Москаленко Пётр Павлович (1911-1995)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Москаленко Пётр Павлович (1911-1995)

Сообщение Борис Дворкин » 25 Январь 2021 16:10

[Москаленко Пётр Павлович]
[значение], [звание]
родился [26.07.1911] [1911-1995]
[После войны - зам. начальника Управления полярной авиации. С 1955 года до 1973 года командир авиационных отрядов во всех советских арктических и антарктических экспедициях. Совершил более 3-х тысяч первичных авиапосадок в сложных условиях на ледовые аэродромы Северного Ледовитого океана и районов Антарктиды]
[Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной звезды и многими медалями. Его имя значится в первом списке Заслуженных пилотов и штурманов СССР]
[Заслуженный пилот СССР]
Вложения
 П.П.Москаленко МАС.jpg
Аватара пользователя
Борис Дворкин
 
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 12 Июль 2018 09:20

Москаленко Пётр Павлович

Сообщение ББК-10 » 25 Январь 2021 16:36

Бурый Сергей. Воспоминания.
Новое задание. Авария на СП-7. 1957 год
Приготовив закусочку, налив по бокальчику, подняли вверх, чокнулись. Тут торопливый стук в дверь, мы поставили бокалы на стол, ждем, кого бог подкинул. С некоторой тревогой на лице быстро вошел командир эскадрильи Федор Утяшев и сказал:
— Сергей, пожалуйста, не пей, тебе придется срочно лететь на СП-7, где произошла большая беда. Льдина раскололась на части и под действием ветра продолжает тороситься и ломаться. Под угрозой люди и все имущество экспедиции. Я хотел лететь сам, но заместитель командующего П. Москаленко мне запретил, требует тебя.
Еще не вникнув в суть дела, я попытался отговориться, ссылаясь на то, что я не летал в этом году в лыжном варианте, требуется еще меня официально допустить и оформить документы.
— Требуемую формальность я сделаю сам, — сказал Утяшев, — сейчас принесу тебе задания, отметку поставлю в санчасти о допуске к полету, а ты готовься, пойдешь с моим экипажем, на моем самолете. Дело не терпит отлагательств, надо спасать людей и имущество. Льдина закрыта туманом, притом там пурга. Следуй на Шмидт в распоряжение Москаленко.
В это время Утяшев летал в лыжном варианте. И вот мы в воздухе, следуем на Шмидт. Экипажу я сказал:
— Праздновать можно всегда, а спасти людей — для нас тройной праздник.
В ответ слышу голоса:
— Правильно, командир, будем СП-7 выручать.
Прибыли на аэродром Шмидта, я доложил заместителю командующего по летной подготовке П. П. Москаленко.
— Товарищ, Бурый, — говорит Москаленко, — кусок льдины, на котором находятся все, имеет форму треугольника, длина полосы около 570 метров. Для лыжного варианта, не имея тормозов, это чрезвычайно мало, чуть не рассчитаешь, окажешься в воде. Сильный ветер ломает льдину. Надо предпринимать любые меры по спасению экспедиции. Я все знаю и в тебя верю, поэтому вас и вызвал. Что думаешь, товарищ Бурый.
— Петр Павлович, сказал я заместителю командующего, — люди в беде, погоду ждать не будем, сейчас по готовности будем вылетать на СП-7. В случае, если не удастся сесть на вновь подобранную льдину, произведем посадку где-либо поблизости, а с улучшением погоды перелетим. Мы на лыжах, поэтому мне и Вам беспокоиться не следует, поскольку опасности никакой нет.
— Правильно, командир, против такого решения я не возражаю, удачи вам, не сомневаюсь, что ты справишься.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Москаленко Пётр Павлович

Сообщение ББК-10 » 25 Январь 2021 17:11

С 1955 года до 1973 года командир авиационных отрядов во всех советских арктических и антарктических экспедициях.


Я бы, по этому поводу менее категорично сказал - "некоторых".
Очень много о П. П. Москаленко здесь:

Кравченко Е. Д. Карпий В. М. С Антарктидой — только на «Вы»

Командиры летных отрядов и их заместители в Советских и Российских антарктических экспедициях
Последний раз редактировалось ББК-10 25 Январь 2021 19:12, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Москаленко Пётр Павлович

Сообщение ББК-10 » 25 Январь 2021 19:00

Подольный Е. А. Алый талисман. — М.: ДОСААФ, 1979. — 143 с.

 Подольный. Алый талисман.jpg
ОТ ПОЛЮСА ДО ПОЛЮСА

Вся биография прославленного полярного летчика, заслуженного пилота СССР Петра Павловича Москаленко — в его летной книжке. Летал более чем на сорока типах самолетов. 20 тысяч часов провел в воздухе! Но он по-прежнему молод душой. Неторопливо рассказывает о фронтовых делах, о поединках с коварной стихией Арктики и Антарктиды, из которых вместе с товарищами — Виктором Перовым, Анатолием Волосиным, Владимиром Буклеем, Борисом Ивановым, Михаилом Шерпаковым, Михаилом Долматовым и другими полярниками неизменно выходил победителем.
Судьба с избытком припасла на его долю испытаний. Еще в 30-е годы избороздил на санитарных По-2 побережья и острова Белого, Баренцева и Карского морей. Узнал почем фунт «полярного лиха». «Приводными» тогда были затерявшиеся в белом безмолвии редкие поселки да оленеводческие стойбища, высшим комфортом — меховая маска; «совершенным» навигационным прибором — зыбкая картушка магнитного компаса. А самые надежные помощники, пожалуй, энтузиазм да безоглядная влюбленность в авиацию. Они не подводили никогда.
Сколько же таких вот полетов, порою с риском для собственной жизни во имя жизни других! Летал по неизведанным трассам, садился на коварных прибрежных ледяных припаях, на глухих таежных лесосеках. Так, в каждодневном опасном труде закалялся характер.
* * *
В грозные годы Великой Отечественной войны Москаленко — фронтовой летчик. До тонкостей зная специфику полетов на Севере, он со своими боевыми товарищами бомбит переправы, морские порты и аэродромы противника, забрасывает в тыл врага разведывательные группы, перевозит срочные грузы, эвакуирует раненых. Бомбил транспорты с военными грузами в порту Ляборга на берегу Ботнического залива, фашистские аэродромы, приземлялся в окруженной противником группе наших войск, чтобы доставить боеприпасы и увезти в тыл тяжелораненых.
На один из островов Онежского озера в тыл к фашистам надо было забросить трех разведчиков с радиостанцией. Москаленко незаметно провел гидросамолет мимо вражеских гарнизонов. Затем в ночных условиях приводнился в заданной точке, высадил десант на острове. Но гитлеровцы услышали шум мотора самолета. И вот в сторону смельчаков, рассекая тьму голубым лучом прожектора, на большой скорости стал приближаться вражеский сторожевой катер.
Летчик не растерялся. Мгновенно приходит решение: подрулить к скалистому берегу, скрыться в его складках. Ощетинившись пулеметами, катер противника прошел вдоль побережья, прощупывая прожекторным лучом его каменистую твердь, но самолета так и не заметил. Улучив момент, Москаленко запустил мотор, дал полный газ, и машина, плавно скользнув по озерной глади, ушла в воздух из-под самого носа фашистов.
Выполняя труднейшие боевые задания, он никогда не забывал о своих обязанностях заместителя командира 5-го отдельного авиаполка ГБФ. В каждый полет брал с собой «не нюхавшего пороха» молодого летчика. Это была настоящая школа боевого возмужания. Его подопечные — Николай Матвеев, Дмитрий Гичкин, Владимир Никитов, Василий Данчук и многие другие впоследствии стали мастерами бомбового удара, умелыми и бесстрашными воздушными бойцами.
Помогая молодым обрести крылья, отважный авиатор вспоминал свою крылатую юность, свой первый полет.
* * *
…Витебская школа летчиков Осоавиахима. Раннее июньское утро 1932 года. Инструктор Сергей Федосеенко, всегда строгий и подтянутый, сегодня по-отцовски снисходителен. Глянцевая перкаль новенького самолета мягко отражает нежный свет утренней зари. На мальчишечьем неокрепшем плече учлета теплая ладонь инструктора:
— Ну, Петро, в добрый путь!
Думал ли тогда Федосеенко, что через двенадцать лет, в военном 1944 году он, командир полка, на фронтовых путях-дорогах встретит этого парня, крестьянского сына, тоже командира авиационного полка. Причем здесь же, в районе Витебска! Бывший наставник с волнением узнал о боевых делах своего небесного крестника. До этого, как бы отдавая долг Осоавиахиму, Петр учился в Тушине, в Центральной школе инструкторов, был летчиком Ивановского аэроклуба, начальником летной части аэроклуба в Коврове…
* * *
В биографии каждого летчика есть свои вехи. Для Москаленко две из них самые заметные. Причем в прямом смысле этого слова, потому что поставлены они на Северном и Южном полюсах Земли.
Много раз летчик вылетал на ледовую разведку, чтобы подобрать подходящие льдины для дрейфующих станций и посадочных площадок. Первым в Арктике совершил весьма рискованный эксперимент — посадил самолет на ледяной купол. А дело было так.
В 1956 году он, назначенный командиром авиаотряда антарктической экспедиции Академии наук СССР, был занят в столице подготовкой людей и техники к ответственному рейду, но неожиданно его отправили на Север. В районе острова Шпицбергена терпела бедствие шведско-норвежская экспедиция.
Москаленко вместе с опытным полярным летчиком Перовым занялись поисками. Перов уже делал упорные попытки пробиться к ледовому острову, но безрезультатно.
Дело не из простых. Купол острова почти все время в облаках, не подступиться.
Долго кружились над тем местом, где, по всем расчетам, должен быть злополучный купол.
— Будем по очереди непрерывно барражировать над островом, — предлагает Москаленко, — нужен хотя бы малейший просвет.
Но по-прежнему остров укутан рваной пеленой облаков и тумана. Сквозь ничтожные просветы зыбко проглядывались черные точки людей и палаток. Первый слой облачности ниже вершины острова на 100 мэтров. Второй — почти над самым куполом. Странная картина: казалось, что люди стояли на облаках, так все сливалось в один серебристо-белый фон. Но вот улучили момент: на мгновение обозначился просвет. Скорее туда! За стеклом кабины мелькают клочья тумана, ветер остервенело треплет машину. Видимости никакой. Только черные точки на «облаках». Каким-то чутьем Москаленко определил начало выравнивания. Убран газ… Ну, еще немного… И вот — лыжи, мягко коснувшись снега, легко скользят по толстому насту. Навстречу спасителю, обгоняя друг друга и падая, бегут изможденные люди.
В Антарктиде летчикам, руководимым Москаленко, довелось встретиться с такими трудностями, которые даже в суровых условиях Арктики нелегко себе вообразить: ураганные ветры, доходящие до 70 метров в секунду, семидесятиградусные морозы, сильная разряженность атмосферы.
Но нужно было работать. Да еще как! Ведь необходимы полеты по изучению атмосферных условий и ледовой обстановки. Надо проложить надежный воздушный мост между полярными станциями Мирный, Пионерская и Восток-1. А тут беда — затерт льдами дизель-электроход «Обь», доставивший сюда ученых и летчиков. И снова без сна и отдыха — переброска людей к подоспевшему на помощь теплоходу «Наварин». В свою очередь с «Наварина» через промежуточный аэродром надо было доставлять грузы для Мирного, на который они забрасывались вертолетом, а уж потом — самолетом.
Эта сложная задача требовала новаторского решения. Командир авиаотряда предложил в качестве промежуточного аэродрома использовать… айсберг. И вот ежедневно на плавучий аэродром прибывал Ил-14, пилотируемый Москаленко. А связь между айсбергом и судном осуществлял экипаж вертолета Ми-8 во главе с Александром Кошманом. Воздушный мост «Наварин» — айсберг — Мирный действовал четко. Такого еще не было в практике освоения Антарктиды.
* * *
За участие в успешном осуществлении операции по вывозу 17-й советской антарктической экспедиции, спасению дизель-электрохода «Обь» и проявленные при этом мужество и отвагу Президиум Верховного Совета СССР Указом от 16 мая 1974 года наградил командира антарктического авиационного отряда П. Москаленко и командира вертолета А. Кошмана орденами Ленина.
Петр Павлович — скромный и обаятельный человек. Он и о своей невероятно трудной работе говорит с легкой иронией:
— Вот так и обживаем помаленьку ледяную землицу, придаем ей, горемычной, некоторый уют…
И только тот, кто его знает ближе, кто до конца понимает, что значит изо дня в день штурмовать необузданную, дышащую смертельным холодом стихию, знает истинную цену этому человеку, жизнь которого — подвиг.
* * *
…Как-то Петр Павлович зашел к своему другу, известному советскому летчику-испытателю Сергею Николаевичу Анохину, однокашнику еще по Центральной школе инструкторов Осоавиахима. Анохин рассказал тогда о таком эксперименте, что даже Москаленко, повидавший на своем веку всякого, только удивленно покачал головой. Речь шла об испытании самолета на прочность, когда летчик путем невероятных перегрузок должен был развалить его в воздухе.
Заметив, с каким восторгом Москаленко смотрит на друга, Анохин сказал сердито:
— Ну, это ты брось, Петя. Вас Север на прочность в каждом полете ломает, да никак не сломит. — И с улыбкой добавил:
— Видно, из прочного материала сделаны! Да, из прочного материала!
* * *
Имя отважного полярного летчика коммуниста Москаленко известно не только в нашей стране, но и за ее рубежами. Дороги авиатору встречи с молодежью: спортсменами ДОСААФ, комсомольцами, пионерами.
Началом замечательной традиции послужил такой случай. В 1959 году газета «Витебский рабочий» поместила о Москаленко статью. Затем его пригласили в гости в Витебск, в город, где он начинал свой путь в небо. Здесь предложили выступить на городском активе членов оборонного Общества. Поначалу волновался: пропагандистского опыта не имелось. Но оказалось, что лучшей агитацией явились его обычные дела: работа в Осоавиахиме, боевые вылеты в Заполярье, участие в освобождении от фашистов Белоруссии, покорение Арктики. И видел Петр Павлович, как восхищением загорались у парней и девчат глаза. Значит, нужны, очень нужны эти встречи. И как бы в подтверждение этой мысли посыпались одно за другим приглашения молодых рабочих текстильной и ковровой фабрик, студентов.
Не раз бывал полярный летчик в Иванове. Да и как же иначе: ведь здесь родной аэроклуб, тут он совершил первый парашютный прыжок, был летчиком-инструктором. Для клубного музея боевой славы Москаленко передал архивные материалы, экспонаты, фотографии. Ивановцы не забывают своего старшего товарища и друга, приезжают к нему в Москву за советом и помощью.
Крепкая дружба связывает летчика с родной Бобыничской школой, что под Витебском, с 8-й школой подмосковного города Жуковского. Еще в Великую Отечественную войну ребята из Подмосковья шефствовали над 5-м авиационным полком, в котором служил Москаленко. И по сей день они верны этой традиции: создали школьный музей истории полка, поддерживают постоянную связь с ветеранами, участвуют в военно-патриотической работе первичной организации ДОСААФ. А наставником у школьников заведующая учебной частью Римма Петровна Петрова. И не случайно: ее отец был летчиком полка, крылом к крылу ходил вместе с Москаленко в атаки на врага.
Нет для коммуниста, ветерана авиации большего удовлетворения, чем приносить радость ребятам, вселять в них уверенность в своих силах, мечту о крыльях, на которых они, принимающие эстафету от старших, еще больше возвеличат славу любимой Родины.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Москаленко Пётр Павлович

Сообщение ББК-10 » 25 Январь 2021 19:39

В 1969 году вышел фильм режиссёра Георгия Натансона по книге Братьев Тур «Чрезвычайный посол» с Юлией Борисовой в роли посла Кольцовой.
Отыскал у себя в БД папочку "МОСКАЛЕНКО П. П." от 2009 года. А там скрин-шоты из фильма, заключительные кадры, хроника, парад Победы 24 июня 1945 г.
Теперь терзаю себя, почему они в этой папочке "МОСКАЛЕНКО" оказались?
 11.jpg
 33.jpg
 Посол СС.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Москаленко Пётр Павлович

Сообщение Адольф Милованов » 26 Январь 2021 08:47

Москаленко П.П. ф 9570 оп 6 д 21 .tif [16.49 МБ Скачиваний: 176]

Опись 4. Д. 306. 119л. ... Л. 58. К Ордену Знак Почёта.
Л. 69. Москаленко Пётр Павлович (красным карандашом наискосок написано ИСКЛЮЧИТЬ), к/с, 1911 г.р, белорус, чл. ВКП(б), Ордена Красной Звезды, Красного Знамени; медали: За оборону Сталинграда, За оборону Кавказа, За оборону Советского Заполярья, За Победу над Германией.
Отличный пилот, летает на всех типах современных транспортных самолётов. В экспедиции «Север-4» 1949г. летал командиром 4-х моторного самолёта МК-200, впервые эксплуатируемого в высоких широтах. Отлично справился с заданием, произвёл 4 посадки на ограниченные аэродромы на дрейфующем льду.
Дело 305. Отчётные материалы (первичные) по ВШВЭ «С-4» ГУСМП. 1.3-5.10.1949г. 234л.
Л. 221. Гл. штурману УПА ГУСМП п/п Штепенко А.П. При сём представляю отчёты штурманов по работе экспедиции «Север-4». ...
7. ФВ-200 Н-401 к/к Москаленко, 2п Грасс, шт Кривошеев, б/м Громов, б/р Невьянцев, 2-й б/м Хромов, 3-й б/м Лихачевский (с 29.3 по 17.5.49).
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения