Страница 1 из 1

Шестов Алексей Арсентьевич (1909-1949)

СообщениеДобавлено: 29 Декабрь 2021 21:06
Кара
Шестов Алексей Арсентьевич
(1909-12.10.1949)
На момент спасения челюскинцев - командир звена (на самолётах Ш-2) 8-й отдельной морской авиаэскадрильи МСДВ (27.03.1934 будет передана из ВВС РККА в ОГПУ), Петропавловск-Камчатский (Халактырка).

Слабука В. Создавая кумира, постарайся узнать о нём больше… // Камчатский край. 04.10.2016 [Электронная версия газеты]. URL: https://kam-kray.ru/news/10972-sozdavaj ... olshe.html
Лучшие летчики камчатской пограничной авиаэскадрильи командир звена А.А. Шестов и пилот В.А. Шурыгин с гидросамолетами Ш-2, имевшими собственные имена «Звезда» и «Двойка», оказались в числе первых авиаторов, которых привлекли к спасению челюскинцев. Пароход «Сталинград», на котором находились летчики и их машины, направлялся в бухту Провидения. Но 10 марта судно, встретив в Олюторском заливе тяжелые льды, подошло к берегу в районе села Апука. А.А. Шестов, понимая, что задержка может затянуться надолго, принял решение собрать самолеты и продолжать путь на север по воздуху. Сборка Ш-2 и выбор взлетной площадки заняли десять дней.

21 марта стартовала «Двойка», за ней – «Звезда». Падали в обратном порядке. Произошло то, о чем опытные полярные летчики предупреждали своих пограничных коллег еще в Петропавловске: Ш-2, первый советский серийный гидросамолет конструкции В. Шаврова, для полетов в Арктике непригоден. Авария в Апуке этот вывод подтвердила. Оба самолета, попав в нисходящие струи воздуха, рухнули с высоты 200–300 метров. При аварии пострадал младший авиатехник Юрченко, получивший сотрясение головного мозга. Пилоты не смогли уберечь от повреждений и обе машины.

Между тем командование эскадрильи, на вооружении которой состояли два типа самолетов, могло направить на Чукотку и другие машины – более тяжелые и совершенные итальянские гидропланы С-62. Но решило вопрос в пользу Ш-2 то обстоятельство, что их пилотировали лучшие летчики эскадрильи. Им и доверили почетную, но опасную миссию… И вот теперь оба самолета лежали на берегу Олюторского залива.

Осмотр показал, что «Двойка» пострадала меньше. К тому времени к Апуке подошел также направлявшийся на помощь челюскинцам пароход «Смоленск». На нем находились летчики группы Николая Петровича Каманина. На совместном совещании авиаторы и техники пришли к выводу, что «Двойку» восстановить несложно, сняв для этого кое-какие запчасти с «Пятерки»*. Так и поступили.

После ремонта и пробного полета самолет Шурыгина и оба пограничные экипажа 28 марта погрузились на «Смоленск», а «Пятерка»* на «Сталинграде», который из-за затянувшейся стоянки начал ощущать недостаток угля, вернулась в Петропавловск-Камчатский

<...>

В.А. Шурыгина и В.А. Шестова коллегия ОГПУ наградила личным боевым оружием с надписью «За энергию и мужество при выполнении задания в воздухе по спасению челюскинцев».

* читать "звёздочка"

Шестов Алексей Арсентьевич (1909-1949)

СообщениеДобавлено: 29 Декабрь 2021 21:26
ББК-10
 шаа.jpg
Шестов Алексей Арсентьевич
Выпускник 1930 года


Алексей Арсеньевич Шестов родился в 1909 г. в деревне Новосёлки ныне Константиновского района Московской области в семье крестьянина. После окончания в 1928 году семилетки добровольно пошёл в Красную Армию.
В 1930 году окончил Борисоглебскую ВШЛ. После окончания программы лётной подготовки 08.12.1930 направлен в школу морских лётчиков. 1 июня 1931 года окончил Ейскую ВШЛ по курсу морских лётчиков - XIV выпуск морлётов (из набора января 1931 г. после окончания других школ).
.
С 1933 года в пограничных войсках.
С момента создания авиации пограничных войск Алексей Шестов одним из первых прибыл в Петропавловск-Камчатский, где был назначен командиром отдельного специального звена. Затем - бухта Ногаева и город Магадан. За участие в спасении челюскинцев награждён грамотой и именным оружием.
В июле 1936 г. экипаж самолёта АНТ-25 совершил беспосадочный перелёт по маршруту: Москва - Северный Ледовитый океан - Земля Франца-Иосифа - Мыс Челюскин - Петропавловск-Камчатский - Николаевск-на-Амуре - Москва. Вся страна с напряжённым вниманием следила за героическим перелётом отважной тройки - В.П. Чкалова, А.В. Байдукова, Г.Ф. Белякова. Все радиостанции по пути следования самолёта держали с ним связь и в то же время служили для экипажа радиомаяками. Над Охотским морем связь с экипажем Чкалова прервалась. Самолёт попал в тяжёлые метеоусловия и сделал вынужденную посадку. Пограничная охрана Дальнего Востока получила правительственное задание - разыскать самолёт и оказать экипажу необходимую помощь. На поиски самолёта вылетело авиазвено под командованием А.А. Шестова. Они-то и разыскали экипаж В.П. Чкалова на острове Удд.
В своей книге Валерий Павлович Чкалов впоследствии писал: «Первым на остров Удд прилетел пограничник Шестов».
Из воспоминаний Г.Ф. Белякова:
"...В избу вошла хозяйка дома Фетинья Андреевна с человеком в лётной форме. Это был командир звена авиации приграничных войск Шестов, прилетевший к нам на гидросамолёте «Ш-2». Он так радостно обнимал нас и целовал, что Валерий вновь обрёл жизнерадостный юмор и сказал гостю:
- Ты вот Фотю, нашу хозяйку, поцелуй лучше, милок! Мы таких объятий не заслуживаем...
- Нет, Валерий Павлович! Я и Фетинью Андреевну попрошу расцеловать вас за то, что вы сделали…
"
.
В 1937 г. Шестов А.А. первым проложил линию Хабаровск - Ногаево.
.
С 1937 до 1943 гг. А.А. Шестов занимал должности командира звена и командира авиационного отряда, охранял дальневосточные рубежи нашей Родины. 27 марта 1940 г. ему было присвоено звание капитан.
.
В 1943 г. после окончания курсов усовершенствования при Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии А.А. Шестов вновь командует авиационным отрядом погранвойск Хабаровского округа.
Когда началась война с японскими милитаристами на Дальнем Востоке, особенно отличился 3-й отдельный легкобомбардировочный авиационный полк погранвойск под командованием майора Шестова. Полк выполнял задачи по боевой разведке противника, очищению от врага обширных районов территории Маньчжурии, оказанию помощи наземным войскам в уничтожении наиболее крупных гарнизонов в приграничной полосе Маньчжурии и в глубоком тылу противника, а также принимал участие в преследовании и уничтожении отходящих с границы японских гарнизонов и скрывавшихся вражеских групп.
.
Лётчик Шестов лично выполнял наиболее ответственные боевые задания. Это разведка противника на маньчжурском и хайларском направлениях, это фотосъемка наиболее важных вражеских объектов, это нанесение бомбовых и штурмовых ударов по гарнизонам врага, находящимся в глубоком тылу.
Авиаторы полка с 9 августа по 3 сентября 1945 г. произвели 30 боевых вылетов на уничтожение противника, 64 вылета на поиск и штурмовые действия по отступающим подразделениям врага. Преследовали противника вплоть до Хинганского перевала, разрушили ряд оборонительных сооружений, чем способствовали стремительному продвижению наших войск.
Лётчики полка в боях с японскими самураями проявили исключительное мужество, находчивость и героизм, умело и самоотверженно выполняли боевые задачи. Маршал Советского Союза Василевский высоко оценил действия авиаторов-пограничников, объявил благодарность командиру полка майору Шестову и всем лётчикам за их боевую работу и способность летать в трудных метеорологических условиях над тайгой.
За образцовое выполнение боевых заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1945 г. полк был награждён орденом Красного Знамени и позднее переименован в 3-й ордена Красного Знамени авиационный полк.
Большое количество лётно-технического состава полка за героизм, проявленный в боях против японских самураев, удостоились боевых орденов и медалей. Командир полка майор А.А. Шестов отмечен двумя орденами Красного Знамени. А всего за годы войны он был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
.
В послевоенное время в соответствии с приказами по МВД СССР и Погранвойскам Молдавского округа и подполковником Шестовым Алексеем Арсентьевичем 31 декабря 1946 года начато формирование 11-й отдельной авиационной эскадрильи Погранвойск МВД СССР из личного состава расформированной школы авиационных механиков в г. Одесса, которое было закончено 20 апреля 1947 года. Приказом МВД СССР № 78 от 23.12.1946 года Шестов А.А, назначен командиром 11-й ОАЭ.
Эскадрилья находилась в составе части Молдавского пограничного округа МГБ СССР и дислоцировалась в г. Одесса, Хаджибейский Лиман.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.08.1949 за долголетнюю и безупречную и службу подполковник Шестов Алексей Арсентьевич награждён орденом Красное Знамя.
.
Шестов А.А. умер 12 октября 1949 года после тяжёлой болезни.

Источники:
http://evvaul.com/index.php?option=com_ ... &Itemid=50
http://www.bellabs.ru/Fotab/Biblioteka/ ... k_01A.html
http://www.fessl.ru/docs-downloads/bookpdf/2018/DRR.pdf
http://www.bibliotekar.ru/5-chkalov/5.htm
Сканы фотографий и документов прислал Антонов Юрий
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Шестова А.А. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его смерти - 12 октября.

Шестов Алексей Арсентьевич (1909-1949)

СообщениеДобавлено: 29 Декабрь 2021 21:37
ББК-10
Награждения в период ВОВ.
 Подвиг  народа-награды.jpg

Шестов Алексей Арсентьевич (1909-1949)

СообщениеДобавлено: 29 Декабрь 2021 22:53
ББК-10
Правда,  1945 , № 246, 14 октября
 Правда,  1945 , № 246, 14 октября ШЕСТОВ награды.jpg

Шестов Алексей Арсентьевич (1909-1949)

СообщениеДобавлено: 06 Февраль 2022 16:25
Кара
Хронология Родионова, 1932
В 1935 г. из Камчатской
[2-й отдельной морской]
авиаэскадрильи
[Погранохраны НКВД СССР]
выделяется отдельное морское авиазвено самолетов Ш-2 с местом дислокации в Хабаровске. Первым командиром отдельного звена был назначен А. Шестов.