Копосов Василий Васильевич (1898—1938)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Копосов Василий Васильевич (1898—1938)

Сообщение ББК-10 » 06 Декабрь 2019 21:29

Копосов Василий Васильевич (1898—1938)
полярный гидрограф

КОПОСОВ Василий Васильевич (1898—1938) в 1917 г. был призван во флот, уч. в гражданской войне. В 1920—21 гг. уч. в гидр. работах на Каспийском море. После оконч. Военно-мор. гидр. уч-ща в 1924 г. до 1931 г. уч. в иссл. Нов. Земли, мурманского побер. и Белого моря. В 1931 г. был пом. нач. отдела гидр. отряда на Балт. море.

КОПОСОВА, м., Антарктида, Земля Виктории. 70°38' ю. ш., 163°43' в. д. Открыт и нанесен на карту САЭ в 1958 г. Назван не позже 1959 г. по фамилии сов. гидр. Василия Васильевича Копосова.

 R-40-13-14.jpg
КОПОСОВА, о., Баренцево море, Нов. Земля. Назван СГЭ в 1929 г. по фамилии уч. эксп. В. В. Копосова.
Лит.: Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает/Под ред. Н. И. Смирнова. — 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Воениздат, 1986. — 368 с., ил.


В изданиях по топонимике Арктики и Антарктики (Л.И. Дубровин, М. А. Преображенская, Г. П. Аветисов) упоминаний о Копосове В. В. не обнаружил.
В "Истории гидрографической службы Российского флота (Т.2) упоминается кратко на стр.26, 28, 45, 48, 109, 111.
Поиск по фондам РГАВМФ результатов не дал.
Более полная информация нашлась в известных "Воспоминаниях военного моряка. 1894-1979" А. П. Белоброва.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Копосов Василий Васильевич (1898—1938)

Сообщение ББК-10 » 07 Декабрь 2019 13:21

История Гидрографической службы Российского флота: В 4 т. — СПб., 1997. Т. 2. С. 26,28.

В 1933 г. с созданием Северного флота перед гидрографами был поставлен целый ряд новых задач навигационное-гидрографического обеспечения деятельности флота. Одной из них было обеспечение перехода кораблей (боевого ядра создававшегося флота) с Балтийского моря в Белое по Беломорско-Балтийскому каналу.
Для проведения гидрографического обследования всей трассы перехода была сформирована Отдельная гидрографическая партия под командованием В. В. Копосова. Его заместителем был назначен В. А. Климонтович, старшими производителями работ В. Г. Лукин, Г. Н. Рыбин, Н. Н. Настай, в производстве работ участвовали Г. В. Вавилов, А. Д. Новиков, Н. В. Скосырев. Под гидрографические суда были оборудованы тральщик Балтийского флота «Ударник», речные буксиры «Нева», «Линь», «Красноперка» и лоцманский пароход «Севастополь».
В состав работ входило траление жестким тралом фарватеров, якорных стоянок на реках Нева, Свирь, Беломорско-Балтийском канале, а при необходимости — поиск обходных фарватеров, оборудование трассы перехода дополнительными береговыми и плавучими средствами навигационного оборудования, организация работы водомерных постов и лоцманской проводки. Наиболее трудоемким было траление, которое производилось круглосуточно с большим напряжением сил. Тралы часто задевали за различные подводные препятствия и ломались. Необходимо было быстро их ремонтировать. В этой работе особенно отличились боцманы партии И. Н. Корольков, В. Д. Скоробогатов, матросы 1-го класса Макаров, Мамонтов.
2 июля 1933 г. первая группа боевых кораблей вошла в Беломорско-Балтийский канал, а 20 июля последний корабль отряда прибыл в порт Сороки (Беломорск). В порту корабли посетили И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, С. М. Киров. Работа гидрографов по обеспечению проводки кораблей на Север была высоко оценена командованием, а В. В. Копосов был награжден орденом Красной Звезды.
Для навигационно-гидрографического обеспечения базирования кораблей создававшегося Северного флота, освоения ими театра военных действий развернулись работы Северной гидрографической экспедиции в бухтах, пригодных для базирования и стоянки кораблей Кольского, Мотовского, Святоносского заливов Баренцева моря и Онежского, Двинского, Кандалакшского заливов Белого моря.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Копосов Василий Васильевич (1898—1938)

Сообщение ББК-10 » 07 Декабрь 2019 16:44

История Гидрографической службы Российского флота: В 4 т. — СПб., 1997. Т. 2. С. 109.

В связи с начавшимся на флотах оборудованием мест рассредоточенного базирования кораблей, прокладкой фарватеров и каналов технический поиск гидрографов был сосредоточен на создании различных типов гидрографических тралов. В 1929 г. Д. Ф. Котельников модернизировал ранее изобретенный им жесткий судовой гидрографический трал, в 1931—1932 гг. А. А. Ручкиным был создан мягкий катерный трал на рыболотах. В 1937 г. появился полужесткий катерный трал Д. Ф. Котельникова, в 1938 г.— полужесткий судовой трал В. В. Копосова, подледный трал А. Д. Палкина и др.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Копосов Василий Васильевич (1898—1938)

Сообщение ББК-10 » 07 Декабрь 2019 17:08

Из "Воспоминания военного моряка. 1894-1979"
Белобров А.П., 2008

с.762
Копосов Василий Васильевич (1898-1938), гидрограф. ВМГУ 1924. В 1933 возглавил Отдельную гидрографическую партию для обследования трассы перехода кораблей с Балтийского моря в Белое по Беломорско-Балтийскому каналу; за обеспечение проводки кораблей на север награжден орденом Красной Звезды. Значителен вклад К. в развитие морской картографии, а также в разработку гидрографических тралов. Имя К. присвоено острову в Баренцевом море (1929). [529, 551]

с.529
По штату Училища у начальника Училища основным являлась учебная часть, которая в силу модных увлечений того времени называлась штабом. Начальником штаба Училища, т. е. заместителем начальника Училища, был Алексей Иванович Холодняк (вып. 1912 г.). Он был у меня два года фельдфебелем 4-й и 3-й рот. Уже в то время (1912 г. ) говорили, что Холодняк болен туберкулезом. На мой же взгляд, он уже в те годы «полюбил море с берега, а не с корабля»; как окончивший Корпус хорошо, в первом десятке, он корабельным гардемарином попал в заграничное плавание на «Авроре» и при этом попал на ней в Сиам (Тайланд), как будто на коронацию короля, а затем попал в Черногорию, куда раньше и после того наши суда не заходили. Сразу же почти после такого плавания Холодняк попал в Морской Корпус — после моего выпуска был адъютантом Корпуса, а затем отделенным начальником. Мне он не очень нравился своей слащавостью. Мне представляется, что до революции при исполнении гимна у него из глаз текли слезы, а после революции то же случалось с ним, когда он слышал звуки Интернационала. На последней фразе в 1927 г. я попался в разговоре с гидрографом В. В. Копосовым, который почему-то спросил меня, какого я мнения о Холодняке, и моя фраза попала в Большой дом на Литейном и стала известна Холодняку, который в конце 1930-х гг. подал заявление о вступлении в партию. Не знаю, попал ли он в партию, но он зачем-то приходил ко мне из Академии в Сектор. Я понял лишь то, что Копосов, которого многие из нас, и в том числе П. В. Мессер и я, любили за хорошее его настроение, бодрое и веселое, был осведомителем. Колосов умер неожиданно в 1937 г.

с.551
В 1930-х гг. несколько гидрографов скончались. В 1934 г. - профессор В. В. Ахматов, за ним бывший начальник Военно-Морского Гидрографического училища А. Н. Рождественский. Надо отметить, что по наблюдениям 1925 г. он обработал методом гармонического анализа наблюдения над приливо-отливными течениями в Горле Белого моря, послужившие для составления Атласа приливо-отливных течений, которого раньше не было. После него умер гидрограф выпуска 1924 г. Василий Васильевич Копосов. Он был беспартийный и его все любили за общительность и бодрое настроение. Однако после того, как Холодняк узнал мой ответ Копосову — плохой отзыв о Холодняке, — у меня возникла мысль, что Копосов был сотрудником ГПУ и сообщал туда все разговоры с ним.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения