Вага Василий Александрович (1899-1986)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Вага Василий Александрович (1899-1986)

Сообщение Historik » 16 Октябрь 2018 15:34

Вага Василий Александрович (1899-1986) - капитан дальнего плавания, участник экспедиции по спасению челюскинцев.
 Вага.jpg

Родился на о. Муху Моонзундского архипелага (Балтийское море, в советское время - д. Муху Кингисеппского р-на Эстонской ССР) в семье эстонского помора.
В 1904 г. с родителями переселился на Дальний Восток, на восточное побережье Уссурийского залива. Семья обосновалась в селении Лифляндия на берегу бухты Суходол в Приморье. Девятилетний Василий вместе с отцом ловил рыбу, доставлял ее на продажу во Владивосток. Мальчишку влекли далекие плавания.
В 1914 г. мечта сбылась, и он поступил матросом на пароход «Евгения», принадлежавший одному из владивостокских рыбопромышленников. Затем плавал на пароходе «Олег» и других судах Добровольного флота. В 1919 г. во Владивостоке поступил в Александровские мореходные классы. Иностранная интервенция прервала занятия. В.А.Вага стал плавать на учебном судне «Диомид». В 1923 г. Василию удалось окончить мореходные классы.
А в 1925 г. с дипломом штурмана малого плавания он поступает штурманским учеником в только что созданное Дальневосточное отделение Совторгфлота. Работает штурманом на пароходах «Алеут», «Мончугай», «Астрахань». В марте 1931 г. становится штурманом парохода «Приморье», затем - капитаном.
В марте-июне 1934 г. принял участие в событии, которым жила в то время страна, – в спасении ледокольного парохода «Челюскин», зажатого льдами в Чукотском море. В операции по спасению челюскинцев принял участие и грузопассажирский пароход ДВМП «Смоленск» (двухпалубный, одновинтовой, типа «Анадырь», 3649 брт) . Капитаном этого судна назначили В.А. Вагу. Сложный рейс был успешно выполнен. За героическую эпопею Василия Александровича наградили орденом Красной Звезды.
С того времени не раз приходилось капитану выполнять ответственные рейсы и на других пароходах - «Астрахань», «Хабаровск». Особенно тяжело было в Великую Отечественную войну. Пришлось выполнять очень ответственные и тяжелые рейсы на Камчатку, когда судам угрожали японские подводные лодки. Зиму 1942–1943 гг. пришлось провести в Арктике на затёртом льдами среднем лесовозе «Молотов» Дальневосточного ГМП (IV серия, тип «Микоян», 2332 брт). В 1943 г. В.А.Вага совершил рейс через Тихий океан к берегам Америки на аварийном пароходе «Войков» (ленд-лизовский типа «Либерти», 8403 брт), шедшем на буксире парохода «Владивосток»: «Войков» сел на мель и был сильно побит, лишившись груза. Временный руль на судне сразу же был выведен из строя штормом. Выручил опыт Василия Александровича. По его совету за корму корабля спустили тяжёлый бимс и лебедкой стали регулировать его поворот. С таким приставленным рулем и дошли до американского континента. В США, в Лос-Анджелесе в июле 1943 г. В.А.Вага принял новый ленд-лизовский танкер «Белгород» (на базе парохода типа «Либерти», 7243 брт). Судно должно было загрузиться высокооктановым авиационным бензином. Американцы вначале отказывались давать груз. Ведь «Белгород» был построен лишь для перевозки сырой нефти, и плавание на нём при малейшей неосторожности могло закончиться весьма печально. Никто не хотел брать «бензиновый» транспорт в конвой. Но В.А.Вага решился довезти груз через океан. В суровое лихолетье капитан успешно выполнил и другие задания. За мужество был отмечен орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й и 2-й (06.11.1985 г.) степеней. Василий Александрович в совершенстве знал условия плавания в морях Дальнего Востока и Арктики, всегда находил выход из сложных ситуаций. В 1948 г. стал капитаном легендарного танкера –участника союзного конвоя PQ-17 - «Азербайджан» (типа «Москва», 8930 брт). Это был первый советский крупнотоннажный танкер, отправившийся после войны в Арктику. Около 15 лет Василий Александрович руководил его экипажем. За добросовестный труд капитана наградили орденом Ленина, многими медалями. Присвоили звания «Почетный полярник» и «Почётный работник Морского флота СССР». Выйдя на пенсию в 1962 г., В.А. Вага перебрался к сыну в г. Таллинн (Эстония). Временами старый дальневосточный капитан «ходил на службу», состоя членом Государственного морского клуба Эстонской ССР. Скоропостижно скончался на 87-м году жизни. В память о капитане в 1988 г. его имя было присвоено теплоходу контейнеровозу ДВМП «Капитан Вага» (место постройки – Япония, 6000 брт), который в 1991 г. был возвращён пароходству Совкомфлота.
См.: Вальдман Ю. Р. Жизнь. На море // Большой Камень, 2004. 18 августа - http://old.pgpb.ru/cd/primor/dates2014/zd08.htm
 Вага2.jpg

Капитан парохода "Смоленск" В.А.Вага на мостике. Тихий океан, весна 1934 г. Фото В.В.Микоши - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10862409
 28-Смоленск-профиль.jpg

"Смоленск" во льдах у м. Олюторский.
 Капитан Вага.jpg

Теплоход контейнеровоз «Капитан Вага».
Historik
 
Сообщения: 477
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: MailRu[bot] и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения