Сущинский Виталий Владимирович (1890-1938)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Сущинский Виталий Владимирович (1890-1938)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Апрель 2015 13:11

 Архаегельск 140.jpg
Портрет из Архангельского музея Авиации Севера.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сущинский Виталий Владимирович (1890-1938)

Сообщение shtany55 » 17 Июнь 2020 17:53

Виталий Сущинский – герой своего времени

Изображение Изображение
Изображение


Именно так говорит о человеке, в честь которого названа одна из молодых нарьянмарских улиц, автор книги «Записано на небесах», журналист и краевед Людмила Корепанова

Со дня издания книги прошло десять лет, а 1 июня исполнилось 130 лет со дня рождения первого пилота окружной авиации.
Узнав о юбилейных датах, я поспешила в библиотеку за книгой Людмилы Юрьевны. Получив на абонементе экземпляр, прочла взахлёб и снова убедилась в том, что люди в нашей стране жили удивительные! Человеку, проложившему и испытавшему все воздушные трассы, соединившие населённые пункты региона, понадобилось на это чуть более четырёх месяцев!
Несколько месяцев, верный напарник Самуил Клибанов да два хрупких (по современным меркам) самолёта СП – и в историю округа была вписана страница первых шагов ненецкой авиации. Страница интересная, трагичная и героическая одновременно. Таких летописей в книге жизни Заполярья немало, и знать их – не только наше право, но и наша святая обязанность.
Протяжённость улицы имени героя моей публикации – всего 688 метров. Это в тысячи раз меньше, чем путь, проложенный Виталием Сущинским в небесной гавани не только Крайнего Севера, но всей современной России.
Сейчас нам сложно представить, но до 1935 года в округе, о котором поётся в песне «только самолётом можно долететь», никаких самолётов не было. Передвигались на оленях, лошадях, собаках. Или не передвигались вовсе, так и жили год за годом в селе или стойбище, пока не окончится жизненный путь. То, что нам сегодня кажется вполне доступным и естественным – заслуга первых лётчиков авиации Ненецкого окружного исполкома. Речи о пассажирских перевозках в те годы пока не шло, перелёты совершались только деловые. Уже сделала первые шаги санитарная авиация. И за это мы тоже должны благодарить лётчиков-первопроходцев – Виталия Сущинского и Самуила Клибанова. Сложнейшие авиалинии Нарьян-Мар – Индига – Варандей, Нарьян-Мар – Пеша – Хоседа-Хард, Архангельск – Нарьян-Мар – Амдерма Виталий Владимирович прокладывал без помощи навигационной техники, опираясь только на чутьё и богатый опыт полётов. Ведь в Ненецкий округ он прибыл уже профессионалом.
Решающую роль в трагедии жизни и смерти Виталия Сущинского сыграли исторические события, надолго определившие вектор развития нашего государства. Об этом в книге «Записано на небесах», основанной на подлинных документах, и пишет Людмила Корепанова. Нужные свидетельства эпохи собирались в течении десяти лет, а первое из них попало в руки к писателю во время работы над «Энциклопедическим словарём НАО».
– Десять лет работы над книгой – это не значит, что все эти годы подряд сидела и её писала, – рассказала Людмила Юрьевна, – Когда занималась созданием энциклопедического словаря, увидела дневник Сущинского, отчёт о той самой аварии, которая привела его к расстрелу и, собственно, гибели авиации окружного исполкома. С того времени я стала собирать всё, что было на эту тему. Не конкретно о судьбе Сущинского, а всё, что было около. Что касалось тридцатых годов. Мне надо было понять эти события на фоне того времени, чтобы получился срез времени, а не просто его трагический полёт на Вайгач. Надо, чтобы люди знали, как начиналась у нас авиация, кто проложил эти воздушные трассы. Больше, кроме этой, тут не было никакой идеи. Мне было интересно, и я писала. Когда пишешь и делаешь что-то неоперативно, материал сам тебя находит. Конечно, интересно было бы расширить эту информацию, съездить в те места, где он учился, работал. Но всё это недоступно сегодня, это ведь большие деньги… Так что некоторые вопросы остались без ответов. В предисловии написано, что есть вещи, которые записаны на небесах. И я верю в то, что записанное на небесах обязательно должно быть прочитано. Вот это главная причина того, для чего появляются такие книги…
В том, что улицу Нарьян-Мара назвали именем Виталия Сущинского, сама Людмила Юрьевна участия не принимала, но известие об этом восприняла, как она сама говорит, позитивно. Инициа­тором присвоения улице имени первого лётчика стало НРРОО «Общество краеведов», а 28 июня 2011 года по этому поводу было принято официальное решение.
Традиция называть улицы современных городов историческими именами – прочная связующая нить между прошлым и будущим. Самое главное, чтобы в повседневной, будничной суете она не прервалась, и мы всегда помнили тех людей, чьи имена часто произносим. Не задумываясь о тех, кому они принадлежат.

Инга Артеева
shtany55
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 09 Июнь 2020 17:42

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения