Страница 7 из 9

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 08 Январь 2016 00:47
SAMURAI
Так пилотирующим лётчикам это действительно было совершенно не обязательно.
Желательно, конечно, но где же столько моряков наберёшься.

Ещё до Революции сначала хотели набирать только флотских, а война потребовала лётчиков, и набирали в школу Морской Авиации уже всех, кого можно было. Так и во все времена.

Вот, Доронин сам пишет:

Из книги: Как мы спасали челюскинцев / А. В. Ляпидевский [и др.]; под ред. О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. З. Мехлиса. – М.: Издание редакции "Правды", 1934. - 408 с.

Вообще же я считаю, что перевод некоторых моряков в морскую авиацию чрезвычайно целесообразен. Моряк всегда с воздуха отлично может определить тип корабля, знает, на что способен этот корабль, куда он может пройти, и определить задачи корабля. Для полетов морская подготовка тоже многое дает. Однако до нас в школе морской авиации не было моряков. Мы были первыми моряками, пришедшими в авиацию.


Однако, Иван Васильевич ошибается.
Тот же Борис Чухновский, взять если, тоже ушёл в Авиацию из Морского корпуса.

Но это не значит, что все были оттуда.

Много в те времена переучивалось матросов - мотористов. Василий Молоков был из мотористов Морской Авиации, как раз наиболее традиционный путь в 1918 - 1922 гг. Традиционный, но вовсе не единственный.

А в 1925 г. всего-то выпустилось 11 человек, да и тех с трудом наскребли на обучение.

Возьмите Сигизмунда нашего Леваневского (из той же книги):

Когда я еще был на Восточном фронте, меня страшно тянуло в авиацию. Я несколько раз просил, чтобы меня послали в школу, но так как в командном составе ощущался большой недостаток, то конечно настаивать на учебе не приходилось. Но вот весной 1922 года мне удалось попасть в управление воздушного флота Петроградского военного округа — и то в качестве завхоза 4-го воздухоплавательного отряда. Занимаюсь хозяйством, но одновременно ухитряюсь подниматься на „колбасе". Однако меня это не удовлетворяет. Прошу об откомандировании меня в одну из школ воздушного флота. И в 1923 году меня направили в военную школу морских летчиков в Севастополь.
К началу занятий я опоздал. Мне предложили до следующего набора поработать начальником хозяйственной части школы. Меня радует только то, что одновременно с работой мне дают возможность и учиться. Так началась моя учеба и одновременно хозяйственная работа. Вскоре меня освободили от заведывання хозяйством, и я начал учиться как следует. В 1925 году окончил учебу. Весь курс прошел в плюсах.
Я получил назначение в 4-й отдельный авиационный отряд. Был я там младшим, а затем и старшим летчиком. Потом меня перевели инструктором в школу, в которой я учился сам. Работал инструктором хорошо, имел благодарности, на собраниях партийной ячейки меня ставили в пример. Действительно, работать приходилось, не считаясь с временем. Я многих научил летать. Потом я встречал своих учеников во Владивостоке, в Петропавловске и в Свердловске; среди них есть командир эскадрильи — Солодухинов. Ляпидевский — мой ученик. Я обучал и молодых инструкторов хорошей технике полета…
По демобилизации из армии я был назначен сначала старшим инструктором, а потом начальником школы Осоавиахима в Николаеве. А еще через год Центральный совет Осоавиахима Украины предложил мне работать начальником всеукраинской школы в Полтаве. Я согласился. А вообще-то тянуло меня на Север…


Их однокашник 1925 г. выпуска Василий Мырсов окончил Высшую Фотограмметрическую школу и вообще никакого отношения к флоту не имел до поступления в Школу морских лётчиков.


С Ляпидевским вон Вы тоже не угадали.


Поняла, ошиблась, каюсь.
Видимо, он тоже окончил ВМУ им. Фрунзе. Но об этом знаете только Вы. :oops:

Как и кичиться написанной книгой. Не Вы одна посещаете архивы и имеете публикации.


Да не принимайте всё близко к сердцу.
Я только для того написала, чтобы понятно было, я - в теме. 8)

Кстати, я тут раньше написала о Ляпидевском, как нам "говорят" разные источники, что он Севастопольскую школу закончил в 1928 г.
Списки выпускников его выпуска в архиве училища не сохранились, к сожалению. Поэтому перепроверить я пока не успела.

А сам он о себе вот что пишет:

В Ленинграде я проучился восемь месяцев. За это время прошел сокращенный курс, который обычно тянется полтора года. Меня направили в школу морских летчиков в Севастополь.
Прибыл я в Севастополь в 1927 году. Прежде всего необходимо было пройти морскую практику. Нашу группу направили на крейсер „Червоная Украина".

....

Дальше шла программа тренировочных полетов, полетов в усложненных условиях, с боковым ветром, потом посадка на различных скоростях, посадка в штормовую погоду. В общем, пошли дни самостоятельных полетов.
Эту программу я закончил в феврале 1928 года. Затем был перерыв: мы занимались теорией, изучали боевой самолет. На учебной машине летать легко. Другое дело — на боевом самолете.
Выпуск. Военная служба. Ученики.
Нам разрешили чаще уходить в город. Ухаживали за девушками.

...

Тренировочная программа была закончена в апреле 1929 года. Началась серия полетов по боевому применению. Тут и разведка, и ориентировка, и стрельба, причем полеты длительные: два с половиной — три часа. Совершенно самостоятельные полеты в Ялту, Евпаторию с инструктором — летчиком-наблюдателем. Начала меняться и моя личная жизнь. Пошли разговоры о том, кто куда поедет после окончания школы.
Нас выпустили 2 июля 1929 года. Вышел приказ Реввоенсовета о присвоении нам звания командиров Рабоче-крестьянского красного флота. Устроен был торжественный выпуск. Мы надели настоящую командирскую форму…
В мае 1931 года меня откомандировали инструктором в школу морских летчиков. Прибыл я в Ейск, где был назначен в эскадрилью. В Ейске сначала работал морским летчиком, потом меня перевели на сухопутный аэродром. На морских самолетах я летал более или менее прилично, в Балтике мне приходилось садиться и на волну и на накат. Я был доволен тем, что в Ейске придется полетать на сухопутных машинах.


Вообще-то ученики, начинавшие с нуля, сначала осваивали учебные самолёты с одним инструктором, а потом осваивали боевые самолёты с другим инструктором. И, что интересно, группа после окончания первой учебной программы фотографировалась с одним инструктором, как выпуск. И после окончания второй программы фотографировались, тоже как выпуск, но уже с другим инструктором.

(На всякий случай)... Это я не ради поумничать, а уточнить, что общее фото группы курсантов (учлётов) может быть "промежуточным". И если на нём стоит год, можно обмануться, определяя год выпуска. :x3:

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 08 Январь 2016 13:54
Кара
SAMURAI пишет:Однако, Иван Васильевич ошибается.

Полагаю, что он имел ввиду советское время.

С Ляпидевским вон Вы тоже не угадали.

Поняла, ошиблась, каюсь.
Видимо, он тоже окончил ВМУ им. Фрунзе. Но об этом знаете только Вы.

С Ляпидевским уже разобрались

SAMURAI пишет:Да не принимайте всё близко к сердцу.


SAMURAI пишет:Я только для того написала, чтобы понятно было, я - в теме.

Вы достаточно хорошо известны, чтобы бы в этом сомневаться. Лично мне - по сайтам ЕВВАУЛ и "Кортику". И потому был немало удивлён Вашими сообщениями, из-за которых я и затеял эту пикировку. За резкость и горячность в ней ещё раз приношу Вам свои извинения.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 08 Февраль 2016 23:14
SAMURAI
А, да пустяки это всё.
Это - пузыри на воде по сравнению с тем, что приходится делать и раскапывать на самом деле ежедневно и, не побоюсь этого слова, иногда и нощно.

Так вот, братцы-матросики.

После училища попал Федя Куканов, так или иначе, а в 66-й отдельный морской разведывательные отряд. Сразу или вскоре, уж я не знаю.
А вот так. И служил он тогда вместе с Анисимом Дискиным.
А отрядом командовал будущий генерал Цырулёв, а не кто-нибудь.
Ну, тогда-то, ясное дело, генералом он не был.
А вот. ;)

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 08 Февраль 2016 23:22
ББК-10
И служил он тогда вместе с Анисимом Дискиным.
А отрядом командовал будущий генерал Цырулёв, а не кто-нибудь.

Кто такие? Крутые полярные асы?

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 08 Февраль 2016 23:28
SAMURAI
С Анисимом Дискиным они в 1929 г. как раз летали в Севастополь.
А с ними и Моросанов, о перелёте которых в начале темы имеются несколько фотографий.
Кстати, Моросанов также служил на время перелёта в 66-м отряде.

И получается, что вся эта троица вовсе не из 51-го, а из 66-го отряда ВВС БФ.

Генерал Цырулёв Александр Васильевич на полярного аса никак не тянет, но личность очень известная.
51-м отрядом ему тоже порулить довелось, но раньше.

Во время войны он командовал Молотовским ВМТАУ.

Ну, чудненько просто! :tnxman:

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 08 Май 2016 16:36
Адольф Милованов
Ко Дню Победы вышла книга-путеводитель по Донскому кладбищу Москвы, посвящённая покоившимся там авиаторам. Среди 22-х Братских захоронений есть и одиночные. Среди них Куканов Фёдор Кузьмич. Вечная память...

 Книга030.jpg
 Книга033.jpg
 Книга031.jpg
 Книга046.jpg
 Книга048.jpg

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 21 Октябрь 2016 00:44
Всеволод Куканов
Правда. 13 апреля 1934 г., № 102 (5988). : pravda13-04-1934.jpg
Ф. К. КУКАНОВ.
Окончил подготовительное военно-морское училище, школу морских лётчиков и быстро выдвинулся на пост командира авиозвена. С 1933 г. он на дальнем Севере — командир корабля «ЮГ-1». Зимует на мысе Северном для обслуживания Северного морского пути.

* фото-оригинал размещён в первом посте темы.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 27 Апрель 2017 23:09
Всеволод Куканов
SAMURAI пишет:РГА ВМФ на Миллионной - открытый архив.
Туда можно, кстати, направить запрос, за малую толику они всё найдут отксерокопируют и вышлют в указанный адрес.
Но лучше обращаться родственникам, т.к. личные данные в полном объёме могут "кому попало" не дать.

http://rgavmf.ru/


 rgavmf.jpg

Я обратился в архив ВМФ в январе, спустя три месяца они ответили, мол, всё, что смогли там "откопать", - что в 1929 году Ф. К. Куканов числился в 66-м авиаотряде Балтфлота и жил на Невском. Ищите в других архивах...
:scratch:

... младший лётчик Куканов Фёдор Кузьмич по состоянию на 1929 год значится в списке командного состава 66-го отдельного авиационного отряда Балтийского флота. Проживал по адресу: г. Ленинград, пр-т 25-го Октября, д. 64, кв. 24.
Других сведений, в том числе биографического характера, не выявлено...

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 12 Июнь 2017 15:01
Всеволод Куканов
мемориальная доска : 18838575_1860899057483027_1925475385_o.jpg
мемориальная доска. чёрный гранит. 100х52х3 см.

планируется установка в Анадыре в августе этого года.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 29 Август 2017 11:30
slava_zz
Памятную доску летчику Федору Куканову установили в аэропорту Анадыря
http://www.prochukotku.ru/20170829/4036.html

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 29 Август 2017 19:54
Всеволод Куканов
 21175719_1910106585895607_197829949_n.jpg
 21175267_1910107719228827_1704587620_n.jpg

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 30 Август 2017 12:25
Адольф Милованов
Памятная доска Ф.К. Куканову - дело хорошее. Тем не менее смущает на ней фраза "Командир Чукотской авиагруппы". В его, представленной здесь, лётной книжке это не подтверждено. В приказах того времени я тоже не встречал его назначения на эту должность. Что касается характеристики, написанной бывшим командиром Чукотской авиагруппы Конкиным через 15 лет после описываемых событий и представленной на этом форуме, то здесь есть сомнения в точности фактов.
Пилот Доронин в апреле 1934г пишет письмо Куканову, обращаясь к нему как к Старшему авианачальнику. Согласитесь, что это не одно и тоже.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 10 Сентябрь 2017 03:16
slava_zz
http://apanadyr.ru/nasha-istoriya/item/48-istoriya-razvitiya-aviatsii-na-chukotke

В 1934 году Главное управление Североморпути направило группу лётчиков и техников с самолётами ПО-2 и У-2 на Чукотку. Первыми энтузиастами были лётчики Г.И. Катюхов, В.И. Масленников, Л.К. Прокопов, М.В. Сургучёв, штурманы В.М. Падалко, Л.М. Рубинштейн, бортмеханики А.А. Грищенко, С.В. Панков, Г.Г. Соколов, Д.А. Феденко, инженер Тараненко.
Возглавлял лётную группу опытный лётчик И.Л. Павленко.

далее Каминский-
Чукотская авиагруппа 1935 года состояла из двух отрядов. Второй отряд, из трех экипажей, базировался на северном побережье. Им командовал старый морской летчик, участник спасения челюскинцев Е. М. Конкин. Командир авиагруппы Г. Н. Волобуев одновременно был начальником полярной станции на мысе Шмидта и находился при северном отряде.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 28 Ноябрь 2018 21:20
avianavigator
Впервые в фильме "Крылья Родины" рассказано о роли командира Чукотской авиагруппы Федора Куканова, который по праву должен был стать Героем Советского Союза № 1. Ведь за пять месяцев до спасения челюскинцев, он на единственном самолете JuG-1 (ЮГ-1 - Юнкерс грузовой/Гигант) «СССР-Н4» за 13 рейсов спас 93 человека с вмерзших в лед пароходов Колымской экспедиции (у мыса Шелагского зимовали суда Наркомвода: «Север», «Анадырь» и «Хабаровск», на которых были заключенные - рабочие Дальстроя). Куканов доставил пассажиров на мыс Северный (ныне Отто Шмидта) и в Уэлен.

Тогда, успешная операция эвакуации заключенных Дальстроя по воздуху - стала главным аргументом при выборе из разных вариантов спасения челюскинцев - именно самолетами.

Федор Куканов, а не Анатолий Ляпидевский первым обнаружил пароход «Челюскин» еще 15 сентября 1933 года, когда тот пытался идти через тяжелые льды по Восточно-Сибирскому морю. Но руководитель экспедиции Отто Шмидт слетал на самолете с Кукановым лишь на остров Врангеля и... отпустил машину, уверенный, что пройдет льды и прорвется через Чукотское море в Берингов пролив.

Поспешив, капитан «Челюскина» Владимир Воронин пошел по битому льду, оставив позади, в районе острова Колючин в Чукотском море, два парохода «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», а те, войдя в дрейф, уже 9 ноября, вместе со льдами, проскочили Берингов пролив и вошли в теплую и спокойную бухту Провидения. А «Челюскин» вмерз в ледовом поле...

Поэт Феликс Чуев в стихотворении первому Герою Советского Союза Ляпидевскому от его имени написал: «И, когда за него прозвучали стаканы:/ «Каюсь, хлопцы, не я, - / он вздохнул тяжело, - / самым первым героем был Федя Куканов. / Должен быть. И не стал. Просто не повезло. / Валька Чкалов... Байдук...» - / (Имена-то какие!) / Но о самых о первых - что знаем о них? / И подумалось мне о богатстве России, / у которой на все достает запасных» («Ляпидевский», 1965 г.).

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 29 Ноябрь 2018 10:19
Михаил Каверин
Никак не могу согласиться с Вашими выводами, уважаемый навигатор.
Куканов в том полёте не обнаруживал пароход, а летел к нему целенаправленно. С командиром Чукотской авиагруппы Красинским.
И не шёл "Челюскин" в ту пору через тяжёлые льды, а дрейфовал. И не отпускал Шмидт машину, а с Врангеля полетел на мыс Северный.
После чего Куканов забросил на Врангеля тонну груза и вывез зимовщиков , которые не согласились больше оставаться на острове.
И не пошёл Воронин по битому льду, а по- прежнему дрейфовал.
И нельзя сравнивать положение "Челюскина" с положением " Свердловска" и "Шмидта". Между ними было 40 километров по меридиану.
Как навигатор Вы должны понимать, что это такое в Арктике.