Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Декабрь 2008 12:17

Аркадий пишет:padsee
А что Вы хотели от книги Фариха и Даксергофа?
Прохожий

- возможность приобретения :)
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Декабрь 2008 02:03

НА ПОИСКИ САМОЛЕТА "Н-209"

Состав летного отряда тов. Чухновского
В летном отряде тов. Чухновского - четыре четырехмоторных самолета: "Н-210", "Н-211", "Н-212" и "Н-213". Командир отряда тов. Б.Г. Чухновский летит на самолете "Н-210". В составе экипажа этого самолета - пилот тов. Лисицын, пилот тов. Пивенштейн (секретарь парткома отряда), флаг-штурман отряда тов. Шелыганов, первый борт-механик тов. Петрухин, вторые борт-механики тт. Гурский и Куликов, борт-радист тов. Макаров и синоптик тов. Клемин.
Командир самолета "Н-211" - Герой Советского Союза М. С. Бабушкин. В составе этого экипажа - пилот тов. Цыганов, штурман тов. Глуменко, первый борт-механик тов. Бобченко, вторые борт-механики тт. Нелидов и Проскурин, борт-радист тов. Разумов, радиоинженер тов. Белякович и астроном тов. Шавров. Третьим самолетом - "Н-212" командует тов. Я.Д. Мошковский. В составе экипажа - пилот тов. Глущенко, штурман тов. Саморуппо, первый борт-механик тов. Крылов, вторые борт-механики тт. Коротаев и Бойко, борт-радист т. Хапалайнен, главный инженер экспедиции тов. Е.К. Стоман и инженер тов. Качкачьян.
Самолетом "Н-213" командует поляр-ный летчик тов. Ф.Б. Фарих. В составе экипажа - пилот тов. Пусеп, штурман тов. Гордиенко, первый борт-механик тов. Кекушев, вторые борт-механики тт. Терентьев и Иванов, борт-радист т. Ковалевский, авиаинженер тов. Рудый и врач отряда тов. Россельс.

(ТАСС).

3 ОКТЯБРЯ 1937г. И З В Е С Т И Я. №231 (6393).

--------------------------------------------------------------------------------
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Декабрь 2008 19:54

Аркадий пишет:А что Вы хотели от книги Фариха и Даксергофа?
Прохожий

Любезно предоставлено Аркадием:
Титул и страничка из книги Ф. Фариха И. Даксергофа "Над снегами"
"Молодая гвардия", 1932 г.
Серия "Библиотека экспедиций и путешествий"
Изображение Изображение Изображение
OCR:
чуть приметного берега изгибается в виде буквы «С», я нижу маленькую темную скорлупку с торчащими вверх двумя спичками-мачтами: - Это «Ставрополь»... Нет, не похоже, это вероятно «Нанук»... Да, конечно, вот около него и американские самолеты... А где же наш?... Ах, вот гораздо правее темный корпус —это «Ставрополь»...
«Нанук» стоит почти у самого берега. Левее, на краю снежного поля, вероятно аэродрома, стоят четыре американских самолета... Да здесь видно не такое уже безлюдье...
Довольно большая группа людей, стоящих внизу, махает нам шапками и руками. Мы делаем крут над «Наауком» и аэродромом. К нашей посадке уже все приготовлено, но мы разворачиваемся и идем к «Ставрополю». Круг почти над самой палубой...
Теперь можно садиться.
Слепнев закрывает газ. Мы идем на посадку. Земля все ближе, ближе... Вот она уже совсем рядом, почти касается лыж. Я чувствую, как под моими руками штурвал второго управления плавно подается на меня. Маврикий «сажает».
Машина уже скользит по снежному покрову... Трррах... Самолет круто поворачивается, и крыло валится на правый бок...
Вот так номер! Да на виду еще у всех! У американцев!
Почти на ходу я выскакиваю из кабины. Да, так и есть,
правый подкос шасси пополам, а вон и кочка, на которую нашла лыжа...
К нам навстречу бегут встревоженные люди... Но мы на них не смотрим. Еще первый из них не успел добежать до нас, как мы из кабины уже вытащили запасную стойку и бортовую сумку с инструментами.
Среди добежавших и окруживших нас людей я как-то невольно сразу отметил команду «Ставрополя». Вместо приветствия я кричу:
—Держи правое крыло! Лишние! — от машины!
Повторять не пришлось. Подхваченный десятками рук
самолет выпрямляется и замирает. Я схватываю нужные инструменты и наклоняюсь над шасси. Последнее, что я успеваю заметить из окружающего, — это одетого в меха человека с лицом нерусского типа, щелкнувшего почти в упор аппаратом.
Этот коротенький звук мне сразу портит настроение. Я совсем не хочу, чтобы в иностранной прессе была эта фотография с подписью:
«Советские летчики прилетели»...
Кому-то я сую держать ввинченные болты, у кого-то из рук выхватываю нужные инструменты, кого-то локтем толкаю в бок...
Через пятнадцать минут я затягиваю последний болт и, разгибая спину, кричу:
—Спасибо, ребята... Опускай...
Крыло плавно опускается. Шасси стоит как ни в чем не бывало.
Влезая на свое место, в кабинку, я почему-то сразу стал искать глазами в толпе американца-фотографа и, когда нашел, невольно самодовольно улыбнулся.
Вода в радиаторе еще не остыла. Мотор взял сразу. Наш самолет дрогнул и пополз к уже стоявшему около американских нашему второму юнкерсу.
Только тогда, когда подрулили к машине Галышева. мы вылезли из своих пилотских кресел и, снимая рукавицы, направились к встречавшим нас людям. Мы сразу словно утонули в толпе. Начались поздравления, приветствия, представления...
Капитан «Ставрополя» —Миловзоров...
Владелец «Нанук» — Свенсон...
Мисс Мэри Свенсон...
Целый десяток имен и фамилий русских и американских и просто дружеских кличек, от которых сразу теряешься... И наконец подходит тот человек в меховой одежде, с лицом нерусского типа...
— Пилот Рид...
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение SVF » 21 Декабрь 2008 01:14

padsee пишет:
Аркадий пишет:А что Вы хотели от книги Фариха и Даксергофа?
Прохожий

Любезно предоставлено Аркадием:
Титул и страничка из книги Ф. Фариха И. Даксергофа "Над снегами"
"Молодая гвардия", 1932 г.
Серия "Библиотека экспедиций и путешествий"

ЕКЛМН, даже не слышал про такую.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4428
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Декабрь 2008 20:39

alex_andr пишет:http://www.polarmuseum.ru/bio/pilots/bio_frh/bio_frh.htm

В 1932 году Фарих получил задание вылететь на остров Вайгач и привезти в Москву начальника экспедиции ОГПУ Федора Эйхманса. В состав экипажа самолета входили бортмеханик Бассейн и радист Ручьев. На другой день после вылета из Москвы самолет был уже в Усть-Цыльме. До Вайгача оставалось всего 800 км, но преодолеть их оказалось чрезвычайно сложно. Густой туман и пурга вынудили пилота совершить посадку в тундре. Лишь спустя девять дней, когда занесенный снегом самолет разыскали спасатели, Фарих с их помощью смог запустить мотор и продолжить путь. Еще одну вынужденную посадку пришлось совершить, прежде чем самолет 2 мая достиг острова Вайгач. На обратном пути 6 мая произошла авария двигателя, Фарих сумел посадить самолет на лед, но при посадке одна из лыж провалилась в промоину. Летчикам пришлось два месяца на небольшом острове ожидать прихода судна. За этот перелет в сложнейших условиях Указом ЦИК СССР в августе 1934 г. Ф. Б. Фарих был награжден орденом Трудового Красного Знамени.



Сегодня получил сообщение Аркадия Николаевича Лойко, одного из авторов книги
"НЕОКОНЧЕННАЯ ПОВЕСТЬ" (Повесть о русском летчике Иване Лойко) опубликованном на сайте БВВАУЛ
http://www.bvvaul.ru/articles/text/rasskazi/loyko_povest/34.php
Хотя переписка носит приватный характер, считаю возможным привести фрагмент письма касательно сообщения alex_andr по
материалам РГМАА.
Аркадий Николаевич написал:
В своих воспоминаниях М.В.Водопьянов также считает, что в составе экипажа были Флегонт Бассейн и Алексей Ручьев. Но в этом полете при совершении вынужденной посадки радист был тяжело ранен (он лежит на фотографии 2 из нашей книги)


Изображение

и через несколько дней умер. Это подтверждено документами (см. "Вестник Мемориала 6 НИЦ Мемориал СПб 2001 г.") и заявлениями жены Федора Эйхманс - участницы той аварии. Алексей Ручьев погиб позже при аварии самолета авиаэкспедиции "Комсеверпуть" 8-го сентября 1932 года, о чем сообщала газета "Правда" от 11 сентября 1932 года. Это же и подтверждает данная фотография, на которой нет раненного радиста. Эту фотографию я не включил в книгу, дабы не перегружать ее материалами одного эпизода. И не пароход спас пассажиров (чету Эйхмансов, Э.П.Ская и И.А.Кокорева), а кочующие ненцы. А Фариху и механику действительно пришлось ждать эвакуации 2 месяца.

Изображение

Таким образом, за один полет на Вайгач и обратно Фарихом было совершено три неудачные посадки. Скажите, за такие "успехи" дают ордена? Действительно, в 1934 году Ф.Б.Фарих был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, но совсем за другие дела. В следующий раз я приложу официальную статью о всех наградах Фариха и за какие дела. Но это не все замечания к материалам на форуме. Я еще кое с чем не согласен, но об этом в следующий раз.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Декабрь 2008 20:53

alex_andr пишет:http://www.polarmuseum.ru/bio/pilots/bio_frh/bio_frh.htm

Фабио Брунович Фарих родился в Петербурге 26 мая 1896 года.


Еще сообщение от Аркадия Николаевича Лойко, одного из авторов книги
"НЕОКОНЧЕННАЯ ПОВЕСТЬ" (Повесть о русском летчике Иване Лойко) опубликованном на сайте БВВАУЛ
http://www.bvvaul.ru/articles/text/rass … est/34.php


Фабио Брунович Фарих родился в 1900 году и был на 6 лет младше своего брата Бруно. Внимательно посмотрите на фотографию семьи Фарихов, размещенную на форуме. Фабио сидит в шляпе на капоте машины, а за спиной их матери в форме реалиста стоит Бруно. На фото видно, что разница между ними не 2 года, а не менее 5-ти лет. Откуда взялась дата рождения Фабио Бруновича в 1896 году могу рассказать в следующий раз.

Автомобиль Brasier 15/24 CV - на фото Жанетта Ивановна за рулем, сзади нее сын Бруно, на заднем сиденье дочь Жанетта, а впереди сын Фабио.
Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Декабрь 2008 21:06

Я хочу выразить огромную признательность Аркадию Николаевичу Лойко
за предоставленную информацию и пригласить его лично присутствовать на нашем форуме.

Надеюсь коллеги меня поддержат :)

С уважением,
padsee
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Декабрь 2008 21:36

padsee пишет:Я хочу выразить огромную признательность Аркадию Николаевичу Лойко
за предоставленную информацию и пригласить его лично присутствовать на нашем форуме.

Надеюсь коллеги меня поддержат :)

С уважением,
padsee


Со стороны как бы "администрации" я вообще выражаю огромную признательность padsee за постоянный, упорный и плодотворный труд.

А также вообще всем участвующим :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение Аркадий » 30 Декабрь 2008 13:35

Уважаемые участники форума! Во-первых, поздравляю всех а наступающим Новым Годом! Желаю всем интересных находок и прияных общений на форуме и в частных переписках!
Во-вторых, спасибо зп приглашение участвовать в форуме, но хотелось бы узнать, что Вы хотели бы узнать от меня?
С приветом, Арк.Ник.
Аркадий
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17 Декабрь 2008 08:41

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Декабрь 2008 14:29

Аркадий пишет:Уважаемые участники форума! Во-первых, поздравляю всех а наступающим Новым Годом! Желаю всем интересных находок и прияных общений на форуме и в частных переписках!
Во-вторых, спасибо зп приглашение участвовать в форуме, но хотелось бы узнать, что Вы хотели бы узнать от меня?
С приветом, Арк.Ник.


Спасибо! Рад видет Вас на форуме.
Хотелось бы добраться до истины-откуда взялась дата
рождения Фабио Бруновича в 1896 году.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение Аркадий » 31 Декабрь 2008 14:08

В воспоминаниях бывших заключенных Вайгачлага Константина Петровича Гурского «Мой Вайгач», Константина Георгиевича Архангельского «Дорога жизни», а также в переписке нами историка Юрия Викторовича Канева много говорилось о дружбе Фабио Брунович Фариха с нашим дядей – Лойко Иваном Александровичем, которая началась еще в годы Первой мировой войны. Однако, ни в составе 30-го КАО, ни в составе 9-го АИО ни пилота, ни летчика-наблюдателя с фамилией Фарих не было. Эта ситуация заставила нас искать сына Фабио Бруновича – Ростислава Фабиовича. Удалось установить контакт с внуком Фабио Бруновича – с Михаилом Ростиславовичем Фарихом. Вот что он ответил на мой вопрос относительно знакомства наших родственников:

    :": «По поводу знакомства моего дела с Иваном Алекснадровичем в Первую Мировую: вряд ли такое было возможно. Мой дед родился в 1900 году, и в ту войну был еще подростком. Правда, в революцию он приписал себе в документы 4 года - и потом всю жизнь считалось, что он 1896 года рождения...»

    Возникает естественный вопрос, для чего это было сделано? На этот счет у меня есть сугубо частная версия. Год рождения 1900 легче всего было исправить на 1896 для того, чтобы быть призванным на службу в Красную Армию, а точнее – на санитарный поезд, сначала санитаром и в конце гражданской войны – заместителем начальника санитарного поезда. Но, по-моему, двигало желанием устроиться в санитарный поезд и уехать из Москвы, не преданность революционным идеям, а чувство самосохранения. Дело в том, что в конце декабря в Москве чекистами была раскрыта контрреволюционная организация «Штаб добровольческой армии Московского района». По делу проходил Бруно Брунович Фарих и его брат Фабио Брунович. Следствие вел Яков Агранов, впоследствии Секретарь Коллегии ОГПУ, подписавший решение о 10 годах концлагерей Ивану Александровичу Лойко . Мир действительно тесен! От расправы семью Фарихов спасло удивительная стойкость Бруно Бруновича, так и не признавшего свою вину. В обвинительном заключении Агранов написал:

    « В чем выразилась работа Бруно Фариха в организации не установлено. Не сознался. В деле имеются показания против него Зыкова.

    На основании данных следствия можно считать установленным, что Бруно Брунович Фарих, зная о целях и задачах белогвардейской организации, тем не менее вступил в нее, а потому является несомненным и опасным врагом Советской власти.
    Декабря 2-го 1919 года. Я.Агранов».

Так уже в те времена составлялась доказательная база. Поразительно! Не правда ли?
Аркадий
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17 Декабрь 2008 08:41

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение Аркадий » 31 Декабрь 2008 22:05

 Маршрут полета.jpg
Маршрут полета Фариха в 1937 году
http://disk.tom.ru/jmmxcxt
Аркадий
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17 Декабрь 2008 08:41

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Январь 2009 18:26

Прислал А.Н. Лойко:
статья была напечатана в газете "Нарьяна Вындер" к 85-летия Фариха, в мае 1981 года
OCR:
 0.jpg
 1.jpg
ПАМЯТЬ АРКТИКИ
К 85-летию известного полярного летчика Ф.Б. Фариха

Слухи о том, что рыбацкий поселок Фариха, эта знаменитая «наважья столица» округа названа так по имени известного полярного летчика, давно не давали мне покоя.
К поиску подтолкнуло письмо краеведа И. П. Рочева из Усть-Цильмы, в котором он рассказал об открытии Ф. Б. Фарихом в 1932 году авиатрассы Архангельск—Усть-Цильма и просил сообщить сведения о его полетах в Арктике. К сожалению, никаких сведений о летчике Фарихе ни в окружном архиве, ни в музее не оказалось. Не удалось найти пока и свидетелей его полетов.
Неожиданно помог собственный корреспондент «Известий» Павел Новокшонов, побывавший недавно в округе. Мы разговорились, и он, великолепный знаток истории освоении Арктики, вдруг ошеломил меня, улыбаясь:
— А хотите адрес Фариха? Он живет в Москве...
Так завязалась переписка.
Фабио Брунович Фарих с интересом узнал о Фарихе-поселке и попросил рассказать о нем. Я выслал снимки и вырезки из газет. А в январе этого года, волнуясь, я нажал кнопку звонка в одну из квартир огромного дома на проспекте Вернадского в Москве.
Дверь не открыл, а распахнул высокий и довольно стройный старик. Голый череп в венце седых волос, белые усы и бородка клином, живое лицо, в глазах любопытство и вопрос. Нет, совсем не старик! Передо мной в своей холостяцкой квартире стоял величавый Дон-Кихот, земной и домашний, освободивший себя от рыцарских доспехов, чтобы готовить себе что-нибудь на ужин...
Я из Нарьян-Мара…
А-а! — весело протянул он, будто узнав во мне старого знакомого. — Милости прошу, располагайтесь.—И кинулся на кухню, где что-то кипело и бежало на плиту...
А знаете, говорил он, — у меня с Нарьян-Маром тяжелое воспоминание связано... Летел я с Вайгача на ТБ-3, знаете, наверное. Пассажиров на борту —36 человек! Мы их во всех закоулках, даже в крыльях расположили... Сели. Вечером ко мне женщина обратилась, плачет: «Возьмите мужа больного в Архангельск». Ну, надо, так надо.
— Возьмем, — сказал, —
Только будь с ним к шести утра!
Утром механики к моторам, греют. Прогрели. Шесть часов. Нет ее. Взлетаем. И тут, поднимая машину, вижу: она лошадь гонит, спешит... А что уж тут сделаешь... Вот уж сорок с лишним лет пролетело, а от той картины: она гонит, гонит лошадь—не могу улететь, не могу забыть...
Мы молчим. А мне лезут в голову наши нарьян-марские дороги, и люди, преодолевающие их, У одних вещи, у других дети на руках... и равнодушно обгоняющие их «уазики», «газики», вахтовки и даже полупустые автобусы с табличкой «служебный»...
- Еще было: летел весной с Вайгача. И надо же: над Большеземельской тундрой забарахлил мотор. И «сдох».
Сделал вынужденную посадку на озеро Лая-то. Со мной был пассажир с женой, ожидавшей ребенка. Самолет отремонтировать не удалось. Пришлось вслед за ледоходом в цивилизацию сплавляться на ненецкой лодке.
Об этом случае мне рассказывал и поэт Василий Николаевич Ледков. Отец его зимовал в тот год на Лая-то, вместе с другими ненцами они и помогли Фариху и его пассажирам, приютили их в чумах, дали лодку.
Звонит телефон. Наверное, со старым другом говорит Фарих.
— Да пока не умираю. Царапаюсь. Слушай, давай до двухтысячного допрем, а?! Как-нибудь! Потом тебя по телевизору будут показывать!..
И весело захохотал.
Он сказал как летчик, умеющий подчинять себе жизнь как машину, и выжимать из нее задуманное: не «доживем», а — «допрем»!
Летчик живет, как летит!
Душевной молодостью и дерзостью веяло от седого летчика.
Сегодня ему 85 лет!
За эти годы он прожил много жизней. Родился в Петербурге, в семье служащего страховой компании. Гимназию окончил в Москве. В авиацию пришел в 1923 году. Это был год, когда в ответ на ультиматум английского лорда Керзона, потребовавшего отозвать наши дипломатические миссии из Кабула и Тегерана и направившего канонерки к Белому морю, трудящиеся республики Советов решили создать воздушный флот.
На собранные средства организуется акционерное общество «Добролет» - предшественник нашего Аэрофлота. В одну из школ, готовящей бортмехаников, и поступил Фарих.
В 1928 году он летает на первых сибирских линиях «Добролета»: Иркутск — Якутск — Бодайбо... Его товарищи и учителя: Слепнев, Галышев.
По заданию Наркомздрава Ф. Фарих с М. Чагиным летит в Китай с врачами и саноборудованием — на борьбу с эпидемией чумы...
Целую главу в биографии Ф. Б. Фариха составили полеты на Север и в Арктику.
Сам Фабио Брунович выделяет, как наиболее интересный и опасный, перелет в январе 1931 года из Красноярска в Дудинку и обратно на открытом, без рации У-2. Открывался международный пушной аукцион. Надо было срочно вывезти таймырскую пушнину.
В задачу Фариха входило добраться до Дудинки, подготовить там аэродром для посадки АНТ-9. Он отлично выполнил задание.
Недолго полетав в отряде по доставке газетных матриц из Москвы. Ф. Б. Фарих снова потянулся на Север. Архангельск – Усть-Цильма, Вайгач, остров Врангеля.
За участие в операции по спасению челюскинцев он награжден орденом Трудового Красного Знамени.


В. ТОЛКАЧЕВ
(Окончание следует)
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Январь 2009 11:44

Прислал А.Н. Лойко:
продолжение статьи В. Толкачева
(Окончание. Начало в № 112)
ПАМЯТЬ АРКТИКИ
Знаменитым и популярным летчиком делает Фариха трансарктический перелет по грандиозному кольцевому маршруту: Москва – Казань – Свердловск – Красноярск – Иркутск – Якутск – Анадырь – Уэллен - о. Врангеля - мыс Шмидта - бухта Тикси - мыс Челюскин - о. Диксон - о. Белый - Маре-Сале (Ямал) – Амдерма – Ижма – Архангельск – Москва.
Самолет АНТ-4 (моторы отечественные). В составе экипажа: пилоты Фарих и Пацыпко, бортмеханики Чагин и Демидов, штурман Штепенко. Листаю альбом с вырезками из газет зимы и весны 1937 года, рассказывающими о перелете, рассматриваю редкие снимки. Репортажи с борта самолета передавал специальный корреспондент «Правды» А. Шаров.
Я выписал несколько сообщений. Вот одно, рассказывающее о полете уже над нашими краями:
«31 мая 1937 года. О. Белый. С Диксона летели в тумане, вслепую, по пеленгам Диксона и Белого. Штурман Штепенко постоянно корректировал курс. На трассе Маре-Сале – Амдерма десятибалльный шторм и встречный ветер до 120 км в час. Ночуем в Маре-Сале.
1 июня. Вылетаем на Амдерму. Вокруг нас белая муть. Ни земли, ни неба. Опять ветер. Амдерминский радиоузел прекрасно обслуживал самолет. Он давал сводку погоды по всей трассе. Но непогода шла быстрее. Вынуждены были вернуться. В 20 часов снова поднимаемся в воздух. Во второй половине путигустой туман. Самолет прижимается к воде. Начинается обледенение. Но берег уже близко. Пацыпко удачно посадил машину вблизи Амдермы…»
Из Амдермы предполагалось два варианта: Нарьян-Мар или Архангельск. Все должна была решить погода на трассе.
И вот 8 июня. Фарих делает прощальный круг над Амдермой. Пошли над тундрой. Внизу снег – узорами на черном ковре. Экипаж и машина шли навстречу весне и лету. Менялся облик земли. Пошла тайга и глаза отдыхали на зелени.Через пять долгих часов они шли на посадку в Ижме. Машина бежала по аэродрому, покрытому зеленой травой. Здравствуй, Большая земля!
10 июня – посадка в Архангельске. 14 июня «Известия» опубликовали репортаж о встрече экипажа Фариха в Москве. Он начинался словами: «Впервые в истории советской авиации…»
Позади было около 24 тысяч километров. 145 часов, проведенных в воздухе, около ста взлетов и посадоктяжелой машины в самых разных условиях на никем не обработанной, арктической целине.Орден Ленина вручал Ф.Б. Фариху М.И. Калинин.
Было еще много полетов на Вайгач, к Северному полюсу на поиски самолета Леваневского.
А потом была война…
Ф.Б. Фарих обеспечивал перегоны военных самолетов с авиационных заводов на прифронтовые аэродромы. Труд его в эти годы отмечен медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны II степени. И еще не раз испытывала судьба полярного и военного летчика на крепость и излом, на душевную стойкость.
В Москве живет его сын, бывший военный летчик-испытатель. Окончил военное училище и внук… И фотография его всегда перед глазами деда.
- Фабио Брунович, а вы раньше знали о Фарихе-поселке?
- Однажды кто-то сказал и даже поздравил. Но я не поверил, так как никак не связывал это со своей персоной…
В этой категоричности ни грани рисовки. Только честность и скромность. Он засмотрелся в окно, глаза его засветились:
- Эх, как хорошо идет!
Инверсионный след реактивного самолета, огненно подсвеченный вечерним солнцем, медленно распадался и таял в московском небе.
След в небе…
Фарих сказал, что историю авиации пишет самолет, подразумевая, конечно, что самолет создают п поднимают люди. Но небо не оставляет следов и самих легендарных трасс. Свои следы летчики оставляют на земле: на штурманских картах и в бортовых журналах, на страницах летных донесений и взлетных площадках. Но самые глубокие следы они оставляют в памяти своего поколения. И тогда память людей хранит их для других и даже воплощает, как сказал поэт, «в пароходы, строчки и другие долгие дела»...
Откуда же появилось у рыбацкого поселка имя Фариха, так не похожее ни на одно из названий наших заполярных поселков и так безошибочно повторяющее имя знаменитого летчика?
Вернувшись в Нарьян-Мар, я продолжил поиски.
И.Я. Проурзин, секретарь окружкома партии в тридцатые годы, сообщил, что в те времена на месте нынешней Фарихи ничего не было. Называлось место «у Константиновского и Двойничного маяка», ближними селениями были Носовая и Черная…
В архивах моторно-рыболовной станции (МРС) с 1939 по 1943 год Фариха не упоминается. И.Я. Ярков, ссылаясь на свидетельства старожиловиз колхоза «Хари», рассказал, что в том месте ненцы называли речку Пар-Яха и была там фактория. Интересную деталь сообщил инженер МИО А.И. Сахаров. На старых лоцманских картах он встречал название Париха и возмущался: почему не Фариха?
Все это дает возможность предположить, что в конце сороковых – начале пятидесятых годов, когда выловленную навагу «пылкой» заморозки самолеты Ли-2 вывозили прямо в Ленинград и Москву, летчика, да и некоторые жители округа, хорошо знавшие имя этого знаменитого пилота, чаще стихийно, а иногда и сознательно стали называть возникший рыбацкий поселок не Париха, а Фариха. И это, уже по-новому осмысленное название, попало на карты.
Так Арктика увековечила память знаменитого летчика.
О Фарихе много теплых слов сказал Михаил Заборский в книге «Голубые разговоры». Летчик Михаил Каминский подарил Ф.Б. Фариху свою книгу с такой дарственной надписью:
«Замечательному полярному летчику, одному из первых, кто прокладывал путь на белых полях Арктики нашему поколению, «любимцу Москвы», как писала в тридцатых годах «Вечерняя Москва», доброму нашему товарищу и наставнику с глубоким уважением от автора».Холостяцкая квартира Ф.Б. Фариха – это не келья отшельника. То и дело в гости к нему приходят школьники, приезжают краеведы, организаторы музеев гражданской авиации из Усть-Цильмы, Архангельска и других городов. Всегда рады встретиться с ним полярные летчики. Это естественно: Ф.Б. Фарих – живая страница истории советской авиации.
«Прошу, - написал он, - через местную газету передать жителям Нарьян-Мара мои лучшие пожелания, успехов в работе».
Пожелаем и мы ему здоровья и бодрости, осуществления прекрасной мечты дожить до двухтысячного года!


В. ТОЛКАЧЕВ,
Москва — Нарьян-Мар.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фарих Фабио Брунович (1896-1985)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Январь 2009 08:07

Прислал А.Н. Лойко:
Газета "Красная Печора", 17 октября 1978 г.



© Г. Еремеев "Первые самолеты в Усть-Цильме"

Недавно в адрес краеведа И.П. Рочева пришло письмо из Архангельска от Г.П. Еремеева. Григорий Павлович в 1929-33 годах работал в Усть-Цильме директором школы крестьянской молодежи. В своем письме он делится воспоминаниями о встрече первых самолетов в Усть-Цильме.
Г.П. Еремеев проживает в г. Архангельске, он – персональный пенсионер республиканского значения. Сейчас собирает материалы для нашего музея.
Григорий Павлович приезжал в Усть-Цильму в 1972 году.


 P1010008[1].копия.jpg
 P1010007[1]..копия jpg.jpg
ПЕРВЫЕ САМОЛЕТЫ В УСТЬ-ЦИЛЬМЕ

В ТО ДАЛЕКОЕ время большинство жителей Усть-Цильмы слово «самолет» не употребляли, в обиходе было название «аэроплан» или просто «ероплан». О намеченном прибытии самолета в Усть-Цильму знали только руководители района, а населению об этом объявлено не было.
16 февраля 1932 года в Усть-Цильме проходила конференция учителей района, и нам сообщили (я был участником конференции), что в тот день в 13 часов 30 минут в Усть-Цильму прибудет первый самолет. Для встречи нужно направить делегацию. С приветствием поручили выступить мне, но я отказался, так как побаливало горло и вынужден был идти домой.
В 13 часов все участники учительской конференции пошли стройной колонной к посадочной площадке, которая находилась в нижнем конце села на льду Печоры. И вот, в 13 часов 30 минут, как и намечалось, над Усть-Цильмой появился самолет. И тут начался переполох. Кто шел по улице, останавливался и смотрел в небо, кто был в избе, выхолил на улицу. Молодые люди верхом, многие по два человека на одной лошади, в розвальнях, пешком спешили посмотреть на самолет. Пожилые женщины, особенно староверки, усиленно молились и даже прятались, считая, что пришел конец света. Сразу появились ссылки на Библию, где, мол, сказано, что перед концом света земля будет обвита железной проволокой, а потом полетят железные птицы. Днем позднее прошел слух, что из-за гула самолета пропали две лошади.
Самолет сделал круг и приземлился в указанном месте. Все присутствующие были взволнованны и радостны. Это приятное волнение у многих оставалось еще долго после встречи на площадке, тем более, что несколько человек из встречающих прокатились на самолете над Усть-Цильмой.
Вечером экипаж самолета пришел в школу, где проходила конференция учителей (в здании школы напротив универмага). После работы конференции за чашкой чая учителя долго беседовали с летчиками первого самолета, прилетевшего в Усть-Цильму. Командиром самолета, помнится мне, был Фарих, но утверждать этого не могу, хотя других фамилий в памяти нет. Так, 16 февраля 1932 года, в ясный солнечный день в Усть-Цильму прилетел первый самолет.
Стоило бы на берегу, у места посадки первых самолетов поставить знак, примерно, с такой надписью: «Здесь, на льду, в 1932 году приземлялись первые самолеты».
Несколько позднее ил Архангельска вылетел в Усть-Цильму второй самолет, но он сделал вынужденную посадку в тайге, где-то между Усть-Цильмой и Meзенью. На нем было несколько пассажиров, они отделались ушибами. Усть-цилемские мужчины, занимающиеся извозом (тогда грузы, а также пассажиров зимой возили только на лошадях), на обратном пути из Архангельска видели, как по проделанной в лесу просеке лошадями вытаскивали из леса самолет. Рассказывали они об этом с ехидцей, называли самолет шишком, нечистой силой, но не знали, что этот самолет должен был прибыть в Усть-Цильму. Это незнание сыграло, мне кажется, положительную роль. Об аварии самолета слухи не распространились, и у жителей Усть-Цильмы не было кривотолков, особенно у староверов. В расстроенном состоянии был только начальник площадки А. Тютин, которого я застал в его кабинете, шагающим от стены к стене.
— Ты только подумай, — сказал он мне, — что староверы намолили. Второй самолет, идущий к нам, в тайге сделал вынужденную посадку прямо на деревья.
Третий самолет из Архангельска в Усть-Цильму прилетел в конце марта или в начале апреля. Помню, что на солнце подтаивал снежок и стала проявлять себя активнее вода в Усть-Цилемском ручье. Третий самолет для Усть-Цильмы был вторым, так как второй, я уже говорил, не долетев до места назначения, потерпел аварию.
Прилет самолетов вызвал большой интерес и любопытство у жителей всего района. Это событие воспринималось пo-разному. Какая-то часть населения, связанная с религией, призывала молиться, а большинство считали появление самолетов явлением новым, прогрессивным.

Г. ЕРЕМЕЕВ.
г. Архангельск.

На снимке: самолет серии «К». Такие самолеты садились на лед реки Печоры.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения