Побежимов Григорий Трофимович (1897-1937)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Побежимов Григорий Трофимович (1897-1937)

Сообщение Dobrolet » 06 Ноябрь 2017 18:14

Побежимов Григорий Трофимович
Полярный авиатор, бортмеханик.
родился 11.09.1897 - 08.1937
участие в экспедиции Лухта и Кошелева 1927, Молокова 1935 и 1936 г, Леваневского 1937 г
награжден орденами Ленина и Красного Знамени
Биография c сайта Энциклопедия Красноярского края.
Григорий Побежимов родился 18 сентября 1897 г. в селе Усманка Самарской губернии. Погиб в 1937 г. при попытке совершить перелет из Москвы в Америку через Северный полюс.

Окончил Самарскую морскую школу авиационных специалистов (1915), курсы Военно-воздушной академии им. Жуковского.

Во время службы в Российской императорской армии Григорий Побежимов получил профессию авиамоториста. После окончания Самарской морской школы авиационных специалистов в 1915 г. он служил помощником бортмеханика авиастанции морской авиации на острове Дегербю в Аландских шхерах на Балтике. Здесь он познакомился с В. С. Молоковым, дружба с которым продолжалась долгие годы.

В 1918 г. Г. Т. Побежимов вступил в Красную армию и уже в мае вместе с Молоковым участвовал под Самарой в боях с белочехами. Затем он получил направление в Нижний Новгород, где создавался авиационный гидроотряд Волжской военной флотилии. После окончания Гражданской войны Побежимов работал в школе высшего пилотажа, в Красном Селе.

Арктика
Работа Побежимова в Арктике началась в 1927 г. Как опытного бортмеханика, его включили в экипаж гидросамолета «Савойя» летчика Ефима Кошелева, который в составе экспедиции Г. Д. Красинского впервые совершил перелет на арктический остров Врангеля. Все авиаторы этой экспедиции, в том числе и Побежимов, получили награды, представления к орденам и грамоту следующего содержания:

«Дорогой товарищ! Вы сделали огромное и трудное дело, совершив в чрезвычайно тяжелых условиях перелет с Колымы на остров Врангеля, а также и перелет над не исследованной в воздушном отношении великой рекой Леной. Вы своим перелетом еще раз доказали, что советская авиация стоит на высоте последних достижений человеческого гения. Ваш перелет имеет огромное значение во всесоюзном масштабе, но для ЯАССР он имеет исключительное значение. Вы своим перелетом установили, какие условия нужны для осуществления тесной воздушной связи веками оторванной от культурных центров нашего Союза Якутии. Вы явились пионером этого имеющего огромное значение для нас дела. В ознаменование этого Президиум ЯЦИК и Президиум Осоавиахима ЯАССР жалуют Вас шкурами белого медведя, белого песца, настоящей грамотой и ходатайствуют перед ВЦИК и РВС Союза о награждении Вас орденом Красного Знамени».

После значимой экспедиции Побежимов учился на курсах Военно-воздушной академии им. Жуковского. В 1930-х гг. он работал бортмехаником в Управлении полярной авиации Главсевморпути, считался одним из лучших бортмехаников полярной авиации. Здесь за свои навыки Побежимов получил прозвище Полярный Левша.

За свои навыки бортмеханика Побежимов получил прозвище Полярный Левша
Красноярск и Красноярский Север
В 1931 г. Побежимов получил перевод в Красноярск. Здесь на пустынном Телячьем острове (сейчас остров Молокова) создавалась гидроавиабаза — тыл Енисейской авиалинии, откуда начиналось авиационное освоение Красноярского Севера и Арктики. Именно Побежимов и позвал в Красноярск своего друга Василия Молокова.

В 1932—1936 гг. в качестве бортмеханика Побежимов принимал участие в воздушной ледовой разведке, прокладывал воздушные трассы на севере Красноярского края, в Арктике. На Красноярском авиаремзаводе Побежимов руководил ремонтом авиационных моторов, помогал рабочим осваивать технику, учил их. Газета «Красноярский рабочий» тогда писала о нем: «Говорят, что он бог в своем деле. И действительно, вряд ли кто лучше Побежимова знает условия работы мотора в Арктике».

В 1935—1937 гг. Побежимов летал в составе экипажа Героя Советского Союза Василия Молокова. В 1936 г. они на летающей лодке Дорнье «Валь» (СССР Н-2) облетели территорию Крайнего Севера, преодолев по кольцевому маршруту Красноярск — Якутск — Охотск — остров Врангеля — Москва — Красноярск 31 тыс. км. За участие в арктических полетах Побежимов был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Именно Побежимов пригласил в Красноярск своего друга Героя Советского Союза Василия Молокова

Последний полет
Последний полет Григория Побежимова состоялся в августе 1937 г. в составе экипажа С. А. Леваневского. Они должны были совершить перелет из Москвы через Северный полюс в Америку, к которому долгое время готовился Леваневский. Пилот выбрал четырехмоторный самолет конструкции В. Ф. Болховитинова, хотя сам конструктор не считал свой самолет пригодным для подобных перелетов. Состоявшиеся ранее перелеты в Америку через полюс проводились на самолетах системы А. Н. Туполева, однако Леваневский, в свое время отрицательно отозвавшийся о самолетах Туполева, не хотел обращаться к нему. Григорий Побежимов, один из лучших бортмехаников полярной авиации, был настолько признанным специалистом, что, когда формировался экипаж самолета, его назначили старшим бортмехаником испытательных полетов. Леваневский мастерски поднял в воздух перегруженную машину, однако через сутки полета уже за полюсом отказал один двигатель. Обледеневший самолет стал терять высоту, затем связь оборвалась навсегда.

Поиски продолжались много месяцев. Они велись и с запада, и с востока, с Чукотки и Аляски, в них участвовали и советские, и американские летчики. Во время одной из поисковых экспедиций погиб экипаж Героя Советского Союза М. С. Бабушкина. До сих пор достоверной информации о месте и деталях гибели самолета Леваневского нет.

Вскоре после трагической гибели экипажа судостроительному заводу в Красноярске по просьбе трудящихся было присвоено имя Г. Т. Побежимова. Его имя носит и небольшая улица в Красноярске, неподалеку от завода, теперь уже не существующего. В 2012 г. администрация Красноярска приняла решение об установке именной памятной доски-барельефа в честь 115-летия со дня рождения и 75-летия трагической гибели в Арктике Григория Побежимова на фасаде здания школы № 93, расположенной в Свердловском районе.

В честь погибшего экипажа Н-209 названо несколько географических объектов в Арктике и Антарктике. На Земле Франца-Иосифа есть мыс Побежимова — это северная оконечность острова Циглера. Есть улица имени Побежимова и в Авиастроительном районе Казани.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1315
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Побежимов Григорий Трофимович

Сообщение Dobrolet » 06 Ноябрь 2017 18:25

На сайте Госкаталог в материалах Борского краеведческого музея размещены фото из архива Георгия Трофимовича Побежимова. Попытаюсь расположить их в хронологической последовательности. Сначала биография из Музея и фото.
 1.JPG
 2.JPG

Фото времени военной службы.
 3.JPG
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1315
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Побежимов Григорий Трофимович

Сообщение Dobrolet » 07 Ноябрь 2017 08:01

Фото из экспедиции Лухта и Кошелева 1927 года.
 4.JPG
Сборка Junkers Ju-13 - на переднем плане разложены крылья Юнкерса (с полосами) и Савоии.
 15.JPG
Пирамида для установки мотора, сам мотор по типу похож на Junkers-L5 и гофрированный поплавок слева позволяют отнести фото к Юнкерсу-13 Кошелева
 5.JPG
Экспедиционная Savoia S-16
 8.JPG
 7.JPG
Пара датированных фото с членами экспедиции в торосах. Почему-то Кошелев назван Кошенёвым.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1315
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Побежимов Григорий Трофимович (1897-1937)

Сообщение Dobrolet » 07 Ноябрь 2017 16:29

Перелет на ПР-5 СССР-Н70 в феврале-марте 1935 г.
 Н70 ПР5 (6).JPG
 Н70 ПР5 (7).JPG
 Н70 ПР5 (5).JPG

Обилие снега на фото позволяет отнести их к зимней экспедиции 1935 года.
 32.JPG
 31.JPG
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1315
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Побежимов Григорий Трофимович (1897-1937)

Сообщение Dobrolet » 07 Ноябрь 2017 16:53

Перелет на Дорнье Валь СССР-Н2, скорее всего фото относятся к перелету в июле-сентябре 1935 г.
 Н2 Wal (51).jpg
 Н2 Wal (50).jpg
 Н2 Wal (49а).jpg

Зарисовки быта чукчей с острова Врангеля.
 12.JPG
 11.JPG
 10.JPG
 9.JPG
 6.JPG

Экипаж и его будни, в одной из подписей ошибочно указан 1932 год, в котором Молоков и Побежимов не были на острове Врангеля.
 26.JPG
 25.JPG
 24.JPG
 23.JPG
 22.JPG
 21.JPG
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1315
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Побежимов Григорий Трофимович (1897-1937)

Сообщение Dobrolet » 07 Ноябрь 2017 17:12

Фото 1936 года.
 41.JPG
При каких обстоятельствах Побежимов мог попасть в Америку неизвестно - наверное ошибочная информация.
 42.JPG
На фоне неизвестного МП-6 - видимо встретились где-то во время перелета 1936 года.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1315
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Побежимов Григорий Трофимович (1897-1937)

Сообщение Dobrolet » 07 Ноябрь 2017 17:21

Фото 1937 года перед последним полетом.
 52.JPG
Про Н-2 ошибочно
 51.JPG

Публикации и документы из музея
 54.JPG
 56.JPG
 53.JPG
 55.JPG
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1315
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Побежимов Григорий Трофимович (1897-1937)

Сообщение Historik » 22 Ноябрь 2017 16:05

К фотографии Г.Т.Побежимова в США в 1936 г. Это не ошибка!
Григорий Трофимович действительно находился в Америке, в Калифорнии примерно с ноября 1936 г. по конец февраля 1937 г. Как бортмеханик, вместе с Героем Советского Союза С.А.Леваневским (руководитель) и бортмехаником В.С.Чечиным они занимались приёмкой для УПА ГУСМП закупленных для СССР "Амторгом" двух гидросамолётов DF-195 на фирме "Дуглас" и гидросамолёта S-43А (Babby Clipper) на фирме И.И.Сикорского. В мае 1937 г. все три машины прибыли из Нью-Йорка в Ленинград. Оттуда С.А.Леваневский перегнал их для испытаний в Севастополь.
Historik
 
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения