Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Февраль 2011 17:28

 Ф.Е.Ушаков-1944.jpg

Власова, В. Жизнь капитана-полярника (по семейным архивам): о Б.Е. Ушакове. // Архангельск; ОАО «ИПП «Правда Севера», 2005. - 136 с: 16 ил. ISBN 5-85879-188-3
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Февраль 2011 17:34

Это Федор Ефимович - брат.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Февраль 2011 17:49

Понятно. Может отсюда у О. и путаница, брат Б.Е., ему тоже прадед.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение КулешовОлег » 21 Февраль 2011 00:42

 yandex-02.jpg
 yandex-03.jpg
Борис Ефимович, с начальником штаба ЭОН А.И.Матвеевым на мостике ледокола "Вьюга" 1963 год.
КулешовОлег
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 07 Февраль 2011 11:20

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение КулешовОлег » 23 Февраль 2011 22:35

да да!:) Я ошибся. признаю :)!
КулешовОлег
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 07 Февраль 2011 11:20

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение КулешовОлег » 30 Август 2012 15:46

Статья из газеты "Полярная Правда". 21.07.1970. Написанная Борисом Ефимовичем. Разбираю наконец архивы.. интереснейшее дело! Переписка с писателем Казанцевым, который включил его в одного из персонажей своего фантастического романа, с режисёрами и тп. Очень интересно. Постараюсь оперативно сюда отправлять.
Если что я есть в ЖЖ. - http://kuleshovoleg.livejournal.com/

К НЕИЗВЕДАННЫМ ОСТРОВАМ

40 лет назад ледокольный параход "Георгий Седов" совершил научно-исследовательскую экспедицию на Землю Франца-Иосива и Северную землю.
Эту экспедицию вышел провожать весь город. В тёплый июльский день Архангельский порт был расцвечен знамёнами, играл духовой оркестр. "Георгий Седов" отправлялся в дальний полярный путь.
Руководии ледовым походом энтузиасты, которые годом раньше водрузили советский флаг на Земле Франца-Иосифа, построили и открыли самую северную в мире полярную станцию в бухте Тихой. Вёл корабль в этот рейс испытанный полярный капитан В.И.Воронин. Начальников экспедиции был профессор Отто Юрьевич Шмидт, а его помощниками - провессоры В.Ю.Визе и Р.Л.Самойлович.
Перед учёными стояли обширные задачи: нужно было вновь посетить бухту Тихую, чтобы сменить зимовщиков и расширить станцию, а на Северной Земле построить станцию и оставить там группу полярников.
Первая часть задания была выполнена успешно. Зимовщиков принял на борт "Сибиряков", с которым мы встретились в Русской гавани. А "Георгий Седов" взял курсна северо-восток. Когда мы подходили к 79 параллели северной широты, впереди появился остров. Он оказался точно в том месте, где продпологал его увидеть профессор В.Ю.Визе. Поэтому и был назван его именем.
Двигаясь на восток, учёные открыли ещё несколько неизвестных до этого времени островов, получивших названия в честь участников экспедиции - Исаченко и Воронина.
В августе наш корабль достиг западных берегов Северной Земли. И здесь открылась группа новых островов. Тот который был выбран для постройки полярной станции, получил имя - Домашний.
К концу месяца все работы были закончены. Появилась ещё одна полярная станция. Её открыли торжественно, ввысь поднялся флаг Страны Советов.
Корабль снова уходил в плавание. А на острове Домашне оставались наши товарищи, полярные зимовщики - начальник полярной станции Г.А.Ушаков, геолог Н.Н.Урванцев, радист В.В.Ходов, зверобой-каюр С.П.Журавлёв. Попращавшись с четверткой смельчаков, оставшихся на два года на неизвестной земле, "Георгий Седов" отправился на север. По пути был открыт ещё один остров - Шмидта.
9 сентября нас встречал родной порт. Вечером в архангельском клубе водников не было ни одного свободного места. В зале - редкая тишина. Выступал О.Ю.Шмидт. Он доложил, что правительственная экспедиция успешно закончена, собран богатый научный материал.
А там, на далёких островах, в окружении суровых полярных льдов четверка отважных зимовщиков начала освоение Северной Земли.
Рейс ледокольного парахода "Георгий Седов", ставшего впоследствии легендарным кораблём, явился значительным вкладов в дело освоения Арктики.

Б.Ушаков.
Участник экспедиции 1929-1930 годов на ледокольном
параходе "Георгий Седов", капитан дальнего плавания
КулешовОлег
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 07 Февраль 2011 11:20

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Август 2012 16:15

КулешовОлег пишет:Разбираю наконец архивы.. интереснейшее дело!

Архивы? А что за архивы?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение КулешовОлег » 30 Август 2012 16:29

Чемодан, который мне передала Валентина Власова (Историк), с газетными статьями о моём деде и прадеде, наградами, грамотами, фамильные сокровища если можно так сказать. Колекция марок моего прадеда... оох.. Чувствую материалов в интернет отправлю очень много, письма от писателя-фантаста Казанцева, от Кармазинского, Соколова-Микитова и многих других известных когда-то людей.
КулешовОлег
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 07 Февраль 2011 11:20

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Август 2012 17:25

Звучит многообещающе :good:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение КулешовОлег » 31 Август 2012 09:58

Ещё одна статья из газеты Советская Россия за 1957 год. - http://kuleshovoleg.livejournal.com/95881.html

 237013_original.jpg
ВЕТЕРАН АРКТИКИ

У причала Архангельского порта, когда очередной корабль уходит в рейс, нередко можно встретить стройного, худощавого человека в морской форме. Старые и молодые мореходы приветливо жмут ему руку, непременно приглашают на судно. Они знают что у почётного полярника Бориса Ефимовича Ушакова всегда найдётся и добрый совет, и тёплое слово отечесткого напутствия.
Тридцать лет проплавал Ушаков в Арктике, учавствовал в многих полярных походах на ордена Ленина ледоколе "Георгий Седов", на краснознамённом "Сибирякове", на "Сухуми" и "Литке", разыскивал в льдах экспедиции Нобиле и Роальда Амудсена. Одним словом был живым свидетелем покорения Арктики.

Год назад экипаж ледокола "Литке" проводил своего капитана Б.Е.Ушакова на пенсию, но не может Борис Ефимович сидеть без дела. Два месяца назад, перед уходом к Земле Франца-Иосифа, заглянул к ветерану капитан теплохода "Немирович-Данченко" Александр Николаевич Чмутов. Он пытливо расспрашивал Ушакова, как лучше провести корабль через многочисленные проливы, мимо опасных мелей.
- Навигация в этом году тяжелая, - сетовал Чмутов, - как бы не посадить судно на камни.
- Есть у меня к тебе предложение, - ответил Ушаков, - Давай поведём вместе корабль. Сижу я на пенсии, а в море тянет.
- Ты серьезно? - обрадованно воскликнул Чмутов. И тут же заверил, что немедленно обратится с просьбой об этом в Арктическое параходство.
Через несколько дней старый полярник получил приглашение явится на теплоход и быть в этом рейсе ледовым капитаном-наставником.
Уважили просьбу, не забыли - собираясь в дальний путь, говорил капитан жене. - Теперь жди весточек из Ледовитого океана. Ведь я поведу судно как раз по тому пути, где ходил 28 лет назад на "Седове".
Больше месяца длилось плавание. Через штормы, льды и туманы увели вели корабль Ушаков и Чмутов. Ведь Борису Ефимовичу на этой трассе всё было знакомо.
Уже в Архангельске, прощаясь с ледовым наставником, Чмутов заявил:
- Я получил настоящее ледовое крещение, а главное узнал эту трудную арктическую трассу..
Ветерана Арктики мы застали за пианино. Капитан играл из "Времён года" Чайковского. Поднявшись навстречу, Борис Ефимович радушно пригласил нас к столу. А через несколько минут мы слушали неторопливый рассказ о походах "Седова", рассматривали альбом с фотографиями, читали скупой дневник полярных походов. На одном из снимков мы увидели экипаж "Седова". И сразу узнали О.Ю.Шмидта, В.И.Воронина, В.Ю.Визе, Р.Л.Самойловича.
- Тогда я был штурманом у своего учителя Владимира Ивановича Воронина, - вспоминает Ушаков. - Ещё в 1929 году мы вместе разыскивали дирижабль "Италия".
Помню июль 1929 года. Мы уходили из Архангельска к архипелагу Земля Франца-Иосифа с заданием оставить зимовщиков и построить радио- и метерорологическую станции.
После многих тревожных дней плавания у самого горизонта, за острыми изломами торосов и широкими разводьями, показалась узкая черная полоска берега. Земля, к которой мы вышли была необитаемой. На огромном холме, вокруг только что поставленного флагштока выстроился весь наш немногочисленный отряд. В холодном воздухе громко прозвучали слова Отто Юльевича Шмидта: "Отныне и навсегда объявляю Землю Франца-Иосифа территорией Советского Союза!". Взвилось и затрепетало на ветру красное знамя.
Об этом флаге любопытную историю услышал я от Р.Самойловича. Когда он уезжал из Ленинграда, к нему подошла не перроне незнакомая женщина и попросила взять небольшой пакет, но вскрыть его на судне. В пакете оказалось знамя с любовно вышитой надписью.
22 августа наш ледокол достиг 82 градуса 14 минуты северной широты. Тогда это был мировой рекорд. Мы находились от полюса на расстоянии чуть превышающем путь из Москвы в Ленинград; а 30 августа на весь мир прозвучали, переданные радистом Эрнстом Кренкелем:: "Говорит новая советская радиостанция на Земле Франца-Иосифа".
Об этой победе О.Ю.Шмидт писал: "Экспедиция 1929 года закрепила за СССР принадлежащий ему архипелаг Землю Франца-Иосифа почти в сорок тысяч квадратных километров, построила самую северную в мире метеорологическую станцию и радиостанцию, достигла рекордной северной широты, собрала богатый научный материал и выявила превосходные качества наших "ледовиков".
Экспедиция открыла также много новых островов к западу от Северной Земли, названных именами Визе, Кирова, Исаченко, Шмидта, Воронина.
- А когда вы начали плавать? - спросили мы.
- Вс моя сознательная жизнь связана с морем, - ответил полярник, - началась она в 1918 году на допотопном деревянном паруснике "Николай Чудотворец", который в время шторма каждую минуту мог развалится как яичная скорлупа...
Мы долго слушали чудесные рассказы полярника, рассматривали книги с тёплыми дарственными надписями авторов. И невольно думалось, что, рассказывая о трудных рейсах, Борис Ефимович умолчал о главном. Он ни слова не сказал о том как любят его самого северные мореходы.
И.Брагин
(наш корр.).
Архангельск

 237525_1000.jpg
КулешовОлег
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 07 Февраль 2011 11:20

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение КулешовОлег » 20 Ноябрь 2012 15:37

http://kuleshovoleg.livejournal.com/117813.html

НИТЬ ВРЕМЁН. На рейде Архангельска новый "Степан Малыгин"

Привет всем.
Продолжу писать о моём прадеде Ушакове Борисе Ефимовиче, который как я уже писал был капитаном ледокольного парахода "Георгий Седов".
Сегодня я делаю скан и перепечатку статьи из газеты "Правда Севера" от 22 июня 1971 года. В статье только под конец история встречи прадеда пароходном "Малыгин".
Сразу пишу о чём статья. В 1971 году на рейд Архангельска пришёл "новый" корабль "Степан Малыгин". Под статьёй скину фотографии старого и нового (1971) (К сожалению фотографию "нового" не нашёл, помогите с поиском..инфа тут http://fleetphoto.ru/ship/15214/)

Недавно "Правда Севера" писала о пополнении флота Архангельской гидрографической базы совершенными судами, названными именами известных мореходов Дмитрия Овцына и Дмитрия Лаптева - капитанов отрядов Великой Северной экспедиции. 15 июня рядом с полярными побратимами встало ещё одно современное гидрографическое судно - "Степан Малыгин"

С приходов его в Архангельск словно вернулись события пятидесяти- и двухсотпятидесятилетней давности: ворвался крепкий ветер тех времён и перелистал славные страницы истории борьбы русских людей с угрюмыми льдами Арктики. И сквозь седые волны времени пробились к нам имя капитан-командора Степана Малыгина и ледокольный параход "Малыгин" - судно необыкновенной и трагической судьбы...

...на карте Арктики есть пролив Малыгина, отделяющий остров Белый от полуострова Ямал, есть мыс того же имени. Кто такой Степан Малыгин? Вопрос далеко не праздный, тем более что даже специалистам, отвечая на него приходится рыться в памяти и в книгах. Более того, уважаемые энциклопедии величают этого мужественного сына отечественной науки 18-го века то Степаном Григорьевичем, то Степаном Гавриловичем... Что-бы вспомнить что-то полузабытое и малоизвестное в обиходе, нужен, говорят, повод. Сегодня как раз такой случай.

Не из поморов ли он? В той же Койде Малыгиных испокон веков - пруд пруди! Отважно на ёлках на Грумант "бегали". Молчат на сей счет учёные книги, по крайней мере, те что удалось пересмотреть. Но что был Степан Малыгин человеком с поморской закваской и с ломоносовской упрямкою, судите сами. Он, выпускник Московской математической школы, первым в России наладил практическое обучение штурманов, создал первое руководство по навигации на русском языке. В 1736-1737 годах лейтенант Майорского ранга" Степан Малыгин описывал берег Ледовитого океана и прошёл от устья Печоры до Обской губы. В трудном пути не обошлось без злоключений. Вышел мореплаватель 27 мая 1736 года на коче "Экспедицион", но судно потерпело аварию, и Малыгину пришлось перебраться на коч "Обь", а от острова Матвеева с "Обью" шли и два бота - "Первый" и "Второй". Участник Великой Северной экспедиции, Малыгин навечно вписал своё имя в историю освоения Арктики.

В 1970 году Малыгин отправился из Ревеля в Архангельск, и во время бури потерпел крушение. 230 лет тому назад (с 1741 года по 1748) он плавал из Арханельска в Кронштадт. Умер Степан Малыгин в 1764 году. За скупыми биографическими данными угадывается фигура самобытная, недюжинная, облик человека, преданного интересам Отечества.

О ледокольном параходе, названном в честь заслуг С.Малыгина его именем рассказывать долго. Об истории спасения "Соловья Будимировича" и его экипажа в первые годы Советской власти наша газета опубликовала документальный очерк известного краеведа С.А.Селезнёва. Так вот, "Соловей Будимирович", вырванный из ледового плена и подлых клещей заморских мздоимцев и толстосумов был в 1921 переименован в "Малыгина". И уже в том же году на борту "Малыгина" отправилась в Баренцево и Карское моря первая советская гидрологическая экспедиция Плавморнина, вдохновлённая декретом В.И.Ленина.

В 1928 году ледокольный параход "Малыгин" принял участие в работах по спасению экипажа дирижабля "Италия" - с него полярный лётчик М.Бабушкин совершал поисковые полёты. 1931 год. "Малыгин" уходит в свой первый советских туристический рейс в Арктику - до острова Рудольфа. Год спустя тот же ледокольный параход доставляет сюда основателей самой северной полярной станции. В 1937 году "Малыгин" учавствует вместе с "Садко" и "Георгием Седовым" в тяжёлом арктическом дрейфе. В сентябре 1940 года "Малыгин" ведёт промеры в проливе Санникова. 27 октября того же года судно вместе с экипажем и экспедицией Я.К.Смирницкого на борту в время шторма в Беринговом море в районе мыса Низкого трагически погибает...

Вот почему приход в Архангельск нового судна с именем Степана Малыгина на борту - событие примечательное. Это не просто дань благодарных потомков деяниям своих предшественников. Это ещё и призыв к эстафете неутомимого подвижничества во славу Родины. Крепнет нить времён и трудовпо изучению ледового континента.

Наконец сколько сердец потомственных мореплавателей и путейцев Северо разволновалось, узнав о прибытии нового "Степана Малыгина"! Трудно не понять их по-человечески...

- Я желаю новому гидрографу доброго пути. Рад, что снова живёт "Степан Малыгин", - говорит известный изыскатель и проектировщик северных портов Г.Я.Наливайко. Потом в нашей беседе наступает долгая пауза, пока Георгий Яковлевич тихо не произносит: "На "Малыгине" погиб в сороковом году мой товарищ, гидролог, архангелогородец Георгий Ратманов, чье имя носит сейчас парусно-моторная баркетина"...
Изображение
Живёт в Архангельске и старый полярный капитан Борис Ефимович Ушаков. Это он и рассказал мне ситорию своей встречи с старым "Малыгиным", которая оказалось последней...

- С "Малыгиным" ещё в конце двадцатых годов мы промышлялив Белом море на зверобойке. Я плавал тогда с Владимиром Ивановичем Ворониным, третьим штурманом на "Седове"... А в последний раз я видел этот параход на рейде Диксона. Летом сорокового года "Малыгин" шёл из Архангельска на Дальний Восток. На Диксоне я и встретился с своим другом-архангелогородцем Николаем Бердниковым, капитаном "Малыгина". Я ходил в ту пору капитаном "Александра Сибирякова". И вот стоят наши суда на рейде, не подозревая, какая вскоре ждёт их суровая участь... Я и в гости к Николаю пришёл, сидим в его каюте на "Малыгине", рассуждаем - вместе же штурманами на "ВЛадимире Русанове" работали, есть что вспомнить! А потом разошлись по разным углам Ледовитого океана. Прогудели весело друг другу наши суда на прощание...Не ведали, что разлука эта навечно..."

...Стоит у причала Архангельской гидробазы "Степан Малыгин" борт о борт с "Дмитрием Овцыным" и "Дмитрием Лаптевым". Капитаном назначен молодой коммунист Анатолий Демецкий. В начале июля уйдут все эти три судна на промеры Карского и Баренцева морей с морской гидрографической экспедицией во главе с кандидатом географических наук Б.А.Вильнером.

Уйдут в бескрайние просторы Арктики бессмертные командиры отрядов Великой Северной экспедиции 18-го века, уйдут на новые поиски сегодняшние наследники славных дел русских гидрографов. В добрый час, сподвижники-северяне!
Е.Салтыков
Изображение
КулешовОлег
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 07 Февраль 2011 11:20

Ушаков Борис Ефимович (1901-1982)

Сообщение ББК-10 » 21 Июль 2016 14:47

Медаль «За боевые заслуги»

Ушаков Борис Ефимович 1901 г.р.
Звание: ст. лейтенант
в РККА с 1941 года
Место службы: воен.-лоцманская служба гидрограф. Отд. БВФл
№ записи: 7424489

Приказ флота (флотилии) № 16 от: 20.05.1944 БВФл
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 788
№ записи: 50171164

 1.jpg

Представление на награждение № 16 от: 20.05.1944 БВФл
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1074
№ записи: 50327348
 39.jpg
 40.jpg
 41.jpg
Старший лейтенант УШАКОВ Борис Ефимович проявил себя одним из лучших лоцманов. Ему поручались ответственные проводки как в Арктике, так и в Белом и Баренцовом морях.
Неоднократно находился под воздействием вражеской авиации. т. УШАКОВ Б. Е. проделал огромную работу по проводке союзных и отечественных транспортов.
Горя желанием ускорить разгром немецко-фашистских захватчиков старший лейтенант УШАКОВ относится с особым усердием и рвением к выполнению порученных ему заданий.
Им было сделано 102 проводки кораблей общим водоизмещением свыше 63 0000 т. без аварии и задержек.
В зимнюю кампанию 1944 г . т. УШАКОВЫМ была сделана 21 проводка союзных транспортов общим водоизмещением 280000 т. с оценкой на отлично.
За выдающиеся заслуги в деле проводки транспортов с вооружением для Красной Армии старший лейтенант УШАКОВ Борис Ефимович достоин награждения медалью "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ".

НАЧАЛЬНИК ГИДРОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛА БВФ
КАПИТАН 3 РАНГА /ПОБАТ/
10-05-44 г.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 48

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения