Страница 1 из 2

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 15 Март 2012 18:38
Иван Кукушкин
 item_13190.jpg
Бергавинов Сергей Адамович
советский государственный и политический деятель,
12.01.1899—12.12.1937
С 1934 г. начальнико Политического управления Главного управления Северного морского пути при СНК СССР
В октябре 1937 арестован. Покончил жизнь самоубийством в тюрьме.

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 15 Март 2012 18:46
Иван Кукушкин
Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе. 1937—1938. Архив Сталина: Документы и комментарии / Сост. В.Н. Хаустов. — М.: МФД, 2011. — 528 с. — (Россия. XX век. Документы). Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-89511-027-0
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/docs/da/lubyanka_idf/index.html

СВОДКА ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАНИЙ АРЕСТОВАННЫХ ПО ГУГБ НКВД СССР ЗА 27 НОЯБРЯ 1937 г.
30 ноября 1937 г.
№ 62378
Тов. СТАЛИНУ
Направляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД за 27 ноября 1937 г.
Народный комиссар внутренних дел СССР
Народный комиссар государственной безопасности (ЕЖОВ)
Совершенно секретно

...

По XI ОТДЕЛУ
1. БЕРГАВИНОВ СА. — бывший начальник Политуправления Главсевморпути, бывший член ВКП(б). Допрашивали: ПЕТРОВ, СЧАСТЛИВЦЕВ.
Признался в том, что:

1) в 1933 году был вовлечен в антисоветский заговор бывш. зав. секретариатом СНК СССР МОГИЛЬНЫМ;

2) принял установку МОГИЛЬНОГО на террор и, исходя из нее, создал в течение 1935—1936 г.г. в Главсевморпути боевую террористическую группу из 4-х активных членов и 3-х «резервистов».
В активное ядро террористической группы БЕРГАВИНОВЫМ были вовлечены сотрудники Главсевморпути ЭРМАН Г.А., ЧИКОВАНИ А.В., ЖИГАЛЕВ Н.А., ЛЕВИН. «Резерв» состоял из сотрудников Главсевморпути ПОЧЕРНЕВА, КРЫЛОВА и ЖДАНОВОЙ;

3) зимой 1935—1936 года установил антисоветскую связь с ГАМАРНИКОМ, от которого получил задание — подготовить и совершить террористический акт над т. СТАЛИНЫМ;

4) в течение зимы 1936 года и в 1937 г. вел практическую подготовку по организации покушения на тов. СТАЛИНА. В целях проверки готовности к террористической деятельности и приобретения необходимых для нее навыков БЕРГАВИНОВ поручил участникам террористической группы ЭРМАНУ, ЧИКОВАНИ, ЖИГАЛЕВУ и ЛЕВИНУ изучение маршрутов движения машин ХРУЩЕВА, БУЛГАНИНА, КОСАРЕВА.
Передав зимой 1936 года террористу ЭРМАНУ задание ГАМАРНИКА о совершении террористического акта над тов. СТАЛИНЫМ, поручил ЭРМАНУ изучить маршруты движения машины т. СТАЛИНА в районе Можайского шоссе и наметить места для покушения. Одновременно поручил ЭРМАНУ изучить маршрут движения машины Л.М. КАГАНОВИЧА. В помощь ЭРМАНУ для совершения террористического акта наметил ЧИКОВАНИ и ЖИГАЛЕВА, о чем сообщил ЭРМАНУ, не ставя в известность ЧИКОВАНИ и ЖИГАЛЕВА;

5) для совершения террористического акта намечалось использовать личное оружие участников группы и гранаты, которыми обязался снабдить группу ГАМАРНИК.

2. ЭРМАН Г.А. — бывший управделами Главсевморпути, бывш. член ВКП(б). Допрашивали: ПЕТРОВ, СЧАСТЛИВЦЕВ.
Признался в том, что:

1) весной 1936 года был завербован БЕРГАВИНОВЫМ в террористическую группу;

2) зимой 1936—1937 года принял от БЕРГАВИНОВА задание ГАМАРНИКА: подготовить и совершить покушение на тов. СТАЛИНА;

3) в осуществление этого задания зимой и весной 1936—1937 года дважды выезжал в район Можайского шоссе, где наметил 2 места для совершения террористического акта, о чем информировал БЕРГАВИНОВА, который лично осмотрел намеченные ЭРМАНОМ места для покушения;

4) приняв поручение БЕРГАВИНОВА о слежке за машиной Л.М. КАГАНОВИЧА, лично на собственной машине выезжал к НКПС для изучения маршрута движения машины Л.М. КАГАНОВИЧА.

3. ЧИКОВАНИ А.Б. — бывший начальник Планово-экономического отдела Главсевморпути, бывший кандидат в члены ВКП(б). Допрашивал: ЕФИМОВ.
Сознался в том, что:

1) был вовлечен БЕРГАВИНОВЫМ в террористическую группу в Главсевморпути;

2) приняв поручение БЕРГАВИНОВА об изучении маршрута движения машины ХРУЩЕВА и БУЛГАНИНА, осуществлял слежку за указанными машинами.

4. ЖИГАЛЕВ НА. — бывший зам. нач. Управления Полярной авиации Главсевморпути, бывший член ВКП(б). Допрашивал: КЛЕЙМЕНОВ.
Признался в том, что:

1) был завербован БЕРГАВИНОВЫМ в террористическую группу;
2) принял задание БЕРГАВИНОВА о вербовке двух надежных человек в качестве исполнителей террористических актов против руководителей партии и правительства*.

Начальник Секретариата НКВД СССР
ст. майор государственной безопасности ШАПИРО
АП РФ. Ф. 3. О. 24. Д. 404. Л. 1—35. Подлинник. Машинопись.




Документ № 44

Основными задачами Главного управления Северного морского пути были освоение территорий СССР, находящихся за Полярным кругом, и создание кратчайшей морской транспортной системы, соединяющей запад страны с ее
востоком. В этой связи важное значение имел переход советских судов из Одессы во Владивосток зимой 1936 г. В экспедиции участвовал и будущий заместитель наркома водного транспорта Г.Г. Кучеров.

В условиях развернувшейся кампании борьбы с «вредительством» репрессии обрушились на все руководство Главсевморпути. Основанием для ареста начальника Политуправления Севморпути С.А. Бергавинова стала его совместная работа на Украине с Я.Б. Гамарником. О «контрреволюционных» связях между ними показал арестованный нарком финансов СССР Г.Ф. Гринько. 31 октября 1937 г.

Бергавинов был арестован. Слесарь механических мастерских города Ярцево Смоленской губернии с низшим образованием с марта 1917 г. активно участвовал в революционном движении и был членом большевистской партии. Его дальнейшая политическая карьера была связана с работой в органах ВЧК—ОГПУ на Украине. Бергавинов стал председателем ЧК в Ровно, затем возглавлял последовательно Черкасскую, Бердичевскую чрезвычайные комиссии. В 1923 г. перешел на партийную работу и стал секретарем Бердичевского окрукома РКП(б). В этом же году стал делегатом XII съезда РКП(б) от Киева, губисполком которого возглавлял Гринько. Затем он работал в Архангельской области.

В 1931—1933 г. он был первым секретарем Дальневосточного крайкома ВКП(б). Не все в его работе было гладко. При проверке состояния развития сельского хозяйства в ДВК были выявлены приписки в отчетах о засеянных площадях, ко-
личество которых было завышено на 100 тысяч гектаров. Бергавинова перевели на другую работу.

С 1933 г. он стал начальником Юго-Восточной железной дороги. На этой должности он вступил в конфликт с партийными органами. Бергавинов направил письмо в ЦК ВКП(б), в котором заявил о недопустимом положении, когда политотдел дает указания начальнику дороги. В уголовном деле это письмо присутствует.

С 1934 г. Бергавинов возглавлял Политуправление Севморпути. После массовых арестов второй половины 1937 г. на него был получен компромат. В ходе допросов Бергавинов во всем «сознался». Следователь Ушаков, циничный карьерист, отличавшийся тем, что выбивал из арестованных любые нужные «признания», представил яркую картину «контрреволюционной террористической» деятельности Бергавинова. 5 ноября 1937 г. Ежов направил Сталину полученные Ушаковым показания. Речь шла о применении террора к отдельным руководителям ВКП(б). Этот вопрос якобы обсуждался с арестованным секретарем Молотова А.М. Могильным летом 1935 г., затем была создана террористическая группа для убийства Сталина и других членов правительства. Бергавинов обвинялся в том, что являлся главой этой группы. В протоколах допросов указывалось, что готовились покушения на Л.М. Кагановича и Н.С. Хрущева.

В эту группу в конце 1935 г. Бергавинов «вовлек» И.А. Эрмана, управляющего делами Севморпути, венгра по национальности, военнопленного австро-венгерской армии, активного участника партизанского движения в тылу белогвардейцев, А.Б. Чиковани, Н.А. Жигалева и других (см. док. № 1). О созданной террористической группе он в начале весны 1936 г. информировал Могильного, а затем, летом 1936 г., — Гринько.

В значительной мере арест Бергавинова был также следствием того, что он поддерживал связи с арестованными к этому времени секретарем Западно-Сибирского крайкома В. П. Шубриковым, вторым секретарем ЦК КП(б) Украины М.М. Хатаевичем и др. (ЦА ФСБ России. АСД Р-6037).

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 13:58
[ Леспромхоз ]
Фотография - «Красный Север» № 69 (3566) от 28.3.1931 : 01362.jpg
Бергавинов Сергей Адамович
12(24).1.1899 родился в Ярцево Смоленской губернии
12.12.1937 повесился в Лефортовской тюрьме в Москве

3.1917 член РСДРП(б)

Послужной список
1918 - 1919 в РККА
1919 председатель ЧК
1919 командир партизанского отряда
1919 председатель революционного комитета района Бахмач - Ичня - Гребёнка
1919 арестован
1919 бежал
1919 - председатель революционного комитета (Украинская ССР)
- 1920 председатель Полтавской ЧК
1920 военком кавалерийской бригады (1-я Конная армия)
председатель Ковенской ЧК
на советской, партийной работе
11.1924 - 5.1927 ответственный инструктор ЦК РКП(б)
5.1927 - 1929 ответственный секретарь Архангельского губернского комитета ВКП(б)
1 - 15.8.1929 (1) председатель Организационного бюро ЦК ВКП(б) по Северному краю
19.8.1929 (2) - 27.3.1931 (3) ответственный - 1-й секретарь Северного краевого комитета ВКП(б)
13.7.1930 - 26.1.1934 кандидат в члены ЦК ВКП(б)
3 - 7.1931 начальник Союзлеспрома
3 - 7.1931 член Президиума ВСНХ СССР
7.1931 - 3.1933 1-й секретарь Дальне-Восточного краевого комитета ВКП(б)
7.1933 - 9.1934 начальник Политического отдела Юго-Восточной железной дороги
9.1934 - 31.10.1937 начальник Политического управления Главного управления Северного морского пути при СНК СССР
31.10.1937 арестован

Награды
1923 (4) орден Красного Знамени
19.9.1936 орден «Знак Почёта» - за исключительное мастерство, проявленное при облёте в труднейших условиях впервые всей территории крайнего Севера и трассы Северного Морского пути от Берингова пролива до Белого моря
27.6.1937 орден Красной Звезды - за отличную работу по освоению Крайнего Севера и в особенности за обеспечение подготовки и обслуживания экспедиции на Северный полюс

(1) Постановление I-й Северной краевой конференции ВКП(б) 15 - 19.8.1929
(2) Постановление I-го пленума Северного краевого комитета ВКП(б)
(3) Постановление III-го пленума Северного краевого комитета ВКП(б)
(4) Приказ РВС СССР № 24

Фотография - «Красный Север» № 69 (3566) от 28.3.1931


Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 - 1991
knowbysight.info © 2005-2012

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 14:04
[ Леспромхоз ]
 1000824201.jpg
С. Бергавинов. Арктика и полюс завоеваны
Москва, 1937 г. Партиздат ЦК ВКП(б).

Автор книги Сергей Адамович Бергавинов (1899 - 12.12.1937) - начальник Политического управления Главного управления Северного морского пути при СНК СССР - рассказывает о завоевании Арктики и Северного полюса. На отдельных вклейках даны карта Северного морского пути, схема рейсов судов Главсевморпути, схема основных предприятий Главсевморпути и схема пути экспедиции О.Ю.Шмидта на Северный полюс. Издание содержит большое количество фотоматериала.
Формат 225 х 155 мм.
На первой странице фотопортрет И.В.Сталина и его слова: "Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять".

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 14:06
[ Леспромхоз ]
 p2.jpg
Пятилетний план народного хозяйства Северного края / С. А. Бергавинов
23 с. Архангельск тип. изд. "Волна" 1929
http://www.emaproject.com/lib_about.html?id=pb00002115

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 27 Апрель 2013 11:38
[ Леспромхоз ]
«Красный Север» № 69 (3566) от 28.3.1931

 КС-1931-66.jpg
ТРЕТИЙ ПЛЕНУМ СЕВКРАЙКОМА ВКП(б)

Ввиду перехода на руководящую работу в ВСНХ тов. БЕРГАВИНОВ освобожден от обязанностей первого секретаря крайкома партии.

Пленум единогласно кооптировал т. ИВАНОВА в состав пленума, избрал его в бюро и секретариат и утвердил первым секретарем Севкрайкома.

АРХАНГЕЛЬСК, 27 (Севроста). Вчера состоялся третий пленум Северного крайкома ВКП(б). На повестке дня вопрос организационный — освобождение тов. Бергавинова от обязанностей первого секретаря Крайкома, ввиду перехода его по постановлению ЦК партии и правительства на руководящую работу в ВСНХ СССР, председателем Союзлеспрома.
Все выступающие в прениях отмечали, что в лице т. Бергавинова Северная парторганизация имела стойкого большевика-ленинца, сочетавшего, в себе исключительную идейно-политическую выдержанность и стойкость с большим хозяйственным опытом, умевшего практически, по боевому ставить и разрешать важнейшие хозяйственно-политические задачи край В прениях единодушно заявляли, что под руководством нового первого секретаря крайкома т. Иванова Владимира, развивая большевистские темпы работы, непримиримую борьбу за генеральную линию партии, против всех оппортунистических оттенков, краевая партийная организация пойдет к дальнейшим победам в борьбе за новый индустриальный Север.
С ответным словом выступил т. Бергавинов: "Заслуги о которых говорили — это не мои персональные заслуги, это результат работы бюро крайкома и всей парторганизации. ЦК решил взять меня на хозяйственную работу, поставить во главе руководства мощной организации - Союзлеспрома. ЦК обязал меня справиться с этой работой. Я обязан выполнить это обязательство. Мы гигантски продвинулись вперед, в этом заслуга всего краевого руководства. Бюро крайкома было сплочено на принципиальной основе. Сила наша была силой коллектива. Эту принципиальность и сплоченность надо крепить дальше. Надо беречь кадры, уметь находить положительные качества работников, поддерживать их, развивать, отмечая и преодолевая частицы недостатков, слабые стороны. И еще одно : край наш на столбовой хозяйственно - политической дороге.
Никакой новой столбовой дороги искать нет надобности. Лес — основа хозяйства края, лес — центр внимания. Без него нет и не может быть полного развитая производительных сил Севера. Сюда должно быть направлено все ваше внимание.
Мне Северный край и краевая партийная организация дали гигантски много. Я им обязан тем, что партия ставит меня на столь ответственный пост. Уезжая в Москву на работу, я не только обещаю быть, но буду на деле активным участником в борьбе за создание Нового Социалистического Севера. Вы же, товарищи, я в этом твердо убежден, под руководством крайкома и его первого секретаря тов. Иванова пойдете вперед по пути дальнейшего развития и укрепления Северного края —валютного цеха Советской страны».
Пленум единогласно вынес решение об освобождении т. Бергавинова и единогласно кооптировал в состав пленума тов. Иванова Владимира, избрав его в бюро и секретариат и утвердил первым секретарем Севкрайкома.
"Правда Севера" к отъезду т. Бергавинова помещает ряд статей. В передовой «Правда Севера» пишет:
— «Лесная пятилетка утвержденная пятым съездом советов была выполнен по Севкраю в основном в два года. Севкрайком выдвинул перед ЦК партии новую пятилетку, которую ЦК утвердил, которую мы теперь успешно осуществляем, которая реализует ленинский завет о полумиллиарде валюты лесного экспорта.
В этой победной борьбе, в этой успешной работе большая роль и заслуга принадлежит тов. С. А. Бергавинову, бессменному ответственному секретарю нашей северной парторганизации на протяжении последних четырех лет.
В лице т. Бергавинова мы видим блестящее сочетание большевистской страстности в борьбе за генеральную линию партии, великолепного организатора, пламенного агитатора с не менее страстным стремлением и умением большевика овладеть техникой дела и, прежде всего, решающего у нас крае — дела лесного.
С именем Бергавинова теснейшим образом связаны у нас в крае такие важнейшие хозяйственно-политические проблемы, удачно нами разрешаемые, как введение бригадного метода работы в лесу, вопросы все большего облагораживания нашего экспорта, механизации лесозаготовок, реконструкции сплава, вопросы торцовки пиломатериалов и ряд других". В статье тов. С. Иоффе «Бергавинов — боец за новый Север» говорится: "Бергавинов отлично известен пролетариям и трудящимся Северного края. С его именем связана борьба за создание края с центром в Архангельске — этом важнейшем лесопильном, лесоэкспортном узле, с его именем связана разработка пятилетнего плана реконструкции всего народного хозяйства края - борьба за новый север, именно над его руководством развернулись напряженные бои за генеральную линию партии с оппортунистами всех мастей»
В заключение, в статье говориться: «Проблема реконструкции лесного хозяйства была широко поставлена в Северном крае . Переход т. Бергавинова В Союзлеспром означает распространение опытов севера, как ведущего лесоэкспортного рынка на лесные районы сего Союза. И мы убеждены, что на новом посту он с той же самоотверженностью, с тем большевистской настойчивостью будет стремиться к поставленным целям".

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 26 Декабрь 2014 21:30
ББК-10
ВСП 1935 № 200 (30 августа).

 ВСП 1935 № 200 (30 авг.) Бергавинов-Галышев.jpg
ЗАВОЕВАНИЕ АРКТИКИ.

Беседа с начальником политуправления Главсевморпути С. А. БЕРГАВИНОВЫМ.

Наш корреспондент беседовал с прибывшим в Иркутск начальником Политуправления Главсевморпути при Совнаркоме СССР заместителе Отто Юльевича Шмидта, товарищем С. А. Бергавиновым.
Тов. Бергавинов сообщил нашему корреспонденту следующее:
— Помимо северных полярных морей и сети полярных радиостанций, основным районом производства Главсевморпути, как известно. является район севернее 62 параллели., где и сосредоточено наше хозяйство — угольные и полиметаллические рудники, пушные фактории, рыбные и зверобойные промысла, оленеводческие совхозы и т. п.
Однако Восточная Сибирь и, разумеется, прежде всего, город Иркутск имеют важнейшее значение для успеха нашей работы. Достаточно указать, что Иркутское отделение Главсевморпути должно в 1936 году переработать и отправить на Лену в Качуг и Усть-Кут 12-13 тысяч тонн грузов, в основном — продовольствие и промышленные товары, направляемые для наших работников в Арктике.
Для такой сложной и большой работы нужен хороший транспорт, прежде всего автомобильный и речной. Для этого в 1936 году мы намерены в Иркутске довести количество автомобилей по меньшей мере до 100 единиц, построив для машин гараж, стоимостью в 400-500 тысяч рублей. На Лену мы завозим много моторных катеров и несколько пароходов отечественного судостроения, которые должны пойти в навигацию уже в мае 1936 г. Значительная часть этого флота будет работать и в верховьях Лены на перевозке наших грузов, В общем в речной флот Лены в 1936 году мы вкладываем не меньше 6-7 миллионов рублей.
Возможно, что в 1936 году нам придется на Лене, помимо Пеледуйской (около Витима) верфи деревянного судостроения, создавать верфь металлического судостроения, на базе рационального использования имеющейся верфи Дальстроя в Качуге. Во всяком случае бурно развивающаяся хозяйственная жизнь крайнего Севера ставит этот вопрос.
Следующей важнейшей частью нашей работы на Лене является Ленская авиолинии Главсевморпути. Ее основным назначением является обслуживание нужд крайнего Севера — весь Полярный район на север от Якутска. Потребности перевозок на Север большого количества пассажиров, почты, ценных грузов вынудили нас довести Ленскую авиолинию до Иркутска. Крепкая материальная часть наших самолетов и умелое руководство авиолинией заслуженным летчиком тов. Галышевым обеспечивают выполнение наших работ в Заполярье. Но возрастают наши задачи, и мы еще больше развиваем нашу полярную авиацию. В авиохозяйство Ленской трассы в ближайшее время мы намерены затратить свыше 2-х миллионов рублей.
Мы уверены, что все эти важные и сложные задачи Главсевморпути на крайнем Севере и в том числе на Лене, будут выполнены.
В заключение не могу умолчать о неизменной помощи нам, нашему отделению в Восточной Сибири, со стороны краевых руководящих организаций.

***

Вчера утром С. А. Бергавинов на самолете пилотируемом заслуженным летчиком В. Л. Галышевым, вылетел в Якутск. Ознакомившись с деятельностью якутского отделения Главсевморпути тов. Бергавинов вылетит на зимовки по маршруту Якутск — бухта Тикси — бухта Нордвик — мыс Челюскин — остров Диксон. На острове Диксон тов. Бергавинов встретится с прилетающим туда начальником Главсевморпути О. Ю. Шмидтом.

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 13 Август 2015 20:15
ББК-10
Красный Север 1931 18 января № 014 (3511)

 Красный Север 1931 18 января № 014 (3511).jpg
Тов. Бергавинов в Вологде.

Вчера, в 14 часов 40 мин. на самолете почтово-пассажирской аэролинии Сыктывкар — Архангельск в Вологду из Сыктывкара прилетел секретарь Северного крайкома ВКП(б) тов. С. А. БЕРГАВИНОВ.
На аэродроме в Прилуках тов. Бергавинов был встречен активом Вологодской парторганизации и командованием дивизии.
Тов. Бергавинов принял рапорт начальника штаба 10 стр. имени Северного края дивизии.
Самолет вылетел из Котласа вчера в 11 ч. 15 м. Около г. Тотьмы самолет попал в полосу резких ветров и туманов. Под умелым водительством пилотов северной аэролинии самолет благополучно снизился под Вологдой, покрыв таким образом расстояние от Котласа в 3 час. 25 мин.

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 27 Октябрь 2015 20:15
fisch1
 Бергавинов - Арктика и полюс завоеваны.jpg
[ Леспромхоз ] пишет:
С. Бергавинов. Арктика и полюс завоеваны
Москва, 1937 г. Партиздат ЦК ВКП(б).

Автор книги Сергей Адамович Бергавинов (1899 - 12.12.1937) - начальник Политического управления Главного управления Северного морского пути при СНК СССР - рассказывает о завоевании Арктики и Северного полюса. На отдельных вклейках даны карта Северного морского пути, схема рейсов судов Главсевморпути, схема основных предприятий Главсевморпути и схема пути экспедиции О.Ю.Шмидта на Северный полюс. Издание содержит большое количество фотоматериала.
Формат 225 х 155 мм.
На первой странице фотопортрет И.В.Сталина и его слова: "Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять".



Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 15 Ноябрь 2016 22:08
ББК-10
ВСП, 1935, № 223, 27 сентября.

 ВСП 1935 № 223 (27 сент.) Бергавинов-Галышев.jpg
КРАЙНИЙ СЕВЕР.

Один из лучших северных пилотов, награжденный тремя орденами, т. Галышев, усадив нас на самолет и, запустив мотор, спокойно повел машину на старт по кристально чистой и быстрой Ангаре. Через несколько секунд самолет, описав круг над Иркутском, взял курс через горные хребты на могучую реку Лену и дальше на Якутск — Булун — бухту Тикси.
На всем протяжении полета (6 тысяч километров) бросается в глаза не только дикая красота крайнего Севера, но и громадный рост и большое развитие его экономических очагов. Нередко т. Галышев, оборачиваясь в кабину, знаками показывал на места, где совсем недавно, кроме тайги и гор ничего не было, а сейчас выросли предприятия Северного морского пути.
Не долетая 500-600 километров до Якутска, сделав круг над поселком, самолет идет на посадку. Здесь созданная в 1932 году судостроительная верфь на Лене. Сейчас здесь лесопильный завод, мастерские, поселок, где живет до тысячи рабочих. Здесь строятся катера, кунгасы и баржи экспедиции. Уже в этом году верфь построила одних барж, общей грузоподъемностью на 8—9 тысяч тонн.
Самолет вновь в воздухе. Летим на Якутск, откуда черз два часа идем к Сангарским угольным копям. Эти, недавно созданные копи Главного управления Северного морского пути дали в текущем году десятки тысяч тонн угля. Этим углем в бухте Тикси снабжаются наши морские суда, в том числе идущие сквозными рейсами. Иначе сюда пришлось бы завозить уголь с наших шпицбергенских рудников, уменьшив соответственно количество продовольственных, промтоварных и технических грузов.
Дальнейший наш путь лежал через Булун на Тикси. Однако, летчик т. Галышев, являющийся начальником Ленской авиолинии, каждый раз, виновато улыбаясь, делал «вынужденные» посадки. Это он осматривал и показывал нам хозяйство.
В Булуне нам пришлось распрощаться с т. Галышевым, ибо штормовые ветры и туман не позволили его самолету итти в морскую бухту Тикси. Туда нас перебросил на своей двухмоторной «летающей лодке» полярный летчик т. Головин.
В бухте Тикси еще недавно было пусто и безлюдно, а сейчас до 300 постоянных жителей, рабочих и служащих порта и полярной станции. Имеются не плохие механические сборные мастерские. По существу Тикси стал развиваться в 1932 году — тогда здесь была построена полярная станция Северного морского пути. В 1933 году сюда пришла первая Ленская экспедиция, привезшая морским путем для Якутской республики 3000 тонн грузов. В прошлом году сюда было завезено 7000 тонн, а в текущем году уже 14 тысяч тонн грузов. Все эти грузы отсюда идут речным караваном вверх по Лене.
Тикси превратился в настоящий полярный порт со своими погрузочными средствами, топливной базой и мастерскими.
В эти дни в Тикси прилетел, после своей большой работы в восточной части Арктики, герой Советского Союза Василий Сергеевич Молоков. Он доставил меня на своей машине на мыс Нордвик. Через пять летных часов показались стоящий на якоре в Нордвике ледокол «Литке» и две нефтебуровых вышки на материке. Смена зимовщиков тепло встречает самолет. Здесь снуют катера, по берегу бегают, перевозя грузы, шесть вездеходов Горьковского автозавода, высятся мачты у здания полярной станции, складов и дома горно-геологической экспедиции.
У Нордвика замечательные перспективы, это в некотором роде арктическая жемчужина. Буровые скважины прошли только половину пути до предполагаемого залегания нефти, но уже есть ее признаки. В 1936 году должна появиться нефть, которая будет иметь огромное значение для развивающегося флота Северного морского пути и полярной авиации. Все же ближайшее будущее Нордвика — соль. Уже сейчас геологи говорят о возможности добычи соли в ближайшие 2—3 года в количестве до 200—300 тысяч тонн.
С. БЕРГАВИНОВ.

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 22 Февраль 2017 12:48
ББК-10
 Советская Арктика 1937_2 - С.А.Бергавинов.jpg

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 24 Май 2020 20:18
ББК-10
Правда, 20 января 1936 г. №20
 pravda-1936-20 соль на НОРДВИКЕ.jpg
Соль на Нордвике

У берегов полярного моря Лаптевых, на 74-м градусе северной широты и 112-м градусе восточной долготы, возле бухты Нордвик, расположен небольшой полуостров Урюнг-Тумус. Он был открыт еще в 1734 году.
Летом 1934 г. на этот пустынный полуостров пришли большевики. Они построили полярную станцию и две буровые вышки для разводок на нефть. Сто человек остались здесь зимовать.
В процессе работы геологи открыли несколько мощных соляных куполов. Это указывало, что здесь имеются огромные залежи каменной соли.
Осенью 1935 г. на Нордвик привезли два новых буровых станка "Крелиус-А" и начали бурение на каменную соль. На днях получено сообщение, что на первой буровой пройдено 60 метров, из них 50 метров — в сплошном соляном пласте. На второй буровой пройдено свыше 30 метров, в том числе 20 метров — тоже в сплошном соляном пласте.
Обе вышки продолжают бурение, и трудно сказать, когда кончатся пласты. Анализы образцов показали, что качество найденной соли на Нордвике выше стандарта.
Теперь уже можно твердо говорить, что запасы каменной соли на Нордвике исчисляются миллионами тонн. Этот важный факт может и должен по-иному поставить вопрос о Нордвике и о дальнейшем развитии Северного морского пути.
Крайний Север. Мурманское побережье и Дальний Восток с их неисчерпаемыми рыбными богатствами снабжаются сотням
тысяч тонн соли с южных соляных промыслов (Украина, Казахстан) Транспортировка соли за 10 тыс. километров по железной дороге или кружным морским путем за 17 тыс. км не только загружает тысячи вагонов и десятки морских судов, но и обходятся необычайно дорого.
Артемовская соль, стоящая на месте не дороже 10 руб. за тонну, во Владивостоке уже обходится в 100—120 руб. а дальше, например, на Колыме. — свыше 350 руб. Баскунчакская соль стоит в Мурманске около 90 руб за тонну, а в устье Лены (Тикси) — около 400 руб.
Сейчас уже можно ставить вопрос о проектировании, а затем и о строительстве на Нордвике соляных рудников производительностью в 200—300 тыс. тонн соли в год. Она обойдется вдвое дешевле соли, доставляемой с юга.
Конечно, освоить это дело в условие сурового Севера нелегко. Основная трудность заключается в кратком периоде навигации (50—60 дней). Однако усиление ледокольного флота строящимися мощными ледоколами позволит удлинить навигацию минимум на месяц.
Сейчас надо усиленно вести портоизыскательские работы, чтобы обеспечить подход морских кораблей к рудникам для погрузки соли Это позволит уже в конце лета текущего года завести на Нордвик первую группу рабочих (до 300 человек) для строительства рудников и постепенного развертывания их эксплоатации с будущего года.
Надо иметь также в виду работы на Нордвике по нефти. Две буровые скважины, прошедшие до 600 метров, показывают, что здесь, бесспорно имеется нефть. В 15 километрах от полуострова обнаружен пласт каменного угля, Эти обстоятельства открывают перспективу организации на Севере серьезного промышленного центра с постоянными кадрами в 3—4 тыс. рабочих.
В связи с этим еще больше развернутся операции на Северном морском пути. Только на перевозках соли будет занято свыше 50 морских кораблей. Значительная часть судов, возвращающихся сейчас в Архангельск и Мурманск из Арктики после разгрузки порожняком, будет забирать соль. Вырастут новые промыслы и угольные базы на Диксоне, в Тикси, на Колыме и Чукотке для обслуживания всех караванов.
Нордвик изменит экономику, хозяйственный уклад и быт населения Крайнего Севера.
С. БЕРГАВИНОВ.

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 25 Май 2020 10:51
Борис Дворкин
Бергавинов разговаривает с полярниками

Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 26 Май 2020 12:32
fisch1
Бергавинов С. А.Пятилетний план народного хозяйства Северного края... / С. А. Бергавинов. - Архангельск : тип. изд-ва "Волна" им. т. И. Склепина, [1929]. - 23 с.
Прилож. к газ. "Правда Севера" № 22 от 20-го июня 1929 года



Бергавинов Сергей Адамович (1899—1937)

СообщениеДобавлено: 26 Май 2020 19:27
fisch1
Правда Севера №69, 27марта 1931


Тов.С.А.Бергавинов-председатель Союзлеспрома
 1.jpg

 2.jpg
Семен Иоффе. Тов.Бергавинов-Боец за Новый Север