Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

Сообщение Kirindas » 15 Сентябрь 2011 22:07

Вегенер, Альфред Лотар (Alfred Lothar Wegener)
мне показалось, что данной темы нет на форуме, только обсуждения отдельных моментов
viewtopic.php?f=25&t=661&start=50#p19956
полагаю, что надо добавить как можно больше информации об Alfred Lothar Wegener'e
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 841
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Сентябрь 2011 21:47

Воронов П.С., "К истории развития идей А. Вегенера " в книге: Вегенер А.Л. Происхождение континентов и океанов., Наука. Ленинградское отделение, 1984
стр. 242-244
Фотографии: Archive of Alfred Wegener Institute, © public domain: copyright has expired.

    Альфред Лотар Вегенер родился 1 ноября 1880 г. в Берлине в семье доктора теологии Рихарда Вегенера и его жены Анны Вегенер. После окончания берлинской гимназии А. Вегенер продолжил свое образование в Гейдельбергском, Инсбрукском и Берлинском университетах, где изучал специальные курсы по астрономии, метеорологии и геофизике. В течение года он работал в астрономическом обществе «Урания» в Берлине, а 24 ноября 1904 г. получил в Берлинском университете ученую степень доктора философии.

    С 1 января 1905 г. А. Вегенер — технический ассистент аэрологической обсерватории в Линденберге, где вместе с ним работает его брат Курт Вегенер. Оба они в течение 5—7 апреля 1906 г., ведя метеорологические наблюдения в полете на воздушном шаре, устанавливают новый мировой рекорд продолжительности полета — 52 ч, превысив старые рекорды на 17 ч.

     1312147327_briefmarke2_p.jpg
    В мае 1906 г. А. Вегенера зачисляют метеорологом в датскую научную экспедицию на северо-восточное побережье Гренландии, где он в течение 1906—1908 гг. во время санных маршрутов исследует состояние слоев атмосферы между 74 и 81° с. ш. с помощью привязных шаров и змеев.

    В сентябре 1908 г. А. Вегенер возвращается из экспедиции на родину, в Гамбург. В этом городе он знакомится с известным метеорологом проф. В. Кёппеном, который в дальнейшем становится его близким другом, а с 1909 г. молодой ученый начинает читать лекции по метеорологии и практической астрономии в качестве приват-доцента Марбургского университета. Здесь же в течение четырех последующих лет он обрабатывает материалы своих научных наблюдений в Гренландии, подготавливает монографию «Термодинамика атмосферы», а также публикует более сорока других научных трудов.

    В 1910 г. А. Вегенер впервые задумывается над возможностью горизонтального перемещения материков, осенью 1911 г. находит этому палеонтологические доказательства и 6 января 1912 г. выступает в Геологическом обществе во Франкфурте-на-Майне с докладом «Образование крупных форм рельефа земной коры (континентов и океанов) на основании геофизических данных», а 10 января 1912 г.— в Обществе содействия естественным наукам в Марбурге с докладом «О горизонтальном перемещении континентов». В том же году в немецком научном журнале «Петермановские географические сообщения» публикуются две большие научные статьи А. Вегенера на тему упомянутых докладов («Происхождение континентов»).

     Wegener_Expedition-1930_008.jpg
    Одновременно, еще в апреле 1911 г., вместе со своим коллегой по прежней экспедиции в Гренландию капитаном И. Кохом А. Вегенер составляет план будущего пересечения этого острова в самой широкой его части. В мае 1912 г. А. Вегенер выезжает в Данию для участия в новой датской экспедиции в Гренландию. Здесь он вместе с И. Кохом летом 1913 г. осуществляет более чем тысячекилометровый лыжный переход через ледниковое плато из пункта у 76° с. ш. на восточном побережье Гренландии до пункта на 73° с. ш. на ее западном побережье. 15 октября 1913 г. экспедиция возвращается в Копенгаген, а 16 ноября 1913 г. А. Вегенер женится на дочери проф. В. Кёппена — Эльзе Кёппен. До 3 августа 1914 г. А. Вегенер продолжает работать приват-доцентом Марбургского университета, а затем в качестве офицера запаса призывается в действующую германскую армию.

    В 1915 г. после двух тяжелых ранений А. Вегенер получает длительный отпуск. Это позволяет ему завершить и опубликовать главный научный труд его жизни — «Происхождение материков и океанов». Книга сразу же вызывает большой интерес в Германии и Австрии, но из-за войны остается малоизвестной для ученых других стран.

    В 1916 г. А. Вегенер получает звание титулярного профессора и его вновь призывают в действующую германскую армию в качестве офицера Военно-метеорологической службы. В этой должности он остается до конца войны и возвращается после демобилизации обратно в Марбург лишь 6 декабря 1918 г. Поскольку его место в Марбургском университете к этому времени уже занято, А. Вегенер с 15 апреля 1919 г. становится экстраординарным профессором Гамбургского университета и поселяется вместе со своей семьей в доме проф. Кёппена, с которым он в дальнейшем (до 1923 г.) работает над составлением совместной монографии «Климаты геологического прошлого», основанной на мобилистских реконструкциях древних континентов. Кроме того, в 1919 г., совместно с И. Кохом, А. Вегенер публикует книгу «Через белую пустыню».

    В 1920 г. выходит второе, а в 1922 г. — третье издание его труда «Происхождение материков и океанов», которое приносит на сей раз его автору всемирную известность. В 1921 г. А. Вегенер публикует книгу «Происхождение лунных кратеров», а в 1924 г. — второе издание своей монографии «Термодинамика атмосферы».

    В связи с упоминанием книги Вегенера о Луне следует особо подчеркнуть большое планетологическое значение развитой в ней концепции об ударно-метеоритном происхождении кратерных образований на поверхности естественного спутника Земли. Широкое развитие кратерных структур аналогичного генезиса установлено в настоящее время с помощью космических аппаратов на поверхности всех планет земной группы и большинства спутников планет-гигантов.

    Таким образом, и в данном вопросе А. Вегенер предстает перед намп предвестником необходимости выделения особой метеоритно-кратерной стадии развития твердых оболочек не только землеподобных планет Солнечной системы, но также, вероятно, и всех других ее достаточно значительных по своим размерам твердых космических тел.

    В этот же гамбургский период жизни с 17 марта по 21 июня 1922 г. А. Вегенер посещает Кубу и Мексику, где испытывает специальный метеорологический теодолит, а затем в 1923—1924 гг. выезжает в Австрию для чтения лекций в университете города Грац. С 1 апреля 1924 г. А. Вегенер получает постоянную должность профессора геофизики и метеорологии в этом университете, благодаря чему в Грац переезжает вся его семья, а вместе с ней и проф. В. Кёппен.

     Wegener_Expedition-1930_18.jpg
    В 1928 г. А. Вегенер соглашается на предложение Общества содействия немецкой науке создать и возглавить крупную германскую экспедицию в Гренландию. Весь 1929 г. проходит в подготовительных работах. Так, например, в марте этого года А. Вегенеру приходится побывать в Финляндии на испытании аэросаней для экспедиции, а в апреле отправить в Гренландию первую экспедиционную партию. Основной ее отряд отплывает из Копенгагена под руководством А. Вегенера 1 апреля 1930 г.

    Незадолго до этого, в конце 1929 г., выходит в свет последнее прижизненное (четвертое) издание его книги «Происхождение континентов и океанов».

    31 июля 1930 г. экспедиция создает внутриостровную станцию «Айсмитте» на вершине ледникового щита Гренландии в районе с координатами около 70°30/ с. ш. и 40° з. д., в 400 км от западного побережья острова.

    22 сентября 1930 г. А. Вегенер выступает во главе спасательной партии в сторону станции «Айсмитте», до которой добирается на собаках вместе с Ф. Лёве и В. Расмусом 30 октября 1930 г.

    1 ноября, в день своего пятидесятилетия, из-за недостатка продовольствия на «Айсмитте» А. Вегенер вместе с гренландцем В. Расмусом отправляется в обратный путь к побережью острова, но, вероятно, 15 ноября 1930 г., приблизительно в середине пути, погибает от холода. В. Расмус заботливо хоронит его в снегу, а затем несколькими днями позже сам бесследно пропадает в снежной пустыне ледникового плато. Осенью 1931 г. программа этой германской экспедиции в Гренландию была успешно завершена под руководством Курта Вегенера, и экспедиция возвратилась на родину.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Сентябрь 2011 22:17

Изображение
Милановский Е.Е. Альфред Вегенер (1880-1930)
Ответственный редактор А.Л.Яншин.
(М: Наука, 2000. - Научно-биографическая литература)

:": Эта книга - полная научная биография крупнейшего немецкого естествоиспытателя, основоположника концепции мобилизма в геологии Альфреда Вегенера. Проанализированы основные труды Вегенера в области метеорологии, гляциологии, палеоклиматологии, метеоритики, тектоники, гипотеза о развитии земной коры в результате горизонтальных перемещений материков. Большое внимание уделено научным результатам, полученным Вегенером во время экспедиций в Гренландию, в последней из которых, в 1930 г., он трагически погиб.
Для широкого круга естествоиспытателей - геологов, географов, геофизиков, историков естествознания.


viewtopic.php?f=39&t=1339&p=30011#p30011


Вестник Российской Академии Наук, 2001, том 71, № 9, с. 841-854
Рецензия на книгу:
Е.Е. Милановский. Альфред Вегенер (1880-1930). М.: Наука, 2000. 239 с.
Автор рецензии: В. Е. Хаин, академик

В 2000 г. отмечался юбилей известного немецкого ученого-геофизика Альфреда Вегенера -120 лет со дня рождения и 70 лет со времени гибели во льдах Гренландии, куда он отправился во главе организованной им экспедиции. Альфред Вегенер - одна из наиболее значительных фигур в истории естествознания XX в. и самое яркое имя среди специалистов в области наук о Земле. Его судьба драматична вдвойне: он погиб в расцвете творческих сил в возрасте 50 лет, а выдвинутая им почти за 20 лет до этого смелая гипотеза перемещения материков не нашла признания не только при его жизни, но и спустя еще 30 лет. Только через полвека после ее появления, в результате накопления критической массы новой разнородной информации она стала детонатором революции в науках о твердой Земле, и благодаря ей эти науки вышли на современный уровень развития.

Личная судьба А. Вегенера и судьба его гипотезы стали предметом монографии академика Е.Е. Милановского, одного из лидеров отечественной геотектоники, ученого, пользующегося большим и заслуженным авторитетом у международной геологической общественности. Ему принадлежит ряд работ, имеющих непосредственное отношение к идеям Вегенера. Кроме того, Е.Е. Милановский в совершенстве владеет немецким языком, что дало ему возможность ознакомиться в оригинале со всеми трудами о знаменитом геофизике, изданными в Германии. Ему посчастливилось также побывать в местах, связанных с жизнью и деятельностью своего героя, разве только за исключением ледяной Гренландии. При этом особое внимание автора книги привлек старинный университетский город Марбург на западе Германии, где произошло становление А. Вегенера как самостоятельного ученого и где созрела его гипотеза. Здесь же проходили учебу два наших знаменитых соотечественника -М.В. Ломоносов и Б.Л. Пастернак.

Автору монографии удалось создать цельное представление о Вегенере - человеке и ученом, к тому же в широком историко-географическом контексте. Мировую славу этому ученому принесла его геолого-геофизическая гипотеза, однако будучи по специальности метеорологом, он внес большой вклад и в эту науку, а также в климатологию и гляциологию, был активным участником двух гренландских экспедиций и руководителем третьей, закончившейся для него трагически, - им в рецензируемой книге посвящены специальные главы. Достаточное освещение получили и достижения Вегенера в области наук о внешних оболочках Земли, благодаря чему рецензируемая книга представляет интерес не только для геологов, но и для более широкого круга специалистов в области наук о Земле.

Следует отметить еще один аспект монографии: в ней особое внимание уделено "русским связям" Вегенера, вернее, его супруги Эльзы и его тестя и наставника - крупного ученого-климатолога П. Кеппена, среди русских родственников которого были известные в нашей стране геологи - Р.Ф. Геккер и Б.М. Келлер.

В заключительной главе книги автор подробно рассматривает предысторию представлений о дрейфе материков, дискуссию по поводу гипотезы Вегенера, возникшую после ее публикации в 1912-1915 гг., факторы, способствовавшие возрождению идей мобилизма в 60-е годы XX в. и, наконец, развитие этих идей в последующие десятилетия. Все это читается с большим интересом, но по поводу освещения развития мобилизма в последние 40 лет я вынужден выразить некоторое несогласие с автором рецензируемой книги. Е.Е. Милановский констатирует, в общем вполне справедливо, что в неомобилизме с самого начала обособились два альтернативных направления: одно из них представлено концепцией тектоники литосферных плит и другое - концепцией расширяющейся Земли. Но далее в истории неомоби-лизма он выделяет два этапа: первый - до 1975 г. (непонятно, почему выбран этот рубеж) - характеризуется распространением и преобладанием идей тектоники плит, а второй - ее кризисом и нарастающим успехом концепции расширяющейся Земли. На мой взгляд, Е.Е. Милановский, как убежденный сторонник и пропагандист этой последней концепции, принимает здесь желаемое за действительное. Чтобы убедиться в его неправоте, достаточно пролистать тезисы докладов последних всероссийских тектонических совещаний, съездов американских и европейских геологов и геофизиков, - абсолютное большинство докладов основывается на принципах тектоники плит, которые, несмотря на определенные усложнения и некоторую модификацию, вполне сохранили свое значение в качестве надежного инструмента палеотектонических и палеогеодина-мических построений. Современная кинематика плит убедительно подтверждена данными космической геодезии, реальность субдукции - сейсмической томографией, реконструкции Пангеи, основанные на тектонике плит, - данными палеомагнетизма. Между тем концепция расширяющейся Земли не подкреплена ни астрономическими, ни физическими аргументами, которые ее, скорее, опровергают, чем подтверждают, и непонятно, что происходило с нашей планетой до мезозоя. Наконец, несколько странной выглядит попытка представить Вегенера сторонником идеи расширяющейся Земли.

Разумеется, меня тоже можно упрекнуть в субъективизме, поскольку я являюсь сторонником иного направления в неомобилизме. Однако высказанные мной замечания вряд ли могут снизить общее впечатление от монографии, более того, они подчеркивают ее оригинальность.

Должен сделать еще несколько второстепенных замечаний. Среди предшественников Вегенера автор книги забыл упомянуть британского ученого О. Фишера, который в конце XIX в., еще до А. Холмса, предвосхитил концепцию тектоники плит. А среди соратников Вегенера 20-30-х годов следовало уделить больше внимания Р. Штаубу и особенно Э. Аргану, который в замечательном труде "Тектоника Азии" впервые показал, что этот крупнейший материк Земли представляет коллаж континентальных блоков.

Несмотря на то, что мне в общих чертах был достаточно хорошо известен жизненный путь А. Вегенера и судьба его гипотезы (тем более что мне довелось участвовать в 1980 г. в юбилейных мероприятиях в Берлине), я узнал много нового и интересного из книги Е.Е. Милановского. Думается, что такие же впечатления ожидают и менее искушенного читателя.

Остается добавить, что книга хорошо издана, достаточно полно иллюстрирована, в том числе зарисовками автора, снабжена тремя указателями - трудов А. Вегенера, публикаций о нем, цитированной литературы. Полагаю, что по своей полноте и глубине монография Е.Е. Милановского превосходит все опубликованное ранее о Вегенере и поэтому будет встречена с интересом и в родной стране этого великого ученого.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

Сообщение fisch1 » 04 Февраль 2015 20:54

Deutsche Grönlandexpedition Alfred Wegener 1931

http://www.youtube.com/watch?v=49ZCf5dl7u8

Commentary by Dorit Müller

The German Reichsanstalt für Film und Bild in Wissenschaft und Unterricht [Reich Institute for Film and Pictures in Science and Education] released this version of original footage from Alfred Wegener’s Greenland expedition (1930–1931) in 1936. The educational film follows the chronological course of the expedition, the first one to explore the Greenland ice sheet, to study arctic weather and air conditions, and to gain information about numerous geological structures as evidence of Wegener’s continental drift theory.

The film footage shows the polar explorers’ passage to Greenland, their arrival at the starting point for the ascent of the glacier leading to the inland ice 1,000 m above sea level (Part 1). This is followed by images showing the dangerous ascent of the explorers, carrying tons of equipment, and pictures of initial test rides on motor sleds and with dog sleds on the ice sheet (Part 2). Finally, the film documents the construction of Eismitte, a mid-ice research station, and various measurements carried out in the Arctic: weather observation, ice examination, measuring ice thickness, collecting snow samples from great depth, explosions, and the launching of a weather balloon (Part 3).

Particularly valuable and moving are the final shots of expedition leader Wegener, who died in 1930 on the sled ride from Eismitte to the coast together with his companion, Rasmus Villumsen. The film depicts the search for Wegener as well as the discovery and burial of his corpse in the ice, after his body had finally been found six months later in spring of 1931. At the end of the film, Wegener’s tragic death is glorified and fully aligned with the heroic rhetoric of the late 1930s, quoting one of the most famous lines in the Norse Poetic Edda: “Possession dies, kindred die, you yourself die like them; one thing I know, which will live forever: the dead man’s glorious deeds.”
The filmmakers used a 35mm spring-driven Kinamo movie camera, invented in 1923 by Emanuel Goldberg. Compared to the hand-cranked cinematograph cameras of the time, the compact Kinamo, weighing only one and a half kilograms, allowed flexible, hand-held filming; making it possible to film under extreme weather conditions. Several film versions were made from the footage, both silent and with sound, for broad audiences and for educational purposes.
http://www.environmentandsociety.org/ex ... expedition
fisch1
 
Сообщения: 1667
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 15:50

Карело-Мурманский край, №5-6 1931 г.:
 1931-05-10.jpg
 1931-05-11.jpg
 1931-05-12.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4445
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 15:58

Карело-Мурманский край, №11-12 1931 г.:

 1931-11-01.jpg
 1931-11-02.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4445
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

Сообщение ББК-10 » 03 Декабрь 2015 21:47

Всемирнвй следопыт, 1931, №4, с. 14-16

 ВС-1931-04 Вегенер - 0001.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ В ГРЕНЛАНДИЮ
Очерк ИУНБ

Современная экспедиция

Сегодняшние полярные экспедиции мало похожи на те, о которых мы читаем в старых книгах путешествий.
Десятки вагонов провианта, инструментов, оборудования лабораторий, аэропланы, радио — вот груз экспедиций второй четверти ХХ века.
Одна из таких экспедиций, состоящая исключительно из ученых, организована немецким профессором Вегенером для исследования и изучения Гренландии.
Подготовка длилась долго. На берег Гренландии были доставлены строительные материалы, 25 лошадей, аэросани, продукты. Семнадцать ученых различных специальностей сопровождали Вегенера. Кроме того им были привлечены местные
эскимосы. Только когда все приготовления были закончены и выработан твердый план, Вегенер решил двинуться в глубь острова.

Что такое Гренландия

Гренландия — величайший остров, почти сплошь покрытый льдами, достигающими толщины в два километра. И только на юге острова, на свободном от льда берегу, живет около 15000 охотников, главным образом эскимосов.
Гренландию неоднократно пересекали мировые исследователи — Нансен (1888 г.), Пири (1892 г.), Оуверен (1912 г.). Сам Вегенер пересек ее трижды. Все же эта страна остается загадкой, требующей разрешения.

Что может дать экспедиция?

Сохранились сведения, что больше 900 лет назад в Гренландии были европейские поселения. Потом связь с ними порвалась, о них забыли, и в XVI веке Гренландия была открыта снова. Но никаких следов европейцев не оказалось. Остров был покрыт льдами, а по берегам кое-где были разбросаны жалкие хижины эскимосов.
Но и сегодня некоторые ученые считают, что в глубине острова должны быть защищенные горами зеленые долины. Поводом для таких предположений послужили теплые ветры, иногда неожиданно дующие из Гренландии даже зимой.
Экспедиция должна также выяснить происхождение новых ледников, загадочно возникающих на острове.
Кроме того проф. Вегенер думает снять карту острова, точно определив толщину покрывающего его льда.
Решение климатических, метеорологических и геологических задач и наконец подтверждение теории Вегенера о происхождении континентов — вот дальнейшие задания экспедиции.
По Вегенеру, все части света были раньше одним куском земли, который потом раскололся и части стали удаляться друг от друга. Если мысленно придвинуть например Америку к Африке, то линии берегов почти совпадают, как черепки разбитой посуды.
По некоторым наблюдениям Гренландия за столетие несколько сдвинулась к Западу. Если это так, то этот факт должен служить доводом в подтверждение теории главы экспедиции.

Первые шаги Вегенера

До сих пор все экспедиции в Гренландию совершались летом. Наблюдения, собранные летом, нельзя было считать полноценными. Экспедиция проф. Вегенера — первая зимняя.
На вечных льдах Гренландии Вегенер решил построить несколько баз, связав их между собой радио, так чтобы под наблюдением находился весь остров от берега до берега.
В конце июня фантастическое для полярных экспедиций количество груза в 100.000 кило начали перебрасывать через Камаруджукекий глетчер, высотой в 1000 метров к границе внутренних льдов. Половину груза надо было доставить за 400 километров от берега на высоту 3000 метров в лагерь Грюнау. Постройка
[14]
 ВС-1931-04 Вегенер - 0002.jpg
третьего лагеря — Шейдек — была намечена на высоте в 900 метров.
Все это было сделано до начала зимы.

Организация станций

«Все это было сделано» — звучит просто. Трудно рассказать о всех затруднениях. Начать с того, что еще «до начала зимы» температура упала до 30—35° ниже нуля.
Путь на Камаруджук был поделен на три части. Для первых двух этапов использовали вьючных лошадей. В горах поверх льда был глубокий снег. Здесь пришлось пустить в ход сани с собачьей упряжкой. Дальше, из-за трещин в глетчере, для продвижения в глубь острова пришлось построить 15 деревянных мостов шириной до трех метров и местами рубить дорогу, поднимающуюся спирально вдоль склонов.
Дело было не в том, чтобы каким-нибудь образом прорваться одному транспорту: надо было именно прорубить дорогу, чтобы по ней наладить переброску строительных материалов, провианта, инструментов.
У лошадей кончался фураж. Чтобы получить его в спешном порядке из Европы, надо было время. И вот пришлось уговаривать гренландцев рвать чуть ли не по травинке отдельно растущие близ жилищ растения и сушить их.
Когда был пройден первый этап, 15 июля, отправилась для постройки станции в центр острова первая дюжина собачьих упряжек. Группа Георги достигла места будущего второго лагеря 31 июля. Здесь остался один руководитель, а упряжки вернулись назад за новой поклажей. Еще до возвращения первой группы, 6 августа, пошли новые восемь упряжек.
Так был основан второй лагерь в 400 километрах от берега.
Работали и лошади. Но они были предназначены служить «продовольственной базой». Холода должны были предохранить туши убитых лошадей от разложения, а для дальнейших передвижений предназначались аэросани. Аэросани при первых пробах на глетчере дали скорость до 100 километров в час. Грузоподъемность их — 1000 кило.
Последние известия сообщали о постройке четырех станций-лагерей. Две из них были связаны радио.
2 октября с Камаруджука в Германии было получено радио:
«Направлявшийся к центральной станции, во льды, четвертый транспорт собачьих упряжек, который мы организовали для окончательного снабжения станции на зиму, был внезапно застигнут непогодой, сопровождавшейся сильными холодами. Выпал снег толщиной в 21 сантиметр. Девять гренландцев из числа наших помощников отказались итти дальше и вернулись назад. Продолжаю путь с пятью эскимосами. Доктор Леве».

Добровольный отшельник

Беспредельная снежная ширь. Молочно-белый блестящий снег, слепит глаза. Несмотря на яркое солнце, страшный холод леденит конечности. Резкий ветер хлещет в лицо, затрудняет движение. Но упорны собаки, и еще упорнее люди, которые гонят нарты вперед.
Ветер бешеным порывом подхватывает тучи снега, со свистом и ревом кружит его, громоздит в причудливые формы, чтобы через минуту разрушить затейливую постройку и придать ей другую форму. Долина волнуется, как грозное море, снежные дюны гигантскими волнами налетают друг на друга, разбиваются на тысячи кристальных брызг. Там, где только что было ровное место, вырастают холмы, где были холмы — образуются долины.
Но люди упорны. Медленно, но верно они двигаются все вперед и вперед. На шестой день пути среди снежного моря показалась одинокая хижина. Это — вспомогательный метеорологический пункт.
Привал. Собаки, поев, свернулись калачиком, уткнули нос в теплую шерсть и заснули, прикрытые сверху снежным одеялом.
Люди расположились в хижине вокруг походного примуса, на котором аппетитно дымился чай. Их было шестеро: 5 эскимосов и немец — доктор Леве.
Впервые в истории Гренландии эскимосы — основные его обитатели — решились последовать за белыми внутрь страны. Молодые, закаленные туземцы с гордостью двигались вперед, хотя и не без внутреннего страха. Несмотря на уверения белых, что там, на «больших льдах» не страшно, все же нет-нет да екнет сердце: а вдруг из снега выскочит дьявол или еще какое чудище, которые, по уверению стариков, населяют льды Гренландии.
Но чем дальше шли, тем меньше оставалось места для суеверных страхов. И даже жуткие стражи — развевающиеся по ветру черные флаги, воткнутые в снежные сугробы, — не страх вызывали в их душе, а радостное сознание, что они идут правильной дорогой. Да и трудно сбиться с пути, когда через каждые 5 километров маячит черный флаг.
Дни сменялись днями, а люди упорно, настойчиво продвигались вперед, взбираясь все выше и выше. Снег стал более рыхлым. Ветер стих. Солнце ярко светило на иссиня-черном небе. Дыхание становилось затруднительным.
На двенадцатые сутки на горизонте показался сугроб, значительно больший обычного. Лихо подхватили собаки и остановились перед большой палаткой.
[15]
 ВС-1931-04 Вегенер - 0003.jpg
Приветливо махнул рукой стоявший у входа здоровый, загорелый человек — доктор Вегенер.
Три недели тому назад Леве расстался с ним и вернулся на берег, чтобы доставить Вегенеру необходимое продовольствие и инструменты. Отдохнув день, доктор Леве с эскимосами уехал обратно с тем, чтобы вернуться за ученым весной.
В самом центре острова, на льдах, профессор Вегенер поставил походную хижину и расположился на зиму. Добровольный отшельник остался один на всю долгую зиму среди льдов и снегов Гренландии. Он окружил себя огромными ящиками с инструментами и приготовился к серьезной и длительной научной работе — к метеорологическим наблюдениям и исследованиям.
Вегенер — первый человек, решившийся перезимовать на ледяном поле острова. От успеха его исследований зависит разрешение вопроса огромной важности: основание на острове авиобазы для регулярных рейсов воздушной линии, которая свяжет север Европы с севером Америки.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4802
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2016 15:34

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.52-54.
ГЕРМАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В ГРЕНЛАНДИЮ ПРОФ. А. ВЕГЕНЕРА В 1929, 1930 И 1931 ГОДАХ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4802
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Вегенер Альфред Лотар (1880-1930)

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2016 20:42

Бюллетень Арктического института СССР. № 7. -Л., 1931, с. 129-132.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.129-132 Некролог - 0001.jpg
ПАМЯТИ АЛЬФРЕДА ВЕГЕНЕРА

Инициатор и начальник германской экспедиции на ледниковый покров Гренландии проф. Альфред Вегенер пал жертвою в борьбе с суровой полярной природой, к раскрытию тайн которой он стремился. Он погиб среди ледяного простора Гренландии при еще не выясненных обстоятельствах. Согласно радиограмме от 1 ноября 1930 г., Вегенер в этот день покинул свой лагерь „Эйсмитте" и с одним спутником, эскимосом Расмусом отправился на запад к своей базе в Уманак-фиорде, отстоящей от Эйсмитте на 400 км.
С тех пор до средины мая сего года о Вегенере ничего не было известно.
Ныне на пути между Эйсмитте и Уманак найдено тело его, по эскимосскому обычаю бережно зашитое в шкуры. Об его спутнике пока ничего неизвестно. Не найдены также и записные книжки покойного.
Обстоятельства, заставившие А. Вегенера покинуть свой лагерь в столь, неурочное время, следующие. Как известно, гренландская экспедиция Вегенера базирует свою деятельность на три станции, из которых, первая находится на западном берегу Гренландии (Уманакфиорд), вторая — в центре ледникового покрова (Эйсмитте) и третья — на восточном берегу Гренландии, в Скоресбифиорде.
Чтобы снабдить станцию Эйсмитте, где находились д-р Георги (Geprgi) и д-р Зорге (Sorge), всем необходимым, Вегенеру, как лучшему знатоку условий опасного передвижения на поверхности глетчера, пришлось лично руководить доставкою туда снаряжения, провианта и динамита, в общей сложности свыше 2000 кг. Из базы в Уманакфиорде с Вегенером отправились в сентябре прошлого года д-р Леве (Lowe) и четырнадцать эскимосов. Встретившиеся на пути трудности заставили тринадцать эскимосов отказаться продолжать путь, и они вернулись обратно. Вегенер же и Леве продолжали путь с оставшимся им верным эскимосом Расмусом. Оставшись втроем, они, конечно, уже не могли взять с собой необходимый для зимовки

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.129-132 Некролог - 0002.jpg
— 130 —
пяти человек провиант. Поэтому Вегенер, достигнув Эйсмитте, решил немедленно отправиться с Расмусом в обратный путь. Об этом поступке Вегенера известный датский исследователь Гренландии Кнуд Расмуссен (К. Rasmussen) заявил, что Вегенер пожертвовал собою, чтобы обеспечить своей экспедиции успешную работу на ледниковом покрове. Он покинул своих товарищей, чтобы не лишать их необходимого провианта, пустился в опасный путь и погиб... И, действительно, трое его товарищей (Георги, Зорге и Леве) благополучно провели зиму в центре Гренландии на высоте 3000 м, выполнив намеченную программу исследований.
На-днях из Берлина выехал в Гренландию брат покойного, проф. Курт Вегенер (К. Wegener), чтобы принять начальство над экспедицией.
Альфред Вегенер (AIfred Lothar Wegener) родился 1 ноября 1880 г. в Берлине. По окончании университетского курса он занял должность ассистента Аэрологической обсерватории в Линденберге, - где он очень скоро обратил на себя внимание своей наблюдательностью и оригинальностью подхода к изучению явлений природы. Постоянно стремясь расширить свой умственный горизонт новыми познаниями из области геофизики, А. Вегенер скоро покинул Линденберг и отправился в восточную Гренландию с датской экспедицией Милиуса-Эриксена (Milius-Ericksen) в которой он и пробыл с 1906 по 1908 г. Во время этой экспедиции А. Вегенер наметил к разрешению целый ряд новых метеорологических и глациологических проблем, а также приобрел богатый практический опыт жизни и работы в полярных условиях.
По возвращении из экспедиции А. Вегенер некоторое время читает лекции в Марбурге, но уже в 1912 г. он снова едет в восточную Гренландию как участник датской экспедиции И. П. Koxa (J. P. Koch), с которой он зимует в прибрежной полосе под 76° с. ш. Весною 1913 г. он совершает на лыжах самое большое по протяжению пересечение ледяной пустыни Гренландии с востока на запад. В 1919 г. А. Вегенер занимает должность начальника отдела теоретической метеорологии при Германской обсерватории в Гамбурге (Deutsche Seewarte); в 1924 г. он занимает кафедру метеорологии и геофизики при университете в Граце, в Австрии.
Но не учебная деятельность, а разрешение тех проблем, которые нам ставят полярные страны, особенно привлекало к себе внимание А. Вегенера. Поэтому в 1929 г. он покидает тихий Грац и отправляется в третье и последнее странствование по Гренландии.
Обладая талантом и проникновенностью ставить и разрешать глубокие научные вопросы и будучи одарен богатой фантазией, подкре-

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.129-132 Некролог - 0003.jpg
— 131 —
пленной основательными знаниями и практическим опытом, Вегенер вносил в науку новые взгляды и методы. В первую очередь его занимали вопросы, которые касаются строения земной коры до глубины в 100 км, строения и состава дна океанов, земной тяжести, ледниковых периодов, а также климатических изменений на земном шаре и географического распространения животных и растительных организмов. Среди его многочисленных оригинальных работ особенно выделяется его теория перемещения континентов, изложенная в сочинении

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.129-132 Некролог - 0004.jpg
— 132 —
„Происхождение континентов и океанов", {1} выдержавшем уже четыре издания и доставившем ему мировую славу. Особенно интересным доказательством правильности высказанных Вегенером в этом труде положений являются астрономические наблюдения датских ученых, произведенные в 1922 г. в западной Гренландии и затем повторенные в 1927 г. в том же самом месте. Долгота места определялась при помощи приема радиосигналов времени с большой точностью, при чем оказалось, что наблюдаемая точка за пять лет передвинулась к западу на 180 м, т. е. что она передвигалась со средней скоростью в 36 м в год.
В лице погибшего исследователя наука потеряла одного из выдающихся географов, давшего географии новое геофизическое направление. От своей последней экспедиции А. Вегенер ждал очень многого: она должна была некоторым образом подвести общий итог всей его научной деятельности.
Высокие качества ученого и неутомимого путешественника были гармонично соединены в покойном с прекрасным характером и душевным благородством, что особенно сказывалось в его миролюбивом и полном уважения отношении к немалочисленным противникам его теории. Чувство личной обиды было ему всегда чуждо. Для Вегенера выше всего стояли интересы науки, ради которой он жил и которой принес себя в жертву.
Л. БРЕЙТФУС

{1} A. Wegener. Entstehung der Kontinente und Ozeane. 4 Aufl. Braunschweig, 1929.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4802
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения