Общая информация

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Общая информация

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Март 2008 08:55

Мы начали работу по сбору исторических сведений о самолетах полярной авиации ГУСМП 1930—1950-х гг.

На этой ветви форума будет собираться информация из разных источников : архивных документов, книг, газет, журналов, материалов из сети. Попробуем найти как можно больше фотографий.

Хотим предупредить, что пока у нас нет твердых гарантий за достоверность этого материала.
Со временем мы начнем систематизировать, проверять и обобщать собранную информацию.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Март 2008 14:57

Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Общая информация

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Март 2008 00:59

В "общей информации" уже наметились первые ЧАВО (ЧАстозадаваемые вопросы, "FAQ" по-иноземному)

- Откуда взялась Литерная "Н" и куда потом исчезла?
- Почему самолеты ВВЭ "Север-1" называют то АНТ-6, то Г-2?
- Почему бортовые номера вертолетов в 50-х дублируют бортовые номера самолетов 30-х?

Наверное для такого "краткого ликбеза" можно и тему выделить.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Март 2008 01:00


Очень "в тему", на нее действительно многие ссылаются.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация

Сообщение Александр Андреев » 07 Март 2008 01:17

Иван Кукушкин пишет:В "общей информации" уже наметились первые ЧАВО (ЧАстозадаваемые вопросы, "FAQ" по-иноземному)

- Откуда взялась Литерная "Н" и куда потом исчезла?
- Почему самолеты ВВЭ "Север-1" называют то АНТ-6, то Г-2?
- Почему бортовые номера вертолетов в 50-х дублируют бортовые номера самолетов 30-х?

Наверное для такого "краткого ликбеза" можно и тему выделить.

Хорошо бы. Может немного повременить и самим досконально разобраться? Тут, боюсь, у нас помощников будет немного, эту тему (кроме полумифического Ульриха) никто толком и не разбирал. Ульриху я напишу. Он в прошлом году не ответил на два моих письма и я прекратил попытки с ним связаться.

Что за самолет Н-385? Я такого и не видел. По номеру - сразу после войны. Трофей что ли?
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Общая информация

Сообщение Александр Андреев » 07 Март 2008 01:20

Про Н-385. Сам себе отвечаю. Это У-2, лимузин. У него есть свое обозначение, не помню какое. Буду искать.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Общая информация

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Март 2008 03:14

В.В.Лукин,Н.А.Корнилов,Н.К.Дмитриев
«Советские и Российские Антарктические экспедиции в цифрах и фактах, 1955-2005», ААНИИ 2006
стр. 453

АВИАЦИОННЫЕ СУДА В КАЭ, САЭ, РАЗ №1-9:

1 КАЭ (1955-57): один Ан-2, два Ли-2, один Ил-12, два Ми-4.

У всех, кроме Ан-2 и одного из вертолетов, я номера нашел у Черевичного (И.И.Черевичный, «В небе Антарктиды», Москва, 2000):
Ми-4: Н-86, Н-87
Ли-2: Н-465, Н-470
Ил-12: Н-476
Ан-2: Н-542

Оба Ли-2, Ан-2 и по крайней мере один вертолет Н-86, доставлены на «Оби»
Ил-12 - на «Лене»

2 КАЭ (1956-58): два Ан-2, шесть Ли-2, один Ил-12, три Ми-4.
Ан-2: Н-619, Н-620 (добавлено 11-03-08 alex_andr)


Часть самолетов - еще первой КАЭ.

3 КАЭ (1957-59): три Ан-2, семь Ли-2, два Ил-12, один Ми-4
4 САЭ (1958-60): один Ан-6, четыре Ли-2, два Ил-12
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Март 2008 09:54

Михаил Каминский, «В небе Чукотки». Магадан, 1967г.

Точно в книге не сказано, но с большой долей вероятности:
Н-67, Н-68 - Р-5 модифицированные, "лимузин"
Н-43 - разбился в горах Чукотки в 1935 (экипаж Волобуева), очень похоже что также Р-5.

С лета 1936 в авиаотряде работает МБР-2 (М.Каминский), номер не указан

update: МБР-2 - Н-103
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация

Сообщение Александр Андреев » 10 Март 2008 14:51

Н-67 и Н-68 — это Водопьянов и Линдель. Перелет Москва—мыс Шмидта — Хабаровск. 1935 г. Я хотел добавить,
но не уверен в точной обозначении модификации самолета. Где-то П-5, где то ЛП-5. Статьи про этот перелет у меня готовы, сегодня выложу на polarmuseum.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Общая информация

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Март 2008 20:13

Пока все сходится:

"..Был конец ноября 1935 года, и это был наш первый полет в глубь Чукотки. Мой командир Пухов и я летели парой на самолетах Р-5 (на таких же летали к Челюскинцам летчики Каманина). Правда Водопьянов сделал из наших Р-5 мечту для летчиков того времени - первые в стране закрытые, обогреваемые в полете лимузины. Они имели багажники на крыльях, теплые чехлы, дополнительные баки, примусы для подогрева моторов. В общем, это были полярные самолеты, и летать на таком было одно удовольствие..."

Далее по тексту самолеты Каманина и Пухова упоминаются только как Н-67 (самолет Пухова) и Н-68 (самолет Каманина). Правда во время поисков Н-43 из-за повреждения своего Пухов летал "единственно исправном на чукотке из трех оставшихся" Н-68 - прилетели еще Н-42, Н-44. Н-67 был сильно поврежден и восстановлен позднее.

Периодически еще появляются У-2, причем один раз под названием СП, как модификация У-2
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация

Сообщение Александр Андреев » 11 Март 2008 16:35

Иван Кукушкин пишет:Оба Ли-2, Ан-2 и по крайней мере один вертолет Н-86, доставлены на «Оби»
Ил-12 - на «Лене»

Изображение


Обь 1957 г. Т. е времен 2-КАЭ. На борту вертолет МИ-4, номер не читается.

Интересно, что всего судов типа "Лена" было 6. Верфь "Де Шельде". 1954 - "Лена", "Обь", "Енисей".
1957 г - "Байкал", "Индигирка", "Ангара". Все были построены для СМП. Другое дело, что ходили не только там.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Общая информация

Сообщение Александр Андреев » 11 Март 2008 17:59

Коллеги !

Есть вот такая подборка в сети. Куча информации, в т. ч и по ПА. Но, с моей точки зрения, все надо проверять.

http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/economics/staff/faculty/harrison/aviaprom/ver6/

И еще предложение-просьба к администратору Ивану Кукушкину. Не открыть ли нам 4-ый выделенный раздел,
куда складывать ссылки на книги и самые интересные ресурсы.

Bill Bоns вот оставил много интересных ссылок.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Общая информация

Сообщение Александр Андреев » 12 Март 2008 06:07

Наконец обновил www.polarmuseum.ru. Там добавились несколько статей про авиацию, очерк, две биографии.
Сделал "новости сайта", а то сам запутался.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Общая информация

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Март 2008 08:43

И нам тоже пора "напильником поработать", кой-чего напрашивается в изменения...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Март 2008 23:42

http://www.air-dir.com/img/airliners1935-41/li2-airlines.htm
Лисунов (Мясищев) Ли-2
он же - ПС-84

В Полярной Авиации ГУ СМП первый ПС-84 появился в 1941. Общее количество полярных ПС-84/Ли-2 неизвестно. Можно привести лишь бортовые номера некоторых из них - СССР-Н311, СССР-Н328, СССР-Н359, СССР-Н470, СССР-Н495, СССР-Н496, СССР-Н499, СССР-Н501, СССР-Н502, СССР-Н556. От аэрофлотовских машин они отличались оборудованием. Зимой на шасси устанавливали деревянные лыжи, стойки не убирались. Самолёты имели дополнительные бензобаки. На некоторых экземплярах предусматривалась возможность долива из бочек, которые размещались прямо в салоне. В состав экипажей обязательно входил штурман, для которого в салоне оборудовали рабочее место со столом и необходимыми приборами. Позже в передней части фюзеляжа установили астронавигационный блистер.

По окончании войны самолёты начали обслуживать пассажирские линии Крайнего Севера, например маршруты Красноярск - Тура, Красноярск - Дудинка, Анадырь - Каменское - Усть-Камчатск. Другой функцией была ледовая разведка в интересах полярного судоходства. С этой целью в экипаж дополнительно был включён бортнаблюдатель (с 1951). Ли-2 принимали участие в полярных исследованиях. Они обеспечивали работу дрейфующих станций "Северный полюс" начиная с 1950, когда была создана секретная станция "Северный полюс-2" ("Точка 36").

Важную роль Ли-2 сыграли в освоении Антарктики, начиная с Первой советской антарктической экспедиции. 30 ноября 1955 два самолёта отправились к шестому континенту из Калининграда на борту дизель-электрохода "Обь". Вместе с Ил-12, Ан-2 и двумя Ми-4 они составили экспедиционный авиаотряд, который возглавлял И.И.Черевичный. 5 января судно подошло к берегам Антарктиды и пришвартовалось у края узкого припая бухты Фарр. 14 января была найдена площадка для строительства первой советской научной станции — обсерватории Мирный. Здесь же был оборудован аэродром - база Полярной Авиации в Антарктиде. 16 января Ли-2 под управлением Черевичного выполнил первый разведывательный полёт к востоку от бухты Депо вдоль берега, через шельфовый ледник Шеклтона до Берега Нокса. С помощью Ли-2 было разведано место в центральной части оазиса Бангера (восточное побережье Земли Королевы Мэри), где позже была основана станция Оазис. Станция начала работу 19 сентября. Группу полярников из шести человек сюда доставил Ли-2.

Во время Второй антарктической экспедиции (1956 - 1958) командиром лётного отряда был П.П. Москаленко. В этот период были основаны ещё две станции - Комсомольская и Восток. Ли-2 осуществляли связь этих баз со станцией Мирный. Первый полёт на Комсомольскую состоялся 9 ноября 1957. На станцию Восток - 22 декабря, сюда прилетели сразу два Ли-2. Кроме транспортных операций самолёты производили аэрофотосъёмку, ледовую разведку, метеоразведку.

В Первой экспедиции использовался Ли-2Т. Однако в условиях очень низких температур и большой высоты над уровнем моря внутриконтинентальных областей он показал себя не очень эффективным. В связи с чем во Второй экспедиции появились Ли-2В. С ними работать стало легче. Сначала применялись деревянные лыжи. Однако на внутриконтинентальных маршрутах, при большой высоте над уровнем моря и очень низких температурах,скользить по снегу на деревянных лыжах было очень трудно, Их заменили на лыжи со фторопластовой подошвой.

В Третьей экспедиции (1957 - 1959) в составе авиаотряда (командир В.М. Перов) было уже семь Ли-2. Самолёты налаживали связь с новой станцией Советской (первый полёт Ли-2 совершил сюда 18 февраля 1958). А 16 декабря 1958 В.М. Перов на Ли-2 спас бельгийских полярников, потерпевших бедствие в Кристальных горах.

И в Четвёртой экспедиции (1958 - 1960) роль Ли-2 в авиаотряде (командир Б.С.Осипов) оставалась важной. Станция Восток снабжалась в основном этими машинами. Был совершён перелёт от побережья моря Дейвиса (Мирный) до Берега Принцессы Астрид (станция Лазарев) и обратно общей протяжённостью около 7000 км (вылет из Мирного 12 октября 1959, командир экипажа - Б.С.Осипов).

С 1961 Полярная Авиация ГУСМП поменяла ведомственную принадлежность, став Управлением полярной авиации ГУ ГВФ. Под новым логотипом Ли-2 продолжали служить в Антарктиде до конца Восемнадцатой экспедиции (1972-1974). На Крайнем же Севере самолёты трудились до 1980.

Известны следующие потери Ли-2 в Полярной Авиации.
В Арктиике - 7 ноября 1950 на станции "Северный Полюс-2" потерпел аварию борт СССР-Н359 (зав. 23441901). Разгрузившись на льдине, самолёт пошёл на взлёт. И надо же было случиться, чтобы в этот момент лёд треснул как раз в направлении взлёта. Пилоту всё-таки удалось взлететь, однако вскоре он рухнул на лёд. Никто не погиб, но были раненные. На счастье перед этим льдину покинул другой самолёт. По рации командиру сообщили о происшествии, он вернулся и забрал раненых. Обломки же самолёта так и остались на месте падения. Позже внутри фюзеляжа полярники оборудовали кают-компанию.


В Антарктиде в 1958 разбился борт СССР-Н501 (зав. 18430705). При полёте со станции Комсомольская в Мирный экипажу не удалось вовремя переключить подачу топлива с одного бака на другой. При вынужденной посадке самолёт был повреждён, но экипаж не пострадал.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения