Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение Капитан Чайка » 26 Июнь 2012 00:13

Сокол Станислав Викторович военный полярный летчик. Этот летчик летел в паре с Ветровым И.И (Каталина разбившаяся на Тимане - есть на форуме) возвращаясь с Новой Земли в Архангельск. Только Сокол С.В. долетел благополучно, а экипаж Ветрова И.И. разбился. О нем у меня есть несколько статей (что-то с Вашего форума, что то с других сайтов). я приведу их ниже. А в первую очередь, я хотел бы разместить автобиографию этого летчика, полученную, мной недавно из музея авиации Сафонова.


МОРЯК СЕВЕРА
№32 26 августа 2009 года
ЭТО БЫЛО, БЫЛО...

 N32-26-08-2009.jpg
В редакцию «МС» принёс свою статью Юрий Прокопьевич АБРАМОВ. В 1975 - 1989 гг. он работал первым помощником капитана на судах «Ветлугалес», «Руза», «Антонина Нежданова», «Капитан Замятин». Затем служил в ФСБ, откуда и вышел на пенсию в звании подполковника.
Мы сочли статью ветерана интересной и решили опубликовать.


Подвиг в Арктике
Время от времени в печати появляются публикации о существовании в годы Великой Отечественной войны в Советской Арктике секретных немецких аэродромов «подскока». Обнаруживаются и пустые бочки из-под бензина - правда, советского производства. Этот аргумент считают решающим в пользу скептиков. Однако немцы были бы, мягко говоря, профанами, если бы использовали свою тару с соответствующими надписями.
О существовании одного из таких аэродромов свидетельствуют воспоминания полярников, моряков и сотрудников контрразведки, а также логика событий тех лет. Например, на подобную мысль наводило ежедневное появление в одно и то же время разведывательного немецкого самолёта в районе Новой Земли, ибо совершать дальние полёты с завидной регулярностью без промежуточного аэродрома в условиях Арктики невозможно.

Прояснить ситуацию мог захват немецкого бомбардировщика с экипажем, подбитого летом 1942 года и совершившего вынужденную посадку в тундре. «Хейнкель» находился там почти три месяца. Естественно, всё это время немецкие самолёты снабжали аварийный экипаж продовольствием, запчастями и горючим. Однако командование Новоземельской военно-морской базы упустило такую возможность, операция по захвату самолёта провалилась.
На всю эту операцию был наложен гриф «Секретно». С подбившего самолёт Василия Евграфовича Шуина, мужественного человека, настоящего героя, взяли подписку о неразглашении - хотя, по логике, должны бы были направить реляцию. А лётчик Сокол, который обнаружил «хейнкель» в период его окончательной подготовки к вылету, погиб при невыясненных обстоятельствах. Всё это не делает чести командованию.
Итак, со второй половины мая 1942 года зимовщики полярной станции Белушья, что на Новой Земле, отмечали регулярные полёты немецких самолётов-разведчиков. В конце июля заместителю начальника отдела контрразведки «Смерш» Беломорской военной флотилии майору Столярову поступило сообщение о том, что недалеко от Белушьей на острове Междушарский совершил вынужденную посадку «Хейнкель-111», а на следующий день над этим местом долго кружил другой самолёт - «Юнкерс-88», который прилетал туда два последующих дня. На третьи сутки в течение четверти часа с той стороны был слышен форсированный рёв двигателя, затем резко оборвавшийся.
Проведённой воздушной разведкой острова самолёт обнаружен не был, и командование базы решило, что он улетел. Сообщение приняли к сведению, а поиски прекратили - улетел так улетел, хотя, конечно, жаль, что у пустили...

В действительности всё было не так. Прослушивание эфира фиксировало работу неизвестной радиостанции. Это и был аварийный «хейнкель», однако командование базы серьёзного значения этому не придало. Тем более что «юнкерс» над Белушьей больше не появлялся.
В начале октября лётчик базы старший лейтенант Сокол вылетел на самолёте МБР из Белушьей на материк. Набрав высоту, он увидел совершенно очистившийся от тумана северо-восточный конец острова Междушарский, куда и направил свою машину. Внизу вырисовывались очертания какого-то самолёта. Чтобы убедиться, что это не мираж, Сокол зашёл со стороны солнца, и перед экипажем воочию предстал «хейнкель». От самолёта к невысокому холмику побежали несколько человек, видимо, ожидая обстрела из пулемётов. Но едва наш экипаж выполнил маневр к атаке, на него сверху свалился «юнкерс». Силы были слишком неравны, и пилот, используя сохранившуюся над проливом полосу тумана и прижавшись к воде, почти вслепую вернулся в Белушью.
На этот раз доклад возымел действие. Было высказано предложение немедленно обстрелять самолёт. Но командир военно-морской базы принял другое решение: высадить ночью десант и захватить самолёт вместе с экипажем. К рассвету десант подошёл к намеченному пункту, но обнаружил там лишь бочки из-под горючего, детали мотора, небольшую землянку, кучи пустых консервных банок, маскировочные сети, вдавленную в землю рацию и колеи от самолетных колес. А ведь ещё перед заходом солнца «хейнкель» стоял на месте - это видел тот же старший лейтенант Сокол, совершивший перед высадкой десанта осторожную разведку.
Как принято говорить, «виновником» всей этой истории был храбрый человек, архангелогородец Василий Шуин, вступивший в неравный бой с немецкими асами самолёта «Хейнкель-111», не ожидавшими ничего подобного. Однако этот подвиг так и остался незамеченным, хотя его можно сравнить с подвигом экипажа п/х «Сибиряков», вступившего в бой с рейдером «Адмирал Шеер», или с подвигом Александра Матросова.
На полярную станцию Белушья Василий Шуин был назначен начальником радиостанции. Перед самым началом войны он приехал туда вместе с семьёй. В начале 1942 года, учитывая сложившуюся обстановку, радиостанция получила несколько винтовок и ручной пулемёт «льюис». Василий Евграфович сам приспособил его для стрельбы по воздушным целям и оборудовал турель.
О поединке с самолётом он поведал сам много лет спустя:
- 17 июля 1942 года ближе к вечеру над западным берегом бухты появился вражеский самолёт. Используя рельеф местности, он словно подкрадывался к посёлку, а затем взял курс на пришедший с грузом пароход «Рошаль», приближаясь к нему на высоте 50-60 метров. Огня с парохода по какой-то причине не открывали.
Я с самого начала был у своего «льюиса» и ожидал удобного момента для стрельбы. И он настал, когда самолёт вышел в атаку на судно. Страха не было, была злость. В голове вертелось: сейчас врежу им, наглецам, прямо в морду. «Хейнкель» всё ближе, и когда до него оставалось метров 250
- под прозрачным колпаком был отчётливо виден носовой стрелок
- я нажал на гашетку. Трассирующая дорожка вонзилась в корпус самолёта, голова стрелка исчезла, а ствол пулемёта уставился в небо. Немедленно перенёс огонь на левый мотор. Над ним вспыхнули два облачка, раздалисьхлопки. Самолёт качнулся на левое крыло, затем резко на правое, открыв мне для обзора второй мотор. Но одновременно открылось и гнездо хвостового стрелка. Я всё-таки успел сделать короткую очередь по правому мотору, и в тот же момент стрелок открыл по мне прицельный огонь. Но, так как самолёт резко накренился, чтобы выполнить крутой правый поворот, вся очередь, предназначенная мне, попала в стенку каменного ограждения. Другая очередь прошла над моей головой, прошила агрегатную, аппаратную и жилую комнату радиостанции. Возник пожар, но моя жена, находившаяся там, не растерялась и сбила огонь одеялом.
Создалось впечатление, что после серии хлопков, характерных при работе двигателей с перебоями, «хейнкель» шёл на одном из них. На очень малой высоте он пересёк Междушарский пролив и скрылся за невысокими сопками одноимённого острова. Гул моторов резко оборвался. У всех, наблюдавших этот поединок, сложилось мнение, что самолёт совершил аварийную посадку.
Из боя я вышел с минимальными потерями. Правда, получил лёгкое ранение - одна пуля попала в штакетник, и кусок его, сантиметров 15 длиной, попал мне в левую скулу и надбровную дугу. Досталось и глазу - он заплыл, лицо превратилось в сплошной синяк. На некоторое время я потерял сознание. Придя в себя, с большим трудом зашифровал радиограмму о бое с немецким самолётом и вынужденной его посадке на острове Междушарский и передал в Амдерму.
Спасая стоявшее на рейде судно и людей на нём, Василий Шуин принял огонь фашистского стервятника на себя, проявив мужество, выдержку и героизм. Он уже ушёл из жизни, но подвиг его, считаю, должен быть увековечен.


В. М. ГУСЕВ

ПОСЛЕДНИЙ КОНВОЙ

46 лет назад, 25 апреля 1945 года, два самолета "Каталина" с небольшим
интервалом друг от друга взлетели с воды из губы Грязной в Кольском заливе и
взяли курс на северо-запад. Густая мгла плотно охватила самолеты со всех
сторон: ни неба, ни моря не было видно. Было три часа ночи. Летели вслепую
по приборам. "Каталины" все дальше и дальше улетали от берега без бортовых
сигнальных огней. Только на приборных досках у пилотов, штурманов и радистов
тускло светились лампочки подсветки. Радисты самолетов соблюдали полное
радиомолчание, чтобы не обнаружить себя и идущий конвой. Но они четко несли
свою радиовахту на борту самолетов, напряженно вслушиваясь в разноголосицу
эфира.
Самолеты, как большие летучие мыши, скользили в этой кромешной тьме. Но
вод едва забрезжил рассвет, черное покрывало ночи стало постепенно
отступать. Когда рассеялась ночная мгла, то под самолетами локазалось
Баренцево море. Вид его не радовал: оно было свинцово-тем-ным,
неприветливым. Видимый горизонт раздвинулся до шести-семи кило-метров, и на
всем этом пространстве вода куталась в легкое покрывало из пара. Сквозь него
просвечивала рябь темной воды. Небо постепенно прояснялось, стала четче
вырисовываться нижняя граница горизонта. Пилотировать стало легче, самолеты
поднялись повыше--до тысячи метров, условия полета улучшились.
Приближалось расчетное время встречи конвоя. Вскоре правее курса из
утренней дымки стало выплывать черное облако. Первым об этом доложил
командиру экипажа капитану С. В. Соколу штурман лейтенант Иванов: "Вижу
дымы! Конвой справа!" Кораблей и транспортов за пеленой дымки еще не было
видно. По мере приближения самолетов к черному облаку, на темно-сером фоне
воды стали различаться буруны кораблей охранения, потом их узкие серые
корпуса. Корабли шли уступом, образуя внешнее кольцо охранения. За ним
показалось второе, а дальше вытянулись в два ряда нещадно дымившие
транспорты. Встреча с конвоем произошла! Нам же, экипажам двух самолетов
"Каталина", предстояло в течение нескольких часов сопровождать его, охраняя
от преследования и нападения подводных лодок и самолетов противника.
"Каталины" пролетели на видимости кораблей охранения, обменявшись условными
сигналами "свой--чужой", развернулись на север, зашли с северо-запада и
разошлись по своим зонам патрулирования.
Экипаж старшего лейтенанта Прохорова пошел по малому кругу, ближе к
конвою, капитана Сокола--по большому, просматривая дальние подходы к конвою
немецких лодок и самолетов. Барражирование началось.
Вот уже несколько часов пара "Каталин" висит в воздухе над конвоем,
совершая облет по малому и большим кругам. Крейсерская скорость самолета
"Каталина" около 360 км/ч. Чтобы вести наблюдение в таких условиях,
требуется большое напряжение сил и опыт. Штурман лейтенант Иванов ведет
наблюдение из своей кабины, расположенной в носу самолета. Командир экипажа
капитан Сокол и второй пилот краснофлотец С. Гордиенко--со своих пилотских
мест. Воздушные стрелки--мотористы младший сержант Линьков и старший
краснофлотец А. Кагодей--из блистеров--больших выпуклых иллюминаторов,
расположенных по обоим бортам, держа наготове спаренные крупнокалиберные
пулеметы. Даже бортмеханик старшина Беседин, находясь в пилоне, который
соединяет плоскость самолета с фюзеляжем-лодкой, не только следит за работой
моторов, но и ведет наблюдение за происходящим вокруг. И радист, отрываясь
от радиолокационного тубуса, время от времени поглядывает в иллюминатор.
141


До боли в глазах, до ломоты в шее всматривается весь экипаж вниз, в
морскую рябь и воздушное пространство. Иногда самолет входит в полосу тумана
или снежного заряда, видимость исчезает, самолет начинает потряхивать. Для
членов экипажа такие минуты служат небольшой передышкой уставшим глазам, а у
пилотов все внимание сосредотачивается на приборной доске. Но вот видимость
улучшается и наблюдение продолжается, все идет своим чередом.
Тяжелые погодные условия, многочасовое однообразие патрулирования над
конвоем сильно утомляют и изматывают летчиков и членов экипажа, но они
продолжают летать, внимательно следя за обстановкой на море и в воздухе.
Внизу, окутанный дымами, мирно движется конвой. Двумя колоннами друг за
другом по морю плывут 24 больших транспорта. По обе стороны от транспортов
на параллельных курсах идут небольшие военные корабли охранения.
Шла вторая половина апреля 1945 года. Противник уже не предпринимал
активных действий против союзных конвоев. Оперативная обстановка в квадрате
конвоя была относительно спокойной. Несмотря на это, экипажи самолетов
"Каталина" всегда были начеку. В точно назначенное время в зоне
патрулирования появилась новая пара "Каталин". Поприветствовав друг друга
традиционным покачиванием крыльев, самолеты расстались, приняв охранную
вахту.
Сокол и Прохоров улетели на свою базу и благополучно произвели!
посадку. Наш полет продолжался 7 часов 35 минут. В целом, он прошел
спокойно. Немецкая авиация и подводные лодки так и не рискнули атаковать
конвой, но воздушное наблюдение за ними не снималось. За ночь конвой подошел
к Кильдинскому плесу и стал втягиваться в Кольский залив, направляясь в
Мурманск. На следующий день 24 транспорта и около полусотни кораблей
охранения бросили якоря на рейдах Кольского залива. Сотни тысяч тонн
ценнейших военных грузов, находящихся в трюмах пароходов, благополучно
прибыли в порт назначения.
Для экипажа капитана С. В. Сокола это был последний конвой, который мы
сопровождали. В моей летной книжке появилась очень коротенькая запись:
"25.04.45. Противолодочное охранение конвоя--7 часов 35 минут, самолет ПБН-1
"Каталина".
Командующий Северным флотом А. Г. Головко в этот день в своем дневнике
сделал запись' "25 апреля 1945 г. Очередной конвой пришел 25 апреля. Тому
предшествовал усиленный противолодочный поиск, в котором участвовали пять
английских корветов, наши "Каталины" и большие охотники. Самолеты, по
достоверным данным, потопили одну лодку и серьезно повредили еще одну.
Конвой встретили своевременно".
И побежали из Мурманского порта железнодорожные составы в глубь страны
с военными грузами, необходимыми для окончательного разгрома врага.


Вечером 17 августа подполковник М.И. Козлов вновь отправился в полет, а утром следующего дня обнаружил и снял с вельбота двадцать пять человек. Он доставил их на Диксон, где все спасенные были направлены в военно-морской лазарет. В числе их оказались девять военных моряков с тральщиков Т-114 и Т-116, штурман и механик с «Марины Расковой» и четырнадцать ее пассажиров.
18 августа на поиск вновь вылетели летчики Е.Е. Федуков и В.Н. Евдокимов, но больше никого не обнаружили. Несмотря на то, что погода вновь стала быстро ухудшаться, 19 августа поиск продолжили четыре самолета, пилотируемые летчиками С.М. Рубаном, Е.Е. Федуковым, С.В. Соколом и В.Н. Евдокимовым.
Капитану Соколу предстояло обследовать квадраты моря северо-западнее острова Белый. После, семи часов полета неожиданно пропала связь с землей, попытки установить ее были безуспешными. Капитан Сокол все же решил продолжать полет. Прошло еще полчаса, и тут штурман заметил в море кунгас с людьми.
– Посадка была тяжелой, – вспоминал Станислав Викторович Сокол. – На море шторм оказался сильнее, чем виделся с воздуха: волны были такие, что, когда мы подрулили метров на десять к кунгасу, нос его поднимало выше крыльев самолета. Через кормовой блистер спустили на воду надувной клипер-бот. На нем, захватив бачок с водой и продукты, к кунгасу направились второй штурман и механик. С трудом выгребая, они подошли к кунгасу, и механик поднялся на его борт. Сразу же к бачку с водой поползли все находившиеся на кунгасе – их было человек шестьдесят. А в это время два человека неожиданно прыгнули с кунгаса на клипер-бот и при этом его чем-то повредили: бот перевернулся, стравил воздух, волнами его сразу же отнесло в сторону. Наш штурман и эти двое, оказавшись в воде, поплыли к самолету. Первый штурман и стрелок-радист, спустившись на поплавок, вытащили их и переправили в самолет. Ветром нас отнесло от кунгаса, пришлось снова подруливать к нему почти вплотную, поскольку переправочных средств кроме унесенного волнами бота мы не имели. Кричу людям на кунгасе: «Ближе подойти не могу! Прыгайте, плывите к самолету! Вытащим из воды!» Но прыгнул лишь наш механик. Остальные на это не решились.
Погода быстро ухудшалась, оставаться в море без связи с землей дальше было нельзя. Стравили часть горючего и взлетели, оставив людям еще несколько ящиков с продуктами. Самолет взял курс на Диксон.
Штаб флотилии сразу же направил в точку обнаружения кунгаса катер МО-501. А 20 августа, не считаясь с резким ухудшением погоды, в этот район вновь вылетели Рубан, Козлов, Сокол и Евдокимов. Из Хабарово сюда же вышел ТЩ-60 (командир старший лейтенант А. М. Кухаркин). Однако шторм парализовал все усилия спасателей. Лишь М.И. Козлов со своим опытным экипажем рискнул на следующий день повторить поиск, но и он после 10 часов тяжелейшего полета вынужден был вернуться на Диксон.
Вложения
 Биография Сокола С.В..jpg
 Биография Сокола С.В. (1).jpg
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение Капитан Чайка » 26 Июнь 2012 00:36

Автобиография в виде двух фоток не установилась, придется ее перепечатать и выложить на форум чуть позже. Очень бы хотелось узнать об этом летчике побольше. Автобиографию он писал в 1988 году, живя в Подмосковье, у него к этому времени были два взрослых сына и внуки.
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Июнь 2012 10:00

Файлики нашел в "потерянных вложениях".
Они загрузились, но по каким-то пока непонятным причинам не закрепились в первом посте.
Поправил.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение Капитан Чайка » 27 Июнь 2012 10:03

Спасибо за найденные файлики. Нашел еще одну статью о СОКОЛЕ С.В.

ЛЕТЧИК СТАНИСЛАВ СОКОЛ
08.05.2012
Осенью 1989 года к нам в музей авиации Северного флота, где я работала в то время экскурсоводом, приехала большая группа ветеранов 118-го авиаполка на свой 50-летний юбилей. Особо душевный разговор произошел у меня с летчиком Станиславом Викторовичем Соколом. В этом году ветерану исполняется 85 лет. Но его по-прежнему трудно застать дома. Он принимает активное участие в жизни районной ветеранской организации.
Родился он в Белоруссии, на Жлобинщине. Вспоминал цветущие яблоневые сады, ночные костры на Днепре с ребятами, рыбную ловлю и завораживающее пение соловьев во дворе, когда они всей семьей слушали их, сидя на скамейке под деревом. Работал он вместе с родителями в колхозе. Во время службы на Урале стал посещать аэроклуб, а потом поступил в летное училище в г. Николаеве. Окончил его в 1939 году, летал на Балтике, а перед самой войной получил направление на Север.
Мама, отправляя сына так далеко от дома, дала ему 5-руб-левую бумажку, как сказала, на счастье. Он вытащил ее из кармана, всю протертую, поцеловал и сказал: «Это мой талисман, он хранил меня всю войну и хранит теперь... ».
Снегом, метелью и черными тучами встретило их в те далекие годы Заполярье. Жили в бараках, учились летать на новых самолетах ГСТ. Этот самолет являлся точной копией американской « Католины». Лицензия на его постройку была закуплена у американцев еще в 1937 году.
Станислав Сокол попал в экипаж Николая Васильевича Талалихина – замечательного летчика, доброго, душевного человека. Это его брат, комсомолец Виктор Талалихин, 7 августа 1941 года одним из первых совершил ночной таран и позже погиб в бою. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В экипаж входили: штурман Агубанир Кцоев – веселый и горячий осетин, закаленный в боях с белофинами авиатор; Панасько и Меев – воздушные стрелки-радисты, один спокойный и медлительный, а второй – юморист и весельчак; бортинженер Ф. Наконечный – воентехник 2-го ранга, умница и очень рассудительный серьезный специалист.
Экипажу Николая Талалихина была поставлена задача – нанести бомбовый удар по военно-морской базе фашистов Варде в Норвегии. Станислав Сокол рассказывал:
– Вылетели на выполнение задания 24 июня 1941 года. Вторым пилотом был я. Тяжело нагруженная подвесными бомбами машина стартовала с морского аэродрома и пыхтя, потому что двигатели все время выбрасывали газы, полетела к берегам Норвегии. Чувствовали себя так спокойно и уверенно, что я до сих пор удивляюсь, почему у нас не было волнения. Сброс бомб производили с 700-метровой высоты. Все в порту, задрав головы, смотрели на нас, а мы спокойно выбрали самый опасный участок, где было много цистерн, ящиков со снарядами, и сбросили весь смертоносный груз в это место. Что произошло в следующую секунду, описать трудно. Взрыв оказался такой мощной силы, что обломки летели выше нашего самолета. Мы очутились в волне взрыва, как в пасти крокодила. Что-то с силой било по обшивке самолета. Но Николай Талалихин спокойно развернул машину, и мы легли на обратный курс.
Позже мы наносили удары по Медвежьему, Луостари, Киркинесу. Летали до архипелага Шпицберген на разведку, но тот первый полет на бомбометание запомнился особо. Он был самым удачным.
Экипаж Талалихина погиб
11 июля 1941 года. Машина была сбита в воздушном бою и упала в Долине смерти под Мурманском. Случай уберег С. Сокола. Он в тот день заступил на дежурство. Ему выпало писать письмо матери о геройской гибели ее сына.
До конца войны мстил фашистам за своих друзей летчик Станислав Сокол.
Новый день Жлобинская районная газета. Главный редактор – Мельникова Галина Владимировна

Автобиографию, я всетаки перепечатал:
А В Т О Б И О Г Р А Ф И Я
на капитана в отставке СОКОЛ Станислава Викторовича

Я, СОКОЛ Станислав Викторович, родился в 1913 г., в Белоруссии, Могилевской области, Мстиславском районе, д. Крутая в крестьянской семье. Работал со своими родителями в колхозе до окончания семилетки. В 1931 г., уехал в Донбасс, где работал на стройке рабочим и одновременно учился в вечернем техникуме. По окончании техникума работал по специальности на стройках. Позже был призван в Красную Армию на срочную службу в войска НКВД в г. Свердловск на Урале. В Армии был определен курсантом полковой школы.
За хорошую службу и отличное усвоение военно-политической подготовки мне, как исключение, было разрешено командованием в вечернее время посещать Свердловский аэроклуб им. Кобакова. После успешного одновременного окончания полковой школы и аэроклуба, был послан в летное училище им. Леваневского в г. Николаев.
В 1939 г., после окончания училища, был направлен для дальнейшего прохождения службы, сначало на Балтийский флот, а перед самой войной, был переведен на Северный флот, где в составе 118 авиаполка (АП) в полной боевой готовности встретил Отечественную войну. Летал вторым летчиком в экипаже Николая Талалихина.
Нам было приказано первым в части нанести бомбовый удар по базе противника Варде, который мы успешно выполнили. После нескольких боевых вылетов, я в порядке очередности, был назначен дежурным по гарнизону. В это время мой командир Талалихин вылетел на боевое задание с другим вторым летчиком и не вернулся.
К нам в полк прилетал герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук, он в Архангельске формировал авиагруппу, на вооружение которой входили 4-х моторные самолеты ЭБ-3 по тому времени это были гиганты и брали на борт большую бомбовую нагрузку. Экипажи были полностью гражданские, за исключением вторых летчиков, за которыми и прилетал Мазурук, в эту группу входил и я. Командирами кораблей были ассы Полярной авиации. Летали мы очень много, доходили до самых северных участков театра военных действий. В свою очередь немецкая авиация бороздила наши моря, летала вокруг Новой Земли, Нарьянмара. У нас были с ней столкновения, были и потери с обеих сторон.
В конце войны после прибытия самолетов «Каталина» наш полк, где я был в должности командира отряда и звании капитан – перевели с Архангельска в Мурманск в губу Грязная, ныне поселок Сафоново, где вместе с летчиками 118 АП летали на выполнение боевых заданий. Здесь меня и застал конец войны. Очень много было острых боевых эпизодов во время полетов. На этом аэродроме я в составе экипажа Н. Талалихина полетел первым на выполнение боевого задания, нанесения бомбового удара по базе противника Вардэ и последнее боевое задание на встречу конвоя, идущего к нам в порт. Полет этот продолжался 12 часов. Взлетел, когда шла война. В воздухе, по радио передали об окончании войны, и я садился на аэродром уже в мирное время.
Потом потекла обычная жизнь в воинской части, начали проходить годы после окончания войны, которые все дальше отодвигали ее в прошлое. Ничто не предвещало перипетий в моей жизни. Полеты проходили благополучно у меня и у моих подчиненных летчиков, с оценкой хорошо и отлично. На меня была написана аттестация на присвоение очередного воинского звания майор.
Шел 1949 год, как вдруг раздался гром среди ясного неба; пришла шифровка с Москвы об увольнении меня с флота, хотя до пенсии мне не хватало 10 дней. Очевидно тень не доброй памяти культа личности задела и меня, я попал в совершенно неизвестную для меня опалу. Был уволен с Армии безо всяких мотивов.
На гражданке, я нигде не мог поступить на летную работу, как летчика меня брали во многие ведомства, но когда дело доходило до оформления отделом кадров, в приеме на работу мне отказывали, не объясняя причин – недоуменно пожимая плечами.
Мне пришлось искать другие работы. Работал я на административно-хозяйственных работах. Продолжительное время работал на выборной Советской работе – заместителем председателя Исполкома и председателем Исполкома, дачно-поселкового совета и рабочего поселка Депутатов трудящихся.
Работу оставил по состоянию здоровья. В настоящее время веду партийно-общественную работу.
Имею двоих взрослых детей, которые работают на производстве инженерами, имеются внуки. Проживаю в Подмосковье.

«5» декабря 1988 г. подпись (СОКОЛ С.В.)
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Август 2012 16:09

Еще о нем получил небольшую информацию.
ИНФОРМАЦИЯ
из Российского Государственного архива Военно-Морского флота
о СОКОЛЕ Станиславе Викторовиче

Курсант Военно-морского авиационного училища им. Леваневского СОКОЛ Станислав Викторович, «успешно сдавший государственные испытания, но имеющий в течении учебного года посредственную технику пилотирования» приказом Народного комиссара Военно-морского флота по личному составу № 03117, от 9 ноября 1939 года, был уволен в запас РККФ с присвоением военного звания лейтенант. 1 декабря 1939 года этот приказ был отменен и лейтенант СОКОЛ Станислав Викторович был назначен командиром взвода Школы младших авиаспециалистов (ШМАС) ВВС КБФ (Приказ НКВМФ № 03476). В апреле 1940 года, он был переведен на Северный флот и назначен командиром взвода ШМАС ВВС СФ (приказ НКВМФ по личному составу № 01135, от 22 апреля 1940 г.). Приказом командующего Северным флотом по личному составу № 015, от 23 октября 1940 г., лейтенант СОКОЛ Станислав Викторович был освобожден от занимаемой должности и назначен младшим летчиком 2-й авиаэскадрильи 118-го авиаполка ВВС СФ.
Основание: РГАВМФ, фонд р-980, оп. 1, д. 9, л. 101; р-1678, оп. 1, д. 85, л. 225; д. 87, л. 16; д. 146, л. 409.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Август 2012 20:45

Капитан Чайка пишет:...Экипаж Талалихина погиб
11 июля 1941 года. Машина была сбита в воздушном бою и упала в Долине смерти под Мурманском...

ЦВМА ф.787, оп.2, д.142
 0787-0000002-0142-00000013.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение ЧАЙКА СВ » 07 Апрель 2016 13:28

Наградной лист на орден Красной Звезды - 1 лист:
Вложения
 ССВ НЛ 1 КЗ.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение ЧАЙКА СВ » 07 Апрель 2016 13:30

Наградной лист на орден Красной Звезды - 2 лист:
Вложения
 ССВ НЛ 1.3 КЗ.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение ЧАЙКА СВ » 07 Апрель 2016 13:32

Наградной лист на орден Красной Звезды - 3 лист:
Вложения
 ССВ НЛ 1.4 КЗ.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение ЧАЙКА СВ » 07 Апрель 2016 13:41

Наградные листы на Орден Отечественной войны 2 степени:

 Сокол С.В. ООВ 2с НЛ 1.jpg
 Сокол С.В. ООВ 2с НЛ 2.jpg
 Сокол С.В. ООВ 2с НЛ 3.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение ЧАЙКА СВ » 07 Апрель 2016 13:58

СТАНИСЛАВ СОКОЛ, МОРСКОЙ ЛЁТЧИК
22.09.2015 Память, «Белорусская военная газета» Выпуск № 178


Осенью 1989 года к нам в музей авиации Северного флота, где я работала в то время экскурсоводом, приехала большая группа ветеранов 118 го авиаполка на 50 летие части. Мы узнали много нового о лётчиках-североморцах. Особо задушевный разговор состоялся у меня с лётчиком Станиславом Викторовичем Соколом.
Родился он в Беларуси, на Жлобинщине. Вспоминал цветущие яблоневые сады, ночные костры на Днепре с ребятами, рыбную ловлю и завораживающее пение соловьев в их дворе, когда они всей семьей слушали их, сидя на скамейке под деревом.
Работал он вместе с родителями в колхозе, а в 1931 году уехал на Донбасс, строил город и учился в техникуме. Во время службы на Урале стал посещать аэроклуб, а затем поступил в летное училище в городе Николаеве. Окончил его в 1939 году, летал на Балтике, и перед самой войной получил направление на Север.
Мать, отправляя сына так далеко от дома, дала ему пятирублевую бумажку на счастье. Во время нашего разговора он вытащил ее из кармана, старую, протертую, поцеловал и сказал:
— Это мой талисман. Он хранил меня всю войну и хранит теперь.
…Снегом, метелью и черными тучами встретило их Заполярье. Жили в бараках, учились летать на новых ГСТ (транспортных гидросамолетах). Этот самолет являлся точной копией американского гидросамолета «Каталина». Лицензия на его постройку была закуплена в США в 1937 году.
Станислав Сокол попал в экипаж Николая Васильевича Талалихина, где штурманом был Агубанир Кцоев — веселый и горячий осетин, мужественный, закаленный в боях с белофиннами авиатор, удостоенный ордена Красного Знамени.
А вот как охарактеризовал Станислав Викторович других членов экипажа:
— Панасько и Меев — воздушные стрелки-радисты: один спокойный и медлительный, а второй — юморист и весельчак. Бортинженер Ф. Наконечный — воентехник 2 ранга, умница и очень рассудительный, серьезный специалист. Недаром мы его звали Стариком.
Командир Талалихин — замечательный летчик, добрый, душевный человек. Родом из Москвы. Это его брат, комсомолец Виктор Талалихин, 7 августа 1941 года одним из первых совершил ночной таран и позже погиб в бою. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Нашему экипажу под командованием Николая Талалихина была поставлена задача — нанести бомбовый удар по военно-морской базе гитлеровцев Варде в Норвегии. Вылетели на выполнение задания 24 июня 1941 года. Вторым пилотом был я — Станислав Сокол. Нагруженная подвесными бомбами, машина стартовала с морского аэродрома и, пыхтя, потому что двигатели все время выбрасывали газы, полетела к берегам Норвегии. Чувствовали себя так спокойно и уверенно, что я до сих пор удивляюсь… Почему у нас не было волнения? Сброс бомб производили с 700 метровой высоты. Все в порту, задрав головы, смотрели на нас, а мы спокойно выбрали самый опасный участок, где было много цистерн, ящиков со снарядами, и сбросили весь смертоносный груз в то место.
Что произошло в следующую секунду, описать трудно. Взрыв оказался таким мощным, что обломки летели выше нашего самолета. Мы очутились в волне взрыва. Что-то сильно било по обшивке самолета, но Николай Талалихин спокойно развернул машину, и мы легли на обратный курс.
Позже мы наносили удары по Медвежьему, Луостари, Киркенесу, летали до архипелага Шпицберген на разведку. Но тот первый полет — на бомбардировку Варде — запомнился особо. Он был самым удачным…
Экипаж Талалихина погиб 11 июля 1941 года. Машина была сбита в воздушном бою и упала в Долине смерти. Случай уберег Станислава Сокола: он в тот день заступил на дежурство. Но ему выпала горькая участь писать письмо матери Николая Талалихина о смерти сына. Сколько же горя пережила Вера Ивановна, потеряв одного за другим троих сыновей! Ее младший, любимец Витюша, стал Героем Советского Союза… Но она хотела их видеть живыми, красивыми, она мечтала о внуках…
До конца войны мстил фашистам за друзей летчик Станислав Сокол…
Шел 1941 год, и фашисты ежедневно делали налеты на наши аэродромы. Многие машины были повреждены, и летчики остались «безлошадными». В то время на Северный флот прибыл знаменитый полярный летчик и государственный деятель И. Мазурук. Он набирал группу летчиков для глубоких ударов в тылу противника. В эту группу попал и Станислав Сокол. Уже в качестве командира экипажа он вылетал бомбить транспорты, подводные лодки гитлеровцев. А в августе 1944 года отправился на поиск тонущих людей.
Дело в том, что когда гражданское судно «Марина Раскова» перевозило 354 человека на остров Диксон, оно было торпедировано немецкой подводной лодкой под командованием обер-лейтенанта Дитера Годенхагена (в составе шести подводных лодок «Гриф»). Наше пассажирское судно сопровождали два тральщика. Один затонул сразу, а второй, облепленный людьми, еще держался на плаву. С «Марины Расковой» был спущен кунгас без руля и ветрил, и на нем были все, кто спрыгнул в него с корабля. Когда кунгас был уже в стороне от тонущего корабля, немецкая подводная лодка всплыла. Из рубки вышел командир — он был, видимо, очень доволен своей работой.
На поиски пострадавших вышли корабли Северного флота. В воздух подняли самолеты морской и полярной авиации. Но на беду начался шторм. И только когда туман рассеялся и улучшилась видимость, летчики в штормовых условиях, рискуя жизнью, садились на воду в открытом море и принимали на борт измученных людей.
За два дня, 16 и 17 августа, летчики капитан Евдокимов и лейтенант Беликов спасли 29 человек. 18 августа с Диксона вылетел летчик капитан Станислав Сокол. Он спас 11 человек.
19 августа экипаж Станислава Сокола был снова в воздухе с полной бомбовой нагрузкой — на случай обнаружения подводных лодок противника. Подлетая к району поиска, летчики обнаружили баркас. Он перелетал с волны на волну. На нем оказались живые люди. Чтобы их спасти, нужно было садиться на воду. Но на такую крутую волну с полной заправкой, да еще и с бомбами — это было невозможно!
И тогда капитан Сокол решил освободиться от бомб — и пошел на снижение. Приближаясь к воде, ГСТ под сильными порывами ветра вздрагивал и трясся. Вот он чиркнул днищем о первый гребень волны, загремела дюралевая обшивка. Как пустая бочка, самолет провалился куда-то вниз. Станислав Сокол стал подруливать к баркасу с подветренной стороны. По переговорному устройству раздалась его команда: «Линькову и Кагодею приготовить шлюпку, Иванову и Беседину снимать людей с баркаса. Второму пилоту Гордиенко оставаться на месте радиста. Старшему сержанту Лысову быть на связи».
Огромных усилий стоило снять с баркаса обессилевших людей при таком сильном волнении. Когда шлюпку подтянули к самолету и на борт подняли спасенных людей, сильный порыв ветра и мощный удар волны опрокинули резиновую шлюпку, трос лопнул, и пустое суденышко унесло в море. При этом бортмеханик старшина Беседин оказался в воде. Но его удалось спасти.
Самолет взлетел и взял курс на Диксон. Еще 29 человек были спасены. В то же время экипаж полярного летчика Козлова спас 38 человек. Восемь дней и ночей провели люди в бушующем Карском море без пресной воды и пищи. Многие погибли от холода и голода. Оставшиеся в живых уже и не надеялись на спасение. Но помощь пришла…
Станислав Сокол видел глаза этих обезумевших от страха и ужаса людей… Хотелось бить и бить фашистов, мстить им за боль и смерть наших братьев и сестер…
До конца войны командир отряда капитан Станислав Сокол летал на выполнение боевых заданий. Авиаторы сопровождали конвои, уничтожали подводные лодки противника, транспорты.
Осенью 1944 года потопили немецкую подлодку. Как выяснилось, это ее экипаж торпедировал «Марину Раскову». Теперь пришел черед и самим пойти на дно. Так летчики отомстили за гибель наших людей…
Последним боевым вылетом капитана Станислава Сокола стала встреча конвоя, идущего к нам в порт. Полет этот продолжался 12 часов. Вылетел экипаж, когда еще шла война, а приземлился на аэродром… уже в мирное время…
Через много лет, с трудом скрывая волнение, рассказывал мне Станислав Сокол — красивый пожилой человек, ветеран войны — об этих героических событиях. Вспомнил родной дом, цветущие яблони, соловьиные трели, махнул рукой и замолчал. Выпили по стопочке, а затем — крепкого душистого чайку, и снова он вспоминал что-то из фронтовой жизни.
Вот такие они — наши белорусы со Жлобинщины — добрые, сильные, смелые, любящие Родину, родных. А я, когда смотрю на даче под Жлобином на цветущие яблони, слушаю трели соловьев, вспоминаю наших летчиков, наших ветеранов.
Светлана Приходько, г. Жлобин
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение ЧАЙКА СВ » 26 Январь 2017 13:38

Вот нашел его фотографию. Когда снято и кто автор фото неизвестно.
Вложения
 Сокол Станислав Викторович.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сокол Станислав Викторович р. 1913 г.

Сообщение ББК-10 » 27 Январь 2017 10:47

ЧАЙКА СВ пишет:Вот нашел его фотографию. Когда снято и кто автор фото неизвестно.

Фото с орденом Красной Звезды.
Награжден им 27.12.1943 г.
Следующий Орден Отечественной войны 2 степени - 31.10.1944 г.
Следовательно фотография сделана в этот промежуток времени.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения