Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Добрый день! В связи с предстоящим 100-летием со дня рождения моего отца Куксина Олега Архиповича, Героя Социалистического Труда, бортрадиста Полярной авиации, хотелось бы передать Вам небольшой материал о его жизни и трудовой деятельности. Возможно, Вас это заинтересует. С уважением Ольга Олеговна Куксина.
Мой отец так и не написал о своей необычной, интересной судьбе, хотя в конце своей жизни начал делать кое-какие наброски. Он был очень скромным, порядочным человеком, и из-за своей скромности никогда не писал о себе. Мне захотелось рассказать о жизни отца, посвятившего всю свою сознательную жизнь Северу, используя его документы, сохранившиеся записи, а также отзывы его сослуживцев.
Олег Архипович Куксин родился 26 апреля 1912 г. в Маньчжурии в г. Нингута, где его отец работал машинистом. Спустя год семья переехала в г. Иман (ныне г. Дальнереченск) Хабаровского округа. Всё детство и юность моего отца прошли в богатом природой Приморском крае. Зимой бегал на лыжах, летом - рыбалка и охота, а главным увлечением было радио. В школе он организовал радиокружок и руководил им.
Учась в старших классах, работал чернорабочим на лесопильном заводе, монтером на телефонной линии на почте, дежурным на радиотрансляционном узле при почте. В семье, кроме него, было еще четверо детей, поэтому, будучи старшим сыном, он должен был помогать родителям.
В 1930 г. отец закончил Иманскую 9-летнюю школу и поступил в г. Владивостоке в Морской техникум на радиоотделение. В том же году скоропостижно скончался его отец. Олег Архипович работал истопником, дворником у частного домовладельца, жил там в каморке, продолжал учебу и помогал овдовевшей матери и младшим сестрам и брату.
По окончании техникума и сдачи государственного экзамена на звание судового радиста в 1932 г. поступил на работу в Морфлот и был назначен на ледорез «Ф.Литке» старшим радистом.
В 1933 г. после очень трудной прошедшей экспедиции «Ф. Литке» был послан на помощь «Челюскину».
В 1934 г. ледорез «Ф. Литке» совершил безаварийный проход Северным морским путем за одну навигацию из Владивостока в Мурманск (Северо-Восточная экспедиция).
Совсем юным, в 22 года отец за добросовестную работу получил свою первую Правительственную награду - орден Трудового Красного Знамени.
С 1935 г. он работал в Балтийском Государственном морском пароходстве на пароходах «Ветлуга», «Березина» и «Ванцетти».
С 1937 г. начался новый этап его жизни - работа в системе Управления полярной авиации Главсевморпути.
Со 2 августа по 15 октября 1937 г. он участвовал в воздушной экспедиции, возглавляемой Героем Советского Союза М. И. Шевелевым, по розыску самолета Героя Советского Союза С. А. Леваневского в качестве бортрадиста самолета Н-172, командиром которого был Герой Советского Союза А. Д. Алексеев.
С о. Рудольф позывной отца «UXICP” часто можно было слышать на любительских диапазонах.
С 1939 г. он работал в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации.
С марта 1939 по март 1940 г. он находился на о. Рудольф в составе экипажа летчика Г.К. Орлова в качестве бортрадиста самолета Н-171 в целях обеспечения безопасности дрейфа ледокольного парохода «Седов».
В дальнейшем участвовал во всех высокоширотных экспедициях «Север», в перелетах и спецзаданиях, ледовых разведках в Арктике и в Антарктиде ( 2-ая Антарктическая экспедиция ) в качестве бортрадиста полярной авиации.
В 1941 г. в составе экипажа В. Н. Задкова совершил первый полет в США, в Сиэтл, через Аляску.
Во время Великой Отечественной войны участвовал в выполнении специальных заданий по доставке боеприпасов, ледовых разведках, проводке транспортных и военных кораблей по Северному морскому пути, переброске боеприпасов в район Ленинграда.
За летную работу по освоению и изучению Арктики, за проявленное мужество и трудовую доблесть во время выполнения специального задания Правительства в район Северного полюса в экипаже В. Н. Задкова в 1949 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
В общей сложности в Арктике и Антарктике отец налетал более 3 млн. км. , более 12 тысяч часов.
В конце 1960 г. по состоянию здоровья Центральной Врачебно-летной экспертной комиссией Олег Архипович был снят с летной работы и переведен в 254 авиаотряд УПА ГВФ инженером по спецоборудованию, а затем - в 24 Учебно-тренировочный отряд УПА ГВФ.
Выдающиеся ученые и полярники Герои Советского Союза Е. И. Толстиков и И. А. Трешников, П. А. Гордиенко, Герой Советского Союза М. Е. Острекин отмечали самоотверженность, большое мастерство и выносливость, которые были характерны для работы Олега Архиповича. Аналогичный отзыв дал доктор географических наук Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель.
Последние 10 лет своей жизни Олег Архипович передавал свой опыт и знания на Курсах полярных работников Главного управления Гидрометеослужбы молодому поколению, приезжающему с Севера для обучения радиоделу и метеорологии.
Олег Архипович Куксин был удостоен следующих наград: «Золотая Звезда»(№ 4922), орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени (№528), орден Красной Звезды, два ордена «Знак Почета» , две медали «За Трудовую доблесть», медали «За Победу над Германией», « За оборону Советского Заполярья» и др.
Жил Олег Архипович в г. Москве. Скончался 8 июля 1984 г. Похоронен на Кунцевском кладбище.
К 100-летию со дня рождения Куксина Олега Архиповича Героя Социалистического Труда, бортрадиста Полярной Авиации.
Мой отец так и не написал о своей необычной, интересной судьбе, хотя в конце своей жизни начал делать кое-какие наброски. Он был очень скромным, порядочным человеком, и из-за своей скромности никогда не писал о себе. Мне захотелось рассказать о жизни отца, посвятившего всю свою сознательную жизнь Северу, используя его документы, сохранившиеся записи, а также отзывы его сослуживцев.
Олег Архипович Куксин родился 26 апреля 1912 г. в Маньчжурии в г. Нингута, где его отец работал машинистом. Спустя год семья переехала в г. Иман (ныне г. Дальнереченск) Хабаровского округа. Всё детство и юность моего отца прошли в богатом природой Приморском крае. Зимой бегал на лыжах, летом - рыбалка и охота, а главным увлечением было радио. В школе он организовал радиокружок и руководил им.
Учась в старших классах, работал чернорабочим на лесопильном заводе, монтером на телефонной линии на почте, дежурным на радиотрансляционном узле при почте. В семье, кроме него, было еще четверо детей, поэтому, будучи старшим сыном, он должен был помогать родителям.
В 1930 г. отец закончил Иманскую 9-летнюю школу и поступил в г. Владивостоке в Морской техникум на радиоотделение. В том же году скоропостижно скончался его отец. Олег Архипович работал истопником, дворником у частного домовладельца, жил там в каморке, продолжал учебу и помогал овдовевшей матери и младшим сестрам и брату.
По окончании техникума и сдачи государственного экзамена на звание судового радиста в 1932 г. поступил на работу в Морфлот и был назначен на ледорез «Ф.Литке» старшим радистом.
В 1933 г. после очень трудной прошедшей экспедиции «Ф. Литке» был послан на помощь «Челюскину».
В 1934 г. ледорез «Ф. Литке» совершил безаварийный проход Северным морским путем за одну навигацию из Владивостока в Мурманск (Северо-Восточная экспедиция).
Совсем юным, в 22 года отец за добросовестную работу получил свою первую Правительственную награду - орден Трудового Красного Знамени.
С 1935 г. он работал в Балтийском Государственном морском пароходстве на пароходах «Ветлуга», «Березина» и «Ванцетти».
С 1937 г. начался новый этап его жизни - работа в системе Управления полярной авиации Главсевморпути.
Со 2 августа по 15 октября 1937 г. он участвовал в воздушной экспедиции, возглавляемой Героем Советского Союза М. И. Шевелевым, по розыску самолета Героя Советского Союза С. А. Леваневского в качестве бортрадиста самолета Н-172, командиром которого был Герой Советского Союза А. Д. Алексеев.
С 15 октября 1937 по 10 сентября 1938 г. отец зимовал в качестве старшего радиотехника на Полярной станции о. Рудольф, поддерживая бесперебойную связь с первой советской дрейфующей станцией «Северный полюс». Радиостанция о.Рудольф была основным пунктом для связи дрейфующей станции с Большой Землей и работала безотказно. В течение многих месяцев Олег Архипович поддерживал радиосвязь с Э.Т. Кренкелем.
С о. Рудольф позывной отца «UXICP” часто можно было слышать на любительских диапазонах.
С 1939 г. он работал в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации.
С марта 1939 по март 1940 г. он находился на о. Рудольф в составе экипажа летчика Г.К. Орлова в качестве бортрадиста самолета Н-171 в целях обеспечения безопасности дрейфа ледокольного парохода «Седов».
В дальнейшем участвовал во всех высокоширотных экспедициях «Север», в перелетах и спецзаданиях, ледовых разведках в Арктике и в Антарктиде ( 2-ая Антарктическая экспедиция ) в качестве бортрадиста полярной авиации.
В 1941 г. в составе экипажа В. Н. Задкова совершил первый полет в США, в Сиэтл, через Аляску.
Во время Великой Отечественной войны участвовал в выполнении специальных заданий по доставке боеприпасов, ледовых разведках, проводке транспортных и военных кораблей по Северному морскому пути, переброске боеприпасов в район Ленинграда.
За летную работу по освоению и изучению Арктики, за проявленное мужество и трудовую доблесть во время выполнения специального задания Правительства в район Северного полюса в экипаже В. Н. Задкова в 1949 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
В общей сложности в Арктике и Антарктике отец налетал более 3 млн. км. , более 12 тысяч часов.
В конце 1960 г. по состоянию здоровья Центральной Врачебно-летной экспертной комиссией Олег Архипович был снят с летной работы и переведен в 254 авиаотряд УПА ГВФ инженером по спецоборудованию, а затем - в 24 Учебно-тренировочный отряд УПА ГВФ.
Придя в Полярную Авиацию в 1937 г., Олег Архипович показал себя высококвалифицированным и грамотным специалистом. Являлся бортрадистом 1класса. За время работы внес много нового в методы авиационной ледовой разведки и радиосвязь. « В любых условиях полета на него можно было положиться, как на самого себя», - так о нем отзывались известные полярные летчики Герои Советского Союза И. П. Мазурук, И. И. Черевичный, В. Н. Задков, М. А. Титлов, М. П. Ступишин, В. И. Масленников и др.
Выдающиеся ученые и полярники Герои Советского Союза Е. И. Толстиков и И. А. Трешников, П. А. Гордиенко, Герой Советского Союза М. Е. Острекин отмечали самоотверженность, большое мастерство и выносливость, которые были характерны для работы Олега Архиповича. Аналогичный отзыв дал доктор географических наук Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель.
Последние 10 лет своей жизни Олег Архипович передавал свой опыт и знания на Курсах полярных работников Главного управления Гидрометеослужбы молодому поколению, приезжающему с Севера для обучения радиоделу и метеорологии.
Олег Архипович Куксин был удостоен следующих наград: «Золотая Звезда»(№ 4922), орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени (№528), орден Красной Звезды, два ордена «Знак Почета» , две медали «За Трудовую доблесть», медали «За Победу над Германией», « За оборону Советского Заполярья» и др.
Жил Олег Архипович в г. Москве. Скончался 8 июля 1984 г. Похоронен на Кунцевском кладбище.