Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Июль 2008 15:10

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Государственный деятель; контр-адмирал; доктор экономических наук; участник первой проводки военных кораблей с Балтики на Тихий океан Северным морским путем; начальник Главсевморпути – заместитель министра морского флота; руководитель первых советских экспедиций в Антарктиде, строительства портов в Арктике и новых судов ледокольно-транспортного флота; с 1960 г. – преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова; зав. лабораторией региональных проблем Севера Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР; член редакционного совета издательства «Мысль»; автор более 70 научных работ; награждён орденом Ленина (трижды), орденом Красного Знамени (трижды), др. государственными наградами.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Александр Андреев » 23 Июль 2008 22:07

Коллеги!

Может кто-нибудь знает даты рождения/смерти В.Ф. Бурханова. Очень нужно. Довольно много его публикаций,
но о нем самом информации немного. Коллега SVF прислал сегодня скан статьи из "Летописи Севера" и ссылку на статью из "Полярного круга". Ясно, что родился В.Ф. Бурханов в 1908 г., умер в октябре 1982 г. То есть в этом году ему исполнилось бы 100 лет. Упомянутые статьи выложим попозже.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Александр Андреев » 24 Июль 2008 01:30

Изображение
Заседание штаба морских операций Восточного района Арктики. Выступает начальник ГУСМП В.Ф. Бурханов.
(Из фондов ААНИИ)

Изображение
Начальник антарктической экспедиции Герой Советского Союза доктор географических наук М. М. Сомов докладывает начальнику Главного управления Северного морского пути заместителю министра морского флота СССР В. Ф. Бурханову о ходе подготовки экспедиции.
(Из фондов РГМАА)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Июль 2008 01:53

Устинова 3.К.
МОЯ ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЕР
СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004.

ПОЛЮС СЕВЕРНЫЙ – ПОЛЮС ЮЖНЫЙ

Был у меня один знакомый, Василий Бурханов, который дрейфовал на станции «Северный полюс-6» пять месяцев. Он просил меня помочь ему отредактировать книгу о супругах Прончищевых, которые были участниками Великой Северной экспедиции. Мария очень любила своего мужа Василия и делила с ним всю тяжесть экспедиции за Полярный круг. Они открыли несколько островов у северо-восточных берегов полуострова Таймыр и составили славу русскому мореплаванию XVIII в.

Этот мой знакомый полярник и обмолвился, что скоро на Северный полюс отправится группа советских и зарубежных журналистов. Я, как бульдог, схватила эту новость и примчалась в Арктический и Антарктический институт. Его директора Трешникова я немного знала, поэтому сразу же, взяв быка за рога, попросила его включить меня как корреспондента в эту интересную поездку.

Трешников сдался не сразу, но пообещал поговорить об этой моей идее с некоторыми сотрудниками института и, наконец, дал добро. Весть о том, что я лечу на Северный полюс, мигом разнеслась в редакции «Ленинградской правды». Особенно возмутился один мой коллега, который считал, что мне еще рано летать в такие командировки. Я же ходила счастливая. Подолгу сидела в библиотеке, читала все, что относится к Арктике. Дом мой был завален книгами. Кажется, я знала о покорении Северного полюса абсолютно все. И вдруг главный редактор сообщает – мой полет не состоится – берут в поездку только мужчин.

http://evartist.narod.ru
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Александр Андреев » 24 Июль 2008 01:58

padsee пишет:Устинова 3.К.
МОЯ ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЕР
СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004.

ПОЛЮС СЕВЕРНЫЙ – ПОЛЮС ЮЖНЫЙ

Был у меня один знакомый, Василий Бурханов, который дрейфовал на станции «Северный полюс-6» пять месяцев. Он просил меня помочь ему отредактировать книгу о супругах Прончищевых, которые были участниками Великой Северной экспедиции. Мария очень любила своего мужа Василия и делила с ним всю тяжесть экспедиции за Полярный круг. Они открыли несколько островов у северо-восточных берегов полуострова Таймыр и составили славу русскому мореплаванию XVIII в.

Этот мой знакомый полярник и обмолвился, что скоро на Северный полюс отправится группа советских и зарубежных журналистов. Я, как бульдог, схватила эту новость и примчалась в Арктический и Антарктический институт. Его директора Трешникова я немного знала, поэтому сразу же, взяв быка за рога, попросила его включить меня как корреспондента в эту интересную поездку.

Трешников сдался не сразу, но пообещал поговорить об этой моей идее с некоторыми сотрудниками института и, наконец, дал добро. Весть о том, что я лечу на Северный полюс, мигом разнеслась в редакции «Ленинградской правды». Особенно возмутился один мой коллега, который считал, что мне еще рано летать в такие командировки. Я же ходила счастливая. Подолгу сидела в библиотеке, читала все, что относится к Арктике. Дом мой был завален книгами. Кажется, я знала о покорении Северного полюса абсолютно все. И вдруг главный редактор сообщает – мой полет не состоится – берут в поездку только мужчин.
[url]http://evartist.narod.ru/text9/26.htm#з_06[/url]

Чего-то не сходится. В.Ф. Бурханов с 1953 по 1960 гг был начальником (!!!) ГУСМП.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Июль 2008 02:04

alex_andr пишет:Чего-то не сходится. В.Ф. Бурханов с 1953 по 1960 гг был начальником (!!!) ГУСМП.

Вы там ближе к «Ленинградской правде», издательству и авторше :)
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Александр Андреев » 24 Июль 2008 02:15

padsee пишет:Вы там ближе к «Ленинградской правде», издательству и авторше :)

Ныне - "Санкт-Петербургские ведомости". А ближе разве что географически. :)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Июль 2008 12:11

Иван Кукушкин пишет:Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Государственный деятель; контр-адмирал; доктор экономических наук; участник первой проводки военных кораблей с Балтики на Тихий океан Северным морским путем; начальник Главсевморпути – заместитель министра морского флота; руководитель первых советских экспедиций в Антарктиде, строительства портов в Арктике и новых судов ледокольно-транспортного флота; с 1960 г. – преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова; зав. лабораторией региональных проблем Севера Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР; член редакционного совета издательства «Мысль»; автор более 70 научных работ; награждён орденом Ленина (трижды), орденом Красного Знамени (трижды), др. государственными наградами.

Странно, что даже на сайте http://www.korabel.ru/persones/catalog/1/%E1%F3.html
о нем нет никакой информации :(
В СЭС за 1983 г. нашлось трое Бурхановых-композитор и два актера таджикской национальности,
но государственного деятеля, контр-адмирала, зам.министра морского флота нет!
Как же их (нас) фильтровали?
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Александр Андреев » 24 Июль 2008 13:27

padsee пишет:Как же их (нас) фильтровали?

Да кто их знает, какие у них фильтры были? Печально, что в музее ничего толком найти не можем.
Фотографии кое-какие есть, статьи самого Бурханова есть, а про него толком ничего.
Есть возможность на polarpost восстановить историческую справедливость :)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Июль 2008 15:39

По идее что-то должно быть здесь:

В. М. Лурье
Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941-1945)
СПб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. - 280 с.
ISBN 5-86789-102-Х


© В.М. Лурье, 2001
© Центральный военно-морской архив, Гатчина, 2001
© Издательство "Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ", С.-Петербург, 2001


http://www.petergen.com/sources/admgen1941-45.shtml

Изображение


БУРХАНОВ Василий Федотович — упоминание в содержании есть, но самой книги пока не нашлось :(
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Александр Андреев » 24 Июль 2008 17:59

Известия 14 августа 1974 г.


Координаты характера

Савва Морозов

Когда речь зашла о плавании в ледовых морях на рубеже XXI века, я упрекнул собеседника в склонности к фантастике:

—Ну, это уж из романов Уэллса...

Василий Федотович шутку принял:

— Не навязывайте мне соавтора... Вспомните лучше нашу молодость в Арктике...

Так уж, видимо, устроен человек, что свершения прожитых лет ближе, доступнее его пониманию, нежели замыслы грядущего. И вместе с тем прав Белинский: прошедшее объясняет нам настоящее и намекает на будущее. Мог бы мой собеседник взять эти слова эпиграфом не только к своей докторской диссертации о народнохозяйственных перспективах Советского Севера, но и к воспоминаниям, если бы только собрался их написать. Есть ведь о чем порассказать Василию Федотовичу Бурханову — инженеру и мореходу, географу и экономисту, неугомонному страннику по натуре и северянину по призванию.

Да, по призванию, ибо по рождению он — волгарь, крестьянский сын, по трудовой закалке — рабочий-металлург, по образованию — флотский командир, начавший службу с путевкой комсомола. Вместе со сверстниками — «дзержинцами» получал Василий Бурханов диплом инженерного военно-морского училища. Как и многие его однокашники, прежде чем начать плавать, трудился в заводских цехах, восстанавливая старые корабли, помнившие еще первую мировую войну. Но примечательно, что уже тогда, на 27-м году от роду, внедрил он новый ускоренный метод ремонта. Потому, наверное, и назначили его инженер-механиком на один из военных кораблей которым летом 1936 г. предстоял пионерный поход из Балтйки нa Тихий океан по Северному морскому пути.

Случилось и автору этих строк побывать тогда в Арктике. Хорошо помню всеобщую напряженность полярников. И капитаны ледоколов, и летчики воздушной разведки, И зимовщики береговых станций,— все понимали: трудный экзамен надо выдержать наперекор стихиям. А стихии разгулялись вовсю. Из-за устойчивых северных ветров сплоченные льды забивали трассу вдоль Западного Таймыра. Едва начав плавание, сразу же надолго задержался близ Диксона военный караван: во главе с флагманом — ледорезом «Литке», на котором шел руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт.

Чтобы экономить топливо, на вынужденных стоянках Бурханов предложил особый теплотехнический режим для корабельных турбин. И маститый математик, проверив расчеты молодого инженера, одобрил их.

Используя перемену ветров, каравану удалось продвинуться дальше. Но льды снова сплотились, сжатием сильно повредило защитную обшивку корпусов. Тогда Бурханов, облачившись в скафандр, вооружился электросварочным аппаратом, пригодились ему навыки, приобретенные в школе водолазов перед полярным плаванием.

Когда погода улучшилась, недели томительного ожидания сменились днями форсированного хода. Быстро прой дя моря Лаптевых и Восточно-Сибирское, военный караван достиг берегов Чукотки. А тут, когда удалось преодолеть ледовые преграды, разразился жестокий шторм. Запасы топлива кончились. Моряки безжалостно отправляли в топки решительно все, что способно было гореть: аварийные запасы строительного леса, мебель, даже муку, припасенную на случай зимовки. Знали моряки: зимовать теперь уж не придется,— близок Тихий океан, а без свежего хлеба можно как-нибудь и перемучиться, хоть до самого Владивостока...

Раз побывав в Арктике, навсегда привяжешься к ней.

Однако стать полярником Бурханову посчастливилось лишь десять лет спустя, когда расстался он с военной службой, попав в систему Главсевморпути.

Обжито побережье недавно еще пустынной Чаунской губы,— в молодом портовом городкe Певек, где располанался штаб мормких операций Восточного сектора Арктики—имеется обсерватория. Но чтобы руководить проводкой кораблей, начальнику операций Бурханову надо и самому по суткам не сходить с мостика ледокола-флагмана, долгие часы проводить в кабине гидросамолета. Вчитываясь в синоптические карты, начальник операций обязан многое предвидеть: где зарождаются, откуда движутся циклоны и антициклоны, как может сказаться все это на состоянии льдов, какие преграды могут возникнуть на пути кораблей и какие, наоборот, отступят. Много подчиненных у начальника операций: тут и капитаны кораблей, и командиры самолетов, и ученые-гидрологи, метеорологи. Далеко не всегда сходятся они во мнениях. Надо не только терпеливо выслушивать споры, но и принимать решения, порой рискованные, идущие вразрез с мнением большинства. И всегда помнить: за твою ошибку могут заплатить дорогой ценой корабли и люди.

Для Бурханова годы работающего заместителем начальника Главсевморпути, а затем возглавившего этот сложный транспортный комплекс бессменная вахта продолжалась и в Москве. Надо обосновывать перед Госпланом и финансовыми органами сооружение новых портов, добиваться, чтобы судостроители выполняли заказы не
только в сроки, но строго соблюдая проекты, — корабли для Арктики строились новые, оригинальных конструкций, таких не знал дотоле наш морской флот. И постоянно надо держать контакт с наукой...


Встречаясь в те годы с Василием Федотовичем, я не раз поражался: как это всюду поспевает человек. Снаряжается большая воздушная экспедиция в высокие широты, предстоит высадить на дрейфующие льды, сразу две научные станции. А Бурханов, назначенный начальником экспедиции, успевает в самые напряженные дни подготовки выступить в Географическом обществе с докладом совсем на другую тему. Сколько народу собралось, помнится, в Московском университете познакомиться с его теорией «исчезающих островов». Вот. оказывается, как обстоят дела: отнюдь не земную твердь представляли собой мифические «земли», наблюдавшиеся когда-то Санниковым, Андреевым, Джил-лисом, — это всего лишь осколки вечных ледников, дрейфующие по воле течений и ветров.
Не прошло и трех недель после доклада в МГУ, как один из слушателей — автор этих строк, оказался в Арктике пассажиром самолета И. С. Котова, искавшего льдину для высадки СП-3. Добрых полсуток утюжили мы воздух, пока гидролог А. Ф. Трешников остановил свой выбор на многолетнем паковом поле. Сели благополучно, поставили палатку, разожгли походную газовую плитку.


— Можно, думаю, тут жить, — в раздумье говорил Трешников, — однако подождем Федотыча, пусть утвердит.
Бурханов тем временем высаживал другую станцию — СП-4. Дня через три его флагманский Ил опустился и у нас. Осмотрев поле, исходив его вдоль и поперек, проверив расчеты гидролога. Василий Федотович сказал:


—- Добро, начинайте строиться...

И улетел в Амдерму на деловое свидание с Д. И. Щербаковым — членом президиума Академии наук.
Еще недели через две я повстречал Бурханова вместе с гостем-академиком уже за полюсом,—в сторону Гренландии, в «прыгающем отряде» летчика И. И. Черевичного. Там, кочуя с льдины на льдину, ученые вели исследования хребта Ломоносова.


Не помню уж точно, где именно: то ли в Тикси, то ли на Диксоне, то ли на обратном пути е Москву, поделился он со мною очередным замыслом:

— Хочу заняться островными вечными ледниками в Североземельском архипелаге, на Земле Франца Иосифа... С Москаленко Петром Павлы-чем туда собираюсь. Вот пилот — на купола садится, будто на бетон...

По результатам исследований островных ледников Василий Федотович на пятидесятом году жизни защитил кандидатскую диссертацию. Не поздновато ли начинать научную карьеру? Смотря для кого... К человеку, круг интересов которого энциклопедичен, само понятие «карьера» вряд ли применимо. Да и с кафедры открываются горизонты куда более широкие, нежели с командного мостика. Ведь те, кто сегодня слушают лекции, завтра пойдут вослед Бурханову, как сам он когда-то пошел вослед Шмидту. Романтичны науки о Земле — древние и вечно юные. И безграничны возможности открытий для тех, кто штурмует Север.

А такие сегодня исчисляются уже не сотнями, не тысячами, как бывало в первых пятилетках. Ныне на заполярных и приполярных землях живут миллионы людей. Строителям заводов, добытчикам горных богатств, первопроходцам новых трасс нужны научно обоснованные прогнозы увязанные с единым народнохозяйственным планом Без этого немыслимо развитие производительных сил нашего Севера в комплексе, как было предначертано великим Лениным.
Разработкой такой стратегии занят совет по изучению производительных сил при Госплане, в числе сотрудников которого доктор экономических наук Бурханов. В последние годы мне как-то не случалось встречать его ни в якутском Мирном, ни на Чукотке, ни на Таймыре. Просто потому, что не совпадали по срокам наши поездки. Но всякий раз, бывая там, убеждаюсь: знают Василия Федотовича, уважают его — как человека, умудренного опытом, как единомышленника, — и горняки, создавшие в таежной глухомани новую отрасль индустрии и гидротехники, запрягшие в турбины бурный Вилюй и ледяную Хантайку, и градостроители, воздвигающие на вечной мерзлоте многоэтажные кварталы в юном Норильске, в заметно молодеющем старом Якутске. Не одну технико-экономическую экспедицию провел Бурханов в эти края. Сухопутные и воздушные маршруты его не менее увлекательны, чем былые океанские вояжи по Арктике Плоды их — обоснованные рекомендации развитию многих отраслей.


Читая труды Бурханова, беседуя с ним, как бы путешествуешь в завтрашний день. Зримы становятся вехи грядущих пятилеток на Севере.

О знакомстве нашем,— оно продолжается без малого три десятка лет,— я мог бы рассказывать еще и еще Но позволю себе завершить портрет Василия Федотовича одной деталью, — «анкетной», как говорится.

Недавно, получая новый партийный билет, Бурханов прочел в собственном личном деле уже почти забытое: в 1935 году Совет Труда и Обороны присвоил ему звание заслуженного изобретателя. Давненько то было — балтийские корабли только готовились к походу в Арктику. Еще весьма туманны были для молодого моряка многие географические координаты. Но уже тогда определились координаты его характера.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Александр Андреев » 24 Июль 2008 18:54

"Правда" 18 июля 1954 г.


Научно - исследовательские работы в Арктике в 1954 году

В. БУРХАНОВ
Начальник Главного управления Северного морского пути


По решению Советского правительства, в развитие ранее начатых научно-исследо­вательских работ в Арктике, весной 1954 года была проведена высокоширотная воз­душная арктическая экспедиция.

Перед экспедицией были поставлены за­дачи: организовать в Центральном поляр­ном бассейне две постоянные научные станции на дрейфующих льдах; провести научно-исследовательские работы в мало изученных районах Центральной Арктики; организовать систематические разведки по­годы Центральной Арктики.

Подготовка к экспедиции была проведена в предельно сжатые сроки. В работе экс­педиции принимали участие полярники, летчики, моряки, ученые самых различ­ных специальностей и направлений, ра­ботники не только Главсевморпути. но и Академии наук СССР, Главного управления гидрометеорологической службы и других ведомств.
В отличие от предыдущих экспедиции высокоширотная экспедиция 1954 года ве­ла работы одновременно в трех направле­ниях. Наступление на Центральную Арк­тику началось с востока. Летные отряды под руководством полярных летчиков тт. Титлова и Котова еще ранней весной начали свои полеты над льдами Арктики c тем, чтобы заблаговременно выбрать ме­сто для расположения научных дрейфую­щих станций, а также временных проме­жуточных площадок на льду, необходимых для накопления грузов и оборудования на­учных станций.


Сложная ледовая обстановка на восто­ке, севернее острова Врангеля, заставила летчика М. А. Титлова основательно по­трудиться над выбором места для высад­ки и обоснования лагеря научно-исследо­вательской станции. Он со своими товари­щами совершил несколько посадок и осмот­рел много льдин, пока, наконец, подобрал вместе с начальником станции Е. И. Толстиковым подходящую мощную многолет­нюю льдину. Размер этой льдины был не очень велик — площадь ее не превышала семи квадратных километров, но толщина и прочность льда позволяли обосноваться всерьез и надолго.

В течение двух — трех дней на избран­ную льдину были доставлены необходимые грузы: палатки, оборудование, продоволь­ствие, транспорт. Научная станция на дрейфующих льдах с первых же дней на­чала свою работу.
Выбор места для другой, более северной, научной станции в эти же дни производи­ли полярный летчик Герой Советского Сою­за И. С. Котов и начальник организуемой здесь научной станции гидролог Герой Социалистического Труда А. Ф. Трешников. Мощные льды в этом северном околополюс­ном районе встречались чаще, чем в рай­оне поисков т. Титлова, но для подбора льдины тт. Котову и Трешникову пришлось также немало потрудиться, пока была вы­брана мощная многолетняя торосистая льдина.


Научная станция т. Треганиковым была высажена на лед в пункте 86°00' северной широты и 175°45' западной долготы. Эта станция получила название «Научная стан­ция «Северный полюс» № 3. Так названа станция в знак продолжения счета совет­ских дрейфующих станций на морских льдах Центральной Арктики, имея в виду, что первая станция «Северный полюс» бы­ла организована в 1937 году, а вторая — в 1950—1951 годах. Дрейфующая научная станция т. Толстикова была высажена на лед в районе 75°48' северной широты и 175°25' западной долготы. Ей было при­своено название «Северный полюс» № 4.

Основная задача научных дрейфующих станций — систематическое исследование природы Северного Ледовитого океана для расширения наших познаний на предмет более точного составления прогнозов ледо­вой обстановки на Северном морском пути и уточнения прогнозов погоды в целом в нашей стране.

В лагерях научно-исследовательских станций созданы радиостанции, лаборатории по гидрологии, аэрометеорологии, гео­физике в другие научно-исследовательские сооружения.

Личный состав науггао-исследователь­ских станций размещен в разборных до­миках и утепленных палатках,
обогревае­мых газом и угольными печами специаль­ной конструкции. Созданы необходимые бытовые учреждения: столовая, баня; вну­тренние работы в лагере обслуживаются автомашиной Горьковского автомобильного завода «ГАЗ-69» и трактором «КД-35». Станции имеют у себя вертолеты. На слу­чай внезапных подвижек и разлома льда в окрестностях станции созданы запасные площадки, подготовлены запасы продоволь­ствия и радиостанции.
Наутано-исследователмжие станции с первых же дней своего существования раз­вернули и успешно ведут большую работу по широкой программе метеорологического и гидрологического комплекса. Синоптиче­ские карты Советского Союза уже обогати­лись новыми ценными данными о погоде в районе Северного полюса и восточной ча­сти Северного Ледовитого океана.


Одновременно с высадкой научно-иссле­довательских станций на дрейфующие льды высокоширотная экспедиция провела большую работу по обследованию околопо­люсного района. Эта часть работы легла на плечи руководителя летного отряда Ивана Ивановича Черевичного и научного руко­водителя работ в этом районе Михаила Емельяновича Острекиша. Подвижные от­ряды научных работников произвели боль­шое количество посадок на дрейфующие льды океана, детально обследовали район в зоне простирания хребта имени М. В. Ло­моносова. Другая группа (ученых на само­лете Масленникова обследовала восточную часть азиатского материкового склона.

Большая работа проведена летающей обсерваторией по наблюдению за погодой. Летающая обсерватория давала системати­ческие данные о погоде над Северным Ле­довитым океаном и провела большие обзор­ные работы по изучению ледяного покрова. Руководитель летающей обсерватории, кан­дидат географических наук т. Долгий, старшие научные сотрудники, кандидаты географических наук т. Гордиенко, т. Вол­ков вложили серьезный вклад в дело поуче­ния Арктики.

В работе экспедиции деятельное участие принимала Академия наук Союза ССР. Лич­ное участие академика Д. И. Щербакова и члена-корреспондента Академии наук т. Федорова имело большое значение.

В результате работ, проведенных высо­коширотной экспедицией, и первых работ дрейфующих научных станций получены новые ценные материалы о природе Арктики.

Подтверждена сложность рельефа дна Северного Ледовитого океана, позволяющая считать, что ложе этого бассейна построе­но по типу Средиземного моря, т. е. вы­кроено еще в пределах суши путем опу­сканий и поднятий по разломам земной коры. Уточнено положение подводного хребта имени Ломоносова в ранее необсле­дованной части околополюсного района и установлено, что этот хребет от района Северного полюса простирается в сторону Гренландии и земли Элсмира. Установлено наличие крутых склонов хребта, обнаруже­ны вдоль хребта глубокие котловины. Кроме хребта имени М. В. Ломоносова, об­наружены другие поднятия дна, делящие Северный Ледовитый океан на несколько глубоководных впадин.

В результате гидрологических работ, проведенных подвижными научными отря­дами, подтверждено наличие двух обособ­ленных бассейнов Северного Ледовитого океана, разделенных подводным хребтом имени Ломоносова.
Аэрометеорологические наблюдения, про­водившиеся регулярно в период экспедиции всеми научными группами, самолетами, ле­тающими обсерваториями и всей сетью по­лярных станций, позволили охватить огромную площадь Северного Ледовитого океана и впервые дать детальный анализ синоптических процессов, протекающих в атмосфере над Арктикой.


Получены новые данные о проникнове­нии в высокие широты теплых воздуш­ных масс из Тихого океана через Баренцо-во и Охотское моря и распространение их над приземным 200-метровым холодным слоем по всей тропосфере до высоты 7—9 километров, по западной периферии высотного антициклона, центр которого располагается над Аляской.

При указанной синоптической ситуации над приполюсным районом располагается стационарный, медленно заполняющийся центральный циклон, а по западной пери­ферии этого циклона происходит обвал хо­лодных масс арктического воздуха на тер­ритории Европейской части Советского Союза и Западной Сибири.
В ходе экспедиции на дрейфующих льдах проведены многочисленные абсолют­ные определения элементов магнитного по­ля земли.


В некоторых пунктах осуществлена ре­гистрация вариаций земного магнетизма при помощи портативных магнито-
вариационных станций.


Получены новые данные о характере магнитной аномалии в приполюсном райо­не и установлены некоторые ее связи с по­ложением подводного хребта имени Ломо­носова.

Проведены наблюдения за дрейфом льдов, позволившие судить о перемещении льдов на обширном пространстве Ледовитого океана. Эти наблюдения подтвердили зави­симость дрейфа льдов от атмосферных, гид­рологических явлений, от рельефа дна и некоторых других явлений в природе. Под­твердилось наличие в восточной части Се­верного Ледовитого океана, отделенной хребтом имени Ломоносова, устойчивой циркуляции дрейфа морских льдов по ча­совой стрелке, т. е. наличие антицикло-нального дрейфа льдов. В противополож­ность этому в западной части океана про­исходит циркуляция льдов против часовой стрелки; здесь значительная часть льдов выносится из Северного Ледовитого океана в Гренландское и Баренцово моря. Вынос льда из Северного Ледовитого океана в Гренландское море происходит далеко не равномерно и может иметь значительные перерывы, в период которых и происходит движение льдов по замкнутой траектории против часовой стрелки. В зависимости ог синоптических процессов зона распростра­нения этой циркуляции льдов значитель­но меняется: от сравнительно небольшого размера площади, занимающей только се­верную часть моря Лаптевых, она охваты­вает при некоторых условиях большой район, иногда простирающийся почти па всю западную часть Северного Ледовитого океана.

Эти основные схемы дрейфа и другие данные о движении льда и его мощности позволяют сделать практические выводы об образовании Айонского и Таймырского массивов, лежащих непосредственно на трассе Северного морского пути.

Установлена малая подвижность много­летних льдов в восточной части океана, прилегающей к Канадскому архипелагу, морю Бофорта и частично к Чукотскому морю. В этих районах лед малоподвижный, очень мощный и, повидимому, редко вы­носимый за пределы восточной части океа­на. В западной части океана льды преиму­щественно двухгодовалые, менее мощные. Они чаще обновляются и выносятся в Гренландское и Баренцово моря.
Установлены ледовые районы, подвер­женные наиболее активным динамическим воздействиям, и, наоборот, спокойные районы, имеющие меньшую торосистость и большую равномерность.


Наблюдения над айсбергами позволили уточнить их место зарождения и пути их движения в Северном Ледовитом океане. Установлена неравномерность поступле­ния айсбергов на траекторию их обычного дрейфа. Среди айсбергов западной части Ледовитого океана обнаружены крупные, весьма высокие и большие по площади, столовообразной формы.

Произведены наблюдения над ледяными образованиями, встречающимися больше в восточной части океана, так называемыми «ледяными островами», представляющими собой крупные обломки материкового льда, начавшие свой путь от берегов Канадского арктического архипелага.

Один из интересных выводов экспедиции заключается в том, что лед ежегодно «омо­лаживается» за счет стаивания верхней поверхности и нарастания нижней поверх­ности. Дрейфуя на север, лед увеличивает свою мощность за счет увеличения толщи­ны, и, наоборот, при движении на юг тол­щина этих же льдов уменьшается. При дрейфе в замкнутой циркуляции в течение пяти лет по сути дела лед почти полно­стью «омолаживается», стаивая сверху и нарастая снизу.
Наблюдения дрейфующих станций за животным миром показали, что за тысячи километров на лед прилетают стаи птиц: утки, чайки, кулички, пуночки. Подо льдом происходит своя жизнь: появляются в лун­ках рыбы, медузы и обилие планктона.


Научные результаты экспедиции, иссле­довательские работы дрейфующих научных станций значительно пополнят наши по­знания об Арктике, позволят еще больше улучшить работу по составлению прогно­зов ледовой обстановки для совершения плавания по Северному морскому пути.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Александр Андреев » 29 Июль 2008 20:40

Изображение
Неделю назад получил от SVF и забыл выложить. Исправляюсь.

Летопись Севера. Выпуск 10. М., Мысль, 1982.

ВАСИЛИЙ ФЕДОТОВИЧ БУРХАНОВ
Морозов С.Т.

По рождению В. Ф. Бурханов волгарь, крестьянский сын, по трудовой закалке — рабочий-металлург, по образованию — мор ской офицер, по характеру — никогда не стареющий комсомо лец. Флотскую службу начинал Бурханов с комсомольской пу тевкой, вместе со сверстниками — «дзержинцами» получил дип лом в Ленинграде. Прежде чем начать плавать, трудился в за водских цехах, восстанавливая старые корабли, помнившие еще первую мировую войну. Уже тогда, совсем еще юным, внед рил он новый, ускоренный метод ремонта. Поэтому, наверное, и назначили его инженер-механиком на эсминец «Войков», один из двух военных кораблей, которым летом 1936 г. предстоял пионерный поход с Балтики на Тихий океан по Северному мор скому пути.

Хорошо помню, с каким напряжением работали тем летом в Арктике полярники. И капитаны кораблей, и летчики авиараз­ведки, и зимовщики береговых станций-—все понимали: трудный экзамен надо выдержать наперекор стихиям. Из-за устойчивых северных ветров сплоченные льды забивали трассу вдоль За падного Таймыра. Едва начав плавание, сразу же надолго за держался близ Диксона военный караван: оба эсминца, три вспо­могательных судна и ледорез «Литке», на котором шел начальник Главсевморпути О. Ю. Шмидт, возглавлявший экспедицию. Ча сто встречался он с флотскими товарищами-новичками в Арк тике, неустанно напоминал: терпение-—главная добродетель полярника. Подчеркивал, что во льдах надо быть готовым к любому испытанию, рассчитывать можно только на свои силы, на свою смекалку.

Чтобы экономить топливо на вынужденных стоянках, Бур ханов предложил особый теплотехнический режим для кора бельных турбин. И Шмидт, маститый математик, проверив рас четы молодого инженера, одобрил их. Используя перемену вет ра, каравану удалось продвинуться дальше. Но льды снова сплотились, сжатием сильно повредило обшивку корпусов. Тог да Бурханов, облачившись в скафандр, вооружился электро сварочным аппаратом. Пригодились навыки, приобретенные в школе водолазов, где он занимался перед полярным плаванием.

Быстро пройдя моря Лаптевых и Восточно-Сибирское, воен ный караван достиг берегов Чукотки. И тут, после того как удалось, преодолеть ледовые преграды, разразился жестокий шторм. Запасы топлива кончились, и моряки безжалостно от правляли в топки решительно все, что способно было гореть: запасы строительного леса, мебель и даже муку, припасенную на случай зимовки. Знали: зимовать теперь уж не придется,близок Тихий океан, без свежего хлеба как-нибудь перебь емся, скоро Влади восток.

Раз побывав в Арктике, навсегда привязываешься к ней, говорил В. Ф. Бурханов после это го плавания. Одна ко немало дел на шлось для него и по новому месту служ бы — на Дальнем Востоке. Став флаг манским инженером бригады кораблей, он участвовал в бое вых действиях на озере Хасан. Потом, будучи начальником тыла Тихоокеанско го флота, обстоя тельно изучал об ширный морской театр, выбирал мес то для нового порта в бухте Находка, обеспечивал зимние перевозки угля с Сахалина. Сражаясь против японских империалистов, прошел по Сунгари до Харбина. Разлука с заполярными краями затя нулась на доброе десятилетие.

Возвратился В. Ф. Бурханов в Арктику в звании контр-ад мирал-инженера. А новая встреча решила дальнейшую судьбу: Василий Федотович был назначен начальником штаба морских операций Восточного сектора Северного морского пути. В мо лодом портовом городке Певеке, где располагался штаб опера ций, были радиоцентр и обсерватория. Но чтобы руководить флотом, Бурханову приходилось порой и самому сутками не по кидать мостика ледокола-флагмана, долгие часы проводить в кабине летающей лодки, поднимаясь галсами от прибрежной судоходной трассы к высоким широтам. Вчитываясь в си ноптические карты, испещренные волнистыми линиями изобар, начальник обязан предвидеть, как скажутся на состоянии льдов циклоны и антициклоны, какие преграды воздвигнут они на пути судов. Много подчиненных у начальника операции: тут иморяки, и ученые, и авиаторы. Далеко не всегда сходятся они во мнениях. Надо принимать решения, порой рискованные, идущие вразрез с мнением большинства, всегда помня при этом: за твою ошибку могут заплатить ценой гибели и люди, и корабли. Не меньше забот и в портах назначения. Простоят суда у причалов лишнее время —упущены будут драгоценные дни короткой навигации. Тогда уж без авралов не обойтись. Тогда грузчиками становятся буквально все, кто в порту, а ин женер-механику Бурханову приходится вспоминать знакомые смолоду навыки крановщика.

Да, бессменную вахту несут в Арктике руководители мор ских операций. Для Василия Федотовича такая вахта продол жалась и в Москве — добрый десяток лет проработал он сна чала заместителем начальника, потом и начальником Главсевморпути, членом коллегии Министерства морского флота СССР. Надо было обосновывать перед Госпланом и финансовыми ор ганами сооружение новых портов, добиваться, чтобы судострои тели выполняли заказы, строго соблюдая проекты: ведь для Арктики корабли строились новых, оригинальных конструкций, на смену паровому флоту приходили дизель-электроходы. В ближней перспективе должны были появиться и атомные двигатели. Надо было всегда поддерживать контакт и с нау кой, и с промышленностью.

Встречаясь в эти годы с Василием Федотовичем, я не раз дивился: как это всюду успевает человек. Не прошло и двух не дель после бурхановского доклада в Географическом обществе о разгаданной тайне ледяных островов, как некоторые участни ки заседания оказались в высоких широтах вместе с пилотом И. С. Котовым и гидрологом А. Ф. Трешниковым. Выбрали льдину для будущей дрейфующей станции СП-3, сели благопо лучно, поставили палатку, разожгли газовую плитку. «Можно, думаю, тут жить, — говорил Трешников Котову, — спасибо тебе, Илья... Однако подождем Федотыча, пусть утвердит».

А Бурханов тем временем вместе с летчиками М. А. Титло вым и В. И. Масленниковым высаживал другую СП под номе ром 4, где-то «неподалеку» — за полторы тысячи километров. Прилетев вскоре к нам, он детально осмотрел ледяное поле, проверил расчеты гидролога, сказал: «Добро, строй тесь...»

Следующая моя встреча с начальником Высокоширотной воздушной экспедиции и приглашенным им в Арктику маститым геологом академиком Д. И. Щербаковым состоялась за полю сом— в сторону Гренландии, — в отряде летчика И. И. Черевичного. Здесь ученые и авиаторы вели исследования подвод ного хребта Ломоносова.
На обратном пути в Москву Василий Федотович делился со спутниками: «Основными вечными ледниками хочу заняться — на Северной земле, на Земле Франца-Иосифа. С МоскаленкоПетром Павлычем туда собираюсь. Вот пилот — на купола са дится, будто на бетон...»

А в Москве ждали В. Ф. Бурханова и такие дела, как под готовка первой советской экспедиции в Антарктиду, строитель ство первого в мире ледокола с атомным двигателем.

По результатам исследования островных ледников Василий Федотович на пятидесятом году жизни защитил кандидатскую диссертацию. «Не поздновато ли начинать научную карьеру?» — иногда задавали и такой вопрос. Смотря для кого? Только вряд ли само понятие «карьера» применимо к человеку, круг интересов которого очень широк, а вся трудовая деятельность — пример бескорыстия и смелости.

Адмиралу вроде бы не по чину скромная должность доцен та университета. Те, кто слушал его лекции в аудиториях, зара женные его любовью к Арктике и оптимизмом, вскоре сами вы ходили на просторы Заполярья и шагали вслед Бурханову, как он в свое время пошел во след Шмидту. Романтичны древние и вечно юные науки о Земле.
Ряды первооткрывателей, первопроходцев исчисляются се годня уже не сотнями, не тысячами, как бывало в первых пя тилетках. Ныне на заполярных и приполярных землях трудятся миллионы людей. Всем им нужны научно обоснованные прогно зы, увязанные с единым народнохозяйственным планом. Раз работкой такой стратегии занят Совет по изучению производи тельных сил при Госплане СССР. Здесь, в СОПСе, ряд лет, вплоть до своей безвременной кончины, трудился доктор эконо мических наук Василий Федотович Бурханов.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Август 2008 22:53

alex_andr пишет:Может кто-нибудь знает даты рождения/смерти В.Ф. Бурханова. Очень нужно. Довольно много его публикаций,
но о нем самом информации немного. Коллега SVF прислал сегодня скан статьи из "Летописи Севера" и ссылку на статью из "Полярного круга". Ясно, что родился В.Ф. Бурханов в 1908 г., умер в октябре 1982 г. То есть в этом году ему исполнилось бы 100 лет. Упомянутые статьи выложим попозже.

Бурханов Василий Федорович
25.4(7.5).1908 с. Усть-Погоже, ныне Дубовского р-ны Волгоградской обл — 14.9.1982, Москва

[ В. М. Лурье, Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941-1945), СПб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. - 280 с. ISBN 5-86789-102-Х ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Бурханов Василий Федотович (1908-1982)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Август 2008 00:16

Прохлопали столетие адмирала :(

Почтовый индекс - 404025
Наименование объекта федеральной почтовой связи - Усть-Погожье
Тип объекта почтовой связи - Отделение почтовой связи
Подчинен - Почтамт Иловля
Адрес - 404025 с. Усть Погожье, Волгоградская обл, Дубовский район,
Телефон - +7 (4458) 7-51-72
Режим работы - 08.00-17.00 перерыв 13.00-14.00 вых. воскресенье, понедельник
Фирменный стиль - нет
Пункт коллективного доступа - нет
Индекс ОПС до 01.01.2000 г. - 404025


Изображение Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения