Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Тема: Все, что не вошло в другие категории

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 05 Январь 2013 07:00

http://topwar.ru/22696-korablestroenie- ... itogi.html

Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги
Вчера, 09:13 | Просмотры: 10373


По приведённой ссылке можно посмотреть обширную фотоленту
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 14 Январь 2013 20:20

По наводке "arctic_ blog" http://arctic-blog.livejournal.com/45882.html#comments
http://perevodika.ru/articles/22468.html%3Cbr/
“naval-technology.com”, Великобритания - 03 января 2013 г.
"As the Arctic melts – who has the most formidable ice-going naval fleet?"
Арктический флот: Россия и остальные

http://odessian.od.ua/viewtopic.php?f=317&t=2128

У кого самый грозный ледоходный военно-морской флот в тот момент, когда в Арктике тает лед?


В то время как площадь арктического морского льда продолжает уменьшаться, увеличивается площадь воды, свободной ото льдов, что обещает новые торговые пути и минеральные богатства, к которым до сих пор еще никто и не прикасался. А это может привести к изменению роли и задач военно-морского флота ряда ведущих стран мира.

Сокращение площади льда в среднем на чуть более 11% от своей площади в течении десяти лет, по данным американского Национального центра по изучению снега и льда, отроет доступ к огромным запасам нефти, марганца, меди, кобальта, цинка и золота, нетронутым районам для рыболовства и потенциального полярного судоходного коридора, который может вдвое сократить время на путешествие между Европой и Азией.

Поэтому Крайний Север является местом, имеющим растущее стратегическое значение.

Военно-морское присутствие

В то время как гонка вооружений из-за претензий на арктические районы вряд ли возможна, тем не менее соображения престижа и демонстрация силы могут внезапно спровоцировать возвращение к «дипломатии канонерок» или массированному развертыванию вереницы больших кораблей в этих широтах.

Как отмечает научный сотрудник Норвежского института оборонных исследований Амунд Лундесгаард: "Не существует боевых ледокольных кораблей, и, насколько мне известно, нет никаких планов по строительству где-либо таких кораблей. Следовательно, военно-морское присутствие в Арктике будет сезонным еще многие десятки лет".

Однако в таком враждебном окружении военные корабли не являются единственным способом для какого-либо государства эффективно озвучить свою национальную позицию. Демонстрация силы в Арктике заключается не в боевых группах и системах вооружений, а в наличии флота поддержки и спасения.

Конечно, вы увидите крейсера, которые будут заходить в арктические воды для показательных выступлений в те периоды, когда вода будет свободной ото льда.

Но именно ледоходные возможности небоевого флота могут предоставить нам довольно ясное представление о том, как заинтересованные стороны видят будущее стратегическое значение этого региона. Вот тогда мы увидим, кто делает игру, а кому придется играть в догонялки.

Россия: решение проблемы

Россия является одной из тех стран, которая четко решает свои вопросы в Арктике. В "Стратегии национальной безопасности России до 2020 года" этот регион объявлен представляющим основной стратегический интерес для страны. Приоритет, который придает сам президент Путин арктическим морским возможностям, вылился в масштабную программу финансирования строительства как подводных лодок, так и ледоколов, которую Москва начала с целью поддержки задуманного ею плана.

Государственная организация "Росатомфлот" и так уже использует только атомные ледоколы, которых больше нет ни у кого в мире, но все дело в том, что существующий флот в скором времени будет снова пополняться, в первую очередь за счет поступления первых ледоколов нового поколения класса ЛК-60.

Судно имеет 173 м (568ft) в длину и 34м (112ft) в ширину, то есть на 14 метров длиннее и на четыре метра шире, чем современные суда. Оно будет способно проходить сквозь трехметровые льды, и приводить его в движение будут два компактных малокипящих реактора под давлением "РИТМ-200". Бюджет проекта 37 млрд. рублей ($ 1,1 млрд). Строительство планируется начать в следующем году, и судно будет введено в эксплуатацию в 2017 году.

Тем временем береговая охрана получит новые сторожевые корабли ледового класса. К тому же Москва продолжает подчеркивать свои амбиции ежегодными учениями Северного флота в Карском море. В этом году в нем участвовало более 7000 моряков и 20 судов, в том числе 250-метровый атомный крейсер 'Петр Великий'.

США: плохо оснащены и "недостаточно подготовлены"

Вашингтон, по крайней мере до недавнего времени, смотрел на Арктику иначе. Так, в докладе Центра стратегических и международных исследований 2012 «Новая архитектура безопасности в Арктике; американская перспектива", четко указано, что США могут решать свои вопросы "за счет подряда любых иностранных коммерческих судов или аренды ледовых судов из Канады, России и Швеции".

Атомный подводный флот, очевидно, остается одним из основных активов, но военно-морской флот, кажется, явно желает получить свои надводные корабли такого класса, ведь ВМФ США передал свой последний ледокол береговой охране США еще в 1966 году. Береговая охрана сама в настоящее время имеет только один рабочий ледокол средних размеров "Хили".

К началу 2013 года к "Хили" добавят тяжелый ледокол - возвращенный в строй после ремонта и модернизации. Начаты работы по проектированию нового тяжелого судна. Ожидается, что контракт на производство работ будет выполнен в течение пяти лет.

Военно-морские учения «Northern Edge» происходят каждые два года в заливе Аляски. Флот США редко заходит в арктические воды и такое отсутствие технических возможностей в настоящее время звучит тревожно, в особенности после того, как в 2011 во время игровой симуляции боевых действий в этих местах стало ясно, насколько плохо оснащена самая могущественная в мире военно-морская держава. В докладе, сделанном специалистами Военно-морского колледжа по результатам учений, говорится, что отсутствие у ВМС США ледоходных кораблей, вспомогательных мощностей и надлежащих средств связи делает его "недостаточно подготовленными для проведения устойчивых морских операций в Арктике".

Тем не менее, по мнению того же Лундесгаарда: "ВМС США, похоже, не слишком озабочены наращиванием своей военной мощи в этом регионе. ВМС США не предпринимает каких-либо значительных усилий для увеличения своего присутствия в этом районе, и я не вижу доказательств того, что в ближайшее время такая ситуация изменится".

Канада: четкая политика

Канада с ее политикой сосредоточения на четырех поставленных целях в Арктике – обеспечении суверенитета, социально-экономического развития, управления и защиты окружающей среды, придает Арктике такое же огромное значение, как и Россия.

В практическом плане это выражается в основной программе финансирования модернизации канадского военно-морского флота, береговой охраны и возрождения флота - в том числе выделение около $ 33 млрд на 30 лет для строительства 28 новых судов.

В проект будут включены порядка шести или восьми арктических патрульных кораблей и новый ледокол, что увеличит существующие возможности страны для навигации во льдах.

Норвегия: демонстрация военно-морской мощи

По словам министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гара Стере: "Крайний Север является наиболее важным стратегическим приоритетом во внешней политике Норвегии", - и чтобы поддержать его слова, Осло выделил ресурсы и увеличил свое военное присутствие в этом регионе.

Пожалуй, самым громким примером этого является ежегодное появление в этих местах, по крайней мере, одного из крупнейших судов военно-морского флота Норвегии. В этом году самый современный военный корабль "KNM Тур Хейердал" намеренно зашел в территориальные воды вокруг Шпицбергена и острова Медвежий, чтобы продемонстрировать норвежский суверенитет в этом регионе.

Последний из пяти фрегатов, построенных в период между 2006 и 2010 годами, обошелся стране в 21 млрд. норвежских крон ($ 3,7 млрд.). Строительство нескольких боевых судов стало крупнейшей инвестицией в норвежскую оборону на сегодняшний день. При этом поддержание своего господства на Крайнем Севере, как говорят, сыграло большую роль при принятии решения о закупках.

Другой вид Холодной войны



Наращивание военной мощи вызвало спекуляции в некоторых СМИ по поводу перспектив международного конфликта, особенно после того, как Россия лихо установила свой флаг на морском дне в 2007 году. Однако в таких действиях, похоже, нет ничего более зловещего, чем желание арктических стран отслеживать ситуацию вокруг недавно открывшихся для судоходства водах.

Лундесгаард согласен с этой точкой зрения. Три года назад он говорил, что потенциал для вооруженного конфликта в регионе был "довольно ограниченным", главным образом, потому что фактических споров вокруг собственности на арктические ресурсы слишком мало, и сегодня он по-прежнему придерживается того же мнения.

Он указывает на историческое соглашение между Норвегией и Россией в сентябре 2010 года, которое разрешило давний морской пограничный спор к удовлетворению обеих стран. "Это показывает, что Россия хочет решать вопросы мирным путем".

Это желание, конечно, подкреплено впечатляющим ледокольным флотом, которым обладает сегодня Москва. Похоже на то, что в этот раз Холодная война приобретает другое лицо, и пока в ней выигрывает Россия.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 25 Январь 2013 06:44

http://portnews.ru/comments/1538/

23 января 2013
Судостроение без фантастики


Россия окончательно отказывается от мечты составить конкуренцию в области крупнотоннажного судостроения Южной Корее, Китаю и Японии. Вместо этого решено сосредоточиться на арктических судах, платформах и военном кораблестроении. Консолидация верфей в рамках ОСК позволяет обеспечить более четкую специализацию предприятий.

Строить крупнотоннажные суда «общего пользования» - не российское дело. Такое мнение высказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, комментируя подготовленную министерством государственную программу развития судостроения до 2030 года (программа утверждена правительством РФ в конце 2012 года). По его мнению, вместо этого стоит сосредоточиться на строительстве высокотехнологичных судов, морских платформ, военных кораблей и судов небольшого тоннажа.

Этот посыл нам представляется обоснованным – азиатские страны по целому ряду причин, таким как плотность инфраструктуры, ее доступность, климат, стоимость материалов и рабочей силы обеспечат более конкурентоспособные предложения заказчикам судов с относительно низкой прибавочной стоимостью. А вот создание судов с ледовыми усилениями, арктической морской техники и вооружений – традиционно советская и российская ниша, в которой имеется большой опыт и проектно-конструкторская база.

Отметим в этой связи, что ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) к настоящему времени консолидировала под своим управлением российские крупнотоннажные верфи, что позволит обеспечить единую стратегию развития отрасли.

Нордический путь


[Витус Беринг на наб. Лейтенанта Шмидта] Если говорить о крупнотоннажных арктических судах, то их строительство в перспективе планируется обеспечить, в первую очередь, на двух новых судостроительных комплексах: в Санкт-Петербурге и в Большом Камне (Приморский край).

В Санкт-Петербурге соответствующую верфь предполагается построить на о. Котлин (Кронштадт), совместный проект ОСК и южнокорейской STX связан с переносом мощностей «Адмиралтейских верфей», находящихся в центральной части города, о чем более подробно мы писали ранее >>>> Впрочем, судьба этого проекта пока довольно туманна.

В Приморском крае, между тем, на базе завода «Звезда» уже ведется строительство Комплекса крупнотоннажного судостроения, о чем более подробно мы также писали >>>>

Ледокольный флот будет строиться на Балтийском заводе, где уже размещены заказы на строительство атомного ледокола 60 МВт и линейного дизель-электрического. В настоящее время проводится модернизация мощностей специально под строительство мощных атомных ледоколов (потенциально до 100 МВт). В январе 2013 года был объявлен конкурс на строительство еще двух атомных ледоколов 60 МВт (которые станут самыми мощными ледоколами в истории).

Менее мощные ледоколы могут строиться также и на «Выборгском судостроительном заводе» (ВСЗ), в том числе в кооперации с финской верфью Arctech Helsinki Shipyard Oy (совместном предприятии ОСК и южнокорейской STX Finland). На выборгском предприятии уже строятся три ледокола мощностью 16 МВт 21900М, причем первые два – «под ключ» создаются в России, третий – в кооперации с финской верфью.

[универсальный ледокол ЛК60] Кроме того, Arctech Helsinki Shipyard Oy и ВСЗ способны строить арктические суда-снабженцы. Примером такого судна стал снабженец «Витус Беринг» - головное судно серии многофункциональных судов снабжения добывающих платформ, заказанных группой компаний «Совкомфлот». Около 90% конструкций в весовом эквиваленте были изготовлены на ВСЗ, а окончательное дооборудование судов серии для работы по контракту будет выполнено в Санкт-Петербурге.

ВСЗ также строил и буровые платформы, а также модули к ним. Строительство морских платформ в перспективе планируется обеспечить и в Приморском крае, в рамках упомянутого выше Комплекса крупнотоннажного судостроения.

Долгие разговоры о больших кораблях

Предприятий, специализирующихся на военном кораблестроении в России немало. Прежде всего, это «Севмаш», где недавно был сдан головной стратегический ракетный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» проекта 955 класса «Борей», «Адмиралтейские верфи» (строительство подлодок), «Звезда» (подлодки), «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»» (среднетоннажные корабли) и др. Конечно, указанные предприятия могут строить не только корабли для военных, но и гражданские суда. Например, «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»» строит ассиметричный ледокол для борьбы с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, построил опытовое судно «Селигер» и т.д.

Продолжая тему военного кораблестроения, следует напомнить, что предыдущий президент ОСК Роман Троценко заявлял о готовности корпорации построить атомный авианосец. В свою очередь, бывший министр обороны Анатолий Сердюков заявлял, что министерство рассчитывает получить предварительный проект атомного авианосца к 2013 году. Правда, и Троценко и Сердюков ушли в отставку, так что с темой строительства такого корабля, видимо, придется повременить. В целом, как ранее заявлял заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин, производственные мощности российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) к 2013 году должны были быть доведены до такого уровня, чтобы позволять производить по 6 подлодок и одному авианесущему кораблю в год. Достигнута эта цель или нет, пока судить сложно. Но если учесть эпопею с модернизацией авианосца «Викрамадитья» на «Севмаше», то способность России строить по 1 авианосцу в год выглядит весьма сомнительной.
[Юрий Долгорукий.jpg]
Кроме того, в Южном федеральном округе планируется создать судоремонтный и судостроительный кластер для нужд ВМФ. Об этом на днях заявил Дмитрий Рогозин. Данные планы связаны с проектом перебазирования Черноморского флота из Украины в Россию, которое, как заявлялось ранее, намечено к 2020 году.

Добираясь до начинки

Если говорить в целом о высокотехнологичном судостроении, то речь не в последнюю очередь должна идти о «начинке» судов и кораблей или т. н. марионике. Традиционно считается, что Россия безнадежно отстает в этой части и вынуждена пользоваться чуть ли не исключительно иностранными разработками и оборудованием.

Вместе с тем, нужно констатировать, что в последние годы в этой области были достигнуты значительные успехи. Так, по мнению директора по корпоративным коммуникациям Группы «Транзас» Станислава Вартаняна, российские компании вполне способны создавать судовое оборудование, отвечающее международным стандартам.

«Было бы ошибкой полагать, будто российское судостроение само создает только корпус, закупая комплектующие за рубежом. Отечественные компании могут и занимаются созданием и поставкой судового оборудования, в том числе судовой электроники. Примером могут служить навигационные системы производства «Транзас», датчики и грузовые системы компании «Валком», которые успешно конкурируют не только на российском, но и на международном рынке. Надо признать, что доля зарубежных комплектующих еще достаточно высока, что характерно для коммерческого судостроения во всем мире, но с увеличением количества строящихся на отечественных верфях судов доля российских комплектующих и систем возрастает, опережая линейную пропорцию», - прокомментировал Станислав Вартанян.

Отметим в этой связи, что Группа «Транзас», в частности, разработала и поставила современное радио- и навигационное оборудование для упомянутого выше судна-снабженца «Витус Беринг», которое позволяет эффективно и безопасно решать вопросы морского судоходства и снабжения морских нефтебуровых платформ в сложной ледовой обстановке. В ряде случаев аналогов реализованным петербургской компанией решениям нет.

Без поддержки не обойтись

Как бы то ни было, судостроительная отрасль требует государственной поддержки и получает ее во всех судостроительных державах.

Развитию отечественного судостроения, особенно в активно развивающемся сегменте речного и «река-море» судостроения (описание которого требует отдельной темы), способствует принятый в 2011 году закон о мерах поддержки российского судостроения и судоходства. Этот закон устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов, соизмеримый с соответствующими режимами наиболее привлекательных флагов. Наибольшие льготы в соответствии с новым законом получат те суда, которые построены на российских верфях и зарегистрированы под российским флагом. Судовладельцы уже среагировали на новый закон и в Российском международном реестре с ноября 2011 года зарегистрированы десятки судов, большая часть которых являются новыми или достаточно новыми судами.

Кроме того, имеется возможность создания особых экономических производственных зон. Так, подобную зону, рассчитанную под судостроительные предприятия, планируется создать в Астраханской области в I квартале 2013 года. В нее предполагается включить ведущие судостроительные предприятия региона. Резиденты зоны получат налоговые, таможенные и иные льготы, способствующие развитию судостроения, машиностроения и сектора высоких технологий. Не исключено, что подобные зоны появятся и в других регионах.

Если говорить в целом, то проблем, препятствующих развитию отечественного судостроения, остается еще немало. Среди них можно выделить низкую производительность труда и нехватку квалифицированных кадров, отсутствие доступа к «длинному» финансированию, недобросовестное ведение бизнеса некоторыми участниками рынка (можно вспомнить ситуацию вокруг строительства катамаранов для саммита АТЭС на Дальнем Востоке). Решить эти проблемы без участия государства также не представляется возможным.

Виталий Чернов.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 06 Февраль 2013 23:49

http://www.oborona.ru/includes/periodic ... tail.shtml

Военно-морской флот России – под волнами
Взгляд из Америки на перспективы ВМФ РФ


Публикация в ведущем американском военно-морском журнале Proceedings статьи Томаса Р. Федышина «Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?», посвященной военно-морскому строительству в нашей стране (см. журнал «Национальная оборона» №4/2012), вызвала появление на страницах этого авторитетного зарубежного издания других интересных публикаций на ту же тему. В них рассматриваются не общие, а более частные вопросы военно-морского строительства и военно-морской стратегии Российской Федерации.

Норман ПОЛМАР

На протяжении более 45 лет «холодной войны» советские подводные силы являлись определяющим фактором в военно-политической конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Насчитывая временами свыше 400 единиц, включая новейшие ядерные субмарины, подлодки с крылатыми или баллистическими ракетами на борту, советский подводный флот занимал доминирующее место в сознании людей, определяющих стратегию США.

Сегодня, спустя чуть больше двух десятилетий после окончания «холодной войны», российские подводные лодки, из которых, возможно, считанные единицы находятся в полной боевой готовности, редко выходят за пределы прибрежных вод. И, несмотря на грандиозные планы и заявления политиков и военно-морских чиновников, российские программы, связанные с подводными лодками и ракетным вооружением для них, на много лет отстают от графика.

Норман Полмар – ведущий американский военно-морской эксперт.

ВМФ России в настоящее время «на бумаге» насчитывает чуть более 60 подводных лодок. Многие из них из-за нехватки обученного персонала, отсутствия вспомогательной инфраструктуры, а также материальных проблем пригодны к ограниченной эксплуатации, либо пребывают в затянувшемся ремонте или в ожидании ремонта. Судостроительная промышленность, которая в самый разгар «холодной войны» производила около 12 атомных подводных лодок в год, оказалась далеко не в лучшей форме в условиях скромных заказов.

К этой ситуации привел целый ряд проблем. Среди них: отсутствие реалистичной методики ценообразования на военную продукцию на различных верфях, предприятиях-субподрядчиках и в Министерстве обороны, чрезмерно высокие налоговые ставки в судостроительной отрасли, а также отсутствие в Министерстве обороны опытных специалистов по оборонным технологиям и оборудованию.

Гордостью российского флота являются подводные лодки с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ) нового поколения класса «Борей» (проект 955). Планируется обеспечить флот восемью такими подводными лодками к 2020 г. Было заявлено, что первая из этих ПЛАРБ в подводном положении будет иметь водоизмещение 19400 т, почти 560 футов (170,7 м) в длину и нести 16 новых БРПЛ «Булава». Дальность стрельбы этими ракетами составляет около 5000 морских миль (9260 км).

Головная подводная лодка – «Юрий Долгорукий» – была заложена в 1996 г. и спущена на воду в 2008 г., планировалось ввести ее в строй в 2011 г., то есть срок строительства (правда, с задержками на переработку проекта) составил свыше 15 лет! В течение этого периода работы останавливались несколько раз. В это время вносились крупные изменения в проект, следовательно, «фактическое строительство» заняло намного меньше времени.

Хотя подводная лодка была готова в прошлом году, ракета «Булава» еще не была готовой. Переделанная из межконтинентальной баллистической ракеты наземного базирования «Тополь-М» ракета «Булава» находилась на стадии испытаний с 2004 г. Протокол испытаний этой ракеты включает шесть успешных запусков в 2010-2011 гг. (перед этим было семь неудач и пять успешных испытаний). Действовавший в то время президент Дмитрий Медведев заявлял, что БРПЛ «Юрий Долгорукий» будет введена в строй в этом году.

Начиная с четвертой единицы, ПЛАРБ класса «Борей» будут оснащаться 20 ракетами. Восемь ПЛАРБ класса «Борей», каждая с 16 или 20 ракетами SS-N-30 (по классификации НАТО – прим. переводчика), несущими от шести до десяти ядерных боевых частей, будут составлять более половины запланированных Россией 1500 стратегических ядерных зарядов. Однако чрезвычайно маловероятно, что россияне смогут построить эти ПЛАРБ в соответствии с графиком.

РПЛСН «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей».

Это отставание требует по-прежнему опираться на девять более старых ПЛАРБ семейства Delta. Шесть подводных лодок Delta IV (проект 667БДРМ «Дельфин» – прим. переводчика) находятся в составе Северного флота, а три подводные лодки Delta ІІІ (проект 667БДР «Кальмар» – прим. переводчика) входят в состав Тихоокеанского флота. Последние должны были «уйти на пенсию» несколько лет назад после замены их первыми ПЛАРБ «Борей». Кроме того, одна гигантская ПЛАРБ проекта 941У «Тайфун» («Акула») эксплуатируется в качестве испытательного корабля ракет «Булава», а еще две находятся на консервации.

Ситуация с ударной подводной лодкой следующего поколения (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами – ПЛАРК) проекта 885 «Ясень» – аналогична. Строительство шести таких лодок планируется завершить к 2020 г. Постройка головной – «Северодвинск» – была начата в 1993 г., но, как и с лодкой «Юрий Долгорукий», финансовые и другие проблемы привели к продолжительным задержкам. Она также претерпела ряд переделок проекта во время строительства. Лодка была спущена на воду в 2010 г., то есть теоретически время ее строительства составило почти 17 лет! Как минимум еще одна единица уже находится в стадии сборки. Имея подводное водоизмещение 14000 т и почти 400 футов (121,9 м) в длину, лодка «Северодвинск» оснащена восемью большими вертикальными ракетными пусковыми шахтами в кормовой части корпуса, каждая из которых может вмещать три противокорабельные крылатые ракеты «Оникс» или пять ракет Club. Подводная лодка вооружена также торпедами и ракетами. Таким образом, подводные лодки класса «Ясень» будут сочетать в себе функции АПЛ и ПЛАРК в одном корпусе.

Из-за продолжительных периодов строительства конструкторские бюро, которые разрабатывали эти подводные лодки, обновили проекты. Это – конструкторские бюро «Рубин» («Борей») и «Малахит» («Ясень»), оба из Санкт-Петербурга. Обе лодки обладают несколькими современными особенностями и высоко автоматизированы. Стоит обратить внимание на форму корпуса «Борея». На первый взгляд кажется, что она противоречит концепции снижения шумности XX века. Однако если рассматривать ее с точки зрения как гидроакустической, так и гидродинамической малозаметности, выяснится, что новый дизайн корпуса – это еще один успех в разработке архитектуры подлодок с низким уровнем демаскирующих признаков. Хотя детали нам не доступны, похоже, что оба проекта как «Борей», так и «Ясень» обладают усовершенствованными движителями. На уровень автоматизации этих подводных лодок указывает тот факт, что «Юрий Долгорукий» имеет экипаж около 110 человек, а «Северодвинск» – 85 человек, что значительно меньше, чем на их американских аналогах.

С проблемами также сталкиваются и дизель-электрические подводные лодки, которые по-прежнему строятся на российских верфях. Первая подводная лодка проекта 677 класса «Лада», названная «Санкт-Петербургом», была завершена в 2010 г. Продолжительность ее строительства составила 13 лет! Тем не менее испытания подводной лодки не увенчались успехом, и она еще не эксплуатируется в составе ВМФ. Как сообщается, работы на двух других единицах проекта «Лада» практически остановились, а строительство других запланированных единиц было отменено. Имеются также признаки, что работы на двух более поздних подводных лодках замедлились, чтобы сделать возможной установку воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) на топливных элементах. (Советы экспериментировали с системами ВНЭУ с 1930-х гг. и построили в 1950-х гг. серию подводных лодок с ВНЭУ проекта 615 класса Quebec).

Правительство России пыталось продать подводные лодки класса «Лада» – как с ВНЭУ, так и без оных – военно-морским силам третьих стран. До сих пор эти усилия не увенчались успехом.

Строительство улучшенных вариантов многоцелевых подводных лодок более ранней разработки класса Kilo (проект 877/636) продолжается. При этом несколько единиц ранней постройки в России находятся в эксплуатации. Kilo оказалась очень успешно экспортируемой подводной лодкой. В настоящее время субмарины этого типа находятся на вооружении ВМС Алжира, Китая, Индии, Ирана, Польши и Румынии. Шесть единиц проекта 636 находятся в стадии строительства для ВМС Вьетнама.

Опытовая подводная лодка «Саров» проекта 20120.

Одна лодка проекта Kilo – «Алроса» – единственная в составе Черноморского флота. Она недавно участвовала в многонациональных учениях по отработке подводных спасательных операций в восточной части Атлантического океана. Это было первое участие российского подводного корабля в подобных учениях. Наиболее важным представляется то, что эта лодка оснащена инновационным водометным движителем, очевидно, выступая в качестве испытательного стенда при создании перспективных движителей.

Три подводные лодки усовершенствованного проекта 6363 класса Kilo находятся в стадии строительства для российского Черноморского флота. Серия, вероятно, будет продолжена. (Ни Советский Союз, ни Россия никогда не эксплуатировали подводные лодки с ядерными энергетическими установками ни на Черноморском, ни на Балтийском флотах).

Помимо этих боевых подводных лодок в российском Военно-морском флоте эксплуатируются несколько ядерных научно-исследовательских подводных лодок и единственная в своем роде подлодка проекта 20120 «Саров». Последняя представляет собой дизель-электрическую подводную лодку с небольшим ядерным реактором, который используется как вспомогательный электрогенератор для зарядки батарей – вид конфигурации ВНЭУ, который должен обеспечивать бесшумный ход продолжительностью до 20 суток. Эта лодка используется также для испытаний ряда новых систем.

Также представляет интерес ПЛАРБ класса Delta ІІІ, которая была переоборудована в плавучую базу для глубоководной научно-исследовательской подводной лодки проекта 1083, которая сродни недавно списанной атомной подлодке ВМС США NR-1. Седьмая ПЛАРБ Delta IV, получившая повреждения несколько лет назад, в настоящее время также находится в процессе переоборудования в лодку специального назначения.

Опираясь на опыт советских судостроительных заводов и передовые проекты подводных лодок, в том числе разработанных в свое время КБ «Малахит», представляется вполне вероятным, что Россия со временем будет располагать значительным и надежным подводным флотом.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 11 Февраль 2013 16:11

http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=137517

"Бестер" доставят в Нижний Новгород по железной дороге

08.02.2013 Строящийся в Санкт-Петербурге в ОАО "Адмиралтейские верфи" спасательный аппарат "Бестер-1" будет доставлен для испытаний в Нижний Новгород по железной дороге. Об этом корреспонденту Центрального Военно-Морского Портала сообщил источник на предприятии.

Заказ "Бестер" - титановый спасательный глубоководный аппарат (СГА) проекта 18271, строится на Адмиралтейских верфях специально для спасательного судна нового поколения "Игорь Белоусов" проекта 21300С, в октябре 2012 года спущенного на воду и сейчас достраивающегося у причала верфи.

Судостроители "Адмиралтейских верфей" и контрагентских организаций готовят СГА к швартовым испытаниям на стапеле в цехе (ШИ), начало которых намечено на конец февраля.

Следующие этапы ШИ состоятся после спуска СГА на воду: в апреле и мае - у достроечной стенки завода, а в июне, после отправки аппарата железнодорожным транспортом в Нижний Новгород, - в док-камере завода "Красное Сормово" с имитацией глубоководного погружения аппарата.

От причала верфей "Бестер" до железнодорожной платформы в торговом порту Санкт-Петербурга аппарат доставят 175-тонным заводским плавучим краном.

Специалисты предприятия уже побывали в Нижнем Новгороде и провели переговоры с коллегами с "Красного Сормово" по транспортировке заказа, месту его размещения, техническим вопросам проведения имитации глубоководных погружения, обсудили другие организационные моменты третьего этапа швартовых испытаний. Возвращение аппарата обратно на верфи намечено на август.

Текст: Центральный Военно-Морской Портал
Фото: Стыковка СГА "Бестер-1" с аварийной ПЛ. Центральный Военно-Морской Портал http://flotprom.ru/upload/iblock/d84/vr ... ewyrxj.jpg
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 15 Февраль 2013 16:32

http://nvo.ng.ru/concepts/2013-02-15/1_flot.html

Российский флот пугает Запад
ВМФ в оценках зарубежных экспертов и в реальности
2013-02-15 / Владимир Леонидович Щербаков - независимый военный эксперт.


Усилия российского военно-политического руководства в области военно-морского строительства не остались незамеченными. За минувший год в ведущих зарубежных «флотских» изданиях вышло столько материалов о ВМФ России, сколько, пожалуй, не было за предыдущие десять лет.

Наиболее «свежий» пример – статья «Вновь на мировой арене: российская военно-морская мощь в 2013 году и на перспективу», вышедшая в начале этого года в журнале «IHS Jane’s Navy International» за авторством доктора (по российской терминологии кандидата наук) Ли Виллета.

«Возрождение ВМФ России» – такой вынос сделали редакторы к статье. А в другом издании – о нем чуть позже – вынос и вовсе уникален: «Русские идут! – Снова». Одних зарубежных аналитиков наш флот, видимо, пугает, другие же пытаются понять – как с этим жить дальше и можно ли это использовать в своих интересах.

БРИТАНСКИЙ ПОДХОД

Автор статьи, руководитель программы военно-морских исследований военно-научного отдела британского аналитического центра по оборонным вопросам (Royal United Services Institute for Defence and Security Studies – RUSI), пытается найти ответы на эти непростые вопросы и, в частности, подчеркивает: «Президент Владимир Путин рассматривает восстановление военно-морской мощи как основополагающее средство для укрепления позиций России среди ее ближайшего окружения и в мире в целом.


В 2012 году два примера активного использования российского ВМФ заставили военно-морское командование и политиков Запада вновь задаться вопросом: Россия и ее флот – объект конфронтации или же сотрудничество является более вероятным?»

О каких же событиях идет речь? Можно подумать, что об укреплении МСЯС, о завершении, точнее, почти завершении многолетней эпопеи с постройкой и вводом в строй головного ракетоносца проекта 955. Отнюдь нет.

«Во-первых, Россия, направляя оперативные группы в Средиземное море, использует свой флот как для демонстрации поддержки сирийскому президенту Башару Асаду, так и для демонстрации своих более обширных интересов в этом регионе, – пишет доктор Ли Виллет. – Во-вторых, начиная с 2009 года ВМФ России вносит все возрастающий вклад в борьбу с пиратством в Индийском океане. Его значение столь велико, что задача более активного вовлечения российских кораблей в данную операцию приобрела сегодня для ВМС западных стран более важное значение».

Правда, говоря о важности участия России в антипиратской операции, автор указывает на то, что часть кораблей ВМФ России задействуется в ней по нескольку раз и к тому же принимает участие в других операциях, проводимых российским флотом: «Принимая во внимание одновременную отправку буксиров, что стало уже, как представляется, стандартной практикой, и, учитывая объем имеющихся задач, можно предположить, что количество «ходовых» кораблей в ВМФ России остается достаточно ограниченным».

А вот ситуацию вокруг Сирии автор рассматривает как пример «международного кризиса, где национальные интересы могут не совпадать и присутствие боевых кораблей разных стран может создать риск конфронтации». В частности, упоминая о походе в Средиземное море российской корабельной группы во главе с ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в 2011 году, он подчеркивает: «Переход оперативной группы в Средиземное море и обратно проходил близко к британским водам, поэтому Королевский флот (Великобритании) направил свои эсминцы «Йорк» и «Ливерпуль» для ее сопровождения».

Понятно, что сопровождение – не из вежливости, а для мониторинга действий российских кораблей. Но если Запад так напугал поход небольшого отряда кораблей, то что же будет после недавнего военно-морского учения в Средиземном море с привлечением сил трех флотов ВМФ России? В целом статья оставила, мягко говоря, не совсем положительное впечатление.

Рассматриваемые «операции» ВМФ России описаны поверхностно, в их оценках – избыток слов «вероятно», «возможно», «может быть» и прочих, говорящих о недостатке точной и проверенной информации. Отсутствует хороший анализ современной российской военно-морской политики с оценками западного экспертного сообщества по данному вопросу. Нет и анализа российской кораблестроительной программы, напротив, есть ошибки. В частности, автор указывает: «Начиная с «Северодвинска», ожидается поступление пяти новых ударных подводных лодок проекта 885 типа «Ясень». А ведь еще в 2011 году представители ОСК заявляли, что после «Северодвинска» последуют как минимум пять серийных атомоходов проекта 885М. В прошлом году официально сообщалось, что ВМФ РФ пополнится восемью подлодками данного типа. Последнее подтвердил Владимир Путин в январе 2013 года.

В целом материал получился больше из области политологии или же по теме общих вопросов безопасности и сотрудничества на море, чем попытка анализа направлений военно-морской политики и строительства ВМФ России.

Более основательно подошли к этому в американском журнале Proceedings. Правда и здесь не обошлось без паники – на обложке мартовского номера 2012 года читаем вынос: «Русские идут! – Снова».

АМЕРИКА РАЗГЛЯДЕЛА УГРОЗУ

Статья в Proceedings подготовлена кэптеном (соответствует званию капитана 1 ранга в ВМФ РФ) Томасом Р. Федышиным из Военно-морского колледжа США. Называется «Ренессанс российского флота?» и вызывает больший интерес хотя бы потому, что ее автор одно время занимал должность военно-морского атташе в Москве и должен знать предмет анализа лучше.

«Специалисты по военно-морской стратегии стали привыкать к сообщениям о растущей мощи китайских ВМС, но в ходе доклада в марте 2011 года на заседании подкомитета по обороне комитета Сената США по ассигнованиям исполнявший тогда обязанности начальника военно-морских операций (соответствует должности ГК ВМФ России. – В.Щ.) адмирал Гэри Рафхед огорошил всех, заявив, что «российский флот вновь на подъеме». Ряд специалистов уже заметили, что Россия старается вновь создать угрозу на море для военно-морских сил Запада, особенно в свете того, какую поддержку оказал российский Черноморский флот в ходе российско-грузинского вооруженного конфликта в 2008 году, начинает свою статью кэптен Федышин, приводя затем весьма интересное умозаключение: «Однако более глубокий анализ недавних событий позволяет сделать нелогичный вывод: спящий медведь просыпается, но на этот раз он предстает в менее воинственном и агрессивном виде».

Кстати, о «черноморских страшилках» можно почитать в том же Proceedings за февраль 2011 года, в статье под названием «Угроза со стороны российского Черноморского флота» или в первом номере за 2009 год журнала RUSI в статье «Роль ВМФ в возрождении России».

В статье кэптен Федышин детально описывает причины стремительной деградации ВМФ, подчеркивая, что «государство было неспособно, а вполне вероятно, и не хотело выделять достаточно средств на развитие своих военно-морских сил». Однако с 2008 года, по его мнению, «российский флот стал подавать сигналы – он возрождается», отмечая, с другой стороны, что «одних лишь слов… недостаточно для совершенствования и проведения модернизации российских Вооруженных сил».

Подвергнув затем достаточно подробному анализу различные российские официальные документы в области национальной безопасности в целом и в области военно-морской стратегии и военно-морского строительства в частности, кэптен Федышин правильно подчеркивает «исторически сложившийся подчиненный статус ВМФ в системе Министерства обороны России».

Подобный статус, не наносящий на первый взгляд прямого вреда развитию отечественного ВМФ, в реальности сделал российский флот заложником «сухопутного мышления» той части военно-политического руководства страны, которая твердо уверена в сухопутном или континентальном «предназначении» России. Хотя, если взглянуть на карту, можно без труда заметить, что эта «сухопутная держава» с севера и востока имеет морскую границу, с запада по морю проходит значительная часть госграницы, а на юге российская территория проходит по двум морям. К этому остается добавить, что морские границы с севера и востока – это выходы к океанам, Северному Ледовитому и Тихому, которые, по единодушному мнению российских и зарубежных экспертов, в XXI веке станут ареной жарких политических, экономических, а вполне возможно, и военных сражений. И тут без флота никак не обойтись.

Впрочем, кэптен Федышин, говоря об «исторически сложившемся подчиненном статусе» российского ВМФ, не совсем прав. На протяжении большей части своей более чем 300-летней истории отечественный флот имел независимый статус – в виде либо коллегии, либо министерства, либо наркомата, – и лишь во второй половине ХХ века он «прочно» попал в этот самый «подчиненный статус». И только благодаря тесным связям главнокомандующего ВМФ СССР Сергея Горшкова с Леонидом Брежневым был создан флот, боевой потенциал которого даже в условиях 20-летнего периода забвения оказался вполне достаточен для осуществления ядерного сдерживания и более или менее сносной защиты ближней морской зоны.

Еще Петр Великий понял: нашей стране необходима как сильная армия, так и мощный флот. Однако, как указывал бывший главком ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов, финансирование российского флота в период с середины 1990-х до начала нулевых годов осуществлялось на уровне 12–14% от совокупного бюджета МО РФ. Причем даже из этих незначительных средств флот в период 2001–2006 годов недополучил более 60 млрд. руб. Принимая во внимание, что с севера и востока безопасность России зависит фактически всецело от эффективных действий флота, назвать такое отношение со стороны военно-политического руководства можно только геноцидом.

По большому счету лишь в последние годы ситуация стала меняться к лучшему (если не считать МСЯС, на которые средства всегда шли в приоритетном порядке). На обновление корабельного состава флота и его перевооружение на новейшие образцы ракетного, торпедного, артиллерийского, радиоэлектронного и иного вооружения выделены значительные средства. На программу ГПВ до 2020 года – около 25% от всех средств на закупки вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), которые, будем надеяться, позволят ВМФ потихоньку сменить роль «падчерицы» на роль равноправного участника национального военного строительства и одного из важнейших средств обеспечения национальных интересов России. Особенно тех, что лежат вдали от ее берегов.

Каких? Да взять хотя бы расширяющееся военное, военно-техническое и экономическое сотрудничество России со странами Латинской Америки. Оказать реальную поддержку здесь не смогут ни Сухопутные войска, ни РВСН, ни даже ВВС или ВДВ. Только флот при поддержке других видов ВС РФ сможет защитить интересы Москвы в этом удаленном регионе планеты. То же самое можно сказать и об Арктическом регионе. Только флоту, при поддержке авиации по плечу обеспечить защиту российских интересов в Арктике. Но сделать это он сможет лишь в том случае, если будет планомерно и поступательно развиваться, а не находиться «на побегушках» или играть роль «подопытного кролика».

ЭКСПЕРТНАЯ «ДЕЗА»

Достаточно точно проанализировав открытые российские документы в области морской политики и военно-морской стратегии, кэптен Федышин перешел к более узкой теме – анализу вопросов военного и военно-морского строительства. И в очередной раз подтвердил тот факт, что западные военно-морские эксперты то ли не понимают «глубинных тенденций» в развитии российского ВМФ, то ли на фоне эйфории от победы в холодной войне и стремительно рванувшего вперед Китая уделяют вопросам военно-морского строительства России третьестепенное внимание.

К примеру, автор пишет: «После 25 лет нахождения в постройке головной корабль (проекта 955. – В.Щ.) «Юрий Долгорукий» был введен в боевой состав в 2009 году в Санкт-Петербурге. Корабли данного типа заменят устаревшие ПЛАРБ типов Delta III и Delta IV». Позвольте, какие 25 лет постройки? Какой ввод в строй в 2009 году, да еще и в Санкт-Петербурге? И, наконец, почему вдруг ракетоносцы проекта 667БДРМ (Delta IV) стали устаревшими?

Головной ракетоносец проекта 955 «Юрий Долгорукий» был заложен на стапеле в ноябре 1996 года. Вывод его из цеха состоялся в апреле 2007-го, а в 2009 году начались швартовные и ходовые испытания. И, уж конечно, не в Северной Пальмире. Может быть, мы что-то напутали при переводе? Нет. Термин «commissioned», примененный кэптеном Федышиным, в ВМС США подразумевает именно «ввод корабля в строй (боевой состав)» по завершении всех необходимых испытаний и иных процедур.

И уж тем более непонятно, почему вдруг лучший отечественный подводный стратегический ракетоносец ХХ века, да еще и с одной из лучших в мире БРПЛ, стал «устаревшим»? Американские ПЛАРБ типа «Огайо», введенные в строй в 1984–1997 годах, почему-то не являются «устаревшими», и первую из них намечается списать только в 2027 году, а вот российские корабли, самый первый из которых вошел в боевой состав флота в 1984 году, а последний – в 1990-м, значит, «устаревшие».

То же самое и о подводных лодках проекта 885. Автор утверждает, что головной атомоход, «Северодвинск», введен в строй уже в 2010 году. А мы-то и не знали, думали, что в 2010 году его только вывели из цеха и спустили на воду, а в строй он не введен до сих пор. То же самое и с фрегатом «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который тоже, оказывается, commissioned. Но на момент выхода статьи в Proceedings даже швартовые испытания не начались.

Нет, конечно, никто не отменял мероприятий по дезинформации противника, но в таком виде – это уже перебор. Весьма удивил и пассаж о том, что «приоритетной задачей Черноморского флота станет противостояние с Грузией». Вот он, яркий пример того, как некоторые российские «военные эксперты» могут ввести в заблуждение своих коллег за океаном.

Самый современный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий».
Фото Reuters

ЖДАТЬ И НАБЛЮДАТЬ

Какие же выводы относительно ВМФ России делает кэптен Федышин? Они следующие: «Во-первых, ВМФ России развивается. Корабли строятся заметно более быстрыми темпами и все в большем количестве поступают на вооружение российского флота, а не только поставляются зарубежным странам. Так что адмирал Рафхед был прав – российский ВМФ вновь находится на подъеме. Во-вторых, Россия все больше полагается на свой флот в вопросе ядерного сдерживания, поскольку ВМФ располагает неуязвимым средством ответного удара – стратегическими подводными ракетоносцами. В-третьих, однако, российские проекты боевых кораблей (вероятно, за исключением вооруженных крылатыми ракетами подлодок типа «Ясень») не имеют приоритетной задачей противостояние с ВМС других стран и создавались не для развертывания наступательных действий за пределами территориальных вод. Вооружение позволяет им действовать независимо и взаимодействовать с другими флотами, но никак не бросать им вызов. Большая часть новых российских кораблей – меньше, чем их предшественники, и проектировались в качестве многоцелевых, а не для решения каких-то специализированных задач».

Сделав два правильных вывода об интенсификации постройки боевых кораблей для ВМФ России и приоритетного внимания Москвы по отношению к МСЯС, автор каким-то образом приходит к третьему выводу, который совершенно не согласуется с первыми двумя и не имеет ничего общего с реальностью. За исключением того, что новые российские боевые корабли действительно по водоизмещению несколько уступают своим предшественникам по тому же классу. Но это – пока, а в перспективе Москва намерена строить эсминцы и даже, при благоприятном стечении обстоятельств, авианесущие корабли. И уж совсем непонятно, какие комплексы оружия на российских кораблях более приспособлены для «сотрудничества», чем для противостояния? Может быть, ПКР семейства «Калибр» или «Уран»? А чем отличаются российские фрегаты, вооружаемые КР «Оникс», от атомоходов типа «Ясень» с той же ракетой?

Что же из всего этого, по мнению кэптена Федышина, должны извлечь западные военно-морские эксперты? «Более вероятно, – пишет он, – что российские боевые корабли будут принимать участие в международных операциях по борьбе с пиратством в Аденском заливе, а не осуществлять слежение за американскими авианосными ударными группами в Тихом океане или Средиземном море. Такие антипиратские операции все в большей степени будут осуществляться с использованием небольших, скоростных, малозаметных многоцелевых кораблей. Возрастающее же присутствие России в Северном Ледовитом океане больше будет связано с обеспечением безопасности глобальной торговли и нефтеразработок, чем с защитой своих подводных лодок с баллистическими ракетами. Российские оперативные группы в Карибском бассейне будут больше содействовать повышению международного авторитета России и продажам вооружений странам Латинской Америки, чем создавать угрозу американским военным учениям».

Конечно, можно предположить, что американские военно-морские эксперты, действительно, настолько миролюбивы (по большому счету настоящие полководцы стремятся избежать реальной битвы и одержать победу без крови) и не рассматривают Россию в качестве какого-либо конкурента (хотя геополитику никто не отменял, а по ней Вашингтон и Москва – соперники в борьбе за ресурсы), почему и предполагают что «малые, скоростные, многоцелевые корабли» будут лишь бороться с пиратами, а Северный флот больше будет заниматься охраной рыбаков и нефтепромыслов вместо обеспечения безопасности своих стратегических ракетоносцев.

Однако все вышеизложенное – это не прогноз реального положения дел, а озвучивание тех действий российского флота, которые в Вашингтоне и Аннаполисе хотели бы видеть. Тем более что другие американские военно-морские эксперты прекрасно понимают, какую роль должен играть ВМФ в истории России. В частности, Норман Полмар, работавший советником и консультантом у трех министров и двух начальников морских операций ВМС США, в статье «ВМФ России останется сильным и после 2000 года», вышедшей в мартовском номере журнала Proceedings за 1997 год, указывал: «России – крупной политической, экономической и военной державе – безусловно, необходим военный флот. С точки зрения Запада основными задачами ВМФ России на период после 2000 года могут стать:

– береговая оборона: Россия обладает протяженной морской границей, которая требует наличия сил для соответствующего наблюдения и патрулирования, а также при необходимости для предотвращения вторжения со стороны зарубежных ВМС;

– стратегическое сдерживание: стратегические подводные ракетоносцы представляют собой эффективное средство стратегического сдерживания. Принимая во внимание огромные пространства России, сочетание ракет сухопутного базирования и подводных ракетоносцев является оптимальным для сил ядерного сдерживания;

– передовое присутствие: боевые корабли будут использоваться для защиты российских политических и военных интересов в странах третьего мира. Во многом данная задача будет основной для российского ВМФ в начале XXI века. Причем фокус действий будет отличен от периода холодной войны, когда действия в странах третьего мира находились на периферии конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами».

В этой связи интерес представляет и письмо контр-адмирала в отставке Томаса Брукса, направленное в редакцию Proceedings после выхода статьи кэптена Федышина и опубликованное в майском номере журнала за 2012 год.

«Спасибо кэптену Федышину за напоминание нам о том, что то внимание, которое мы сегодня уделяем Китаю, заставило нас как-то упустить из виду, что российский ВМФ все еще существует, по-прежнему обладает силами стратегического сдерживания морского базирования, способными нанести сокрушительный ядерный удар, и начинает действовать – пусть медленно и нерешительно – в направлении наращивания и модернизации своих надводных сил океанской зоны, – пишет контр-адмирал Брукс. – Впрочем, в этом нет ничего удивительного. На протяжении российского и советского, а теперь и вновь российского периодов своей истории, когда была обеспечена безопасность сухопутных границ, экономика была на подъеме, а на троне находился сильный царь, Россия начинала обращаться к внешнему миру и создавала мощный океанский флот. Напротив, как только на суше возникала угроза или экономика становилась слабой, флот сокращался и переориентировался на решение оборонительных задач…

Сегодня… границы России – в безопасности, а ее экономика крепка. Недавнее переизбрание Владимира Путина обеспечило стране «сильного царя» – возможно, еще на 12 лет. Исходя из исторического опыта это означает, что Россия будет строить океанский флот. Будем ждать и наблюдать!»

Вот это, как представляется, ближе к истинным взглядам военно-морского командования США на «проблему российского флота». Да и проблемы наши для ведущих заокеанских экспертов не остаются тайной за семью печатями. Так, уже упоминавшийся эксперт Норман Полмар в июньском номере журнала Proceedings опубликовал статью «Под волнами», в которой проанализировал современное состояние подводных сил ВМФ России. Анализ – профессиональный, сразу видно руку специалиста.

«На протяжении большей части холодной войны, продолжавшейся 45 лет, советские подводные силы являлись главным фактором в политико-военной конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Временами насчитывая более 400 подлодок… советские подводные силы доминировали в умах специалистов, определяющих военно-морскую стратегию США, – начинает статью Норман Полмар. – Сегодня же, два с небольшим десятилетия спустя после окончания холодной войны, российские подводные лодки – из них, вероятно, лишь немногие в полной готовности – редко действуют за пределами прибрежных вод. И, несмотря на грандиозные планы и заявления политиков и представителей флота, российские программы в области постройки подводных лодок и создания ракетного оружия для них на многие годы отстают от утвержденного графика».

Причем автор достаточно точно представляет и то, почему наши подводный флот и подводное кораблестроение оказались в таком «неловком» положении, приводя основные проблемы: «отсутствие реалистичных методик ценообразования на продукцию военного назначения на судоверфях, у субподрядчиков и Министерства обороны; слишком высокие ставки налогообложения в судостроении и отсутствие в Министерстве обороны опытных специалистов в области оборонных технологий и оборудования».

Однако затем автор положительно отзывается об отдельных новациях, примененных на отечественных подлодках новых типов, а материал завершает на очень оптимистичной ноте: «Принимая во внимание опыт советских судоверфей и множество передовых проектов подводных лодок, разработанных конструкторскими бюро «Малахит» и «Рубин», можно обоснованно предположить, что в XXI веке Россия все же получит многочисленные и надежные подводные силы».

НЕ ДОПУСТИТЬ САМООБМАНА

Примечательно, что даже материал Нормана Полмара содержит неточности в части, касающейся описания технических вопросов, но мы здесь не будем их рассматривать – незачем облегчать работу зарубежным военно-морским экспертам. Хотя нет, пару ошибок мы все же исправим: во-первых, ракетоносцев проекта 941 «Акула» было построено изначально не четыре, а шесть штук, а во-вторых, на момент публикации материала уже было известно, что атомоходов семейства «Ясень» до 2020 года планируется построить не шесть, а минимум восемь. Так что нашим коллегам можно посоветовать чаще заходить в российские книжные магазины и более тщательно изучать фотографии российских подлодок.

Хотелось бы также особо отметить, что серьезно беспокоит западных экспертов и ситуация в Арктике. Об этом можно судить, к примеру, по статье Russia’s World Turned Upside Down (можно перевести как «Россия трансформируется», а дословно – «Мир России переворачивается кверху дном») лейтенанта ВМС США (соответствует званию капитан-лейтенанта в ВМФ РФ – В.Щ.) Дэниела Т. Мерфи, опубликованной в майском номере Proceedings за 2012 год. Автор – сотрудник военно-морской разведки и на момент подготовки статьи проходил обучение в Национальном университете разведки в Вашингтоне.

Главная идея ясна с первой же строчки: «Нефть, тающий лед и изменения в военной и экономической сферах приведут к пересмотру российской военно-морской стратегии». При этом автор подчеркивает: «Поскольку Россия четко заявила о своих стратегических планах в отношении Арктики, разведывательное сообщество США должно более глубоко разобраться в том, что это может означать для нас с оперативной и инфраструктурной точек зрения. Нам необходимо изучить, каким образом Россия будет проводить в будущем операции в Арктике, где она, вероятно, будет создавать инфраструктуру для добычи энергоносителей, а также понять, какие шаги она будет предпринимать в этой связи и какие средства и возможности она будет применять в ходе операций и в интересах обороны. Что будет, если Россия попытается не допустить в этот регион другие страны, и как она будет это делать?»

Оценивая все рассмотренное выше, следует твердо указать: на Западе все же серьезно относятся к российскому ВМФ и достаточно «плотно» отслеживают осуществляемое Москвой военно-морское строительство. Иногда относятся даже чересчур серьезно – вплоть до некоей паники. Но согласитесь, для нас такое положение дел все же лучше, чем ситуация времен второй половины 1990-х годов, когда в том же Proceedings появлялись статьи под заголовками типа «Российский флот остается в упадке».
Отправить почтой

Выходит, что громкая риторика российского военно-политического руководства принесла свои плоды – к нам стали, мягко говоря, относиться с настороженностью, а кто-то даже стал побаиваться. Однако мы знаем, что в реальности ситуация в области военно-морского строительства далека от идеальной. Средства расходуются недостаточно эффективно, ряд кораблестроительных проектов превратился в долгострой, флот и кораблестроение испытывают нехватку высокопрофессиональных специалистов. В общем, пугать Запад громкой риторикой – это одно, а построить океанский флот – совсем другое. Главное – не дать себя «убаюкать» своей же риторикой.

Подробнее: http://nvo.ng.ru/concepts/2013-02-15/1_flot.html
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 11 Март 2013 14:40

http://ria.ru/defense_safety/20130311/926659011.html

ВМФ России получит 24 подлодки и 54 корабля до 2020 года

МОСКВА, 11 мар — РИА Новости. Военно-морской флот России получит до конца 2020 года 24 подводные лодки и 54 надводных корабля, сообщил в понедельник в Москве во время работы селекторного совещания министр обороны страны Сергей Шойгу.

"В результате реализации госпрограммы вооружения до 2020 года на флот должны поступить восемь ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок, 54 надводных боевых корабля различного класса", — сказал Шойгу.

По его словам, обновление корабельного состава является важнейшей составляющей развития ВМФ. "Однако без поддержания требуемого уровня технической готовности флота невозможно сохранить его боевой потенциал", — сказал министр.

Он подчеркнул, что с 2011 года техническое обслуживание кораблей и судов осуществляется в рамках трехлетнего контракта с объединенной судостроительной корпорацией. В декабре подходит срок заключения нового контракта, отметил Шойгу.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 31 Март 2013 20:48

http://vpk-news.ru/news/15195

Погранслужба РФ получит корабли повышенного ледового класса
На вооружение морских частей Федеральной пограничной службы России поступят корабли повышенного ледового класса. Об этом сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации /ОСК/ Игорь Захаров на аэрокосмическом и военно-морском салоне ЛИМА-2013


По его словам, в ОСК не прекращается работа по арктической тематике, так же как никогда не прекращалась боевая деятельность российского флота в Арктике. Это касается и деятельности как подводных сил, так и надводного флота.

Вместе с тем, отметил Захаров, с оживлением интереса гражданского судоходства к северному морскому пути, с решением вопросов разделения зон влияния в Арктике эта деятельность, применительно к пограничным силам, сегодня обострилась. "Поэтому российские пограничники с нашей /ОСК/ помощью оснащаются кораблями повышенного ледового класса. Мы получили заказ, и такие патрульные корабли строим", - сказал Захаров.

Кроме того, отметил он, "мы не прекращаем деятельность по ледокольной тематике, в том числе это касается и стационарных систем". Захаров привел в пример разработанную и построенную ЦКБ МТ "Рубин" вертолетную платформу для Штокманского месторождения, которая, по его словам, предназначена для работы, в том числе, в ледовой обстановке.
Подробнее: http://vpk-news.ru/news/15195
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 11 Апрель 2013 09:19

"Комсомолка" накалякала о выставке в Ганновере своим традиционным стилем :)

http://www.kp.ru/daily/26061.4/2969948/
Немцы будут строить суда по российским технологиям

- А что это все вокруг такое серое и некрасивое? - ворчали гости, которые тут не в первый раз, привыкшие, что выставка встречает цветочными клумбами.

- Так померзло все! - сокрушались немцы. - Зимой-то было до минус тридцати.

Прохладно было и в сердцах. Министр экономики и технологий Германии Филипп Реслер неожиданно накинулся на россиян:

- Вы стали членами ВТО и можете теперь экономить до миллиарда евро в год. Но это если правила соблюдать. А вы что творите? Ввели утилизационный сбор на автомобили. Импортная пошлина на сельхозтехнику - 27%, это вообще ни в какие ворота!

Но это их точка зрения, а наша - нужно своего производителя защищать. Министр промышленности России Денис Мантуров предложил обсуждать конкретные проекты. И немецкие бизнесмены его поддержали, им деньги надо делать.

У российских стендов аншлаг. Тут тебе и дизайнерское авто от компании «Руссо-Балт». И сделанный в Пятигорске гибрид - автомобиль с винтом, может ехать по шоссе, а может лететь почище вертолета. И питается от аккумулятора! Еще - вот-вот запустят производство арктических судов, производство штучное. Технологии петербургские, строить будут на немецкой верфи в Ростоке, которыми владеет российский бизнесмен Игорь Юсуфов, причем дело не без политики. Канцлеру Германии Ангеле Меркель именно в Ростоке скоро избираться, а работяги - электорат, да еще какой, и она все волновалась, сыт ли ее избиратель, доволен ли жизнью «под русскими». Мантуров даже на вертолете в Росток слетал, убедился - народ счастлив, зарплата есть, заказов уже хоть отбавляй.

Показали на выставке и вагоны метро, которые будут в Москве ездить через несколько лет. Прототип канадский, но пришлось здорово доводить под наши жесткие требования (нигде в мире, даже в Дели, столько народа в метро не набивается), да и строить будут на Уралвагонзаводе.

Я спросил Мантурова, когда все-таки Россия станет всемирно признанным поставщиком технологий и слезет с нефтяной иглы. Министр ответил, что нужно внедрять нормальные современные технологические стандарты. Но есть же проблема, напомнил я Мантурову, у нас многие заводы отсталые, а стандарты едины для всех, и, если требовать супер-пупер-модернизации, многие заводы загнутся.

- Да, - согласился министр. - Современный стандарт кого-то отсечет. А чтобы безболезненно, надо внедрять требования постепенно.

P.S.Выделено мной.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Апрель 2013 09:52

Такое впечатление, что это отрывок из школьного сочинения "Как я был на выставке".
:": "В сердцах министров было пусто и прохладно"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 27 Апрель 2013 15:38

http://www.sdelanounas.ru/blogs/32602/

На гидрографическом судне «Виктор Фалеев» поднят флаг

27 апреля во Владивостоке на малом гидрографическом судне «Виктор Фалеев» проекта В19910 торжественно поднят флаг Гидрографической службы ВМФ России.

Судно заложено на ОАО «Восточная верфь» 24 октября 2006, спущено на воду 12 ноября 2011, передано ВМФ 26 января 2013 года. Гидрографическое судно предназначено для обеспечения безопасности судоходства: постановки и снятия плавучих средств навигационного оборудования, обслуживания и ремонта береговых и плавучих навигационных устройств, промерных работ и съёмки рельефа дна, а также доставки груза на необорудованное побережье для обеспечения работ гидрографических подразделений.

http://s018.radikal.ru/i508/1304/a5/060ad711f559.jpg
http://s017.radikal.ru/i436/1304/14/6a8c6c3d92ea.jpg

Фото Mehanoid с сайта airbase.ru
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 02 Май 2013 23:23

http://russian.rt.com/article/8242
Охранять Тихий океан будет российское гидрографическое судно



Новейший корабль «Виктор Фалеев» впервые приступит к гидрографическим работам в составе Тихоокеанского флота. Использование подобных типов военных судов позволит повысить безопасность мореплавания в территориальных водах страны.
02 мая 2013, 11:22



Как сообщил агентству ИТАР-ТАСС источник в ВМФ РФ, «новому судну предстоит до конца этого года выполнить задачи по площадному исследованию пунктов базирования сил Тихоокеанского флота».

Гидрографический флот России до конца 2013 года должен выполнить большой объем работ по исследованию Баренцева, Карского морей и северной части Тихого океана. По данным военных моряков, гидрографические работы проводятся в интересах обеспечения должного режима безопасности мореплавания в этих районах.

Экипаж новейшего российского военного корабля «Виктор Фалеев» должен будет установить навигационные буи, обслуживать береговые навигационные станции и удаленные маяки, а также контролировать бесперебойную работу навигационного оборудования.

Судно предназначено для выполнения широкого спектра задач: обеспечение связи, навигации, изучение дна,ледовой обстановки.

«Виктор Фалеев» построен на «Восточной верфи». Его длина составляет 56 м, дальность плавания превышает 2 тыс. миль, автономность - 15 суток. Оборудование на корабле дает возможность обрабатывать полученную в море информацию в формате 3D.


P.S. Заголовок улыбнул: чем охранять гидрографы будут? Издавать дезу-карты океяна??
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 07 Май 2013 22:04

http://www.sdelanounas.ru/blogs/32929/

Газовоз Sibur Voronezh спущен на воду / Российские проекты за рубежом

Южная Корея, 06.05.2013г.


Компании — Совкомфлот, СИБУР http://sdelanounas.ru/i/d/3/d3d3LnNjZi1 ... MyOTI5.jpg

Сроки реализации — 2012-2013 гг.


На верфи Hyundai Mipo Dockyard Co.Ltd. (Южная Корея) 4 мая 2013 года спущен на воду первый полурефрижераторный газовоз СУГ, заказанный группой компаний Совкомфлот (СКФ) для работы по контракту с нефтехимическим холдингом СИБУР.


Дизайн танкеров-газовозов СУГ грузовместимостью 20,600 куб. м был разработан при участии специалистов группы СКФ с учетом требований компании СИБУР, новейших технических достижений в судостроении и имеет ряд конкурентных преимуществ перед существующими аналогами.





Конструкцией, в частности, предусмотрена система обработки балластных вод, обязательная для установки на судах с конца 2013 года. Корпус судна будет подкреплён, исходя из требований к расчётам прочности конструкции для круглогодичной эксплуатации в условиях Северной Атлантики в течение 25-ти лет, что позволит существенно увеличить срок службы судов в нормальных условиях. Конструкция судов с ледовым классом 1B (Ice3 по классификации Российского морского регистра судоходства) обеспечит их эффективную эксплуатацию в условиях низких температур Балтийского моря в период зимних навигаций.


Суда строятся под наблюдением двух классификационных обществ – Регистра Ллойда (LR) и Российского морского регистра судоходства (РС).

Современные газовозы спроектированы с учетом всех применимых международных требований и стандартов. Конструктивный тип грузовой системы представляет 4 вкладные емкости типа «С», рассчитанные на перевозку груза под давлением 540 кПа, общей вместимостью 20 600 куб. м. Окончание строительства и поставка головного судна Sibur Voronezh планируется в середине июля текущего года.

Технические характеристики судов длина – 159 м;

ширина – 25,60 м;

высота борта – 16,40 м;

осадка расчетная – 10,90 м;

дедвейт – 22 760 тонн;

мощность главного двигателя – 7 780 кВт.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 07 Июнь 2013 11:02

http://portnews.ru/news/161710/

7 июня 2013 09:39
Ирландия заказала два патрульных корабля с технологией «Звездных войн» за $98 млн


Ирландская морская служба разместила заказ на верфи Babcock Marine (Британия) на изготовление двух патрульных кораблей, использующих т. н. технологию «Звездных войн». Технология подразумевает оснащение кораблей непилотируемыми автоматическими летающими роботами-дронами, ипользование которых особенно эффективно при борьбе с незаконным рыболовством, передает ирландская пресса. Роботы ScanEagle производства Boeing способны находится в воздухе 24 часа и передавать качественную видео- и фотокартинку.

P.S. Лично мне из этой короткой инфы непонятно ,в чём здесь технология Звёздных войн? Не в БПЛА же,следящими за рыбачками,круглосуточно... :(
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Кораблестроение в России и в мире.Общие обзоры

Сообщение Юрий Клименко » 23 Июнь 2013 18:08

http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=146990

Вице-премьер Рогозин обещает модернизировать судостроительные предприятия

21.06.2013 Заместитель председателя Правительства РФ, председатель Военно-промышленной комиссии РФ и Морской коллегии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин во время рабочей поездки в Санкт-Петербург посетил предприятия и организации Объединенной судостроительной корпорации. Пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации подводит итоги визита российского политика в северную столицу.

Первым пунктом поездки вице-премьера РФ стал Балтийский завод, затем Рогозин отправился на "Северную верфь", а завершилась поездка в Северном проектно-конструкторском бюро, где состоялось совещание, в котором приняли участие представители Минпромторга, ВПК, Морской коллегии, президент ОАО "ОСК" Владимир Шмаков, руководители судостроительных заводов и КБ корпорации, а также предприятия кооперации.

"Мы знакомимся с потенциалом судостроения и судоремонта Санкт-Петербурга, - сообщил Дмитрий Рогозин журналистам. - Мы хотели бы понять, какие работы нам предстоят по технологическому обновлению, перевооружению всего производства, чтобы выполнить и госзаказ, прежде всего оборонный. Второй момент связан с изучением потенциала питерских конструкторских бюро".

В ходе визита на Балтийский завод вице-премьер ознакомился с общей ситуацией на верфи и находящимися у нее в работе проектами. Он осмотрел плавучий энергоблок первой в мире ПАТЭС "Академик Ломоносов", договор на достройку которого был заключен Балтийским заводом и Концерном "Росэнергоатом" в декабре 2012 года. Затем он ознакомился с процессом строительства на стапеле "В" дизель-электрического ледокола мощностью 25 мегаватт "Виктор Черномырдин". Этот ледокол был заложен в октябре 2012 и должен быть передан заказчику осенью 2015 года.

Здесь же Дмитрий Рогозин заслушал доклады о ходе подготовки к строительству головного универсального двухосадочного атомного ледокола нового поколения ЛК-60 проекта 22220 мощностью 60 мегаватт. Вице-премьер, по его словам, убедился в необходимости выйти на финансирование серийного строительства таких судов, так как это существенно уменьшает их стоимость.

В завершение визита глава ВПК посмотрел, как готовится к спуску на воду построенная на стапеле "А" кормовая часть десантно-вертолетного корабля-дока "Владивосток" типа Mistral. Спуск состоится через неделю, 26 июня. Как заверил вице-премьера генеральный директор завода Александр Вознесенский, завод идет в графике, все обязательства перед французской стороной выполнены. "Второй корпус закладываем сразу после спуска первого на воду", - добавил Вознесенский, а ВРИО заместителя главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что замечаний у флота к Балтийскому заводу нет.

Затем Рогозин отправился на Северную верфь, где изучил ситуацию со строительством надводных кораблей для нужд ВМФ России, а завершил поездку в Северном ПКБ, где провел совещание руководителей судостроительных заводов, конструкторских бюро и предприятий кооперации Северо-Западного региона России.

По словам Дмитрия Рогозина, правительство России осознает необходимость модернизации судостроительных предприятий: "На старом оборудовании мы просто не сможем решить современные задачи",- отметил он. Но основной вектор развития отрасли, в том числе в части строительства новых верфей на Дальнем Востоке и на о.Котлин под Петербургом, по словам главы Морской коллегии, должен быть обозначен в разрабатываемой сейчас стратегии развития Объединенной судостроительной корпорации: "Есть этапность. Они должны определить свои возможности, свой потенциал, принять решение, и потом мы это рассмотрим",- подытожил вице-премьер.

Текст: Пресс-служба ОАО Объединенная судостроительная корпорация
Фото: Пресс-служба ООО "Балтийский завод - Судостроение"


P.S.IMHO, вспомнили постулаты "Капитала" К.Маркса о разделении труда при капитализме и кооперации с поставщиками по главной формуле: деньги - товар - деньги
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

След.

Вернуться в Дополнительно



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения