Чагин Михаил Иванович (1905-?)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Чагин Михаил Иванович (1905-?)

Сообщение ББК-10 » 01 Февраль 2020 20:42

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чагин Михаил Иванович (1905-?)

Сообщение ББК-10 » 01 Февраль 2020 20:49

Советская Арктика, 1940, №5, с.30-36

 Бортмеханик ЧАГИН - 0005.jpg
 Бортмеханик ЧАГИН - 0001.jpg
БОРТМЕХАНИК ЧАГИН

Деревня Родоманово 1) потонула в лесах. Мелководная речушка вьется по оврагу вдоль деревни. Летом на речке стоит несмолкаемый ребячий гомон. Вода в ней коричневая, взбаломученная, и хоть доходит она всего до колен — ребята пытаются нырять. Миша Чагин, сидя на берегу и неодобрительно поглядывая на речку, рассказывает товарищам, что в лесу, недалеко от деревни есть старые, заброшенные пруды, а в этих прудах огромные караси. Миша любит вставать со стадами и, забрав удочки, по утренней росе пробираться к прудам.
На рыбную ловлю он никогда не брал ни товарищей, ни младших братишек: своими разговорами они распугают карасей и нарушат тишину предутреннего леса. Миша часами мог сидеть на стволе старой ивы, склонившейся над водой, и следить за первыми лучами солнца, которые с трудом пробивались сквозь верхушки деревьев, за просыпающейся жизнью в лесу. Вздрогнувший поплавок выводит его из задумчивости; он подсечет прожорливого карася, сменит червяка и снова сидит неподвижно, глядя на розовеющую гладь воды.
Беззаботное детство кончилось рано. Трудно пришлось большой крестьянской семье в голодные годы. Семь человек ребят, из которых Миша был самый старший, требовали хлеба, не хотели сидеть разутыми дома, а валенок нехватало. Миша, будучи еще подростком, работал с отцом на лесоразработках, напиливая за день кубическую сажень дров.
Отец был мастер на все руки и обучил сына класть печки, плотничать, валять валенки и гнуть полозья для саней. Тяжелое детство не располагало к мечтам о дальних плаваниях и небывалых полетах. Юноша часто думал о том, чтобы пойти в город на заработки, помочь семье.
Постоянно помогая отцу, он все же сумел окончить четырехклассную сельскую школу.
В 1926 г. Чагин вступил в комсомол и усиленно занялся самообразованием. Родителей даже забеспокоило его пристрастие к книжкам; они боялись, что из него не выйдет хорошего помощника. В том же году сын, однако, уехал в Москву на заработки.
Сперва работал грузчиком на станции Москва-Павелецкая, потом чернорабочим на фабрике «Кардолента». Теперь он жил на свой заработок и часть получки регулярно отдавал родителям.
1) Малинский район Московской области.

 Бортмеханик ЧАГИН - 0002.jpg
30

Два года пробыл Чагин в Красной армии. Это были годы упорной и непрерывной учебы. До сих пор жизнь складывалась так, что систематически учиться ему не удавалось. Четыре класса сельской школы — вот весь запас знания, который приобрел Чагин. Армия помогла ему культурно вырасти, — он окончил курсы по подготовке в вуз. Бывший чернорабочий, он приобрел здесь и специальность, окончив школу авиамотористов. В армии же он вступил в партию.
Авиация сразу понравилась Чагину. Первый полет он совершил после окончания школы авиамотористов. И странное дело — ему показалось, что бортмехаником быть гораздо интереснее и труднее, чем летчиком. Готовить моторы к полету и следить за ними в воздухе, прислушиваться к мерному ритму их работы, — все это очень привлекало Чагина.
После службы в Красной армии в один год он окончил Ленинградский авиатехникум и затем 3 года работал авиамехаником на линии Москва — Харьков.
С 1933 г. Михаил Иванович Чагин начал работать в полярной авиации. Первый полет за полярный круг он совершил в 1934 г. летом из Таганрога в Обдорск, где и работал на линии Тюмень — Обдорск.
Настоящим же «арктическим крещением» был его полет на Вайгач зимой 1934-35 г.
На Вайгаче затопляло водой шахты и срочно нужна была консультация специалистов-инженеров. Их решили завезти на самолете.
Машину вел летчик Фарих. Самолет «Р-5» шел с большой перегрузкой, полет был тяжелый.
На самолете был только один бортмеханик — Чагин. От него зависела точность работы всех механизмов и состояние материальной части. Если в средней полосе самолет, производя вынужденную посадку, всегда поблизости найдет жилье и помощь людей, то в Арктике на это рассчитывать не приходится.
С самого начала работы в Арктике Чагин ощутил огромную ответственность, которая ложится на него, как на рачительного хозяина самолета. Малейшее его упущение может сорвать полет. На одной из посадок, осматривая самолет «Р-5», бортмеханик обнаружил трещину в киле. Не заделай он ее, могла произойти авария и 6 человек поплатились бы жизнью.
При посадке на снежные аэродромы, несмотря на все старания летчика, хвост большой птицы обязательно увязал в снегу. Чагин после таких посадок долго ходил задумчивым. Вскоре у его самолета вместо обычной лыжи-костыля появилась металлическая лыжа с большей опорной площадью. Хвост больше не мешал посадке.
Возвращаясь с Вайгача, самолет попал в сильную пургу при 39° мороза. Перед носом самолета была сплошная стена падающего снега. Лететь в такую погоду невозможно. Вынужденная посадка в безбрежной тундре, вдали от жилья, была неожиданной для молодого полярника. Как только самолет сел, нужно было сейчас же выпустить воду из радиатора. Если ее выпустить прямо на землю — это значило, что самолет уже не сможет подняться без посторонней помощи. А в безлюдной тундре этой помощи можно и не дождаться. Нужно было немедленно найти выход, иначе вода замерзнет и разорвет радиатор. Выход был найден. Чагин выломал из-под самолета добавочный бак для бензина и слил в него воду.
Двое суток продолжалась пурга. Мороз был так силен, что даже крепкое дерево, из которого был сделан самолет, часто потрескивало.

 Бортмеханик ЧАГИН - 0003.jpg
31

Но Чагин органически не мог сидеть без дела. Его невысокая коренастая фигура постоянно мелькала возле самолета, несмотря на то, что он уже поморозил себе руки и лицо.
Этот первый арктический полет был хорошей школой для Чагина. Опытный полярный летчик Фарих был для него прекрасным учителем. Он приучил Чагина предусматривать каждую мелочь, которая в полете может оказать неоценимую услугу. Каждая гайка, каждый шуруп могут пригодиться в дальнем арктическом перелете, где на тысячи километров не встретишь не только технической базы, но даже просто жилого поселка. После этого полета Чагин стал всегда держать наготове мешочек с гайками, болтами и шурупами. Он лежит у него под кроватью. Если даже ночью бортмеханика вызовут в полет, он никогда не забудет взять с собой этот мешок.
Лето 1935 г. в ледовом отношении было благоприятным. Ледокол «Красин» работал в Восточном секторе Арктики и редко встречал льды. На борту ледокола был маленький гидросамолет «Ш-2» для ледовых разведок. Помощи самолета в эту навигацию почти не требовалось, он налетал всего 19 часов.
Однако бортмеханику Чагину этот самолет доставил много хлопот. Долгое время мотор сдавал в воздухе. Чагин каждый раз терпеливо разбирал мотор, карбюратор, фильтр, — все было в порядке. Все части промывал в бензине, снова собирал, и все-таки мотор опять останавливался. Однажды механик случайно опустил фильтр вместо бензина в ведро с горячей водой. Вода сейчас же помутнела. Оказалось, что фильтр был забит тонкой пленкой мыла, которая в бензине не растворилась, а разглядеть ее было невозможно. Какой-то «умник», не желая утруждать себя ремонтом, замазал мылом небольшую течь в перекрывном кране.
Чагин тщательно промыл кипятком фильтр и притер кран наждаком. После этого мотор уже не сдавал.
В начале 1936 г. Фарих с Чагиным снова совершили небольшой зимний перелет из Москвы в Амдерму.
Осень этого года прошла в усиленной тренировке и подготовке к трансарктическому зимнему перелету на двухмоторном самолете «Г-1». Командиром самолета был Фарих. Предстояло перелететь более 20 тыс. км. Путь пролегал через Свердловск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Зырянку, Анадырь и оттуда по всему побережью Северного морского пути, с заходом на остров Врангеля.
Готовились к этому перелету долго, тщательно проверяли каждую деталь.
Чагин знал, что он отвечает за всю материальную часть, за точность работы механизмов, готовность к вылету, за своевременный ремонт. Во время полета он по приборам должен следить за работой моторов, на базах руководить заправкой самолета и нередко выполнять даже функции уборщика. Бортмеханик перед полетом всегда первым должен притти к самолету, подогреть воду, прогреть моторы, проверить работу всех механизмов. После посадки он последним обязан покидать самолет: нужно слить воду, закрыть моторы, прибраться и обеспечить безопасность самолета на случай сильного ветра. И часто бывает, что товарищи по экипажу успеют пообедать и даже завалиться спать, а бортмеханик еще возится у самолета.
Опыт первой вынужденной посадки в тундре пригодился Чагину. Много думал он о том, как упростить операцию со сливом и подогревом воды. Чагин сделал специальный бак, поместив его в хвосте само-

 Бортмеханик ЧАГИН - 0004.jpg
32

лета. Вода из бака, в котором она утром подогревалась при помощи двухрожковой лампы и змеевика, перекачивалась альвеером прямо в радиатор мотора. Эта конструкция значительно облегчила работу и сократила время, нужное для этой операции. 15 ведер воды подогревались за один час. Масло из мотора Чагин решил совсем не сливать и подогревать его одновременно с моторами. Этот метод тоже себя оправдал. При этом нужно только следить, чтобы до разогрева мотора не крутили винт. В масло иногда попадает вода, и образовавшаяся льдинка может поломать какой-нибудь поршенек маслопомпы.
Самолет «Г-1» был оборудован новейшими приборами и радиостанцией, работающей на коротких и длинных волнах. Моторы были утеплены асбестом и сукном, а кабины самолета отеплялись отработанными газами.
9 февраля 1937 г. начался трансарктический перелет. Экипаж самолета состоял из двух пилотов, двух бортмехаников и одного штурмана. На борту находились три пассажира.
Задачей перелета было испытать работу моторов и приборов зимой, при низких температурах, завезти полярникам на дальние арктические форпосты газеты, литературу, письма и лекарства.
После Иркутска полет проходил при сильных морозах. Иногда самолет попадал в пургу. Но теперь вынужденные посадки были уже не страшны. Как только прекращался снежный вихрь и погода прояснялась, можно было без посторонней помощи греть воду и лететь дальше.
В Якутске кончалась освоенная трасса. Дальше предстояло самим прокладывать трассу, по которой еще не летал ни один самолет.
Путь от Якутска до Зырянки пролегал над высокими горными хребтами, глубокими ущельями и неизведанными просторами. Острые пики гор иногда неожиданно вырастали перед носом перегруженного самолета. Высота их была никем не измерена, а туман окутывал предательские вершины.
Самолет пролетал над неизвестными речками, не нанесенными на карты, над глухой колымской тайгой. Только опытные летчики могли благополучно провести самолет по такому опасному неосвоенному маршруту.
Прилетев в Зырянку, летчики с благодарностью пожали руки механикам. Если бы в пути подвели моторы, катастрофа была бы неминуемой — посадка ни в горах, ни в тайге невозможна.
Полет проходил при 57° мороза, на открытом воздухе трудно было даже дышать. Маршрут пересекал полюс холода, который находится в районе Верхоянска.
От Зырянки до Анадыря путь был не менее сложен. Сильный встречный ветер уменьшал скорость самолета: вместо 165 км в час он делал только 120. Горючего, которое было рассчитано на 1 200 км, теперь могло не хватить. Решили сесть в Маркове, за 250—300 км от Анадыря. На другой день летчик Каминский привез горючее из Анадыря, и оба самолета вместе улетели в столицу Чукотки.
Первую часть задания экипаж выполнил с честью. Самолет в зимних условиях, при лютом морозе, прилетел на Чукотку, проложив новую трассу над малоисследованным краем.
Дальнейший путь должен был итти побережьем. Но тут началась сильнейшая пурга. О полете нечего было и думать. Из дома в дом приходилось пробираться, держась за протянутые веревки. Чукчи утверждали, что это «умывался» молодой месяц. «Умыванье» затянулось. Пурга свирепствовала 14 суток.

 Бортмеханик ЧАГИН - 0006.jpg
33

Вылетев наконец из Анадыря в ясную безветренную погоду, экипаж через 2 часа получил радиограмму из Уэллена, что там шторм и видимость всего 100 м. Пришлось свернуть к заливу Креста.
Здесь пурга намела высокие крепкие заструги. При посадке самолет ударился лыжей о жесткий заструг, подпрыгнув, описал разворот на 360 градусов и, накренившись на правый бок, задрал хвост высоко вверх. Лыжа разлетелась на мелкие куски, а шасси глубоко ушло в снег.
Стоял трескучий мороз. Нужно было немедленно выпустить воду, а выходное отверстие для нее оказалось теперь наверху. Однако Чагин не растерялся: он начал сверлить радиатор.
— Цело ли шасси? — настойчиво вертелось у него в голове.
Авария была настолько серьезной, что летчики, выйдя из самолета, сильно помрачнели: не пришлось бы выбираться отсюда только с первыми пароходами...
Наконец радиатор был просверлен и вода, угрожавшая превратиться в лед, была выпущена. Чагин кинулся вниз и принялся быстро разгребать снег. Шасси было цело! К удивлению летчиков Чагин исполнил какой-то импровизированный танец на снегу и заявил, что полет можно будет продолжать через 6 дней, если с мыса Шмидта привезут два новых винта, казеинового клея, эмалиту и авиационного полотна. Это окрылило приунывших пилотов. На мыс Шмидта сейчас же полетела радиограмма, и на другой день самолет «У-2» доставил оттуда все нужные материалы.
Чагин принялся делать новую лыжу из многослойной фанеры. Работать приходилось день и ночь. На четвертые сутки лыжа была готова, ее оставалось только подсушить. Еще сутки ушли на смену винтов и остальной ремонт.
На шестой день самолет уже стартовал в дальнейший путь.
Так упорство Чагина, его изобретательность и привычка к различ-

Бортмеханик М. И. Чагин в Якутске во время трансарктического перелета 1937 г.
Фото Н. Подорольского

 Бортмеханик ЧАГИН - 0007.jpg
34

ным ремеслам, приобретенная еще в детстве, помогли экипажу выйти из затруднительного положения.
Самолет побывал на острове Врангеля, на мысе Шелагском, в бухте Амбарчик, на Новосибирских островах, в бухте Тикси, на Нордвике, на мысе Челюскине, на острове Диксон, в Амдерме и т. д. Всюду самолет встречали радостно, полярники получали вести с Большой земли, давно не виденные газеты. Летчики помогали перевозить заболевших полярников в больницы, снабжали полярные станции медикаментами и другими необходимыми вещами.
Самодельная лыжа выдержала более тридцати посадок и, вполне еще пригодная к полетам, была заменена колесами в Амдерме.
При полете вдоль побережья сухопутному самолету иногда приходилось итти над открытым морем, он часто попадал в туман, в низкую облачность, шел слепым полетом, несколько раз начинал обледеневать, попадал в пургу, из-за погоды делал вынужденные посадки и по несколько дней пережидал ее капризы.
Но из всех этих перипетий экипаж выходил победителем. Советское правительство наградило участников перелета орденами Союза. Михаил Иванович Чагин был награжден орденом Трудового Красного знамени.
Необозримые снежные просторы тундры, молчаливая тайга в снежном }боре, разноцветные сполохи северного сияния, причудливые торосистые льды и зеленоватые айсберги северных морей поэтически восхищали и вдохновляли нашего бортмеханика, профессия которого, казалось, была далека от поэзии. Как невольная дань суровой и величественной красоте Арктики, в уме Чагина стали сами собой складываться рифмованные строчки. В клеенчатой тетради — спутнике его далеких путешествий — записано с десяток небольших стихотворений. Под всеми из них подписи: «О. Вайгач», «О. Рудольфа», «Анадырь».
На Большой земле Чагин всегда очень занят, — он или учится, или готовит машину в очередной перелет. И только в Арктике, в периоды вынужденного бездействия, пережидая погоду, Чагин раскрывает свою клеенчатую тетрадь. Но и здесь, превращаясь в поэта, он попрежнему остается бортмехаником, для которого разговор с машиной — одна из центральных поэтических тем. Иногда среди арктических пейзажей здесь встречаются воспоминания о далеких подмосковных березах и пчелах, жужжащих над старой липой. Но всегда в них присутствует человек нового общества, влюбленный в свой труд, в свою машину, в. свою страну.
В начале 1938 г. в Гренландском море заканчивала свой героический дрейф на льдине Папанинская четверка. Навстречу им вышли ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». На борту каждого из них были самолеты. На «Таймыре» с летчиком Власовым в экспедицию отправился первым бортмехаником Чагин.
Когда «Таймыр» вошел в лед и расстояние до папанинской льдины стало доступно самолету «У-2», начали искать площадки для аэродромов. В обязанности Чагина не входили эти поиски, но он неизменно принимал в них участие. Только убедившись, что площадка действительно подходящая и машине не угрожает опасность, он возвращался на судно и принимался за сборку самолета.
Первый аэродром нашли в 500 м от корабля. Самолет решили собрать на месте и целиком перетащить на аэродром.
Всю ночь работали партии по расчистке аэродрома. Через трещины перекинули досчатые мостики, сбили все ропаки. На льду у корабля

 Бортмеханик ЧАГИН - 0008.jpg
35

Чагин с другими бортмеханиками собирал самолет. К утру, когда все было закончено, аэродром разломало. Пришли в движение льды и у самого судна. Пришлось разобрать самолет и быстро погрузить его на борт. У второго аэродрома — та же история, опять весь труд пропал даром.
Выдержка и работоспособность Чагина удивляли всех участников экспедиции. Вечером, идя на аэродром, они видели, как Чагин возился в пилотской кабине, из которой торчали только его ноги. Утром, возвращаясь с аэродрома, они заставали ту же картину.
Третий аэродром был очень небольшой. Его могло не хватить для разбега самолета. Но другого выбора не было. Власов и Чагин придумали особый маневр. Прежде всего нужно было облегчить самолет. Чагин, который раньше снаряжал самолет, теперь вынужден был его «разоружать». Выкидывались все инструменты, запасы, лишнее оборудование. Чтобы максимально облегчить вес машины, пилот летел один, без бортмеханика.
Самолет отвели к самому краю льдины. Хвост, как у присевшей на скале птицы, свисал над водой. За каждое крыло держало по 15 человек, не давая самолету сдвинуться с места, пока мотор не наберет полную мощность. По команде Чагина все 30 человек отпускали самолет и кидались на землю, иначе он мог задеть их крылом. Маневр удался — самолет поднялся в воздух, даже не доходя до края льдины.
17 февраля Власов, вылетев на разведку, обнаружил разводье, которое шло по направлению к папанинской льдине. Летчик вернулся к «Таймыру» и, указывая ему путь, повел к героической четверке. У Власова радио не было. Чагин стоял на носу корабля и комментировал каждое движение самолета. Сделает ли он вираж, покачает ли крыльями — бортмеханик сейчас же переводит этот разговор машины на человеческий язык.

Самолет летчика Власова на льдине у «Таймыра» на пути к дрейфующей станции «Северный полюс» в 1938 г. Бортмехаником на самолете был т. Чагин

 Бортмеханик ЧАГИН - 0009.jpg
36

Вслед за «Таймыром» покинул свою стоянку и «Мурман».
Власов рассчитывал, что он будет вести корабли, пока хватит горючего, а там улетит к Гренландии, где заранее присмотрел подходящие посадочные площадки. Корабли вышли на большое разводье, самолет указал им нужное направление и, приветственно покачав крыльями, улетел. Суда долгое время шли одни. Когда все думали, что Власов давно уже приземлился, он неожиданно снова появился над судами. Чагин страшно встревожился: прошло уже около 4 часов со времени вылета самолета, и горючее у него с минуты на минуту должно было кончиться. Власов быстро стал снижаться и пошел на посадку на первую попавшуюся льдину. Она оказалась слишком мала. Чтобы не свалиться в воду, Власов направил самолет прямо на торос. Самолет остановился, но повредил себе лонжерон. С подошедшего «Таймыра», не дожидаясь спуска трапа, попрыгали на лед люди. Огорченного Власова успокоил Чагин, обещав быстро отремонтировать самолет.
Двое суток возился Михаил Иванович в своей импровизированной «авиаремонтной мастерской» на борту «Таймыра». За это время суда успели подойти к папанинской льдине, и экипажи со знаменами пошли в лагерь.
Нетрудно себе представить, как велико было желание Чагина оставить затянувшийся ремонт и броситься навстречу папанинцам. Но была дорога каждая минута. На обратном пути самолет мог понадобиться для ледовых разведок. И Чагин остался. Он проводил взглядом ушедших товарищей и снова принялся лечить самолет. Через два дня самолет был в полной боевой готовности.
За работу в экспедиции по снятию папанинцев со льдины Михаил Иванович Чагин награжден вторым орденом — Знаком почета.
Все лето 1939 г. Михаил Иванович работал на Лене. Он летал из Якутска в Казачье, где строился большой промышленный комбинат. 33-местный гидросамолет летал через высокие хребты, садился на мало обследованные водоемы. Работать приходилось в трудных условиях, но комбинату нужны были люди, и самолет их исправно доставлял. Он сделал 16 рейсов, по 13—14 часов каждый. За работу на Лене Чагин получил Похвальную грамоту Главсевморпути.
Начало 1940 г. прошлое напряженной учебе на курсах высшей летной подготовки при Воздушной академии. Несмотря на то, что многие его товарищи по учебе регулярно повышают свою квалификацию, а он только впервые пошел на эти курсы, Михаил Иванович решил не отставать. А если он чего-нибудь захочет — добьется наверняка. Прекрасный практик, Чагин и по теории оказался отличником.
Летом 1940 г. он будет работать на пассажирской машине Ленской авиалинии.
Скромный, необычайно работоспособный и инициативный, настойчивый, любящий Арктику полярник — таков бортмеханик 1-го класса большевик Чагин.
Т. КАРАВАЕВА
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чагин Михаил Иванович (1905-?)

Сообщение ББК-10 » 01 Февраль 2020 22:13

1937 г. Орден "Трудового Красного Знамени"
 ВСП 1937 № 141 (20 июня) О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ СССР.jpg


1938 г. Орден "Знак Почета"
 Природа 1938-03 - 0003.jpg
 Природа 1938-03 - 0004.jpg
 Природа 1938-03 - 0005.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чагин Михаил Иванович (1905-?)

Сообщение ББК-10 » 01 Февраль 2020 22:26

1957-1958 гг. МАО КАЭ-3
 МАО САЭ-3 1957-1958.jpg
Последний раз редактировалось ББК-10 02 Февраль 2020 11:22, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чагин Михаил Иванович (1905-?)

Сообщение ББК-10 » 01 Февраль 2020 22:31

Полярный Теркин
© Анатолий Лайба

... Своеобразным юмором и даром рассказчика обладал также бортмеханик Чагин, тот самый, что первым увидел подходящее для станции Мирный место на мысе Мабус.
Он мог рассказывать, например, неискушенному слушателю с самым серьезным видом: «Летим с Кашем на льдину. Самолет перегружен, но делать нечего, садимся. Вдруг видим: поперек льдины пошла свежая трещина. А мы на подсосе, и вверх нам уже не уйти. Тогда я включаю реверс, даю задний ход, и мы благополучно садимся на целой половине».
Кстати, и замечательный полярный летчик Алексей Каш в шутку представлялся "Алкаш".
Михаил Чагин также вспоминал, как вкручивал журналистам на Севере, что там, мол, уже вывели морозоустойчивых пчел, собирающих нектар под снегом.
Или что весной на Чукотке случилась бескормица, и они разбрасывали с воздуха большие тюки сена.
Случившийся в аэропорту столичный газетчик поинтересовался – для чего?
«Да, понимаешь, – ответил Чагин, – нашли в тундре живого мамонта. Гоним его теперь к железной дороге, ну и на пути сеном подкармливаем».
Михаил Иванович даже схлопотал выговор, ибо тот наивный журналист кинулся за подробностями к начальству.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чагин Михаил Иванович (1905-?)

Сообщение ББК-10 » 01 Февраль 2020 22:41

Михаленко К. Небо стоит верности

И не раз скрашивала наши нелегкие трудовые будни веселая шутка, остроумная выдумка изобретательного Чагина - старейшего бортмеханика, участника первых высокоширотных экспедиций к Северному полюсу, участника первой антарктической экспедиции, аса полярного неба.
Однажды - это было в первую экспедицию, - перебирая на складе картошку, Михаил Иванович обнаружил в пустом ящике куколку бабочки-капустницы. Он поместил ее в спичечный коробок с ватой, а коробок - под свет настольной лампы, и все авиаторы стали изо дня в день следить за куколкой. И вот однажды появилась… бабочка! Появилась тогда, когда и следует появиться бабочке под Москвой, - в июне… в разгар стужи, сильнейших штормов и полярной ночи Мирного!
В тот же день Михаил Иванович, окруженный почетным эскортом летчиков, шествовал в столовую.
- Внимание, товарищи! Смотрите!
Бабочка взлетела, сделала круг возле лампочки и села на протянутую руку Чагина. Он бережно спрятал бабочку в коробок и молча удалился, сопровождаемый летчиками.
Что тут поднялось! Бабочка в Антарктиде! Сенсация! Открытие!
Больше всех, конечно, были взволнованы ученые. Они несколько раз осаждали домик летчиков, пытаясь узнать у них секрет появления бабочки. Но те загадочно молчали.
Наконец Чагина вызвал к себе Сомов, начальник экспедиции:
- Не мучь, Михаил Иванович, скажи, откуда бабочка? Биологи прямо-таки сон потеряли. Выкладывай!
Чагин «выкладывает». И долго потом хохочет Мирный.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чагин Михаил Иванович (02.11.1905-?)

Сообщение Михаил Каверин » 06 Август 2023 18:43

Указом от 06 декабря 1949 года награждён орденом Ленина.
На фотографии из темы Н-172 состав экипажа на поиски Леваневского : слева направо - Жуков, Куксин, Чагин, Траскин, Гинкин, Курбан, Алексеев.
Вложения
 Чагин Михаил Иванович.jpg
 Экипаж Алексеева.jpg
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения