Демченко Александр Степанович (1890-?)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 15 Сентябрь 2021 20:37

Демченко Александр Степанович (1890-?)
 30.10.42-8.jpg
 30.10.42-9.jpg
российский морской летчик, подполковник.
Участник 1-й мировой войны, Гражданской войны, ВОВ войны.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 15 Сентябрь 2021 21:26

Эль-Регистан
 сс-1.jpg
РУССКИЙ ЛЕТЧИК

Сталинский сокол 30.10.1942
1.

Солдатскую славу свою Александр Демченко добывал не легким путем. Час держалась в воздухе его машина. 15 пудов бензина и пуд масла пожирала она за это время. Демченко сидел в открытой кабине, готовый ко всяким неожиданностям. В правом кармане у него покоился альтиметр определения высоты, в левом – таблица скорости падения тел в воздухе, карандаш и бумага дли математических вычислений. На случай воздушной встречи с врагом на коленях лежал маузер. Подлетая вплотную к немцу, он выцеливал на мушку его грудь и голову из пистолета. Ну, а если вражеский пилот, уклоняясь от встречи, нырял вниз, Демченко разматывал вертушку, где у него была накручена тонкая проволока. На конце ее болталось четыре крючка и бомба весом в один фунт. Летчик, сочетая маневр по горизонтали с маневром по вертикали, старался зацепить и взорвать ею вражеский самолет. Вот какой боевой техникой располагал пилот черноморской авиации! Он был и летчик, и штурман-бомбардир, и стрелок, и механик – великолепный знаток авиационных моторов. Александр Демченко, нижний чин русской армии, верой и правдой служил своему отечеству. Честно храня воинскую присягу он бил врага российской земли, немца, в воздухе, бил не на живот, а на смерть, не щадя самой жизни.
Мое повествование относятся к самой заре русской авиации, зарождавшейся накануне войны 1914–1918 годов. С появлением первых самолетов на них мастерски летали русские спортсмены Сережа Уточкин, Васильев и др. Капитан Нестеров имел уже на своем счету первую в мире мертвую петлю. Бесстрашный истребитель сбил тараном немецкий самолет, и это был первый таран на земном шаре, приумноживший славу победоносного русского оружия.
В годину войны Александра Демченко посадили на машину и сказали: – Немец угрожает твоему дому. Летай и бей его. И Демченко, в мирных условиях не поднимавшийся никуда выше крыши, водил в небе самолет. Его отец, дед и прадед, астраханские пекари, великие мастера по русским калачам, ужаснулись бы, узнав, что их потомок летает по воздуху на машине. Это была не машина, а двадцать два несчастья! Мотор или чихал или молчал. Масло наливалось прямо в картер, и шатун разбрызгивал его по цилиндрам для смазки. Самолет, страдая бесконечным количеством недостатков, в любую минуту мог преподнести в воздухе экипажу неожиданный сюрприз. Все заботы о машине падали на плечи нижнего чина, являвшегося вторым членом экипажа воздушного корабля. Демченко летал на «Кертисе» без особых происшествий. В разгар войны, которую об'явили немцы русским, он пересел на английскую летающую лодку «Флейнбот» и нес обязанности и разведчика, и истребителя, и бомбардировщика на Черноморском фронте. Первые авиабомбы, изобретенные штабс-капитаномТолмачевым, были круглее, как арбуз. Никаких приспособлений для бомбометания авиация не имела, бомбы сбрасывались с борта на-глазок. Глаз у Демченко был хороший, сердце не знало страха и, перелетев Черное море, в один из дней он сбросил пудовую бомбу на заданную цель.
Корабли Черноморского флота, наблюдала взрыв от прямого попадания бомбы во вражеский военный об'ект. Командующий флотом приказал отдать воинские почести смелому морскому летчику. Эскадра была выстроена в ряд с командами на шканцах, оркестры грянули церемониальный марш, и гидрокрейсер продефилировал мимо расцвеченных флагами кораблей, имея на борту славного черноморского летчика Александра Степановича Демченко и его боевую машину. На следующий день, совершив дерзкий разведывательный полет, пилот обнаружил два незнакомых военных корабля, которые полным ходом мчались к горлу Черного моря. Русский сокол кружился над кораблями, высматривая их тип и вооружение.
Неожиданно спикировав до самой воды, он разглядел надписи на бортах. Круто развернувшись, он полетел в Севастополь с сенсационной вестью о появлении в русских водах немецких пиратских крейсеров «Гебен» и «Бреслау». Орден «Св. Георгия Победоносца» украсил грудь отважного морского летчика. Скромный солдатский георгиевский крест на оранжево-черной ленте был первым знаком почета, которым отметила земля русская своего доблестного воздушного воина, асса морской авиации, соратника знаменитого капитана Нестерова.
Асс – по-французски означает «туз».
Летчик Александр Демченко был тузом в колоде карт. Велась большая, опасная игра. На карту была поставлена судьба России. В Россию вторгся немец, не знающий жалости, расчетливый, бессердечным враг, с которым у русского народа были кровные счеты со времен нашествия ливонских псов-рыцарей...
2.

Конструктор инженер Григорович создал первые отечественные морские самолеты. Их наименование последовательно менялось: «М-3», «М-4», «М-5», «М-9» Летающая лодка «М-9» вступила в строй воздушных сил Черноморского флота в декабре 1914 г. Она держалась в воздухе добрых 4 часа, развивая скорость до 150 километров в час. Имея потолок в 1000 метров, самолет этот был рассчитан на экипаж из трех человек и двухпудовую бомбовую нагрузку.
Русская авиация законно гордилась отечественной машиной. Много боевых вылетов совершил на ней Демченко, приобретая навыки опытного военного летчика. Это был лучший самолет из тех, на которых ему доводилось драться в войну с немцами. Страна испытывала нужду в хороших моторах для самолетов. В 1915 году военные власти создали несколько комиссий для изучения достижений авиационной техники союзной Англии и Франции. В одну из таких групп и был включен унтер-офицер Александр Демченко.
Английский офицер привез русских в один из городов неподалеку от Лондона, вежливо распрощался на вокзале и вскочил на встречный поезд. Русские люди остались одни в чужом городе, не зная ни языка, ни обычаев страны. Через два дня Демченко ходил по заводу «Роллс-Ройса», знакомясь с цехами. Первоклассный слесарь и механик, он попал в родную стихию. Чертежи и схемы раскрывали ему все тайны устройства моторов «Роллс-Ройса». Детали, выделываемые на его глазах в цеху, дополняли недосказанное.
Около двух лет пробыл здесь Демченко. В конце 1916 года его отозвали в Париж для изучения моторов «Испано-Сюиза». Через четыре месяца он знал их не хуже «Роллс-Ройса». Обладая свойственной русскому человеку широкой и открытой душой, летчик сжился с французами так же, как к с англичанами. В часы обеденного перерыва ходил со своими французскими друзьями, рабочими завода, в соседний кабачок с громким названием «Отель Меканик». Здесь они выпивали традиционный бокал виноградного вина за победу русских, французов и англичан над «бошами».
В ту войну французы называли немцев «бошами», т. е. свиньями. Называли так потому, что, как и в прошлые войны, немцы вели себя на чужой земле, как гнусные животные. Полчища жадных, прожорливых свиней они врывались во французские деревни и русские села, грабя дома, насилуя женщин и разбивая головы младенцев прикладами ружей. Французские рабочие были отличными ребятами, Париж – хорошим городом, завод «Испано-Сюиза» – первоклассным заводом. Но русский человек Демченко тосковал по далекой, милой сердцу России, по морским просторам любимого Черноморья, по родному синему небу, в которое взмывал он на боевой машине, вдыхал грудью крепкий, соленый ветер. И когда его вызвал морской атташе посольства, офицер в больших чинах, и об'явим, что его оставляют инструктором на французском заводе до конца войны, Александр Демченко нарушил воинский устав, требующий безоговорочного подчинения начальству.
– Не могу, – произнес он сдавленным голосом. – Сброшу себя с Эйфелевой башни, если оставите здесь...
Тридцать суток ареста при казармах Перпиньяка получил наш унтер-офицер от морского атташе за неположенный по уставу ответ начальству. Явился в Перпиньяк, доложил дежурному офицеру о своей провинности и отправился на гауптвахту коротать в безделье тридцать дней и тридцать ночей на хлебе и воде. Тридцать суток гауптвахты не излечили тоски Демченко по родине. Сокола в клетке не удержать! После настойчевых хлопот летчик выпросился назад в Россию, в действующую армию. Это было накануне Февральской эволюции. Прибыв в Петербург, он получил назначение в рамбовскую летную школу и окончил ее в рекордно короткий срок со званием подпоручика.
Как опытного пилота и знатока моторов, его оставили здесь же, в Тамбове, в качестве инструктора. В этой должности и застало его наступление генерала Краснова на Питер.
Демченко и его старые товарищи по оружию Башкин и Пашков, выбившиеся в летчики из низших чинов, выполняя задания Смольного, совершали разведывательные полеты в расположение красноармейских частей.
После Краснова на Петроград наступал Юденич. Падение города ожидалось с часу на час. Шла эвакуация. Депутат С'езда Советов, летчик революционной армии, Демченко получил боевой приказ перегнать звено своих самолетов «М-9» в Москву. Тройка краснозвездных морских самолетов в весенний холодный день легла на курс по маршруту Ленинград – Тверь – Москва. Это был рискованный сухопутный рейс морских воздушных кораблей, летевших над нерастаявшими еще реками и озерами. А когда Демченко появился над московским аэродромом, все живое сбежалось к месту, над которым кружился смелый пилот на летающей лодке. Русский летчик продемонстрировал класс своего мастерства. Промчавшись мимо ожидавшей его кареты «скорой помощи», он мягко посадил на снег летающую лодку. Вскоре, выполняя революционный приказ, Демченко повел шестерку самолетов «М-9» на юг, на помощь бакинским пролетариям. Но Баку пал, пока они находились в пути. Отряд Демченко остается в Астрахани, 6 «морских девяток» осуществляли стратегический план, предусматривающий высадку десанта в Гурьеве, в тылу у белоказаков. Надо было отвлечь внимание канонерских лодок «Карс» и «Ардаган», хозяйничавших на беззащитном Каспийском море. Три парохода с полевыми пушками приняли борт шестерку самолетов, играя роль доморощенных авиаматок. Они доставили самолеты с астраханского рейда к Тюленьему острову. Здесь Демченко выгружал на морскую волну свою эскадрилью, снаряжая каждый самолет пудовой бомбой. Ведущий взлетал, ведомые пристраивались, и Демченко вел их на Дербент и Петровск. По три раза в день шестерка сбрасывала свои пудовые бомбы на эти города, наводя панику на войска противника и отвлекая его внимание от Гурьева. Самолеты были в дырах и заплатах. Перевязанные веревочками, закрученные проволокой, они непостижимым чудом держались в воздухе. Камер на колесах не было, покрышки просто-напросто набивали соломой, веревка заменяла амортизаторы. Посадка была по плечу лишь людям с железными нервами. Машина так стукалась о землю, что из глаз сыпались искры, в ушах гремел гром. Бензина не было совсем. Летали то на спирте с эфиром, то на так называемой «казанской смеси». Пилоты ломали голову над тем, из чего она приготовлена, но так и не могли узнать. Было лишь установлено одно: полет свыше 40 минут грозил обмороком самому выносливому человеку, настолько удушливыми были газы, выделяемые смесью при горении. Сергей Миронович Киров, посещая базу отчаянных пилотов, не раз просил: – Летайте потише. Берегите себя, не рассыпьте машины.
– Понятно, – говорили пилоты, смущенно переглядываясь. Но в пылу боевой работы они невольно нарушали обещание беречь себя. Не раз, вступая на своих «летающих гробах» в воздушные схватки с врагом, астраханский авиаотряд сбивал вражеские самолеты иностранных конс рукций. Боевой приказ перебросил русского летчика из Астрахани в Николаев. Крым был занят войсками барона Врангеля. Офицер по кличке «Рваный нос» командовал группой белогвардейских бомбардировщиков, которые безнаказанно бомбили советские
города. «Рваный нос» бесчинствовал на азово-черноморском побережье, терроризируя жителей советского Николаева.
Командир первого советского истребительного авиаотряда Демченко прибыл в Николаев со своими отчаянными ребятами, пересевшими на «Ньюпоры». Он горел желанием встретиться в воздухе с носителем уголовной клички капитаном Марченко. Но «Рваный нос» не пожелал подвергать себя случайностям подобной встречи. Александр Демченко был советским ассом – тузом. И «Рваный нос» знал, что такой туз побьет в его колоде любую карту, в том числе и пиковую даму, которая была изображена на фюзеляже его белогвардейского самолета. С прибытием отряда советских истребителей бомбардировки Николаева сняло, как рукой. «Рваный нос» спешно перебазировался на другой аэродром.
Кончилась гражданская война! Не с кем уже драться закаленному в воздушных боях русскому воину...
Он – на вокзале в Николаеве. С ним Ираида Дмитриевна – жена и верная подруга пилота, сын Дима 11 месяцев от роду.
Они едут навстречу судьбе в Москву...
3.

Профессия летчика – одна из благороднейших профессий на земном шаре. Научить летать можно каждого человека. Но без любви к самолету, без призвания к авиационному делу, без искорки летного таланта никогда никому не стать выдающимся пилотом. Настоящего пилота, познавшего радость многих взлетов в небо на послушной его воле машине, на земле не удержишь...
Так случилось и с Демченко. Он работал в Главвоздухофлоте, неся также обязанности инструктора в академии им. Жуковского. Но осе это было не его. Хотелось летать. Летать, летать!.. И он осаждал всех и каждого просьбами отпустить его из канцелярии на простор воздушных морей и океанов. В 1925 году он получил назначение рейсовым пилотом в Средней Азии. В далекий край поехали всей семьей. Осели в знойной Бухаре, городе мечетей и минаретов, с узкими кривыми улочками, окаймленном зеленью фруктовых садов. Вокруг были люди со своеобразным укладом жизни, незнакомыми обычаями. Широчайший круг обязанностей несли летчики «Добролета» в Средней Азии. Демченко возил на своем самолете семена для крестьян в кишлаки, воду для экспедиций в пески, буквари для школы в отдаленные районы, почту для мирных граждан в города, патроны для воинских частей в далекие гарнизоны. Басмаческие шайки шныряли еще в горах, среди песков…
За три года, которые провел на советском востоке рейсовый пилот, ему выпала честь проложить новые трассы. Демченко открыл воздушное сообщение со столицей Хорезмского оазиса Ургенчем и Ташаузом, куда до него люди пробирались на верблюдах двадцать суток. Его самолет опускался на узкую горную площадку таджикского городка Гарм, окруженного хребтами Дарваза. Областной центр ранее 8 месяцев в году отрезанный от всего мира, связался кратчайшим путем со столицей республики Сталинабадом. Он совершал рейсы в Куляб, откуда телеграммы привозили на ишаках через горы на двенадцатые сутки.
Теперь эти места не узнать! Теперь там никого не удивляют ни гудки автомобилей, ни рев авиационных моторов. А ведь в те времена, о которых идет мой рассказ, увидев самолет в небе над Гармом, два старика скончались от разрыва сердца, и это зафиксировано в одном из официальных документов, хранящихся в Сталинобадском центроархиве. В те времена темное, суеверное население глухих таджикских кишлаков принимало самолет Демченко за «шайтан арабу», т. е. «колесницу дьявола», и падало
ниц в ожидании страшного суда.
Совершив прыжок, из 60-градусной жары в 60-градусный мороз, летчик попадает из знойной Средней Азии в холодную Сибирь. Ему поручили разведать новую трассу из Иркутска в Якутск. В течение 2 лет, находясь далеко в стороне от крупных населенных пунктов России, в глуши и безлюдьи, он неизменно принимал участие в событиях, волнующих умы и сердца граждан его родины. Развозил оленеводов и учителей, золотоискателей и врачей, геологов и охотоведов, лесорубов и академиков. Упал где-то в тайге невиданный по величине метеорит, советский ученый Кулик пробирается к нему с запада, – Демченко летит искать его с востока от порогов Ангары до Енисея, имея на борту экспедицию Академии наук во главе с Сытиным. На своей вместительной машине он перетаскал сотни тонн разнообразнейших грузов, начиная от золотых самородков, кончая собачьими упряжками и опилками для утепления зимовок. Так в летных буднях шли дни и месяцы славной жизни рейсового пилота, пока его не вызвали в Одессу принимать самолет «Дорнье-Валь». На этой морской машине,
держась водных систем, он совершил перелет Одесса – Новая Земля.
Новые задачи поставила перед ним страна: разведывать льды.В страну, добившуюся мирового признания, потянулись иностранные корабли, и летчик Демченко летел впереди караванов, как проводник, выискивая проходы в ледяной пустыне, через Карское море к устью Енисея, от устья Енисея – к полярному порту Игарка. Работа ледового разведчика ему нравилась, он остался бы здесь надолго, если б не рыба. Случилось так, что исчезла рыба. Рыба исчезла из прибрежных вод Каспия, и рыбаки забили тревогу. Косяки, которые десятилетиями исправно ходили в районах, где промышляли рыбу, внезапно изменили своим привычкам. Летчика Демченко вызвали в Ленинград. Ему вручили самолет с приказанием лететь, не теряя времени, на Каспий и найти среди его водных просторов пропавшую без вести рыбу.
Приказ есть приказ. Русский летчик вылетел в Астрахань. Рыбу в море искать оказалось нелегко, легче было б найти иголку в сене. А главное, никто до этого с самолетов рыбы не высматривал, никто не знал, как она выглядит сверху, и можно ли увидеть ее вообще. Много крови испортила летчику злополучная рыба. Опытные рыбаки ему подсказали,
как ее искать. Они сообщали Демченко, что во время хода косяков рябы чайки собираются в большие стаи. Сопровождая рыбу, которая идет в верхнем теплом слое морской воды, чайки пикируют на зазевавшуюся рыбешку. Чайки, так чайки! Летчик привычным движением натянул на голову шлем и полез в кабину.
День за днем, квадрат за квадратом облетывал он море. Искал чаек, и, наконец, выискал первую стаю. Чайки носились, как оглашенные, пикировали по всем правилам летного искусства, но никакой рыбы, кроме той, которая блистала в клюве пикировщиков, летчик не видал. Мешала рябь. Меж тем надо было не только находить косяки рыбы, но и определять, в каком направлении они двигаются. В новом свете предстали давно знакомые морские просторы. Летая над ними, он думал одно: как увидеть рыбу? Кропотливо изучал пилот волны при ветре и рябь во время штиля; разгадывал секреты освещения водной поверхности, пробовал разные высоты. И установил, наконец, законы «рыболовного пилотажа». Чтобы увидеть рыбу и выследить ее, надо строго держать высоту в 500 метров, имея солнце и ветер сбоку или сзади – вот в чем секрет! С этой высоты косяк открывается перед взором темным пятном на зеленом фоне моря. С той поры, найдя стаю чаек, а затем косяк, Демченко садился на воду. А рыбаки, едва заметив, что самолет опускается, спешно подплывали на катерах, распуская сети.
(Продолжение в следующем номере).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 16 Сентябрь 2021 19:40

Эль-Регистан Габриэль Аркадьевич
 сс-2.jpg
Сталинский сокол 20.11.1942
Русский летчик

Вот прошел и 1930 год. Его записал Демченко в свой послужной список, как рыболовный год. Открылась навигация на почтово-пассажирской линии Москва- Берлин-Москва. Международную трассу были призваны обслуживать пилоты, умеющие водить корабли в любую погоду по расписанию. В течение трех лет над аэропортами Москвы, Великих Лук, Ковно, Кенигсберга, Данцига и Берлина регулярно в одно и то же время появлялся самолет, пилотируемый русским летчиком Александром Степановичем Демченко. Корректный, подтянутый пилот в синем форменном костюме всегда точно, минута в минуту по расписанию, протягивал дежурному свой путевой лист.
Демченко получает приглашение принять участие в летной экспедиции на Таймыр. Ему поручили вывозить на самолете пушнину из Дудинки в Красноярск. Работать здесь было очень нелегко. Стояли сильнейшие холода. Птицы замертво падали на землю, замерзая на лету. Бушевали ветры. Кожа слезала с рук при малейшем прикосновении к металлу. Но ни шторм, ни пурга не могли помешать Демченко...
Экстренная телеграмма, словно по мановению волшебного жезла, перебросила летчика с безлюдных снежных равнин Таймырской тундры в знойную субтропическую Италию, на лазоревую гладь озера Лаго-Малжориа. Он приехал в Сьесто Колендо, что неподалеку от Милана, с заданием советского правительства принять и перегнать в СССР закупленный на итальянском заводе самолет «Савойя Маркетти».
Эту машину предполагалось использовать в отдаленных районах Дальнего Востока. Демченко поднял «Савойю Маркетти» в воздух и пошел в свой далекий путь, выполняя грандиозный маршрут: Лаго-Маджориа-Бриндиэет-Афины-Истамбул-Одесса-Севастополь-Вольск-Казань-Свердловск-Тобольск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск-Чита-Благовещенск-Хабаровск-Владивосток-Бухта Ольга-Александровск-на-Сахалине-Большой Шантар-Аян-Охотск-Большевицк-Петропавловск-на-Камчатке.
Любящий муж и отец с каждой стоянки слал телеграммы домой семье, где все до одного были страстными поклонниками авиации. Дети по карте следили за его продвижением, и к концу переплета 14-летний сын летчика Дима, считавший себя большим знатоком авиации, торжественно об'явил за обедом:
-Ровно 25 тысяч километров!
4.
Когда выдающийся американский летчик Говард Юз вышел в свой скоростной кругосветный перелет Нью-Йорк-Париж-Москва-Сибирь-Аляска-Нью-Йорк, Демченко получил задание советского правительства помочь установлению кругосветного скоростного рекорда. Это было очень ответственное поручение. Самый трудный отрезок пути Говарда Юза проходил через малонаселенные пространства русского Севера. Малейшая задержка могла помешать осуществлению перелета.
Американский летчик уже приближался к Москве, когда раздались два сверхсрочных аварийных телефонных звонка из Кенигсбергского аэропорта. (В Кенигсберге Демченко знали хорошо по многочисленным рейсовым полетам в Берлин).
- Господин Демченко,- произнес с характерным немецким акцентом начальник аэропорта,- не давайте Говард Юз садить Москве. У его самолет есть поломаний лева нога.
- Почему вы не сообщили об этом Юзу, когда он взлетал в Кенигсберге? - взволновался Демченко.
- Не работайт радио...
Русский летчик вихрем помчался на аэродром. До прилета американца оставались считанные минуты. За эти минуты, развив лихорадочную деятельность, Демченко вызвал на аэродром заводские бригады с набором инструментов для быстрейшего ремонта шасси (скоростной рекорд стоял перед угрозой полного срыва), подготовил врачей, санитарную машину.
И вот на горизонте появилась маленькая точка. Быстро разрастаясь, она поняла очертания самолета.
Демченко, не зная, работает ли радио на самолете, опасался, что не сможет передать свое решение Говарду Юзу.
В кабине американца прозвучали слова, произнесенные спокойным и твердым голосом по-английски:
- Добрый день, мистер Говард Юз! Я - Демченко. Запрещаю вам садиться на московском аэродроме. Прежде пройдите надо мной на высоте 30-50 метров.
Американец выполнил приказание русского начальника штаба перелета. И в кабине рекордсмена вновь прозвучал его голос:
- О’кей, мистер Говард Юз! Я - Демченко. Все в порядке! Идите на посадку. Поздравляю вас с прилетом в столицу Советского Союза - Москву!
И левая, и правая нога на самолете Юза оказались в полной исправности, так же, как радиоприемник и передатчик, не выбывавшие ни на секунду из строя. Звонок из Кенигсберга был грубой немецкой провокацией, рассчитанной на то чтобы сорвать перелет, за которым с огромным интересом следил весь мир Сорвать именно на территории России, чтобы компрометировать советское государство в глазах мирового
общественного мнения.
Номер не удался. Говард Юз был в восторге от приема в Москве. Русский летчик оказал своему американскому товарищу неоценимые услуги, дав массу советов о сибирских и арктических трассах, которые ему были знакомы, как комнаты в собственной квартире.
Перелет проходил нормально, и Демченко следил за каждым километром пути американского рекордсмена, не отходя от радио- и телеграфного аппаратов. Говард Юз шел над заснеженной тайгой, когда радио принесло срочный запрос на имя Демченко с борта американского самолета. Говард Юз просил Демченко немедленно запросить Нью-Йорк, где находится кран отопления кабины его самолета. Американцу было холодно, он мерз. Демченко связался с Нью-Йорком и тотчас передал Говарду Юзу в воздух, под Якутск: «Кран отопительного прибора находится в вашей кабине под левым вторым сиденьем».
Семь минут прошло от момента получения запроса с борта самолета до момента, когда Говард Юз получил ответ. Демченко знал цену времени, исчисляемому в авиации на секунды.
Перелет Юза получил широкое освещение в газетах всего мира. В своих выступлениях по радио и в печати американский летчик сделал заявление, которое привело в бешенство провокаторов из Кенигсберга. Он сказал, что только благодаря русским ему удалось осуществить свой рекорд.
5.
В истории жизни А. С. Демченко, как в зеркале, отражен путь, пройденный русской авиацией со времен «летающего гроба» с бомбой на проволоке и с покрышками, набитыми соломой. Весна 1937 года застает летчика в кабине великолепного скоростного самолета «Л-35» отечественного производства. Мягкое сияние исходит от полированной глади приборов, размещенных, как в лаборатории ученого: пушистые ковры заглушают шаги пассажиров, занимающих места на откидных креслах с сафьяновой обивкой: в полете стюардесса разносит кофе, какао, прохладительные напитки. Корректный, чисто выбритый пилот сидит в своей светлой кабине из небьющегося стекла. Демченко открывает новую воздушную линию Москва - Стокгольм, пилотируя советский самолет - экспонат Международной выставки в Париже.
Ему не привыкать прокладывать пути-дороги сквозь воздушные моря и океаны. Бурный Каспий, Мертвые пески Кара-Кум, Полярным Якутск, Знойный Хорезм, Штормовой Охотск, Тихая лазурь озера Лаго-Маджориа, Казарменный Берлин, Дружественный Стокгольм и Прага.
Зимней ночью телефонный звонок вызывает его в Кремль. Руководители партии и правительства беседуют с группой работников советской авиации, в числе которых находится А. С. Демченко, председатель государственной комиссии по испытанию модели одного из советских самолетов. Речь идет о создании новейшего типа советского бомбардировщика. Товарищ Сталин задает ряд вопросов Демченко, внимательно выслушивая ответы бывалого пилота.
Вслед за взлетом отечественной конструкторской мысли взлетал в небо наш пилот, теперь уже летчик-испытатель одного из лучших заводов советского самолетостроения.
В личном удостоверении летчика-испытателя Демченко привлекают внимание две заполненные графы.
«Типы самолетов, на которых разрешается летать», - гласит первая графа.
«На всех самолетах», - записано чернилами под ней.
«Условия, при которых разрешаются полеты»,-гласит вторая.
«В любых условиях, мел и ночью», - записано чернилами.
Знаменитый американский летчик Говард Юз завершил свой кругосветный перепет за 91 час 14 минут 10 секунд. Русский летчик Александр Демченко 70 раз перекрыл маршрут кругосветного перелета своего американского собрата, налетав 6380 часов 35 минут. Кому, как не таким мастерам, поручать ответственнейшее дело опробования новых машин!
В 1940 году Демченко празднует замечательный юбилей: он становится миллионером, пятьдесят четвертым русским летчиком, налетавшим миллион километров. Юбилей
он встречает в воздухе во время очередного полета.
За работой испытателя его застает война. И первым порывом летчика было уйти в армию. Но завод забронировал его за собой.
Суровая складка залегла у губ старого русского асса, когда пришел приказ о эвакуации авиационного завода в глубь страны. Огромное предприятие грузилось на составы, занумерованные ящики со станками и оборудованием двигались на платформах на восток. Демченко перебрасывал по воздуху мозг предприятия его конструкторский и инженерно-технический персонал. Он перевозил одну группу за другой, пока не перебросил всех. Последним рейсом Демченко должен был увезти жену и дочь.
Война вынудила семью летчика-испытателя, как и тысячи других семейств, расстаться с уютом родного дома, сломать привычный быт, распрощаться с друзьями, со знакомыми. Но перед от'ездом на новое место отец летит повидаться с сыном.
Кто знает, как сложится жизнь. Война!.. Может, и не доведется им больше встретиться.
6.

Демченко-сын сидит в засаде в тот момент, когда Демченко-отец приземляется неподалеку на аэродром его полка. Демченко младший находится в готовности номер два; это означает, что его «ястребок», замаскированный хвоей, готов мгновенно выскочить из засады и кинуться с ревом на перехват врага.
Демченко-сын сидит в засаде в тот момент, когда Демченко-отец приземляется неподалеку на аэродром его полка. Демченко младший находится в готовности номер два; это означает, что его «ястребок», замаскированный хвоей, готов мгновенно выскочить из засады и кинуться с ревом на перехват врага.
Много воды утекло с того дня, когда Демченко вывез в первый раз пятилетнего сына в полет. И тогда еще можно было предсказать, что юноша, выросший в такой семье, последует примеру отца и изберет профессию летчика. Дмитрий Демченко окончил летную школу в Сталинграде. Но не ограничившись этим, он, по совету отца, прошел курс авиационных наук еще и в училище в Каче, под тем самым Севастополем, откуда начат свою авиационную карьеру Демченко старший.
Войну молодой военный летчик старшина Дмитрий Александрович Демченко начал на лобастом злом истребителе «И-16». Он попал в полк, которым командовал подполковник Андрей Ефимович Сидоров. Командир полка, награжденный орденами Ленина и Красного Знамени, в воздушных боях лично сбил 10 немецких самолетов. Он любил сам водить своих ребят в бой. Имея всего лишь 32 года от роду, подполковник Сидоров был и отцом, и товарищем для молодежи, которая влилась в ряды его полка.
Подполковник Сидоров горячо и сердечно принял Демченко старшего. Сын, примчавшись на своем «ишаке» из засады, радостно обнял отца. Они стояли рядом, отец и сын, подтянутые, ладные, в летных комбинезонах и шлемах, с широкими планшетами на боку. Трудно было сказать, у кого шире плечи, крепче грудь, острее глаз - у видавшего ли виды орла или у юного кречета. Молодые летчики не сводили восхищенных взглядов с современника первых легендарных полетов русских людей.
Перед отъездом старый летчик дал несколько советов сыну и его товарищам...
Демченко старшего весь полк провожал горячо и сердечно. Ему так крепко жали руку, что она ныла немного, когда летчик натягивал перчатку.
- Смотри! - сказал он напоследок, обнимая сына.
Демченко младший понял, что этим кратким напутствием отец его выразил и родительское беспокойство за жизнь единственного сына и требование драться с врагом родной земли так, чтобы ни одно пятнышко не легло на фамильную честь старого русского асса.
Ровно через месяц после отъезда отца, 24 октября 1941 года, летчик-истребитель Дмитрий Демченко патрулировал в воздухе, охраняя Н-ский железнодорожный узел. Немецкие орды в те дни рвались к Москве. На выручку столицы по железным дорогам стягивались войска, боеприпасы, снаряжение. Немцы направили группу бомбардировщиков для разгрома Н-ского железнодорожного узла. Чтобы распылить силы и рассеять внимание советских истребителей, немецкие самолеты шли поодиночке, каждый в свой сектор бомбометания.
Демченко увидел «Ю-88» под кромкой облаков, когда тот лег на боевой курс. Молодой истребитель смело бросился на врага. Немецкий стрелок-радист открыл огонь, а пилот
бомбардировщика быстро ушел в облака. «Ю-88» исчез из поля зрения.
Демченко младший помнил указания Демченко старшего. Он не пошел в облака и занял выжидательную позицию в стороне. Истребитель рассчитывал перехватить бомбардировщика по выходе из облаков. Расчет оказался точным. Бомбардировщик выскочил из облачности, и Демченко, немного довернув машину, дал немцу порцию свинца. «Ю-88» стал разворачиваться, чтобы опять улизнуть в облака, и тут-то истребитель поймал его на прицел метрах в 50-60. Короткая очередь отправила немецкого стрелка-радиста в потусторонний мир.
«Теперь самолет беззащитен с хвоста», - молниеносно зафиксировал мозг молодого истребителя. И когда немец исчез в облаках, Демченко немедленно взмыл вверх, в чистое небо, и выжидал здесь с минуту, зорко озираясь. Опять оправдалась отцовская наука! Немец вылез наверх, никак не ожидая встретить здесь своего преследователя. В панике отваливая, он подставил истребителю спину. Одного мгновения было достаточно для истребителя, чтобы всадить в спину «Ю-88» новую добрую порцию огня и металла.
Немецкий бомбардировщик провалился в облака, оставляя за собой черный дымный след. «Теперь пора!» - мелькнула мысль у истребителя, и он ринулся вниз, набирая бешеную скорость в пикирующем полете. Летчик обрушился, как возмездие, на спасавшегося бегством врага и в 30 метрах от земли, яростно нажал на гашетки пушек и пулеметов, сбил фашистский самолет, который вспыхнул и упал на вершины деревьев.
Первая победа заметно сказалась на поведении молодого истребителя. Старательный и раньше, он теперь все свободные часы проводил у своей машины, по нескольку раз проверяя на земле агрегаты, пристреливая пушки, пулеметы.
Полк пересаживался на новые машины, сконструированные по последнему слову авиационной техники. Командир полка вывозил молодых летчиков, обучая их взлету и посадке на новых машинах. Заботясь о молодежи, как наседка о цыплятах, командир полка в промежутках между боевыми вылетами учил летчиков по сигналу тревоги в мгновение ока, не выруливая на старт, взлетать со стоянки. Ходить в паре. Маневрировать. Драться один на один и в группе. Метко стрелять. Если нужно, итти на таран.
Приказом родины полк истребителей Сидорова был спешно перебазирован на ответственный участок фронта и прямо с хода пошел в бой. Подполковник Сидоров поднял в воздух 12 истребителей, идя во главе группы на перехват сильного немецкого авиационного отряда. Ему удалось перерезать в воздухе дорогу немцам. Подполковник подсчитал самолеты врага: 62 «Ю-52», «Ю-87», «Ю-88» и «Хе-126» в сопровождении 20 «Мессеров»!
Командир полка по радио приказал своим летчикам разделиться на две группы. Сам во главе пятерки, не дав опомниться врагу, врезался на полном ходу в караван немецких транспортных самолетов. Крайним справа он вел за собой Демченко младшего. Не прошло и двух минут, как вниз полетели три «Юнкерса». Два сбил Сидоров, один - Демченко в компания с Резвым. А «Мессеры» насели на вторую группу истребителей. Демченко по приказу командира, переданному по радио, поспешил им на помощь.
«Мессершмитты», взяв в «клещи» подполковника Гвоздева, гнали его к земле. Но на них сзади налетел сын старого русского летчика, начинающий асс Дмитрий Демченко. Второй немецкий самолет упал, сбитый Гвоздевым и Демченко.
Бой закончился разгромом противника. Вражеские летчики беспорядочно бежали, потеряв шесть машин.
На следующий день бой разгорелся с самого рассвета. Опять повел свою молодежь подполковник Сидоров.
Восемь истребителей дрались с «Мессершмиттами» в двух группах. Четверка, где был Сидоров, подбила одного, четверка, где был Демченко, - второго. В разгаре сражения у молодого пилота снаряд вырвал кусок кабины, пробил бензиновые баки и заклинил управление. Осколком снаряда Демченко был ранен в лицо.
Подполковник Сидоров по привычке садился на аэродром последним. Он «висел» в воздухе, подсчитывая своих соколов. Сел один, второй, третий. Вот идет на посадку Демченко. Колеса коснулись земли, поднялась пыль, машина, лишенная управления, перевернулась вверх колесами.
Перед Сидоровым, который, быстро сев, вылез из кабины, стоял Дмитрий Демченко с окровавленным лицом. Подполковник не дал раскрыть рта молодому пилоту.
- За одного битого двух небитых дают, - ободрил он раненого истребителя. - Орел! Хорошо дрался. Хвалю!
Получив тяжелое ранение, Демченко два месяца пролежал в госпитале и вернулся в полк, спеша вновь подняться воздух. Достойный сын своего отца, за короткий срок сбил три самолета лично и четыре - в группе.
7.
Мы сидим в уютной московской квартире старого русского летчика Демченко. В доме большая радость. Семья собралась на один день под родным кровом. Командир полка, нагрянув сюда, привез своего воспитанника, как на смотрины.
За столом друг против друга сидят Демченко старший и Демченко младший, два русских летчика. На пиджаке Демченко-отца - почетнейший знак миллионера воздуха и два ордена. На гимнастерке Демченко-сына - один орден.
Александр Степанович вернулся с востока, распростившись с заводом. Сердце летчика не выдержало, и Демченко старший подал заявление с просьбой зачислить его в ряды командиров военно-воздушных сил страны.
Интересы родины требовали, чтобы закаленный в боях летчик взлетел в небо. К стае советских соколов пристраивается бывалый беркут, облетавший воздушные моря и океаны.
Напомним, что записано в личном удостоверении летчика Демченко старшего.
«Летает на всех самолетах. В любых условиях. Днем и ночью».
И еще напомним: дорогу на Берлин Александр Степанович Демченко знает хорошо. Три года подряд русский летчик появлялся над германскими городами минута в минуту, точно по расписанию...

Окончание. См. «Сталинский № 71 за 30 октября.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 17 Сентябрь 2021 15:47

Зиновьев Н.Н., Конев В.Н. Красные авиаторы на фронтах Гражданской войны. 1918-1920. М.: Фонд "Русские Витязи", 2017.-216 с.:фот.
 Зиновьев. Красные авиаторы - 0003.jpg

с.131
 Зиновьев. Красные авиаторы - 0001.jpg
Под командой начальника гидродивизиона А. Демченко с 18 по 28 октября 1919 г. шесть гидросамолетов М-9 и М-20 совершали групповые бомбардировки и обстрел кораблей в морских базах Петровск-Порт и Дербент с целью не допустить переброски морем подкреплений в районы Ганюшкино, Сафроновка, Джумбай.

с.133
 Зиновьев. Красные авиаторы - 0002.jpg
Морлет А. Демченко
В некоторых книгах указывается, что за боевые заслуги в период 1919-1920 гг. морлеты 2-го Каспийского воздушного дивизиона А. Демченко и А. Волынский были награждены орденами Красного Знамени, однако нам не удалось найти ни представлений, ни приказов по армии, ни по фронту, не говоря уже о приказах РВСР. В картотеке награжденных Президиума Верховного Совета СССР также отсутствуют сведения о награждении их орденами Красного Знамени.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 17 Сентябрь 2021 15:51

Правда, 1933 , № 227, 18 августа

 =Правда, 1933 , № 227, 18 августа орден КЗ Демченко.jpg
О награждениях в связи с днем авиации — 18 августа 1933 года.
Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

III.
По гражданскому воздушному флоту:
Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет наградить:

ОРДЕНОМ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»:
...
2. ДЕМЧЕНКО А. С. — пилота — за выдающиеся заслуги по полярным и другим ответственным перелетам.
...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 17 Сентябрь 2021 19:28

Другие награды:
 Награды.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение Кара » 01 Январь 2023 15:33

Из Хронологии И.Родионова за 1933 г.:
10 мая 1933 г. участвовавший в приемке самолетов в Италии механик Эренпрейс совместно с известным летчиком А.С.Демченко подал заместителю начальника Главного управления ГВФ Анвельту письмо с предложением о перегонке одной машины Савойя С.55 в СССР по воздуху, совершив перелет Сесто-Календе - Хабаровск. Наряду с пропагандистским эффектом это обещало сэкономить время доставки «Савойи» на Дальний Восток. Представители фирмы брались обеспечить всем необходимым участок Сесто-Календе - Одесса в счет средств, заложенных в смету на упаковку и перевозку. Предложение было принято. Демченко прибыл в Италию и начал готовиться к перелету. Для полета выделили последний самолет из партии. Экипаж был смешанный: двое русских и два итальянца (5486,3).
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 01 Январь 2023 19:42

Весна 1937 года застает летчика в кабине великолепного скоростного самолета «Л-35» отечественного производства. Мягкое сияние исходит от полированной глади приборов, размещенных, как в лаборатории ученого: пушистые ковры заглушают шаги пассажиров, занимающих места на откидных креслах с сафьяновой обивкой: в полете стюардесса разносит кофе, какао, прохладительные напитки. Корректный, чисто выбритый пилот сидит в своей светлой кабине из небьющегося стекла. Демченко открывает новую воздушную линию Москва - Стокгольм, пилотируя советский самолет - экспонат Международной выставки в Париже.
Правда, 1937, №176, 28 июня

 Правда, 1937, №176 28 июня - 0001.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 02 Январь 2023 15:35

Правда, 1937, №230, 21 августа

«АНТ-35» НА ЛИНИИ МОСКВА - СТОКГОЛЬМ
 Правда, 1937, №230.jpg

С сегодняшнего дня на международной воздушной линии Москва — Стокгольм начинает курсировать скоростной десятиместный самолет «АНТ-35». Новый самолет отличается тщательной отделкой и комфортабельным оборудованием. Он развивает скорость в 290—300 километров в час. Кроме пассажирской кабины, имеются отделения для груза и почты.
Позавчера днем «AНТ-35» отправился из Москвы в Стокгольм в пробный рейс, без пассажиров. Машину вели пилоты тт. Демченко и Новиков. Весь путь был пройден за 4 часа 30 минут, не считая промежуточных посадок в Великих Луках и Риге.
Вчера, в 11 часов, самолет вылетел из Стокгольма в обратный рейс и в 18 час. 20 мин. опустился на Быковском аэродроме (под Москвой). Пилоты отмечают прекрасные летные качества машины: устойчивость в воздухе, скорость и легкость управления.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 02 Январь 2023 19:27

Правда, 1937, №335, 7 декабря

ЗИМНИЙ ПЕРЕЛЕТ МОСКВА — ПРАГА
 Правда, 1937, №335.jpg

ПРАГА, 5 декабря. (ТАСС). Вчера в Прагу благополучно прибыл советский пассажирский двухмоторный самолет «ПС-35», пилотируемый летчиком Демченко.
Чехословацкие газеты отмечают успешное проведение опытного перелета советского самолета в зимних условии на одной из труднейших авиалиний.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 02 Январь 2023 19:36

Орден "Знак Почета" за участие в поисках самолета "Родина":
 Известия 1938-257 (6724)_03.11.1938 Орден Знак Почета.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение ББК-10 » 03 Январь 2023 10:57

Эль-Регистан пишет:
Совершив прыжок, из 60-градусной жары в 60-градусный мороз, летчик попадает из знойной Средней Азии в холодную Сибирь. Ему поручили разведать новую трассу из Иркутска в Якутск. В течение 2 лет, находясь далеко в стороне от крупных населенных пунктов России, в глуши и безлюдьи, он неизменно принимал участие в событиях, волнующих умы и сердца граждан его родины. Развозил оленеводов и учителей, золотоискателей и врачей, геологов и охотоведов, лесорубов и академиков. Упал где-то в тайге невиданный по величине метеорит, советский ученый Кулик пробирается к нему с запада, – Демченко летит искать его с востока от порогов Ангары до Енисея, имея на борту экспедицию Академии наук во главе с Сытиным.

Несколько публикаций об этом в теме: Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Про участие в поисках Кулика:
Еще на берегу, не успев выгрузиться, узнаем, что накануне в Кежму прибыл сверху какой-то нездешний человек, который, повидимому, дожидается нас. Это, оказывается, Сытин. С самолетом, как поется в старой песне, вышло "гладко на бумаге, да забыли про овраги", На пути полета не оказалось баз с горючим, и, пролетев немного дальше селения Братского, он должен был вернуться. Сытину пришлось добираться до Кежмы в лодке.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Демченко Александр Степанович (1890-?)

Сообщение Кара » 17 Февраль 2023 15:39

За налёт 100 000 км был награждён именным знаком
 100000 км.jpg

В феврале 2003 г. украден из коллекции А.Шишкина и находится в розыске
https://xn--80anehnvga4c.xn--p1ai/katal ... 100000-km/
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения