Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Март 2008 21:33

"Каталина" Н-481.
Командир Лебедев А.А. - 1953 г.

Одна из 4-х лодок перегнанных в 1944 году Мазуруком из США.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Март 2008 00:58

А.А. Лебедев

Посадка «на шило»

С высоты трехсот метров картина выглядела впечатляюще. Еще полчаса назад морской буксир, неторопливо обогнув мыс Муостах, тянул по губе Буор-Хая длиннющий плот строевого леса, который с таким нетерпением ожидали строители поселка Тиксн. А теперь внезапно разбушевавшийся шторм на наших глазах начинал растаскивать бревна. Из-под общего скрепляющего плот пояса безжалостные волны выхватывали отдельные связки, которые тут же рассыпались, рассеивались по всей бухте.
Помочь мы ничем не могли, конечно. «Мы» — экипаж «Каталины» под номером Н-481. Совсем недавно я был назначен командиром летающей лодки, моим инструктором-наставником стал Владимир Васильевич Мальков — один из тех, кто в 1944 году вместе с Мазуруком перегнал четыре гидросамолета из Америки. Да и «Каталина», кажется, была той самой.
По заданию мы должны были проследить движение плота, а затем разыскать в Быковской протоке караван речных судов, которые по какой-то причине не выходили на радиосвязь. Теперь, сообщив о судьбе пилота, мы развернулись на северо-запад и через залив Неелова направились к устью Быковской протоки, соединяющей бухту Тикси с Леной. Уже минут через пятнадцать мы увидели четыре колесных парохода, стоявшие без движения у северного берега протоки. Посоветовавшись, решили сесть у каравана и выяснить причину стоянки и радиомолчания.
Никакого опыта полетов на гидросамолете у меня еще не было. Каждая посадка становилась для меня задачей со многими неизвестными. Владимир Васильевич, сидя на месте второго, как правило, не вмешивался в управление, но после окончания полетов критика его была уничтожающей.
На этот раз сели у каравана вполне благополучно. Подрулили к пологому берегу. К нам уже спешили двое моряков, один из которых оказался начальником каравана. Причиной их «молчания» оказались неверные радиоданные — они работали на другой частоте, нежели морпорт Тикси, а причиной стоянки был крепкий ветер, разгулявшийся в губе Буор-Хая. Они не рискнули туда идти, поскольку для плоскодонных речных пароходов — колесных (!), как в знаменитой кинокомедии «Волга-Волга», — даже небольшая волна была, конечно, смертельно опасна
Мальков рассказа.! начальнику каравана обстановку в губе, наш радист дал частоты. И, тепло попрощавшись, мы легли курсом на Тикси, уже предвкушая ужин в аэропортовской столовой.
— Командир, нам радиограмма! — подошел радист Степан Киселев.
«Борт Н-481, командиру, произвести посадку в дельте реки Яны у дизель-электрохода «Индигирка», взять на борт начальника морпорта Трусова и доставить его в Тикси. Начальник аэропорта Жаров».
Ничего не поделаешь-человек предполагает, а начальник располагает Развернулись, взяли курс на устье Яны. Наш бортрадист уже связался с «Индигиркой», запросил погоду Ответ не порадовал- сплошная облачность, видимость — около двух километров.
Вскоре под нами начали появляться отдельные пятна тумана, а дельта Яны, как выяснилось, закрыта сплошь Высота верхней кромки — около двухсот пятидесяти метров.
Настроились на радиопривод «Индигирки», снизились до верхней кромки. По радио через микрофон я вызвал капитана:
— Индигирка! Я борт 481, как слышите? Прием.
— Слышу вас хорошо. Где вы ?
— Идем на ваш привод, проход доложим. Трусов готов ?
— Да, все готово. Ждем.
— Как сейчас видимость?
— Так же. Около мили. Облака низко сидят, но верхушки мачт видны...
На нашем американском самолете приборы, естественно, тоже американские: Был, в частности, и радиовысотомер. Тогда, в 1953 году, он все еще оставался большой редкостью. Я установил сигнализатор малых высот на отметку «двести футов» (шестьдесят метров, значит). Мачты у корабля высотой тридцать метров, так что на шестидесяти не зацепим.
Не снижаясь, над облаками, прошли по радиоприводу точно над кораблем - стрелка радиокомпаса повернулась на сто восемьдесят градусов. Затем выполнили стандартный разворот и с курсом на радио-привод со снижением вошли в облака. Зажглась зеленая лампочка радиовысотомера - высота немногим более шестидесяти метров. Идем в облаках, вода не просматривается, пилотирую по приборам. Зажглась желтая лампочка — высота «шестьдесят», ничего не вижу. «Где же их два километра видимости? У них сплошной туман!» — рассуждаю про себя. Только не снижаться, впереди мачты! По времени корабль уже должен быть под нами... Да! Стрелка радиокомпаса повернулась на сто восемьдесят градусов, но ни воды, ни «Индигирки» мы так и не увидели.
Набираю высоту, выходим из облачности на двухстах пятидесяти метрах. В наушниках голос капитана:
— Прошли над нами. Вас слышали, но не видели. Я отвечаю грубовато, нервно:
— Сами понимаете, ниже шестидесяти не можем. Боюсь вам мачты повредить, а себе сделать дырку п днище лодки. О посадке в таком тумане и думать нечего.
Капитан полностью сохраняет выдержку:
— Понял, понял. Вот тут Трусов спрашивает, далеко ли туман распространяется на юг по Яне? Если вы неподалеку сядете, он к вам выйдет на катере.
— Точно сказать не могу, километров тридцать: — сорок. Дойдем до кромки-сообщим. Будьте на связи.
Набрав шестьсот метров, мы взяли курс на юго-запад, вдоль русла реки, и вскоре увидели разорванную кромку тумана По замеру штурмана Андрея Шуйского, получилось тридцать пять километров от судна. Сообщили на «Индигирку», Трусов пообещал быть через три-четыре часа.
— Ну, давай, Саша, выбирай сам место для посадки, — предложил Мальков. — А если что не так — подскажу
Река в этом месте была достаточно широка, прямой ее участок составляет более трех километров. Все это пас вполне устраивало, смущало другое — полное безветрие, штиль. Я читал и слышал рассказы, что зеркальная водная поверхность усложняет определение высоты при посадке. Были случаи, когда летчики, ошибаясь, подходили под углом и, не успев выровнять машину, в лучшем случае терпели аварию. Я помнил слова американского летчика-писателя Ассена Джорданова (его книга «Ваши крылья» была очень популярна до воины): «Вода мягка до тех пор, пока о нес не ударишься»...
Место для посадки мы уже выбрали - вблизи двух домиков, стоящих на берегу. Там даже «пристань» была (небольшие мостки). Снижаюсь с посадочным курсом, придерживаясь середины реки. Высота — семьдесят метров, уменьшаю скорость снижения до полуметра в секунду...
Вот тут Мальков не утерпел, взял управление, подвернул самолет ближе к берегу:
— При «зеркале», Саша, высоту можно определить только но линии берега. Вот и держись как можно ближе к нему. А на середине реки можем костей не собрать...
Ладно, теперь держусь ближе к берегу. Радиовысотомер отсчитывает пятьдесят, сорок, двадцать метров... Контролирую высоту по берегу Он в моем поле зрения, почти рядом Пятнадцать, десять, пять, три... Чувствую еле заметное торможение. Это первый редан днища лодки коснулся зеркала реки.
Надо сказать, что на днище есть три выступа — три редана На первый редан очень приятно приводниться, а -со стороны очень приятно смотреть на такую посадку. Самолет, почти прекратив снижение, несется над водой, а когда острие редана касается поверхности, то появляются два белых водяных «уса» Лодка красиво глиссирует, замедляя свой бег, и постепенно опускается до уровни ватерлинии.
Вот и сейчас почувствовав касание, я медленно прибираю рычаги газа, которые свисают с потолка пилотской кабины. Становится слышно приятное шуршание воды, и лодка, пробежав около полукилометра. Плавно опускается в воды Яны.
Осадка у нас чуть-чуть больше метра, можно подойти прямо к берегу Причал остался позади нас, н даю газ левому мотору — лодка послушно разворачивается вправо. Подруливаю к берегу Борис Кудряшов, наш бортмеханик, уже стоит в блистерном отсеке и готов по команде выбросить плавучие якоря А штурман открыл свой люк и держит наготове небольшой донный якорь, чтобы зацепиться за берег. Скорость подхода минимальная; когда до берега остается десятка полтора метров, выключаю моторы, и самолет, двигаясь по инерции, мягко утыкается в илистый берег. Штурман выбрасывает якорь, спрыгивает сам и вдавливает его поглубже в мягкий грунт. Приехали...
Полярная авиация всегда привлекала меня гем. что здесь не бывает двух полетов, похожих один на Другой. То ты занимаешься ледовой разведкой для моряков, то перебрасываешь грузы для геологов или вылетаешь в срочный санрейс. Садишься на ледяное поле, на кочковатую тундру или на сумасшедший склон горы, па который и сесть-то, кажется, невозможно.
— Метеорологическая обстановка в Арктике меняется зачастую мгновенно- туманы, обледенения, то снег, то дождь. Иногда полет бывает настолько сложен, что от членов экипажа требуется и находчивость, и мужество, чтобы выйти победителями из создавшегося положения. А в другой раз любуешься безмятежно проплывающей внизу картиной: горы, речки, озера, ледяные поля, тундра с пасущимися стадами оленей. 3 таких полетах забываются все перенесенные труд, кости, хотя и знаешь, что и сейчас, в любую минуту ты должен быть готов к» всему — ко встрече с туманом, к обледенению, к нежданной остановке мотора... Никогда не знаешь, куда приведет тебя летная судьба.
Вот и сегодня. Предполагали ужинать и ночевать в родном аэропорту; падание с утра — посмотреть, где плот, где речные суда. Но пришлось лететь в устье Яны, чтобы доставить в Тикси Трусова. Здесь намеревались сесть у корабля, однако изменилась метеорологическая обстановка, н сели где-то на Яне.
Из-за мысочка тем временем появляется лодка, а в пси председатель рыболовецкого Колхоза якут Петр Кубахов и с ним два молодых рыбака Па дне лодки трепыхаются знаменитые сибирские муксуны, п через пару часов мы уже вкушаем настоящую рыбацкую уху. Михаил Михайлович Трусов прибыл с «Индигирки» нескоро и начал было с извинений. Но, увидев наши сытые, отдохнувшие физиономии, сразу успокоился.
Взлетели, сделали круг над гостеприимными рыбаками, взяли курс на Тикси. Расстояние всего двести шестьдесят километров, но погода меняется действительно «как в Арктике». В районе Яны солнечно и тихо, а в районе Тикси штормит. Ветер, судя по белым гребешкам волн, — не менее пяти-шести баллов Высота волны уже больше метра, так что посадка на первый редан исключена Выражаясь па жаргоне морских летчиков, придется садиться «на шило»
Картина тоже впечатляющая (если со стороны смотреть). Гидросамолет, подходя к водной поверхности, высоко задирает нос и касается очередной волны своей хвостовой частью, третьим реданом — «шилом» Затем плюхается животом и зарывается носом в очередную волну, которая перекатывает через весь корпус лодки Для наблюдателя это настоящее зрелище, что и говорить. Но мне предстояло самому выполнить посадку «на шило», да к тому же впервые в жизни.
Диспетчер аэропорта решил снять с себя ответственность:
— Посадку разрешаю... на ваше усмотрение... Вам виднее...
Помимо всего прочего меня беспокоят и бревна, разбросанные по всей акватории. С высоты сто метров просматриваю место для посадки, но за гребнями волн можно и не увидеть отдельное бревно.
Иду вдоль северного берега Быковского полуострова, выполняю четвертый разворот.
Волнуюсь, сердце бьется учащенно-первый раз на такую волну...
Но спокойный, ободряющий взгляд Малькова вселяет в меня уверенность. Над перешейком полуострова болтанка. Правой рукой держу сектор газа, а лево! энергично шурую штурвалом, убирая крепы. Колод! помогает. Пройдя перешеек, убираю газ обоим моте рам, теперь и правая рука на штурвале. Белые греб ни волн все ближе и ближе. Внимание! Не опоздал! добрать штурвал! Если коснешься волны первым ре данном, то неизбежен скачок машины («барс»), который усложнит посадку. А если выберешь штурвал заранее, слишком высоко, то можно потерять скорость и плюхнуться, как курица. То и другое нежелательно надо пилотировать точно.
Чувствую, что Володя помогает — штурвал пошел энергичнее «на себя». Нос самолета уже задрался непривычно высоко. Внимание!... Чувствую физически, как третий редан цепляется за гребень волны, нос сразу же энергично опускается и... На какой-то момент ничего не видно, по ветровому стеклу льется вода. Нырнули... Крепко держу штурвал на себя, оглядываюсь на Малькова - тот улыбается, показывая большой палец левой руки. Мое лицо не выражает, наверное, восторга. Ладно, все уже позади, кажется Включаю стеклоочиститель, стало виднее. Все!... Ан нет, не все. Очередной гребень волны прокатился по носу, заливая стекла, н... Я инстинктивно пригнулся: огромный торец бревна нацелился на нас из очередной полны. Не помню, как успел среагировать — дал полностью правую ногу, отвернул. Удара не последовало, бревно проскочило, не зацепив, между левым поплавком и винтом. А могло ведь случиться непоправимое, как в кинофильме «Волга-Волга», когда «топляк» пробил днище корабля и поднял артиста Володина к потолку каюты. Там смешно, но одно дело — кино...
Каждая очередная волна заливает ветровые стекла, а то и накрывает полностью. Все люки у нас задраены, закрыты герметично, словно на подводной лодке. Только теперь начинаю понимать, насколько труднее быть морским летчиком. На сухопутном аэродроме безразлично: есть ветер, нет ветра — аэродром ровный. А на воде... Я уже убедился на Яне, что отсутствие ветра, «зеркало» — своя опасность: трудно определить высоту при посадке. В сильный же ветер сесть нелегко, а взлететь и вовсе невозможно. Во время войны Матвей Ильич Козлов — один из лучших гидристов полярной авиации — совершил посадку в жестокий шторм, спасая людей с потопленного фашистами парохода «Марина Раскова». Сел с трудом, рискуя жизнью, только благодаря высочайшему умению. А взлететь не мог, пришлось ему рулить к острову Белому. Около десяти часов в самолете по морю плыли... Вот и получается: в воздухе ты летчик, а на воде должен быть моряком...
Обычная наша стоянка — плот у берега. Но в такой ветер в него не зайдешь, придется становиться посередине бухты, «на бочку». Я хочу развернуться, чтобы подойти к ней (она сзади). Но Мальков пресекает мою попытку:
— Саша! Это бесполезно. Нас всегда, как флюгер, будет разворачивать носом к ветру. Проще дрейфовать, пусть нас ветер поднесет хвостом. А как «бочку» проскочим, потом к ней и подойдем на моторах...
Через полчаса мы зацепились за «бочку», а затем еще шесть часов дожидались катера, который должен был доставить нас на берег. Катер тоже дожидался, когда стихнет ветер, станет волна поменьше. А мы эти шесть часов болтались на волнах, нашу «Каталину» таскало ветром из стороны в сторону, как флюгер на крыше...
На берегу Мальков хлопнул меня по плечу:
— Ну, понял, что такое посадка «на шило»?
— Как не понять...
— Тогда осталось только морскую науку освоить, и считай себя морским летчиком!
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение Добролет » 21 Май 2008 17:21

Изображение
Изображение

Рисовал по техописанию КМ-2, оригинал был в библиотеке Дома авиации и космонавтики им. Фрунзе в Москве.
Фото Н-481 КМ-2 было опубликовано в Гражданской Авиации в конце 80 - начале 90. Номер у меня не сохранился.
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Июнь 2008 19:10

Км-2 Н-481

Изображение

Из архива Г.Ф. Петрова ( http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml )
Источник уточняется
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Март 2010 19:25

Из фотоархива Разбаш Леонида Наумовича : http://www.flickr.com/photos/38897174@N ... 022737393/
Время и место неизвестны, но серия снимков на фоне Н-481 идет вместе с Н-486 — viewtopic.php?f=20&t=284&p=20246#p20246

 4razbash_H481_01.jpg
 4razbash_H481_02.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение SVF » 21 Ноябрь 2011 09:59

Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1948 г.

Самолет "Н-481"
Пилот В.В. Сургучев. Штурманы П.М. Банюшевич, Г.В. Федотов. Гидролог Н.Т. Субботин.

20 июля. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
23-24 июля. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
24-25 июля. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
26 июля. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
28 июля. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Чокурдах.
30 июля. Место вылета - Чокурдах. Место посадки - Усть-Янск.
31 июля. Место вылета - Усть-Янск. Место посадки - Кресты-Колымские.
3 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
4 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
8-9 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
12 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Усть-Янск.
15 августа. Место вылета - Усть-Янск. Место посадки - Кресты-Колымские.
17 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
19-20 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Чокурдах.

Самолет "Н-481"
Пилот В.В. Сургучев. Штурман Г.В. Федотов. Гидрологи Н.Т. Субботин, П.А. Гордиенко.

21 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - м. Шмидта.

Самолет "Н-481"
Пилот В.В. Сургучев. Штурманы П.М. Банюшевич, Г.В. Федотов. Гидролог Н.Т. Субботин.

23-24 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
30 августа. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - м. Шмидта.
1 сентября. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - бухта Роджерса.
3 сентября. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - Кресты-Колымские.

Самолет "Н-481"
Пилот В.В. Сургучев. Штурман Г.В. Федотов. Гидролог Н.Т. Субботин.

3-4 сентября. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - бухта Тикси.
4 сентября. Место вылета - бухта Тикси. Место посадки - м. Шмидта.
6 сентября. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - м. Шмидта.
7-8 сентября. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - м. Шмидта.
10 сентября. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - бухта Провидения.
11 сентября. Место вылета - бухта Провидения. Место посадки - Певек.

Самолет "Н-481"
Пилот В.В. Сургучев. Штурман Г.В. Федотов. Гидролог С.И. Петров.

14-15 сентября. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
15-16 сентября. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - м. Шмидта.
16-17 сентября. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - Кресты-Колымские.
20-21 сентября. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.

[Ледовый ежегодник 1947/1948 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях за зиму 1947/1948 года и в навигацию 1948 года. Под ред. А.Ф. Лактионова. 1953 г.]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение SVF » 27 Ноябрь 2011 21:43

Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1949 г.

Самолет "Н-481" ("Каталина")
Пилот - В.М. Сургучев. Штурман - Г. Федотов. Гидрологи - А.И. Каракаш, Истомин, Миледко.

18 июля. Место вылета - Мурманск. Место посадки - Мурманск.
20 июля. Место вылета - Мурманск. Место посадки - Мурманск.

Самолет "Н-481" ("Каталина")
Пилот - В.М. Сургучев. Штурман - Г. Федотов. Гидрологи - А.И. Каракаш, Истомин, Миледко, Мерцалов.

22 июля. Место вылета - Мурманск. Место посадки - Мурманск.

Самолет "Н-481" (КМ-2)
Пилот - В.М. Сургучев. Штурманы - Н.М. Жуков, Г. Федотов. Гидролог -.

9 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Усть-Кара.
11-12 августа. Место вылета - Усть-Кара. Место посадки - о. Диксона.
15 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.

Самолет "Н-481" ("Каталина")
Пилот - . Штурман -. Гидролог -.

31 августа. Место вылета - Мурманск. Место посадки - Мурманск.

Самолет "Н-481"
Пилот - В.М. Сургучев. Штурман - Г. Федотов. Гидрологи - Стекольщиков, Истомин, Тютнев.

2 сентября. Место вылета - Мурманск. Место посадки - Мурманск.
4 сентября. Место вылета - Мурманск. Место посадки - Мурманск.

Самолет "Н-481"
Пилот - . Штурман -. Гидролог -.

21 сентября. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.

[Ледовый ежегодник 1948/1949 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях зимой 1948/1949 года и в навигацию 1949 года. Под ред. Т.П. Морозовой. Л., Морской транспорт. 1955 г.]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение SVF » 24 Декабрь 2011 18:58

Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1950 г.

Самолет "Н-481"
Пилот В.П. Павлов. Штурман А.И. Жук. Гидролог А.С. Биценко.

11 июля. Место вылета - Архангельск. Место посадки - Усть-Кара.
14 июля. Место вылета - Игарка. Место посадки - Усть-Кара.
16-17 июля. Место вылета - Усть-Кара. Место посадки - Усть-Кара.
19 июля. Место вылета - Усть-Кара. Место посадки - Игарка.
26-27 июля. Место вылета - Игарка. Место посадки - о. Диксона.

Самолет "Н-481"
Пилот В.П. Павлов. Штурман А.И. Жук. Гидрологи А.С. Биценко, М.В. Стрекаловский.

28 июля. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.

Самолет "Н-481"
Пилот В.П. Павлов. Штурман А.И. Жук. Гидролог А.С. Биценко.

30 июля. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Хатанга.
1-2 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.
3-4 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.
4-5 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - бухта Тикси.
5-6 августа. Место вылета - бухта Тикси. Место посадки - о. Диксона.
10-11 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Игарка.
21 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.

[Ледовый ежегодник 1949/1950 года. Наблюдения над состоянием льдов в Советской Арктике в навигацию 1950 года. Под ред. Т.П. Морозовой. Л-М, Водтрансиздат. 1954 г.]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение SVF » 12 Июнь 2012 16:27

Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1953 г.

Самолет "Н-481" (КМ-2)
Пилот -. Штурман -. Гидролог -.

15 августа. м. Лаптевых.

Самолет "Н-481" (КМ-2)
Пилот - В.В. Мальков. Штурман - А.А. Лебедев. Гидрологи - А.П. Шумский, И.П. Романов, В.А. Шамонтьев.

4-5 сентября. Место вылета - Усть-Янск. Место посадки - Усть-Янск.

Самолет "Н-481" (КМ-2)
Пилот -. Штурман -. Гидролог -.

5-6 сентября. м. Лаптевых, Восточно-Сибирское м., Арктический бассейн.

Самолет "Н-481" (КМ-2)
Пилот - А.А. Лебедев. Штурман - В.В. Мальков. Гидрологи - А.П. Шумский, В.И. Решеткин, В.А. Харитонов.

12-13 сентября. Место вылета - Чокурдах. Место посадки - Усть-Янск.
13-14 сентября. Место вылета - Усть-Янск. Место посадки - б. Тикси.
14-15 сентября. Место вылета - б. Тикси. Место посадки - Кресты-Колымские.
15-16 сентября. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - Кресты-Колымские.
17-18 сентября. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - м. Шмидта.
18-19 сентября. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - м. Шмидта.
19-20 сентября. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - Певек.

[Ледовый ежегодник 1952/53 года. Наблюдения над состоянием льда в советских арктических морях зимой 1952/53 года и в навигацию 1953 года. Под ред. С.В. Молькентина. Л., Морской транспорт. 1958 г.]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение Адольф Милованов » 31 Март 2013 09:52

РГАЭ, ф. 9570, оп. 2. Д. 2985. Приказы 1-111 УПА 1950г. 258л. ...
Л. 244. Пр. Р-101. 30.11.1950г. О зачислении на баланс АГ самолётов «Амфибия», «Каталина» и МП-7.
П. 1. Самолёты КМ-2 Н-339 зав. №02800, КМ-2 Н-481 зав. №02889 ??? списать с баланса Московской АГ УПА и зачислить на баланс Чукотской АГ. Чибисов.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение Dobrolet » 09 Май 2013 17:29

Адольф Милованов пишет:
РГАЭ, оп. 2, фонд 9570, дело 3831. 104л.
Приказы 1с-51с нач. УПА за 1951г.
Пр. №5с. 24.1.1951г. «О закреплении самолётов ПА за АГ УПА».
В целях упорядочения учёта СМП УПА, - ПРИКАЗЫВАЮ:
Числить на балансе авиагрупп на 1 января 1951 года самолёты в следующем порядке:

П. 1. Московская АГ.
Самолёты КМ-2(12 шт):
481-02877


Номер отличен от упомянутого в приказе предыдущего поста - нужно еще разбираться.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение Адольф Милованов » 10 Май 2013 07:42

В 1953 году упоминается, как летающий в Игарской и Чукотской АГ под №02877.
Д. 2989. Приказы 1-166 УПА 1953г. 277л.
Л. 68. Пр. Р-34. 11.4.1953г. Исключить с б. Игарской АГ с-т КМ-2 Н-481 зав. №02877 и зачислить на б. Чукотской АГ.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение Адольф Милованов » 23 Май 2013 16:11

Пр. Нач. ГУСМП ММФ СССР №31. 5.4.1957г.
О списании гидросамолётов КМ-2 Н-484, Н-487, Н-341, Н-34(?), Н-481, Н-419, Н-482;
Гидросамолёты КМ-2:
Н-484 зав №-02897 выпуска 22.6.1944г;
Н-487 зав №-02828 выпуска 30.5.1944г;
Н-341 зав №-02899 выпуска 19.10.1944г.;
Н-34(? 339) зав №-02800 выпуска 5.8.1943г;
Н-481 зав №-02877 выпуска 26.6.1944г;
Н-419 зав №-02945 выпуска 13.3.1945г;
Н-482 зав №-02861 выпуска 1944г.,
– списать с баланса и исключить из списков самолётного парка ПА, как выработавшие свой амортизационный срок службы. Оборудование с-тов снять, проверить и пригодное дальнейшей эксплуатации сдать на склад.
Основание: Акты комиссий МОАО от 22.2.1957г. и ХОАО от 11.2.1957г.
Начальник Гл-ти /А. Афанасьев/
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение Адольф Милованов » 09 Июнь 2013 09:52

Дело 3822. Приказы №1с-26с, 29, 30с по УПА по осн. деятельности за 1949г. 97л.

Пр. 1с. 28.1.1949г. О зачислении на б. МАГОН с-тов типа «Каталина».
П.2. Гидро/с-ты «Каталина РВN-1» с мотором Прайт-Уитней, поступившие в ПА от ГУ Гидрометеослужбы СССР, на осн. на осн. Пост СМ СССР №04588-РС от 19.4.1948г. оп.зн. Н-481 зав.№02877; Н-484 №02897; Н-485 №02892; Н-486 №02944, всего в кол-ве 4-х с-тов передать на б. МАГОН по оценочной стоимости с-тов такого же типа, поступившие ранее в АГ … Нач. УПА Чибисов.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-481 (КМ-2 / PBN-1)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 29 Октябрь 2013 09:49

Действия самолетов Московской авиагруппы УПА, 8 сентября 1948 года.
1. Пилот Сургучёв – на самолете «Каталина» Н-481, находился в распоряжении штаба восточной проводки, выполнял ледовую разведку.
2. Пилот Мироненко – на самолете «Каталина» Н-483, находился в распоряжении штаба восточной проводки, выполнял ледовую разведку.
3. Пилот Лебедев – на самолете С-47 Н-369, находился в распоряжении штаба восточной проводки, выполнял ледовую разведку.
4. Пилот Ручкин – на самолете «Каталина» Н-488, находился на Диксоне, в распоряжении штаба западной проводки, ожидая задание.
5. Пилот Козлов – на самолете «Каталина» военно-морского флота Вооруженных сил СССР возвращался с ледовой разведки по причине выработки ресурса и неисправности моторов. Находился в Архангельске.
6. Пилот Мальков – на самолете «Каталина» Н-484, после выполнения задания стратегической ледовой разведки 6.9.48. возвратился в Москву. Моторы выработали ресурс. Самолет подготовлен к перегонке в Красноярск на завод № 477 для отстоя зимой и модификации.
7. Пилот Осипов – на самолете ИЛ-12 Н-479, находился в Москве после ледовой разведке в западном секторе. Моторы выработали ресурс. Ввиду отсутствия моторов самолет не мог использоваться в полетах. Пилот Осипов отказался выполнять дальше ледовую разведку на любом самолете в силу сильной усталости.
8. Пилот Метлицкий – на самолете ИЛ-12 Н-480, согласно решения коллегии ГУСМП выполнял задания АНИИ. Фактически летал на ледовую разведку в западном секторе и базировался в Амдерме.
9. Пилот Задков – на самолете «Каталина» Н-485, перегнал самолет в Красноярск после выработанного ресурса моторов. Согласно решения коллегии ГУСМП выполнял задания экспедиции А-93 АНИИ. Летал также на ледовую разведку в западном секторе, в районе Новосибирских островов.
10. Пилот Черевичный – на самолете «Каталина» Н-482, Согласно решения коллегии ГУСМП выполнял задания экспедиции А-93 АНИИ, летал в центральном секторе Северного Морского пути.
11. Пилот Котов – на самолете Н-489, по решению коллегии ГУСМП летал с комиссией руководства ГУСМП, находился на трассе.
12. Пилот Афонин – на самолете «Каталина» Н-478, по решению коллегии ГУСМП летал с комиссией возглавляемой доктором ШВОРИНЫМ, находился на трассе.
Из «Объяснения командира Московской авиагруппы особого назначения УПА А. Юкалова, адресованное Начальнику Управления полярной авиации, полковнику Чибисову. К акту расследования катастрофы самолета ЛИ-2 Н-464 пилота Адамова».
(ГА РФ, фонд Р-8131, опись 37, дело 5165, лист 63 – 64).
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29


Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения