ледокол №7

Добавлено:
02 Май 2011 19:55
Litke74
Подпись на обороте: ? Ледокол №7. Погиб на Чёрном море.Командов.1937 Канст.(очень неразборчиво)Демици.(очень неразборчиво)
Не "Макаров" ли это? Вроде похож,а вроде и нет.

Как вы думаете?
ледокол №7

Добавлено:
02 Май 2011 20:16
Alexander Belov
Вряд ли это "Макаров" - на снимке однотрубный пароход, с очень характерным спардеком. "Макаров" - гладкопалубное судно, с двумя трубами.
"№ 7" - скорее всего, портовый ледокол, каботажник.
По справочнику "Корабли и вспомогательные суда Советского военно-морского флота 1917-1927" (М., Воениздат 1981, стр. 478):
№ 7. Портовый ледокол, построен в 1917 г. в Англии, с 1.1 по 1.4.1917 входил в состав СЛО, в годы гражданской войны - в состав белогв. фл. В марте 1920 г. оставлен белогвардейцами при эвакуации Архангельска и захвачен частямии РККА. 18.4.1920 включен в состав БВФ, в 24.4.1920 - в состав МССМ. В 11.1920 возвращен Мортрану. Переведен на Чреное море. Погиб 20.4.1942 на Черном море от подрыва на мине.
800 т., 39.6 х 9.6 х 4.3 м, ПМ, 1200 л.с., 12/9 узл.
Фото ледокола этого типа могу отсканить (ИМХО - совпадает).
ледокол №7

Добавлено:
02 Май 2011 20:38
Litke74
Понятно. А сколько мы вообще ледоколов в Войне мы потеряли? О "Макарове" я читал. И честно говоря думал что это единственный ледокол потерянный в ВМВ (во всяком случае на Чёрном море). Поэтому и предположил.

ледокол №7

Добавлено:
03 Май 2011 09:35
Alexander Belov
Можно попытаться "пробежать" по справочникам.
Но там есть данные только на суда, которые в указанный период входили в состав ВМС. По гражданскому флоту такого справочника у меня нет. Кроме того, если в справочнике на 1917-1927 приводятся причины гибели судна, то в справочнике на 1928-1945 не указывается даже дата. Например указано: "в 1941 - 1943 обеспечивал базирование кораблей ВМС", а что случилось потом - молчание.
ледокол №7

Добавлено:
03 Май 2011 20:53
Иван Кукушкин
Выжимка из ""Андриенко В.Г., "Ледокольный флот России 1860-1918"
Фотографии нет, но на остальные номерные ледоколы - вполне похож.
"Ледокол №7"
Относится к программе 1915 г. строительства серии портовых ледоколов для Белого моря (5 ед. - с №5 по №9).
В качестве прототипа использовались обводы корпуса и наработки ледокола "Владимир".
Заложен в 1916 г. в Ньюкастле на верфи Ренольдсона (C.Rennoldson & Co.S.Shields).
11.01.1917 пришел в Романов-на-Мурмане (Мурманск) из Англии.
Переведен в Черноморско-Азовский бассейн в середине 20-х.
20 апреля 1942 подорвался на мине в Керченском проливе.
В 50-х был поднят и разрезан на металл.
ледокол №7

Добавлено:
03 Май 2011 21:18
[ Леспромхоз ]
Великая Отечественная. День за днём // Морской сборник. - 1992. - № 4. – С.14-25.
20 апреля 1942 года
На юге.
В р-не мыса Такиль подорвался на мине и затонул ледокол № 7, погибли 25 человек.
ледокол №7

Добавлено:
12 Сентябрь 2015 22:52
Александр Кот
Во время первой мировой войны по заказу Министерства торговли и промышленности (МТиП) России в декабре 1915 года на верфи «C. Rennoldson & Co, South. Shields» в Ньюкасле началась постройка стального винтового портового ледокола «ЛЕДОКОЛ VII» (строительный № 180). Судно вместимостью 564,06 брт имело длину 41,54 м, ширину 9,42 м и осадку 5,60 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1200 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 12,0 узлов. 14 октября 1916 года он был спущен на воду и в декабре этого же года передан заказчику.
После прихода в Романов-на-Мурмане 11 января 1917 года «Ледокол VII» был мобилизован и и включен в качестве портового ледокольного парохода в состав судов флотилии Северного Ледовитого океана. Он до лета оставался в Кольском заливе и использовался в это время как буксир и спасатель, участвуя в попытках зимнего подъема затонувшего у Иоканьги ледореза «Канада». 1 апреля 1917 года его вернули МТиП. Во время гражданской войны к лету 1918 года ледокол числился во флотилии белых, но 26 февраля 1920 года его в Архангельске захватили красные. 18 апреля 1920 года судно было снова мобилизовано и в качестве ледокола зачислено в состав Беломорской флотилии, а с 24 апреля 1920 года вошло в состав Морских сил Северного моря (МССМ). В ноябре 1920 года ледокол передали Беломортрану. «Ледокол VII» включили в состав судов Управления Архангельского торгового порта. В 1923 году его передали в состав Управления Одесского торгового порта. Из Архангельска он вышел совместно с «Ледоколом V». В декабре 1923 года они прибыли в Одессу. Портом приписки «Ледокола VII» стала Одесса (№ 160). В феврале 1937 года он затонул во время шторма. В мае 1937 года выездная сессия воднотранспортной коллегии Верховного суда СССР установила, что по вине бывшего начальника службы эксплуатации пароходства и начальника Одесского порта ледокол, вернувшийся с тяжелой ледовой кампании, был отправлен в рейс без проверки его мореходных качеств. Виновные были осуждены к длительным срокам лишения свободы. Получил срок также радист ледокола, не передавший сигнал SOS. Вскоре судно подняли и отремонтировали. В 1938 году уже под наименованием «№ 7» он в качестве ледокола числился в составе служебно-вспомогательного флота Николаевского портоуправления. Порт приписки Николаев.
С начала Отечественной войны ледокол использовался для перевозки военных и народно-хозяйственных грузов. Так 28 июля 1941 года «№ 7» в качестве буксира-толкача принял участие в переводе теплоходом «Кубань» пятитысячного нового сварного дока Одесского завода имени Марти из Одессы к Феодосии. Оттуда «№ 7», приняв буксир с «Кубани», с помощью буксиров «Соломбала» и «Снег» увел док в Мариуполь. Позже «№ 7» прибуксировал из Херсона в Одессу корпус четырехтысячного железобетонного дока. 11 сентября 1941 года, приняв на буксир баржу с боеприпасами, ледокол последовал из Севастополя в Одессу. При подходе к порту 12 сентября из-за сильных артобстрелов ледоколу не разрешили заходить в гавань, а пережидать в море. Лишь 13 сентября в 14 часов поступило разрешение на прорыв в порт. С третьего захода ледокол под сильнейшим обстрелом и бомбежкой, получив повреждения корпуса от осколков и потеряв несколько человек убитыми и ранеными, прорвался в Одессу. Этим же вечером, буксируя болиндер с боеприпасами и техникой, ледокол пошел на Тендру. Там он принял участие в спасении людей с потопленного вражеской авиацией теплохода «Молдавия». Ледокол спас 39 человек.
19 сентября «Ледокол № 7» на Тендре принял на буксир поврежденные военные корабли Дунайской флотилии и 24 сентября привел их в Севастополь. Исправив повреждения, ледокол с болиндером груженым боеприпасами снова пошел в Тендровский залив. В 22 часа 26 сентября судно прибыло по назначению. Однако никто из военных властей его не встретил. Сдав болиндер дежурному краснофлотцу, капитан ледокола на свой страх и риск, взяв на буксир две баржи с ранеными и техникой, отбиваясь с помощью сторожевого катера «СК-078» от торпедоносцев, 28 сентября вернулся в Севастополь. После этого в Тендровский залив ледокол с баржами совершил еще два аналогичных рейса. 9 октября 1941 года загруженный до предела ледокол «№ 7» с баржами на буксире навсегда покинул Одессу. Во время обороны Севастополя 19 ноября 1941 года ледокол «№ 7» в качестве спасателя под охраной базового тральщика «Т-412» сопроводил в Севастополь транспорт «Курск», первым доставивший защитникам города 3000 винтовок, 100 пулеметов и боеприпасы. 10 марта 1942 года ледокол «№ 7» был мобилизован в состав ЧФ. Он ходил на линии снабжения Крымского фронта из Новороссийска в Керчь. Следуя очередным рейсом из Новороссийска с баржей на буксире, 20 апреля 1942 года в Керченском проливе (45°08´ N 36°31´ O) ледокол «№ 7» подорвался на магнитной мине, выставленной авиацией противника. Погибло 25 человек, спаслось 11 человек. После войны в 1950 году ледокол был поднят и в 1954 году разрезан на металлолом.