11:53

Самолет летчика Лннделя в заливе Неелова. : smp-1936.jpg
:": Самолет летчика Лннделя в заливе Неелова.

Иллюстрация к статье "В море Лаптевых. Плавание м/х шхуны „Василий Прончищев" в 1933 г.(По материалам капитана дальнего плавания № Л. Никитина)" в сборнике "Северный морской путь : Сборник статей по гидрографии и мореплаванию. 1936 г.", стр. 31
http://www.emaproject.com/lib_about.html?id=pb00001705
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-7 (Р-5 / МР-5)

Сообщение Dobrolet » 18 Декабрь 2014 08:04

 Н7 МР5 (4) 1932 Певек.jpg

Фото полярных навигаций 1932-1934 годов на forums-su
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения