конструктор-изобретатель.
«Белозерье», краеведческий альманах. Вып.3. Вологда.-"Русь".-2007
© М. Н. Соснина
Братья Шамарины
В русском народе нередко встречаются талантливые самородки, а иногда и целые семьи, где страсть к изобретениям, к поискам нового, неизведанного передается из поколения в поколение, становится жизненной необходимостью.
Такой была семья Шамариных, где росли четыре сына – Андрей, Николай, Борис, Владимир – и самая младшая из детей – дочь Татьяна. Работающим в семье был только отец, Николай Петрович. Талантливый и трудолюбивый, он многие годы работал машинистом на спичечной фабрике в Белозерске, впоследствии – механиком на винокуренном заводе в селе Благовещенье Кирилловского уезда Новгородской губернии, куда он был приглашен помещиком Маркеловым как одаренный специалист. Свой талант, любовь к творческому труду передавал Николай Петрович своим сыновьям, которые с раннего детства жадно впитывали все то, чему учил их отец. И неудивительно, что на вопрос, как могло случиться, что в одной семье все четыре сына выросли талантливыми изобретателями, в свое время был высказан однозначный ответ всеми братьями: в их становлении, развитии, любви к технике и, как следствие, к изобретательству исключительную роль сыграл отец – Николай Петрович Шамарин.
В 1931 году Андрей Николаевич создает первый самопишущий прибор для фиксации ходового и простойного времени судна, получивший в дальнейшем известность как «судовой контрольно-измерительный прибор системы Шамарина (ША-1)». В навигацию 1931 года прибор был подвергнут испытаниям на различных пароходах и получил положительную оценку. Прибором заинтересовались в Управлении Северо-Западного пароходства в Ленинграде, и уже в 1935 году А. Н. Шамарина пригласили на работу в Ленинград в Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (позднее ЦНИИМФ), где ему были созданы условия для продолжения работы над изобретением. В 1940 году приборы системы Шамарина уже эксплуатировались в двенадцати пароходствах морского и речного флота. Андрей Николаевич был очень увлеченным человеком. Кропотливая и настойчивая работа над прибором не мешала ему быть активистом во многих массовых и культурных мероприятиях, он прекрасно читал стихи. Своей энергией заражал окружающих, к нему всегда тянулась молодежь.
В 1935 году А. Н. Шамарин получил патент на первое свое изобретение под названием «чешуйчатое амортизирующее днище гидросамолета». В 1937 году разрабатывает сверхскоростной аэроглиссер с чешуйчатым амортизирующим крылом. Предлагаемый аэроглиссер по своей идее являлся в то время наиболее совершенным судном для обслуживания почтовых и пассажирских перевозок, а также для специальных целей.
Великая Отечественная война прервала работу над прибором, которому было отдано десять трудовых лет. С первых дней войны коллектив экспериментально-производственных мастерских института стал выполнять заказы Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота. В тяжелейших условиях ленинградской блокады А. Н. Шамарин разработал станок-полуавтомат для обработки корпусов мин, траншейный перископ – простой и удобный солдатский прибор, спасший тысячи бойцов от снайперских пуль противника, и многое другое.
В 1942 году командование Балтийского флота обратилось к ленинградцам с просьбой освоить производство и выпуск остродефицитных деталей к дизелям тральщиков. И уже зимой 1942/1943 года, благодаря предложенным приспособлениям на имеющемся оборудовании, а также разработанному методу искусственного старения материалов, мастерские ЦНИИМФ не только освоили, но и наладили производство ответственных деталей к дизелям тральщиков, обеспечив их нормальное боевое использование. За выполнение этого ответственного заказа командования А. Н. Шамарин был награжден орденом Красной Звезды.
После войны Андрей Николаевич, продолжая работу над усовершенствованием судового измерительного прибора, занимается автоматизацией и механизацией судовых паросиловых установок. Им был разработан и внедрен целый ряд полезных предложений и усовершенствований, многие из которых были направлены на повышение обороноспособности нашей Родины. Тридцать три года проработал А. Н. Шамарин в институте.
В заключение хочется рассказать еще об одном замечательном качестве Андрея Николаевича. С детских лет и до конца своей жизни он очень любил детей. Эта любовь проявлялась в желании что-то рассказать или показать детям, помочь что-либо сделать или просто поиграть с ними. В 1960 году Андрей Николаевич передал из своих личных средств десять тысяч рублей на приобретение двух пианино для подшефных институту детских садов. Скромность и трудолюбие, творческий поиск и обширный круг интересующих его вопросов, доброта сердечная и кристально чистая нравственность – таковы отличительные черты этого замечательного человека. Умер Андрей Николаевич Шамарин в 1972 году.
...
Братья Шамарины
Белозерск – один из древнейших городов России. Славится Белозерье не только своей историей и старинной архитектурой, но и талантливыми людьми, созидавшими славу Отечества. Среди них – конструкторы-изобретатели братья Шамарины. Четыре брата Шамарины – авторы целой серии изобретений в области машиностроения и военной промышленности.
В русском народе нередко встречаются талантливые самородки, а иногда и целые семьи, где страсть к изобретениям, к поискам нового, неизведанного передается из поколения в поколение, становится жизненной необходимостью.
Такой была семья Шамариных, где росли четыре сына – Андрей, Николай, Борис, Владимир – и самая младшая из детей – дочь Татьяна. Работающим в семье был только отец, Николай Петрович. Талантливый и трудолюбивый, он многие годы работал машинистом на спичечной фабрике в Белозерске, впоследствии – механиком на винокуренном заводе в селе Благовещенье Кирилловского уезда Новгородской губернии, куда он был приглашен помещиком Маркеловым как одаренный специалист. Свой талант, любовь к творческому труду передавал Николай Петрович своим сыновьям, которые с раннего детства жадно впитывали все то, чему учил их отец. И неудивительно, что на вопрос, как могло случиться, что в одной семье все четыре сына выросли талантливыми изобретателями, в свое время был высказан однозначный ответ всеми братьями: в их становлении, развитии, любви к технике и, как следствие, к изобретательству исключительную роль сыграл отец – Николай Петрович Шамарин.
Андрей Николаевич Шамарин родился в Белозерске в 1901 году. Он прожил трудную, но интересную жизнь. Окончив высшее начальное училище, в 1918 году поступил на работу в Прионежское районное управление водного транспорта кочегаром парохода «Ошта». В дальнейшем работал помощником механика на пароходах, а при расширении Белозерского затона в 1920 году Андрей Николаевич был переведен в механические мастерские токарем, где проработал до 1931 года. Уже в эти годы А. Н. Шамарин проявляет творчество и инициативу в поиске нового, более совершенного. В 1928 году Андрей Николаевич был участником Всесоюзного соревнования водителей маломерных судов, так называемого «звездного похода». В нем участвовало четырнадцать катеров и глиссеров из Москвы, Белозерска, Ярославля, Костромы, Казани и Пензы. На изготовленной своими руками лодке «Пионерка» А. Н. Шамарин через 84 часа финишировал в Нижнем Новгороде. В журнале «Катера и яхты» земляки прочитали: «Наибольшее расстояние – 935 км – пришлось пройти мотолодке А. Н. Шамарина из Белозерска. Интересно, что мотор на лодке был самодельным».
В 1931 году Андрей Николаевич создает первый самопишущий прибор для фиксации ходового и простойного времени судна, получивший в дальнейшем известность как «судовой контрольно-измерительный прибор системы Шамарина (ША-1)». В навигацию 1931 года прибор был подвергнут испытаниям на различных пароходах и получил положительную оценку. Прибором заинтересовались в Управлении Северо-Западного пароходства в Ленинграде, и уже в 1935 году А. Н. Шамарина пригласили на работу в Ленинград в Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (позднее ЦНИИМФ), где ему были созданы условия для продолжения работы над изобретением. В 1940 году приборы системы Шамарина уже эксплуатировались в двенадцати пароходствах морского и речного флота. Андрей Николаевич был очень увлеченным человеком. Кропотливая и настойчивая работа над прибором не мешала ему быть активистом во многих массовых и культурных мероприятиях, он прекрасно читал стихи. Своей энергией заражал окружающих, к нему всегда тянулась молодежь.
В 1935 году А. Н. Шамарин получил патент на первое свое изобретение под названием «чешуйчатое амортизирующее днище гидросамолета». В 1937 году разрабатывает сверхскоростной аэроглиссер с чешуйчатым амортизирующим крылом. Предлагаемый аэроглиссер по своей идее являлся в то время наиболее совершенным судном для обслуживания почтовых и пассажирских перевозок, а также для специальных целей.
В 1941 году А. Н. Шамарин был переведен на должность руководителя экспериментально-производственных мастерских ЦНИИМФ. Круг его обязанностей резко возрос. Но, несмотря на большую загруженность, Андрей Николаевич не прекращал работы над своим прибором. Опыт эксплуатации приборов на морских и речных судах давал новый материал, позволивший значительно улучшить приборы последующих выпусков.
Великая Отечественная война прервала работу над прибором, которому было отдано десять трудовых лет. С первых дней войны коллектив экспериментально-производственных мастерских института стал выполнять заказы Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота. В тяжелейших условиях ленинградской блокады А. Н. Шамарин разработал станок-полуавтомат для обработки корпусов мин, траншейный перископ – простой и удобный солдатский прибор, спасший тысячи бойцов от снайперских пуль противника, и многое другое.
В 1942 году командование Балтийского флота обратилось к ленинградцам с просьбой освоить производство и выпуск остродефицитных деталей к дизелям тральщиков. И уже зимой 1942/1943 года, благодаря предложенным приспособлениям на имеющемся оборудовании, а также разработанному методу искусственного старения материалов, мастерские ЦНИИМФ не только освоили, но и наладили производство ответственных деталей к дизелям тральщиков, обеспечив их нормальное боевое использование. За выполнение этого ответственного заказа командования А. Н. Шамарин был награжден орденом Красной Звезды.
После войны Андрей Николаевич, продолжая работу над усовершенствованием судового измерительного прибора, занимается автоматизацией и механизацией судовых паросиловых установок. Им был разработан и внедрен целый ряд полезных предложений и усовершенствований, многие из которых были направлены на повышение обороноспособности нашей Родины. Тридцать три года проработал А. Н. Шамарин в институте.
В заключение хочется рассказать еще об одном замечательном качестве Андрея Николаевича. С детских лет и до конца своей жизни он очень любил детей. Эта любовь проявлялась в желании что-то рассказать или показать детям, помочь что-либо сделать или просто поиграть с ними. В 1960 году Андрей Николаевич передал из своих личных средств десять тысяч рублей на приобретение двух пианино для подшефных институту детских садов. Скромность и трудолюбие, творческий поиск и обширный круг интересующих его вопросов, доброта сердечная и кристально чистая нравственность – таковы отличительные черты этого замечательного человека. Умер Андрей Николаевич Шамарин в 1972 году.
...