Попов Николай Евграфович (1878 — 1930)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Попов Николай Евграфович (1878 — 1930)

Сообщение Александр Андреев » 07 Май 2009 09:58

Николай Евграфович Попов (11 июня 1878 — 1 января 1930) — российский воздухоплаватель и летчик.

Первый наш соотечественник, поднявшийся в воздух над Арктикой. Это событие произошло 15 августа 1909 г. над архипелагом Шпицберген, в ходе очередной неудавшейся экспедиции Вальтера Уэллмена к Северному полюсу на дирижабле "Америка".


Изображение
Фотография : http://www.alexanderpalace.org/aerialrussia/img/popoff.jpg

Биография из Википедии :
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


Родился в купеческой семье. Выпускник Московского сельскохозяйственного института, позже занялся журналистикой. Работал корреспондентом в петербургских газетах «Новое время» и «Русь». Прошёл суровую школу жизни. Бунтарь, революционер, воевавший против Англии на стороне буров. В качестве военного корреспондента газеты «Русь» побывал на фронтах Русско-японской войны и даже был тяжело ранен в бою с японцами под Ляоляном, попал в госпиталь. Там, постепенно поправляясь, он «заболел» идеей путешествия к Северному полюсу. Выздоровев, он направился в Исландию для изучения корабельного дела и мореплавания, поступил матросом на рыболовную шхуну и долгое время плавал на ней в северных широтах. Узнав из газет о готовящейся экспедиции на полюс, Попов тут же устремился во Францию, чтобы предложить свои услуги инженеру Ваниману. При строительстве дирижабля Попов сперва работал слесарем, затем стал механиком. В этом амплуа он вылетел в составе команды «Америго-II» на полюс, на котором американский журналист У. Уэлмен пытался достичь Северного полюса. Однако старт с острова Шпицберген был неудачным.


После этого Попов всерьёз увлёкся авиацией. В 1909 году он уехал во Францию, где стал работать механиком в фирме «Ариель», что позволяло ему проводить целые дни на аэродроме Жювизи под Парижем. Получив первые уроки лётного мастерства у шеф-пилота фирмы «Ариель» и школы Райтов графа Шарля де Ламбера, он 13 декабря 1909 года совершил свой первый самостоятельный вылет на аэроплане «Райт». Несмотря на отсутствие диплома пилота, принял участие в авиационных соревнованиях в Каннах 27 марта 1910 года, по итогам которых 28 марта 1910 года комиссар аэроклуба Франции выдал ему диплом пилота-авиатора.

По возвращению в Россию окончил Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ), стал высококлассным летчиком, неоднократно участвовал в показательных выступлениях летчиков во многих городах России и странах Европы. В конце апреля 1910 года Н. Е. Попов на первой авиационной неделе в Петербурге блестяще продемонстрировал свое лётное мастерство — на биплане «Райт» установил рекорд высоты (600 м). В эти годы в Гатчине находилось учебное поле воздухоплавательного парка. Именно здесь Попов летал на «Фармане», испытывал аэроплан «Райт», обучал летному мастерству поручиков Е. В. Руднева и Н. Н. Данилевского. 21 мая 1910 г. в девятом часу вечера на Гатчинском аэродроме произошла катастрофа — при посадке разбился аэроплан, пилотируемый авиатором Николаем Евграфовичем Поповым. Тяжело раненного пилота положили в Гатчинский Дворцовый госпиталь. Полученные серьёзные травмы не позволили ему продолжить авиационную работу. Немного оправившись, уехал за границу лечиться, в Россию больше не вернулся. Известно, что в годы Первой мировой войны он служил в качестве рулевого на боевом дирижабле ВВС Франции.

Последние годы жил во Франции. Умер Н. Е. Попов в безвестности вдалеке от Родины, покончив с собой. Похоронен русский авиатор в Каннах, на кладбище Дю-гран-Жас.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Попов Николай Евграфович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Май 2009 10:28

В "Раскопках" пост 388 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=150&p=16
был скан статьи Н. Попова "На дирижабле к северному полюсу"
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Попов Николай Евграфович

Сообщение Александр Андреев » 07 Май 2009 10:29

Изображение

Дирижабль "Америка", 1909. Шпицберген. Снят с палубы норвежского парохода "Фарм".

Кстати, в этом году грядет 100-летний юбилей полета "Америки", в экипаже которой был Н. Е. Попов.
Обычно история отечественной полярной авиации и воздухоплавания ведется с полетов Нагурского. Это, наверное, правильно. Полет "Америки" и полеты Нагурского, конечно, совершенно несопоставимы по значимости. И все же факт остается фактом. Именно Н. Е. Попов был первым русским, совершившим полет над Арктикой. Как минимум, упоминания это событие заслуживает.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Попов Николай Евграфович

Сообщение Александр Андреев » 07 Май 2009 10:32

padsee пишет:В "Раскопках" пост 388 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=150&p=16
был скан статьи Н. Попова "На дирижабле к северному полюсу"


Был такой. Вообщем, история известная, хоть и подзабытая. Я о ней вспомнил в связи со столетним юбилеем этого события.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Попов Николай Евграфович

Сообщение Александр Андреев » 07 Май 2009 10:45

Скопировано из "Раскопок".

padsee :
Изображение Изображение
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения