Рыбников Алексей Александрович (1887-1949)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Рыбников Алексей Александрович (1887-1949)

Сообщение ББК-10 » 19 Январь 2020 16:59

РГАЛИ. Ф. 2005. Оп. 1. Ед. хр. 92. Л. 25 : Алексей Александрович Рыбников. Фото. 1910-е гг.jpg
 1830_1.jpg
Рыбников Алексей Александрович
(1887-1949)
русский и советский живописец, театральный и книжный художник, ученый-реставратор и педагог.
Член обществ «Жар-Цвет» и «4 искусства».

Советская Арктика: в произведениях художников В. П. Беляева, М. М. Берингова, А. А. Меркулова, А. А. Рыбникова и С. А. Стороженко / Всероссийский кооперативный союз работников изобразительного искусств. - Москва : Всекохудожник, 1934.
С. 20 – 25.

 А. А. РЫБНИКОВ. Автобилграфия - 0021.jpg
 А. А. РЫБНИКОВ. Автобилграфия - 0022.jpg
 А. А. РЫБНИКОВ. Автобилграфия - 0023.jpg
 А. А. РЫБНИКОВ. Автобилграфия - 0024.jpg
 А. А. РЫБНИКОВ. Автобилграфия - 0025.jpg
 А. А. РЫБНИКОВ. Автобилграфия - 0026.jpg
А. А. РЫБНИКОВ

Автобиография


Родился в 1887 г. По окончании общего среднего образования в 1905 г. начал заниматься живописью.
Художественное образование получил в Харьковской школе рисования и живописи, а потом в студии художника Ф. И. Рерберга в Москве.
Работал как художник, участвуя на разных выставках, а в 1919 г. организовал свою персональную выставку в Москве. Кроме того занимался технологией живописи, работал по этой специальности с 1919 г. в ГТГ, руководя реставрационным отделом. По технике и технологии живописи мною написаны: «Фактура классической картины» и «Техника масляной живописи». Кроме того редактировал переводы трактатов о живописи Ченинно и Бергера.
На севере работал с 1925 г. до 1928 г. в Беломорском, Онежском и Северо-Двинском районах.
В 1933 г. участвовал в 1-й Ленской экспедиции.
Из отдельных северных бассейнов полностью освоен в течение последних шести лет Енисейский, причем центром этого ценнейшего северного сектора стали остров Диксон на Карском море (у устья Енисея), Красноярск и, созданный советским правительством за полярным кругом, новый город Игарка.
Ежегодно Карская экспедиция проводит через льды Карского моря десятки советских и иностранных судов, через остров Диксон, являющийся базой для проводящих «Карскую» ледоколов на Енисей в Игарку, за драгоценным экспортным лесоматериалом.
Опираясь на уже освоенный Енисейский бассейн, была задумана и в 1933 г. проведена под общим руководством члена коллегии ГУСМП, Бориса Васильевича Лаврова, 1-я Ленская экспедиция, положившая начало освоению Лены и Хатанги. Коммерческие грузовые пароходы Совторгфлота, отданные во временную аренду ГУСМП, «т. Сталин», «Володарский» и «Правда» — были погружены (первые два — промышленными и продовольственными товарами, предназначенными для Якутии, и третий — оборудованием для нефтеразработки в бухте Нордвик) и проведены ледоколом «Красин», впервые в истории Арктики, через мыс Челюскин (проливом Вилькицкого) через море Лаптевых, в бухты Тикси (устье Лены) и Нордвик (устье Хатанги).
На арктическом фронте, как на каждом участке нашего строительства, героический масштаб работ дает художнику богатейший материал.
Вместе с начальником «1-й Ленской» Б. В. Лавровым прошел по Енисею на гидроплане (Амфибия 145) от Красноярска через Игарку на остров Диксон. Этот путь—от старого царского умирающего Туруханска до насыщенного новой жизнью и творчеством города Игарки — нашел свое отражение во многих моих этюдах. Отсюда из так называемых «Ворот Арктики» 1-я Ленская вышла в свой исторический рейс.
Следующая группа этюдов передает все трудности, ставшие на пути экспедиции по дороге на мыс Челюскин — туманы, штормы и льды («1-я Ленская во льдах», «Русанов в тумане», «Киловатор 1-й Ленской» и «Плато Астропа»). Но нет препятствий, которых не преодолела бы организованная непреклонная воля человека. 1-я Ленская пробивается через архипелаг Норденшельда, минует плато Астропа и, впервые в истории Арктики, мыс Челюскин обогнут груженым караваном «1-й Ленской».
В Якутию доставлены необходимые товары, на устье Лены, в бухту Тикси, экспедицией переведен красавец буксир «Первая пятилетка» с лихтером, чем и положено начало реального освоения богатств бассейна Лены.
Но уже во время труднейшей разгрузки кораблей в Тикси зажглось разноцветными огнями и заполыхало ночное небо. Молниеносно и грозно наступала арктическая зима, оледенело море и за сутки молодой лед прибавлял в своей толще несколько сантиметров. Выполнив в основном задание партии и правительства, двинулась «1-я Ленская» в обратный путь, но даже с помощью «Красина», уже потерявшего во льдах левый бортовой винт, грузовые суда не смогли форсировать страшных льдов Челюскина и становятся под защитой островов Самуила на зимовку, предоставляя возможность своим сильнейшим товарищам ледоколам «Красину», «Русанову» и «Сибирякову» пробиваться домой.
Вчера еще крепкий коллектив «1-й Ленской» жил одной мыслью и желанием — пробиться сквозь льды, сегодня — это уже коллектив «зимовщиков Самуила» — людей, отрезанных от мира на долгую полярную ночь.
Ясно, что людям такой энергии, мужества и долга не страшны полярные льды, мрак и холод, но все же последние прощальные гудки остающихся на зимовку кораблей незабываемы.
Уходят ледоколы, и зимовка у Самуила исчезает за ледяными полями.
Труден был обратный путь ледоколов. Тяжелые льды затирают идущего вслед за «Красиным» «Русанова». Ушедший ранее «Сибиряков» затерт во льдах, откалывается вручную и просит о помощи. Выли дни, в течение которых «Красин» проходил менее мили, расходуя в тяжелой работе до 100 тонн угля.
Встала реальная угроза нехватки угля и питьевой воды. Но, наконец, подул долго ожидаемый Зюд-Вест, появились разводья и угроза зимовки ледоколам в открытом море миновала.
Отдельные моменты обратного пути (я возвращался на «Красине») запечатлены в этюдах «Черный шторм в Баренцовом море», отдаленный «мыс Желания» и, наконец, остров голубых песков, мрачный «Кильдин» и Кольское побережье.

ЭТЮДЫ (масло).

От Красноярска до о-ва Диксона.
1. Енисей под Красноярском.
2. «Белые Столбы» под Красноярском.
3. Придивинская верфь на Енисее.
Погрузка баржи «скотница».
4. Туруханск.
5. «Курейка». Пороги ниже водопада.
6. Тайга с аэроплана.

Игарка.
7. Общий вид (панорама).
8. Порт. Погрузка леса.
9. Постройка 8-го причала.
10. Экспедиционные судна «Сталинец» и «Дель-
11. Лесной город. Штабеля досок.
12. Промывка бревен.
13. Ночь на Енисее.

Остров Диксон.
14. Бухта с радиостанцией.
15. Камни. Могила неизвестного.
16. Проливы Превен и Дельта в пургу.
17. Бухты в ясную погоду.
18. Береговые камни.
19. Питомник ездовых собак.

Поход «1-й Ленской».
20. «Сибиряков» ведет во льдах «Правду».
21. Корабли 1-й Ленской во льдах.
22. «Русанов» в тумане.
23. Кильватор 1-й Ленской.
24. «Красин» в тумане.
25. Плато Аструпа (пролив Вилькицкого).
26. Шторм в море Лаптевых.

Бухта Тикси.
27. Вид на бухту издали с моря.
28. Гора Ландина.
29. «1-я пятилетка» в бухте Тикси у Булункана.
30. Общий вид на юговосток.
31. Бухта Тикси в пургу.
32. Шхуна «Прончищев» в бухте Тикси.
33. Место гибели шхуны Норденшельда «Заря».
34. Оттепель. Горы Тикси.
35. Общий вид на запад.
36. Общий вид. Горы в тающем снегу.

Баренцово море.
37. Шторм.
38. Шторм.
39. Морской заяц.
40. Мыс Желанья (Новая Земля).
41. Льды при закате.

Кольское побережье.
42. Остров Кильдин.
43. Горы.
44. У Кольского побережья (шхеры).

Картины по этюдам 1-й Ленской.
45. 1-я Ленская во льдах.
46. «Русанов» в тумане.
47. Бухта Тикси.
 Картины - 0039.jpg
 Картины - 0040.jpg
 Картины - 0041.jpg
 Картины - 0042.jpg
 Картины - 0043.jpg
 Картины - 0044.jpg
 Картины - 0045.jpg

© Обработка, OCR-ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Рыбников Алексей Александрович (1887-1949)

Сообщение ББК-10 » 19 Январь 2020 20:52

 Летняя ночь. Диксон. 1937.Холст, масло. 126×181.jpg

Летняя ночь. Диксон. 1937.Холст, масло. 126×181

Наверное даже можно вычислить, что за борт внизу :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Рыбников Алексей Александрович (1887-1949)

Сообщение ББК-10 » 19 Январь 2020 21:00

Текст взят у © Слава44: https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post438518064 (картинки не копировались)

Алексей Александрович Рыбников (1887-1949) – русский и советский живописец, театральный и книжный художник, ученый-реставратор и педагог. Член обществ «Жар-Цвет» и «4 искусства».

 88-96_Aksenova-Rybnikov_0001-RGALI-2005-1-92-l15_4-768x504.png
Фото: Алексей Александрович Рыбников (1887-1949). Фото из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).

Алексей Александрович Рыбников родился 30 января (11 февраля по новому стилю) 1887 г. в Раненбурге Рязанской губернии, ныне Ряжск Рязанской области (город Чаплыгин Липецкой области). Брат ученого-экономиста Александра Рыбникова. Его отец, мещанин Александр Николаевич Рыбников (1844-1913), вел хлебную торговлю. Мать, Прасковья Сергеевна (1853-1913), происходила из рода знатных купцов Щукиных. После окончания гимназии в 1905 г. Алексей учился в Харьковской школе живописи и рисования, которую окончил в 1909 г. Затем, после переезда в Москву в 1910 г., обучался в студии Ф.И. Рерберга (1912-1914 гг.). В 1915-1916 гг. Рыбников брал уроки у одного из основоположников русского авангарда Михаила Федоровича Ларионова (1881-1964). Именно этот художник повлиял на раннее творчество Рыбникова – несколько живописных работ были сделаны им в стилистике ларионовского примитивизма и лучизма: «Северное сияние» (1917 г.), «Апокалипсис» (1918 г. - обе картины в музее г. Нукуса), «Идиллия» (1920-е гг., частное собрание) и др. В 1918 г. состоялась первая персональная выставка Рыбникова в Москве и одна из его картин «Полотёр» (1913 г.) была приобретена Третьяковской галереей.

Алексей Рыбников жил в Москве. В течение 10 лет он был «свободным художником» - писал пейзажи, портреты, жанр, занимался оформлением любительских спектаклей, книг, реализовал себя и в экслибрисе, создавал книжные знаки для владельцев частных библиотек, разрабатывал издательские эмблемы. В 1920-е гг. его живописная манера изменилась в сторону большей экспрессии и одновременно реалистичности. В дальнейшем никаких элементов авангарда в его творчестве не наблюдается. Занимался книжной графикой, иллюстрировал произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.А.Блока, Сервантеса, А.В.Чаянова и др. Александр Васильевич Чаянов был ближайшим другом брата Рыбникова, предложил ему проиллюстрировать свою повесть «Кукла». Работа удалась, но после этого жена Чаянова, несравненная и неотразимая Елена Васильевна, ушла от него к художнику. А сам Чаянов, писатель и ученый-экономист, был репрессирован как враг народа и расстрелян в 1937 г.
Рыбников в 1924 г. вступил в общество «Жар-Цвет» и участвовал в двух его выставках в 1924 и 1925 гг. Название общества «Жар-Цвет» - это никому не видимый цветок папоротника. Общество было основано в Москве в декабре 1923 г. и в его состав входили в основном бывшие члены «Мира искусства» (см. афишу). Рыбников также экспонировал свои картины в АХРР в 1925 г. в Москве, на международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге в 1927 г. и др. В 1933 г. он участвовал в Ленской научной экспедиции.

В 1918-1919 гг. Алексей Рыбников недолго проработал в Отделе по делам музеев и охране памятников искусства при Наркомпросе. В мае 1919 г. он перешел на службу в Третьяковскую галерею, сначала в должности хранителя, затем реставратора. С этого момента и на протяжении последующих 30 лет реставрация становится делом всей жизни Рыбникова - он был основателем, первым заведующим и научным руководителем реставрационных мастерских в Третьяковке. В годы Великой Отечественной войны занимался подготовкой эвакуации музейных фондов в Пермь и Новосибирск. Эвакуацию он организовал блестяще, так что не пострадала ни одна «единица хранения» и хлопотал за принятие в запасники Третьяковки художественных работ Леонида Пастернака (отца Бориса Пастернака), но директор категорически отказался их принять.
В 1945-1947 гг. Рыбников руководил капитальными работами по восстановлению настенной и плафонной живописи в зданиях Нескучного (Александрийского) дворца в Москве, где сейчас располагается Российская академия наук (РАН), Музея Л.Н. Толстого, дворца Юсуповых на Мойке в Ленинграде и Большого Кремлевского дворца. В 1947 г. реставрировал несколько картин в Государственном музее искусств Узбекской ССР в Ташкенте.
За время работы в реставрационных мастерских лично и под руководством А. Рыбникова отреставрированы многие произведения русских и зарубежных художников: «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Русь уходящая» П.Д. Корина и др. По поводу «промывки» «Боярыни Морозовой» Рыбников даже поссорился с авторитетным советским портретистом М.В. Нестеровым, который был против, но Рыбников настоял на своем и оказался прав. «Боярыня» после «промывки» заблистала всеми своими обновленными красками, открывшими их первозданный облик. Особой любовью Рыбникова и его прилежанием была реставрация огромных знаменитых картин польского художника Яна Матейко «Грюнвальдская битва», «Прусская дань» и «Проповедь Скарги». Рассказывают, что каждое утро он покидал квартиру со словами: «Пойду к своим пациентам». Однажды, подписываясь в ведомости музея, Рыбников шутливо подписался «Раб Третьяковки Рыбников».

Результатом многолетней реставрационной работы Алексея Рыбникова в Третьяковской галерее стали его книги - «Фактура классической картины» (1927 г.), «Словник технических живописных терминов» (1933 г.), «Техника масляной живописи» (1933 г.), «Технический метод И.Е. Репина» (1938 г.), статья «Основные положения диагноза заболевания картин» (1930-е, совместно с С. А. Тороповым).
Алексей Рыбников в 1930-1940-е гг. преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК), читал курс лекций по технике и технологии живописи в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина и других учебных заведениях.

 Могила А.А. Рыбникова на Введенском кладбище в Москве.jpg
Алексей Александрович Рыбников умер 29 марта 1949 г. в Москве и похоронен на Введенском кладбище.

Ретроспективная выставка произведений Алексея Рыбникова к 50-летию со дня его смерти состоялась в 1989 г. в Москве. Произведения находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Российском государственном архиве литературы и искусства и др.
А киноактер Николай Николаевич Рыбников (1930-1990) и композитор Алексей Львович Рыбников (род. 1945 г.) никакого отношения к герою нашего повествования не имеют, просто однофамильцы.

ИСТОЧНИКИ:

В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Стр. 309, илл.

1. http://rusavangard.ru/online/biographie ... androvich/
2. https://artinvestment.ru/auctions/48040/biography.html
3. А.А. Рыбников – реставратор http://mosjour.ru/2017118566/
4. Валентина Пономарева https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/17408/
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Жар-цвет_(творческое объединение)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 43

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения