Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Март 2012 12:46

 45 акв. Михаленко.jpg

Акварель Михаленко К.Ф.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Февраль 2014 13:27

 Akkuratov_VI.jpg
Годен без ограничений
© Владимир НИКОЛИН

В ряду людей, с чьими именами ассоциируется ушедшая эпоха, немало летчиков. Чкалов, Водопьянов, Молоков, Каманин, Громов, Маресьев, Покрышкин - человек постарше, даже не особо интересующийся авиацией, без особого усилия назовет десяток-полтора фамилий. И все это пилоты, командиры воздушных кораблей, те, кто вел самолеты по неизведанным маршрутам к казавшимся фантастическими целям. Они многие годы были на слуху. Имена же штурманов, эти маршруты прокладывавших, рассчитывавших, когда командиру тянуть ручку вправо или влево, звучали гораздо менее громко. В принципе, это нормально, естественно: событие всегда символизирует тот, кто находился у руля. Нормальная несправедливость человеческой памяти... И потому сегодня мало кто понимающе кивнет, услышав фамилию Аккуратов. А жаль, человек-то был удивительный.

Более трех лет своей долгой жизни он провел в небе. 28 тысяч часов - и каких часов... Это сегодня, когда говорят о высадке папанинской четверки на Северный полюс, задача представляется не особо сложной: ну, поднялись в воздух, через какое-то время опустились на лед - не пешком же шли… И как-то забывается, что произошло это три четверти века назад, что техника, связь были еще те. Нет, не просто перелет, а сложная, многоходовая и далеко небезопасная операция, которую обеспечивали четыре самых больших советских самолета того времени. Решающий бросок они совершали со специально созданной на самом северном острове Земли Франца-Иосифа базы. Две недели понадобилось, чтобы все четыре собрались в месте, выбранном для дрейфующей станции «Северный полюс». На пути к нему самолет Ильи Мазурука, где штурманом был Валентин Аккуратов, десять дней прокуковал на счастливо подвернувшейся льдине, прежде чем экипаж сумел проторить в снегу взлетную полосу.

Рисковать ему приходилось не раз. Занимаясь ледовой разведкой, Аккуратов проутюжил на крыльях всю Арктику. Перед самой войной совершил давно выношенные полеты на полюс недоступности - самую удаленную от суши точку Северного Ледовитого. До экипажа Ивана Черевичного, где он был штурманом, ни один человек не видел тех мест. Во время Великой Отечественной - воздушная разведка в Баренцевом море, первый пассажирский рейс в США (а пассажирами были спецы, отправлявшиеся закупать оружие и технику), шесть десятков полетов в осажденный Ленинград, почти две сотни - на бомбежку Германии. А когда кончилась война - снова в Арктику. С 47-го Валентин Аккуратов в течение четверти века являлся главным штурманом полярной авиации Советского Союза.

Впрочем, рассказывать о нем - занятие не самое благодарное. Он сам о себе рассказал во многочисленных очерках, в книге «Лед и пепел», название которой, видимо, совсем не случайно рифмуется с названием воспоминаний Ивана Папанина «Лед и пламень». Но была в жизни полярного авиаштурмана страница, о которой он старался помалкивать. И свидетельств о том повороте в его судьбе осталось крайне мало.

Одним из очевидцев оказался знаменитый арктический путешественник Дмитрий Шпаро. В книге «Путь на Север», которую он написал вместе со своим многолетним спутником Владимиром Снегиревым, упоминается о случайной встрече в середине 70-х в аэродромной гостинице за полярным кругом:

«Аккуратов существовал в нашем сознании легендарной и даже, если хотите, исторической личностью. Но как же мог он оказаться на этом богом забытом аэродроме? Нет, встретить его здесь, почти у полюса, в неказистом погребенном снегами домике, было просто невозможно…

Но это действительно был штурман Аккуратов.
- Каким же непостижимым образом вы оказались здесь, Валентин Иванович?
Он осторожно постучал чубуком трубки о край скамьи, достал из кармана кисет.
- Очень просто: прошел медкомиссию, врачи признали годным к работе без ограничений, и вот я летаю обыкновенным штурманом на Ил-14…»

В действительности это было очень непросто. А как именно - рассказал, похоже, лишь известный уфимский писатель Михаил Чванов. Во всяком случае, других упоминаний об этой истории найти не удалось. Чванов сошелся с Аккуратовым на почве интереса к истории арктических исследований. Они переписывались, обменивались идеями и информацией и, похоже, подружились. Комментируя описанный Шпаро и Снегиревым эпизод, в своей книге «Загадка гибели шхуны «Святая Анна» Чванов пишет:

«Когда тебе за семьдесят, вообще не идет речи ни о какой медицинской комиссии. На самом деле все было несколько иначе, и знал об этом только самый узкий круг людей… Пришло время, и знаменитого полярного летчика, главного штурмана Управления полярной авиации с почетом отправили на пенсию. Его друзья-товарищи по Арктике, оказавшись в непривычной сначала роли пенсионеров, скоро освоились с ней: стали писать воспоминания, превратились в непременных гостей пионеров, и винить их в этом нельзя, пионеры в очередной раз торжественно повязывали им пионерские галстуки, а Аккуратов куда-то пропал, и со временем о нем вроде бы даже забыли, да и жив ли он вообще? Было ведь и такое - спивались…

И вдруг Н. П. Каманин, руководивший тогда отрядом космонавтов, на одном из полярных аэродромов во время одной из полярных тренировочных экспедиций встречает Аккуратова. Радостный возглас:
- Валя, что ты тут делаешь? Все тебя потеряли.
- Да тише ты, не ори, прошу тебя!.. - пытался урезонить его Аккуратов.
А Каманин не унимается:
- Да вы хоть знаете, кто это?! - не замечая, что больше космонавтов к его голосу прислушивается местное и прилетевшее вместе с Каманиным авиационное начальство.

Выяснилось, что В. И. Аккуратов, выйдя на пенсию, как говорили в старину, «выправил» себе документы, «сбросил» двадцать с лишним лет, чуть-чуть изменил фамилию и летает себе спокойно рядовым штурманом в любимой Арктике, а командиры его, молодые летчики, даже не подозревают, кто вычерчивает маршрут на их картах.

Встреча с Каманиным закончилась тем, что Аккуратова снова задвинули на пенсию.

Тогда он пошел к Алексею Николаевичу Косыгину, бывшему уже премьер-министром. Дело в том, что они в свое время оказались вместе в горах: мало кто знает, что Алексей Николаевич свои короткие отпуска по возможности проводил в горах в альпинистских маршрутах, пусть и несложных. В одном из таких его походов однажды проводником был мой друг, мастер спорта международного класса Михаил Петрович Коньков. И вот у прощального костра, вспоминая прошлые встречи, а они встречались не раз в войну, один в качестве летчика, другой в качестве пассажира, Алексей Николаевич сказал Аккуратову:

- Если будут проблемы, заходите.
- По мелочам, конечно, тревожить не буду, но если прижмет по-настоящему…
Все эти годы он ни разу не был у Косыгина, хотя были проблемы - и с квартирой, и другие… А тут пошел проситься на прием.
- Что, пришел тот случай? - хмуро спросил А. Н. Косыгин.
- Пришел, списали на пенсию…
- Ну уж, наверное, пора, Валентин Иванович. Я тут не помощник. Самому не пора ли…
- Я прошу об одном. Пусть будет строгая медицинская комиссия, без поблажек, только чтобы я зашел на нее под чужой фамилией, а в графе «возраст» стоял бы прочерк.
- Ладно, - подумав, согласился Косыгин. - Чтобы другая фамилия и чтобы не было возраста. Но если не пройдете - не обессудь…

Комиссия вынуждена была сделать заключение: годен без ограничений».

…Вот такая история - отчасти смахивающая на легенду. Но, с другой стороны, разве не того же жанра и сама профессиональная летная работа в запредельном для нее возрасте? Не небылица ли? А ведь было. Невероятное и очевидное - все вместе. Наверно, в жизни таких людей они соседствуют по определению. Да и кто мог дать разрешение, открывающее семидесятилетнему человеку дорогу в небо, как не небожитель?

Жаль только, что уже, видимо, некому прояснить некоторые подробности. Ни дочь, ни младший сын штурмана Аккуратова, к которым мы обращались, не припомнили, чтобы отец рассказывал о судьбоносной встрече с премьер-министром. Но и это кажется странным только на первый взгляд. Ведь о чем она, та история? Пожалуй, о верности делу, без которого и жизнь не в жизнь, о верности Арктике… А верность такое чувство, о котором не говорят направо и налево. Ее просто хранят.


Опубликовано в "Мурманском вестнике" 17.11.2012 г.
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201211178968
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Kuzmich » 08 Март 2014 20:49

Полтора года назад я сделал модель бомбардировщика ПЕ-8 (серийный номер №4214). Примечательным для меня в этом самолете было то, что в 1942 году штурвал этого бомбера оказался в руках капитана Пусэпа Энделя Карловича. А в июле 1943 года, в разгар Курской битвы, штурманскую кабину занял майор Аккуратов Валентин Иванович. Тогда же на бортах кабины появилась эмблема - улыбающийся белый медведь, держащий авиабомбу в своих лапах. Немало боевых вылетов совершил полярный летчик на этом самолете. Но в ночь с 12 на 13 июля1944 г. при возвращении с бомбардировки, в сложных метеоусловиях была совершена аварийная посадка. Экипаж остался цел, но многие получили травмы и ранения, в том числе и Валентин Иванович.
 49.jpg
 4214nose.jpg
 47.jpg
 27.jpg
 3 (2).jpg
 2 (2).jpg
 avia_3reix014.jpg
 tb7_4214.jpg
Kuzmich
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 08 Май 2013 08:09
Откуда: Нижний Новгород

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 10:05

Похоронен Москва, Троекуровское кладбище, участок 3. Фото могилы http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... ov_mog.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение SVF » 06 Июнь 2016 14:55

 600x600,fs-UMNOV-05,85,Umn-85-77.jpg
Валентин Аккуратов - советский полярный навигатор, заслуженный штурман СССР. В полярной авиации с 1935. Работал штурманом в арктических экспедициях. Участник высадки экспедиции И.Д. Папанина на Северный полюс. Участник советско-финской и Великой Отечественной войн. Летал в Арктике, в осажденный Ленинград. Перегонял ленд-лизовские «Каталины» по южному маршруту, через Африку. В 1947-1971 был главным штурманом полярной авиации. Налетал 28 тысяч часов. 1950-е
Фотограф УМНОВ Евгений (1919-1975)- Москва
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4265
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Георгий Паруирович » 18 Апрель 2017 13:19

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище участок 3 http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... ov_mog.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения