Фуфаев Дмитрий Виссарионович (1902-1947)

Предлагаю внести в перечень персоналий новую фамилию - заслуженного бортмеханика, одного из пионеров советской авиации Фуфаева Дмитрия Виссарионовича. К сожалению, удалось собрать из открытых источников немного о нём. Надеюсь, что со временем появятся и полные архивные данные о нём.
Фуфаев Дмитрий Виссарионович (…-…)
Родился в г. Орле в 1901 году (примерно).
В годы Гражданской войны занимался ремонтом и эксплуатацией авиамоторов. Затем работал авиамехаником в Обществе друзей воздушного флота (с 23.01.1927 г. - АВИАХИМ-ОСО, затем - ОСОАВИАХИМ СССР).
С 20 августа по 1 сентября 1927 г. вместе с командиром - военным лётчиком С.А.Шестаковым в качестве бортмеханика самолёта АНТ-3 (Р-3) «Наш ответ» («Чемберлену») ОСОАВИАХИМа СССР совершил один из первых сверхдальних перелётов в Японию по маршруту Москва — Сарапул — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Верхнеудинск (ныне - Улан-Удэ) — Чита — Нерчинск — Благовещенск — Спасск (ныне - Спасск-Дальний) — Наньян (провинция Хэнань, Китай) — Окаяма (Япония) — Токио (Япония) и обратно (10-22 сентября), пролетев всего 21 700 км за 153 лётных часа.
Самолёт показал среднюю скорость, являвшуюся на тот момент международным рекордом для авиационных перелётов на дальние расстояния.
За этот перелёт постановлением ЦИК СССР был награждён орденом Красного Знамени, а постановлением президиума ОСОАВИАХИМа – денежной премией в размере 1500 рублей. Одновременно президиум ОСОАВИАХИМа постановил ходатайствовать перед ЦИК СССР о присвоении ему звания заслуженного механика.
см. тему - viewtopic.php?f=7&t=5715&p=50908&hilit=%D0%A4%D1%83%D1%84%D0%B0%D0%B5%D0%B2#p50908
В 1929 г., будучи бортмехаником военного экипажа самолёта АНТ-4 (ТБ-1) «Страна Советов» (командир – С.А.Шестаков, второй пилот – Ф.Е.Болотов, штурман – Б.В.Стерлигов), участвовал в первом межконтинентальном перелёте из СССР в США. Первая попытка в период с 7 по 14 августа завершилась аварией машины с вынужденной благополучной посадкой в тайге в районе Читы.
На снимке (слева-направо): неизвестный (правда, в некоторых источниках утверждается. что это Б.В.Стерлигов), Д.В.Фуфаев, С.А.Шестаков, 1929 г.
В период с 23 августа по 30 октября на втором самолёте («дублёре») с регистрационным номером URSS-300 выполнил полёт по маршруту Москва — Челябинск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Благовещенск — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Петропавловск-Камчатский — о. Атту (Алеутские о-ва, США) — о. Уналакша (штат Аляска, США) — Сьюард (штат Аляска, США) — Ситка (штат Аляска, США) — Портленд (штат Орегон, США) — Сиэтл (штат Калифорния, США) — Окленд (штат Калифорния, США) — Сан-Франциско (штат Калифорния, США) — Солт-Лейк-Сити (штат Юта) - Чикаго (штат Иллинойс, США) — Детройт (штат Мичиган, США) — Нью-Йорк (США).
АНТ-4 в Осиновском затоне в Хабаровске. Август 1929 г.
В Нью-Йорке. 1929 г.
В США (слева-направо): Ф.Е.Болотов, С.А.Шестаков, Д.В.Фуфаев, Б.В.Стерлигов. 1929 г.
В Нью-Йорке (слева-направо): Д.В.Фуфаев, С.А.Шестаков, Б.В.Стерлигов, Ф.Е.Болотов. 1929 г.
Д.В.Фуфаев, Ф.Е.Болотов, Б.В.Стерлигов сидят на аэродроме с американским механиком (второй справа) 1929 г..
При крайне неблагоприятных погодных условиях (туманы с бурями и штормами) самолёт преодолел за 141 час. 53 мин. лётного времени расстояние в 21 242 км (при этом 8 000 км были пройдены над океаном за 50 час. 30 мин.). Успех перелёта во многом предопределил высокий профессионализм бортмеханика, справившегося с вынужденными ремонтами и заменой моторов, и который по итогам награждён вторым орденом - орденом Трудового Красного Знамени.
Экипаж "Страны Советов" с авиаконструктором А.Н.Туполевым. 1929 г.
см. тему -http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=5577&hilit=%D0%A4%D1%83%D1%84%D0%B0%D0%B5%D0%B2
Позже окончил Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского.
Во второй половине 1930-х — первой половине 1940-х гг. служил в авиаотряде Государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы (Дальстрой, с 04.03.1938 г. - Главное управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР (ГУСДС, Дальстрой). Летал бортмехаником.
Бортмеханик Д.В.Фуфаев (слева) со вторым пилотом Ф.Е.Болотовым и штурманом Б.В.Стерлиговым под АНТ-4. Нью-Йорк, 1929 г.
12 сентября 1938 г. единственный выжил, получив ранение, в авиакатастрофе самолёта КР-6А (МП-6) «Х-111» (командир - Т.Т.Маламуж, борттехник – Г.Н.Федотов, пассажиры - врио начальника Политотдела Дальстроя П.И.Новиков, члены партийной комиссии при Политотделе Дальстроя Г.Ф.Давыдов, Ф.С.Кретов, помощник начальника Колымского речного управления Дальстроя К.О.Кепалас, секретарь-стенографистка парткомиссии М.Н.Апанащенко), следовавшего из затона Лабуя в Магадан.
Самолёт "Х-111" до катастрофы в б. Нагаево.
С началом Великой Отечественной войны продолжал летать на воздушных трассах Дальстроя. 22 июля 1942 г. в составе экипажа самолёта Г-2 (ТБ-3) «Х-349» (командир – Н.Клоченко, второй пилот – Н.Шарков, бортрадист –К.П.Козловский, 2-й бортмеханик – Г.Попов) вновь попал в аварию и выжил на маршруте Магадан – Хабаровск в верховье р. Кавы.
С ноября 1942 г. и до конца войны являлся начальником авиаотряда Дальстроя (г. Магадан). Советское правительство высоко оценило труд колымских авиаторов в этот период, отметив их государственными наградами. 41 работник был награждён медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», ещё 150 сотрудников были представлены к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а командир авиаотряда был награждён орденом «Знак Почёта».
По окончании войны был списан с лётной работы и вернулся в Москву.
Погиб в авиакатастрофе на пассажирском самолёте при следовании в санаторий в Прибалтику.
Д.В.Фуфаев (3-й справа) с членами экипажа "Страны Советов" на дипломатическом приёме в США. Слева от Ф.Е.Болотова (3-й слева) - американцы Чарльз С.Петерсон и полковник Ф.А.Сиквеланд).
В честь Д.В.Фуфаева и членов его экипажа самолёта «Страна Советов» в США в Нью-Йорке была открыта памятная доска,
а в 1986 г. в округе Нассау под Нью-Йорком в местном национальном музее «Колыбель авиации» создан специальный стенд. Кроме того, общественной организацией «Общество друзей Советского Союза в США» в 1929 г. были изготовлены специальные значки-жетоны «Первый перелёт Москва - Нью-Йорк. 1929», которые продавались во время встреч американцев с советским экипажем, а также ряд почтовых карточек и плакатов.
Рисунок американца Д.Бурлюка, сделанный в США, сразу же по приземлению самолёта "Страна Советов" в 1929 .
Почтовые карточки в 1929 г. выпустил и Главлит СССР.
Использованы материалы с сайтов:https://forum.faleristika.info/viewtopic.php?t=20724&start=80; http://www.monino.ru/index.sema?a=artic ... 69&pid=15; http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseu ... -sovetov/; http://15061981.diary.ru/p206595694.htm?oam; http://trud-archive.ru/?news=404; http://www.kolymastory.ru/glavnaya/doro ... _dalstroy; http://www.kolyma.ru/magadan/index.php? ... /7869.html
Фуфаев Дмитрий Виссарионович (…-…)
Родился в г. Орле в 1901 году (примерно).
В годы Гражданской войны занимался ремонтом и эксплуатацией авиамоторов. Затем работал авиамехаником в Обществе друзей воздушного флота (с 23.01.1927 г. - АВИАХИМ-ОСО, затем - ОСОАВИАХИМ СССР).
С 20 августа по 1 сентября 1927 г. вместе с командиром - военным лётчиком С.А.Шестаковым в качестве бортмеханика самолёта АНТ-3 (Р-3) «Наш ответ» («Чемберлену») ОСОАВИАХИМа СССР совершил один из первых сверхдальних перелётов в Японию по маршруту Москва — Сарапул — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Верхнеудинск (ныне - Улан-Удэ) — Чита — Нерчинск — Благовещенск — Спасск (ныне - Спасск-Дальний) — Наньян (провинция Хэнань, Китай) — Окаяма (Япония) — Токио (Япония) и обратно (10-22 сентября), пролетев всего 21 700 км за 153 лётных часа.
Самолёт показал среднюю скорость, являвшуюся на тот момент международным рекордом для авиационных перелётов на дальние расстояния.
За этот перелёт постановлением ЦИК СССР был награждён орденом Красного Знамени, а постановлением президиума ОСОАВИАХИМа – денежной премией в размере 1500 рублей. Одновременно президиум ОСОАВИАХИМа постановил ходатайствовать перед ЦИК СССР о присвоении ему звания заслуженного механика.
см. тему - viewtopic.php?f=7&t=5715&p=50908&hilit=%D0%A4%D1%83%D1%84%D0%B0%D0%B5%D0%B2#p50908
В 1929 г., будучи бортмехаником военного экипажа самолёта АНТ-4 (ТБ-1) «Страна Советов» (командир – С.А.Шестаков, второй пилот – Ф.Е.Болотов, штурман – Б.В.Стерлигов), участвовал в первом межконтинентальном перелёте из СССР в США. Первая попытка в период с 7 по 14 августа завершилась аварией машины с вынужденной благополучной посадкой в тайге в районе Читы.
На снимке (слева-направо): неизвестный (правда, в некоторых источниках утверждается. что это Б.В.Стерлигов), Д.В.Фуфаев, С.А.Шестаков, 1929 г.
В период с 23 августа по 30 октября на втором самолёте («дублёре») с регистрационным номером URSS-300 выполнил полёт по маршруту Москва — Челябинск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Благовещенск — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Петропавловск-Камчатский — о. Атту (Алеутские о-ва, США) — о. Уналакша (штат Аляска, США) — Сьюард (штат Аляска, США) — Ситка (штат Аляска, США) — Портленд (штат Орегон, США) — Сиэтл (штат Калифорния, США) — Окленд (штат Калифорния, США) — Сан-Франциско (штат Калифорния, США) — Солт-Лейк-Сити (штат Юта) - Чикаго (штат Иллинойс, США) — Детройт (штат Мичиган, США) — Нью-Йорк (США).
АНТ-4 в Осиновском затоне в Хабаровске. Август 1929 г.
В Нью-Йорке. 1929 г.
В США (слева-направо): Ф.Е.Болотов, С.А.Шестаков, Д.В.Фуфаев, Б.В.Стерлигов. 1929 г.
В Нью-Йорке (слева-направо): Д.В.Фуфаев, С.А.Шестаков, Б.В.Стерлигов, Ф.Е.Болотов. 1929 г.
Д.В.Фуфаев, Ф.Е.Болотов, Б.В.Стерлигов сидят на аэродроме с американским механиком (второй справа) 1929 г..
При крайне неблагоприятных погодных условиях (туманы с бурями и штормами) самолёт преодолел за 141 час. 53 мин. лётного времени расстояние в 21 242 км (при этом 8 000 км были пройдены над океаном за 50 час. 30 мин.). Успех перелёта во многом предопределил высокий профессионализм бортмеханика, справившегося с вынужденными ремонтами и заменой моторов, и который по итогам награждён вторым орденом - орденом Трудового Красного Знамени.
Экипаж "Страны Советов" с авиаконструктором А.Н.Туполевым. 1929 г.
см. тему -http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=5577&hilit=%D0%A4%D1%83%D1%84%D0%B0%D0%B5%D0%B2
Позже окончил Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского.
Во второй половине 1930-х — первой половине 1940-х гг. служил в авиаотряде Государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы (Дальстрой, с 04.03.1938 г. - Главное управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР (ГУСДС, Дальстрой). Летал бортмехаником.
Бортмеханик Д.В.Фуфаев (слева) со вторым пилотом Ф.Е.Болотовым и штурманом Б.В.Стерлиговым под АНТ-4. Нью-Йорк, 1929 г.
12 сентября 1938 г. единственный выжил, получив ранение, в авиакатастрофе самолёта КР-6А (МП-6) «Х-111» (командир - Т.Т.Маламуж, борттехник – Г.Н.Федотов, пассажиры - врио начальника Политотдела Дальстроя П.И.Новиков, члены партийной комиссии при Политотделе Дальстроя Г.Ф.Давыдов, Ф.С.Кретов, помощник начальника Колымского речного управления Дальстроя К.О.Кепалас, секретарь-стенографистка парткомиссии М.Н.Апанащенко), следовавшего из затона Лабуя в Магадан.
Самолёт "Х-111" до катастрофы в б. Нагаево.
С началом Великой Отечественной войны продолжал летать на воздушных трассах Дальстроя. 22 июля 1942 г. в составе экипажа самолёта Г-2 (ТБ-3) «Х-349» (командир – Н.Клоченко, второй пилот – Н.Шарков, бортрадист –К.П.Козловский, 2-й бортмеханик – Г.Попов) вновь попал в аварию и выжил на маршруте Магадан – Хабаровск в верховье р. Кавы.
С ноября 1942 г. и до конца войны являлся начальником авиаотряда Дальстроя (г. Магадан). Советское правительство высоко оценило труд колымских авиаторов в этот период, отметив их государственными наградами. 41 работник был награждён медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», ещё 150 сотрудников были представлены к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а командир авиаотряда был награждён орденом «Знак Почёта».
По окончании войны был списан с лётной работы и вернулся в Москву.
Погиб в авиакатастрофе на пассажирском самолёте при следовании в санаторий в Прибалтику.
Д.В.Фуфаев (3-й справа) с членами экипажа "Страны Советов" на дипломатическом приёме в США. Слева от Ф.Е.Болотова (3-й слева) - американцы Чарльз С.Петерсон и полковник Ф.А.Сиквеланд).
В честь Д.В.Фуфаева и членов его экипажа самолёта «Страна Советов» в США в Нью-Йорке была открыта памятная доска,
а в 1986 г. в округе Нассау под Нью-Йорком в местном национальном музее «Колыбель авиации» создан специальный стенд. Кроме того, общественной организацией «Общество друзей Советского Союза в США» в 1929 г. были изготовлены специальные значки-жетоны «Первый перелёт Москва - Нью-Йорк. 1929», которые продавались во время встреч американцев с советским экипажем, а также ряд почтовых карточек и плакатов.
Рисунок американца Д.Бурлюка, сделанный в США, сразу же по приземлению самолёта "Страна Советов" в 1929 .
Почтовые карточки в 1929 г. выпустил и Главлит СССР.
Использованы материалы с сайтов:https://forum.faleristika.info/viewtopic.php?t=20724&start=80; http://www.monino.ru/index.sema?a=artic ... 69&pid=15; http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseu ... -sovetov/; http://15061981.diary.ru/p206595694.htm?oam; http://trud-archive.ru/?news=404; http://www.kolymastory.ru/glavnaya/doro ... _dalstroy; http://www.kolyma.ru/magadan/index.php? ... /7869.html