Косухин Глеб Владимирович (1908-????)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Косухин Глеб Владимирович (1908-????)

Сообщение ББК-10 » 25 Октябрь 2015 15:03

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Косухин Глеб Владимирович (1908-????)

Сообщение ББК-10 » 25 Октябрь 2015 15:11

Орден Красной Звезды
Косухин Глеб Владимирович 1908 г.р.

Звание: инженер 3 ранга
в РККА с 1944 года Место призыва: Бауманский РВК, Московская обл., г. Москва, Бауманский р-н
№ записи: 51149998

Приказ флота (флотилии) №: 12 от: 28.02.1945 СФ
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1218
№ записи: 51149971

Представление на награждение
№: 12 от: 28.02.1945 СФ
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1481
№ записи: 50660842


 Косухин Глеб Владимирович 01.jpg
 Косухин Глеб Владимирович 02.jpg
 Косухин Глеб Владимирович 05.jpg
 Косухин Глеб Владимирович 04.jpg
 Косухин Глеб Владимирович 03.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Косухин Глеб Владимирович (1908-????)

Сообщение ББК-10 » 07 Март 2017 16:53

Советская Арктика, 1941, №2, с.44-49.

 Советская Арктика 1941_2 КОСУХИН - 0002.jpg
 Советская Арктика 1941_2 КОСУХИН - 0001.jpg
БОРТМЕХАНИК Г. В. КОСУХИН

Солнце спустилось низко к горизонту. В даль уходит тундровый берег. Река спокойно несет мутные, побуревшие от ила потоки воды. На берегу в двух милях отсюда расположен маленький поселок: несколько однотипных деревянных домиков, застывший ветряк, мачты радиостанции. Над всем распростерлась ночная тишина.
На реке у самого берега неподвижно стоит крупная белокрылая летающая лодка. Пилот, штурман, пассажиры давно спят в тесных комнатках полярной станции. Лишь бортмеханики остались на корабле. Используя солнечную ночь, они готовят его к завтрашнему полету.
Бортмеханик Косухин возится в глубине моторов, с которых откинуты металлические одежды. Его помощник — второй бортмеханик — тщательно промывает детали в ведре с бензином, стоящем на фюзеляже, и подает их наверх.
Солнце быстро поднимается над тундрой. Помощник уходит в кабину немного отдохнуть. Из мотора показываются ноги в грубых, изношенных ботинках, затем туловище. Крепко придерживаясь руками за металлические выступы, человек осторожно опускается на палубу а проходят по ней, обтирая ветошью испачканные маслом руки. Затем он садится на носу лодки, свешивает ноги к воде и смотрит на берег, где в промерзшую землю прочно вросли домики, мачты, ветряк.
Вот здесь, на самолете, проходят годы жизни механика.
Сложные механизмы требуют от него много труда, опыта и знаний, которые бережно накоплял он с самого детства.
Давно, в городке Касимове, на Оке, он начал приобретать первые навыки механического дела. На реке в маленькой моторной лодке день-деньской копошились братья Косухины. Они чистили и смазывали мотор старой, изношенной машины, приучались к ее ремонту и сборке.
Вскоре из полученных местной ячейкой общества «Друзей воздушного флота» авиационных деталей любознательные подростки построили глиссер. Они смастерили его по типу аэробуера, описанного в Детской энциклопедии. Юные механики-конструкторы катали на своем примитивном глиссере касимовцев, в представлении которых максимальной скоростью было движение телеги, запряженной парой хороших коней.
[44]
 Советская Арктика 1941_2 КОСУХИН - 0003.jpg
Окончательное решение работать в авиации приняли братья Косухины после того, как однажды в их городке сделал вынужденную посадку самолет. На нем испортился мотор. Пришлось выписать из Москвы новый и приступить к его монтажу. Глеб Косухин был добровольным помощником бортмеханика. За работой он забывал решительно обо всем и в глубине души жалел, что монтаж скоро будет кончен. Хотя ремонт длился очень долго, для юноши время пролетело незаметно. Печально глядел он на поднявшийся в воздух самолет и с тех пор не расставался с мечтой стать авиационным механиком.
Так с самого детства развивались мастерство Косухина, его любовь к авиации и навыки в обращении со сложными двигателями и машинами.
Орденоносец Глеб Владимирович Косухин принадлежит к семье упорных и искусных мастеров, любящих технику и хорошо понимающих сложную архитектуру современных машин.
Вполне закономерно, что Косухин, опытный и способный заводский механик, оказался в рядах авиации — одной из самых передовых областей современной техники.
Одаренные механики создали авиацию. Знаменитые творцы самолетов американцы братья Райт были велосипедными мастерами, а француз Блерио — автомобильным механиком. В продолжение многих лет они постоянно имели дело с металлом: деталями, машинами, инструментами. В процессе практической работы они создали первые самолеты, а затем передали их инженерам и ученым для дальнейшего совершенствования.
Механики были творцами самолета, и их роль в современной авиации огромна. В их руках — материальная часть, а она должна быть всегда в образцовом порядке, чтобы обеспечить успех любого полета.
Характерные черты работы Глеба Владимировича — прочность и точность. Любая деталь, изготовленная
его искусными руками, будет долго жить; привернутые им гайки не отвернутся. В то же время сильные руки Косухина могут сделать самую тонкую деталь с точностью до микрона.
К точной, основательной работе приучил механика авиационный завод ЦАГИ, где Косухин работал мастером монтажного цеха и бортмехаником по испытанию новых самолетов.
Глеб Владимирович сумел свой многолетний заводский опыт приспособить к эксплоатации самолета и стать одним из лучших бортмехаников полярной авиации.
В первые годы применения авиации в арктических районах было много трудностей. Мало знали об условиях эксплоатации материальной части при низких температурах. Отсутствовали полярные базы, механики были лишены самых элементарных средств и удобств для ремонта и подготовки машин к полетам.
Это вынуждало бортмехаников напряженно и упорно работать, проявлять много изобретательности и уменья, выполняя кустарными способами самые сложные ремонтные и монтажные работы.
Арктическая экспедиция, в которой впервые участвовал Косухин, направлялась зимой 1933 г. на мощном ледоколе «Красин» в Карское море для оказания помощи зимовщикам Новой Земли. На борту находились два самолета: «У-2» под управлением летчика М. Козлова и тяжелый трехмоторный корабль «Юнкерс ЮГ-1» под командой летчика Б. Чухновского. Глеб Владимирович был назначен бортмехаником второго самолета. Ему почти не пришлось летать, но работы было очень много.
На самолете «Юнкерс» стояли моторы, отработавшие положенный им срок. В пути их необходимо было сменить. Эту работу предполагали выполнить на борту ледокола во время плавания.
Но переход от Ленинграда до Мурманска, по норвежским шхерам и фиордам, сопровождался сильны-
[45]
 Советская Арктика 1941_2 КОСУХИН - 0004.jpg
Г. В. Косухин (слева) перебирает мотор своего самолета. Справа радист Б. И. Ануфриев

ми штормами и качкой, не позволявшими производить какие-либо работы да палубе корабля. В Мурманске также невозможно было собирать моторы, так как при бункеровке мелкая угольная пыль могла забить все щели и отверстия в моторах. Лишь в бухте Смидовича, на Новой Земле, Глеб Владимирович начал заменять старые моторы новыми. С несколькими помощниками он дни и ночи, невзирая на погоду, работал на борту судна и на земле. Моторы были тщательно собраны и смонтированы. Опробование показало, что работа выполнена отлично.
Сборка самолетов и крупные монтажные работы выпадали на долю Глеба Владимировича на протяжении всех лет работы в полярной авиации. Ему приходилось иметь дело и с дорогими отечественными и с импортными машинами. Одной из наиболее сложных и интересных его работ была сборка летающей лодки «Консолидейтед». В апреле 1938 г. в Ленинградском торговом порту с океанского парохода были выгружены 16 больших ящиков из тонкого прочного леса и огромная лодка.
Косухин, находившийся тогда в Ленинграде, получил по телеграфу из Москвы распоряжение принять грузы и произвести сборку самолета, в, Гребном порту.
Началась хлопотливая работа. Массивный, пятидесятитонный пловучий кран перебрасывал тяжеловесные ящики к месту сборки. Энергичного бортмеханика целые дни можно было видеть в порту. Он руководил погрузкой и разгрузкой, сам закреплял стропы, отдавал команду, заботливо оберегал ценные грузы от повреждений.
Все грузы были доставлены в Гребной порт без единой царапины.
Времени для сборки оставалось очень мало, приходилось работать по ночам. Друзья снабдили Косухина англо-русскими словарями. По словарям он и расшифровывал английские надписи. Работа эта была нелегкая, тем более что часто по-английски одним и тем же словом называются совершенно различные детали. Лингвистические пробелы восполняли опыт, знание авиационной техники, интуиция механика.
Если бы самолет прибыл непосредственно от фирмы, к нему были бы приложены подробное руководство по сборке, чертежи, спецификации. Но прибывший самолет находился уже в эксплоатации, на нем совершил много полетов известный американский полярный исследователь Вилкинс. Единственным справочным материалом при сборке могли служить... две фотографии машины в полете, случайно найденные в кабине. И, как ни странно эти две фотографии сильно облегчили работу.
Косухин собрал этот самолет, сочетавший в своей конструкции самые новейшие достижения мировой авиационной техники. Всю работу, вплоть до завертывания гаек, проделал он собственными руками, не доверяя своим молодым и еще малоопытным помощникам. Здесь хорошо пригодились полученные им во время прежней работы на заводе дополнительные специальности слесаря, медника, клепальщика.
[46]
 Советская Арктика 1941_2 КОСУХИН - 0005.jpg
В просторной гавани на воде вскоре выросла летающая лодка «Консолидейтед», стремительная и легкая по своим формам, точно большая морская птица. В ее создание вложили свой опыт многие искусные инженеры и механики — строители машин. И последним в нее внес свой опыт человек, бережливо накоплявший его с детства, в мастерских технического училища, на моторной лодке в маленьком окском городке, в обширных цехах завода ЦАГИ, в которых он прошел большой путь от моториста до мастера монтажного цеха и бортмеханика по испытанию новых, опытных самолетов.
На самолете «Консолидейтед» Глеб Владимирович работает и до сих пор.
Бортмеханика в полете ждут самые неожиданные случаи. Даже тщательный осмотр и подготовка самолета перед полетом иногда не в состоянии служить гарантией от аварий в воздухе.
Однажды в полете на линии Красноярск—Дудинка сгорел мотор. Ко-
сухин в тот момент находился в пассажирской кабине и заметил аварию лишь тогда, когда уже начался сильный выхлоп и из мотора показался огонь. Самолет, пилотируемый летчиком Грацианским, совершил вынужденную посадку на Енисее, вблизи глухого поселка, недалеко от впадения Нижней Тунгуски.
Бортмеханик определил причину неисправности. Для устранения дефекта необходимы были некоторые детали, отсутствовавшие на самолете. В это время возле самолета опустился летчик Липп, вылетевший на их поиски. Косухин и его второй механик остались ночевать на самолете, а пилоты улетели в Туруханск.
Ночь была холодная, а механики были в летнем обмундировании. Всю ночь пришлось согревать друг друга теплотой своих тел. На другой день катер прибуксировал самолет в Туруханск, на реку Нижнюю Тунгуску.
Сутки работали механики на причале в Туруханске. Проснувшись на следующее утро, они увидели, что машина их стояла вмерзшая в лед.

Самолет «Н-55», на котором Г. В. Косухин с летчиком А. Н. Грацианским летал на линии Красноярск — Дудинка
[47]
 Советская Арктика 1941_2 КОСУХИН - 0006.jpg
Самолет «Консолидейтед». В кабине летчик М. И. Козлов и бортмеханик Г. В. Косухин.

Быстро стали обкалывать еще не толстый ледяной покров и отбуксировали самолет в Енисей. Здесь на плаву в очень короткий срок механики перебрали мотор и сменили дефектные детали. Самолет мог продолжать свой путь.
Ледовая разведка с ее неожиданностями, напряженной работой, преодолением сложных метеорологических условий, а иногда и поломками во время вынужденных посадок для механика, так же как и для пилота, является высшей школой арктической работы.
Во время проводки судов Карской и Ленской экспедиций 1934 года Косухин работал на ледовой разведке с летчиком М. Козловым. Хрупкая амфибия «Ш-2» постоянно требовала от механика заботливого ухода, осторожного обращения и частых мелких ремонтов.
Несколько лет работы на ледовых разведках выработали из Косухина первоклассного полярного бортмеханика. Именно полярного, так как при эксплоатации материальной части в высоких широтах существует много специфического,
о чем не подозревают бортмеханики средних широт. Слабо оборудованные базы, расположенные в районах действия полярной авиации, требуют от механиков, чтобы они были разносторонними и опытными специалистами, способными самостоятельно выполнять разнообразные ремонтные работы. Кроме того, при низких температурах воздуха изменяется режим работы моторов, часто возникают неполадки, которых не бывает на юге.
В 1940 году, например, в мастерских международных авиалиний на мотор, предназначенный для «Консолидейтед», часть всасывающих патрубков была поставлена с мотора другой серии. Они были более короткими, чем нужно. Происходило сильное обеднение смеси.
Ненормальная работа мотора обнаружилась через 60 часов после вылета из Красноярска. Мотор начал «стрелять» и «чихать». Трудно было догадаться о причине неполадки.
Лишь на мысе Косистом Глеб Владимирович выяснил дефекты в моторе и принялся их устранять.
[48]
 Советская Арктика 1941_2 КОСУХИН - 0007.jpg
Нужно, было развальцовать концы патрубков, чтобы удлинить их и предотвратить выскакивание из зажимных гаек. Всего таких патрубков было девять. Работа оказалась очень трудоемкой, и благодаря этому самолет задержался на несколько суток. В средних широтах этот дефект, возможно, и не дал бы о себе знать.
В 1940 году Косухину предстояло выполнить сложную работу по подготовке к полетам на ледовую разведку. Пришлось реконструировать винто-моторную группу «Консолидейтед». Американские моторы Пратт и Уитней, установленные на самолете «Консолидейтед», долго проработали без смены деталей и в этом году их нужно было либо капитально ремонтировать, либо заменить новыми Детали, необходимые для ремонта, вовремя из Америки не поступили, самолету угрожало остаться в бездействии. Если же установить моторы другой конструкции, нужно было изменить и моторные рамы. Решили произвести соответствующую замену моторных рам и узлов крепления их к центроплану. Установив новые моторы, нужно было также заново смонтировать управление моторами, произвести новую проводку масло- и бензосистем.
Вся эта обширная работа производилась на ремонтном заводе при непосредственном участии и под наблюдением Косухина.
Работа механиков началась с того, что часть самолета была разобрана поагрегатно и было выяснено, какие части нуждаются в замене и ремонте. Детали промыли, прочистили, часть их заменили новыми. Затем агрегаты были вновь собраны и установлены на самолете. Работать опять пришлось без чертежей. И здесь Глеба Владимировича выручил опыт по монтажу новых самолетов. Вся сложная программа реконструкции была выполнена.
Особенно трудно было устанавливать узлы крепления моторных рам к центроплану. Поскольку узлы крепятся к бензиновому баку, необходима чрезвычайно сложная герметическая клепка!. Небольшая ошибка в установке грозила резким ухудшением летных качеств самолета.
Под старыми узлами Косухин обнаружил полустертые английские надписи и отметки, произведенные особым карандашом. Они помогли правильно смонтировать узлы.
Самолет «Консолидейтед» со смененными моторами участвовал в ледовой разведке 1940 года.
Каждый год в первые дни весны Косухин раньше всех из экипажа вступает на борт своего воздушного корабля и начинает его готовить к дальним полетам над морями Ледовитого океана, по которым пролегают самые северные пути океанских судов могучего советского флота.
И. ФАЙНБОЙМ

© OCR, правка, html: ББК-10
Последний раз редактировалось ББК-10 07 Март 2017 20:00, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Косухин Глеб Владимирович (1908-????)

Сообщение ББК-10 » 07 Март 2017 17:50

 Н-243.jpg
 Н-243 м.Молотова.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения